Ванеев Олег Николаевич, доцент кафедры конституционного, административного и муниципального права Юридического института Сибирского федерального университета (ЮИ СФУ), начальник отдела аппарата Законодательного Собрания Красноярского края, кандидат юридических наук.
В статье проводится анализ взаимоотношения органов городского самоуправления и бизнеса. Констатируется заинтересованность бизнес-структур в использовании общественных (городских) ресурсов в частных целях, что приводит к попытке активного участия в деятельности органов городской власти со стороны представителей бизнеса, в том числе с использованием GR-технологий.
Ключевые слова: органы местного самоуправления, общественные ресурсы, город, бизнес, власть, GR-технология.
On the problem of interaction of local (municipal) self-government authorities and business
Vaneev Oleg N., Candidate of Juridical Sciences, Assistant Professor of the Department of Constitutional, Administrative and Municipal Law of the Law Institute of the Siberian Federal University (LI SFU), Head of Department of the Administration of the Legislative Assembly of the Krasnoyarsk region.
Необходимость взаимовыгодного сотрудничества местных органов власти и частных предпринимателей в орг
The article presents the carried out analysis of the relations between municipal self-government bodies and business. There is a stated interest of business entities in the use of community (municipal) resources for private purposes. This leads to the business figures’ attempt to take an active part in municipal authorities’ activities including the use of GR technologies.
Key words: local self-government bodies, community resources, city, business, authorities, GR technology.
Крупные российские города стали точками экономического роста не только для своих регионов, но и для всей России. Во многих из них появляются не только филиалы и представительства общенациональных российских компаний, но и ТНК. Крупный и средний бизнес не только становится реальным игроком в экономике городов, но и влияет на дизайн местной (городской) власти .
Бычкова О., Гельман В. Экономические акторы и локальные режимы в крупных городах России // Неприкосновенный запас. 2010. N 2 (70). С. 73 — 82.
Принципиальный момент для развития муниципальных образований — «наладить конфликтный диалог бизнеса, публичной власти и граждан по поводу использования общественных ресурсов» . Главными ресурсами российских городов являются земельные участки, муниципальные финансы, собственность и муниципальные заказы. Кроме того, растущий потребительский рынок товаров и услуг крупных российских городов привлекает повышенный интерес бизнес-структур национального и международного масштаба. Один из принципов экономического развития городов гласит, что «муниципальные власти должны осознавать ведущую роль своих городов в экономических переменах и развитии и, соответственно, считать свои города экономическими организациями для производства, распределения, обмена и потребления» .
Алейников А.В. Бизнес и власть в современном российском обществе: социально-философский анализ: автореф. дис. . докт. филос. наук. СПб., 2010. С. 3.
Как устроено местное самоуправление
The European Urban Charter II (2008). URL: https://wcd.coe.int/ViewDoc.jsp?id=1200191BackColorInternet/ (дата обращения: 24.09.2009).
На современном этапе развития российских городов становится актуальным выстраивание принципиально новых взаимоотношений между властью и бизнесом . Европейская хартия городов II (2008 г.) закрепила, что «сотрудничество между частным и публичным секторами является важным компонентом в городском экономическом развитии» .
Трунцевский Ю.В. О проблемах правового регулирования взаимоотношений государства и бизнеса // Юридический мир. 2011. N 4 [Электронный ресурс]: справ.-правовая система «КонсультантПлюс» (дата обращения: 19.04.2014).
The European Urban Charter II (2008). URL: https://wcd.coe.int/ViewDoc.jsp?id=1200191BackColorInternet/ (дата обращения: 24.09.2009).
Процесс управления городом (urban governance) предполагает расширение числа субъектов, участвующих в управлении и развитии города, — могут быть «разнообразные партнерства» . В том числе бизнес, некоммерческие организации и СМИ. Как правило, от качества городского управления зависит качество жизни горожан, комфортная среда их проживания.
