Социальное партнерство государства и бизнеса это

Социальным партнерством называют цивилизованное взаимодействие между организациями — защитниками интересов трудящихся (профсоюзами), работодателями и госорганами. Посредством сотрудничества достигается регулирование трудовых отношений, исходя из договоров и законодательства. За счет функционирования социального партнерства повышается уровень гарантий для работников.

Самое краткое определение социального партнерства звучит так. Это система взаимодействия на рынке труда между основными агентами. Понятие и принципы социального партнерства мы рассмотрим в этой статье. Начать изучение этой рыночной категории общества следует с толкования.

Подробнее о разных трактовках понятия

Выделяют две трактовки социального партнерства. Глобальный вариант, основанный на исторических закономерностях, гласит, что классовая борьба трансформировалась в систему партнерских отношений между работниками и работодателями. В развитых странах цивилизованные социально-трудовые взаимодействия способствовали развитию экономики и стиранию классовых противоречий.

Социальное партнерство в сфере труда

Конфликты в современном мире возникают не между классами, а между организациями. Споры решаются цивилизованным путем. Таким образом, социальное партнерство по данной трактовке – один из методов достижения согласованности интересов.

принципы социального партнерства

По другому аспекту понимания социальное партнерство обеспечивает решение социально-экономических проблем и урегулирование спорных моментов между работниками и работодателями. Эти две точки зрения не противоречат друг другу, поэтому можно для широты понимания системы учитывать глобальную и конкретную трактовку. Социальное партнерство до конца не может исключить колебания в трудовой сфере из-за классовых различий. Оно только смягчает конфронтацию.

Важность социального партнерства

Становление социального партнерства протекало сложно и происходит до сих пор. В РФ законодательство в данной нише развивалось с нуля. Сначала защищенность трудового населения в результате стремительных реформ упала, но это привело к толчку для развития социальной системы. Возникло ослабление государственного контроля.

основным принципом социального партнерства

В настоящее время любому специалисту ясно, что система и принципы социального партнерства – эффективный способ оптимизации баланса интересов работодателей и работников. Данное понятие описано в Трудовом кодексе РФ (ст. 23). Там же указаны его виды.

Принципы социального партнерства

Социальное партнерство регулирует интересы государства, бизнеса и наемных работников в сфере труда. Его прямая функция заключается в стабилизации отношений в социуме, что способствует сохранению баланса и мира. Система оказывает влияние на развитие гражданского общества и демократии в экономике, обеспечивает социально-экономическую безопасность и справедливость в разрешении противоречий в трудовой нише.

Тема 1 6 Социальное партнерство в сфере труда

понятие и принципы социального партнерства

Основными принципами социального партнерства являются следующие:

  1. Любая сторона может инициировать переговоры (равноправие).
  2. Учитываются интересы всех участников.
  3. Законодательство предоставляет возможность договариваться самостоятельно по многим вопросам.
  4. Государство укрепляет демократическую составляющую социального партнерства за счет создания специальных органов содействия.
  5. Подписание договора требует от сторон соблюдения пунктов, составляемых с учетом норм трудового права и прописанных в законодательстве, а также других правовых актов.
  6. Назначение представителей сторон происходит с помощью собрания работников и составления протокола (делегация профсоюза) или приказа (участники от работодателя). В результате избранные приобретают полномочия для отстаивания интересов.
  7. Выбор обсуждаемых вопросов зависит от участников. Принципом социального партнерства является свобода выбора.
  8. Обязательство сторонами принимаются добровольно, без давления, они должны быть реальны, то есть по силам.
  9. Коллективные договоры требуют неизбежного выполнения. Контроль за этим осуществляют надзорные органы.
  10. При невыполнении обязательств наступает административная ответственность, которая устанавливается при заключении договора.

