Scrum — самый популярный и простой для понимания фреймворк Agile. По данным исследований 2019 года , в России доля Agile-компаний, работающих по Scrum, в среднем составляет 43%, в мире — 54%. Разберемся, в чем особенности подхода.
1
4 15/06/2020
Про людей и итерации
Подход разработан Кеном Швабером и Джеффом Сазерлендом в середине 90-х годов прошлого века. Согласно официальному определению, «скрам — это фреймворк, который помогает решать изменяющиеся в процессе работы задачи, чтобы продуктивно и творчески поставлять клиентам продукты с максимально возможной ценностью». Информация о ролях, событиях, артефактах и правилах фреймворка закреплена в Руководстве по скрам , разработанном авторами подхода.
На заметку
Фреймворк — это руководство по организации рабочего процесса. Может содержать в себе описание типовых ролей, правил взаимодействия, событий рабочего процесса. Фреймворки опираются на принципы и ценности методологии.
Scrum заменяет запрограммированный алгоритмический подход эвристическим, основной упор в нем делается на уважение к людям и самоорганизацию, которые помогают справляться с непредсказуемостью и сложными проблемами.
Любопытно
Термин Scrum пришел из популярной американской игры регби. Дословно переводится как «схватка». Scrum формируется на игровом поле. От каждой команды участвуют по восемь игроков, которые обхватывают друг друга руками, выстроившись в три линии и сомкнувшись с соперниками.
Scrum прекрасно иллюстрирует итерационный подход, присущий гибким методологиям. Короткие отрезки разработки здесь называются спринтами, в финале которых команда презентует готовое решение, позволяющее протестировать какие-то гипотезы. По результатам каждого последующего спринта продукт становится все боле совершенным, приближаясь к тому состоянию, которое было задумано.
Любопытно
Спринт — тоже спортивный термин, означающий забег на короткое расстояние.
Длительность спринта варьируется от 1 до 4 недель, но обычно это 2 недели. Чем короче спринт, тем гибче процесс. В идеале каждый спринт должен иметь цель, которая мотивировала бы всю команду.
На входе в спринт команда имеет несколько задач, а на выходе — один готовый (в определенной его части) продукт
Плюс скрама в том, что изначально установленные требования в ходе работы могут меняться, если того требует рынок. В итоге вы с меньшей вероятностью получите на выходе продукт, который уже не отвечает запросам целевой аудитории.
Подробнее о сферах применения и преимуществах Scrum читайте в статье «Agile — новый Lean»
Scrum на заводе Grass
«Некоторое время назад моя компания помогала внедрять Scrum на заводе Grass , производящем бытовую химию. Годовая выручка компании — несколько миллиардов рублей. В штате работает 800 человек, из которых офисными сотрудниками являются 150. Это те люди, которые занимаются разработкой новых продуктов, продвижением и т.д.
От внедрения Scrum компания ожидала кратного роста выручки и выхода на новые рынки. Именно эти цели и были обозначены перед моей командой.
Трансформация началась с офиса. Самым сложным было перейти от традиционных отделов к скрам-командам. Но нам удалось сломить сопротивление. В итоге было создано шесть проектных команд и девять оптимизационных. Последние занимались доработкой и обновлением продуктов, которые завод уже производит.
В команду обязательно входят маркетолог, ИТ-специалист и инженер — сотрудники разных отделов, специализирующиеся на разных задачах. Так мы получили автономные мини-компании, где завод выступал инвестором , не вмешивающимся в рабочий процесс.
В результате внедрения Scrum заводу за год удалось добиться 40-процентного роста выручки по отношению к прошлогодним результатам и сократить время вывода нового продукта на рынок на 30%.
Среди дополнительных бонусов — увеличение количества обрабатываемых бухгалтерских документов вдвое при неизменном составе сотрудников. А также повышение вовлеченности и мотивации персонала, рост кроссфункциональных связей и прозрачности информации в компании, повышение предсказуемости бизнес-результатов.»
Алексей Дерюшкин, основатель Better Life Company, консультант по гибким методологиям в бизнесе
Scrum как театр
Скрам — ролевая практика, где ключевые функции выполняют:
- Владелец продукта.