Трубина Е.Г. Город в теории: опыты осмысления пространства. М.: Новое литературное обозрение, 2011. С. 333.
Органы городского самоуправления должны найти баланс между потребностями бизнеса и общественным (городским) интересом. Тем более что к вопросам местного значения городских округов (крупных городов) относится содействие развитию малого и среднего предпринимательства на территории муниципального образования.
В статье 11 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ (ред. от 28.12.2013) «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» закреплены полномочия органов местного самоуправления в данной сфере, в том числе: «1) формирование и осуществление муниципальных программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства с учетом национальных и местных социально-экономических, экологических, культурных и других особенностей; 2) анализ финансовых, экономических, социальных и иных показателей развития малого и среднего предпринимательства и эффективности применения мер по его развитию, прогноз развития малого и среднего предпринимательства на территориях муниципальных образований; 3) формирование инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства на территориях муниципальных образований и обеспечение ее деятельности; 4) содействие деятельности некоммерческих организаций, выражающих интересы субъектов малого и среднего предпринимательства, и структурных подразделений указанных организаций; 5) образование координационных или совещательных органов в области развития малого и среднего предпринимательства органами местного самоуправления» . Можно утверждать, что федеральный законодатель установил уровень взаимодействия между органами городского самоуправления и малого, среднего бизнеса как минимум на уровне диалога.
Обзор правовых актов подготовлен с использованием электронного ресурса — справ.-правовой системы «КонсультантПлюс — Регионы» (дата обращения: 28.04.2014).
Диалог может быть либо широким, либо в духе сотрудничества. Широкий диалог — многостороннее взаимодействие, построенное на взаимных интересах и потенциально общих задачах для обеспечения функционирования территории. Диалог в духе сотрудничества строится на совместной стратегии, формировании климата доверия между властью и бизнесом для развития территории. К сожалению, диалог между муниципальной властью и малым, средним бизнесом зачастую строится на принципах директивного управления и административной опеки. Хотя в каждом городском округе принимаются программы по развитию и поддержке малого и среднего предпринимательства, например, в городе Новосибирске принято Постановление мэрии города от 25 декабря 2013 г. N 12290 (в ред. от 30.06.2014) «Об утверждении ведомственной целевой программы «Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства города Новосибирска на 2014 — 2016 годы».
В соответствии с данной программой основными направлениями по поддержке предпринимателей в городе Новосибирске являются: оказание финансовых и нефинансовых мер поддержки; оказание учебно-методической поддержки, в том числе в сфере повышения производительности и качества труда; формирование перечня муниципального имущества для оказания имущественной поддержки; развитие инфраструктуры поддержки предпринимательства, в том числе информационно-консультационных пунктов по вопросам поддержки и развития малого и среднего предпринимательства в районах города Новосибирска, бизнес-инкубаторов и промышленных (индустриальных) парков. Однако эффективность указанных программ достаточно невысока в связи с нехваткой средств у органов местного самоуправления.
Многочисленные предпринимательские организации часто заняты постоянной защитой интересов своих членов от бюрократических преград либо приглашаются к диалогу только на имиджевые мероприятия, которые проводят органы власти, имитируя поддержку предпринимательства.
Интересы крупного и среднего бизнеса порой противоречат интересам населения, и часто на их защиту становятся должностные лица органов местного самоуправления, что порождает коррупцию и ущемление интересов городского сообщества. На повестке дня российских городов можно выделить следующие общественные интересы: защита историко-культурного наследия (Санкт-Петербург, Москва и др.); экологическое благополучие (Красноярск, Химки, Сасово); сбалансированная застройка городской территории и формирование благоприятной среды проживания, личная безопасность и защита от преступных посягательств, в том числе от преступлений на этнической почве.
Хотя трудно не согласиться с мнением, что «незаконные действия служащих публичной власти в отношении субъектов экономической деятельности. препятствуют развитию хозяйственной инициативы, отпугивают потенциальных инвесторов от финансовых вложений в российскую экономику, негативно влияют на реализацию. программ в сфере экономики, формируют основу для коррупционных отношений. и такое поведение служащих стало почти нормой» .
