Михайлик К.И. Перспективы организации семейного бизнеса в Российской Федерации // Международный журнал социальных и гуманитарных наук. – 2016. – Т. 5. №1. – С. 39-42.
ПЕРСПЕКТИВЫ ОРГАНИЗАЦИИ СЕМЕЙНОГО БИ З НЕСА В РОССИЙСКОЙ ФЕД Е РАЦИИ
К.И. Михайлик , студент
Научный руководитель : Т.Н. Целых , ст. пр е подаватель
Омский государственный университет п у тей сообщения
(Россия , г . Омск )
Аннотация. В статье рассматривается понятие и су щ ность семейного предпринимательства. Приведены прим е ры крупнейших , мировых семейных предприятий. Определ е ны основные виды семейного бизнеса, и их организацио н но-правовые формы. Выделены наиболее распространенные направления деятельности в семейном бизнесе.
Дан сра в нительный анализ особенностей ведения семейного и тр а диционного бизнеса. Особое внимание уделено перспект и вам организации и развития семейного бизнеса в Росси й ской Фед е рации.
Ключевые слова: семейный бизнес, предпр и нимательская деятельность, малый бизнес, семейная корпорация, семе й ная компания , родственники, организационно-правовая форма.
Семейный бизнес или предпринимательская деятел ь ность, передаваемая по наследству – явление не новое и имеет давнюю историю. Традиционно считалось, что ден ь ги надежней хранить в семье, именно по этому самыми дре в ними являются, как правило, семейные предприятия.
Профессор Уильям О ‘Хара, директор Института семе йн о го бизнеса при колледже Брай анта в Смитфилде , в своей книге «Века успеха» приводит факты существования с е мейн ого бизнес а еще до Римской Империи и задолго до п о явлен ия многонациональных корпораций [ 1 ].
Характерным для с емейно го предприним а тельств а явл я ется право собственности на бизнес член ов одной семьи и их родственн и ков. Понятие семья, с юридической точки зр е ния – круг лиц, которые связанны личными неимущественными и имущественными пр а вами и обязанностями, вытекающими из бр а ка, родства, усыновления или иной фо р мы приня тия детей в семью на воспитание [ 2 , с. 10 ]. Э кономическ ая природ а с емейного пре д принимательства проявляется в единстве о б щеэкономическо го содержани я предприним а тельства как вида экономической деятельн о сти и специфическ ой социальн ой формы о р ганизации . О собе н ность социальной формы организации, наделяет семейный бизнес ст а тус ом , задающим стратегическую цель разв и тия семьи, и формирующим прослойку п о томственных пре д принимателей.
Среди крупных европейских и америка н ских семейных компаний можно выделить следующие : Lego , Ikea , Ford , Di sney , Nestle , Ferrari , Marriot и Hilton . Я рким примером у с пешно й организации предпринимательской деятельности является семейных бизнес – империй Ротшильдов и Рокфеллеров, сов о купное состояние которых оценивается в семь триллионов до л ларов.
Что касается России, то уже в начале восемнадцатого в е ка стали формироваться купеческие династии, которые стан о вились впоследствии промышленной гордостью страны. Это был семейный бизнес Морозовых, Рябушинских , Пр о хоровых, Горбуновых, Скворцовых и т. д. [ 3 , с . 1 7 ]. С амыми известными российскими семейными предприятиями явл я ются :
- Коммерческий банк « Промсвязьбанк » (Алексей и Дмитрий Ананьевы);
- «Лаборатория Касперского» (Наталья и Евгений Ка с перские);
- Авиакомпания « Трансаэро », которой вл а дели супруги Плешаковы (компания прекратила свою деятельность в 2015 году);
На сегодняшний день, существует н е сколько видов с е мейного бизнеса, которые пре д ставлены в таблице 1.
Таблица 1. Виды семейного бизнеса
Особенности ведения бизнеса
Семейная корп о рация
Акционерное о б щество
Это крупная компания, имеющая огромный штат сотрудн и ков, главной особенностью которой является смена покол е ния правления предприят и ем. Для создания такого бизнеса требуется немало вложений и выбор серьезн о го направления деятельн о сти.
Семейная комп а ния
Полное и коммандитное товарищес т во
В подобных компаниях прослеживается че т кая иерархия. Каждый родственник занят в своей о б ласти.
