Шоу бизнес как часть арт индустрии

ШОУ-БИЗНЕС (англ. show business) — коммерческая деятельность (бизнес) в сфере развлекательных зрелищ.

В узком смысле шоу-бизнесом называют исполнение музыкальных номеров, рассчитанных на массовую аудиторию. Однако в более широком смысле к шоу-бизнесу относят не только музыкальную эстраду, но и многие другие близкие к ней по функциональному назначению виды деятельности: киноиндустрию, зрелищные спортивные состязания, развлекательные телепередачи, конкурсы красоты и даже музыкальное радиовещание.

Наконец, в предельно расширительном истолковании говорят, что шоу-бизнес — это реклама, оптовая торговля и индустрия музыкальных и информационных программ, производство и тиражирование фильмов, фонограмм и аудиовизуальной продукции, коммерческая организация эстрадных групповых и индивидуальных выступлений актёров, певцов, торговля авторскими и смежными правами, создание музыкальных и видеоклипов, рекламных фильмов, буклетов, афиш, проспектов и прочего.

Главным механизмом, диктующим «правила игрым» в шоу-бизнесе, является рынок. Иначе говоря, объект искусства выступает как товар; субъект, его воспринимающий — как потребитель. Восприятие искусства превращается в товарно-денежный обмен, регулятором и стимулятором которого служит реклама. Соответственно, создатель данного товара пойдёт на любые ухищрения, чтобы заставить потребителя отдать максимальное количество денег. Именно это и определяет всю структуру современного, как российского, так и зарубежного шоу-бизнеса.

Если вкратце, то, получается, составляется следующая схема: пока артист приносит деньги — он интересен организаторам концертов и звукозаписывающим компаниям. Как только артист надоедает публике — о нём забывают сначала его продюсеры, а затем и сама публика (усилиями всей индустрии шоу-бизнеса). Соответственно, когда определённый продюсер решает, что в настоящий момент в определённой области есть незанятая ниша, то он будет искать подходящего для закрытия этой ниши артиста. То есть, по сути, сам артист является лишь наёмным работником, а ключевой фигурой и «производителем» продукта (либо неким руководителем всей группы наёмных работников) является продюсер (от англ. produce — производить).

Не так давно такого понятия, как «шоу-бизнес» не существовало. Всё, что сейчас называется шоу-бизнесом, раньше принято было называть эстрадой. Но название поменялось не с пустого места. Действительно на сегодняшний день это понятие белее глубокое и обширное. И не зря оно состоит из двух слов — «шоу» и «бизнес».

То есть нынешние знаменитости получают приличные суммы за шоу, которое они нам демонстрируют.

Считается, что шоу-бизнес — это «грязная и опасная среда обитания». Но согласитесь, что это наше с Вами развлечение. Жить было бы скучно без песен, клипов, телевизионных передач и так далее. Обсуждая и призирая, все же добрая половина человеческого рода стремиться попасть в этот самый шоу-бизнес.

А те, кто не мечтает об этом, вполне довольны слухами, красочными картинками, сплетнями… Конечно в настоящее время очень много информации в желтой прессе и в основном она не проверена и ничем не обоснованна. А как хотелось бы знать, чем живут знаменитости, что у них происходит в жизни на самом деле.

У многих сложился стереотип, что в своем большинстве знаменитости получают шальные деньги. Но никто не задумывается, какие усилия затрачивают они для того, что бы стать нашими кумирами и известными людьми. Что им приходиться пережить, от чего отказаться и с чем смирится. Порой, завидуя, мы не вдумываемся, в какие рамки ставит знаменитостей их образ жизни, чего они лишены.

К примеру, мы запросто можем выйти в любое время в парк, подышать свежим воздухом и поседеть на скамейке. Знаменитый человек не может без сопровождения лишних глаз пойти в магазин. А вот знаменитый человек просто так в парк не выйдет, ведь кругом папарацци, которые следят за каждым шагом, готовые на все, чтобы вторгнуться в их личную жизнь. Даже когда случается неприятности, фотоаппараты и камеры тут, как тут. И во многих случаях «преследователи» могут истолковать по-своему услышанный разговор или увиденный сюжет.