Бочкарев И.Е. О некоторых недостатках законодательного регулирования судебного контроля за действиями (решениями) государственных и муниципальных служащих в отношении субъектов экономической деятельности // Конституционное и муниципальное право. 2013. N 10 [Электронный ресурс]: справ.-правовая система «КонсультантПлюс» (дата обращения: 19.04.2014).
По мнению экспертов, «преобладающей моделью городского управления в России является бюрократическая модель» . Поэтому со стороны бизнес-сообщества, особенно крупного бизнеса, внедряются новые подходы по взаимодействию с городскими органами власти.
Косарева Н.Б., Пузанов А.С. Российские города после кризиса: новые возможности или старые ограничения? // Городской альманах: вып. 5 / науч. ред. Г.Ю. Ветров.
М.: Институт экономики города, 2012. С. 7.
К первому подходу можно отнести «поход во власть» представителей бизнеса, как правило руководителей бизнес-структур, которые избираются в представительные органы местного самоуправления. По мнению В.Ф. Гараева, «в числе основных мотивов, побуждающих крупный бизнес проталкивать «своих людей» в депутаты, прежде всего стремление оказывать влияние на распределение бюджетных средств и внебюджетных фондов, а также налоговый режим в регионе. доступ к информации о планируемых властных решениях. » . Кроме того, экспертами отмечается «кадровая экспансия бизнеса в исполнительную власть муниципалитетов. установлено, что около половины руководителей исполнительной власти муниципалитетов в областных столицах Центрального федерального округа непосредственно связано с бизнесом. » .
Гараев В.Ф. Бизнес на выборах в органы местного самоуправления в Пермском крае // Вестник Пермского университета. Серия: Политология. 2011. N 4 (16).
С. 149.
Расторгуев С.В. Взаимоотношения политической власти и бизнеса в современной России: модели и тенденции достижения баланса: автореф. дис. . докт. полит. наук. М., 2014. С. 30.
Можно констатировать, что идет борьба за общественные (городские) ресурсы, их использование в интересах бизнеса. Данная тенденция становится пугающей для городского сообщества. Так как «смычка» крупного бизнеса и муниципальной бюрократии в российских условиях всегда ведет к нарушению общественных (городских) интересов, прав горожан на благоприятную среду проживания. Хотя общепризнанным является то, что «соучастие заинтересованных групп граждан и бизнеса в развитии города снижает общий уровень социального напряжения, дает возможность в конструктивных формах выразить более многомерное видение вариантов развития, а также разрешать конфликтные ситуации. » .
Мартьянов В.С., Руденко В.Н. Российские мегаполисы: от индустриальных городов к стратегии многофункциональных агломераций // Научный ежегодник Института философии и права Уральского отделения Российской академии наук. 2012. Вып. 12.
С. 327.
Ко второму подходу относится технология «GR-деятельности», так называемое налаживание отношений с органами власти. Во многих общероссийских компаниях создаются подразделения, отвечающие за взаимодействие с органами власти, так называемые GR-департаменты. Задачами деятельности GR-департаментов являются: «налаживание коммуникаций с органами власти. формирование и поддержание открытых коммуникационных взаимодействий. осуществление информационно-аналитического управления и маркетинговых мероприятий. мониторинг деятельности органов власти и СМИ. подготовка и представление экспертной информации. » . К функциям GR-департаментов относят постоянный и направленный сбор информации о текущей деятельности органов власти, о проблемах и вопросах, стоящих на повестке дня; о готовящихся программах, проектах, нормативных актах в области деятельности организации; об отношении к кадровым изменениям в органах власти. GR-деятельность направлена на создание для бизнеса выгодных конкурентных условий во внешней среде, формирование и поддержку имиджа компании во внешнем мире, снижение рисков и повышение прибыльности на основе организации системных взаимодействий с властью.
