Система планирования деятельности промышленного предприятия представляет собой ряд последовательных этапов планирования, различающихся степенью детализации, периодичностью и горизонтом времени действия.
Каждый уровень планирования отличается от других следующими параметрами: целью плана; горизонтом планирования (интервалом времени от текущего момента до некоторой даты в будущем, для которого данный план разрабатывается); степенью детализации плана; частотой, с которой план пересматривается и корректируется.
Стратегический бизнес-план
Используя маркетинговую, финансовую и производственную информацию, стратегический бизнес-план устанавливает общие рамки на последующие этапы планирования, уже на уровне подразделений — отделов маркетинга и финансов, подразделений производства и конструкторско-технологических служб.
Горизонт стратегического планирования — не менее года, обычно три-пять лет. Бизнес-план, как правило, составляется и корректируется не реже одного раза в полгода. В основе бизнес-плана — цели владельцев предприятия, прогноз экономического состояния и другая стратегическая информация. Бизнес-план включает в себя набор агрегированных показателей, которые должны быть достигнуты предприятием, например, объем продаж в стоимостном или натуральном выражении, увеличение оборота или прибыли и т.п.
КАК СДЕЛАТЬ БИЗНЕС ПРИБЫЛЬНЫМ? Зачем нужна система планирования? Прогнозный бюджет
План продаж и операций
План продаж и операций (ППО) является выражением бизнес-плана в натуральных величинах. Назначение ППО — связать желаемое (бизнес-план) с реально достижимым, учитывая возможности рынка, производственные мощности и персонал, финансовые возможности. ППО состоит из плана производства и плана продаж. ППО может также использоваться для оценки возможности удовлетворения прогнозируемого спроса.
Стратегическими целями плана продаж и операций является определение таких показателей, как количество продукции, которое будет произведено за каждый период; желаемый уровень запасов (комплектующих, полуфабрикатов, материалов); необходимые ресурсы (оборудование, рабочая сила, материалы, финансы) по периодам. Кроме того, на этом этапе производятся уточнение имеющихся ресурсов и их сравнение с необходимыми.
Горизонт планирования ППО равен горизонту планирования бизнес-плана. Периодичность его составления и корректировки — не реже одного раза в квартал.
Основной план
Основной производственный план (ОПП) — это закон для предприятия, позволяющий установить связь между агрегированным долгосрочным производственным планом и тем, что будет фактически произведено или закуплено. Из ОПП берется входящая информация для расчета необходимых материалов (закупаемых материалов и комплектующих, производимых деталей и сборок), а также для планирования производства. Именно на этом этапе происходит формирование базы для среднесрочного расчета необходимых ресурсов (мощностей, материалов, комплектующих).
Горизонт планирования для каждого изделия (детали), на которые вводится ОПП, различный, но он не должен быть меньше суммарного цикла закупки и изготовления. В случае ввода ОПП для готовой продукции горизонт планирования должен быть не меньше суммы времени производства и времени закупки всех необходимых для производства этого изделия сырья и материалов.
СИСТЕМА ПЛАНИРОВАНИЯ В КОМПАНИИ | Как создать идеальную систему планирования? Или план, или пропал!
Например, на предприятиях, производящих дорожно-строительную технику, для большинства материалов и деталей план, как правило, составляется и корректируется один раз в месяц, минимум на четыре месяца вперед с разбивкой помесячно. На ближайшие два месяца ОПП составляется с учетом конкретных заказов клиентов (с учетом конфигураций этих заказов).
В результате работы над ОПП формируются: основной план на материалы и узлы по наименованиям и по периодам (план скользящий, на N месяцев вперед — помесячно, на ближайшие M месяцев — понедельно); финансовый план; оценивается загрузка ресурсов и запасов.
Планирование материалов
Следующий этап планирования — детальное определение планов производственной и закупочной деятельности, определение материалов и мощностей, необходимых для выполнения заказов клиентов. На этом этапе определяется, что и в каких количествах нужно заказать (произвести или закупить), когда заказать и когда нужное количество должно быть на складе; когда заказ должен быть выполнен; когда необходимо оплачивать материалы. Таким образом, на основании расчета формируется план закупок, а также план производства деталей и узлов.
Горизонт планирования материалов равен горизонту планирования ОПП. С использованием средств расчета, обеспечиваемых установленной на предприятии компьютерной системой, возможен переход на понедельное (или полумесячное) скользящее планирование. Периодичность запуска функций расчета потребностей — ежедневная.
Планирование ресурсов
На каждом уровне иерархической системы планирования планы разрабатываются так, чтобы удовлетворить рыночный спрос в конкретных изделиях. В то же время при планировании не рассматривались ресурсы, без которых любой из планов окажется лишь благим пожеланием и вряд ли будет работоспособным. Именно эту проблему решает алгоритм планирования необходимых ресурсов (мощностей).
Планирование мощностей производится с целью обеспечения производственных планов. План производства обычно выражается в единицах измерения готовой продукции. Мощности, как правило, выражаются в часах доступной работы.
