Главным механизмом, диктующим «правила игры» в шоу-бизнесе, является рынок. Иначе говоря, объект искусства выступает как товар; субъект, его воспринимающий – как потребитель. Восприятие искусства превращается в товарно-денежный обмен, регулятором и стимулятором которого служит реклама.
Шоу-бизнес основан на эксплуатации популярности выдающихся исполнителей и артистов («звезд»), на имеджмейкерстве (создании имиджа) как разновидности предпринимательской деятельности. Главным лицом становится не артист, а продюсер (от англ. produce – продавать), который не только финансирует проекты, но и диктует артистам имидж и репертуар, подбирает техническое обеспечение, ведет переговоры со СМИ и т.д. Исполнители выступают как наемные работники, подчиняющиеся указаниям предпринимателя-продюсера и получающие, как правило, не слишком высокие гонорары. Успех любого шоу-проекта зависит от его соответствия изменчивым вкусам зрителей, поэтому продюсер должен не только быть специалистом по инвестициям и рекламе, но и глубоко разбираться в массовой культуре, «чувствовать зрителя».
Производство «звезд» происходит тремя путями. Бывает, что талантливые артисты сами повышают свое мастерство, зарабатывая деньги клубными концертами, на свои деньги записывают успешный альбом и лишь затем подписывают контракт с какой-либо известной фирмой. Другой вариант – это поиск продюсерами потенциально хитовых исполнителей наугад (в частных клубах, в записях, поступающих «самотеком» в звукозаписывающие компании). Основным вариантом, однако, является конкурс исполнителей под конкретный продюсерский проект, когда не исполнитель ищет подходящего продюсера, а, наоборот, продюсер выбирает подходящего претендента на роль «звезды».
Лишь наиболее популярные «звезды» могут рассчитывать вместо фиксированного гонорара на процент от чистой прибыли при гарантированном минимуме. В результате их доходы достигают известных высот. Так, в 2002 чистый доход знаменитого рок-музыканта Пола Маккартни превысил 72 млн. долл. (он стал первым миллиардером среди рок-музыкантов), у группы «The Rolling Stones» – 44 млн.
Сверхвысокие доходы «звезд» являются разновидностью ренты, величина которой зависит исключительно от спроса. Впрочем, даже «звезды» не всегда обеспечивают себе пожизненный достаток. Находясь на пике популярности, они часто приучаются «сорить» деньгами; когда же карьера подходит к концу (в шоу-бизнесе она редко длится более десятилетия), то многие экс-«звезды» по инерции продолжают много тратить и разоряются.
Поскольку шоу-бизнес требует исключительно больших затрат на рекламу, в этой отрасли очень высока концентрация производства. Так, в мировой индустрии звукозаписи абсолютными лидерами является «большая пятерка» – американские фирмы Sony, Universal и Warner, английская EMI и германская BMG. Это пять крупнейших производителей фонограмм, так называемые «мэйджоры», контролируют более 70% мирового рынка.
С самых ранних моментов истории шоу-бизнеса обозначились непростые взаимоотношения между коммерческими зрелищами и более культурными видами досуга: зрелища более демократичны, но гораздо менее способствуют развитию личности.
В 20 в. шоу-бизнес решительно потеснил более элитарные виды искусства. Создалась ситуация, когда даже «высокое» искусство вынуждено использовать опыт шоу-бизнеса: вряд ли какое-либо явление культуры, художественное событие, произведение искусства и т.д. будет замечено общественностью и получит признание, если оно не обретет форму шоу. По мнению многих деятелей от искусства, успешно освоивших эту систему, рыночные отношения — единственный способ «спасти» культуру.
Отрицательные издержки подобного подхода видны уже сегодня. Особенно очевидны эти процессы в классических видах искусства. Круг широко известных его деятелей составляют теперь не мастера, творящие для знатоков и ценителей, а те, кто получил одобрение в коллективном сознании, кто обозначил своё творчество как товарный бренд. Успех артиста оказывается, обеспечен не только (часто ― не столько) его талантом и мастерством, сколько соответствием виртуальным культурным ценностям, к достоинствам самого искусства часто не имеющим никакого отношения.
Впрочем, внутри шоу-бизнеса тоже есть своя иерархия качества. Если творчество, например, участников ансамбля «Битлз» приближается к «высокому» искусству (не случайно Полу Маккартни было торжественно присвоено рыцарское звание), то «творчество» большинства других исполнителей является товаром «одноразового прослушивания».
Абсолютное доминирование в шоу-бизнесе американских (или, по крайней мере, англоязычных) фирм и артистов ведет к тому, что он превращается в инструмент американизации мировой культуры.