GR-связи с государством: теория, практика и механизмы взаимодействия бизнеса и гражданского общества с государством: учебное пособие / под ред. Л.В. Сморгунова и Л.Н. Тимофеевой. М.: РОССПЭН.
2012. С. 219 — 220.
Для органов местного самоуправления появление GR-специалистов в бизнес-структурах является новым вызовом, требующим адекватного реагирования. Тем более что основными принципами деятельности органов местного самоуправления являются: открытость и доступность информации о деятельности органов власти; достоверность указанной информации, свобода поиска, получения, передачи и распространения информации о деятельности органов власти. Федеральный закон от 9 февраля 2009 г. N 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» (в ред. от 1 декабря 2014 г.) заложил правовые основы информационного взаимодействия между органами власти, бизнеса и городского сообщества.
Муниципальный служащий должен быть готов к пристальному взгляду на его деятельность со стороны бизнес-структур, необходимости экспертной оценки принимаемых решений. Кроме того, муниципальный служащий обязан соблюдать антикоррупционное законодательство, не допускать конфликта интересов в управленческой деятельности по отношению к функционированию бизнес-структур на территории муниципальных образований.
Хотя, по мнению муниципальных служащих, процесс управления основывается на тезисе о том, что чиновник всегда знает точно, как сделать лучше. В действительности растущий объем информации, отсутствие достаточного ресурса времени, комплексность проблем позволяют экспертам заявить, что «профессионалы не обладают монополией на информацию или знания» . Тем более что крупный российский город как объект управления является одной из сложнейших социальных систем, и нахождение баланса между деятельностью органов городского самоуправления в интересах городского сообщества и развитием бизнеса является важной предпосылкой в разрешении современного экономического кризиса.
Новек Б. Wiki-правительство: Как технологии могут сделать власть лучше, демократию — сильнее, а граждан — влиятельнее / пер. с англ. М.: Альпина Паблишер, 2012. С. 55.
Литература
- Алейников А.В. Бизнес и власть в современном российском обществе: социально-философский анализ: автореф. дис. . докт. филос. наук. СПб., 2010.
- Бочкарев И.Е. О некоторых недостатках законодательного регулирования судебного контроля за действиями (решениями) государственных и муниципальных служащих в отношении субъектов экономической деятельности // Конституционное и муниципальное право. 2013. N 10 [Электронный ресурс]: справ.-правовая система «КонсультантПлюс».
- Бычкова О., Гельман В. Экономические акторы и локальные режимы в крупных городах России // Неприкосновенный запас. 2010. N 2 (70) С. 73 — 82.
- Гараев В.Ф. Бизнес на выборах в органы местного самоуправления в Пермском крае // Вестник Пермского университета. Серия: Политология. 2011. N 4 (16).
- Косарева Н.Б., Пузанов А.С. Российские города после кризиса: новые возможности или старые ограничения? // Городской альманах. Вып. 5 / науч. ред. Г.Ю. Ветров. М.: Институт экономики города, 2012.
- Мартьянов В.С., Руденко В.Н. Российские мегаполисы: от индустриальных городов к стратегии многофункциональных агломераций // Научный ежегодник Института философии и права Уральского отделения Российской академии наук. 2012. Вып. 12.
- Новек Б. Wiki-правительство: Как технологии могут сделать власть лучше, демократию — сильнее, а граждан — влиятельнее / пер. с англ. М.: Альпина Паблишер, 2012.
- Расторгуев С.В. Взаимоотношения политической власти и бизнеса в современной России: модели и тенденции достижения баланса: автореф. дис. . докт. полит. наук. М., 2014.
- Трубина Е.Г. Город в теории: опыты осмысления пространства. М.: Новое литературное обозрение, 2011.
- Трунцевский Ю.В. О проблемах правового регулирования взаимоотношений государства и бизнеса // Юридический мир. 2011. N 4 [Электронный ресурс]: справ.-правовая система «КонсультантПлюс».
