Добрынина, А. К. Антикоррупционный комплаенс как необходимое условие развития российского бизнеса / А. К. Добрынина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 14 (148). — С. 350-353. — URL: https://moluch.ru/archive/148/41521/ (дата обращения: 07.06.2023).
В последние годы как в международном праве, так и в национальном законодательстве государств, в том числе и России наблюдается четко выраженная тенденция усиления борьбы с коррупцией. Глобальное осознание данной тенденции проявилось в активизации законодательной деятельности различных международных организаций и органов с целью установления общих глобальных стандартов по борьбе с коррупцией путем обеспечения соблюдения антикоррупционных законов, введения уголовной ответственности за коррупционные преступления и предупреждения нарушения антикоррупционного законодательства на национальном уровне.
Необходимость усиления борьбы с коррупцией в России вызвано наличием достаточно неблагоприятной ситуации в данной области: известно, что согласно индексу восприятия коррупции 2016 года Россия занимает 131 место из 176 стран, набрав 29 баллов из 100 возможных наряду с Ираном, Казахстаном, Непалом и Украиной. В тоже время, среднее значение индекса для Восточной Европы и Средней Азии составляет 33, а средний глобальный балл — 43, что наглядно демонстрирует невысокую степень коррупционной защищенности российского государства. [1]
Бизнес-процессы. Что это, как описывать, зачем это нужно?
Для понимания сущности и необходимости внедрения антикоррупционного комплаенса определим правовые основы антикоррупционного комплаенса в России. К ним можно отнести как иностранное законодательство, имеющее экстерриториальный характер, международное законодательство, а именно: конвенции, которые ратифицированы Россией, так и законодательство Российской Федерации, включая законы и подзаконные нормативные акты.
С точки зрения интересов бизнеса российских компаний и финансовых институтов, важнейшими транснациональными законами в сфере противодействия коррупции являются Закон США «О коррупции за рубежом» (FCPA) и Закон Великобритании «О взяточничестве» (UKBA).
Более того, Россией ратифицированы Конвенция ОЭСР по борьбе с подкупом иностранных должностных лиц при осуществлении международных коммерческих сделок от 17.12.1997, Конвенция Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию от 27.01.1999, Конвенция ООН против коррупции от 31.10.2003.
В России регламентация вопросов о коррупции основывается на следующих нормативно-правовых актах:
1) Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»;
2) Федеральный закон от 7 августа 2001 года № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»;
3) Федеральный закон от 17.07.2009 № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов»;
4) Федеральный закон от 03.12.2012 № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам»;
Бизнес-процессы как инструмент познания и описания окружающего мира
5) «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 № 195-ФЗ (КоАП);
6) «Уголовный кодекс Российской Федерации» от 13.06.1996 № 63-ФЗ;
7) Указ Президента РФ от 31.12.2015 № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации»;
8) ИСО 19600 «Системы комплаенс-менеджмента — Руководящие указания» и другие нормативные акты.
На основе анализа вышеперечисленных правовых норм антикоррупционного законодательства, можно сделать вывод, что российское законодательство основано на широком подходе к пониманию коррупции, охватывающем как публичный, так и частный сектор. В ст. 1 Федерального закона «О противодействии коррупции» коррупция определяется как:
а. злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами;
б. совершение деяний, указанных в подпункте «а» настоящего пункта, от имени или в интересах юридического лица. [2]
Важно отметить, что роль законодателя в стимулировании внедрения компаниями антикоррупционных мер впервые отразилась статье 13.3 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», в которой закреплена обязанность организаций разрабатывать и принимать меры по предупреждению коррупции, включая разработку и внедрение в практику стандартов и процедур, направленных на обеспечение добросовестной работы организации, что является составной частью комплаенса. [2]
Антикоррупционный комплаенс получил дальнейшее развитие в 2013 году, когда Методическими рекомендациями Министерства труда РФ были установлены основные принципы противодействия коррупции в организации:
− Принцип соответствия деятельности организации действующему законодательству и общепринятым нормам.
− Принцип личного примера руководства.
− Принцип вовлеченности работника.
− Принцип соразмерности антикоррупционных процедур риску коррупции.
− Принцип эффективности антикоррупционных процедур.
− Принцип ответственности и неотвратимости наказания.
− Принцип постоянного контроля и регулярного мониторинга.
− Принцип открытости бизнеса.
Данные рекомендации призваны содействовать исполнению обязанности, предусмотренной ст. 13.3 Закона о противодействии коррупции. Также в документе обозначены основные аспекты антикоррупционной политики в компаниях, в том числе подходы к разработке и реализации антикоррупционной политики, оценки коррупционных рисков и перечислены основные формы сотрудничества организаций с правоохранительными органами.