Индивидуальный пре д приниматель; Общество с ограниченной ответс т венностью
Небольшого размера компании, число сотру д ников которой не превышает десятка ч е ловек. Участвовать в таком бизнесе могут двое, трое и более человек – в зависимости от деятел ь ности и необходимости. Для подобного бизнеса х а рактерно отсутствие четко выраженной иерархии, универсальность и взаимозаменяемость каждого с о трудника.
Среди направлени й деятельности семе й ного бизнеса преобладают мелкооптовая и ро з ничная торговля, бытовое обслуживание, ресторанный бизнес, транспортное обсл у живание населения, мелкий ремонт, стро и тельство, бухгалтерские работы и аудит, н а родные промыслы, фермерство и другая деятельность, что связано в первую очередь, с традиционным укладом семьи, наци о нальностью и состоянием материального и финансового капиталов [ 3 , с. 24 ] .
Проанализировав опыт большинства с е мейных компаний, можно вы дел ить п р е имущества и недостатки ведения семейного бизнеса , представленные в таблице 2 .
Таблица 2 . Сравнительная характеристика организации традиционного и семейного би з неса
Традиционный б изнес
Нет гарантий сохранн о сти
Повышение по карьерной лес т нице
Для всех сотрудников
Для родственных связей
У ровень доверия
Планирование рабоч е го времени
Планирование в соответствии с нормами труда
Самостоятельное планиров а ние для удобства семьи
Прием новых сотру д ников
Объективная оценка спосо б ностей и качеств с о трудников
Не объективная оценка сп о собностей и качеств родственника , не соотве т ствие зан и маемой им должности;
Заинтересованность в процвет а нии бизнеса
В большинстве случаев отсу т ствует
Время пребывания на рынке
Получение доходов для нетр у доспособн ых гра ж дан
Сотрудники компании только тр у доспособные граждане
Несовершеннолетние дети и пенси о неры имеют возмо ж ность работать в семейном бизнесе
Кризисные ситуации в бизнесе
Р азрушени е не только би з неса, но и семейных о т ношений
Потеря рабочего места
Если один из членов с е мьи потерял рабочее место, то другой член пр о должает пр и носить доход в бюджет семьи
В совместном бизнесе т е ряют доход сразу оба
Изменени е отношений в семье
Не влияют на бизнес
Продажа или деление би з нес а между членами семьи
Таким образом, организация и управл е ние семейным бизнесом сложнее и имеет значительные недостатки. Главн ое пре им у щество семейного бизнеса над традицио н ным – опора на собственную семью. Т олько близкие люди с могут обеспечить то, что нельзя приобрести ни за какие деньги – л о яльность. Представители одной семьи осо з нают, что работают на о б щее благо и в их интересах построить успе ш ный семейный бизнес.
Значительная часть существующих пр о блем в области семейного предприним а тельства связанна с отсутствием государс т венной поддержки развития. На сегодня ш ний день существуют некоторые меры по д держки семейного бизнеса, но, в большей степени, они н а правлены лишь на обл асть сельского хозяйства.
Как известно, многие проблемы семейн о го бизнеса возникают на почве именно с о циальных отношений между людьми. По мнению автора настоящей статьи, при орг а низации семейного дела следует четко ра з граничивать личные и рабочие отношения, что является достаточно сложным для большинства предпринимателей нашей страны . Имея семейн ое предприятие , след у ет установить одинаково справедливое о т ношение абсолютно ко всем сотру д никам независимо от родственных связей.
Для у с пешного процветания бизнеса также след у ет объективно оценивать сотрудников при приеме на работу. Необходимо закрепить за каждым из членов семьи какую-либо огов о ренную должность, составить должностные инстру к ции для каждой штатной единицы, в которых должны быть зафиксированы круг вопросов и задач, обязанности и ответс т венность, соответствующие каждой дол ж ности. Наличие дол ж ностных инструкций помогае т систематизировать трудовые р е сурсы, рационализировать любой трудовой процесс. Помимо этого должна быть четко определена вертикаль управл е ния, чтобы никто из родственников не брал на себя лишних полномочий, делая неуместные з а мечания другим сотрудникам, поскольку подобные явления вызывают негодования в коллективе и раз рушают трудовую дисци п лину.