- GR-связи с государством: теория, практика и механизмы взаимодействия бизнеса и гражданского общества с государством: учебное пособие / под ред. Л.В. Сморгунова и Л.Н. Тимофеевой. М.: РОССПЭН. 2012.
- The European Urban Charter II (2008). URL: https://wcd.coe.int/ViewDoc.jsp?id=1200191BackColorInternet/.
ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ И БИЗНЕС-СТРУКТУР Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»
В статье рассматриваются формы совместной деятельности органов местного самоуправления и предпринимательства , основанные на взаимовыгодном сотрудничестве и развития инвестиционной деятельности.The article deals with the form of joint activities of local government and business, based on mutual cooperation and development of investment activity.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Аштаев Ю.С.
AТТЕСТАЦИЯ ПЕРСОНАЛА: ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ, ЭТАПЫ ПРОВЕДЕНИЯ
Институт муниципально-частного партнерства как инструмент совершенствования использования муниципальной собственности в коллективных интересах
Роль концессий в развитии предпринимательского сектора ичастно-муниципального партнерства
Инструменты развития государственно-частного партнерства в России
Взаимодействие органов власти и бизнеса: зарубежный и отечественный опыт
i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры?
Вы всегда можете отключить рекламу.
Текст научной работы на тему «ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ И БИЗНЕС-СТРУКТУР»
- требует больших трудовых и временных затрат;
— работники не получают обратной связи;
— нацелен на оценку результатов в прошлом.
Таким образом, подводя итог, можно сказать, что сформированная и успешно функционирующая процедура аттестации персонала на предприятии будет способствовать не только всестороннему раскрытию и реализации потенциала каждого его сотрудника, но и позволит добиться максимальной эффективности деятельности предприятия в современных рыночных условиях.
1. Маслова, В.М. Управление персоналом предприятия: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям экономики и управления / В.М.Маслова. — М.: ЮНИТИ-ДАНА,2012. — 159 с. ISBN 5-238-01104-0.
2. Незоренко, Т.К. Теоретические основы оценки и аттестации персонала организации / Т.К. Незоренко. — М. : Лаборатория Книги, 2010.- 110 с.
3. Рогожин, М.Ю. Управление персоналом. 100 вопросов и ответов о самом насущном в современной кадровой работе: практическое пособие / М.Ю.Рогожин. — М.-Берлин: Директ-Медиа,2014. — 176 с. ISBN978-5-4475-1579-9.
4. Шлендер, П.Э., Лукашевич, В.В., Мостова, В.Д., Артемьев, А.Н., Соскин, Я.Г. Управление персоналом: учеб. пособие для студентов вузов / П.Э. Шлендер. — М.: ЮНИТИ-ДАНА,2012. — 320с. ISBN 5-238-00909-7.
Аштаев Ю. С., к. пол. н.
кафедра «Государственное и муниципальное управление» Федеральное государственное бюджетное образовательное
учреждение высшего образования «Ростовский государственный университет путей сообщения»
(ФГБОУ ВО РГУПС) Россия, г. Ростов-на-Дону ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ И БИЗНЕС-СТРУКТУР В статье рассматриваются формы совместной деятельности органов местного самоуправления и предпринимательства, основанные на взаимовыгодном сотрудничестве и развития инвестиционной деятельности.
Ключевые слова: муниципалитет, местное самоуправление, предпринимательство, муниципально-частное партнерство,
The article deals with the form of joint activities of local government and business, based on mutual cooperation and development of investment activity.
Keywords: municipality, local government, business, municipal and private partnership, co-financing development.
В современных условиях государство поэтапно передает некоторые свои социальные функции органам местного самоуправления. На местный уровень была осуществлена передача большей части компетенций по социальной защите населения, по содержанию инфраструктуры, в сфере образования и здравоохранения и т.д. По мере нарастания полномочий и социально-экономической нагрузки должно было увеличиться и финансирование (ст. 9 Европейской хартии местного самоуправления), но вместо этого материальное обеспечение неизменно снижалось.
