МОСКВА, 29 мая, ФедералПресс. В правительстве РФ прошло заседание комиссии по вопросам развития малого и среднего предпринимательства. В частности, обсуждалась грантовая программа для представителей бизнеса из новых регионов, меры поддержки для микропредприятий. Прошедшее заседание прокомментировал российский ресторатор, бизнесмен, президент федерации рестораторов и отельеров России Игорь Бухаров.
«Задача следующего этапа, то есть до 2030 года, – используя накопленный опыт, выйти на качественный рост малого и среднего бизнеса прежде всего за счет акселерации, за счет роста уже действующих предприятий», – сообщил на заседании министр экономического развития РФ Максим Решетников.
На заседании выделили 4 приоритетных направления, где государству необходимо сконцентрировать усилия, чтобы обеспечить кардинальные и качественные изменения малого бизнеса.
Поддержка малого бизнеса в регулируемых закупках
Необходимо усиленно сконцентрировать внимание на начинающих предпринимателях, так как они должны формировать «воронку» малого и среднего предпринимательства. Главная задача – помочь малым предприятиям пережить первые два года, поскольку именно в этот период большинство предпринимателей закрываются по причине нехватки опыта и неправильного расчета ресурсов. Предлагается сфокусироваться на адресной поддержке повышения их компетенций на базе центров «Мой бизнес», обеспечить доступ к специализированным мерам финансовой поддержки, таким как нормы РГО, гранты и льготные микрозаймы.
Необходимо уделить внимание растущим предприятиям. По статистике, лишь 3 % предпринимателей переходят из микро- в малые предприятия. Это связано с тем, что им необходимо справиться с барьерами роста: повышенной налоговой нагрузкой, сложной правовой и бухгалтерской отчетностью и пристальным вниманием надзорных органов.
«Дело в том, что система перехода достаточно серьезная. При переходе ты слетаешь со специальной, льготной системы налогообложения. Появляется множество дополнительных трат, новые проверки, юридические тонкости. Поэтому у многих возникает вопрос, а нужно ли переходить на другую модель?» – подчеркнул Игорь Бухаров.
Третий приоритет – растущие предприниматели из приоритетных отраслей экономики, к которым относятся IT, инжиниринговые центры, обрабатывающая промышленность, малые технологические компании, туризм. Для них необходимо создавать наиболее ресурсоемкие меры поддержки: льготное кредитование, зонтичные поручительства, биржевые инструменты, производственную инфраструктуру. Также необходимо стимулировать долгосрочный спрос на продукцию. Часть из мер поддержки уже реализовывается, как, например, создание совместной программы льготного кредитования Минэкономразвития, Корпорации МСП и Банка России. Бизнесу выдаются кредиты по льготной ставке 2,5–4 %.
В отдельное направление выделили категорию МСП+, куда входят юридические лица, которые вышли за пределы малого и среднего предпринимательства и продолжают развиваться. Такие компании, выйдя за рамки МСП, лишаются всех мер поддержки, льгот и преференций. В правительстве предложили разработать для таких компаний отдельные инструменты, прежде всего финансовые. Ввиду того, что таких компаний достаточно малое количество, а затраты на их поддержку будут сравнительно небольшими, предполагается, что при условии их стимулирования эффект для экономики будет существенный.
Государственная поддержка малого бизнеса
В правительстве считают, что субъекты РФ должны взять на себя консолидацию институтов и мер поддержки, а также дополнять федеральные меры своими с учетом региональных приоритетов. Подобное внимание будет оказывать существенную помощь в запуске бизнесом масштабных проектов, развитии предпочтительных режимов и создании отраслевых кластеров. Решетников напомнил, что по подобной системе развивается текстильный кластер в Иваново, IT-кластер в Башкортостане, приборостроительный в Екатеринбурге и деревообработка в республике Коми.
В отдельную задачу до 2030 года вывели интеграцию предпринимателей из новых регионов в реализацию мер поддержки МСП. Планируется довести показатель охвата предпринимателей мерами поддержки до уровня не ниже среднего по стране. Для этого нужно обеспечить работу базовой инфраструктуры: центров «Мой бизнес», МФО и РГО и поэтапно запустить ряд инструментов. Уже в июне заработает программа льготного кредитования с повышенным гарантийным покрытием Корпорации МСП, кредиты будут выдаваться под 10 % сроком до 3 лет. Далее будет запущена программа льготного лизинга.