Лекция 9. Продюсер, виды и роль продюсерской деятельности
Продюсер (от англ. producer) — человек в индустрии развлечений, который регулирует (или помогает регулировать) финансовые, административные, технологические или юридические аспекты, а также регулирует репертуарную политику при выполнении какого-либо проекта в области культуры. Различают:
· театрального продюсера;
· музыкального продюсера (существует также продюсер записи или саунд-трека («sound producer»));
· продюсер игры (в индустрии компьютерных игр);
· продюсер веб-сайта — контролирует управление сайтом;
· продюсера фильма или телевизионного продюсера, функции которых в свою очередь могут подразделяться на:
· ассоциированного продюсера — выполняет ограниченные продюсерские функции под руководством продюсера;
· координирующего продюсера — координирует работу нескольких продюсеров;
· со-продюсера — выполняет функции продюсера вместе с остальными со-продюсерами в команде;
· исполнительного продюсера — контролирует работу других продюсеров; не инициирует производство, обычно контролирует технические и организационные аспекты производства.
· линейного продюсера — управляет работой персонала; регулирует технологические вопросы, бюджет, график работ и не вмешивается в творческий процесс;
· генерального продюсера — основной носитель идей; инспектирует работу других продюсеров, в т.ч. исполнительного.
Музыкальный продюсер — лицо, ответственное за имидж, музыкальный стиль исполнителей и процесс звукозаписи. В его ведении обычно находятся контроль за качеством звучания, определение репертуара и общая идеология проекта (альбома, сингла, радиопередачи и т.п.). Продюсер подбирает звукоинженеров, монтажёров, ассистентов. Как правило, у крупных лейблов имеются свои студийные продюсеры, нередко музыканты сами приглашают интересных им посторонних продюсеров.
Важно отметить, что в русской индустрии интертейнмента (англ. Entertainment) под музыкальным продюсером ошибочно принято понимать импрессарио, менеджера, в ведении которого находится репертуарный и организационно-финансовый контроль за деятельностью того или иного исполнителя.
Кинопродюсер
Продюсер в кинематографе — это доверенное лицо кинокомпании, осуществляющее идейно-художественный и организационно-финансовый контроль над постановкой фильма. Он также принимает активное участие в подборе актёров, технического персонала. Продюсерами бывают также режиссёры, актеры, сценаристы.
Система продюсеров зародилась в конце 1910-х годов в Голливуде и стала естественным шагом к введению персональной ответственности за комплекс творческих, организационных и финансовых вопросов, без решения которых невозможны производство и прокат игрового кинофильма. Облик довоенного американского кино продюсеры определяли в гораздо большей степени, чем режиссёры. Хрестоматийным примером продюсера в классическом Голливуде был Ирвинг Тальберг; сразу после его смерти Американская киноакадемия учредила награду его имени, которая вручается лучшим кинопродюсерам.
Неизбежной издержкой деятельности продюсеров стали их претензии на диктат в творческих и кадровых вопросах (хрестоматийный пример — деятельность Д. Селзника на проекте «Унесённые ветром», где в процессе создания одного фильма сменилось четыре режиссёра). Вместе с тем, известно немало случаев, когда продюсер не просто способствует реализации режиссерского замысла, но и выводит в жизнь целую плеяду молодых талантливых режиссёров. К числу продюсеров-режиссёров относятся Р. Корман и С. Спилберг.
Источник: infopedia.su
Шоу бизнес как индустрия развлечений реферат
ГЛАВА 2. ТЕНДЕНЦИИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СОВРЕМЕННОГО ШОУ-БИЗНЕСА КАК ЧАСТИ ИНДУСТРИИ ДОСУГА…………………….17
2.1. Структура и тенденции функционирования современного шоу-бизнеса……………………………………………………………………………17
2.2. Шоу-бизнес в структуре индустрии досуга Беларуси……………..20
Прикрепленные файлы: 1 файл
«БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ФАКУЛЬТЕТ ЗАОЧНОГО ОБУЧЕНИЯ
ШОУ-БИЗНЕС В СТРУКТУРЕ ИНДУСТРИИ ДОСУГА
студентка 5 группы
Допущена к защите
ГЛАВА 1. ВОЗНИКНОВЕНИЕ И СТАНОВЛЕНИЕ ИНДУСТРИИ ШОУ-БИЗНЕСА КАК ЧАСТИ ИНДУСТРИИ ДОСУГА……………………..5
1.2. Формирование и становление сферы шоу-бизнеса как составной части индустрии досуга…………………… ……………………………………10
ГЛАВА 2. ТЕНДЕНЦИИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СОВРЕМЕННОГО ШОУ-БИЗНЕСА КАК ЧАСТИ ИНДУСТРИИ ДОСУГА………… ………….17
2.1. Структура и тенденции функционирования современного шоу-бизнеса………………………………………………… …………………………17
2.2. Шоу-бизнес в структуре индустрии досуга Беларуси…………… ..20
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………..24
Известно, что культура социума может измеряться степенью удовлетворенности жизнью и благосостоянием живущих в нем людей. Наличие индустрии досуга и возможностей для её плодотворного использования является сегодня существенным показателем благополучия социальных систем ведущих стран мирового сообщества. Индустрия досуга и рекреация являются неотъемлемыми элементами культуры таких государств, отвечают исконным человеческим потребностям и придают значимость человеческой цивилизации.