Для наиболее популярных звёзд шоу-бизнеса нередкими являются сверхвысокие доходы. Однако эти доходы зависят исключительно от спроса — как только артист перестаёт быть популярным, он может даже разориться, если по инерции продолжит тратить много денег, как если бы он продолжал получать большие доходы. А спрос во многом искусственно создаётся продюсерами, чтобы вывести на сцену очередного исполнителя. Понятное дело, что в случае такого огромного количества разнообразных исполнителей спрос на каждого конкретного из них является достаточно непредсказуемой величиной.

Собственно, именно отсюда берёт своё начало понятие «популярный исполнитель», или, сокращённо, «поп-исполнитель», а также термин «популярная музыка» или, вкратце «попса». Ведь именно подобная примитивная, рассчитанная на самый широкий круг слушателей музыка, приносит продюсерам и звукозаписывающим компаниям наибольшую часть прибыли. Да и от самих артистов много не требуется, что позволяется находить кандидатов буквально где угодно.

Широкая известность популярных артистов используется и для политической рекламы. Этот факт, а также самопровозглашённая элитарность данных звёзд, которые куда ближе к богеме в её изначальном значении, чем к звёздному небу, во многом сближает собственно политические круги и шоу-бизнес. Многие популярные исполнители, как в России, так и за рубежом разными способами стремятся во власть, и при наличии популярности и больших денежных средств им это зачастую удаётся.

Современный бизнес — это, прежде всего обмен символами. Если верить французскому философу Ги Дебору (Guy-Ernst Debord), капитализм, начиная с конца 70-х, вступил в стадию «Общества спектакля». В рынке-спектакле вместо реальных материальных благ основным товаром становятся знаки, образы и рассказанные истории. «Бизнес» и «шоу» — трудноразличимые понятия для нашего времени. Всякий успешный бизнес — это хорошее шоу, а отражение деловой жизни в разных сферах культуры само становится частью бизнеса.

Читайте также:  Производство стрейча как бизнес

Словосочетание «шоу-бизнес» появилось не так давно, но уже прочно укрепилось и довольно широко употребляется в последнее время. Вместе с тем многие отечественные исследователи и ученые используют термин «шоу-бизнес» для обозначения сферы культуры, искусства или отдельных их отраслей. Западные специалисты для характеристики шоу-бизнеса, как правило, применяют такие понятия, как индустрия развлечений (entertainment industry), индустрия досуга (leisure industry) или сфера искусства и культуры (arts and cultural industry, art-related business, popular culture).

Обратимся к определениям указанных понятий. Искусство предполагает художественное творчество в целом и включает литературу, архитектуру, скульптуру, живопись, графику, декоративно-прикладное искусство, музыку, танец, театр, кино и другие разновидности человеческой деятельности. Индустрия досуга объединяет, наряду с некоторыми перечисленными ранее направлениями деятельности (музыка, театр, кино, книгоиздание), и другие сферы — телевидение, радио, видео, спорт, туризм, азартные игры, компьютерные игры, Internet, ресторанный бизнес, парки развлечений и т.п.

Между тем шоу-бизнес представляет собой отдельную, самостоятельную систему в рамках сферы услуг, включающую определенные области деятельности и имеющую ряд особенностей, выделяющих шоу-бизнес на фоне более широких понятий, таких как индустрия развлечений, культура или искусство. Таким образом, прежде чем перейти к изучению сферы шоу-бизнеса, необходимо четко определить, что понимается под шоу-бизнесом. С позиций экономического анализа требуется выделить некоторую совокупность различных видов творческой деятельности. Причем достаточно широкую, чтобы можно было выявить присущие им общие закономерности, но не настолько обширную, чтобы эти закономерности можно было бы не заметить.

В специализированной социально-экономической литературе понятие «шоу-бизнес» не раскрывается. Поэтому необходимо обратиться к трактовке термина «шоу-бизнес» в энциклопедиях и толковых словарях.