В марте 2016 года были приняты Методические рекомендации Росимущества, которые установили основные требования к организации комплаенс-системы, включая разработку и утверждение внутренних нормативных документов по предупреждению и противодействию коррупции, в том числе Антикоррупционной политики и Этического Кодекса, создание Комплаенс-департамента и назначение комплаенс-менеджера, разработку, утверждение и реализацию плана мероприятий по предупреждению и противодействию коррупции, а также проведение внутренних и внешних проверок эффективности комплаенс-системы и внутренних контролей в области предотвращения и противодействия коррупции. [3]
Таким образом, можно утверждать, что правовая основа противодействия коррупции является достаточно развитой для внедрения в российских компаниях системы внутреннего антикоррупционного комплаенса. Более того, в современных условиях наличие данной системы является необходимой для успешного ведения деятельности, что связано не только с негативными последствиями ее отсутствия, но и с преимуществами, которые компания получает при внедрении и успешном функционировании системы антикоррупционного комплаенса:
− минимизация репутационных рисков;
− предотвращение и минимизация финансовых потерь, банкротства и санкций применительно к компаниям со стороны российских и зарубежных регуляторов;
− заблаговременный мониторинг, распознавание и предупреждение рисков коррупции;
− повышение эффективности деятельности компании и увеличение ее конкурентоспособности и капитализации;
− сохранение и развитие деловой репутации компаний как в России, так и за рубежом. [4]
Отметим, что общепринятый подход к формированию системы антикоррупционного комплаенса до сих пор не разработан, однако представляется необходимым, чтобы формирование данной системы включало в себя следующие этапы:
1) оценка существующих рисков, связанных с коррупцией;
2) анализ существующих контрольных процедур и бизнес-процессов;
3) разработка и внедрение новых антикоррупционных процедур;
4) мониторинг эффективности контрольных процедур.
Причем каждый из данных этапов должен быть документально регламентирован и методологически обоснован.
Стоит отметить, что первоначально возникает необходимость обеспечить минимальную основу для формирования системы антикоррупционного комплаенса, а именно:
1) создать подразделения или назначение лица, на которого возложена функция по контролю и мониторингу соблюдения антикоррупционного законодательства;
2) установить процедуры взаимодействия с правоохранительными органами при выявлении коррупционных преступлений;
3) определить документальное обеспечение процесса управления рисками и внутреннего контроля в области предупреждения и противодействия коррупции.
Представляется необходимым особое внимание уделить документальному обеспечению системы, имея ввиду разработку Антикоррупционной политики и Кодекса корпоративной этики, поскольку именно данные внутренние документы организационного уровня обеспечивают формирование контрольной среды, создают в хозяйствующем субъекте негативное отношение к коррупционному поведению и устанавливают управленческие механизмы «корпоративного» уровня, которые определяют цели, правила, нормы и принципы деятельности Общества.
На первом этапе формирования системы антикоррупционного комплаенса происходит оценка существующих рисков, связанных с коррупцией. Отметим, что данная оценка проводится на регулярной основе и касается не только внутренней, но и внешней среды организации и основывается на определении тех бизнес-процессов в деятельности хозяйствующего субъекта, при реализации которых наиболее высока вероятность совершения работниками коррупционных нарушений, например, в закупочной деятельности.
На основе проведенной оценки происходит анализ выявленных процессов на предмет наличия и эффективного функционирования антикоррупционных процедур в соответствии с рекомендациями ст. 13.3 Федерального закона «О противодействии коррупции».
В случае отсутствия данных процедур или их некорректного исполнения происходит разработка и внедрение новых антикоррупционных процедур, которыми могут быть следующие:
1) Процедуры, регулирующие дарение и получение подарков и выражение гостеприимства;
2) Процедуры, обеспечивающие надлежащий процесс закупок и проведения тендеров для отбора крупных поставщиков;
3) Процедуры анонимного сообщения о фактах совершения коррупционных правонарушений;
4) Процедуры постоянного обучения сотрудников и другие.
Заключительный этап формирования комплаенс-системы заключается в мониторинге данной системы, осуществляемой как в рамках внутреннего аудита, так и в процессе прохождения внешней, независимой проверки или сертификации. Отметим, что объектами мониторинга выступают как процедуры и процессы, так и внутренние антикоррупционные политики, кодексы и другие корпоративные документы.
Таким образом, на основании проведенного анализа можно утверждать, что в современных условиях существуют все необходимые предпосылки для развития и внедрения антикоррупционного комплаенса в деятельность хозяйствующих субъектов, а именно:
− Необходимость внедрения антикоррупционного комплаенса, которая сформулирована законодателем в виде норм федерального закона и других правовых актах;
− Возможность создания данной системы, выражающаяся в достаточном уровне развития правовой базы, возможности применения накопленного зарубежного опыта;
− Мотивация, которая заключается в том, что российские бизнесмены все чаще осознают преимущества, получаемые от системы антикоррупционного комплаенса, что стимулирует их к разработке и внедрению данной системы в хозяйствующем субъекте.
Ввиду вышеизложенного можно сделать вывод о том, что в настоящее время антикоррупционный комплаенс выступает необходимым условием существования и успешного развития российского бизнеса.
- Индекс восприятия коррупции // Центр Антикоррупционных исследований и инициатии. — URL: http://www.transparency.org/news/feature/corruption_perceptions_index_2016 (дата обращения: 24.02.2017).
- Федеральный закон «О противодействии коррупции» от 25.12.2008 № 273-ФЗ // КонсультантПлюс = URL:]http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_82959/ (дата обращения: 24.02.2017).
- Приказ Росимущества от 02.03.2016 № 80 «Об утверждении Методических рекомендаций по организации управления рисками и внутреннего контроля в области предупреждения и противодействия коррупции».
- Что такое комплаенс // Национальная Ассоциация Комплаенс — URL: http://compliance.su/novosti/chto-takoe-komplaens-voprosi-i-otveti (дата обращения: 25.02.2017).