Планирование необходимых ресурсов — это процесс определения трудозатрат и машинных ресурсов, необходимых для выполнения производственной программы. Плановые заказы и ожидаемые поступления, рассчитанные на основе открытых заказов (т.е. реальных производственных заданий, находящихся в производстве), конвертируются в данные о потребностях в часах работы для каждого рабочего центра для заданных промежутков времени. При этом принимается во внимание продолжительность операций и их распределение по рабочим центрам. w
Планирование: шаг за шагом
Система планирования деятельности промышленного предприятия представляет собой ряд последовательных этапов планирования, различающихся степенью детализации, периодичностью и горизонтом времени действия
Источник: www.osp.ru
Система бизнес-планирования
Рассматривая отдельное предприятие, действующее в конкурентной среде, выделяют несколько типов планов, основными из которых являются следующие планы.
Стратегический план – план на долгосрочный период, обычно 10-15 лет, в котором сформулированы важнейшие цели компании в перспективе, конкретные задачи, выполнение которых зависит от времени и ресурсов, а также единая стратегия достижения целей.
Долговременный план, разрабатывается на 3-5 лет и нацелен на решение различных самостоятельных внутрифирменных проблем. Составление долговременного плана осуществляется согласно стратегическому плану и в большинстве случаев является его частью.
Текущий план (среднесрочный) – в нем отражены все направления деятельности компании и работа всех ее функциональных подразделений в текущем финансовом году. Текущий план охватывает сферу сбыта, производства, исследований и разработок, снабжения, маркетинга, развития персонала и финансовых итогов. Текущие планы выражаются в виде бюджетов по всем функциональным подразделениям. Совокупность бюджетов представляет собой финансовый годовой план, где спланированы денежные потоки, издержки и прибыль, состояние баланса предприятия.
Китайский с нуля для начинающих
Увлекаем Китаем, китайским языком и культурой
Оперативный план – это детальный план, посвященный разрешению конкретных вопросов хозяйственной деятельности организации в краткосрочном периоде. Такие планы являются узконаправленными, для них характерна высокая степень детализации и большое разнообразие применяемых методов и приемов.
Инвестиционный проект – это план капитальных вложений, который направлен на создание новых мощностей производства. Они отличаются долговременным характером.
Бизнес-планы представляют собой планы создания нового подразделения (фирмы), нового выхода на конкурентный рынок.
Ключевые аспекты бизнес-планирования
Бизнес-планирование в компании может различаться по срокам, степени координации, точности, вносимым поправкам. Общими признаками для всех видов бизнес-планирования являются:
- Под планированием понимается упорядоченный процесс;
- Основа планирования – это обработка информации;
- При планировании ведется разработка определенных действий;
- Планирование направлено на достижение конкретных целей.
Замечание 1
По мнению российских экономистов, планирование – это принцип организации финансов компании, который позволяет предвидеть ей свое развитие и внести корректировки в деятельность, если необходимо.
«Система бизнес-планирования»
Готовые курсовые работы и рефераты
Решение учебных вопросов в 2 клика
Помощь в написании учебной работы
По опыту отечественных и зарубежных предприятий можно сказать, что недостаточная оценка планирования в деятельности компании может привести к большим финансовым потерям, а в некоторых случаях и к банкротству.
План организации позволяет решать задачи максимизации прибыли, повышения благосостояния собственников бизнеса при помощи выявления наиболее выгодных источников финансирования и рациональных направлений расходования средств.
Бизнес-план позволяет предпринимателю решать такие задачи:
- Определять конкретные направления хозяйственной деятельности, перспективные сбытовые рынки и место компании на данных рынках;
- Оценивать затраты, которые необходимы для производства и сбыта продукции, соизмерять издержки и цены для определения потенциальной прибыльности проекта;
- Выявлять соответствие кадрового состава требованиям по достижению целей;
- Проводить анализ материального и финансового положения организации и определять степень соответствия материальных и финансовых ресурсов достижению заданных целей;
- Просчитывать риски и предусматривать возможные трудности при выполнении бизнес-плана.
Определение 1
Бизнес-планирование, являясь целенаправленной экономической деятельностью, позволяет рассматривать экономические, социальные, организационные, инвестиционные, управленческие и другие проблемы предприятия как единую целостную систему. Таким образом, бизнес-планирование – это основа организации и менеджмента производственного процесса, база для разработки и принятия эффективных управленческих решений.
Принципы бизнес-планирования
К основным принципам бизнес-планирования относятся:
- Принцип единства;
- Принцип участия;
- Принцип непрерывности;
- Принцип гибкости;
- Принцип точности;
- Принцип коммуникативности;
- Принцип адекватности;
- Принцип многовариантности;
- Принцип интерактивности.
Охарактеризуем каждый из вышеперечисленных принципов.
Согласно принципу единства, планирование в компании должно осуществляться системно. Все организационные планы являются совокупностью документов, которые объединены в систему.
Второй принцип означает, что планирование должно осуществляться при участии всего персонала предприятия в независимости от должности.