Универсальная энциклопедия Кирилла и Мефодия содержит следующее определение: «Шоу-бизнес — бизнес, связанный с организацией и проведением зрелищных представлений, выступлений актеров, певцов и т.п.». Толковый словарь русского языка предлагает такое понимание: «Шоу-бизнес — бизнес, связанный с организацией эстрадных представлений, концертов, развлекательных программ». Данные определения позволяют сделать вывод, что в основе шоу-бизнеса лежит шоу или зрелище. Однако эти определения содержат перечисление отдельных видов представлений или зрелищ и не позволяют четко ограничить круг сфер деятельности, относящихся к шоу-бизнесу. То есть данные определения имеют ограниченное применение вследствие отсутствия обобщающих характеристик или признаков, позволяющих отнести то или иное направление деятельности к шоу-бизнесу.

Источник: vuzlit.com

Шоу-бизнес и индустрия развлечений

В узком смысле слова шоу-бизнесом называют исполнение музыкальных номеров, рассчитанных на массовую аудиторию. Однако в более широком смысле слова к шоу-бизнесу относят не только музыкальную эстраду, но и многие другие близкие к ней по функциональному назначению виды деятельности: киноиндустрию, зрелищные спортивные состязания, развлекательные телепередачи, конкурсы красоты и даже музыкальное радиовещание.

Говорят, что шоу-бизнес это реклама, оптовая торговля и индустрия музыкальных и информационных программ, производство и тиражирование фильмов, фонограмм и аудиовизуальной продукции, коммерческая организация эстрадных групповых и индивидуальных выступлений актеров, певцов, торговля авторскими и смежными правами, создание музыкальных и видеоклипов, рекламных фильмов, буклетов, афиш, проспектов и прочего.

Первые коммерческие зрелищные мероприятия проводились ещё в древнем мире. В древней Греции любимыми видами развлечений являлись театр и спортивные состязания, а в древнем Риме наибольшей популярностью пользовались бои гладиаторов. Если театральные постановки требовали от зрителя некоторой культурной подготовки, то созерцанием спортивных и гладиаторских турниров могла наслаждаться самая невзыскательная публика.

С гибелью античной цивилизации исчезли и присущие ей зрелищные мероприятия. В средневековой Европе культ христианского аскетизма хотя и не уничтожил тягу простых людей смотреть на выступления бродячих жонглеров и скоморохов, но, по крайней мере, заставил считать зрелища постыдной забавой простонародья. Свою лепту в осуждение «бесовских игрищ» внесли как Реформация, так и Контрреформация.

«О развитии скоморошества на Руси свидетельствует немало исторических документов, в которых содержатся сведения о скоморохах оседлых, занимающихся земледелием и различными промыслами (в том числе изготовлением музыкальных инструментов), а также странствующих.

Первые сведения о музыкальных инструментах и исполнителях на них мы встречаем у византийского составителя исторических хроник Феофана, который писал, что в «583 году греки задержали трех славян, без всяких доспехов, «вооруженных» только гуслями».

Представления скоморохов часто называли игрой. Вначале скоморохи выступали у себя в селе или в городе, затем стали участвовать на игрищах в соседних городах и селах, а впоследствии отправились бродить по всей Руси.

Первое литературное свидетельство о скоморошестве как художественном явлении относится к XIвеку. Упоминание о нем мы встречаем в одном их из самых старинных летописных памятников «Повести временных лет». Там описываются русалии старинные обряды, возникшие в глубокой древности и связанные с культом языческих праздников, которые заключались не только в поклонении языческим богам, но и в увеселениях в их честь, сопровождавшихся песнями обрядового характера.

Хотелось бы отметить, что русалии, как другие обрядовые праздники семик, вечер в канун Ивана Купалы, масленица в своем многовековом развитии были тесно связаны в художественном творчестве народа. В таких обрядовых праздниках нашли отражение думы и чаяния народа. Они показывались в игровой форме, через песню, сатирическую шутку-прибаутку, при посредстве «красного словца», то есть с помощью художественного образа, что характерно и для современного номера, современной шоу-программы. Вот на этой «вековой толще» по выражению Е.М. Кузнецова, на почве художественного творчества народа, складывались традиции искусства скоморохов.

Читайте также:  Человек или компания которая покупает возможность обучения и помощь при создании бизнеса

Скоморохи являлись представителями русской народной культуры в различных художественных областях: литература, музыка, хореография, цирк, театр и т.д. Поэтому такое пристальное внимание к творчеству скоморохов уделяют историки, филологи, музыковеды, театроведы, художники, археологи. А для нас, естественно, интересна универсальность творческой деятельности скоморохов, и прежде всего, синтез музыки с другими видами искусств.