- Методические рекомендации по разработке и принятию организациями мер по предупреждению и противодействию коррупции от 08.11.2013 // Министерство труда и социальной защиты РФ — URL: http://www.rosmintrud.ru/docs/mintrud/employment/26 (дата обращения: 22.03.17).
- Добрынина А. К. Кодекс корпоративной этики как превентивных механизм противодействия корпоративному мошенничеству // Вопросы экономики и управления. — 2016. — № 5 (7). — С. 144–147.
Основные термины (генерируются автоматически): Россия, процедура, Российская Федерация, Антикоррупционная политика, антикоррупционное законодательство, коррупция, хозяйствующий субъект, FCPA, UKBA, уголовная ответственность.
Похожие статьи
Проблемы эффективности уголовного закона в сфере.
Коррупционные преступления в Российской Федерации имеют глубокие исторические корни.
Здесь речь идет о выполнении рекомендаций Группы государств против коррупции (ГРЕКО), касающихся уголовной ответственности за коррупционные преступления.
Правовые основы антикоррупционной политики России
Проблема коррупции для современной России является одной из наиболее значимых, препятствующих решению важнейших экономических и
На уровне субъектов Федерации и муниципальных образований принимаются акты антикоррупционной направленности.
Мониторинг российского антикоррупционного законодательства
Рассматривается динамика формирования государственной политики и развития нормативного правового регулирования в области противодействия коррупции в Российской Федерации на федеральном уровне и уровне субъекта Российской Федерации.
Сравнительный анализ российского и международного.
А в связи с тем, что международное антикоррупционное законодательство, в частности FCPA и UKBA, носят экстерриториальный характер, а их нормы сформулированы таким образом, что фактически распространяются на большинство российских экономических субъектов.
Состояние коррупции и меры противодействия коррупции.
УК РФ, Россия, коррупция, общественный контроль, лицо, коммерческий подкуп, должностное лицо, Российская Федерация, антикоррупционная борьба, административная реформа.
Некоторые вопросы правового обеспечения борьбы с коррупцией
Статья посвящена определению источников антикоррупционной деятельности, проблемам борьбы с коррупцией в РК. В работе рассмотрены некоторые уголовные дела, возбужденные Следственным управлением Следственного комитета Российской Федерации по.
Проблемы противодействия коррупции в России
Ключевые слова: Россия, коррупция, борьба с коррупцией.
Российская Федерация.
Антикоррупционный мониторинг в государственной политике противодействия коррупции в России.
Причины возникновения коррупции в государственных закупках
Противодействие коррупции в государственных и муниципальных органах исполнительной власти Российской Федерации. Процедура увольнения государственных служащих за нарушение законодательства о противодействии коррупции.
Антикоррупционная политика: проблемы формирования.
Российская Федерация, гражданское общество, антикоррупционная политика, противодействие коррупции, коррупция, уголовная ответственность, исполнительная власть, антикоррупционная деятельность, общественная.
- Как издать спецвыпуск?
- Правила оформления статей
- Оплата и скидки
Источник: moluch.ru
Коррупционная составляющая: понятие, определение, основные признаки и законодательная база
Коррупционная составляющая – это неотъемлемый элемент общества, наличие которого обусловлено несовершенностью развития общества и недостаточностью нормативного правового регулирования в стране. Несмотря на ее наличие, борьба с коррупцией осуществляется повсеместно. Поэтому гражданам необходимо знать, как с ней не столкнуться и что делать при обнаружении признаков коррупции.
Понятие коррупции
При рассмотрении коррупционной составляющей важно понять, что такое коррупция в целом. Согласно положениям федерального закона № 273 от 25 декабря 2008 года, регулирующего вопросы противодействия незаконным действиям должностных лиц и граждан в сфере финансов, у этого понятия есть конкретное определение.
Коррупция — это злоупотребление положением по должности или службе, дача или получение денег в качестве взятки, подкуп коммерческого типа иди другие незаконные способы использования гражданином своего положения на рабочем месте вопреки правовым интересам людей, общества, всего государства. Цель совершения указанных действий – получение финансовой выгоды, ценностей, другого имущества или необходимых получателю услуг, каких либо имущественных прав для личных целей или для других лиц, а также предоставление этих выгод в незаконной форме другим лицам. Кроме того, коррупцией считается совершение указанных действий от имени и в интересах предприятия или организации.
Формы коррупции
При рассмотрении коррупционной составляющей развития общества важно изучить, в каких формах она может проявляться, так как она многогранна и многолика. Ее выражение заключается в следующем:
- Совершение коррупционных преступлений (хищение денег и материальных ценностей путем использования должностного положения, получение и дача взятки, подкуп коммерческого характера и т. д.).
- Совершение правонарушений административного типа (хищение денежных и материальных ценностей в небольших размерах путем использования должностного положения, использование средств бюджета и фондов внебюджетного типа не по целевому назначению, иные составы административных преступлений, зафиксированных в соответствующем Кодексе).
- Совершение правонарушений дисциплинарного типа, выражающееся в использовании статуса в целях получения различных преимуществ, если за эти действия предусмотрены дисциплинарные взыскания.
- Совершение сделок гражданско-правового типа, запрещенных законодательными нормами (например, получение подарков или их вручение должностных лицам, оказание государственными служащими различных услуг в пользу третьих лиц).