- Скрам-мастер.
- Скрам-команда.
Владелец продукта, или Product Owner — несет ответственность за получение максимальной ценности продукта. Он следит за ситуацией на рынке и в компании, общается с заказчиками и другими командами. На основании этого он корректирует процесс разработки таким образом, чтобы продукт получился максимально ценным.
Владелец продукта создает бэклог и управляет им, исключая неактуальные задачи или добавляя новые. Он также отвечает за доступность и понятность бэклога для команды — все задачи должны быть описаны понятно для всех участников процесса. В больших продуктах владельцев продуктов может быть несколько.
Если команду рассматривать как микропредприятие внутри большой компании, то владелец продукта — микрособственник.
Алексей Дерюшкин
основатель Better Life Company, консультант по гибким методологиям в бизнесе
Скрам-мастер, или Scrum Master — следит за тем, чтобы процесс разработки проиcходил согласно требованиям Scrum : спринты должны вовремя запускаться, команда разработки должна иметь необходимые ресурсы, собрания должны проводится вовремя. Скрам-мастер также может быть коучем как для команды разработки, так и для владельца продукта . В некотором смысле скрам-мастера можно назвать евангелистом подхода.
Если владелец продукта отвечает за результат, скрам-мастер — за процесс.
Алексей Дерюшкин
Скрам-команда, или Scrum Team — состоит из кроссфункциональных специалистов, например, дизайнеров, программистов, бизнес-аналитиков, юристов, маркетологов, инженеров и т.д. Руководство по скраму рекомендует включать в команду от 3 до 9 человек.
Если мы строим дом, то в короссфункциональной команде у нас будет архитектор, каменщик, логист, электрик, дизайнер. То есть все те люди, которые необходимы для того, чтобы построить дом.
Алексей Дерюшкин
Скрам-команды — самоорганизующиеся. Это значит, если у инженера проблема, он не будет сигнализировать о ней менеджеру и ждать, пока тот что-то предпримет. Наш инженер самостоятельно поймет причину проблемы, встретится с нужными людьми, выработает план действия и в конце концов решит проблему.
Никто в компании не диктует команде, как ей работать. Ее участники сами решают этот вопрос, самостоятельно определяя, что именно и как они будут делать. Владельцу продукта остается лишь контролировать процесс достижения цели.
Команде не нужно диктовать правила работы. Вы наняли профессионалов, так доверяйте им. Они работают «руками», они лучше знают, «как надо». Ставьте им цели и контролируйте их, но не вмешивайтесь в процесс.
Алексей Дерюшкин
Правила игры
Скрам разделяет проектную деятельность на ряд событий:
1. Планирование спринта. В ходе этого собрания, обычно длящегося 1-2 часа, команда самостоятельно выбирает из бэклога продукта ряд задач для спринта (цель спринта) и формирует из них список подзадач на данный период — бэклог спринта.
Основное правило: количество задач не ограничивается, а сами они не критикуются. После формирования списка задач для спринта проводится их приоритизация. В спорных вопросах последнее слово остается за владельцем продукта.
То, что команда самостоятельно определяет задачи и их число, повышает уровень вовлеченности участников в процесс и степень ответственности за результат.
2. Ежедневный скрам, дейли, дейли-митинг, стендап — 15-минутная ежедневная встреча команды и скрам-мастера. В ходе собрания каждый член команды рассказывает о том, что он сделал вчера и будет делать сегодня, какие видит препятствия для выполнения работы. Причины проблем и способы их устранения на собрании не обсуждаются. Цель ежедневного скрама — отслеживание хода работы команды.
3. Обзор спринта, демо — презентация продукта в конце спринта и получение обратной связи от заинтересованных сторон. На собрание приглашаются владелец продукта, представители целевой аудитории, высшее руководство, заказчики и другие заинтересованные стороны. Цель демо — получить обратную связь, на основе которой улучшить продукт. Обычно встреча длится 1-2 часа.