Зрелища были реабилитированы в эпоху нового времени, когда стала развиваться индустрия досуга как часть сферы услуг. Так, в России легализация «различного рода публичных увеселений и простонародных забав» произошла лишь в 1854, когда дирекция казенных театров получила монопольное право на организацию эстрадных представлений, и только в 1882 были отменены всякие ограничения на частное предпринимательство в концертно-эстрадной деятельности».

Вплоть до начала 20 в. перед шоуменами стояла проблема — на одно представление невозможно было собрать много людей. Лишь с появлением сперва звукозаписывающих устройств и радио, а затем кино и телевидения шоу-бизнес приобрел подлинные масштабы зрелища для всего народа».

Если до «молодежной революции» 1960-х потребителями зрелищ являлись главным образом взрослые люди, то затем произошел резкий сдвиг. Современная шоу-индустрия связана в основном с молодежной культурой.

Особенно стремительно шоу-бизнес стал развиваться в странах западной цивилизации в последней трети 20 в. Люди, живущие в странах «золотого миллиарда», изъявляют желание и получают возможность удовлетворять свои постоянно возрастающие потребности в досуге. Именно для удовлетворения вкусов «массовой публики» изыскиваются все новые способы развлечения таланты, эпатирующие зрелища, дорогостоящие шоу, высокие технологии. За пределами стран европейской цивилизации шоу-бизнес развивается менее активно, как одно из проявлений вестернизации и американизации.

У нас организация и руководство всей отраслью в 20е годы перешли в руки государства, что оказало большое влияние на идеологическую направленность творчества исполнителей. Особенно это стало заметно в области эстрадного искусства. Были созданы специальные государственные учреждения, которые занимались организацией концертной деятельности артистов всех жанров, в том числе и эстрады.

В эту систему под эгидой министерства культуры входили «Госконцерт», «Союзконцерт», «Росконцерт», республиканские, областные и городские филармонии, концертные объединения, осуществлявшие руководство всей сложнейшей концертной жизнью в нашей стране. Понятно, что вся эта разветвленная структура опиралась в своей работе на принципы крайней централизации, заложенные коммунистической партией в основу всей структуры советского государства. Свободное предпринимательство каралось законом как нелегальная деятельность.

Вместе с тем нужно отметить, что в этот период на первое место выдвигается музыкально-просветительская и культурная работа. Концерты проходят не только в концертных залах больших городов, но и в небольших клубах, домах культуры, в цехах заводов, фабрик, в совхозах, колхозах, в красных уголках и на фермах.

«С возникновением рыночной экономики на официальной эстраде начинают развиваться альтернативные направления. Появляются проблемы связанные с реорганизацией этой деятельности. Где сформировалось главное противоречие: между личным характером таланта и практикой присвоения государством его труда. Ведь право платить исполнителю от спроса ранее отсутствовало.

Появление многочисленных фирм и компаний, работающих в музыкальной эстраде, стало объективным ответом нового времени на возросший интерес как потребителей, так и предпринимателей к эстраде в целом и ее направлениям. А результат этого процесса очевиден. Только в Москве в настоящее время функционирует свыше семидесяти государственных и частных ассоциаций, фирм, компаний, объединений, занимающихся организацией концертной деятельности. И это только официально зарегистрированных. Мы не говорим о нелегальных, неоформленных объединениях. Естественно, управлять такой многогранной деятельностью под силу только высокопрофессиональным специалистам-менеджерам, которые должны не только и не столько удовлетворить возрастающие запросы публики, но и предвидеть их, четко улавливая конъюнктуру рынка и отслеживая деятельность конкурентов, учитывая в своей работе другие факторы этого рынка, такие как платежеспособность населения и пр.»

1.2 «Индустрия развлечений» границы отрасли

развлечений производит условия для развлечений. Виды и характер последних чрезвычайно разнообразны. Различают развлечения спортивные, культурные, игровые, пляжные, кулинарные, эротические; индивидуальные, групповые и массовые; для детей и взрослых, мужчин и женщин, холостяков и семейных.