Существенное место во всей структуре индустрии досуга отводится сфере шоу-бизнеса. Шоу-бизнес, зародившийся во второй половине 20-ого века, на сегодняшний момент является одним из самых прибыльных сегментов, составляющих общую структуру индустрии досуга. Сфера шоу-бизнеса активно развивается и в нашей стране. Поэтому актуальным является изучение данного явления в культуре и экономике не просто как отдельной составляющей, но как части всей системы индустрии досуга.
Цель исследования – определить место шоу-бизнеса в структуре индустрии досуга.
Реализация поставленной цели достигается решением следующих задач:
2. Проследить формирование и становление сферы шоу-бизнеса как составной части индустрии досуга.
3. Охарактеризовать структуру и тенденции функционирования современного шоу-бизнеса.
4. Проанализировать функционирование шоу-бизнеса в структуре индустрии досуга Беларуси
Объект исследования – сфера шоу-бизнеса как составная часть всей индустрии досуга.
Предмет исследования – основные тенденции функционирования современного шоу-бизнеса как части индустрии досуга.
Теоретико-методологическую основу исследования составляет совокупность общенаучных принципов познания, теории и истории, сочетание принципов историзма, объективности, системности и комплексности.
В ходе анализа различных явлений, процессов и действий, были использованы следующие методы: исторический анализ научной литературы, культурно-исторический, компаративный, структурно-функциональный.
Следует отметить, что данная тема разработана в недостаточной степени. Особенно это наблюдается при анализе роли шоу-бизнеса в общей системе индустрии досуга в Республике Беларусь.
ГЛАВА 1. ВОЗНИКНОВЕНИЕ И СТАНОВЛЕНИЕ ИНДУСТРИИ ШОУ- БИЗНЕСА КАК ЧАСТИ ИНДУСТРИИ ДОСУГА
Известно, что культура социума может измеряться степенью удовлетворенности жизнью и благосостоянием живущих в нем людей. Наличие индустрии досуга и возможностей для его плодотворного использования является сегодня существенным показателем благополучия социальных систем ведущих стран мирового сообщества. Индустрия досуга и рекреация являются неотъемлемыми элементами культуры таких государств, отвечают исконным человеческим потребностям и придают значимость человеческой цивилизации.
В западном досуговедении понятия “досуг” и “рекреация” взаимосвязаны, но они обладают и своими уникальными отличительными особенностями. Данные понятия очень трудно однозначно определить или измерить, дефиниции индустрии досуга и рекреации разнообразны и обусловлены различными подходами к определению данных феноменов. Однако правильное представление о различных дефинициях и концепциях индустрии досуга и рекреации является основополагающим фактором профессионального успеха. Как утверждают, например, американские специалисты, адекватные представления о концепциях индустрии досуга и рекреации дают возможность понять нашу роль и обязанности по предоставлению услуг, определить, объяснить, обеспечить контроль и в конце концов предугадать последствия нашего вмешательства в качестве профессионалов. Таким образом, овладение соответствующим понятийным аппаратом не только вооружает профессионалов необходимыми знаниями, но, что, безусловно, предельно важно, позволяет осуществлять прогнозирование преимуществ того или иного направления деятельности и обеспечивать эффективность использования соответствующих ресурсов[5,c.10].
Существует большое количество теоретических подходов к определению природы индустрии досуга. Однако к настоящему времени в досуговедении англоязычных стран сложилось четыре основных теоретических концепции при определении сущности и значимости досуга для отдельной личности. В соответствии с данными концепциями досуг рассматривается в качестве:
— холистического (целостного) образа жизни.
Индустрия досуга – это совокупность разных субъектов хозяйственной деятельности, которые предоставляют услуги, направленные на удовлетворение потребностей человека в свободное от работы время[3,c.43].
Цель индустрии – создание таких условий, от которых зависит процесс развлечений.
Предприятия индустрии досуга и развлечений организуются государством, коммерческими и некоммерческими структурами. В собственности государства – национальные и муниципальные (городские) парки, стадионы, некоторые спортивные сооружения, пляжи и т.д. Здесь возможен отдых, не оплачиваемый или лишь частично оплачиваемый отдыхающими.
Некоторые национальные парки стали символами государств.Кроме этого, нужно отметить, что в индустрию досуга условно можно разделить на 2 сектора: коммерческий и некоммерческий. Коммерческий сектор предлагает широкий круг услуг, оплачиваемых отдыхающими: услуги аттракционов, частных клубов, тематических парков и т.д. Среди объектов такого типа, наиболее известных в мире, – парки и аттракционы Орландо (США), Всемирное царство животных Уолта Диснея, Кипарисовые сады, занимающие 200 акров земли, Колесный пароходик, Шоу на водных лыжах, балет на льду, Сад скульптур из растений, аттракционы.
