Семейное образование как бизнес

Родители не всегда доверяют школьному образованию: некоторые пишут жалобы, другие тщательно контролируют учителей, третьи переводят детей на семейное образование. Разбираемся, кому подходит семейное образование и как его организовать.

Что такое семейное образование?

Это образование, которое ученик получает вне школы внутри семьи. Оно предусмотрено статьей 17 закона «Об образовании». Ученик прикрепляется к школе только для прохождения промежуточных и итоговой аттестации. Но школа только организует аттестацию — всю ответственность за качество образования берут на себя родители.

При этом ребенок может бесплатно пользоваться школьными учебниками, участвовать в олимпиадах и конкурсах всех уровней. Родители могут сами выбирать методы и формы обучения, могут составить образовательную программу или выбрать из тех, что представлены в книгах и интернете. Если родители хотят перевести ребенка на семейное образование, но думают, что не справятся, они могут пользоваться услугами репетиторов или центров семейного образования.

Школа и семейное образование. Бизнес с нуля с не крымским качеством. Алена Колусенко

Семейное образование иногда путают с заочной формой обучения. При заочной форме обучения ребенок сидит дома, но занимается по образовательной программе, утвержденной школой. К нему приходят учителя для консультаций, задают и проверяют домашние задания.

Какие нужны документы для перевода ребенка на семейное образование?

Чтобы перевести ребенка на семейную форму получения образования, нужно обратиться в районный отдел образования, а затем в школу. В районный отдел образования нужно подать уведомление. Лучше сделать это в начале учебного года, до 1 сентября. Уведомление можно писать в свободной форме: главный посыл — вы сделали выбор в пользу семейного образования с учетом мнения ребенка.

Уведомление, зарегистрированное в отделе образования, пригодится, если администрация школы будет протестовать против вашего решения. В районном отделе образования никто не может давить на вас и не регистрировать документ. Также в отделе образования вам должны выдать письменный ответ о получении уведомления.

Затем нужно подать в школу заявление о прохождении промежуточной аттестации и государственной итоговой аттестации. Если ребенок уже обучался в этой школе, то нужно будет одновременно писать заявление об отчислении по собственному желанию. К заявлениям нужно приложить ответ о получении уведомления из районного отдела образования. Школа должна не только зарегистрировать ваше заявление, но издать локальный акт о переводе ребенка на семейную форму получения образования. Если ребенок не обучался в этой школе, нужно взять с собой паспорт, свидетельство о рождении ребенка, фотографию ребенка 3×4.

Этих шагов достаточно, но в некоторых регионах школы заключают договор с родителями. Если школа настаивает на этом, нужно проверить локальные акты. Если договор указан в них как необходимый документ, то нужно соглашаться. Прочитайте договор: в нем должны быть указаны сроки прохождения аттестации, перечень предметов, объем проверяемых знаний на промежуточной аттестации.

2023 год -последний год семейного образования

Может ли школа отказать?

Нет, у школы нет такого права. Форма семейного образования предусмотрена законом, в школе должны быть приняты необходимые локальные акты. Если этого нет, родители имеют право жаловаться в районные отделы образования, региональные департаменты и министерства, прокуратуру, Рособрнадзор.

Чаще всего достаточно аргументированно поговорить с директором школы: сказать, что вы защищаете интересы ребенка, его законные права, объяснить, по каким программам вы собираетесь обучать ребенка, доказать свои компетенции. Это не обязательно, но часто действует на директора лучше заявления в прокуратуру. Лучше прикреплять ребенка в школе по места жительства — другие школы могут отказать из-за отсутствия свободных мест.

Как часто приходить в школу?

Если вы хотите получать бесплатные учебники, нужно будет прийти за ними. Также можно приходить для участия в олимпиадах и конкурсных отборах. Учителя с ребенком заниматься не будут — форма обучения этого не предусматривает. Но ребенок имеет право на консультации перед аттестацией. Также ребенок обязан прийти на экзамены — промежуточные и итоговые.

Кто будет заниматься с ребенком?