«Они же сейчас полноценные участники российской экономики. Единственное, сначала там было украинское законодательство, затем закрытость в течение 8 лет. Поэтому сейчас для полноценного становления и укрепления им нужна помощь, за которой они и обратились», – отметил Игорь Бухаров.
Кроме того, на заседании было заявлено о запуске грантовой программы поддержки субъектов МСП, реализующих социально значимые виды деятельности в новых регионах.
«Сейчас эти предприниматели в непростых условиях создают комфортную среду для граждан – осуществляют предоставление социальных услуг. Что важно, они обеспечивают занятость в этой сфере», – рассказал председатель правительства ДНР Евгений Солнцев.
Он сообщил, что запуск программы запланирован на осень 2023 года. Он связан с тем, чтобы в ней могли участвовать юрлица, деятельность которых осуществлялась на момент вхождения регионов в состав РФ.
«Параметры программы будут разработаны Минэкономразвития России совместно с исполнительными органами власти новых регионов. На цели оказания прямых мер поддержки бизнесу Минэкономразвития России выделит дополнительно порядка 300 млн рублей», – добавил Солнцев.
Ранее «ФедералПресс» писал о запуске программы субсидирования для туризма в Краснодарском крае. Заявку на получение помощи от государства могут получить предприниматели, осуществляющие деятельность на территории региона. Отмечается, что сумма собственных вложений должна составлять не менее 30 % от размера субсидии.
Фото: ФедералПресс / Елена Майорова
Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости , а также следите за самыми интересными новостями в канале Дзен . Все самое важное и оперативное — в telegram-канале « ФедералПресс ».
Источник: fedpress.ru
Мишустин заявил, что в 2022 году на поддержку малого бизнеса направят 65 млрд рублей
Михаил Мишустин рассказал о планах по поддержке малого бизнеса в России в 2022 году. В пятницу 14 января глава правительства озвучил сумму, которая заложена в бюджете на реализацию национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы». По словам Мишустина, речь идет о сумме порядка 65 млрд рублей.
«Больше половины из них, 36 млрд рублей, пойдет на льготное кредитование. Уверен, что многие из вас такой возможностью воспользуются», — сказал Мишустин, обращаясь к участникам форума семейного бизнеса «Успешная семья – успешная Россия».
Премьер рассказал и о других нововведениях, которые ожидают представителей малого и среднего предпринимательства в наступившем году.
Так, будет внедрена концепция по совершенствованию порядка применения кодов ОКВЭД, которая упросит для предпринимателей определение основных и дополнительных видов экономической деятельности. Специальные сервисы, призванные сделать систему более четкой и понятной, внедрит ФНС. Также Мишустин рассказал, что в феврале 2022 года в пилотном режиме будет запущена цифровая экосистема для малых и средних предпринимателей. Она позволит дистанционно получать помощь и пользоваться специальными сервисами.
Ранее kp.ru проанализировала данные Росстата и узнала, цены на какие товары и продукты сильнее всего поднялись в 2021 году. Подробности здесь.
Возрастная категория сайта 18 +
Сетевое издание (сайт) зарегистрировано Роскомнадзором, свидетельство Эл № ФС77-80505 от 15 марта 2021 г.
ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР — НОСОВА ОЛЕСЯ ВЯЧЕСЛАВОВНА.
ШЕФ-РЕДАКТОР САЙТА — КАНСКИЙ ВИКТОР ФЕДОРОВИЧ.
АВТОР СОВРЕМЕННОЙ ВЕРСИИ ИЗДАНИЯ — СУНГОРКИН ВЛАДИМИР НИКОЛАЕВИЧ.
Сообщения и комментарии читателей сайта размещаются без предварительного редактирования. Редакция оставляет за собой право удалить их с сайта или отредактировать, если указанные сообщения и комментарии являются злоупотреблением свободой массовой информации или нарушением иных требований закона.
АО «ИД «Комсомольская правда». ИНН: 7714037217 ОГРН: 1027739295781 127015, Москва, Новодмитровская д. 2Б, Тел. +7 (495) 777-02-82.