4. Ретроспектива спринта, ретро — после демо команда разработки вместе со скрам-мастером собирается и обсуждает рабочие процессы спринта: чего не хватало, какие были проблемы и что можно улучшить. Ретро — точка самоорганизации команды и ключ успеха в долгосрочной перспективе. Если вы правильно используете ретроспективы, то команда сильно прирастает по скорости и результатам.
Если по итогам ретро вам удается выявить и решить хотя бы одну проблему, то в год, в случае двухнедельных спринтов, вы решите 50 проблем
Как запустить скрам
Процесс трансформации компаний небыстрый. Сначала подход отрабатывается в рамках пилота на одном подразделении компании, далее идет разворачивание на всю компанию и отработка практик. По данным исследования 2019 года, 73% компаний внедряют Agile в течение 3 лет экспериментов, а у 41% компаний это занимает не более одного года.
Среди главных проблем масштабирования:
- Недостаточность опыта специалистов.
- Непоследовательность внедрения практик и процессов.
- Низкая вовлеченность бизнеса, заказчика или владельца продукта.
- Доминирование традиционных подходов.
- Противоречие корпоративной культуры ценностям Agile.
С другой стороны, к факторам, повышающим успех разворачивания гибких подходов управления проектами, можно отнести:
- Поддержку руководства компании.
- Поддержку изменений большинством сотрудников.
- Согласованность между собой процессов и практик.
- Внедрение общих инструментов между командами.
- Внутренние тренинги.
- Внутренних Agile-коучей.
Давать рекомендации по внедрению Agile по скрам или с помощью любого другого фреймворка — дело неблагодарное, считает Алексей Дерюшкин. В каждом конкретном случае требуется свой подход. Однако ряд общих советов Алексей все же дает:
- Управляйте не людьми, а задачами.
- Уберите весь лишний контроль, кроме контроля за результатами.
- Каждый день в одно и то же время проверяйте, как идут дела по реализации задач.
- Не мешайте людям работать, но проверяйте, как достигаются цели.
Успехов на пути трансформации!
Нравится: 4 Была ли статья полезна? Да Нет
Источник: kachestvo.pro
Почему вам обязательно нужно узнать, что такое Scrum
Scrum — это гибкое управление проектами, предсказуемые процессы создания продуктов, эффективная работа команд и коллективов. Не знать о Scrum становится неприличным сегодня и невозможным в будущем.
Все слышали об Agile («аджайл»). Если ещё недавно кто-то мог не знать этого слова, то в январе этого года сам Герман Греф, руководитель Сбербанка, стал атаковать страну из всех орудий своим евангелизмом гибких подходов к управлению, и сейчас Agile прозвучал уже для всех.
Scrum («скрам») — практическое воплощение Agile-принципов. Это подход, позволяющий, по словам его создателя Джеффа Сазерленда (Jeff Sutherland), делать в два раза больше за вдвое меньшее время.
Вы, вероятно, хотели бы знать больше об Agile и Scrum, чтобы быть в теме. Мир IT уже невозможно представить без Agile, и эта «зараза» стремительно распространяется на традиционные офлайновые бизнесы.
Чтобы быть в курсе, вы можете прочитать новую книгу Джеффа Сазерленда «Scrum. Революционный метод управления проектами». Это займёт несколько дней. Альтернативный способ быстрого чтения умных американских бизнес-книг — прочитать краткую выжимку, пересказ, саммари от нашего партнёра — компании Smart Reading. Это займёт полчаса, и вы обязательно усвоите все ключевые идеи без воды.
Scrum появился около 20 лет назад как эффективный метод увеличения продуктивности при разработке программного обеспечения. Завоевав популярность в Кремниевой долине, Scrum быстро получил признание в других отраслях бизнеса. Его создатели Кен Швабер (Ken Schwaber) и Джефф Сазерленд изучили передовой мировой опыт успешных компаний и пришли к выводу, что «водопадная» модель, по которой прежде строилась работа над IT-проектами, безнадёжно устарела. Она не отвечала ожиданиям клиентов, поскольку работа продвигалась медленно, в строгом соответствии с долгосрочным планом, и часто на выходе получался не тот продукт, который на самом деле был нужен.
