Сколько бизнес школ в России

Последние годы российское бизнес-образование упорно доказывало свое право на существование. И кажется, доказало. По крайней мере, бизнес-школы перестали наконец выглядеть инородным телом в российской системе образования.
Сразу после августовского кризиса 1998 года российские бизнес-школы отпраздновали свое десятилетие. Разумеется, до этого момента дожили далеко не все «застрельщики» движения.
В конце 80-х бизнес-образованием в России не занимался только ленивый. Тогда бизнес-школы брались обучить будущих бизнесменов чему угодно в течение одной-двух недель. Пожалуй, одной из самых длительных и солидных была четырехмесячная программа «Предприниматель» в школе бизнеса МГИМО.

Таким образом, само понятие «бизнес-образование», а вслед за ним и понятие «бизнес-школа» приобрело в России особый смысл. На Западе, напомним, бизнес-школами принято называть учебные заведения (чаще всего в структуре вузов), дающие образование по программам МВА (Master of Business Administration). В России бизнес-школой называет себя любое учебное заведение, организующее как ту же программу МВА, так и недельные тренинги для менеджеров по продажам. К бизнес-школам у нас нередко относят и вузы, готовящие бакалавров или специалистов в течение 4-5 лет (такие, как ГУУ им. Орджоникидзе), а также сохранившиеся со времен СССР курсы повышения квалификации.

Онлайн бизнес-школа для подростков, про жизнь, работу, общение и бизнес


Так или иначе, к моменту кризиса в России работало в общей сложности свыше 200 учебных заведений, в той или иной форме дающих бизнес-образование. После кризиса их количество сократилось на 20-30% — в основном за счет ухода небольших заведений, предлагающих обучение по краткосрочным программам. А многие из тех, кто выжил, диверсифицировались. Так, одна нижегородская бизнес-школа открыла новое направление — автошколу. Число ведущих школ осталось прежним — 20-30.
Несмотря на серьезные сложности с набором студентов, которые возникли у российских бизнес-школ после кризиса, их руководители находят в нынешней ситуации немало плюсов. По словам Сергея Мясоедова, ректора Института бизнеса и делового администрирования (ИБДА) при АНХ, «если раньше бизнес-образование развивалось экстенсивно, то сейчас все изменения касаются в основном качества». В первую очередь потому, что повысились требования к бизнес-школам со стороны студентов, и школам пришлось пересмотреть программы. Еще одно важное изменение в российском бизнес-образовании связано с тем, что программы МВА получили государственное признание.

Работодатели и студенты

Пожалуй, одно из главных за последнее время достижений российских бизнес-школ состоит в том, что работодатели узнали о самом факте их существования. В результате более чем десятилетних усилий бизнес-школ кадровики многих компаний усвоили, что слово «школа» в их названии отнюдь не означает, что они дают среднее образование детям 7-17 лет. Правда, более подробные сведения о бизнес-школах по-прежнему остаются для многих тайной за семью печатями. В результате проведенного недавно исследования выяснилось, что за пределами своих регионов работодателям более или менее известны лишь восемь учебных заведений, готовящих кадры для бизнеса. По всем регионам более 5% респондентов упомянули лишь 16 учебных заведений.

Разбор⚡️Частные школы в России. Сколько стоит открыть и какая прибыль? Образование и франшиза


Такая неинформированность тормозит развитие российских бизнес-школ. Их главная задача — готовить специалистов, необходимых рынку, а как это делать в условиях, когда рынок и сам толком не знает, какими качествами они должны обладать? Поэтому изменения в программах бизнес-школ, которые диктуются потребностями студентов, можно считать куда более значимыми. В частности, в последнее время пошла на убыль потребность в краткосрочных программах, зато вырос спрос на фундаментальное образование. В результате годичные и двухгодичные программы МВА, которые еще несколько лет назад были большой редкостью, сегодня все чаще «прописываются» в российских бизнес-школах.
Разумеется, студенты стали предъявлять более жесткие требования и к качеству программ. «Публика стала очень требовательной,— говорит Сергей Мясоедов.— Люди, поступающие на МВА, хотят точно знать, чему их научат». Некоторые школы ввели практику (удобную для соискателей и не очень удобную для самих школ), при которой абитуриенты школы, прежде чем принять решение, посещают несколько лекций.

