Итак, общепринятое объяснение этой новой формы для компаний — когда посредством бизнес-модели решают социальную проблему.
VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2016
Статья информирует о социальных проблемах, которые бывают в малом бизнесе, вызываемые особенностями малого предпринимательства, а также малоразвитостью институтов социального государства в нашей стране.
Роль малого предпринимательства в социальном развитии общества можно рассмотреть с двух сторон:
- малый бизнес в экономике и общественной жизни людей;
- собственное положение мелких предпринимателей и их роль в обществе.
Особенно роли ощутимы на рынке труда. Специфическими особенностями работы на малом предприятии являются:
- Гибкая организация труда;
- Максимальная информированность работников;
- Низкая регламентация о работе;
- Отсутствие организованного обучения.
Главной проблемой людей, работающих на малых предприятиях, является социальная незащищенность. Отсутствие профсоюзов, коллективных договоров не дают возможности оказать какое либо давление на администрацию для защиты работающих. Безработица подталкивает руководителей нанимать сотрудников на низкую заработную плату. При этом руководители еще умудряются экономить на обучении, социальных льготах и т.д. [1].
Социальные проблемы
Наличие таких острых проблем у нашей общественности заставляет искать решения для их реализации, например, повысить социальную ответственность бизнеса. Социальная ответственность строиться на закономерностях, выходящих из процесса социализации рыночного хозяйства, отражающиеся в усилении коррелированности и взаимозависимости между всеми респондентами. В настоящее время предприниматели стремятся следовать ожиданиям общества. Причем это становиться определенным фактором, который определяется результативностью предпринимательства, так как амелиорация социальной репутации фирмы ведет к увеличению объема продаж, вследствие чего просматривается рост дохода.
Социальная ответственность бизнеса напрямую зависит от развитости институтов социального государства. Хорошим примером, отсутствия какой бы то ни было ответственности со стороны предпринимательства в нашей стране, являются девяностые годы. Не соблюдение налогового законодательства и экологической безопасности, а также несвоевременная оплата труда — все это было нормой тех времен.
Причины сложившейся ситуации в нашей стране исходят из того, что у нас слабое государство и его институты. Такая проблема может решиться только со временем, когда наше общество и его институты станут более развитыми и опытными.
Так же существуют и другие проблемы малого бизнеса:
- зависимость от крупных компаний;
- высокая рискованность из-за неустойчивого положения на рынке;
- полная имущественная ответственность предпринимателя и т.д;
- огромная конкуренция;
- существующий налоговый режим.
Такие проблемы в деятельности субъектов малого предпринимательства определяются условиями функционирования малых предприятий [2].
Актуально | Бизнес решает социальные проблемы (20.06.2017)
Продемонстрированные проблемы существуют в каждом регионе страны, не исключением является и наша Волгоградская область. По количеству малых и средних предприятий область занимает десятое место среди регионов – лидеров. Но следя за динамикой, наблюдается спад количества малых и средних предприятий. Причинами являются ограничение торговли продукции, изменения условия работников рынков и т.д. Все это привело к тому, что предприятия с небольшим годовым оборотом после уплаты всех налогов теряли смысл существования.
Волгоградская область, как и многие другие регионы, участвует в федеральных программах поддержки малого и среднего бизнеса. Тем самым государство поддерживает предпринимателей, активно идет привлечение внебюджетные источники для финансирования программных мероприятий. Создается единая комплексная база данных предпринимателей [3].
В результате, можно сделать вывод, что все проблемы, возникающие в малом бизнесе, определяются самой спецификой малого предпринимательства, а так же малоразвитостью социальных механизмов. Но все же радует, что государство активно участвует в процессе поддержки малого бизнеса, в форме инжиниринговых услуг, создании агропромпарков и усилении инфраструктуры.
Литература
Источник: scienceforum.ru
Топ-6 ошибок социальных предпринимателей и как их избежать
Социальное предпринимательство в России сегодня находится на стыке филантропии и бизнеса. Субъектам социального бизнеса важно понять, как правильно ставить перед собой задачи, планировать будущее компании и как привлекать профессионалов в свою команду. Яна Осипенко, Impact Hub Moscow, руководитель программы для социальных предпринимателей «Начни иначе», приводит топ-6 типичных ошибок начинающих социальных предпринимателей
Иллюстрация: goa novi/Shutterstock
Impact Hub Moscow, руководитель программы для социальных предпринимателей «Начни иначе»
За 5 лет существования центра поддержки социальных инициатив Impact Hub Moscow (входит в международную сеть, имеющую центры в 103 городах мира), через наши программы развития прошли десятки стартапов и социальных предприятий. Опыт показывает, что российские предприниматели, как и большинство социальных бизнесменов во всем мире, сталкиваются с одними и теми же проблемами.
