Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Федеральный закон № 294-ФЗ) на органы прокуратуры возложены полномочия по рассмотрению проектов ежегодных планов проведения плановых проверок на предмет законности включения в них органами контроля объектов контрольно-надзорной деятельности.
В силу части 8 статьи 9 Федерального закона № 294-ФЗ основанием для включения плановой проверки в ежегодный план проведения плановых проверок является истечение трех лет со дня:
•государственной регистрации юридического лица, индивидуального предпринимателя;
•окончания проведения последней плановой проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя;
•начала осуществления юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем предпринимательской деятельности в соответствии с представленным в уполномоченный Правительством Российской Федерации в соответствующей сфере федеральный орган исполнительной власти уведомлением о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности в случае выполнения работ или предоставления услуг, требующих представления указанного уведомления.
Снижение административного давления на бизнес. О чем говорят
Вместе с тем в 2018 году продолжает действовать запрет на планирование проверок в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, отнесенных в соответствии с положениями статьи 4 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» к субъектам малого предпринимательства.
Кроме того, следует учесть, что юридические лица и индивидуальные предприниматели, зарегистрированные в качестве резидентов территорий опережающего социально-экономического развития (далее – ТОСЭР) и свободного порта Владивосток, могут проверяться контролирующими органами и включаться в ежегодные планы только после согласования с Министерством Российской Федерации по развитию Дальнего Востока (далее – Минвостокразвития России) в силу требований Федеральных законов от 13.07.2015 № 212-ФЗ «О свободном порте Владивосток», от 29.12.2014 № 473-ФЗ «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации», постановлений Правительства Российской Федерации от 30.07.2016 № 729 «О совместных плановых проверках, проводимых в отношении резидентов свободного порта Владивосток органами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля» и от 22.10.2015 № 1132 «О совместных плановых проверках, проводимых в отношении резидентов территории опережающего социально-экономического развития органами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля».
В целях предупреждения необоснованного вмешательства контролеров в хозяйственную деятельность в истекшем году управлением по итогам рассмотрения свыше 3 тысяч представленных ими проверочных мероприятий для включения в планы контрольно-надзорной деятельности на 2018 год отклонено как не соответствующие требованиям закона более четырехсот.
Снижение административного давления на бизнес
Так, органами контроля на 2018 год незаконно планировались мероприятия до истечения трех лет со дня окончания последней плановой проверки, в отношении субъектов малого предпринимательства, прекративших деятельность юридических лиц, а также в отношении резидентов ТОСЭР и свободного порта Владивосток без их согласования с Минвостокразвития России.
В целях устранения выявленных нарушений, причин и условий, им способствующих, заместителем Генерального прокурора Российской Федерации Гулягиным Ю. А. руководителям семи органов контроля, допустившим нарушения законодательства, внесены представления. По результатам их рассмотрения за ненадлежащую организацию работы по формированию планов 14 должностных лиц привлечены к дисциплинарной ответственности, приняты меры к соблюдению в дальнейшем требований действующего законодательства.
По аналогичным нарушениям приняты меры реагирования прокурорами Приморского края, Сахалинской области, Еврейской автономной области.
Например, министерством культуры и архивного дела Сахалинской области, Сахалинским управлением Ростехнадзора, агентством по труду и занятости области в планы на 2018 год включались проверки в отношении резидентов ТОСЭР без согласования с Минвостокразвития России. По данным фактам прокурором Сахалинской области руководителям органов государственного контроля внесены представления, которые удовлетворены, проведение необоснованных проверок не допущено.
В настоящее время в связи с вступлением с 01.01.2018 в силу отдельных положений Федерального закона от 13.07.2015 № 246-ФЗ, которым внесены изменения в Федеральный закон № 294-ФЗ, реализуется новый подход к определению интенсивности контрольных мероприятий в зависимости от степени влияния объектов негативного воздействия на окружающую среду, что позволит снизить нагрузку на бизнес, сделать контрольно-надзорную деятельность более эффективной и оптимально использовать трудовые, материальные и финансовые ресурсы.
Суть профилактики нарушения обязательных требований и применения риск-ориентированного подхода сводится к выбору формы, продолжительности и периодичности проведения мероприятий по контролю и зависит от того, к какой категории риска или какому классу (категории) опасности относится объект контроля.