принципом социального партнерства является

Функции

Процессы, происходящие в социально-трудовой сфере, обеспечивают стабильность экономики и политики общества и способствуют развитию демократических институтов. Принципы социального партнерства в сфере труда ориентированы на устранение радикального подхода по решению проблем. На это направлена мировая практика и деятельность МОТ (Международной организации труда). Задача заключается в ведении конструктивного диалога с учетом интересов всех участников.

принципы социального партнерства в сфере труда

Согласование разнообразных социально-групповых интересов, урегулирование противоречий, конфликтов и их предотвращение посредством методов социального партнерства способствуют миру, развитию экономики и общественного порядку.

История возникновения

Развитие социального партнерства началось с момента появления МОТ. В России данная система закрепилась после появления Указа № 212 от 15.11.1991. На ней базируется разрешение трудовых споров, обсуждение и составление соглашений.

Формы социального партнерства

  1. Коллективные переговоры при составлении общих соглашений.
  2. Составление коллективных договоров.
  3. Взаимные консультации, например при несогласии между профсоюзом и работодателем.
  4. Управление организацией работниками и профсоюзом.
  5. Досудебные разбирательства представителей работников и работодателей.

Примеры действия социального партнерства

Диалог между работодателями и работниками или их представителями относится к двустороннему типу. Интересы работников включают стабильность временного режима и выплат, достойную заработную плату или оптимальное соотношение сложности обязанностей и материального вознаграждения, социально-бытовых льгот. Работодатель стремится получить максимальную прибыль и дивиденды, оптимизировать производство с целью снижения затрат. Нестабильность отношений вызывается игнорированием интересов противоположной стороны. В результате начинаются проблемы: снижение прибыли и инвестиций, сильные колебания условий труда.

В зависимости от вариантов развития негативных явлений применяются различные формы социального партнерства, подробно описанные в Трудовом кодексе (ст. 27). Система действует на уровне организации в двусторонней форме. Если требуется согласование проблемы на государственном уровне, то такой тип называется трехсторонним. Согласовывать проблемы допускается с местными (территориальными, региональными), отраслевыми и/или общенациональными органами.

В России организована комиссия, куда входят представители объединений профсоюзов, работодателей и правительства. Структура выполняет функции урегулирования социально-трудовых отношений. В субъектах государства также существуют возможности организации комиссий разного уровня, функционирующих на основе законов РФ и особых указаний, утвержденных органами местного самоуправления.

Роль государства

Особую роль в регулировании социального партнерства принимает государство:

  1. Контролирует законодательство.
  2. Принимает новые правовые акты.
  3. Определяет особенности организации объединений работников и работодателей.
  4. Устанавливает формы и методы взаимодействия партнеров, правовые рамки их деятельности и законодательный регламент.
  5. Выступает в качестве посредника при решении конфликтных ситуаций.
  6. Является социальным партнером при оформлении коллективных соглашений особого уровня.
  7. Создает условия для создания ассоциаций между работниками и/или работодателями.
Читайте также:  Как открыть оффшорный бизнес

Главная задача государства

В основном задача госорганов заключается не в принятии обязательств на себя, а в координации и стимуляции процесса переговоров, поддержания единообразия установленных правил. Достижение компромиссов между сторонами способствует успехам экономического и социального развития.

основным принципом социального партнерства является принцип

В каком случае госорганы принимают на себя определенные обязательства кроме правого регулирования? Если выступают в качестве работодателей (в отношении государственных или казенных предприятий). Собственником имущества могут быть местные или государственные органы. Дирекция предприятий выполняет функции управления хозяйством.

Социальное партнерство: принципы, уровни

В Трудовом кодексе (ст. 26) выделяют 5 уровней социального партнерства:

  1. Федеральный (основы урегулирования отношений).
  2. Региональный (порядок регуляции в субъектах).
  3. Отраслевой (управление в конкретной отрасли).
  4. Территориальный (для конкретного населенного пункта или его зоны).
  5. Локальный (в рамках определенной организации).

Действующие принципы социального партнерства должны функционировать в соответствии с законодательством на любом из уровней.