Некоммерческий сектор индустрии развлечений предоставляет условия для развлечений, не преследуя цели получения прибыли. В мировой практике в этом секторе работают разнообразные организации:
* клубы этнокультурной направленности (китайский, индийский, украинский и т.д.);
* армейские организации (аэроклубы, клубы парашютистов, стрелковые клубы, кружки самодеятельности и т.д.);
* студенческие организации (клубы танца, самодеятельной песни, КВН и т.п.);
* службы предприятий промышленности, ответственные за спортивно-развлекательные программы отдыха работников;
* организации, разрабатывающие развлекательные программы для специальных групп населения – душевнобольных, умственно отсталых, инвалидов (специальные олимпийские игры для инвалидов, клубы глухонемых и т. д.);
* религиозные организации (Ассоциация молодых христиан и т. п.)[4, c.60].
Долгое время изучению и удовлетворению духовных потребностей людей уделялось недостаточное внимание.
Поскольку индустрия развлечений относительно молода, вопросы экономики, организации и управления предприятиями, обеспечивающими процесс развлечений, недостаточно разработаны. Не решены вопросы технологической связи составных частей такого предприятия, его инфраструктуры. Не сформирована совокупность организационно – экономических признаков, характерных предприятию индустрии досуга и развлечений.
Опыт развития индустрии развлечения в различных странах позволяет представить принципиальный состав ее самостоятельных единиц.
К индустрии развлечений относятся предприятия (организации, учреждения), чья основная деятельность связана с удовлетворением потребностей человека в развлечениях. Такими единицами являются предприятия с ярко выраженным развлекательным характером деятельности — цирки, зоопарки, аттракционы, игротеки, парки отдыха, передвижные городки и т.д. Разнообразные зрелищные предприятия — это стационарные и передвижные театры, кинотеатры, изостудии, концертные организации и коллективы (филармонии, оркестры, ансамбли, мюзик-холлы, художественные и музыкальные коллективы, радиовещание и телевидение и др.) также обеспечивают процесс развлечений. К индивидуальным развлечениям относятся предприятия физической культуры (искусственные бассейны, катки, спортивные залы и клубы), а также спортивно-зрелищные предприятия. Посещение библиотек, музеев, выставок, клубных учреждений и т.д. также сопровождается развлечением[11].
Индустрия развлечений выступает как самостоятельное, относительно обособленное звено не только сферы культуры, но и экономической системы, привлекая значительные материальные, финансовые и трудовые ресурсы. В этом плане предприятия индустрии развлечений характеризуются специфическими технологиями, системами управления, результатом деятельности, организацией труда персонала.
1.2. Формирование и становление сферы шоу-бизнеса как составной части индустрии досуга
Шоу-бизнес(showbusiness) – коммерческая деятельность в сфере развлекательных зрелищ[5, c.46].
В узком смысле слова шоу-бизнесом называют исполнение музыкальных номеров, рассчитанных на массовую аудиторию. Однако в более широком смысле слова к шоу-бизнесу относят не только музыкальную эстраду, но и многие другие близкие к ней по функциональному назначению виды деятельности: киноиндустрию, зрелищные спортивные состязания, развлекательные телепередачи, конкурсы красоты и даже музыкальное радиовещание. Наконец, в предельно расширительном истолковании говорят, что шоу-бизнес – это реклама, оптовая торговля и индустрия музыкальных и информационных программ, производство и тиражирование фильмов, фонограмм и аудиовизуальной продукции, коммерческая организация эстрадных групповых и индивидуальных выступлений актеров, певцов, торговля авторскими и смежными правами, создание музыкальных и видео-клипов, рекламных фильмов, буклетов, афиш, проспектов и прочего.
Работа содержит 1 файл
Глава 1 Шоу-бизнес как часть массовой культуры
1.1 Понятие шоу-бизнеса
1) коммерческий характер деятельности;
2) удовлетворение потребности в развлечениях;
3) зрелищность представлений;
4) ориентацию на массовых зрителей.
Эти аспекты тесно взаимосвязаны и вытекают друг из друга. Коммерческий характер деятельности предполагает, что основная цель любой такой организации в сфере шоу-бизнесе состоит в максимизации прибыли. Для этого организация увеличивает объемы создания и распространения своих услуг, осваивает новые услуги, завоевывает целевые сегменты рынка и т.п. Безусловно, организации, относящиеся к сфере культуры и работающие в сфере шоу-бизнеса в процессе своей деятельности решают и определенные художественные задачи, однако их творческая деятельность в условиях рыночных отношений в большей степени подчинена цели извлечения прибыли.
Как показывает опыт, в сфере шоу-бизнеса преобладают услуги, для которых развлекательная функция является определяющей. В данном случае имеются в виду услуги массовой или популярной культуры, противопоставляемые, прежде всего, так называемой высокой (элитарной) культуре. Можно выделить две группы функций, которые выполняет культура, и которые важны в данном конкретном аспекте:
1) с одной стороны, это удовлетворение в отдыхе, в физической и эмоциональной разрядке, в развлечении;
2) с другой стороны, удовлетворение потребности в духовном возвышении, во внутренней гармонии, в приобщении к прекрасному, в самопознании и познании окружающего мира.