Принцип непрерывности состоит в том, что планирование ведется постоянно в рамках определенного цикла, разработанные планы сменяют друг друга непрерывно. Планирование должно быть непрерывным, поскольку для внешней среды характерна неопределенность, изменяются цели, задачи и представления компании о своих возможностях и внутренних ценностях.
Появление принципа гибкости обусловлено неопределенностью внешней среды. Планы должны быть составлены таким образом, чтобы в них легко можно было внести дополнения, согласованные в изменяющимися внешними и внутренними условиями. Осуществление данного принципа связано с дополнительными затратами предприятия.
Принцип точности заключается в том, что планы организации должны быть на столько конкретными и детализированными, на сколько позволяют внутренние и внешние условия. Как правило краткосрочные планы являются более точными по сравнению с долгосрочными.
Согласно принципу коммуникативности все усилия координируются и интегрируются.
При помощи принципа адекватности отражаются реальные проблемы и уровень самооценки в процессе составления бизнес-плана.
Принцип многовариантности состоит в том, что выбирается наилучшая из альтернативных возможностей осуществления поставленной цели.
Принцип интерактивности предполагает, что уже составленные разделы бизнес-плана неоднократно увязываются.
Источник: spravochnick.ru
Автоматизация бизнес-планирования как залог успешного развития компании
Одновременно, при разработке стратегии развития бизнеса, необходимо использовать принцип скользящего планирования. Рынок всегда непредсказуем: постоянно меняются условия, приоритеты, цены, вмешиваются непредсказуемые факторы (яркий пример – пандемия коронавируса). Поэтому бизнес-план должен быть «живым», над ним нужно постоянно работать и определять, какие пункты подлежат пересмотру.
Автоматизированные системы бизнес-планирования
Классические варианты – обыкновенный Excel и 1C. Но в первом случае необходимо уметь настраивать формулы. Еще одна проблема – все данные заносятся и просчитываются вручную, а значит, высока вероятность совершения ошибки.
Система 1С, хоть и является популярной, но требует постоянной поддержки со стороны программистов. Если данных много, то отчеты могут формироваться и по 10-15 минут. А если нужны нестандартные отчеты, например, по прогнозированию развития компании, то придется потратиться на написание техзадания и оплату работы программистов 1С.
Сервис «КУБ24. ФинДиректор»
Это полностью автоматизированный сервис по сбору, анализу данных и составлению «умных» отчетов по развитию бизнеса.
Как это работает? Сервис «КУБ24. ФинДиректор» помогает найти 3-5 ключевых параметров (точек роста), минимальное изменение которых даст наибольшее увеличение прибыли компании.
В основе сервиса лежат мощные инструменты Big Data, которые позволяют:
- Измерить основные KPI бизнеса и понять, в какой точке развития находится ваша компания в данный момент.
- Получить ответ, почему именно в этой точке вы сейчас находитесь и почему доход компании за месяц/квартал составил именно эту сумму.
- Спрогнозировать развитие ситуации, если в бизнес-планирование не вносить изменения.
- Получить рекомендации, что нужно сделать, чтобы увеличить прибыль и достигнуть поставленной цели. После чего система рассчитает новые параметры, чтобы добиться новой, уже более серьезной цели.
В облачном сервисе «КУБ24. ФинДиректор» для формирования отчетов и сценариев развития компании:
- учитываются все имеющиеся денежные средства (прибыль, зарплаты, авансовые платежи, долги и т. д.);
- оценивается эффективность каждого направления и проекта;
- анализируются текущие цены на товары и услуги;
- определяется эффективность рекламных каналов, продаж.
Благодаря этому удается рассчитать реальный коэффициент ROI (уровень убыточности или доходности бизнеса) и понять, что надо изменить в работе для выхода на более высокий уровень.
«Умные отчеты» по бизнесу
Возможности платформы – это подготовка более 50 отчетов по различным направлениям (финансы, маркетинг, продажи, товары). У других аналогичных сервисов этот показатель составляет максимум 8-10 отчетов.
В зависимости от вида отчета, в нем указываются:
- рекомендации по каждому конкретному товару: поднять/уменьшить цену, выставить на акцию, снять с производства или увеличить объемы выпуска;
- эффективность каждого рекламного канала (социальные сети, «Яндекс.Директ», Google AdWords и др.);
- движение денежных средств;
- рентабельность и маржинальность по каждому клиенту, проекту, товару или услуге;
- зависимость прибыли от прямых и косвенных расходов;
- данные по должникам со сроками просрочки;
- товары, в которых заморожены деньги и т.д.
В результате владелец бизнеса будет видеть текущую картину, сможет организовать более эффективный менеджмент при бизнес-планировании и предвидеть развитие ситуации на несколько месяцев вперед.
Сервис «КУБ24. ФинДиректор» поможет навести порядок в финансах, сэкономит время на сбор и анализ огромного массива данных. И самое главное, усилит позиции компании на рынке, что позволит ей увеличить доход.
Источник: www.klerk.ru