- 25.07.2016
В мире может многое меняться, но потребность людей в еде остается неистребимой. На производстве свежей и экологичной пищи можно неплохо заработать. Сегодня рассмотрим, как открыть тепличный бизнес и что для этого требуется.
Особенности тепличного бизнеса
Высокая конкуренция в сфере реализации плодовоовощных культур делает трудоемким вход на рынок. Начнем с нескольких рекомендаций по запуску предприятия.
Во-первых, количество выращиваемых культур. Обеспечить широкий ассортимент, не имея серьезного капитала, невозможно. Необходимо достаточное количество земли, серьезные вложения в теплицу и много вспомогательного персонала. Если бюджет ограничен 100-200 тысячами рублей, стартуйте с выращивания какой-то одной культуры, например с салата или зелени. Специалисты в сельскохозяйственной отрасли сходятся во мнении, что рентабельность производства зелени намного выше, чем в области ягод и овощей.
Во-вторых, географическое положение. На юге теплицу организовать проще, выращивая продукцию в закрытом грунте. На севере, где земля не успевает прогреться, требуется строить более сложные конструкции, размещая растения в ящиках, или создавать сложную гидропонику.
В-третьих, непредсказуемость бизнеса. Природу не укротить, и урожайность заранее предсказать нельзя. Как поведет себя культура – известно только ей самой. Заболевание может выкосить целый урожай. Это не только оставит без заработка, но и создаст неприятную ситуацию с заказчиками.
Рестораны быстро расстаются с поставщиками, которые их подводят. Все это делает бизнес не слишком стабильным. Но если внимательно ухаживать за «подопечными» и много времени посвящать чтению специальной литературы, риск значительно снизится. Полезно, кстати, иметь аграрное образование.
На ценообразование в основном влияет сезонность. С октября по апрель цены сбыта овощей и зелени вырастают в 2-3 раза. С твердой уверенностью можно сказать, что тепличный бизнес актуален, выгоден и востребован потребителем.
Организация работы
Для организации небольшого тепличного хозяйства с 1-2 теплицами на приусадебном участке – никакого обязательного официального оформления не требуется. Чтобы легально сбывать выращенную продукцию, достаточно получить у местных инстанций справку о наличии возделываемого участка земли и уладить вопросы с коммунальными службами по тарифам. Для коммерческих целей электроэнергия стоит дороже, чем для бытовых. Если владелец участка будет уличен в незаконном использовании электричества в коммерческих целях, он будет оштрафован.
Крупной теплице требуется уход. Если в ней работает 5-6 человек и более, потребуется открыть КФХ (крестьянское фермерское хозяйство). Индивидуальное предпринимательство не оформляется, но у главы хозяйства на руках будет ИНН и ОГРН предпринимателя.
ИП или ООО необходимо в случае крупного хозяйства с большим числом наемных лиц и тепличных сооружений. Подходящее налогообложение – ЕСХН. Эта система освобождает фермера от уплаты НДС, налога на прибыль и имущество.
Что касается сертификации – вопрос уточняется в местном Россельхознадзоре. Дело в том, что муниципалитеты в некоторых регионах разрешают не оформлять документы на реализацию собственной с/х продукции (при условии, что отсутствует вывоз в другие регионы).
Этапы организации тепличного бизнеса:
- , данные о владельце.
Но также в планирование бизнеса обязательно включают цели, которые предприниматель ставит перед собой.
Для тепличного бизнеса цели в плане могут звучать так:
- Организовать тепличное хозяйство для удовлетворения розничного спроса в выбранном регионе.
- Наладить сбыт продукции оптом в торговые сети.
- Масштабировать предпринимательскую деятельность, добавив в ассортимент малораспространенные культуры для реализации предприятиям ресторанной сферы.
- Выйти на уровень прибыли – N миллионов рублей в год.
Маркетинговый раздел бизнес плана теплицы
Хотя тепличное дело имеет много специфических особенностей, для него также нужно составить маркетинговый раздел в плане.
Сюда включается вся аналитическая информация, которая поможет организовать прибыльный бизнес.
Рассмотрим два основных пункта – целевую аудиторию и анализ конкурентов.
Кто является покупателями продукции теплицы?
В плане обычно проводится анализ того, кто является среднестатистическим покупателем.
Для теплицы анализ покупательской способности в регионе также очень важен.
Ведь предприниматель может подбирать товар для выращивания, исходя из предполагаемой целевой аудитории.
Бизнесменам, планирующим начать с малого и работать только с розницей, ставку стоит сделать на простую ходовую зелень.
Сюда относится зеленый лук, петрушка, укроп, салат – стандартный набор.
Также к ходовой розничной продукции относят редис и клубнику.
Когда бизнес будет расширяться, в ассортимент можно ввести дополнительный сезонный товар – рассаду различных культур ранней весной.
А вот предприниматели, «метящие» на организацию масштабного бизнеса, должны ориентироваться исключительно на оптовые продажи.
Для этого преимущественно выращивают огурцы и помидоры.
Еще одна ниша потребителей, на которую можно ориентироваться – владельцы кафе и ресторанов.
Как правило, у них часто есть потребность в некоторых сравнительно экзотических культурах.
Бизнесмен может рискнуть выращивать в теплице пару видов прихотливых растений и таким путем занять узкую нишу. Выгода состоит в том, что цены на такой товар, соответственно, высокие.
Анализ уровня конкуренции в бизнесе
Анализ конкуренции – обязательная часть любого планирования, в том числе и бизнес плана теплицы.