Однако четкой грани, а тем более противоположности между видами искусств и отдельными художественными произведениями, предназначенными для удовлетворения возвышенных духовных потребностей, с одной стороны, и служащих развлечению, с другой, нет. Первые не только обогащают душу, но и развлекают, вторые — не только заполняют досуг, но и оказывают немалое воздействие на человека.
Грань между потребностями двух типов далеко не абсолютна, и порой они пересекаются. И те, и другие потребности присущи каждому человеку. Однако их глубина у всех людей выражена в разной степени.
Для человека, живущего в условиях современной цивилизации, то есть регулярно проводящего много часов в замкнутых небольших помещениях, в пути на работу и с работы, занимающегося нередко однообразным трудом потребность в отдыхе и разрядке необходима ежедневно. Отсюда и большая частота обращения к тем сферам, которые обеспечивают удовлетворение этих потребностей. Таким образом, в целом, услуги в сфере шоу-бизнеса являются для человека в большей степени развлечением.
Для того чтобы представление превратилось в шоу или зрелище, оно должно быть построено с использованием декораций, костюмов, спецэффектов и т.п. зрелищность, яркость, красочность, обилие световых и звуковых эффектов, превращений — непременные признаки услуг сферы шоу-бизнеса. Качество и зрелищность таких эффектов со временем будут постоянно возрастать, что связано с постоянным развитием технологической базы шоу-бизнеса.
Услуги в сфере шоу-бизнеса должны быть нацелены на привлечение максимально широкой зрительской аудитории. Для этого необходимо выполнение двух условий:
1) услуги в сфере шоу-бизнеса должны быть просты и понятны большинству потенциальных потребителей, то есть зрелищные продукты должны подчиняться вкусам большинства;
2) услуги в сфере шоу-бизнеса должны быть легко доступны как с помощью организаций, непосредственно осуществляющих показ зрелищ, так и с помощью средств коммуникации. При этом круг людей, обращающихся к средствам массовой информации, как правило, гораздо больше, чем тех, кто пользуется услугами соответствующей организации в сфере шоу-бизнеса.
Объектом в системе шоу-бизнеса выступает услуга. Услугой в шоу-бизнесе является зрелище, удовлетворяющее потребности массового зрителя в развлечении. С точки зрения принадлежности к различным видам человеческой деятельности услуги в сфере шоу-бизнеса можно классифицировать следующим образом:
5) спортивные шоу имеют свои зрительские аудитории, как на телевизионных экранах, так и на трибунах стадионов, причем последнее время на стадионах во время матчей стали проявляются далеко не лучшие качества фанатов — массовые драки, погромы в городах и т. п.;
8) давние традиции имеет такой вид шоу как конкурсы красоты или показы мод (хорошим примером сочетания бизнеса, ума, красоты и таланта, является шоу Валентина Юдашкина);
12) рекламными проектами являются такие телевизионные шоу, как телепутешествия, которые продвигают на рынок банковские услуги, услуги тур-фирм и другие услуги);
14) особые шоу представляют военные шоу (например, военные парады, авиа-шоу и т.п.);
15) характер шоу во все большей мере приобретают религиозные праздники (например, телевизионное шоу из течения болезни, смерти и похорон католического понтифика Иоанна-Павла II).
Строго говоря, на сегодняшний день можно говорить о том, что практически все публичные мероприятия представляют собой шоу, как по их массовости, так и по явным или скрытым бизнес-интересам. За всеми такими шоу стоит чья-либо конкретная или корпоративная выгода. Скрыто или явно, в них присутствует влияние на общественное мнение, пропаганда определенного образа жизни. Нередко серией мощных шоу-акций вуалируются протягивания непопулярных законов, просчеты в международной политике и т.д.
Шоу-бизнес — это крупная и быстро развивающаяся сфера мировой экономики, приносящая многомиллиардные. Привлекательность и прибыльность шоу-бизнеса в развитых странах мира обусловлены быстрым расширением сферы услуг в целом, растущими потребностями населения в услугах индустрии развлечений, стремительным развитием научно-технического прогресса и технологий, глобализацией рынков. Наряду с этими тенденциями наблюдается значительное увеличение конкуренции в сфере шоу-бизнеса, растущее значение системы взаимоотношений с потребителями, степени удовлетворения их потребностей.
1.2 Становление и развитие шоу-бизнеса и PR-технологий
- Паромные переправы в россии реферат
- История развития химии в россии реферат
- Классификация инновационных организаций реферат
- Понимание и толкование закона реферат
- История естествознания древняя греция реферат
Источник: obrazovanie-gid.ru
Шоу- бизнес в структуре индустрии города
Цель исследования – определить место шоу-бизнеса в структуре индустрии досуга.
Реализация поставленной цели достигается решением следующих задач:
1.Определить понятие «индустрия досуга». Раскрыть структуру индустрии досуга.
2. Проследить формирование и становление сферы шоу-бизнеса как составной части индустрии досуга.