Заключение

Таким образом, если описать формы и принципы социального партнерства, то можно вывести следующие ключевые особенности правильной работы структуры:

основными принципами социального партнерства являются

  1. Это крепкая идеология партнерства в классах рабочих и собственников, где наемные работники не стремятся разрушить существующий строй, а стимулируют создание новых реформ и соглашений для улучшения своего положения.
  2. Принципы социального партнерства и их система функционируют исключительно в развитой экономике, когда государство не только поддерживает определенный класс, а выполняет политику по учету интересов многих представителей населения. Основным принципом социального партнерства является принцип равноправия сторон.
  3. Необходим интерес сообществ от рабочего класса (партий, профсоюзов) и наличие у них достаточной силы и авторитета, чтобы работодатели и госорганы считались с мнением организаций. Поэтому некоторые специалисты считают уважение и учет интересов сторон основным принципом социального партнерства.
  4. Экономические проблемы, потеря капитала и нестабильность в социуме – основные причины, заставляющие государство и собственников прислушиваться к организациям работников.

Источник: businessman.ru

Социальное партнерство и государство

Социальное партнерство — это добровольное и равноправное взаимодействие между наемными работниками, бизнесменами и государством в целях социального мира и прогресса, эффективной экономики, защиты прав и интересов трудящихся.

Взаимодействие необходимо, чтобы совместными усилиями решать значимые социальные проблемы, такие как бедность, бездомность, сиротство, разгул преступности, загрязнение окружающей среды. Основные субъекты социального партнерства:

1) государство и созданные им для этой цели учреждения (общее советы);

2)бизнес, т.е. работодатели и их объединения (союзы предпринимателей);

3)наемные работники и их объединения (профсоюзы).

Роль государства в социальном партнерстве определяется тем, что государство создает и поддерживает его правовые и политические основы, в частности, нормативно-правовую базу (например, таково законодательство о профсоюзах, о способах разрешения трудовых конфликтов, о занятости, о социальном обеспечении). В России система социального партнерства в его трипартистском (ключевые социальные силы: капитал (собственники, предприниматели), труд (наемные работники) и социальное государство (власть), от взаимовыгодного взаимодействия которых зависит стабильность и динамическое развитие общества) варианте еще только делает первые шаги. Главное — не задействованы механизмы, обеспечивающие реализацию достигнутых соглашений. Вместе с тем в отдельных отраслях (например, в угольной) выполнение отраслевых тарифных соглашений уже привело к некоторому улучшению материального положения рабочих и росту производства. Чтобы социальное партнерство в РФ развивалось более активно, государству необходимо проводить его пропаганду: при помощи соц. рекламы, проведения конференций, круглых столов, семинаров….

30. Основные функции и принципы права.

Принципы права — это основные, исходные начала, положения, идеи, выражающие сущность права как специфического социального регулятора.

В зависимости от сферы распространения выделяют общеправовые, межотраслевые и отраслевые принципы.

К общеправовым относят такие принципы, как:

• справедливость (означает соответствие между ролью лица в обществе и его социально-правовом положением; это соразмерность между деянием и воздаянием, между заслуженным поведением и поощрением, между преступлением и наказанием и т.п.);

• юридическое равенство граждан перед законом и судом (этот принцип нашел свое воплощение в ст. 19 Конституции РФ, которая установила: «1. Все равны перед законом и судом.

Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.Мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации»);

• гумманизм (означает, что Конституция и законы должны за¬креплять права и свободы человека и гражданина, запрещать различные деяния, посягающие на человеческое достоинство; об этом, в частности, сказано в ст. 21 Конституции РФ! «1. Достоинство личности охраняется государством. Ничтс не может быть основанием для его умаления. 2. Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию. Никто не может быть без добровольного согласия подвергнут медицинским, научным или иным опытам»); демократизм (означает, что в правовых нормах должны быть «закреплены механизмы и институты представительного и непосредственного народовластия, с помощью которых граждане могут участвовать в управлении государственными и общественными делами, защищать свои права и свободы);

• единство прав и обязанностей (означает, что нет и не может быть прав без обязанностей и обязанностей без прав);

• федерализм (он присущ только для тех правовых систем, которые существуют в федеративных государствах и означает, что в данном обществе действуют две системы законодательства); ‘

Читайте также:  Изготовление навесов как бизнес

• законность (означает систему требований общества и государства, состоящую в точной реализации норм права всеми и повсеместно);

• сочетание убеждения и принуждения и др.

Названные принципы действуют во всех без исключения отраслях права.

Если принципы характеризуют наиболее существенные черты нескольких отраслей права, то их относят к межотраслевым. Среди них выделяют: принцип неотвратимости ответственности, принцип состязательности и гласности судопроизводства и т.д.

Принципы, действующие в рамках только одной отрасли права, называются отраслевыми. К ним относятся: в гражданском праве — принцип равенства сторон в имущественных отношениях; в уголовном процессе — презумпция невиновности, в трудовом праве — принцип свободы труда и т.п.

Принципы права участвуют в регулировании общественных отношений, так как они не только определяют общие направления правового воздействия, но и могут быть положены в обоснование решения по конкретному юридическому делу (например, при аналогии права).

Право как социальный институт функционирует наряду с государственным аппаратом, моралью и другими социальными регуляторами. Значение права, его роль в жизни общества во многом определяется теми функциями, которые оно выполняет в процессе воздействия на общественные отношения.

Функции права — это основные направления правового воздействия, выражающие роль права в упорядочении общественных отношений. С их помощью можно познать права в обществе, его динамику, действие.

В функциях всегда отражается сущность, природа права, необходимость самого существования права как социального регулятора. Именно в функциях проявляется его социальная ценность, заключающаяся в установлении с помощью права определенного порядка, устойчивости, согласованности, организованности, меры свободы и т.п.

Функции права рассматривают в двух плоскостях в зависимости от того, освещаются они в узких рамках (специально-юридичес¬ких) или в более широких (общесоциальных). Если следовать широкому смыслу, то среди функций права можно выделить, например, такие, как экономическая (право упорядочивает производственные отношения, закрепляет формы собственности и т.п.), политическая (регламентирует политические отношения, регулирует деятельность субъектов политической системы и пр.), воспитательная (отражает определенную идеологию, оказывает специфическое педагогическое воздействие на лиц, связана с формированием у субъектов мотивов правомерного поведения), коммуникативная (выступает способом связи между субъектом и объектом управления).

На специально-юридическом уровне право выполняет регулятивную (развитие общественных отношений) и охранительную функции.

Регулятивная функция имеет первичное значение, носит творческий характер, ибо право с помощью ее призвано содействовать развитию наиболее ценных для общества и государства социальных связей. Подобную функцию обеспечивают, как правило, пра¬вовые стимулы — поощрения, льготы, дозволения, рекомендации и т.п. Данные средства способствуют удовлетворению интересов лиц, открывая простор для их активности, инициативы, предприимчивости.

Охранительная функция выполняется с помощью правовых ограничений — обязанностей, запретов, наказаний, приостановлений — и имеет вторичный характер. Она производна от регулятивной функции и призвана ее обеспечивать, ибо охрана и защита начинают действовать тогда, когда нарушается нормальный процесс развития тех или иных социальных связей, когда ему препятствуют конкретные помехи. Для того, чтобы убрать с пути данные препятствия и используются правовые ограничения, охраняющие и защищающие интересы лиц.

Право по своей сути направлено на исключение из жизни людей своеволия, бесконтрольности отдельных индивидов, их групп, государства по отношению к своим гражданам. В современных условиях именно от права люди ждут надежных гарантий от произвола власти, корпоративных структур, засилия преступности.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:

Источник: studopedia.ru

Социальное партнерство государства и бизнеса это

Аннотация. В данной статье рассматривается система взаимоотношений власти и социально-ответственного бизнеса, выступающая как мощный источник развития социальной и экономической сфер жизни, деятельность такого взаимодействия, в первую очередь, направлена на защиту интересов и повышения уровня жизни каждого человека в современном обществе.