Планомерное управление проектом сверху вниз создаёт иллюзию контроля и уверенности в процессе работы, однако на самом деле результат непредсказуем. Несмотря на наличие килограммов бумаги с подробными планами, обоснованиями, графиками и таблицами, сроки срываются, бюджет превышается, а работники бывают разочарованы, ощущая бесполезность своей деятельности.
Познакомьтесь с ключевыми принципами Scrum, и, возможно, тема заинтересует вас настолько, что не прочитать книжку Сазерленда вы уже не сможете.
Люди важнее процессов
В компаниях самого разного размера бюрократия первым делом берётся выстраивать процессы, считая, что неорганизованность — корень всех проблем. Но если этот корень и существует, то это сотрудники, недовольные своей работой, игнорирующие клиентов и их потребности, неспособные реализовать свой потенциал, состояться. Они всё и портят.
Scrum — это про счастливых сотрудников, а не про бесконечно стройные и дорогие процессы.
Придите завтра в свой офис, и вы наверняка увидите там много таких людей. Важно поставить в центр организации сотрудников, а не начальников или процессы.
Продукт важнее документации
Ещё одно любимое занятие бюрократии — бесконечно всё описывать, создавать тонны документации, тратить на это добрую половину ресурсов, затягивать таким образом сроки. Важны не бумажки, а то, удаётся ли вашей организации, вашей команде создавать именно тот продукт, который действительно нужен клиентам. Если у вас будет отличный продукт и не будет документации — это неплохо. Именно так вышел на рынок первый iPhone в 2007 году.
Scrum — это про смысл, а не про создание максимума бумажек ради создания максимума бумажек.
Колоссальных размеров внутренняя документация и описание каждого вашего шага на пути к готовому продукту тоже, наверное, важны, но всё большее количество компаний обходится сейчас без этой ерунды. И они — ваши конкуренты. Ваши всё более быстрые конкуренты.
Сотрудничество с клиентом важнее идеально составленного контракта
Чтобы сделать хороший продукт, нужно работать, созидать, решать проблемы, придумывать и реализовывать идеи. Всё, что отвлекает от этого, — мусор. Нужно выстроить такие отношения с заказчиком, чтобы он постоянно участвовал в вашей работе, видел, каким будет продукт, если следовать текущей стратегии, понимал перспективы получения именно устраивающего его продукта. Это можно сделать, если с заказчиком вас связывают отношения, а не только контракт.
Scrum — это про понимание и сотрудничество, а не про юристов и прикрывание мягкого места.
Необходимо выстроить такие отношения с клиентом, когда не нужно обмениваться бесконечными и безжизненными бумажными требованиями и условиями и заключать пачки договоров. Идеальная ситуация, когда вы являетесь добрыми и понимающими партнёрами, соратниками, работающими для достижения одной цели, и вам не нужно страховаться договорами и тратить на это значительное количество времени. Договоры и бумажки — это способ обезопасить себя. Постройте такие отношения, в которых никакой из сторон не нужно будет защищаться.
Способность меняться важнее следования планам
Говорят, самое страшное — всю жизнь делать продукт, которым в итоге никто не воспользовался. Представьте, вы три года разрабатывали что-то, что потом не полетело, так как оказалось невостребованным на рынке. Виной тому грандиозные планы, составленные на старте, и точное следование им. Что, если план на три года был ошибочен? Вы потратите кучу денег и останетесь у разбитого корыта.
Scrum — это про науку и смысл, а не про веру и необоснованные надежды.
Как же быть? По Scrum, вы должны иметь большую цель, но идти к ней итеративно, не пытаясь предугадать каждый свой шаг в далёком будущем. Небольшими итерациями по 2–4 недели двигайтесь к цели, оборачивайтесь назад, делайте ретроспективу, оценивайте сделанное, отказывайтесь от результата последней итерации, если он не приближает вас к цели.
Таким образом можно избежать глупых больших провалов. Итеративность — это научный подход. Надежды на правильность больших планов — это, скорее, похоже на религию.