Перечень коррупционных деяний
Уголовный кодекс РФ устанавливает ряд деяний, относящихся к коррупционной составляющей развития страны:
- Злоупотребление полномочиями по должности и службе, как преступление против власти государства, интересов службы в органах на федеральном и муниципальном уровнях (статья 285).
- Превышение полномочий соответствующими сотрудниками предприятий, организаций и учреждений.
- Получение денег (иного имущества или вещных прав) в качестве взятки (статья 290).
- Дача денег (иного имущества или вещных прав) в качестве взятки (статья 291).
- Злоупотребление полномочиями по должности, как преступление против служебных интересов в организациях коммерческого и иного типов (статья 201).
- Подкуп коммерческого типа (статья 204).
Основная составляющая коррупционного поведения – желание получить выгоду за чужой счет. Поэтому основное деяние в этой сфере – взятка. В это понятие входит получение денег, других материальных ценностей и неимущественных благ. К взяткам также относится предоставление льгот, услуг, выгод социального характера, которые были получены гражданином за бездействие должностного лица или осуществление им каких-либо действий в рамках полномочий.
По определению, взятка – это получение или передача ценностей материального типа за покровительство в любом проявлении или попустительство на службе. К первой группе относятся действия, включающие незаслуженное поощрение, внеочередное необоснованное повышение по должности, совершение иных действий, которые не вызваны прямой необходимостью.
Ко второй группе относятся действия, связанные с недобросовестным реагирование на неправомерные действия человека, непринятием должностными лицами мер за нарушения или упущения в трудовой деятельности лица, дающего взятку или других граждан, чьи интересы представляет взяткодатель.
Злоупотребление должностным лицом своими полномочиями
Следующая важная коррупционная составляющая в действиях должностных лиц – злоупотребление служебными полномочиями. Злоупотреблением считается использование положения по должности вопреки служебным интересам предприятия, организации или учреждения, в котором трудоустроен правонарушитель, а также выход сотрудника за рамки своих правомочий на рабочем месте.
Указанные действия должны совершаться из личной или корыстной заинтересованности, в связи с чем существенно нарушаются права и законные интересы общества и государства.
Должностные лица или граждане, исполняющие функции управленческого типа в организации коммерческого характера, в этих случаях действуют в рамках имеющихся у них полномочий на формальных основаниях или выходят за их пределы. Зачастую такие поступки осуществляются вопреки правовым интересам организации и службы.
Подкуп коммерческого типа
Коррупционная составляющая в действиях должностных лиц при подкупе имеет свои особенности. Подкуп отличается от взятки следующим. Если имеет место коммерческий подкуп, лицо, незаконно предоставляющее услуги имущественного характера или передающее материальные ценности, принимает за это от гражданина, осуществляющего управленческую функцию в организациях коммерческого типа, совершение каких-либо действий или бездействие в интересах подкупающего лица.
Согласно положениям закона о коррупционной составляющей и нормам Уголовного кодекса, к ответственности за подкуп коммерческого типа и взяточничество несут ответственность все субъекты, замешанные в указанном преступлении.
Ответственность за коррупционные действия
После рассмотрения признаков коррупционной составляющей, следует изучить виды ответственности за совершение различных незаконных действий в указанной сфере. К видам применяемых санкций относятся административная, уголовная, дисциплинарная, гражданско-правовая ответственность.
Получение и передача взятки, а также посредничество в ее вручении в худшем случае карается лишением свободы сроком до пятнадцати лет. Составом преступления в данном случае считается передача денег, независимо от того, были они вручены до выполнения указанных действий или после этого. Кроме того, не важно, была ли договоренность между сторонами перед совершением преступления.
Если передача взятки не включает обстоятельства, отягчающие вину, виновное лицо будет привлечено к финансовой ответственности в виде штрафа, максимальный размер которого составляет пятьсот тысяч, или выражается в размере зарплаты (другого дохода) гражданина в течение годового срока, или в сумме, пятикратной (тридцатикратной) размеру взятки, или исправительным трудом на двухлетний период, или принудительным трудом на три года, либо лишением гражданина свободы на два года с выплатой штрафа в пятикратном (десятикратном) размере взятки.
Любое из наказаний может сопровождаться лишением возможности занимать некоторые должности или работать в определенной сфере в течение трех лет.
Признаки коррупционной составляющей, позволяющие квалифицировать указанное деяние, как преступление, совершенное с отягчающими вину обстоятельствами, это передача взятки должностному уполномоченному лицу в качестве платы за совершение заведомо противоправных действий (отказа от совершения законных действий) в размере, рассчитываемом по нормам УК РФ как особо крупный, либо лицами по предварительной договоренности (группой организованного типа).
За такие деяния преступникам грозят следующий виды санкций:
- штраф в размере два – четыре миллиона рублей или в сумме дохода гражданина за период два – четыре года, либо в семикратном — девяностократном размере взятки;
- лишение гражданина свободы на срок восемь – пятнадцать лет с выплатой штрафа семидесятикратного размера взятки;
- лишение права быть на определенных должностях или заниматься определенными видами деятельности на десятилетний срок (указанный вид санкции может сопровождаться любыми из вышеперечисленных).
Передача взятки осуществляется самостоятельно или через посредника. Посредничество выражается во вручении предмета преступления или создание для этой передачи условий. Посредник привлекается к ответственности, даже если взятка не была получена адресатом, или взяткодатель не получил за нее требуемые услуги.