Исключительные права на материалы, размещённые на интернет-сайте www.kp.ru, в соответствии с законодательством Российской Федерации об охране результатов интеллектуальной деятельности принадлежат АО «Издательский дом «Комсомольская правда», и не подлежат использованию другими лицами в какой бы то ни было форме без письменного разрешения правообладателя.
Источник: www.kp.ru
Пандемия со скидкой: Россия выделила на помощь населению и бизнесу в 70 раз меньше Германии
В сравнении с Германией, которая выделила на борьбу с коронавирусом сумму, превышающую треть своего ВВП, и США, у которых на эти цели пойдет 12,4% ВВП, антикризисный пакет правительства России пока выглядит достаточно скромно — всего 1,2% ВВП
Пандемия коронавируса стала настоящим ударом для глобальной экономики: многие государства вынуждены полностью или частично закрываться на карантин и замораживать экономическую активность, чтобы предотвратить распространение заболевания. На прошлой неделе директор-распорядитель Международного валютного фонда (МВФ) Кристалина Георгиева заявила о начале мировой рецессии, обратив особое внимание на угрозу, связанную с волной банкротств и сокращением рабочих мест.
Лидеры G20 уже объявили о готовности влить $5 трлн в мировую экономику для преодоления последствий пандемии. Правительства большинства крупнейших по ВВП стран мира, включая Россию, также обнародовали пакеты помощи собственным экономикам.
Forbes изучил предложения 15 крупнейших экономик мира (по номинальному ВВП за 2019 год, согласно октябрьской оценке МВФ), в число которых входит и Россия, и проранжировал по долям ВВП, которым эквивалентны обсуждаемые пакеты фискальной поддержки. Оценка не включает монетарную поддержку со стороны центральных банков этих стран, а также Европейского центрального банка и МВФ. Не включает она и данные о фискальных пакетах от Китая и Мексики: на момент сбора данных они не были анонсированы. Пока что с точки зрения доли ВВП, направленной на борьбу с последствиями эпидемии, Россия смотрится достаточно скромно.
Самая щедрая экономика
Самую щедрую поддержку своей экономике готова оказать Германия — в совокупности стоимость заявленных властями фискальных мер превышает $1,4 трлн (€1,3 трлн), что составляет около 37% ВВП страны.
В середине марта власти объявили о готовности выдать бизнесу кредиты на общую сумму до €550 млрд, увеличив для этого лимит кредитования государственному банку развития KfW почти на €100 млрд. Промежуточный кредит от него на €1,8 млрд получит, например, крупнейший европейский туроператор TUI Group.
А в начале прошлой недели Германия объявила о ключевом пакете мер поддержки на общую сумму €750 млрд. Власти запланировали, в частности, создать стабилизационный фонд помощи бизнесу на €600 млрд, из которых €100 млрд можно будет направить на прямой выкуп долей в немецких компаниях для предотвращения их поглощения иностранным бизнесом. Еще €100 млрд будет перечислено банку KfW на кредиты бизнесу, а €400 млрд составят кредитные гарантии по корпоративным долгам в случае угрозы дефолта. Кроме того, на €156 млрд было решено пополнить бюджет федерального правительства (за счет займов) для прямой помощи компаниям — в частности, треть суммы пойдет на программу помощи малому бизнесу и самозанятым, которые из-за эпидемии оказались под угрозой банкротства: им полагаются прямые выплаты на сумму до €15 000 в зависимости от размера фирмы.
Помимо Германии, в пятерку лидеров по выделенной на фискальную поддержку доле ВВП входят Италия (20%), Великобритания (16%), Испания (16%) и Франция (14%). Стоит, однако, учитывать, что изрядную долю заявленной помощи составляют гарантии и лимиты по кредитам, которые могут в итоге не быть выбраны полностью. Например, более 90% заявленной помощи в Италии, Великобритании и Франции составляют государственные гарантии по кредитам.
Самая крупная сумма
По заявленной сумме фискальной помощи в абсолютном выражении очевидный и ожидаемый лидер — США. Совокупный объем всех утвержденных властями страны мер поддержки превышает $2,6 трлн — это около 12,4% ВВП. Штаты — шестые по масштабам обещанной помощи, если оценивать ее в доле валового внутреннего продукта.