Спортивные развлечения различаются по видам спорта: воздухоплавание, водный мотоцикл, водные и горные лыжи, подводное плавание, парашют. Развлечения культурного характера связывают с посещениями музеев, выставок, исторических достопримечательностей. Игровые развлечения включают широкий спектр игр — от компьютерных до игр в казино. Множество развлечений носит комплексный характер, удовлетворяет различные потребности человека: участие в карнавалах, национальных праздниках и т.п.

Основные функции отрасли — создание настроения, воспитание и развитие личности. Выполняя эти функции, индустрия развлечений участвует в воспроизводстве рабочей силы, способствует увеличению человеческого капитала. Кроме того, как и другие отрасли народного хозяйства, она выполняет производственную, доходную функции и функцию занятости.

«Индустрия развлечений является одной из самых молодых отраслей социально-культурной сферы. Экономическая наука, изучающая эту отрасль, только начинает развиваться. Состав и структура отрасли точно не определены. В статистике нет критерия выделения предприятий индустрии развлечений. Это обусловливается в основном двумя причинами.

Прежде всего, организационно-экономические признаки предприятия индустрии развлечений плохо поддаются определению. Существует большое разнообразие предприятий, создающих условия для развлечений. Они разбросаны по многим отраслям, не относящимся в традиционной классификации к сфере развлечений.

В одних случаях создание условий для развлечений это основная деятельность предприятия (дискотека как самостоятельное предприятие), в других вспомогательная (игротека как составляющая хозяйства гостиницы), в третьих побочная (дансинг при библиотеке). Вторая причина заключается в том, что отсутствуют необходимые классификации видов деятельности. Развлечение не получило определенного места среди множества других видов деятельности.

Читайте также:  Бизнес идеи для рыбаков

Существует разнообразный практический опыт определения границ индустрии развлечений. В мировой практике к ней относят:

предприятия, основная деятельность которых связана с удовлетворением потребностей человека в развлечениях: цирки, зоопарки, аттракционы, игротеки, парки отдыха, передвижные городки и др.;

зрелищные предприятия: театры, кинотеатры, изостудии, филармонии, оркестры, ансамбли, мюзик-холлы, художественные и музыкальные коллективы;

спортивные учреждения: катки, манежи, залы, клубы, аквапарки, дайвинг-центры;

учреждения, где приобщение к культурным ценностям сопровождается развлечением: музеи, выставки, клубы, интернет-центры;

предприятия, обеспечивающие развлечения в форме своей вспомогательной или побочной деятельности: гостиницы, предприятия туризма, зоны отдыха, исторические достопримечательности (например, известный готический собор может использоваться в развлекательных целях как смотровая площадка города);

предприятия промышленности, выпускающие соответствующее оборудование и инвентарь, товары рекреационного назначения (телевизоры, радиоприемники, магнитолы, фотоаппараты и проч.).

Таким образом, на практике к индустрии развлечений относят не только типичные развлекательные учреждения, но и некоторые предприятия материального производства. Теоретическое уточнение границ индустрии развлечений нерешенная задача.

Спрос на развлечения характеризуется рядом особенностей. Масштабы спроса зависят от наличия и объема свободного времени, социально-демографических характеристик и доходов населения. Факторы участия в развлечениях — пол, возраст, культурный уровень, образование, род занятий, особенности воспитания и установок, стимулы. Потребности в развлечении связаны с жизненным циклом человека, а также годовым, месячным, недельным и суточным циклами. Развлечения, как правило, комбинируются с другими занятиями: отдых плюс развлечение, спорт плюс развлечение, обучение плюс развлечение и т.д.»

Предприятия индустрии развлечений организуются государством, коммерческими и некоммерческими структурами. В собственности государства — национальные и муниципальные (городские) парки, стадионы, некоторые спортивные сооружения, пляжи и т.д. Здесь возможен отдых, не оплачиваемый или лишь частично оплачиваемый отдыхающими.

Некоторые национальные парки стали символами государств. В США 367 национальных парков. О них Ф.Д. Рузвельт сказал: «Нет ничего более американского, чем наши национальные парки». В Канаде 29 больших национальных парков, самый известный среди них Вуд Буффало.