В первую очередь, родители. Не обязательно иметь высшее образование по всем учебным дисциплинам. От родителя требуются психологическая поддержка, навыки планирования, понимание образовательных стратегий. Родитель должен прочитать ФГОС и понимать, что должно быть сформировано у ребенка к концу одиннадцатого класса.

Должен уметь работать с информацией и воспитывать это умение в ребенке. Должен быстро обучаться: прочитать учебник по физике за седьмой класс и понять, как донести информацию до ребенка. Родителю помогут книги по предметам или образовательная периодика, например, журнал «Семейное образование».

Во вторую очередь, родителям помогут репетиторы. Кто-то полностью перекладывает на них ответственность, кто-то обращается за помощью, если не может объяснить сложную тему самостоятельно. Также к репетиторам обращаются для подготовки к экзаменам.

В третью очередь, родители могут найти помощь в центрах семейного образования. Не все из них включены в ассоциацию развития семейного образования, но это не уменьшает их компетенций. Также можно использовать ресурсы дополнительного образования — физику или литературу можно изучить в кружках и секциях.

Читайте также:  До скольки бизнес ланч в поль бейкери Екатеринбург

Где ребенок будет социализироваться?

В кружках, клубах для общения, тематических лагерях и на улице. Если ребенок ходит в учреждения дополнительного образования постоянно, то скорее всего он дружит с ребятами, посещающими кружок. Эта дружба может быть сильнее школьной, потому что у ребят одинаковы интересы.

Почти в каждом учреждении дополнительного образования есть клубы для общения. Они могут называться по-другому, работать по коммунарским или пионерским методикам, основываться на волонтерских принципах.

Также ребята могут каждые школьные каникулы ездить в тематические лагеря. Как правило, они интересней обычных оздоровительных лагерей. После тематических лагерей ребята могут найти новые интересы, по-другому взглянуть на учебные предметы и пойти в новые секции, кружки и студии.

Нельзя умалять влияние улицы. Во дворах и на открытых спортивных площадках ребята действительно общаются с друзьями из соседних дворов, а не только пьют и курят.

Как ребенок будет сдавать экзамены?

Ребенок прикреплен к школе для прохождения промежуточной и итоговой аттестации. Значит он будет сдавать экзамены вместе с другими учениками по правилам, установленным школой. Он, как и другие ученики, имеет право выбирать некоторые необязательные экзамены и посещать консультации перед ними. Если ребенок не сдаст экзамен, а затем не пересдаст его с комиссией, ему придется вернуться в школу на очную форму.

Можно вернуться обратно в школу или перейти в другую?

Да, если родители поняли, что не готовы продолжать семейное образование, то ученик сможет вернуться в школу. Если ученик захочет перейти в другую школу и обучаться по очной форме, то могут возникнуть трудности. Все зависит от свободных мест в новой школе. При этом если ребенок захочет на конкурсной основе поступить в новую школу, то проблем не возникнет.

Получают ли родители денежную компенсацию?

Это зависит от региона, в котором проживает семья. У субъекта РФ есть право выплачивать компенсации родителям, выбравшим семейное образование, но не все регионы этим правом пользуются. Сейчас такие компенсации выплачивают в Пермском крае, Омской и Свердловских областях. В Пермском крае в среднем родители получают 10 000 рублей в месяц.

Поделитесь со всеми, кто учит детей

Источник: eduregion.ru

Семейное образование: правовая основа, достоинства и риски

Семейное образование — что это? Отличие от домашнего обучения и возможные риски.

О семейном образовании сегодня не слышал разве что человек, не имеющий телевизора или Интернета. Увы, чаще всего оно упоминается в каком-то негативном контексте, связанным с конфликтом родителей или учащихся в школе, или же с какими-то санкциями со стороны опеки в адрес родителей.

На самом деле институт семейного образования вовсе не является новым. В статье 63 ФЗ №273-ФЗ «Об образовании» содержится упоминание семейной формы образования в рамках получения знаний по общеобразовательной программе. При этом, право выбирать форму образования закреплено за родителями или законными представителями ребенка.