Власти США утверждали пакеты помощи по нарастающей в несколько этапов. Первый пакет, на $8,3 млрд, предназначался в основном для борьбы с эпидемией, в том числе предусматривал средства на профилактику, разработку вакцины и даже на борьбу с распространением коронавируса за рубежом. Второй, на сумму уже около $100 млрд (по оценке комитета Конгресса по налогообложению), был предложен палатой представителей, и фокусировался на помощи пострадавшим от эпидемии гражданам, в том числе за счет бесплатного тестирования на коронавирус, расширения пособия по безработице и оплаты двухнедельного отпуска по болезни для заразившихся коронавирусом работников.
Третий, рекордный, пакет на $2,2 трлн, включил очень крупные суммы на поддержку как крупного, так и малого бизнеса (см. инфографику), пострадавшего из-за эпидемии. Он также предусматривает дополнительные выплаты безработным и самую нашумевшую меру — прямые выплаты по $1200 гражданам страны с заработком до $75 000 в год (и меньших сумм тем, кто зарабатывает больше), плюс по $500 за каждого ребенка.
Кроме того, гражданам и бизнесу дали трехмесячную отсрочку по выплате налогов — по оценке министра финансов США Стивена Мнучина, это должно высвободить около $300 млрд дополнительной ликвидности в эти месяцы. Еще $50 млрд получило возможность потратить правительство в результате объявленного президентом страны Дональдом Трампом чрезвычайного положения.
Российский пакет
Президент России Владимир Путин в ходе онлайн-саммита с лидерами G20 26 марта заявил, что правительство выделит на поддержку экономики в общей сложности 1,2% ВВП, и еще примерно такую же помощь должен оказать Банк России. Премьер-министр Михаил Мишустин в среду сообщил, что на антикризисные меры и борьбу с коронавирусом в бюджете заложено 1,4 трлн руб. При этом какие из заявленных мер поддержки сколько стоят, власти до сих пор не уточняли. Три самые дорогостоящие меры из заявленных — это снижение с 30% до 15% ставки страховых взносов в соцфонды для работников малого и среднего бизнеса, поддержка пострадавших приоритетных отраслей экономики (авиации, туризма, строительства) и социальные платежи — увеличение пособий по безработице и оплаты больничных, перечисляет главный экономист ING по России и СНГ Дмитрий Долгин. По его оценке, совокупный размер помощи составляет около 2% ВВП, из которых 1,5% будут обеспечены перераспределением расходов бюджета, изначально запланированных на нацпроекты, и 0,5% составит эффект от снижения социальных налогов на малый и средний бизнес.
Налоговые послабления МСП будут стоить гораздо меньше — около 0,2% ВВП, считает экономист «Ренессанс Капитала» по России и СНГ Софья Донец. Полугодовая отсрочка по налогу на прибыль существенно ничего не изменит — у большинства малых и средних предприятий в условиях кризиса прибыли не будет, или она будет отрицательной, полагает она. Тем не менее, эта мера — одна из самых дорогостоящих среди заявленных, говорит она. Как и выплаты повышенных пособий по безработице и больничным, которые лягут на муниципальные бюджеты. Самыми же большими будут расходы бюджета на борьбу с заболеванием, в том числе капитальные, на строительство больниц, но их скорее всего перераспределят из других проектов и расходов, рассуждает Донец.
Заявленные президентом 1,2% ВВП — это минимальная сумма, составляющая около восьмой части Фонда национального благосостояния, которая будет увеличиваться по мере ухудшения экономической ситуации, и в итоге может оказаться в 3-4 раза больше, считает главный экономист BCS Global Markets Владимир Тихомиров. Пока о крупных вливаниях со стороны правительства речи не идет, но по мере продления карантина будет расти нагрузка на местные и региональные бюджеты, а вслед за ними — на федеральный, говорит он. Тяжелее всего просчитываются при этом размеры помощи, необходимой секторам экономики с большей долей малого бизнеса — торговле, сервису. Люди там будут оставаться без работы, им придется платить пособия, затем, когда кризис начнет проходить, придется помогать им проходить переквалификацию, искать новые рабочие места. Поэтому итоговая сумма может оказаться сопоставимой с суммами, выделенными государством в кризисы 2008 и 2014 годов — около $100 млрд и $80 млрд соответственно, а возможно, и превысит их, оценивает Тихомиров.
Источник: www.forbes.ru