Случаи освобождения взяткодателя от ответственности уголовного типа
Все подозрительные действия граждан и должностных лиц необходимо проверить на коррупционную составляющую. В некоторых случаях взяткодатели не виноваты в совершении преступления, поэтому освобождаются от ответственности уголовного типа.
Случаями отказа в возбуждении дела по соответствующей статье УК РФ являются следующие ситуации:
- вымогательство денег сотрудником уполномоченного органа;
- добровольное сообщение правоохранительным органам со стороны взяткодателя или взяткополучателя о совершении преступления;
- содействие виновного лица в раскрытии уголовного правонарушения.
Явка с повинной как элемент понятие коррупционной составляющей, может не только способствовать не только отмене санкции в отношении пришедшего в полицию лица, но и быстрому раскрытию преступлений и привлечению виновных граждан к ответственности.
Отягчающие вину обстоятельства
При проверке на коррупционную составляющую подозрительных действий и выявлении преступлений проверяется наличии смягчающих и отягчающих вину обстоятельств. Ужесточение наказания возможно в следующих случаях:
- Должностное лицо получило взятку за бездействие или совершение противоправных действий.
- Взятку получило лицо, находящееся на государственной должности на федеральном, региональном, местном уровня.
- Взятка получена группой граждан по предварительной договоренности или организованной преступной группой.
- Должностное лицо требовало взятки от гражданина.
- Взятка получена в размере, превышающем сто пятьдесят тысяч рублей (крупная).
- Взятка получена в размере, превышающем один миллион рублей (особо крупная).
Противодействие коррупции
Рассмотрев коррупционную составляющую в действиях граждан и должностных лиц, следует изучить меры борьбы с ней и профилактики. Противодействие коррупционной деятельности это работа властных органов на федеральном, региональном и местном уровнях.
В полномочия указанных лиц входят следующие действия:
- предупреждение коррупции, включая выявление и устранение причин совершения указанных преступлений;
- предупреждение, выявление, пресечение, раскрытие, расследование правонарушений;
- минимизация и ликвидация последствий преступлений, связанных с коррупцией.
Определение коррупционней составляющей позволяет выявить также варианты борьбы с ней. Для реализации этих способов Президентом может приниматься решение о создании групп по борьбе с противоправными действиями в сфере финансов внутри органов государственной власти.
Если органы или отдельные подразделение получают информацию о наличии коррупционной составляющей, они обязаны проверить указанный факт. Все соответствующие действия координируются Генеральным прокурором и подчиненными ему сотрудниками прокуратуры.
Основные направления деятельности органов государственной власти по повышению уровня эффективности борьбы с коррупционными действиями
Так как конфликт интересов — коррупционная составляющая противоправных действий, органы государственной власти разрабатывают политику в области противодействия коррупции. В нее входят следующие направления:
- проведение государством на всей территории страны единообразной политики в сфере борьбы с коррупцией;
- создание правового механизма взаимодействия органов правоохранительной сферы и других властных субъектов с парламентскими и общественными комиссиями, гражданами, институтами общества по решению указанных вопросов;
- принятие административных, законодательных и других мер, которые направлены на привлечение муниципальных и государственных служащих, граждан к участию в противокоррупционных действиях и формированию негативного общественного отношения к незаконной деятельности;
- совершенствование структуры и системы органов государства, создание общественных контролирующих механизмов;
- введение стандартов антикоррупционного характера, т. е. фиксация для соответствующих областей деятельности единообразной системы ограничений, запретов и дозволений, которые обеспечивают предупреждение незаконных действий в финансовой сфере в отношении госслужащих и лиц, которые замещают должности на госслужбе;
- обеспечение гражданам доступа к информации о работе государственных федеральных, региональных и местных органов власти;
- реализация принципа свободы СМИ;
- соблюдение в неукоснительном порядке принципов судейской независимости и невмешательства в деятельность суда;
- улучшение организации работы контролирующих и правоохранительных органов в сфере противодействия коррупции, совершенствование особенностей порядка службы в государственных и муниципальных органах;
- обеспечение открытости, добросовестности, объективности, конкуренции в процессе размещения заказов на выполнение различных работ, оказания ряда услуг, поставку для нужд страны на федеральном или местном уровнях;
- устранение незаконных и необоснованных ограничений и запретов, особенности в сфере экономической деятельности;
- улучшение порядка пользования муниципальным и государственным имуществом, ресурсами (включая их использование при предоставлении помощи на федеральном или местном уровне), и порядка переоформления прав на это;
- увеличение размера заработной платы и уровня защищенности муниципальных и государственных служащих в социальной сфере;
- укрепление сотрудничества в области международных отношений, повышение эффективности взаимодействия на международном уровне со спецслужбами, правоохранительными органами, финансовыми разведывательными подразделениями в сфере розыска, изъятия и репатриации полученного незаконным путем имущества;
- усиление проверки и контроля обращений граждан и организаций по факту наличия признаков коррупции;
- распределение функций между различными органами и т. д.
Если в ходе проверки деятельности различных органов и их должностных лиц усматривается коррупционная составляющая, уполномоченные лица проводят тщательную проверку работы данного субъекта для выявления правонарушений и их раскрытия. Работа по борьбе с коррупцией проводится по многим направлениям для улучшения ее эффективности и повышению уровня преступности в указанной сфере.
