Разработка Единых стандартов кредитования субъектов МСП – необходимый шаг по унификации рынка, создания фундамента для внедрения новых механизмов рефинансирования МСП кредитов, таких как секьюритизация, возможности объединения портфелей кредитов различных банков в один пул, облегчение возможностей по выкупу отдельных кредитов и целых портфелей МСП кредитов на рынке.
Единые стандарты включают в себя требования к кредитам, заемщикам и кредиторам, рекомендации к основным процессам кредитования и ИТ-платформе, а также типовые формы основных документов кредитной сделки.
Единые стандарты кредитования МСП одобрены Рабочей группой при Банке России по финансированию субъектов МСП 10 октября 2017 года и утверждены Правлением АО «МСП Банк».
Документы
(введены в действие с 10.10.2017)
Мультиоригинаторная платформа секьюритизации
Мультиоригинаторная платформа секьюритизации нацелена на содействие небольшим и региональным банкам в рефинансировании портфелей выданных кредитов субъектам МСП путем накопления достаточного по объему пула от нескольких банков-оригинаторов и последующего выпуска и размещения на российском долговом рынке облигаций, обеспеченных таким пулом.
2.6 Принципы секьюритизации финансовых активов
(введены в действие с 30.03.2018)
(утверждены решением Правления АО «МСП Банка»
протокол заседания от 30.03.2018 №33)
Структуры мультиоригинаторной платформы:
Механизмы поддержки со стороны АО «МСП Банк» в рамках мультиоригинаторной платформы:
Основные требования к банкам-оригинаторам:
- Кредитование субъектов МСП является одним из приоритетных направлений деятельности Банка;
- Банк должен отвечать требованиям, установленным Едиными стандартами, в том числе к опыту работы на рынке кредитования МСП и финансовой устойчивости;
- Банк должен руководствоваться требованиями к организации кредитного процесса, определенными Едиными стандартами, в том числе к оценке заемщика и процедурам андеррайтинга;
- Банк должен обеспечить исполнение обязательств по обслуживанию портфеля кредитов МСП, права по которым уступлены в пользу МСП Банка/СФО;
- Банк должен обеспечить возможность обмена данными и формирования отчетов и документов, необходимых при уступке прав по кредитам МСП в согласованном формате.
Преимущества участия в мультиоригинаторной платформе секьюритизации:
- Привлечение финансирования на сумму до 75% от размера портфеля МСП кредитов;
- Возможность «перешагнуть» установленные лимиты на банк;
- Привлекательные условия финансирования – ставка на уровне высоконадежных облигаций;
- Срок финансирования сбалансирован со сроками погашения МСП активов;
- Возможность поэтапного накопления портфеля МСП кредитов;
- Получение избыточной маржи по пулу кредитов (сверх стоимости привлечения и расходов);
- Сохранение клиентской базы – продолжение сбора платежей и обслуживания МСП клиентов;
- Разгрузка капитала на сумму старшего и мезонинного транша;
- Повышение прозрачности и узнаваемости банка среди инвесторов на рынке капитала.
О сведениях, направляемых или предоставляемых эмитентом соответствующему органу (соответствующей организации) иностранного государства, иностранной фондовой бирже
Основы секьюритизации
Источник: mspbank.ru
Каковы преимущества создания вторичного рынка кредитов МСБ
В развитых странах вклад малого и среднего бизнеса (МСБ) в ВВП достигает порядка 50%. Россия отстает от этих показателей двукратно, но в рамках национальных проектов ставит амбициозные задачи по увеличению доли МСБ до 32,5% к 2024 г. с нынешних 23%. Ключевой, но не единственной мерой для достижения этой цели является поддержка кредитования малого и среднего бизнеса.
В 2018 г. темпы прироста портфеля кредитов МСБ оказались самыми низкими среди сегментов банковского кредитования. Задолженность малого и среднего бизнеса впервые с 2014 г. показала скромный прирост – на 1%. Но при этом портфель кредитов крупному бизнесу вырос на 12%, а розничных кредитов физическим лицам, включая ипотеку, – на 22,4%.
Для банка кредиты МСБ – достаточно сложный в работе продукт, в том числе из-за повышенного кредитного риска: доля просрочки на начало года составляла порядка 12%. Для сравнения: в корпоративном сегменте – около 5%, хотя и с учетом сокрытия проблемной задолженности в реструктуризациях.
Помимо этого у малых и средних предприятий обычно отсутствуют ликвидные залоги, так как основные средства, как правило, находятся в аренде, что повышает требования к формированию банками резервов. Для оценки МСБ банкам нужны сложные модели скоринга, поскольку сегмент включает широкий диапазон бизнесов с соответствующей спецификой – от микропредприятий с доходами до 120 млн руб. и штатом не более 15 сотрудников и до среднего бизнеса с выручкой до 2 млрд руб. и максимальной численностью сотрудников 250 человек. Также для МСБ обычно характерна невысокая прозрачность: деятельность может быть рассредоточена по нескольким юридическим лицам, что не позволяет банку видеть весь периметр заемщика. Все эти риски и издержки закладываются банками в ставку, которая представляет существенный вызов для рентабельности большинства МСБ.