Коммерческий сектор предлагает широкий круг услуг, оплачиваемых отдыхающими: услуги аттракционов, частных клубов, тематических парков и т.д. Среди объектов такого типа, наиболее известных в мире, — парки и аттракционы Орландо (США): Всемирное царство животных Уолта Диснея, Кипарисовые сады, занимающие 200 акров земли, Колесный пароходик, Шоу на водных лыжах, балет на льду, Сад скульптур из растений, аттракционы.

Некоммерческий сектор индустрии развлечений предоставляет условия для развлечений, не преследуя цели получения прибыли. В мировой практике в этом секторе работают разнообразные организации:

клубы этнокультурной направленности (китайский, индийский, украинский и т.д.);

армейские организации (аэроклубы, клубы парашютистов, стрелковые клубы, кружки самодеятельности и т.д.);

студенческие организации (клубы танца, самодеятельной песни, КВН и т.п.);

службы предприятий промышленности, ответственные за спортивно-развлекательные программы отдыха работников;

организации, разрабатывающие развлекательные программы для специальных групп населения душевнобольных, умственно отсталых, инвалидов (специальные олимпийские игры для инвалидов, клубы глухонемых и т.д.);

религиозные организации (Ассоциация молодых христиан и т.п.).

шоу бизнес развлечение культура

Источник: dzen.ru

Особенности продвижения проекта в сфере шоу– бизнеса

Пример готовой контрольной работы по предмету: Менеджмент

Глава 1. Музыкальный шоу-бизнес как часть арт-индустрии

1.1. История становления и развития шоу-бизнеса

1.2. Продукты шоу-бизнеса

2. Проектный менеджмент в сфере шоу-бизнеса

1. Этапы создания музыкального проекта

2. Структура создания музыкального проекта

2.2.1. Поиск талантливых исполнителей, организация их

2.2.2.Создание эстрадного имиджа исполнителя

2.2.3. Особенности творческого и менеджерского штатного состава

2.2.4. Циклы функционирования творческого проекта

Выдержка из текста

Возникший в постперестроечный период шоу-бизнес в нашей стране соединил в себя накопленный опыт дореволюционной и советской эстрады, претерпев идеологический прессинг государства; он развивается в новых условиях, по правилам рыночных отношений.

До перестройки руководство всей отраслью было в руках государства — все регламентировано законами, положениями, инструкциями, что оказало большое влияние на идеологическую направленность творчества исполнителей. Особенно это стало заметно в области эстрадного искусства. Были созданы специальные государственные учреждения, которые занимались организацией концертной деятельности артистов всех жанров, в том числе и эстрады.

Список использованной литературы

1. Дуков Е.В., В.С.Жидков В.С., Осокин Ю.В. Искусство и рынок / Введение в социологию искусства. – СПб.: Алетейя, 2001

2. Котлер Ф., Шефф Д. Все билеты проданы. Стратегии маркетинга исполнительских искусств./ Котлер Ф., Шефф Д. – М.: Классика– XXI, 2004

3. Новаторов В. Е. Маркетинг в социально-культурной сфере. – Омск, 2000

4. Новаторов В.Ч. Маркетинг культурных услуг.– Омск, 1992

5. Пригожин И.И. Политика – вершина шоу– бизнеса/И.И. Пригожин.– М.: Алкигамма, 2001

6. Переверзев М.П., Косцов Т.В. Менеджмент в сфере культуры и искусства. Учебное пособие. Инфра-М, М., 2007, с.192

7. Рыбаков Ф.Ф. Экономические отношения в социально-культурной сфере: Межвуз. сб. – СПб.: Изд-во Санкт-Петербург. ун-та, 1992. – с.145

8. Рубинштейн А.Я. Экономические основы культурной деятельности Т. 2. – СПб.: Алетейя, 2002

9. Тульчинский Г.Л. Менеджмент в сфере культуры. – С.-Петерб. гос. ун-т культуры и искусств. – СПб.: Лань, 2001. – с.382

10. Харрис Р. Психология массовых коммуникаций – СПб.: ПРАИМ. ЕВРОЗНАК, 2002

Источник: referatbooks.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Бизнес для женщин