Источник: fb.ru
Коррупция как фактор риска коммерческой организации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»
Настоящая статья посвящена проблеме деловой коррупции . Рассматривается рисковый аспект данного феномена, прежде всего, с точки зрения коммерческой организации . Описаны типичные коррупционные сделки, а также последствия, к которым они могут привести компанию.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Ивайловский Д. Г.
Коррупция в сфере российского предпринимательства
Коррупционная и криминальная составляющие в факторах, обусловливающих инвестиционный климат региона
Типология коррупции и основные модели коррупционных стратегий поведения
Проблема типологизации коррупции
Антикоррупционная политика в странах СНГ
i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
THE RISK OF CORRUPTION IN THE ENTERPRISE
This paper develops ideas about corruption in the enterprise . Risk aspect of this phenomenon is observed concerning to commercial organization. Typical situations and consequences of corruption are listed.
Текст научной работы на тему «Коррупция как фактор риска коммерческой организации»
д. г. Ивайловский
коррупция как фактор риска коммерческой организации
Настоящая статья посвящена проблеме деловой коррупции. Рассматривается рисковый аспект данного феномена, прежде всего, с точки зрения коммерческой организации. Описаны типичные коррупционные сделки, а также последствия, к которым они могут привести компанию.
Ключевые слова: коррупция, риск, коммерческая организация.
Современный российский менеджмент постепенно приходит к пониманию всей важности управления рисками как перспективной деятельности, создающей особые конкурентные преимущества для компании, а также значимости риск-менеджмента как центра прибыли. В большинстве случаев речь идет либо о финансовых корпорациях — банках, страховщиках, брокерах и др., либо о крупнейших предприятиях добывающей и обрабатывающей промышленности. Среди страхуемых рисков преобладают: риски порчи имущества вследствие пожара и стихийных бедствий; риски ответственности перед третьими лицами; риски резких изменений конъюнктуры рынков. В первую очередь менеджмент пытается защитить бизнес от негативных факторов извне.
Однако, как показывает опыт, внутренняя среда организации также является источником рисков, и речь идет прежде всего о злоупотреблениях должностных лиц компании, или о коррупции. Многие не согласны с применением данного термина в отношении сотрудников коммерческих организаций, считая его правомерным лишь для государственных служащих. Но кто из нас не сталкивался или хотя бы не слышал о так называемых «откатах» снабженцам, продажах должностными лицами аутсайдерам информации, составляющей коммерческую тайну? На наш взгляд, нет особой разницы в применении данного термина как к чиновникам, так и к директорам и сотрудникам коммерческих организаций.
Коррупция (от лат. corrnptio — порча, обман, подкуп) представляет собой социальное явление, выражающееся в использовании должностными лицами своего служебного положения в целях получения неправомерных личных выгод материального или неимущественного характера. Корыстное использование служебного положения служащими считается в законодательстве большинства стран мира наиболее опасным уголовным преступлением, строго преследуется как на национальном, так и на международном уровне, что связано с деструктивным характером этого явления для экономики и государства в целом (вспомните хотя бы недавние громкие коррупционные скандалы в «Siemens» или «Sumsung» (см., например: [1; 2]).
Россия входит в число самых коррумпированных государств мира. В рейтингах международной организации по противодействию коррупции — Transparency International — Россия занимает одно из лидирующих мест и сравнима по этому показателю лишь с государствами Африки и Азии. По некоторым оценкам, только мелкие российские предприниматели теряют ежегодно из-за коррупции суммы, эквивалентные 3 % ВВП [3. C. 3].
Согласно подходу специалистов Фонда ИН-ДЕМ (подробнее об этом см. в работах [4-5], а также в Интернете: www.anti-corr.ru), пожалуй, самой известной в России общественной организации по борьбе с коррупцией, следует разделять понятия бытовой и деловой коррупции. Бытовая коррупция охватывает взаимо-
действия граждан с представителями органов государственной власти, в то время как в деловой коррупции вместо граждан выступают организации и учреждения — юридические лица. Однако такое разделение не вполне удобно при анализе коррупции, поскольку для дальнейших рассуждений необходимо сосредоточить внимание на различных типах субъект-субъектных отношений внутри общей схемы деловой коррупции. Для этого предлагается ввести новые термины — административная и деловая коррупция. Получается более конкретно: административная коррупция охватывает взаимодействия на уровнях «власть -бизнес», а также «власть — власть», тогда как деловая — только на уровне «бизнес — бизнес». Нас в дальнейшем будут интересовать уровни «власть — бизнес» и «бизнес — бизнес».
Какие явления, негативные для компании, несет в себе деловая коррупция? Перечислим некоторые из них.
Во-первых, так называемые «откаты», или «бонусы», или «интересы» лиц, занимающихся снабжением в компании. За денежную премию, выплачиваемую снабженцу сторонней организацией — поставщиком, снабженец обеспечивает продажи поставщику со своей стороны, гарантирует выигрышное положение в проводимых тендерах на поставку материалов, оборудования и даже оказание услуг Один директор новосибирской производственной компании даже сказал: «Все берут.
Все об этом знают. Поэтому им и зарплату больше 15 тысяч никто не платит. Все равно остальное сами доберут». Другой директор, уже московской торгово-посреднической компании, поделился своим опытом: «В Москве все продажи происходят либо по себестоимости, либо посредством взяток. Взятки приходится платить примерно в 30-40 процентах случаев».