Главным драйвером кредитования МСБ при стагнирующем потребительском спросе выступают меры господдержки в виде субсидирования процентных ставок, гарантий Корпорации МСП и поручительств от региональных гарантийных фондов. Рыночным же инструментом поддержки, не требующим прямого расходования бюджетных средств, является секьюритизация портфелей кредитов МСБ. В России было проведено уже три знаковые сделки по их секьюритизации – Промсвязьбанком, Транскапиталбанком и «МСП банком». Размеры выпусков составляли 5–7 млрд руб. каждый, что в сравнении с общим объемом портфеля, превышающим 4 трлн руб., пока очень мало, чтобы повлиять на рынок. Но эти выпуски стоит рассматривать как стартовые точечные сделки, на которых происходит обучение и банка-оригинатора, и организаторов, и инвесторов.
Секьюритизация – это альтернативный источник фондирования кредитов МСБ через выпуск специально созданным эмитентом облигаций, обеспеченных поступлениями по кредитам; она также разгружает капитал банков для новых выдач. Как правило, она строится как многотраншевая сделка, при которой дефолты в проданном портфеле кредитов абсорбируются младшим траншем, выкупленным банком-оригинатором. Наличие младшего транша не только повышает кредитное качество старшего транша, который предлагается рыночным инвесторам, но и позволяет банку-оригинатору сохранить процентный доход по проданному портфелю. Также за банком-оригинатором остается сервисная комиссия от обслуживания кредитов и вместе с ней – клиентская база для дальнейших продаж продуктов банка.
Основной интерес банка-оригинатора в таких сделках заключается в достижении более низкой ставки размещения с баланса специально созданного эмитента по сравнению с прямыми заимствованиями банка на рынке. Это достигается путем обособления портфеля кредитов банка от остальных его рисков и видов деятельности, а также ряда дополнительных мер кредитной поддержки – например, в виде младшего транша и избыточной доходности портфеля кредитов.
Размер младшего транша в таких сделках составляет порядка 30% от выкупаемого портфеля кредитов, тогда как, например, в ипотечной секьюритизации – порядка 10%, что соответствует разнице рисков в этих сегментах. Меры кредитной поддержки сделки позволяют выпуску в рамках секьюритизации получить кредитный рейтинг выше, чем у самого банка, что расширяет базу инвесторов и снижает ставку. Вместе с тем секьюритизация – это вызов уровню технологичности банка. В первых сделках издержки на настройку IT-систем для формирования и мониторинга портфеля кредитов и подготовку юридических документов могут ставить под сомнение экономическую целесообразность выпуска.
Для инвесторов качественно структурированный инструмент – это привлекательный актив с премией к ОФЗ порядка 100–150 базисных пунктов. Однако оценка такой инвестиции – ресурсоемкая задача, поэтому на начальном этапе ключевым фактором размещения становится наличие якорного инвестора. И такой в сегменте МСБ есть – это Корпорация МСП и ее дочерний «МСП банк». «МСП банк» в таких сделках выполняет роль якорного инвестора, резервного сервисера, организатора, банка счета, кредитора промежуточного финансирования и разработчика стандартов кредитования. В последней сделке «СФО МОС МСП 1» Корпорация МСП участвовала также в качестве поручителя.
Особенность государственной поддержки в этом сегменте заключается в стремлении развивать практику мультиоригинаторной секьюритизации, при которой в одной сделке объединяются пулы нескольких банков. Это позволяет снизить затраты на организацию сделок для оригинаторов и повысить доступность этого инструмента для банков с базовой лицензией, для которых критично фондирование кредитования МСБ. Поддержка небольших банков особенно актуальна в условиях роста концентрации в сегменте: за три года доля 30 крупнейших по активам банков в выданных МСБ кредитах увеличилась на 28 процентных пунктов и к концу 2018 г. составила 74%.
Масштабирование опыта, полученного на первых точечных сделках с государственной поддержкой, станет основой развития российского рынка неипотечной секьюритизации. Качественное структурирование сделок, позволяющее минимизировать риски инвесторов старшего транша, даст участникам рынка новый инструмент для диверсификации вложений. В конечном итоге секьюритизация через разгрузку капитала банков позволит увеличить объемы и улучшить условия кредитования МСБ, что расширит возможности инвестирования для малого и среднего бизнеса.
Мнения экспертов банков, финансовых и инвестиционных компаний, представленные в этой рубрике, могут не совпадать с мнением редакции и не являются офертой или рекомендацией к покупке или продаже каких-либо активов.
Источник: raexpert.ru
Секьюритизация кредитов малому и среднему бизнесу — новый инструмент МСП-банка
Одной из наиболее актуальных тем в контексте появления дополнительных инструментов поддержки малого и среднего бизнеса на сегодня является тема секьюритизации кредитов. Как этот опыт внедряет МСП Банк, будет рассказано в кейсе
Кирилл Семенов
Заместитель председателя правления
По мнению Центробанка и Минэкономразвития, секьюритизация банковских активов представляет собой один из ключевых элементов поддержки МСП. И эта тема сегодня не просто абстракция — осенью Государственная дума должна принять во втором и третьем чтениях поправки в законы, регулирующие операции по секьюритизации.