Сегодня местное самоуправление в России сталкивается с целым комплексом проблем. В наибольшей степени из сложных проблем в работе муниципалитетов является рост дефицита местных бюджетов. Муниципальные образования, в условиях ограниченности собственных ресурсов, не могут должным образом осуществлять исполнение на приемлемом уровне своих основных функций, не всегда могут сформировать комфортные условия для модернизации производственных мощностей с целью максимального удовлетворения потребностей своих жителей.
Для выхода из замкнутого круга при современной организации бюджетных и иных отношений между уровнями власти и формирования на территории собственной базы стабильного социально-экономического развития необходим поиск новых перспективных механизмов осуществления муниципальных функций, реализация которых может происходить за счет привлечения частных финансовых средств и других ресурсов.
Взаимодействие органов местного самоуправления и бизнеса, определяется как «форма совместной деятельности основных субъектов реализации муниципальных функций, предполагающая софинансирование и передачу отдельных муниципальных функций бизнес-структурам и основанная на взаимовыгодном сотрудничестве, развития инвестиционной деятельности, повышения коммерческой и бюджетной эффективности и реализации социальной ответственности»22.
На наш взгляд, наиболее приемлемой формой взаимодействия органов власти местного самоуправления и частного бизнеса являются муниципально-частное партнерство включающие в себя несколько видов и направлений сотрудничества.
Этот процесс можно разделить на несколько этапов. Первый этап -подготовки, где:
— определяются основные направления развития, принимаются решения о реализации муниципально-частного партнерства (мониторинг, анализ, оценка сложившейся ситуации и издание необходимых нормативно-правовые акты);
— обосновывается муниципально-частное партнерство и формируются
22 Гянджаева С.И. Механизмы взаимодействия органов местного самоуправления и бизнес-структур при реализации муниципальных социальных функций // Вестник академии естественных наук. — 2013. — № 17. -С. 156.
задания (составление системы основных критериев, оценка социальной важности проекта для муниципальных образований);
— привлекаются бизнес-партнеры (методы экономического стимулирования — льготное кредитование, налоговые льготы и т.д.);
— отбираются участники совместной программы (муниципальный заказ — аукционы, конкурсы).
На втором этапе — реализации:
— проводится оценка и распределение рисков осуществления муниципально-частного партнерства;
— формируются участники совместной программы (издание правовых актов, заключение договоров, концессионных соглашений и т.д;
— реализовывается муниципально-частное партнерство (софинасирование, управление и т.д.).
Третий этап — контроль и оценка:
— контроль и ревизия совместной программы (муниципальный и общественный контроль);
— оценка эффективности реализации муниципально-частного партнерства (методы оценки мероприятий и программ по показателям социальной, бюджетной и коммерческой эффективности).
Подобные совместные планы могут быть осуществлены в виде краткосрочных, среднесрочных и долгосрочных договоров и концессионных соглашений.
Для устойчивого развития малого и среднего бизнеса активной, прежде всего, должна быть местная власть. Именно она напрямую соприкасается с предпринимательством и воздействуют на инвестиционный климат конкретной территории.
Эффективность развития территории обеспечивается на муниципальном уровне как путем грамотного расходования бюджетных средств, так и правильностью мер поддержки малого и среднего бизнеса. Вариантов государственной поддержки в настоящее время существует достаточно, а вот получат ли информацию предприниматели и смогут ли этими возможностями воспользоваться, зависит, как раз, от органов местного самоуправления.
Чтобы предприниматель мог развиваться, необходимо его сопровождать, помогать, а не просто финансово обеспечить. Местной власти необходимо продолжать работу по устранению административных препятствий, затрудняющие деятельности малым и средним предприятиям. Также необходимо оказывать содействие информационного характера, помочь предпринимателям разобраться в массиве нормативно-правовых актов. Донести до предпринимателей максимум информации, которая облегчит как создание малого предприятия, так и поможет успешно функционировать впоследствии. Это та самая работа, которая не требует принятия дополнительных нормативно-правовых актов, большого финансирования и создания штата сотрудников на местах.