Ключевые слова: государство, социально-ориентированный бизнес, социальное партнерство, взаимодействие власти и бизнеса, благосостояние населения.

Современный город представляет собой сложное и противоречивое явление, динамика и качество развития которого напрямую зависит от социальных процессов, происходящих в его среде. Одной из самых острых социальных проблем, порожденных урбанизацией, является низкая эффективность использования имеющихся трудовых ресурсов и, как следствие, распространение социального и материального неравенства граждан. Благополучие и удовлетворенность жизнью человека в современной городской среде находится в прямой зависимости от качества социального взаимодействия трех сторон: власти, бизнеса, профессиональных союзов и общественных организаций. В данной статье подробно рассматривается проблема взаимоотношений власти и социально-ответственного бизнеса как мощного источника развития экономической и социальной систем, деятельность которого направлена на защиту интересов человека в условиях урбанизированного пространства.

Для действительно прогрессивного улучшения экономической и социальной сфер в городской среде необходимо построить такую систему взаимодействия между бизнесом и государством, которая обеспечивала бы существенный рост инвестиционной привлекательности российских компаний, их конкурентоспособности, расширения их способности к работе на открытых глобальных рынках в условиях жесткой конкуренции, и, конечно же, создание максимально благоприятных условий для предпринимательской инициативы, ведь именно бизнес является основной движущей силой экономического развития.

В этой связи особенно следует отметить одно из важнейших условий развития социальной активности бизнеса, а именно, ведение открытого диалога между бизнесом и властью. К всеобщему пониманию важности социального партнерства и конкретной роли бизнеса в этой направленности можно прийти лишь при условии открытого обмена мнениями и опытом участников данного диалога. Социальное партнерство в сущности отражает компромисс интересов основных субъектов экономических процессов и экономического прогресса. Другими словами, социальное партнерство представляет собой определенный способ согласования интересов работодателей и работников, целью которого является достижение «социального мира» с участием государственных структур, которые представляют интересы общества в целом.

Читайте также:  Производство купат как бизнес

В статье 23 Трудового кодекса РФ «Понятие социального партнерства в сфере труда» социальное партнерство определяется как «система взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений» [1, ст. 23].

Реальное социально-экономическое положение различных слоев, общностей, социально-профессиональных групп, уровень и качество их жизни с точки зрения социально-гарантированных и социально-возможных способов получения дохода является объектом социального партнерства [2, с. 1].

Таким образом, социальное партнерство – это система взаимоотношений между органами государственной власти и органами местного самоуправления, работодателями и работниками, направленная на обеспечение согласования интересов работодателей и работников по вопросам регулирования трудовых отношений, а его главной целью можно рассматривать разработку, принятие и реализацию социально-экономической и трудовой политики, основанной в первую очередь на удовлетворении интересов общества, наемных работников и работодателей. Для достижения этой цели необходимо наличие разделения различных групп интересов, разработка механизмов реализации и согласования этих интересов.

Особое внимание в развитии системы развития социального партнерства и регулирования социально-трудовых отношений принадлежит государству. Во-первых, государство может выступать одновременно и как собственник-предприниматель, и как работодатель на государственных и некоторых других крупных предприятиях. Во-вторых, государство является фундаментальным звеном политической системы, принимающим законы и другие нормативные акты, способные регулировать социально-трудовые отношения в обществе и гарантировать исполнение и соблюдение законодательства.

Рассматривая проблемы взаимодействия власти и бизнеса, следует выделить основное противоречие, которое заключается в следующем:

  • власти необходимо получать от бизнеса как можно больше средств для решения различных социальных задач;
  • бизнесу необходимо сохранять как можно больше собственных средств для повышения своей конкурентоспособности.