3. Охарактеризовать структуру и тенденции функционирования современного шоу-бизнеса.
4. Проанализировать функционирование шоу-бизнеса в структуре индустрии досуга Беларуси
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. ВОЗНИКНОВЕНИЕ И СТАНОВЛЕНИЕ ИНДУСТРИИ ШОУ-БИЗНЕСА КАК ЧАСТИ ИНДУСТРИИ ДОСУГА……………………..5
1.1.Понятие «индустрия досуга». Структура индустрии досуга………. 5
1.2. Формирование и становление сферы шоу-бизнеса как составной части индустрии досуга…………………………………………………………10
ГЛАВА 2. ТЕНДЕНЦИИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СОВРЕМЕННОГО ШОУ-БИЗНЕСА КАК ЧАСТИ ИНДУСТРИИ ДОСУГА…………………….17
2.1. Структура и тенденции функционирования современного шоу-бизнеса……………………………………………………………………………17
2.2. Шоу-бизнес в структуре индустрии досуга Беларуси……………..20
Прикрепленные файлы: 1 файл
«БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ»
ФАКУЛЬТЕТ ЗАОЧНОГО ОБУЧЕНИЯ
КУРСОВАЯ РАБОТА ПО «ИНДУСТРИИ ДОСУГА»
ШОУ-БИЗНЕС В СТРУКТУРЕ ИНДУСТРИИ ДОСУГА
студентка 5 группы
Допущена к защите
«____» ______________ 2012 г.
ГЛАВА 1. ВОЗНИКНОВЕНИЕ И СТАНОВЛЕНИЕ ИНДУСТРИИ ШОУ-БИЗНЕСА КАК ЧАСТИ ИНДУСТРИИ ДОСУГА……………………..5
1.1.Понятие «индустрия досуга». Структура индустрии досуга………. 5
1.2. Формирование и становление сферы шоу-бизнеса как составной части индустрии досуга…………………… ……………………………………10
ГЛАВА 2. ТЕНДЕНЦИИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СОВРЕМЕННОГО ШОУ-БИЗНЕСА КАК ЧАСТИ ИНДУСТРИИ ДОСУГА………… ………….17
2.1. Структура и тенденции функционирования современного шоу-бизнеса………………………………………………… …………………………17
2.2. Шоу-бизнес в структуре индустрии досуга Беларуси…………… ..20
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………..24
Известно, что культура социума может измеряться степенью удовлетворенности жизнью и благосостоянием живущих в нем людей. Наличие индустрии досуга и возможностей для её плодотворного использования является сегодня существенным показателем благополучия социальных систем ведущих стран мирового сообщества. Индустрия досуга и рекреация являются неотъемлемыми элементами культуры таких государств, отвечают исконным человеческим потребностям и придают значимость человеческой цивилизации.
Существенное место во всей структуре индустрии досуга отводится сфере шоу-бизнеса. Шоу-бизнес, зародившийся во второй половине 20-ого века, на сегодняшний момент является одним из самых прибыльных сегментов, составляющих общую структуру индустрии досуга. Сфера шоу-бизнеса активно развивается и в нашей стране. Поэтому актуальным является изучение данного явления в культуре и экономике не просто как отдельной составляющей, но как части всей системы индустрии досуга.
Цель исследования – определить место шоу-бизнеса в структуре индустрии досуга.
Реализация поставленной цели достигается решением следующих задач:
1.Определить понятие « индустрия досуга». Раскрыть структуру индустрии досуга.
2. Проследить формирование и становление сферы шоу-бизнеса как составной части индустрии досуга.
3. Охарактеризовать структуру и тенденции функционирования современного шоу-бизнеса.
4. Проанализировать функционирование шоу-бизнеса в структуре индустрии досуга Беларуси
Объект исследования – сфера шоу-бизнеса как составная часть всей индустрии досуга.
Предмет исследования – основные тенденции функционирования современного шоу-бизнеса как части индустрии досуга.
Теоретико-методологическую основу исследования составляет совокупность общенаучных принципов познания, теории и истории, сочетание принципов историзма, объективности, системности и комплексности.
В ходе анализа различных явлений, процессов и действий, были использованы следующие методы: исторический анализ научной литературы, культурно-исторический, компаративный, структурно-функциональный.
Следует отметить, что данная тема разработана в недостаточной степени. Особенно это наблюдается при анализе роли шоу-бизнеса в общей системе индустрии досуга в Республике Беларусь.
ГЛАВА 1. ВОЗНИКНОВЕНИЕ И СТАНОВЛЕНИЕ ИНДУСТРИИ ШОУ- БИЗНЕСА КАК ЧАСТИ ИНДУСТРИИ ДОСУГА
1.1.Понятие «индустрия досуга». Структура индустрии досуга
Известно, что культура социума может измеряться степенью удовлетворенности жизнью и благосостоянием живущих в нем людей. Наличие индустрии досуга и возможностей для его плодотворного использования является сегодня существенным показателем благополучия социальных систем ведущих стран мирового сообщества. Индустрия досуга и рекреация являются неотъемлемыми элементами культуры таких государств, отвечают исконным человеческим потребностям и придают значимость человеческой цивилизации.
