Под этикой в широком смысле понимается система универсальных и специфических нравственных требований и норм поведения, реализуемых в процессе общественной жизни. Соответственно, этика деловых отношений выделяет одну из сфер общественной жизни.Базируясь на общечеловеческих нормах и правилах поведения, этические нормы служебных отношений имеют некоторые отличительные особенности.
Деловые отношения — это сложный многоплановый процесс развития контактов между людьми в служебной сфере. Его участники выступают в официальных статусах и ориентированы на достижение цели, конкретных задач. Специфической особенностью названного процесса является регламентированность, т. е. подчинение установленным ограничениям, которые определяются национальными и культурными традициями, профессиональными этическими принципами. Обязательным условием в процессе деловых отношений является общение людей.
Этика деловых отношений — это система универсальных и специфических нравственных требований и норм поведения, реализуемых в профессиональной деятельности. В нее входят:
Михайлов М.А. Профессиональная этика и мораль. Лекция
— этическая оценка внутренней и внешней политики организации;
— моральные принципы членов организации;
— моральный климат в организации;
— нормы делового этикета.
2. Сущность этики деловых отношений.
Этика деловых отношений изучает соответствие моральных норм человека, деятельности и цели организации и представляет собой инструмент анализа и решения проблем, которые встают перед нравственным человеком в деловой сфере.
Базируясь на общечеловеческих нормах и правилах поведения, этические нормы служебных отношений имеют некоторые отличительные особенности. Работодатели уделяют всё больше внимания вопросам этики деловых и личностных взаимоотношений при отборе персонала и его приёме на работу. Этика деловых взаимоотношений важна также в процессе непосредственного выполнения сотрудниками своей профессиональной роли. Понятие «профессиональная роль» включает в себя не только способности к выполнению должностных обязанностей, но и навыки взаимоотношений с деловым окружением (коллегами, руководством, подчиненными, клиентами, партнерами) в процессе реализации зафиксированных для конкретной должности профессиональных задач или функций.
Соблюдение этики деловых взаимоотношений является одним из главных критериев оценки профессионализма как отдельного сотрудника, так и организации в целом.
Деловая этика – это происходящий либо до, либо после принятия решений процесс оценки решений на основе соотнесения их с моральными стандартами, присущими культуре данного общества.
Этика деловых отношений основывается на общих правилах поведения, выработанных людьми в процессе совместной деятельности.
Источник: mydocx.ru
Этические принципы и нормы в деловых отношениях
Различают этику общечеловеческую (ее еще называют универсальной) и профессиональную этику.
Лекция — 1. «Профессиональная этика. Соотношение права и морали».
Профессиональная этика — это кодекс поведения, предписываемый тип отношений, которые представляются наилучшими с точки зрения выполнения работниками своих служебных обязанностей в той или иной профессиональной сфере (в производстве продукции, в сфере предоставления услуг и пр.).
Профессиональная этика зависит от ряда факторов. Их можно объединить в две группы:
· первая группа — этические нормы, оценки, которыми личность владеет от рождения, представление о добре, зле, т.е. собственный этический кодекс, с которым человек живет и работает, вне зависимости от должности или содержания работы;
· вторая группа — нормы и стандарты привнесенные извне, правила внутреннего распорядка организации, этический кодекс фирмы, устные указания руководства, профессиональный этический кодекс.
Хорошо, если собственные представления о том, что этично и что неэтично, совпадают с привнесенными извне профессиональными этическими нормами, поскольку, если такое совпадение отсутствует.
В современной деловой практике такие черты, как трудолюбие, бескорыстная доброжелательность, пунктуальность, своевременность исполнения приказов и распоряжений, правдивость, точность, справедливые решения и т.п., квалифицируются как моральные качества. И наоборот, взяточничество, беспринципность, коррупция, подтасовка фактов, уклонение от ответственности и пр. оцениваются как аморальные. Современные деловые традиции требуют таких черт, как тактичность, доброжелательность, любезность, пунктуальность, вежливость, верность слову, умение слушать, умение владеть собой в конфликтных ситуациях.
Принципы — это абстрагированные, обобщенные представления, которые дают возможность тем, кто на них опирается, верно формировать свое поведение, свои действия, свое отношение к чему-либо.
Принципы этики деловых отношений, т.е. профессиональной этики, дают конкретному сотруднику в любой организации концептуальную этическую платформу для решений, поступков, действий, взаимодействий и т.п.