У муниципалитетов нет согласованного понимания того, каким
образом следует проводит инвестиционную политику и поддержку малого и среднего бизнеса. Для большинства муниципалитетов привлечение инвестиций и взаимодействие с бизнесом — это новая и необычная практика, так как перед ними никогда не ставилась такая задача и они привыкли рассчитывать только на собственные средства муниципального бюджета и поддержку из региональных бюджетов.
При этом в муниципальных образованиях, где обеспечена высокая инвестиционная привлекательность, основные экономические показатели выше, чем в аналогичных муниципальных образованиях с низкой инвестиционной привлекательностью.
В сфере муниципальных образований, к сожалению, пока не создана как таковая культура улучшения инвестиционной привлекательности и развития малого и среднего предпринимательства. Для того чтобы развить эту культуру и вывести ее на высокий, профессиональный уровень по всей стране, необходимо проводить регулярные конференции и круглые столы. Таким образом, создать площадки, где представители муниципальных органов могли бы обсудить имеющиеся проблемы и пути их решения, обменяться опытом с коллегами, перенять наиболее успешные практики в этой сфере.
Открытие даже небольших предприятий способствует пополнению местного бюджета за счет налогов, созданию рабочих мест, снижению социальной напряженности за счет повышения экономической активности населения.
1. Гянджаева С.И. Механизмы взаимодействия органов местного самоуправления и бизнес-структур при реализации муниципальных социальных функций // Вестник академии естественных наук. 2013. № 17. С. 155-158.
Аюгова А.В. студент
экономический факультет специальность «Экономическая безопасность»
Навасардян А. А., к. э. н. научный руководитель, доцент кафедра «Бухгалтерский учет и аудит» ФБГОУВО Ульяновской ГСХА Россия, г. Ульяновск ЮРИДИЧЕСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ГЛАВНОГО БУХГАЛТЕРА
В статье рассматривается юридическая ответственность главного бухгалтера, а именно его правовой статус, как особого должностного лица организации, который характеризуется определенной спецификой, отраженной как в практике делового оборота, так и в законодательстве. А так же его правовое положение, прописанное в бухгалтерском
Источник: cyberleninka.ru
Основные направления взаимодействия органов местного самоуправления с муниципальными предприятиями
Взаимодействие органов местного самоуправления с муниципальными предприятиями – это специальное направление муниципальной политики и соответствующая нормативно урегулированная деятельность муниципальных должностных лиц и органов публичного управления по вопросам учреждения и функционирования муниципальных предприятий для решения вопросов местного значения в интересах местного населения.
Значение и цели взаимодействия органов местного самоуправления с муниципальными предприятиями
Современная система публичного управления в стране ориентирована на выстраивание партнерской модели взаимоотношений населения, бизнеса, институтов гражданского общества и должностных лиц и органов публичного управления для совместного решения задач публичного управления в интересах населения.
Сдай на права пока
учишься в ВУЗе
Вся теория в удобном приложении. Выбери инструктора и начни заниматься!
Определение 2
Система местного самоуправления – это ступень системы публичного управления, которая наиболее тесно взаимодействует с населением: система местного самоуправления формируются населением для непосредственного решения вопросов, определяющих жизнедеятельность местного сообщества.
Таким образом, система местного самоуправления непосредственно ориентирована на нужды местного сообщества и должно в диалоге с ним и в его интересах реализовывать полномочия местного самоуправления.
На территории муниципального образования функционируют как частные коммерческие, так и общественные объединения, а кроме того и муниципальные предприятия и учреждения. Для решения вопросов жизнедеятельности местного сообщества, включенных в состав полномочий системы местного самоуправления, муниципальные органы могут:
- учреждать муниципальные предприятия;
- создавать муниципальные учреждения;
- участвовать в учреждении хозяйственных обществ.