В западном досуговедении понятия “досуг” и “рекреация” взаимосвязаны, но они обладают и своими уникальными отличительными особенностями. Данные понятия очень трудно однозначно определить или измерить, дефиниции индустрии досуга и рекреации разнообразны и обусловлены различными подходами к определению данных феноменов. Однако правильное представление о различных дефинициях и концепциях индустрии досуга и рекреации является основополагающим фактором профессионального успеха. Как утверждают, например, американские специалисты, адекватные представления о концепциях индустрии досуга и рекреации дают возможность понять нашу роль и обязанности по предоставлению услуг, определить, объяснить, обеспечить контроль и в конце концов предугадать последствия нашего вмешательства в качестве профессионалов. Таким образом, овладение соответствующим понятийным аппаратом не только вооружает профессионалов необходимыми знаниями, но, что, безусловно, предельно важно, позволяет осуществлять прогнозирование преимуществ того или иного направления деятельности и обеспечивать эффективность использования соответствующих ресурсов[5,c.10].
Существует большое количество теоретических подходов к определению природы индустрии досуга. Однако к настоящему времени в досуговедении англоязычных стран сложилось четыре основных теоретических концепции при определении сущности и значимости досуга для отдельной личности. В соответствии с данными концепциями досуг рассматривается в качестве:
— холистического (целостного) образа жизни.
Индустрия досуга – это совокупность разных субъектов хозяйственной деятельности, которые предоставляют услуги, направленные на удовлетворение потребностей человека в свободное от работы время[3,c.43].
Цель индустрии – создание таких условий, от которых зависит процесс развлечений.
На сегодняшний день большой проблемой является разграничение понятий «индустрия развлечений» и «индустрия досуга». Многие исследователи отожествляют эти понятия. Однако существует ряд учёных, которые разделяют понятия индустрии досуга и индустрии развлечений, определяя последнее как составную часть все индустрии досуга. Так или иначе, говоря об индустрии досуга, нельзя не сказать об индустрии развлечений[4, c.32].
Нельзя не согласиться с тем фактом, что во всем мире индустрия досуга и развлечений (иногда еще используется термин «индустрия отдыха и развлечений» — leisure and entertainment) является очень прибыльным бизнесом. В то же время границы и набор сегментов, составляющих индустрию досуга и развлечений, весьма условны.
Поэтому не случайно существует проблема не только четкого определения термина «индустрия досуга и развлечений», но и понятия «досуговые товары и услуги». Социально-культурные реалии позволяют выдвигать теорию взаимодействия и даже слияния индустрии культуры и индустрии досуга. Например посещение человеком концерта симфонического оркестра (спектакля, выставки) является для него, с одной стороны, способом организации своего свободного времени, а с другой стороны, возможностью «потреблять» культурный товар, коим в данном случае является концерт (спектакль, выставка и др.). А посещение им же дискотеки, боулинг-клуба, аквапарка является прямым способом и проведения досуга, и потребления досуговых товаров и услуг, предоставляемых развлекательной индустрией. Практически любое культурное или развлекательное мероприятие, проект, ценность культуры могут являться культурным товаром или услугой, так как их можно предложить и продать потребителям, используя известные маркетинговые и экономические технологии.
Культурно-досуговая индустрия предполагает создание и массовое тиражирование культурно-досуговых и развлекательных товаров и услуг. Понятие «индустрия» подразумевает индустриально- техническую, технологическую и предпринимательскую сущность досуговой деятельности. Индустрия досуга понимается как бизнес в сфере досугового сервиса, как производство продуктов и услуг на современной технической базе с использованием технологий и способов индустриального труда[9, c.3].
Предприятия индустрии досуга и развлечений организуются государством, коммерческими и некоммерческими структурами. В собственности государства – национальные и муниципальные (городские) парки, стадионы, некоторые спортивные сооружения, пляжи и т.д. Здесь возможен отдых, не оплачиваемый или лишь частично оплачиваемый отдыхающими.
Некоторые национальные парки стали символами государств.Кроме этого, нужно отметить, что в индустрию досуга условно можно разделить на 2 сектора: коммерческий и некоммерческий. Коммерческий сектор предлагает широкий круг услуг, оплачиваемых отдыхающими: услуги аттракционов, частных клубов, тематических парков и т.д. Среди объектов такого типа, наиболее известных в мире, – парки и аттракционы Орландо (США), Всемирное царство животных Уолта Диснея, Кипарисовые сады, занимающие 200 акров земли, Колесный пароходик, Шоу на водных лыжах, балет на льду, Сад скульптур из растений, аттракционы.