Читайте также:  Каким бизнесом может заняться самозанятый

Преподаватели

Программы

Первые учебные программы российских бизнес-школ формировались так. Переводился кусок из западной книги по менеджменту, добавлялся параграф из советского учебника по мировой экономике, все это обильно сдабривалось собственными размышлениями преподавателя о мировых бизнес-процессах. Подобные программы вполне отвечали тогдашнему уровню развития бизнеса. По мере «цивилизации» российского бизнеса школы стали вносить в собственные программы серьезные коррективы.
Основные изменения коснулись экономического блока учебных программ. Изначально бизнес-образование в России рассматривалось как часть экономического. «Это очень плохо,— считает Леонид Евенко.— Экономики в бизнес-школах должно быть мало: чтобы управлять людьми, не обязательно досконально знать экономические законы».

Поэтому сейчас бизнес-школы делают экономическую часть более компактной. И добавляют новые курсы — «Составление бизнес-планов», «Разработка проектов» и проч. Многие школы вводят больше курсов по выбору. Так, в ИБДА студенты при желании могут изучить методологию стратегического анализа, производные ценные бумаги и проч.
Кроме того, бизнес-школы продолжают осваивать активные методы обучения, которые практикуют ведущие западные школы,— «кейсы», деловые игры и т. д. Правда, новые методы внедряются очень медленно — это зачастую выгодно самим школам. «Активные методы возможны только в малых группах, хотя бы человек по 25,— объясняет директор одной школы.— Но мне выгоднее собрать в одном классе 70 человек и гнать лекторий».
И еще. Сама организация учебного процесса перестала быть такой «рыхлой», как раньше. Так, если первое время школы могли корректировать свои программы уже в процессе обучения, то теперь студент может ознакомиться с их структурой еще до начала учебы. В то же время стоит отметить, что контроль за знаниями студентов в процессе обучения школы предпочитают не ужесточать.

Как рассказал директор одной школы бизнеса, во многих российских школах по-прежнему практикуется двухбалльная система оценок — студенту ставят либо «4» (если он хоть как-то занимается), либо «2» (если он вовсе не посещает школу). Отчисление же «нерадивых» студентов вообще большая редкость — это не выгодно школам с финансовой точки зрения.

Стандарты

В прошлом году в российском бизнес-образовании произошло важное событие — программы МВА получили государственное признание. До сих пор МВА в России не имели ни официального статуса, ни стандартов, и степени МВА могли присваивать любые учебные заведения. Например, школа могла прочитать своим слушателям полугодовой курс по бухучету, назвать его МВА и выдать соответствующий диплом. И вот бизнес-школы добились того, чтобы программам МВА присвоили статус самостоятельных, и теперь бизнес-школы могут выдавать дипломы МВА гособразца.
Пока право выдавать дипломы МВА гособразца имеют 15 вузов (см. справку). Директора школ надеются, что российский герб на дипломе МВА увеличит вес этого документа в глазах работодателя. И соответственно, привлечет больше студентов.
Однако это не все. В конце 1999 года были утверждены минимальные требования к содержанию программ МВА (за их основу взяты европейские стандарты). Так, теперь степень МВА будет присваиваться только после прохождения программы, на которую отводится не менее 1000 часов (это как минимум один год). Любопытно, что в американских бизнес-школах на МВА учатся 720 академических часов, в Англии — 400 часов, а упор делается на самостоятельную работу студентов.
Государство определило также количество часов, которое отводится на изучение определенных дисциплин. Например, базовые дисциплины в области менеджмента студенты должны изучать не менее 400 часов, 250 часов отведено на практические занятия. Еще одно положительное изменение состоит в том, что в гостребованиях определено минимальное количество курсов по выбору студента (не меньше трети всего учебного времени). Как сказал Леонид Евенко, студенту должны предлагать меню, а не комплексный обед. Что касается преподавателей бизнес-школ, то как минимум половина из них должна иметь научные степени.
Впрочем, в этом в целом вполне современном документе не обошлось и без анахронизмов. Так, к требованиям к содержанию программ MBA прилагается перечень должностей, для которых рекомендуется переподготовка по этим программам. В нем наряду с загадочными «начальником центра», «заведующим станцией», «генеральным директором генеральной дирекции» и проч. значится и совсем уж таинственный «президент» (причем «президент ассоциации, концерна, корпорации и др.» указан отдельно). С связи с этим директор одной российской программы вспоминает: «Недавно я видел проект госстандарта бакалавриата по менеджменту, и там была специализация ‘менеджер ритуальных услуг’. Заведующий соответствующей кафедрой, наверное, должен быть как минимум директором Новодевичьего кладбища».
Впрочем, это всего лишь анекдотичный случай, на который не стоит обращать серьезное внимание. Тем более что в самое ближайшее время у бизнес-образования в России действительно есть шанс совершить качественный скачок в своем развитии.