Категории риска и классы (категории) опасности присваивает контролирующий орган (часть 3 статья 8.1 Федерального закона № 294-ФЗ).
Критерии отнесения деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и (или) используемых ими производственных объектов к определенной категории риска либо определенному классу (категории) опасности определяются Правительством Российской Федерации, если такие критерии не установлены федеральным законом.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2016 № 806 утверждены Правила отнесения деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и (или) используемых ими производственных объектов к определенной категории риска или определенному классу (категории) опасности.
К примеру, в целях федерального государственного надзора в сфере труда деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся работодателями, может относиться к следующим категориям риска: а) высокий риск; б) значительный риск; в) средний риск; г) умеренный риск; д) низкий риск.
В связи с этим периодичность проведения плановых проверок в рамках названного федерального государственного надзора в отношении деятельности работодателей составляет: для категории высокого риска – один раз в два года; для категории значительного риска – один раз в три года; для категории среднего риска – не чаще чем один раз в пять лет; для категории умеренного риска – не чаще чем один раз в шесть лет.
В отношении работодателей, деятельность которых отнесена к категории низкого риска, плановые проверки не проводятся.
Все внесенные законодателем изменения свидетельствуют о совершенствовании действующего законодательства, снижении избыточных проверок, адаптации его к современным условиям.
В целях оказания субъектам хозяйственной деятельности помощи по правовым вопросам в апреле 2017 года Генеральным прокурором Российской Федерации издано распоряжение о проведении в органах прокуратуры Российской Федерации Всероссийского дня приема предпринимателей. Прием проводится сотрудниками всех структурных подразделений прокуратуры России – от Генеральной прокуратуры Российской Федерации до прокуратур городского и районного звена.
Управление Генеральной прокуратуры Российской Федерации в Дальневосточном федеральном округе также проводит прием представителей бизнес-сообщества. Для этого выделен специальный день – первый вторник каждого месяца. Любой предприниматель, чьи права нарушены или нарушаются, может обратиться на прием и получить квалифицированную помощь.
МАРИНА ТРЕТЬЯК, ПРОКУРОР ОТДЕЛА УПРАВЛЕНИЯ ГЕНЕРАЛЬНОЙ ПРОКУРАТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ДАЛЬНЕВОСТОЧНОМ ФЕДЕРАЛЬНОМ ОКРУГЕ
Источник публикации: информационный ежемесячник «Верное решение» выпуск № 06 (188) дата выхода от 25.06.2018.
Статья размещена на основании соглашения от 20.10.2016, заключенного с учредителем и издателем информационного ежемесячника «Верное решение» ООО «Фирма «НЭТ-ДВ».
Подписывайтесь на информационные рассылки «КонсультантПлюс», чтобы оперативно получать важные новости законодательства и разъяснения ведомств.
Источник: consultantkhv.ru
Снижения административного давление на бизнес
Корпорация МСП и Роструд подписали соглашение, предусматривающее сотрудничество в целях снижения избыточного административного давления на малое и среднее предпринимательство при проведении контрольно-надзорных мероприятий.
В рамках сотрудничества Корпорация МСП и Роструд займутся разработкой комплексных решений для развития субъектов МСП, направленных в том числе на повышение уровня безопасности и снижение административных издержек предпринимателей с учетом применения риск-ориентированного подхода.
Корпорация МСП и Роструд договорились об информационном взаимодействии; участии представителей сторон в стратегических сессиях, семинарах, конференциях, бизнес-форумах и других проводимых мероприятиях.
Также подписанное соглашение предполагает разработку мероприятий, направленных на информирование предпринимательского сообщества о функционировании на Портале Бизнес-навигатора МСП механизма обратной связи для получения в онлайн-режиме информации от субъектов МСП о результатах проверок и нарушениях, допущенных при их проведении.
Источник: corpmsp.ru
Снижение административного давления на бизнес в 2022 году
Правительством Российской Федерации в связи со сложными экономическими условиями ведения бизнеса 10.03.2022 принято постановление № 336 «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля» (далее — Постановление № 336), которым большинство плановых проверок, контрольных мероприятий отменены, внеплановые — ограничены.