Однако справедливости ради стоит заметить, что уровень конкуренции в тепличном бизнесе в целом небольшой.
Для анализа необходимо отобрать всех представителей данной сферы в вашем регионе. Их деятельность рассматривают по таким пунктам:
- Какую продукцию выращивают в теплицах?
- Какой объем товара предлагают для продажи?
- Довольны ли клиенты качеством предлагаемого товара?
При изучении информации важно учитывать также спрос населения региона или тех областей, куда вы планируете поставлять товар.
Подходить к анализу нужно комплексно.
Ведь даже если сейчас у вас есть 2-3 крупных оптовых заказчика, нет гарантий, что вы продолжите сотрудничать и через год.
Кроме того, стоит всегда рассматривать возможность расширять бизнес спустя время.
Помещение для теплицы
[adsense2]
Описание местоположения и помещений имеет отдельное значение.
К примеру, если предприниматель планирует выращивать с/х культуры, важно оценить качество земли в выбранном месте.
Также в дополнительной информации нужно указать насколько близко находятся водоемы, качественная ли в них вода.
Какие транспортные узлы или трассы расположены поблизости?
Это важно знать потому, что продукция теплиц часто весьма прихотлива в транспортировке (имеет короткий срок реализации).
Так что предпринимателю стоит искать места реализации максимально близко к теплицам и иметь удобные способы транспортного сообщения для увеличения выгоды.
Оборудование для бизнеса на теплице
[adsense3]
В плане теплицы предприниматель должен уделить отдельное внимание описанию технологических процессов организации работы.Прежде всего – обозначить, какая модель теплицы будет использоваться и почему.
Технические моменты расписываются максимально детально.
Отмечают, кто будет заниматься монтажными работами, и сколько это будет стоить.
Не лишним будет отметить, почему была выбрана именно эта компания, и привести примеры их успешной работы.
Это важно в том случае, когда с помощью плана предприниматель пытается привлечь инвесторов или получить кредитные средства.
НаименованиеСтоимость (руб.) Теплицы из сертифицированного материала 150 000 Система полива 15 000 Система досветки 15 000 Система обогрева 80 000 Система вентиляции 20 000 Итого:280 000 руб. Персонал для теплицы
[yandex1]
Бизнес план теплицы должен включать подробную информацию про персонал.Предприниматель перечисляет в документе наименования должностей, количество работников, их рабочие обязанности.
Должна быть указана и финансовая информация: размер зарплаты за год, возможные премиальные выплаты и запланированные повышения ставки.
Впоследствии план дополняют установленным графиком работы и даже расписанием отпусков.
ДолжностьКол-воОклад (руб.) Управляющий 1 40 000 Технолог 1 30 000 Рабочие 3 20 000 Итого: 130 000 руб. Календарный план открытия
[yandex2]
Календарный план составляется для того, чтобы сам предприниматель и инвесторы могли отследить процесс организации.Все ли идет по графику и не забыли ли о каком-нибудь шаге?
Календарный план выступает в качестве инструкции, к которой нужно время от времени возвращаться.
Мероприятие1 мес2 мес3 мес Заключение договора аренды на землю Приобретение и установка теплиц Монтаж досветки, вентиляции, обогрева, полива Поиск и оформление на работу персонала Покупка семян, грунта, химикатов Начало работы Финансовый раздел бизнес плана теплицы
[yandex3]
Финансовый раздел – важнейшая часть любого планирования собственного дела. Не является исключением и план тепличного выращивания.Расходы на открытие бизнеса на теплице
Расходы на открытие тепличного бизнеса не испугают вас многочисленными нулями в итоговой сумме.
Более того, начинать можно с малого: теплицу построить своими руками, вместо системы полива приобрести обычный садовый шланг за 1000 рублей.
Такой подход позволит начать бизнес с минимальными вложениями.
Статья расходовСтоимость (руб.) Регистрация и оформление документов 10 000 Покупка 5 теплиц 150 000 Покупка и монтаж отопительного оборудования 100 000 Установка системы полива 15 000 Закупка расходников (семена, удобрения, химикаты) 60 000 Покупка базовых инструментов 65 000 Итого:400 000 руб. Текущие ежемесячные расходы по тепличному бизнесу
[yandex4]
Предпринимателю важно помнить: кроме затрат на организацию, также предстоят расходы на его поддержание и развитие.Все эти пункты нужно перечислить в бизнес плане.
Статья расходовСтоимость (руб.) Арендная плата за участок 50 000 Коммунальные расходы 10 000 Зарплата сотрудникам 130 000 Налоговые вычеты 20 000 Прочие расходы (удобрения, хоз.инвентарь, т.д.) 10 000 Итого:220 000 руб. В видеоролике ниже представлен пример успешного ведения тепличного бизнеса:
Сроки окупаемости бизнеса на теплице
Хотя сельское хозяйство не является особо расцветающей отраслью в наше время, этот бизнес может приносить высокую прибыль.
Если при этом поддерживать рентабельность на уровне 15-20%, вложения окупятся уже за 1-3 года.
Срок окупаемости зависит от размера капитальных инвестиций, масштабности бизнеса, а также выбранного вида продукции.
К примеру, для цветочного бизнеса предпринимателю потребуется вложить в 3-4 раза больше денег, чем в выращивание овощной продукции.
При этом выращивание овощей оказывается в 3-4 раза менее рентабельно, чем выращивание зелени!
Окончательный выбор продукции остается, конечно, за предпринимателем.
Главное – продумать и зафиксировать в бизнес план теплицы все существенные детали.
Источник: biznesprost.com