Читайте также:  Разведение красной рыбы в домашних условиях как бизнес

Прямая речь

Вам нужны выпускники бизнес-школ?

Иван Губенко, председатель правления Нефтепромбанка:

— Если рассуждать трезво, классные молодые специалисты потребуются нам только лет через семь-восемь, что бы там ни говорили о всех выгодах вкладывания денег в обучение молодых. Да, это необходимо, чтобы создать базу будущих кадров и обеспечить будущее банковской системе. Но пока на молодых специалистов нет спроса. После памятного всем кризиса осталась огромная масса высококвалифицированных кадров, которые, безусловно, пока выигрывают, конкурируя с молодыми. При необходимости мы сами ищем людей, проводим их через свою систему обучения, систему безопасности и т. д.

Наталья Соколова, советник по персоналу президента Пробизнесбанка:

— В стратегии по работе с персоналом мы всегда исходим из того, что банку нужны профессионалы. Наличие в резюме строки об окончании бизнес-школы — это плюс кандидату. Иногда он бывает решающим, тем более если цена вопроса удовлетворяет обе стороны. Но бизнес-школа — это отнюдь не наш «пунктик». Для нас существенными показателями являются также профессиональный опыт и те результаты, которых кандидату удалось достичь на прежнем месте работы.

Дмитрий Суздальцев, зампредседателя правления Росевробанка:

— Мы практически не обращаем внимания на качество диплома специалиста — важен практический опыт и рекомендации коллег по бизнесу. Сегодня бизнес-образование только начинает свою жизнь. Программы бизнес-школ часто подражают иностранным аналогам, уровень преподавателей сильно различается, в борьбе за клиентов школы стараются сократить издержки, от чего часто страдает качество образования. Российским бизнес-школам понадобится еще не один десяток лет, чтобы одно лишь наличие диплома такой школы было лучшей рекомендацией для их выпускников. Должно остаться несколько крупных бизнес-школ, где образование будет качественным, дорогим и очень престижным.

Лев Вайнберг, президент международного инвестиционного объединения «Солев»:

— Выпускники бизнес-школ нам нужны, и мы охотно берем таких на работу, если человек умный и подающий надежды. И для нас абсолютно не важно, закончил человек престижный колледж или государственный вуз. Вот недавно приняли нескольких ребят, окончивших бизнес-школу при Государственном университете управления. Наше главное требование — выпускник должен быть отличником. Двоечники никому не нужны.

Сергей Лупашко, президент Финансово-промышленной корпорации:

— Нужны, но я их буду переучивать. Любой сотрудник, приходящий на работу, должен срочно забыть то, чему его учили в бизнес-школе. Эти догмы только отвлекают от нормального восприятия. Я и себя отношу к неправильно выученным. Пожалуй, помнить стоит одну лишь статистику, а все эти методы экономического анализа слишком оторваны от жизни.

Хотя психологический аспект такого образования очень важен.

Аркадий Мурашев, президент Ассоциации ипотечных банков:

— Да, для таких людей места всегда найдутся. Правда, позже. Опыт работы с выпускниками бизнес-школ у меня был. Они меня вполне устраивают.