Некоммерческий сектор индустрии развлечений предоставляет условия для развлечений, не преследуя цели получения прибыли. В мировой практике в этом секторе работают разнообразные организации:
* клубы этнокультурной направленности (китайский, индийский, украинский и т.д.);
* армейские организации (аэроклубы, клубы парашютистов, стрелковые клубы, кружки самодеятельности и т.д.);
* студенческие организации (клубы танца, самодеятельной песни, КВН и т.п.);
* службы предприятий промышленности, ответственные за спортивно-развлекательные программы отдыха работников;
* организации, разрабатывающие развлекательные программы для специальных групп населения – душевнобольных, умственно отсталых, инвалидов (специальные олимпийские игры для инвалидов, клубы глухонемых и т. д.);
* религиозные организации (Ассоциация молодых христиан и т. п.)[4, c.60].
Долгое время изучению и удовлетворению духовных потребностей людей уделялось недостаточное внимание.
Поскольку индустрия развлечений относительно молода, вопросы экономики, организации и управления предприятиями, обеспечивающими процесс развлечений, недостаточно разработаны. Не решены вопросы технологической связи составных частей такого предприятия, его инфраструктуры. Не сформирована совокупность организационно – экономических признаков, характерных предприятию индустрии досуга и развлечений.
Опыт развития индустрии развлечения в различных странах позволяет представить принципиальный состав ее самостоятельных единиц.
К индустрии развлечений относятся предприятия (организации, учреждения), чья основная деятельность связана с удовлетворением потребностей человека в развлечениях. Такими единицами являются предприятия с ярко выраженным развлекательным характером деятельности — цирки, зоопарки, аттракционы, игротеки, парки отдыха, передвижные городки и т.д. Разнообразные зрелищные предприятия — это стационарные и передвижные театры, кинотеатры, изостудии, концертные организации и коллективы (филармонии, оркестры, ансамбли, мюзик-холлы, художественные и музыкальные коллективы, радиовещание и телевидение и др.) также обеспечивают процесс развлечений. К индивидуальным развлечениям относятся предприятия физической культуры (искусственные бассейны, катки, спортивные залы и клубы), а также спортивно-зрелищные предприятия. Посещение библиотек, музеев, выставок, клубных учреждений и т.д. также сопровождается развлечением[11].
Так традиционно к индустрии досуга и развлечений относят парки, аттракционы, боулинг-клубы, гольф-клубы, развлекательные центры, кинотеатры, аквапарки, дискотеки, ночные клубы, интернет-кафе, катки, роллердромы, игровую индустрию и др. В последнее время игорный бизнес (казино, залы игровых автоматов, букмекерские конторы, тотализаторы) также стал позиционировать себя как часть индустрии развлечений и отдыха. Однако в тесном сотрудничестве с индустрией досуга и развлечений функционирует «культурная индустрия» как самостоятельный сегмент культурно-досугового рынка: телевизионная и радиоиндустрия, интернет-индустрия, туристический, модельный, галерейно-выставочный, музыкальный и шоу-бизнес (в том числе цирки), спортивно-развлекательный бизнес (спортивные, рекреационные лагеря, горнолыжные курорты, базы отдыха и др.) и спортивно-зрелищная индустрия, образовательная индустрия (дополнительные обучающие курсы и др.), киноиндустрия[9, c.2].
Индустрия развлечений выступает как самостоятельное, относительно обособленное звено не только сферы культуры, но и экономической системы, привлекая значительные материальные, финансовые и трудовые ресурсы. В этом плане предприятия индустрии развлечений характеризуются специфическими технологиями, системами управления, результатом деятельности, организацией труда персонала.
1.2. Формирование и становление сферы шоу-бизнеса как составной части индустрии досуга
Термин «шоу-культура» хоть и трактуется западными и отечественными специалистами несколько по-разному, однако в целом предполагает обязательное отношение к миру искусства. Между тем шоу-бизнес представляет собой отдельную, самостоятельную систему в рамках сферы услуг, включающую определенные области деятельности и имеющую ряд особенностей, выделяющих шоу-бизнес на фоне более широких понятий, таких как индустрия развлечений, культура или искусство.
Шоу-бизнес(showbusiness) – коммерческая деятельность в сфере развлекательных зрелищ[5, c.46].
В узком смысле слова шоу-бизнесом называют исполнение музыкальных номеров, рассчитанных на массовую аудиторию. Однако в более широком смысле слова к шоу-бизнесу относят не только музыкальную эстраду, но и многие другие близкие к ней по функциональному назначению виды деятельности: киноиндустрию, зрелищные спортивные состязания, развлекательные телепередачи, конкурсы красоты и даже музыкальное радиовещание. Наконец, в предельно расширительном истолковании говорят, что шоу-бизнес – это реклама, оптовая торговля и индустрия музыкальных и информационных программ, производство и тиражирование фильмов, фонограмм и аудиовизуальной продукции, коммерческая организация эстрадных групповых и индивидуальных выступлений актеров, певцов, торговля авторскими и смежными правами, создание музыкальных и видео-клипов, рекламных фильмов, буклетов, афиш, проспектов и прочего.
Источник: www.referat911.ru