Обойти мораторий через проведение административного расследования, непосредственного обнаружения правонарушения путем составления протоколов невозможно, потому что установлен запрет на привлечение к административной ответственности, если нарушение обязательных требований выявлено вне рамок проведения государственного контроля (надзора), муниципального контроля.
Проведение внеплановых мероприятий допускается только по согласованию с органами прокуратуры при угрозе жизни, здоровью граждан, обороне страны и безопасности государства, возникновении чрезвычайных ситуаций природного, техногенного характера, по решению налоговых органов по проверкам применения контрольно-кассовой техники, по жалобам граждан о восстановлении их жилищных прав в рамках жилищного надзора и лицензионного контроля.
Без согласования с органами прокуратуры внеплановые мероприятия могут быть проведены по поручению Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, требованию прокурора.
Федеральным законом от 26.03.2022 № 70-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях», вступившим в силу 06.04.2022, Федеральным законом от 14.07.2022 № 290-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» и статью 1 Федерального закона «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушения», вступившим в силу 25.07.2022, внесены изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ), направленные на смягчение высокой административной нагрузки в отношении хозяйствующих субъектов, защиты бизнеса при проверках в рамках государственного и муниципального контроля.
Так, в соответствии с ч. ч. 5, 6 ст. 4.4 КоАП РФ если при проведении одного контрольного (надзорного) мероприятия в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля выявлены два и более административных правонарушения, ответственность за которые предусмотрена одной и той же статьей (ее частью) КоАП РФ или закона субъекта Российской Федерации, то назначается административное наказание как за совершение одного правонарушения, в случае, если ответственность за совершенные нарушения установлена двумя и более статьями (их частями) КоАП РФ или закона субъекта Российской Федерации, то применяется более строгое административное наказание.
Введены новые правовые нормы, согласно которым юридическое лицо не привлекут к административной ответственности, если за то же правонарушение к административной ответственности привлекли ее должностное лицо, при условии, что хозяйствующим субъектом приняты все предусмотренные законодательством Российской Федерации меры для соблюдения правил и норм, за нарушение которых установлена административная ответственность (ч. ч. 4, 5 ст. 2.1 КоАП РФ).
С 25 июля 2022 года вступили в силу изменения о дополнительных мерах защиты бизнеса при проверках контрольно-надзорных органов.
Так, на основании ч. 3.1 ст. 28.1 КоАП РФ должностные лица контролирующих органов вправе возбудить дело об административном правонарушении, выражающемся в несоблюдении обязательных требований, оценка соблюдения которых является предметом государственного контроля (надзора), муниципального контроля, только после проведения контрольного (надзорного) мероприятия во взаимодействии с контролируемым лицом, проверки, совершения контрольного (надзорного) действия в рамках постоянного государственного контроля (надзора), постоянного рейда и оформления их результатов.
Вместе с тем дело об административном правонарушении может быть возбуждено до оформления результатов контрольного мероприятия, проверки в случае необходимости применения мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, однако о данных случаях должностные лица контролирующих органов уведомляют органы прокуратуры в течение двадцати четырех часов с момента составления протокола.
Также ч. 1.3-3 ст. 32.2 КоАП РФ предусмотрена возможность уплаты административного штрафа в размере половины назначенной суммы за административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, не позднее двадцати дней со дня вынесения постановления о наложении административного штрафа, при направлении постановлений о назначении административного наказания почтой указанный срок подлежит восстановлению судьей, органом, должностным лицом, вынесшими такое постановление, по ходатайству лица, привлеченного к административной ответственности.
Календарь
Экспорт в Excel
Выбрать материал за период
- Материалы не найдены
- 30.05.2023 Налог на профессиональный доход: просто о важном!
- 26.05.2023 Хабаровская семейная компания представлена на Всероссийской фотовыставке в Госдуме РФ
- 12.05.2023 Полный цикл по металлообработке в Хабаровском крае.
- 06.05.2023 I Национальный форум промышленной кооперации и системного инжиниринга
- 05.05.2023 Рабочий визит в Солнечный район вице-президента Союза «Торгово-промышленная палата Хабаровского края» Петра Янченко
Источник: dvtpp.ru