Читайте также:  Бизнес колледж после 9 что сдавать

Владимир Гусаров, председатель правления банка «Держава»:

— Зачем, если есть нормальные выпускники экономического факультета МГУ? Там готовят отличные кадры. Например, из одиннадцати человек, входящих в состав совета директоров и правления нашего банка, семь учились на этом факультете. Его закончили и более половины сотрудников основных подразделений. При наборе сотрудников мы традиционно ориентируемся на этот факультет.

Источник: www.begin.ru

Сколько бизнес школ в россии

ООО «Бизнес-школа РСПП»

Подпишитесь на нашу рассылку: новости школы
и самое актуальное в бизнесе, обществе, образовании.

  • Главная
  • О школе
  • Информация о школе
  • Попечительский совет
  • Эксперты
  • Кодекс студента
  • Отзывы
  • Партнеры и клиенты
  • Благотворительные и социальные проекты
  • Вакансии
  • Сведения об организации
  • Еxecutive МВА
  • Тренинги и мастер-классы
  • Промышленный туризм
  • Консалтинг и административная поддержка
  • Корпоративная социальная ответственность
  • Корпоративный акселератор
  • Стратегия компании и работа с персоналом в условиях форс-мажора
  • Промышленная арт-фотография
  • Деловые утренники
  • Клуб стратеГОв
  • Клубные вечера
  • Журнал «Бизнес России»
  • Анонсы и новости
  • Фото
  • Видео
  • СМИ о Школе

Источник: bs-rspp.ru

Франшизы обучения и образования

ПРО

Желание открыть центр дополнительного образования для детей под брэндом «Инжинириум МГТУ им.Н.Э.Баумана» возникло не случайно. Сам я когда-то закончил это учебное заведение, но по специальности поработать не пришлось. К тому же являюсь отцом четверых детей, поэтому вопрос детского досуга мне очень близок.

Знакомство с франшизой и с её куратором Ольгой Александровной Шах состоялось на выставке франшиз. После некоторого время раздумий решение было принято. Подбор помещения и его ремонт, закупка и установка оборудования, набор персонала заняли около четырех месяцев, после чего и состоялось открытие центра.

Всё это время специалисты поддержки франшизы действительно оказывали всестороннюю поддержку: рекомендации по подбору помещения и его локации, перечень необходимого для начала работы оборудования, проверка и сертификация преподавательского состава, консультации по работе административного персонала и рекламному продвижению, методики проведения занятий и мастер-классов и многое другое. Ольга Александровна Шах постоянно находилась на связи и отвечала на любые вопросы, проводились регулярные встречи и обсуждения возникающих проблем.

Но все трудности были преодолены и уже по истечении двух недель после открытия в нашем Технопарке занималось около 70 детей. Как показал опыт, самая ответственная часть работы — это подбор преподавателей, от этого зависит репутация и успех всего проекта. Также огромное значение имеет расположение помещения — обратите на это особое внимание. Всем желающим попробовать свои силы в этом направлении смело могу рекомендовать франшизу «Инжинириум МГТУ им.Н.Э.Баумана».

Елена Ореханова

Елена Ореханова Абакан

KidsMBA

Всем привет! Меня зовут Елена, и я хочу поблагодарить команду Kids MBA за то, что сделали действительно качественную франшизу.

Всем привет! Меня зовут Елена, и я хочу поблагодарить команду Kids MBA за то, что сделали действительно качественную франшизу по детскому бизнес-образованию. Когда я начала этот бизнес, я получала все необходимые материалы для работы и запуска бизнеса, а главное — дальнейшее сопровождение. Я уже два года веду этот бизнес у нас в Абакане.

Я долго думала, чем бы заняться и куда вложить накопленные деньги. По совету знакомых решила не рисковать и купить уже готовый бизнес — готовую бизнес-модель, а именно франшизу Kids MBA Мне помогли набрать команду преподавателей, научили работе с маркетингом, и в среднем у меня сейчас выходит по 250 тысяч рублей чистыми. Так что еще раз спасибо Kids MBA за продуманную бизнес-модель. Запуститься и получить успех даже у новичкам!

Как начать бизнес

Как открыть образовательное учреждение?

Школы бывают разными. Как создать прибыльное образовательное учреждение в новой нише, рассказал гендиректор первой международной кембриджской школы в Казани Тимур Газизуллин.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Бизнес для женщин