Сама идея секьюритизации далеко не нова — похожим образом государство поддерживает ипотеку. Поддержать кредитование МСП тем же способом пытались с 2009 года, но тогда требуемые поправки в законы застряли в Госдуме, и только теперь вопрос вернулся к рассмотрению.
Поправки, подготовленные Минфином, позволят банкам выпускать на российском рынке облигации, обеспеченные любыми однородными активами. Сейчас кредитные организации могут выпускать бумаги только под пулы ипотечных кредитов, поправки же предусматривают возможность привлечения банками финансирования под пулы потребительских и автокредитов, портфели кредитных карт, а также кредиты малому и среднему бизнесу.
Расширить кредитование МСП путем совершенствования закона о секьюритизации предлагает и Минэкономразвития, но для этого, по мнению представителей ведомства, нужна стандартизация таких кредитов, которая повысит доверие регулятора и позволит решить проблему широкого доступа банков к рефинансированию в ЦБ. В свою очередь это должно снизить дефицит денег на рынке и сделать кредитные ресурсы доступнее для заемщиков.
Недавно принятая Стратегия развития МСП Банка до 2016 года предусматривает введение механизма рефинансирования портфелей банков-партнеров с применением механизма секьюритизации кредитов МСП. Этот действенный инструмент рефинансирования для банков позволит с помощью инструментов рынка капитала профондировать кредиты, выданные малому и среднему бизнесу. Секьюритизация представляет собой не что иное, как продажу этих активов, которые выданы в виде кредитов малому и среднему бизнесу, на рынок.
Секьюритизация — инструмент вторичный. Она улучшит условия кредитования МСП, но не поднимет их деловую активность и спрос на кредиты
Стратегические цели МСП Банка подразумевают через внедрение новых инструментов рефинансирования банков добиться удешевления заимствований, идущих на кредитование МСП. Не менее важным является и привлечение на рынок инвесторов, ориентированных на структурированные продукты или на активы МСП, а также включение выпусков по секьюритизации в ломбардный список Центробанка.
Внедрение механизма секьюритизации, по мнению экспертов, сулит преимущества не только малому и среднему предпринимательству, но и самим банкам. Получение дополнительной ликвидности и снижение нагрузки на капитал — основная экономическая мотивация для банков проводить секьюритизацию портфелей. В частности, кредитные организации смогут за счет этого источника средне- и долгосрочного фондирования улучшить свои балансовые показатели, в том числе достаточность капитала и нормативы ликвидности, а вместе с «расчисткой» баланса произойдет улучшение рискового профиля активов.
К самим банкам при этом также будут предъявляться определенные требования. Так, для сделки по секьюритизации кредитных портфелей МСП необходимым будет наличие у банка сформировавшихся кредитных процедур и стандартизированной кредитно-обеспечительной документации. Объем портфеля кредитов МСП, необходимый для реализации сделки размером 5 млрд рублей, должен быть примерно 10–12 млрд рублей. Отдельным условием является наличие в кредитной документации между банком и заемщиком возможности уступки долга. Кроме этого, с банка не снимается полностью ответственность за качество продаваемого портфеля, так как младший (наиболее рисковый) транш выпуска выкупается банком-оригинатором и служит «подушкой безопасности» для более «старших» траншей.
Весь процесс секьюритизации кредитов МСП делится на несколько этапов. Во-первых, происходит подбор активов, формируется портфель однородных кредитов, отвечающих определенным квалификационным требованиям. Далее происходит структурирование кредитного портфеля по траншам (классам облигаций) с различными характеристиками риска и последующая продажа портфеля SPV специальной компании, которая создана исключительно для выкупа активов и последующей эмиссии ценных бумаг. Сейчас секьюритизация активов может проходить только через иностранные SPV, однако в готовящемся законопроекте предусмотрена возможность создания таких специализированных финансовых компаний в российской юрисдикции.
Завершающий этап секьюритизации — выпуск обеспеченных активами долговых обязательств и продажа их инвесторам.
Некоторые сделки могут предусматривать замену досрочно погашаемых кредитов в течение срока выпуска новыми. В этом случае инвесторы ожидают, что кредиты, вновь включаемые в сделку, будут отвечать качественным критериям, установленным при формировании начального портфеля. Это, в свою очередь, обязывает банк сохранять качество кредитной работы на требуемом уровне.
При всей простоте и очевидности инструмента секьюритизации нельзя недооценивать сложностей, с которыми столкнутся пионеры этого рынка. Даже после совершенствования законодательства останется недоверие инвесторов как к банкам, так и к самому сегменту МСП. Но главное, секьюритизация —инструмент вторичный. Она улучшит условия кредитования МСП, но не поднимет их деловую активность и спрос на кредиты. Нельзя рассматривать секьюритизацию как абсолютную панацею — она лишь звено комплекса мер поддержки МСП.
Источник: bosfera.ru