Должности и титулы не важны — важно то, что вы делаете
Чем выше уровень начальника, тем меньше он знает непосредственно о создании продукта и тонкостях его работы, его свойствах, возможностях. Сегодня модны подходы к управлению, когда начальники становятся не особо нужны, иерархии стираются, организации делаются плоскими. Должности не важны, когда речь идёт о практической работе по созданию продукта, исследованию потребностей пользователей, проверке различных гипотез, об активном итеративном развитии.
Scrum — это про доверие, а не про силу и насилие.
Классические начальники созданы для контроля и репрессий. Если же коллектив состоит из увлечённых профессионалов, которым доверяют и которые занимаются непосредственно созданием ценности, то им не нужен начальник-надсмотрщик с красивым, но бесполезным титулом.
Вокруг этих ключевых принципов Scrum созданы различные инструменты, помогающие достигать цели в минимальные сроки, с высоким уровнем предсказуемости, по минимальной цене. Обязательно погрузитесь в данную тематику: это интересно и, скорее всего, без знания Agile и Scrum в будущем вы не сможете получить одновременно интересную и высокооплачиваемую работу.
Итак, узнать досконально всё о Scrum можно из книги его создателя Джеффа Сазерленда. В качестве альтернативы можно за 20–30 минут прочитать саммари этой книги в электронной библиотеке Smart Reading.
Лайфхакер и Smart Reading предлагают попробовать этот новый способ быстро узнавать всю суть очень умных, но весьма толстых книг. На сайте Smart Reading вас ждёт ещё несколько сотен саммари великих книг, которые, возможно, вы никогда полностью не прочтёте.
Источник: lifehacker.ru
Работа в Scrum: отличия от Kanban и Agile
Лилия Снытко Редакция «Текстерры»
Внедрение Scrum в структуру компании предполагает четкий контроль рабочего процесса, в который вовлечены все сотрудники и заказчики. Если команда слабо представляет конечную цель и не понимает алгоритм действий, то эффективность применения Scrum-метода будет нулевая. Однако не всем компаниям подходит Scrum. Возможно, предпочтительнее будут Agile- или Kanban-методы. Разберемся по порядку с каждым.
Scrum-методология
Scrum в переводе с английского – «схватка». Это метод организации совместного рабочего процесса в равные интервалы времени (спринты). Scrum относится к семейству Agile и их часто сочетают между собой. Однако есть существенно отличие. В Scrum весь цикл проекта разбивается на небольшие спринты: от 1 до 4 недель, в зависимости от проекта.
Перед спринтом ставятся задачи на данный промежуток времени, и после каждого спринта нужно отчитаться. Agile же предполагает гибкость, отсутствие спринтов и способность подстроиться под потребности клиента. В Scrum полезно сравнивать потраченное на задачи время – это положительно влияет на эффективность работы.
Иван Беляков, project-менеджер TexTerra:
«Scrum – это методология управление проектом. Очень хорошо работает с продуктовой историей (когда над разработкой сайта или готовым сайтом работает команда Full stack не ниже Middle).
Создается Scrum-команда, которая состоит из: Product Owner, Scrum Master, Scrum Developer (Developer может быть до 5 человек).
Начинается работа над проектом спринтами, как правило, в 2 недели. Перед первым спринтом создается Backlog где накидываются и обсуждаются задачи с установкой Story Points (сложность задачи по трудочасам). Затем из Backlog задачи уходят разработчикам».
Сначала данный подход использовался в мире программистов, но сейчас применяется в разных сферах бизнеса. Его создателями считаются разработчики Кен Швабер и Джефф Сазерленд, которые на своем опыте убедились, что в основе успеха лежит хорошая работа команды.
В методологии есть иностранные слова, что может сбивать с толку простого пользователя, но мы их объясним простым словами.
Как работает Scrum
Скрам подойдет компаниям, где нужно разрабатывать или поставлять какой-либо продукт, когда результат слабо предсказуем. Допустим, у вас уже есть работающий продукт и вам нужно увеличить количество переходов из корзины в оплату. В этом случае потребуются тестирования для понимания того, что лучше сработает.