Статья 63 ФЗ Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ Об образовании в Российской Федерации

Еще в 2013 году Министерство образования и науки РФ подготовило Порядок организации и осуществления деятельности по различным образовательным программам, который был утвержден Приказом от 30.08.2013 N1015. В нем упоминаются основные аспекты перевода детей на семейное образование, а заодно и уточняются некоторые специфические организационные вопросы.

Дополнительно во все образовательные учреждения было направлено письмо Минобрнауки России от 15.11.2013 N НТ-1139/08 «Об организации получения образования в семейной форме».

Отличие семейного образования от домашнего обучения

Часто можно увидеть путаницу «семейного образования» и «домашнего обучения», когда не совсем разбирающиеся в предмете люди упоминают их в равнозначном контексте. Это в корне неверно.

  • Домашнее обучение – это учебный процесс, который осуществляется непосредственно учебным заведением, когда учащийся по каким-то причинам не может обучаться в школе. Например, обучение больного ребенка после травмы на дому. При этом вся ответственность за качество образования остается на учебном заведении.
  • Семейное образование – одна из доступных для выбора форм получения знаний по общеобразовательным программам без участия учебного заведения. Говоря проще, родители самостоятельно обеспечивают своему ребенку получение знаний, как самостоятельно изучая с ним программу, так и привлекая на платной или иной основе сторонних лиц (репетиторов, частных учителей и т.д.).

ВАЖНО: Итоговая аттестация для контроля качества образования проводится непосредственно школой, она является обязательной (приказ Министерства образования №1015, пункт 20). Потребовать такую аттестацию родители имеют полное право в любом учебном заведении по месту своего проживания. Об этом прямо говорится в ч. 3 ст. 17 ФЗ «Об образовании» и в пункте 3 упомянутого выше приказа Минобразования (далее Приказ). Аттестация экстернов проводится бесплатно.

Важно также знать, что:

  • Мнение ребенка о выборе или смене формы обучения должно быть учтено обязательно;
  • Ничто не запрещает совмещать разные формы образования. Ребенок может изучать русский язык в школе, а остальное – «в семейном формате» или наоборот.
  • Школа не вправе препятствовать смене формы получения образования. Никаких «У нас такого нет» и «В нашем регионе подобное не практикуется». Это есть везде, а потому региональные «тараканы» и «заскоки» в данном случае не касаются никого, кроме школы.
Читайте также:  Бизнес прямых продаж что это

Система семейного образования в РФ

Порядок перехода на семейную форму обучения

Итак, чтобы перевести ребенка на семейную форму обучения, необходимо:

1. Направить заявление о переходе на данную форму обучения в школу и местную администрацию (отдел по образованию или Департамент по образованию);
2. Определиться с программой обучения и порядком: будут ли родители учить ребенка самостоятельно или же наймут кого-либо на стороне.
3. Написать заявление для зачисления ребенка в число «экстернов», для последующей промежуточной и итоговой аттестации по ходу обучения.
4. Явиться по вызову в образовательное учреждение для оформления документации на семейное обучение – акта образовательного учреждения о зачислении в экстернат и, возможно (но не обязательно) договора между родителями и школой.

И все! Никаких дополнительных документов или сведений для этого не требуется.

Частые заблуждения и злоупотребления со стороны школ, когда дело доходит до семейного образования:
  • Заявление о переходе на семейную форму обучения пишется 1 раз. Ни ежегодно, ни ежеквартально его дублировать не требуется;
  • Родители вправе не сообщать причины такого перехода ни устно, ни письменно. «Посовещались и решили» — вполне достаточно;
  • Родители не обязаны предоставлять ни документы о собственном образовании, ни какие-либо другое о том, кто и как будет учить ребенка;
  • Ученик сохраняет право на использование школьной и городской библиотеки на полностью бесплатной основе (ст. 35 «Об образовании»), а также получать от образовательного учреждения методическую и консультативную помощь.

Если аттестация при семейном обучении не пройдена

Главная проблема, с которой могут столкнуться обучающийся на семейной форме и его родители — невозможность сдать промежуточной или итоговой аттестацию.

В этом случае ребенку с семейной формой обучения предстоит продолжить обучение в школе, как то гласит часть 10 статьи 58 Закона «Об образовании».