«Основные направления взаимодействия органов местного самоуправления с муниципальными предприятиями»
Готовые курсовые работы и рефераты
Решение учебных вопросов в 2 клика
Помощь в написании учебной работы
Муниципальные предприятия учреждаются муниципалитетами для предоставления услуг местному населению в области городского хозяйства, в том числе:
- услуг в сфере жилищно-коммунального хозяйства;
- услуг в целях обеспечения транспортных потребностей и пр.
Муниципальные учреждения создаются муниципальными образованиями для реализации управленческих функций и социальных функций в сфере науки, медицины, культуры, образования, социальной защиты, спорта и пр.
Таким образом, муниципальные предприятия и учреждения выступают инструментами организации и удовлетворения потребностей населения в социальной и общественно-бытовой сферах. При этом в условиях рыночной системы хозяйствования учреждение и функционирование муниципальных организаций должно осуществляться в тех сферах, которые имеют важнейшее социальное значение, но недостаточно привлекательны для размещения капитала субъектами частного бизнеса.
Кроме того, система местного самоуправления непосредственно контактирует с представителями частного бизнеса, в том числе посредством размещения капитала в хозяйственных обществах. Муниципалитет обычно участвует в создании совместных с частным бизнесом организаций в приоритетных для обеспечения социально-экономического развития территории отраслях.
Формы взаимодействия органов местного самоуправления с муниципальными предприятиями
Прежде всего необходимо отметить, что система взаимоотношений местного самоуправления и муниципальных предприятий определяется тем, в чьей собственности находится соответствующая организация. Так, предприятия и учреждения, созданные муниципалитетом, наделяются ограниченным вещным правом в отношении своего имущества и в вопросах распоряжения им подчинены системе местного самоуправления.
В отношении указанных категорий субъектов органы местного самоуправления реализуют полномочия учредителя, в том числе они:
- определяют цели, процедуру и условия функционирования муниципальных учреждений и предприятий;
- разрабатывают и утверждают уставы муниципальных учреждений и предприятий;
- назначают и освобождают от должности на контрактной основе руководство муниципальных учреждений и предприятий;
- осуществляют контрольно-надзорные функции в отношении законности и эффективности функционирования муниципальных учреждений и предприятий.
Кроме того, органы местного самоуправления при взаимодействии с муниципальными учреждениями и предприятиями реализуют регулирующую функцию, а именно устанавливают тарифы по оплате услуг, реализуемых муниципальными учреждениями и предприятиями, если федеральным законодательством не предусмотрено соответствующее исключение.
Взаимодействие должностных лиц системы местного самоуправления и руководства муниципальных учреждений и предприятий выстраивается посредством согласования условий в контрактах, заключаемых согласно требованиям трудового законодательства.
Иной характер взаимодействия складывается между системой местного самоуправления и частными хозяйственными обществами, иными организациями. Здесь органы муниципального управления функционируют на общих принципах гражданского законодательства и выстраивают свои отношения с частными субъектами на договорной основе, при этом они не могут устанавливать каких-либо ограничений в отношении функционирования частных организаций, исключение составляют только случаи, предусмотренные федеральным и региональным законодательством.
Важнейшим направлением взаимодействия системы местного самоуправления с частными предприятиями, функционирующими на территории муниципалитета, является формирование благоприятной среды и реализация инструментов поддержки малых и средних предпринимателей, а также предпринимателей, функционирующих в приоритетных для социально-экономического развития муниципальных территорий инновационных отраслях. Для этого должностными лицами и органами муниципального управления разрабатываются и реализуются специальные целевые программы по поддержке бизнеса, предусматривающие мероприятия как прямой финансовой поддержки предпринимателей, так и мероприятия по формированию благоприятной инвестиционной среды.
Источник: spravochnick.ru