Общепринятым среди теоретиков и практиков бизнеса в масштабе мировой экономики является центральное положение первого принципа так называемого золотого стандарта: «В рамках служебного положения никогда не допускать по отношению к своим подчиненным, к руководству, к коллегам своего служебного уровня, к клиентам и т.п. таких поступков, каких бы не желал видеть по отношению к себе».
Дальнейший порядок расположения принципов не обусловлен их значимостью.
2 принцип: необходима справедливость при наделении сотрудников необходимыми для их служебной деятельности ресурсами (денежными, сырьевыми, материальными и пр.).
3 принцип требует обязательного исправления этического нарушения независимо от того, когда и кем оно было допущено.
Согласно 4 принципу, называемому принципом максимума прогресса, служебное поведение и действия сотрудника признаются этичными, если они способствуют развитию организации (или ее подразделений) с моральной точки зрения.
5 принцип: минимума прогресса, в соответствии с которым действия сотрудника или организации в целом этичны, если они хотя бы не нарушают этических норм.
Сущность 6 принципа в следующем: этичным является терпимое отношение сотрудников организации к моральным устоям, традициям и пр., имеющим место в других организациях, регионах, странах.
Согласно 7 принцип индивидуальное и коллективное начало равно признаваемы за основу при разработке и принятии решений в деловых отношениях.
8 принцип напоминает, что не следует бояться иметь собственное мнение при решении любых служебных вопросов. Однако нонконформизм как черта личности должен проявляться в разумных пределах.
9 принцип: никакого насилия, т.е. «нажима» на подчиненных, выражающегося в различных формах, например, в приказной, командной манере ведения служебного разговора.
10 принцип: постоянство воздействия, выражающееся в том, что этические стандарты могут быть внедрены в жизнь организации не единовременным приказом, а лишь с помощью непрекращающихся усилий со стороны и менеджера, и рядовых сотрудников.
11 принцип: при воздействии (на коллектив, на отдельного сотрудника, на потребителя и пр.) учитывать силу возможного противодействия.
12 принцип состоит в целесообразности авансирования доверия — к чувству ответственности сотрудника, к его компетенции, к чувству долга и т.п.
13 принцип настоятельно рекомендует стремиться к бесконфликтности. Конфликт — благоприятная почва для этических нарушений.
14 принцип: свобода, не ограничивающая свободы других; обычно этот принцип, хотя и в неявной форме, обусловлен должностными инструкциями.
15 принцип можно назвать принципом способствования: сотрудник должен не только сам поступать этично, но и способствовать такому же поведению своих коллег.
16 п. гласит: «не критикуй конкурента». Имеется в виду не только конкурирующая организация, но и внутренний конкурент» — коллектив другого отдела, коллега, в котором можно «усмотреть» конкурента.
Перечень их может быть продолжен с учетом специфики деятельности той или иной организации. Принципы этики деловых отношений должны служить основанием для выработки каждым сотрудником любой фирмы собственной личной этической системы. Личные этические нормы должны базироваться на этических принципах, присущих данному уровню общественного развития.
Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:
Источник: studopedia.ru
Соотношение общей и профессиональной этики
Понимание значимости общечеловеческого (универсального) ядра в морали как предмете этики позволяет увидеть тесную связь проблем общей морали и профессиональной этики и этикета. Необходимо обратить внимание на тот факт, что не существует моральной практики без морального сознания, не существует отдельно принципов профессиональной этики и этики общечеловеческой.
Общая и профессиональная этика связаны как целое и часть, т. е. профессиональная этика является конкретизацией положений общей этики в сфере профессиональной деятельности. Например, один из основных законов морали – так называемое «золотое правило» нравственности» – формулируется как правило взаимности: «поступай по отношению к другим так, как ты хотел бы, чтобы другие поступали по отношению к тебе». Если мы обратимся к конкретному виду профессиональной деятельности, например, сфере сервиса, то в отношении к клиенту это правило будет звучать так: «относись к клиенту так, как ты хотел бы, чтобы сотрудник фирмы относился к тебе». Таким образом, многие принципы этики направлены прежде всего на координацию и гармонизацию интересов всех сторон.