С этим подчас связаны практически все конфликты между школой и родителями – к ученику на семейной форме обучения могут умышленно при прохождении аттестации выдвигаться завышенные требования, что повлечет невозможность (либо значительное усложнение) ее сдачи. В итоге не сдавший экзамены ученик «добровольно-принудительно» возвращается в учебное заведение.

Если родители ученика отказываются отправлять его в школу, возможны меры со стороны органов опеки из-за создания препятствий к получению ребенком образованию.

Однако родители не лишены права выбрать любое другое учреждение для сдачи аттестации, а вовсе не то самое, из которого ребенок был переведен на семейную форму обучения.

Чем грозит семейное обучение?

Изначально ничем. Школы, разумеется, не горят желанием оказывать содействие тем родителям, которые забирают детей на семейную форму обучения. Если это один ученик за, допустим, год – посмотрят искоса, ну и ладно.

Если же «исход» учеников примет массовый характер или же переводу на семейную форму будет предшествовать скандал с руководством школы – возможно явное противодействие как со стороны школы, так и на уровне местного отдела по образованию.

Увы, может потребоваться немало нервов, чтобы отстоять свое право обучать ребенка так, как родители считают нужным. Но эта «свобода» носит весьма условный характер – проверка знаний в любом случае осуществляется по учебным программам с госаккредитацией, поэтому выбор программы обучения ограничен лишь часами для усвоения материала и подходом к учебному процессу.

Кроме того, родители полностью отвечают за качество и полноту образования, которое определяется только и исключительно итогами аттестации. Школа лишь обязана оказать содействие в ее проведении, организовав аттестацию.

Если у вас возникли сложности с переводом своего ребенка на семейное обучение – пишите свои вопросы для получения консультации в этой группе.

Share the post «Семейное образование — что это? Отличие от домашнего обучения и возможные риски.»

Источник: pravo18.ru

Дети на семейном обучении. Кто зарабатывает деньги?

Неполная семья и домашнее обучение детей: возможно, но очень трудно

Алексей Карпов педагог-энтузиаст, отец трех детей, обучавшихся дома

Зарабатывать деньги или учить троих детей дома? Именно с таким выбором столкнулся в 1999 году Алексей Карпов, известный популяризатор семейного обучения. Сыновьям было 10 и 9 лет, а дочке 4 года, когда отец остался с ними один — и выбрал продолжать домашнее обучение. В ущерб финансовому положению семьи. Как это сказалось на детях, которые сейчас уже взрослые люди?

Кто зарабатывает деньги в вашей семье, если дети учатся дома?

Алексей Карпов

Разумеется, трудно совместить режим семейного обучения сразу трех детей разного возраста, с непростыми характерами, в ситуации неполной семьи — с эффективным зарабатыванием денег. У меня и не получалось.

Я «работал за деньги» только год после окончания Политехнического института. А потом мой папа организовал свое малое предприятие (в сфере радиоэлектроники), а я как раз понял, что меня больше не влечет наука физика, а влечет педагогика. Папа и сказал: «Ну что ж. Буду твоим спонсором. Давай развивай свои обучающе-развивающие методики. Несколько лет я тебе точно даю».

Довольно скоро (сразу после рождения третьего ребенка) у меня начались серьезные проблемы в семье. И я вынужден был полностью засесть дома, занявшись воспитанием детей. В такой ситуации финансовая помощь моего отца была тем более кстати.

Читайте также:  Сколько сообщений в день можно отправлять в вотсапе бизнес

Так продолжалось многие годы. Бизнес у папы шел не очень успешно, а потом заглох совсем. Мы кое-как перебивались — скромно, но в пределах необходимого. Помогали и моя мама с отчимом, и другие родственники, знакомые. Иногда перепадала какая-нибудь гуманитарная помощь.

Когда умерла моя мама, а жена и старшая дочка уехали, мы примерно полгода жили на небольшое мамино наследство. А потом пошли самые тяжелые времена. Ни мой папа, ни отчим помочь уже ничем практически не могли. Большинство старых друзей и приятелей занимались своими делами.

А родственники меня радикально не понимали — почему я не отправляю детей в школу и не иду работать «как все нормальные люди». Да и не только родственники — вообще мало кто меня понимал.