Более того, чем больше объем производимых закупок, тем более высокий уровень менеджмента оказывается замешанным в нечестных сделках. Иногда на поставках дорогостоящего оборудования «зарабатывает» топ-менеджмент компании, обворовывая, таким образом, собственников.
Вследствие такого «сотрудничества» происходит увеличение затрат для компании, в которой работает данный снабженец или руководитель, заключаются контракты на невыгодных для компании условиях, многократно
повышается риск приобретения некачественных материалов и оборудования, что может привести также к возникновению ответственности компании перед третьими лицами.
Раскрытие таких схем чревато для взяточника увольнением с «волчьим» билетом, для компании-поставщика отказом в сотрудничестве, потерей клиента, а также запятнанной репутацией. Возможно также возбуждение уголовного дела по факту экономического преступления.
Второй тип коррупции — административная в части взаимоотношений «власть — бизнес». Наше государство традиционно характеризуется бюрократией и неотделимостью власти от бизнеса. Иногда это принимает характер сотрудничества, иногда — форму вымогательства. Особо остро проблема административной коррупции стоит в условиях переходной экономики. Причин этому несколько:
• фундаментальные, или несовершенство экономических институтов и экономической политики;
• организационные, проявляющиеся в «слабости» государства;
• социетальные, связанные с общественной культурой в общем и конкретно с системой норм бюрократического поведения.
С этой точки зрения интерес представляет позиция экспертов Всемирного банка [6. С. 133], которые полагают, что волна коррупции захлестывает общество тогда, когда и государственные чиновники, и частные субъекты хозяйственной деятельности получают возможность обогащаться без особого риска. Именно такая ситуация складывается в странах с переходной экономикой. Традиционные формы контроля ослабевают раньше, чем начинают действовать новые правовые ограничения. Кроме того, государство по-прежнему владеет огромным богатством — предприятиями, недвижимостью, природными ресурсами, и сохраняет за собой регулирующую функцию, даже несмотря на легализацию частной собственности, предпринимательства и капитала.
Согласно социологическим исследованиям, проводимым Фондом ИНДЕМ [4], называя факторы, способствующие развитию коррупции в государственных органах, предприниматели наряду с политической нестабильностью вообще выделяют такие факторы,
как необходимость и сложность лицензирования отдельных видов деятельности, сложность приобретения в собственность помещений и заключения (или продления) договора аренды на землю, избирательный подход чиновников налоговых органов к взиманию налогов с разных налогоплательщиков, искусственный дефицит нежилых помещений под аренду и, как следствие, большие расходы на взятки. Неразвитость экономической инфраструктуры предпринимателями ставится на одно из последних мест, в то время как именно запутанность законодательных норм чаще приводит к коррупционным взаимоотношениям.
Принципы вовлечения компаний в общем виде таковы. Предприниматели, вступая во взаимодействие с различными государственными органами и структурами, сталкиваются с проблемой использования коррупционных механизмов для упрощения своей работы. Несмотря на значительное разнообразие таких ситуаций, существуют универсальные закономерности. Ниже приведены основные направления воздействия коррупции на бизнес.
Доступ к нежилым помещениям и отвод земель под строительство. Актуальной проблемой во многих регионах является проблема доступа к нежилым помещениям и получение отвода земель под строительство зданий и сооружений. Получить отвод земли для строительства на условиях аренды или собственности возводимых зданий или сооружений для бизнеса, не связанного с органами муниципальной власти, часто совершенно невозможно. В результате происходит увеличение постоянных затрат компаний в части арендных платежей, что вызвано необходимостью работы с арендодателями, аффилированными с муниципалитетом, по завышенным ценам.
Проверки фирм представителями различных органов. Проверяющие инстанции для бизнеса определены Постановлением Правительства РФ № 987 от 21.12.2000. К контролирующим органам относятся следующие организации:
1) центр Госсанэпиднадзора;
2) управление государственной противопожарной службы МЧС;
3) центр стандартизации и метрологии (гос-надзор за обязательными требованиями стандартов или технических регламентов);
4) ветеринарная служба;
5) управление государственной инспекции по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей (Госторгинспекция);
6) управление государственной хлебной инспекции;
7) государственная инспекция по труду;
8) пограничная Государственная служба по карантину растений.
Также к проверяющим инстанциям можно отнести:
1) налоговые службы;
2) таможенные службы;
3) отделения Госнаркоконтроля;
4) подразделения милиции;
5) общественные организации защиты прав потребителей;
6) специализированные подразделения региональных и местных администраций, занятых регулированием потребительских рынков, аренды помещений, регистрации прав собственности на недвижимость и т. п.
Коррупционной следует признать практику проведения такими проверяющими органами, как пожарная служба, санэпидстанция, обучения работников малого или среднего бизнеса в качестве условия получения их организациями разрешений на ведение предпринимательской деятельности. Причина этого в том, что участие в подобного рода обучении ставится обязательным условием получения соответствующих разрешений и, конечно, это обучение должно обязательно оплачиваться организациями.