Предварительно команда изучает бэклок (список задач) по продукту. На основе этого списка формируются задачи для каждого сотрудника, по которым он должен дать результат в конце спринта. В процессе работы могут возникнуть следующие ситуации:
- задачу не успевают выполнить в сроки — тогда заказчик сдвигает спринт в пределах разумного так, чтобы команда достигла результата;
- задачу сдают вовремя — заказчик проверяет и принимает выполненную работу, и команда приступает к следующему спринту;
- задача выполнена с опережением — следует убедиться в качестве выполненной работы, и если все сделано правильно, можно взять дополнительные задачи.
Продукт по Scrum создается небольшими порциями с оценкой промежуточных результатов, чтобы получить обратную связь от пользователей и лучше понимать, в каком направлении двигаться.
Приведу пример из своего опыта. В нашем рекламном агентстве работа частично велась по Scrum. Из преимуществ: сотрудники постоянно в тонусе, мотивированы на выполнение задач строго в срок. Например, дается 50 минут — написать текст для лендинга, 15 минут — подобрать иллюстрации, 10 минут — все это «причесать». Все задачи нужно четко прописывать и вычеркивать по мере выполнения.
Если не сделал, нужно вернуться и выполнить. К недостаткам можно отнести ежедневные планерки по часу (предполагалось, что они будут занимать по 15-20 минут) с надписями на доске. Это утомляло. К тому же неправильно внедренный Scrum не давал возможности общения с коллегами – каждый, уткнувшись в монитор, торопился выполнить свою задачу.
Ни о каком командном духе речь не шла – была лишь гонка за временем. После окончания выделенного на задачу времени, мы шли по очереди в кабинет к боссу с отчетом – и это было самым страшным.
Напрашивается вывод — любой подход нужно разумно внедрять в конкретную команду. Сотрудники обязательно должны понимать смысл подхода – от этого напрямую зависит результат работы.
Владимир Тарасов, вице-президент «Ренессанс страхования»:
«Мы теряли эффективность при передаче работы из одной функции в другую. Подразделения компании, противодействующие мошенничеству, обладали собственными целями. Каждый сотрудник отвечал за свою работу и выполнял ее хорошо. Но общий результат оставлял желать лучшего. Мы организовали кросс-функциональные команды, взяв за основу Scrum.
Команды, состоящие из инженеров-автотехников, сотрудников службы безопасности, риск-менеджмента и юристов, получили общую цель. Из Scrum мы взяли принцип работы итерациями, а также основные элементы фреймворка. Скорость взаимодействия функций и координация между сотрудниками разных функций увеличилась кратно. С лета прошлого года у нас функционирует уже семь таких команд.
Команды создали скоринги и уникальные критерии выявления мошенничества, снизили уровень латентного мошенничества до минимальных значений. Мы отсекаем мошенников от наших клиентов при первом обращении в компанию. В некоторых ситуациях даже удавалось выявить криминальные случаи еще до подачи заявления о страховой выплате. В итоге уровень страхового мошенничества в самых проблемных регионах снизился, без преувеличения, в разы, и произошло это в течение примерно шести месяцев с момента запуска первой команды. Очень крутой и где-то неожиданный результат!».
Как работает Scrum
Управление Scrum-командой базируется на постоянной взаимосвязи со всеми участниками. Важно, чтобы заказчики (клиенты) были готовы вовлекаться и отвечать на регулярные запросы, а не оценивали их как неуверенность команды в своих силах. В составе команды обычно 5-7 человек.
- Владелец продукта — это клиент или его представитель. Его задача наладить связь между клиентом, командой разработчиков, а также собрать необходимую информацию по проекту.
- Разработчики — отвечают за выполнение работ из списка задач (бэклога) в соответствии с назначенными спринтами.
- Scrum-мастер — это лидер, наставник и организатор команды. Он не берет работу на себя, а решает вопросы, тормозящие рабочий процесс.
После выполнения полного списка задач вся команда собирается, включая владельца продукта и Scrum-мастера, для работы над ошибками. Владелец продукта выносит конечное решение — принимать проект или нет.