Но я гнул свою линию. Родственники, знакомые — все они смотрели и судили откуда-то «издалека». А я был рядом со своими детьми и видел ситуацию гораздо глубже и яснее. И видел, что моя линия действий — единственно верная. Сомневался, метался душой, ломал голову, но не видел никакой другой разумной альтернативы.

И год за годом продолжал учить детей дома.

Влезал в долги. Временами находились добрые люди, которые просто помогали: деньгами, продуктами, вещами. Иногда получалось что-то подработать, не нарушая тонкого семейного учебно-воспитательного процесса. Меня многие осуждают за такую линию. Но я и сейчас не чувствую в данном отношении угрызений совести.

Я не вижу, как мог бы действовать иначе.

Дети, слава Богу, росли физически нормально — питание, хоть и простое, я организовывал достаточно полноценное. Одежды и обуви нам отдавали много. Необходимые туристские принадлежности, художественные краски, игрушки, музыкальные инструменты, аудиотехника, компьютер — все необходимое у нас появлялось (за счет своих сил или за счет помощи других людей).

Алексей Карпов

Со временем я начал заниматься не только со своими детьми. Но лишь эпизодически. И далеко не всегда с ориентацией на достойное вознаграждение. А часто его (вознаграждения) и вовсе не случалось, но зато мы все вместе общались с какой-нибудь семьей, делали нечто полезное, расширяли свой опыт. Словом, практическим коммерческим деловым подходом тут и не пахло.

Довольно долгое время я пребывал в иллюзии того, что мои картины скоро начнут продаваться за большие деньги, и мы тем самым решим все наши финансовые проблемы. Но доход от очень редких продаж моих работ в целом меньше, чем потрачено за эти годы на материалы. Последнее время я уже и не пытаюсь делать из своей живописи коммерцию.

Безденежье жутко давило и угнетало меня психологически. Но я старался не раскисать, а двигаться вперед. Надеялся, что, когда дети вырастут, станет легче. И действительно, сейчас стало легче.

Все это я написал не только затем, чтобы рассказать о нашей жизненной ситуации. Как часто я слышу от родителей: «Ах! Мы бы с радостью учили своих детей сами! Но ведь надо зарабатывать деньги! Мы же не можем засесть дома, бросив работу.

На что же тогда жить?!».

Само понятие «на что жить?» разное у разных людей. Мы временами жили на уровне в 3-4 раза ниже прожиточного. Многие годы денег хватало только-только на самые необходимые продукты. И ничего — справились. А для кого-то необходимы дорогие вещи, престижный автомобиль, отдых за границей.

Уж если мы в нашей ситуации могли пятнадцать лет идти таким путем, то что говорить о людях, находящихся в гораздо более благоприятной жизненной ситуации?! Если очень надо, то найти возможности всегда можно.

Ситуация воспитания в очень тяжелых материальных условиях имеет не только отрицательные, но и многие положительные моменты. Вырабатывается терпение, смирение, разумное и ответственное отношение к деньгам и покупкам.

Вырабатывается чувство собственного достоинства, не зависящее от уровня финансового благосостояния. Человек с ранних лет учится добиваться желаемого не только за счет кошелька родителей, но и за счет своих личных усилий (например, не купить гитару, а самому собрать хороший инструмент из остатков старых гитар). Тема, словом, весьма серьезная.

Но совершенно не обязательно, реализуя путь семейного обучения, впадать в нищету. Если один из родителей работает, нормально обеспечивая семью, а другой занимается с детьми, то какие проблемы?

И завершить мне хочется такой вот мыслью. Если бы я ходил на работу, а дети мои учились бы в школе, то для того, чтобы дать им образование и воспитание на таком уровне, какое они получили, мне пришлось бы платить не одну тысячу долларов в месяц. То есть можно считать, что я эти деньги как будто бы заработал и потратил на оплату частных школ, гувернеров, психологов, репетиторов, дорогих студий, детских развлекательно-обучающих лагерей и всего такого прочего. Поскольку, по сути, у нас все это было.

Источник: www.7ya.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Бизнес для женщин