Практически все предприниматели уверены, что поддержание тесных неформальных отношений с представителями различных проверяющих инстанций является абсолютной необходимостью. В большинстве организаций среднего бизнеса, а в некоторых случаях и малого, за обеспечение неформальных связей с представителями проверяющих инстанций отвечают либо специально выделенные сотрудники, либо бухгалтеры, менеджеры или другие работники, непосредственно по своей профессиональной деятельности связанные контактами с теми или иными проверяющими инстанциями. Например, чаще всего с представителями налоговых органов и банковских структур поддерживают отношения главные бухгалтеры. Поддержание тесных неформальных отношений с проверяющими инстанциями чаще всего выражается в неформальных
визитах в эти организации с небольшими подарками или сувенирами перед праздниками, при сдаче отчетности и т. п.
Недобросовестная конкуренция в бизнесе, близком к органам государственной власти. Еще одно проявление административной коррупции связано с проведением закупочных тендеров бюджетными организациями. Преимущество в тендере получают поставщики, выплачивающие «откаты». Но схемы при этом разрабатываются более сложные, чем на уровне деловой коррупции.
Связано это с ужесточением в последние годы правил проведения таких тендеров. В частности, в настоящее время отдел материального снабжения, например, обязан проводить тендер при любом закупе на сумму свыше 60 тыс. руб. Приглашение к участию в тендере обязательно публикуется на веб-сайте организации, например муниципальной администрации.
Так что формально все поставщики потенциально могут выиграть тендер. Фактически все не так просто. Автор настоящей статьи в течение 2006-2007 гг. имел опыт работы с такими тендерами. Существует несколько способов «обойти» честных, но нежелательных поставщиков. Например, техническое задание часто составляется под характеристики продукции заранее выбранного поставщика.
Это может проявляться в уникальных особенностях продукции, особых условиях поставки — в общем, в том, что средний продавец на рынке никогда не сможет предложить. Второе — нежелание идти на контакт. Это бывает необходимо для уточнения технического задания (официальный запрос может не дойти, либо данная процедура потребует слишком много времени).
Третья схема связана с комплексными закупками, т. е. предпочтение отдается поставщику, который поставляет несколько типов разнородной продукции. Есть, конечно, некоторая вероятность того, что поставщик добьется честной победы, но многие просто не видят перспективы на этом сегменте рынка и покидают его. Хорошо работают на этом рынке только специализированные «карманные» предприятия-поставщики родственников, знакомых и просто нечестных предпринимателей. Ущерб от этого вида коррупции выражается в потере клиента для честных поставщиков.
Ущерб от административной коррупции может быть различным — от увеличения по-
стоянных затрат до потери всего бизнеса. Кроме того, ответственность взяткодателя -как должностного лица государственного органа, так и предпринимателя, устанавливается УК РФ. В частности, статья 291 УК РФ «Дача взятки» устанавливает ответственность за дачу взятки должностному лицу за совершение им заведомо незаконных действий (бездействие) в виде штрафа до 500 тыс. руб. либо лишения свободы взяткодателя на срок до восьми лет. Для компании участие в административной коррупции может обернуться, кроме финансовых потерь и испорченной репутации, потерей сотрудников вплоть до топ-менеджмента.
В рамках настоящей статьи, безусловно, невозможно рассмотреть все аспекты коррупции, и для нас важно, прежде всего, уделить внимание рисковому аспекту этого социального феномена. Есть все основания опасаться дальнейшего увеличения объемов коррупции, о чем свидетельствуют исследования таких организаций, как Transparency International, Европейского Банка Реконструкции и Развития (ЕБРР), Фонда ИНДЕМ (по данным последнего, объем деловой коррупции за период с 2001 по 2005 г. увеличился в 10 (!) раз [1]). Однако, к сожалению, менеджмент российских компаний уделяет недостаточно внимания коррупции как фактору риска, что, на наш взгляд, справедливо считать близорукостью (примеры с крупнейшими транснациональными компаниями, приведенные выше, хорошо это иллюстрируют). В перспективе эта близорукость обязательно приведет компании к потерям, даже если большинство руководителей так не считает. Рассмотрение некоторых примеров коррупционных взаимоотношений на различных уровнях власти и бизнеса приводит нас к выводу о том, что внутренняя среда организации подлежит рисковому мониторингу не в меньшей степени, чем среда внешняя, поскольку только внутренне здоровые компании имеют больше шансов на победу в конкурентной борьбе.
1. Ведомости. 2007. № 77 (1851). 28 апр.
2. Коммерсантъ. 2007. № 217 (3793). 24 нояб.
3. Полтерович В. М. Факторы коррупции // Экономика и математиче ские методы. 1998. Т. 34, № 3.
4. Бизнес и коррупция: проблемы противодействия: итоговый отчет / К. И. Голо-вщинский, С. А. Пархоменко, В. Л. Римский, Г. А. Сатаров; Региональный обществ. фонд «Информатика для демократии (Фонд ИНДЕМ)». М.: ИНДЕМ, 2004. 113 с. (также
доступен в Интернете: http://www.anti-corr.ru/ сіре/СІРЕт^і).
5. Сатаров Г. А. Россия и коррупция: кто кого? // Чистые руки. 2002. № 5.
6. От плана к рынку: Отчет о мировом развитии / Международный банк реконструкции и развития // Всемирный банк. 1996.
Материал поступил в редколлегию 30.04.2008
D. G. ivajlovskij the risk of corruption in the enterprise
This paper develops ideas about corruption in the enterprise. Risk aspect of this phenomenon is observed concerning to commercial organization. Typical situations and consequences of corruption are listed.
Keywords: corruption, risk, enterprise.
Источник: cyberleninka.ru