Внутри каждой профессиональной группы складываются определенные специфические связи и отношения людей. В зависимости от объекта труда, орудий труда, используемых приемов и решаемых задач возникает неповторимое своеобразие ситуаций, трудностей и даже опасностей, которые требуют от человека определенного типа действий, методов, психологических реакций, моральных норм. В каждой профессии рождаются свои моральные «искушения», моральные «доблести» и «потери», возникают определенные противоречия, вырабатываются своеобразные способы их разрешения.
В профессиональную деятельность человек вовлекается с его субъективным миром чувств, переживаний, стремлений, нравственных оценок, со своим мировоззрением. Все это он привносит в свою деятельность, накладывая на нее свой особый индивидуальный отпечаток. Одни и те же профессиональные обязанности выполняются разными людьми по-разному.
В этом можно видеть очень важную закономерность – слияние норм общей (универсальной) и профессиональной этики в индивидуально-субъективной практике. Задача профессионала высокого уровня состоит в том, чтобы гармонично сочетать свои личные моральные ценности с ценностями, принятыми за норму в профессиональном кругу. Не должно быть конфликта между двумя мирами: миром внутренних моральных убеждений и миром профессиональных норм. Значимость для человека только одной стороны рождает моральные перекосы, имеющие свои нежелательные последствия.
Норма в профессиональной этике – это главное, это первооснова высокого профессионализма. Соблюдение моральных норм, исторически сложившихся в рамках отдельного вида профессиональной деятельности, есть условие и требование времени.
Формой выражения требований профессиональной этики является общественное мнение.
Совокупность норм создает целостное единство, которое называется профессиональной моралью. Возникнув исторически, профессиональная мораль стала определенной духовной реальностью, обладающей относительной самостоятельностью. Она начинает жить по собственным законам и превращается в объект осмысления, изучения, анализа, усвоения, стала силой, определяющий поведение представителя той или иной профессии.
Профессиональная этика – это те специфические особенности нравственных норм профессиональной деятельности, которые направлены непосредственно на человека в тех или иных условиях его профессиональной служебной деятельности. Для каждой профессии особое значение имеют те или иные профессиональные моральные нормы, складывающиеся исторически. Профессиональные моральные нормы – это руководящие начала, правила, образцы, эталоны, порядок внутренней саморегуляции личности на основе идеалов, которые выводят ее из-под давления конъюнктуры, ориентируют на непреходящее и высокое.
Профессиональная этика – это нравственные отношения людей в основной сфере общественной жизни – трудовой (материально-производственной, хозяйственно-экономической, управленческой, духовной, культурной и т. д.). Профессиональная этика есть совокупность моральных норм, определяющих отношение человека к своему профессиональному долгу, а посредством него к людям, с которыми он связан в силу характера своей профессии в конечном счете к обществу в целом.
1) кодексы поведения, предписывающие определенный тип нравственных взаимоотношений в профессиональной деятель-ности;
2) способы обоснования кодексов, социально-философское истолкование культурно-гуманистического познания данной профессии, ее этоса.
Профессиональная этика изучает:
– отношение трудовых коллективов и каждого специалиста в отдельности к обществу, классу, государственным интересам;
– нравственные качества личности специалиста, необходимые в данной профессии;
– специфику нравственных отношений специалистов и людей, является объектом их деятельности;
– взаимоотношения внутри профессиональных коллективов и нравственные нормы, которые выражают эти отношения;
– профессиональную деятельность как нравственное качество личности;
– особенности профессионального воспитания, его цели и методы.
Из всего вышеназванного следует, что профессиональная этика неразрывно связана с общей, универсальной этикой, она как бы вырастает из нее, и соединяясь с практикой, показывает, что все высшие моральные законы всегда относительны в реальном проявления и зависят от ряда факторов, главный из которых – это профессиональное разделение труда.
Перечислим основные социальные функции профессиональной этики:
1) содействие успешному решению задач профессии;
2) роль посредника, сочетающего интересы общих и профессиональных групп населения;
3) участие в согласовании интересов общества и личности в рамках данной социальной группы;
4) сохранение моральных традиций, выработанных представителями той или иной профессии на протяжении десятилетий;
5)осуществление связи и наследования прогрессивных моральных норм в трудовой сфере общества.
Профессиональная мораль должна рассматриваться в единстве с общепринятой системой морали. Нарушение трудовой этики сопровождается разрушением общих моральных установок и наоборот. Безответственное отношение работника к профессиональным обязанностям представляет опасность для окружающих, наносит вред обществу, может привести в конечном счете и к деградации самой личности.
Источник: cyberpedia.su