Данные противоречия кажутся и вовсе неразрешимыми, если обозначить интересы, которые каждая из этих двух сторон стремится разрешить в рамках сотрудничества: бизнес стремится оказывать влияние на решения органов власти для снижения налоговой платы, а власть – организовать сбор налогов в максимально возможном размере. Очевидно наличие совершенно противоположной мотивационной базы. Власть, понимая, что без развития бизнеса она лишится важного источника поступлений денежных средств, допускает самоограничение властных возможностей, по крайней мере на определенный период времени.

Одним из эффективных путей разрешения этой проблемы может стать становление и развитие базиса, способного снять противоречия по налоговым сборам, ключевым моментом которого должен стать рост жизненного уровня населения. Социально-ориентированный бизнес способен решать важнейшие общественные проблемы и оказывать значительную помощь государству в выполнении целого ряда социальных задач, если он обладает необходимыми финансовыми ресурсами и мобильностью в их использовании, а также возможностью привлечения данных ресурсов и инновационностью предпринимательских подходов [2, с. 1] Однако, в современном обществе реальная ситуация характеризуется тем, что государство просто не имеет физической возможности обеспечить социальными благами всех нуждающихся.

В России социальное предпринимательство только набирает обороты. Данный вид бизнеса развивается вместе с постепенным улучшением качества жизни. Примером может служить ряд крупнейших российских компаний, таких как: «Газпром», «КАМПО», «Сбербанк России», «Российские сети», НК «Роснефть», ГК «Мегафон», «Ростелеком», «РЖД», «ВТБ», «Магнит», «Ростех», «Интер РАО», «X5 Retail Group», «Росатом», «Мобильные телесистемы», «Аэрофлот», «Ашан», ОПК «Оборонпром», «Дикси Групп», «Стройгазмонтаж» и многих других, в которых активно развивается и успешно действует социальная политика.

Социальная направленность деятельности данных компаний заключается в следовании требованиям социальной ответственности бизнеса перед обществом, создании ими специальной инфраструктуры, которая направлена на удовлетворение потребностей общества. В этой связи особого внимания заслуживает уровень развития таких направлений деятельности данных организаций, как благотворительность, спонсорство и меценатство. Максимизация прибыли не является основной целью социально-ориентированного бизнеса. В первую очередь он стремится к максимальному расширению своих возможностей при сохранении своей социальной направленности. В таком виде бизнес может выступать полноправным перспективным звеном государственно-частного партнерства.

Существенное улучшение уровня и качества жизни людей является необходимым условием существования и развития этих структур. Для власти это позитивное мнение людей, их поддержка в период следующей предвыборной кампании, для бизнеса – это условие роста продаж и прогрессивного развития самого бизнеса.

Таким образом, главным условием сотрудничества власти и бизнеса будет являться достижение высоких показателей социальной эффективности в самых разных ее областях. В результате данной совместной деятельности социально-ориентированный бизнес получит огромную поддержку государства и доступ к новым сегментам рынка и возможность эффективно реализовать свои социально-ориентированные задачи, государство разделит с бизнесом ответственность за социальное обеспечение населения, а общество получит улучшение качества и расширение спектра оказываемых услуг, повышение уровня жизни. Такие меры несомненно приведут к твердой социальной устойчивости нашей страны и к значительному росту качества и уровня жизни человека.

Social partnership as a model of interaction between government and business (domestic experience)

Pozdnyakov A.S.
master of 1 course of the Moscow City University, Moscow

Annotation. This article examines the system of relations between government and socially responsible business, which acts as a powerful source of development of social and economic spheres of life. The activity of such interaction is primarily aimed at protecting the interests and improving the standard of living of every person in modern society.
Keywords: state, socially-oriented business, social partnership, interaction between government and business, welfare of the population.

Источник: mgpu-media.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Бизнес для женщин