Перспективы организации семейного бизнеса также связанны с тем, что необх о димо вн е сти в законодательство РФ само понятие «семейный бизнес», создать фонд государстве н ной поддержки, разработать специальную нормативно-правовую базу. Для устранения недоста т ков организации и ведения семейного предпринимательства в России необходимо предоставить ряд опр е деленных льгот в частности, в области н а логовых и кредитных отношений. Руков о дителям семейных предприятий следует разработать для себя и своих родственн и ков-коллег технологию организации бизн е са. Например, при организации семейного предпр и ятия следует грамотно оформить уставные документы , прописа в в них учр е дителей и их д о лю в уставном капитале. Это предотвратит конфликт, в случае раздела имущес т ва.
С авторской позиции, организация и в е дение семейного бизнеса в Российской Ф е дерации – перспективное и многогранное направление увеличения деловой активн о сти населения страны. Именно поэтому, н е обходимо разработать определенные пр о граммы по организации, развитию и пр о движению семейного бизнеса, как одного из значимых и перспекти в ных направлений предпринимательской де я тельности.
1. Интернет журнал POINT [Электронный ресурс]. – Режим доступа http://www.point.ru/ . – Загл . с экрана
2. Пчелинцева Л.М. Семейное право России: учебник для вузов / 3-е изд., перераб . и доп. – М.: Норма, 2004. – с. 688 .
3. Волков Д.А., Календжян С.О. Семейное предпринимательство: анализ российской пра к тики // Российс кий вне ш неэкономический вестник. – 2011. – №9 . – с. 30 .
PROSPECTS OF THE ORGANIZATION OF FAMI LY BUSINESS
IN THE RUSSIAN FE D ERATION
K.I. Mikhailik , student
Supervisor : T.N. Celih , senior lecturer
Omsk state transport university
Abstract. The article discusses the concept and essence of family business. The examples of the lar g est, global, family-owned businesses. Identified the main types of family businesses, and their organiz a tional and legal forms. Determined the most common areas of activity in the family business.
A compar a tive analysis of the peculiarities of doing a family and tr a ditional business. Particular attention is given to the prospects of the organization and development of the family business in the Russian Feder a tion.
Kew words: family business, business activities, small business, a family company, family company, relatives, form of incorporation.
Источник: intjournal.ru
Проблемы и перспективы развития семейного бизнеса в России
Семейный бизнес имеет особое значение для России, так как занимает преобладающую долю среди всего бизнеса в стране, но в то же время до сих пор является нерегулируемой формой бизнеса без особых законодательных нормативов. Данная форма бизнеса обладает обширным потенциалом для развития, этим обусловлена актуальность данной статьи.
В ней рассматривается текущее положение семейного бизнеса в России, изучены дальнейшие направления его развития в сравнении с международным опытом. Выявлены основные сложности, с которыми сталкивается семейный бизнес в России и мире, наиболее проблемные области для его успешного функционирования. Исследован вопрос преемственности, связанный с наличием внутрисемейных конфликтов. Определены проблемы, обусловленные отсутствием отдельной законодательной базы регулирования семейного бизнеса, проанализированы перспективы его развития, зависящие от принятия законодательных инициатив и стимулирования.
Семейный бизнес , ценности , личный бренд , преемственность , конфликт , семейное предприятие
Короткий адрес: https://sciup.org/149138981
IDR: 149138981 | DOI: 10.24158/tipor.2022.1.10
Список литературы Проблемы и перспективы развития семейного бизнеса в России
- Волков Д.А. Преемственность семейного бизнеса в России: результаты эмпирического исследования // Бизнес в законе. 2011. № 3. С. 214-216.
- Лескова Ю.Г., Левушкин А.Н. Экспертно-аналитическая записка на законопроект «О внесении изменений в Федеральный закон “О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации”» в части закрепления понятия «семейное предприятие» // Мониторинг экономической ситуации в России. 2020. № 17. С. 16-24.
- Нерсисян М.В., Сагинова О.В. Проблемы и перспективы развития семейного бизнеса // Человеческий капитал и профессиональное образование. 2017. № 3 (23). С. 39-44.
- Охременко И.В. Социальные функции семейного бизнеса в современном обществе // Гуманитарные, социальноэкономические и общественные науки. 2021. № 3. С. 72-75.
- Семейный бизнес Технологии мобильного чтения»
- Издательствам
- Научным журналам
- Авторам
- Читателям
- Приложение для чтения ReadEra
Нет соединения с интернетом.
Проверьте соединение и повторите попытку.
Источник: sciup.org