Проблема № 1. Думать, что ты знаешь, что им нужно
Очень часто в социальное предпринимательство людей приводят проблемы, с которыми столкнулись либо они сами, либо их знакомые и друзья. Например, кто-то из членов семьи попал в аварию и оказался в инвалидной коляске, поэтому родилась идея развивать доступную среду. Или родители сталкиваются с проблемой устройства особенного ребенка в детский сад и в результате открывают специальные корректирующие группы. В этих случаях предприниматель уже знает о потребностях целевой аудитории не понаслышке и с большей долей вероятности предложит грамотное решение. Другое дело, если социальный бизнес появляется из идеи помочь определенной группе людей, но предприниматель до конца не понимает, чем они живут, не погрузился в их проблемы.
Например, человек, не работавший с людьми с инвалидностью, решает добавить социальной миссии в свой проект и предоставить им рабочие места. Но часто бывает, что суть проблемы заключается не в том, что отсутствуют трудовые места для людей с инвалидностью, а в том, что им необходимо дополнительное обучение и проработка мотивации. Поэтому успешный московский проект Everland, например, пришел к решению, что будущих сотрудников нужно подбирать и готовить к трудоустройству заранее.
Чтобы избежать первой важнейшей ошибки мы рекомендуем задать себе вот эти вопросы:
- В чем суть проблемы и где ее истоки?
- Сколько людей имеют эту проблему? Посчитать количество тех, кому вы хотите помочь своим проектом;
- Кто и как сегодня ее решает в вашем регионе и мире.
Более 90 % стартапов закрываются, так и не дойдя до точки безубыточности. Несостоявшийся бизнесмен остается с чувством разочарования, жалеет о потерянном времени и считает денежные потери. Особенно обидно, если идея бизнеса возникла из желания решить какую-либо социальную проблему и тем самым сделать мир лучше. Как же обезопасить себя от тех рифов, которые неизбежны на этапе открытия собственного дела? И можно ли вообще не наступать на те самые грабли, которые, вероятно, уже не раз пройдены другими?
Понять, «работает» ли ваше решение, не так сложно. Стоит сделать два важных шага: протестировать миниверсию своего продукта/услуги на аудитории благополучателей и оценить, насколько продукт или услуга повлияли на выбранных людей. С помощью сбора обратной связи и наблюдения вы сможете понять, был ли эффект и какой.
Проблема № 2. Надеяться, что твой проект уникален и спасет мир
Если не анализировать рынок и не следить за активностью других игроков, то через некоторое время можно обнаружить, что конкуренты переманили клиентов, а у вашего когда-то уникального проекта нет ресурсов, чтобы работать на опережение.
Классическая ошибка социального стартапера — стараться спасти весь мир сразу, ориентируясь на количество благополучателей или разрабатывая одновременно много направлений. Например, делать одновременно инклюзивный детский сад или школу, сайт-портал для родителей для детей с инвалидностью. Опыт показывает, что правильный подход — это фокусироваться и постепенно идти вперед, начинать с малого, тестировать идеи.
Проблема № 3. Считать, что тебе все должны
Просто потому, что ты делаешь доброе дело, государство должно дать бесплатную площадку, СМИ должны публиковать статьи о тебе на первых страницах. Таково распространенное заблуждение социальных предпринимателей. Эксперты советуют относиться ко всем своим стейкхолдерам как к партнерам, уметь аргументировано показать пользу и выгоду от вашего совместного проекта именно для них, какую их «боль» вы можете решить.
Михаил Кривонос, руководитель проекта «Работа i», рассказывая стартаперам о секретах своего бизнес-проекта, рекомендует думать не о том, как заполучить партнера, а о том, что вы можете ему дать. Например, вы можете предложить хорошую PR-историю или обратить внимание на то, что вовлечение сотрудников партнера в волонтерскую деятельность повышает лояльность к работодателю и положительно влияет на hr-бренд.
Проблема № 4. Полагать, что твой продукт купят ради социальной миссии
Не купят. Точнее, действительно могут купить «ради доброго дела», но один раз. Если же вы хотите иметь постоянных клиентов и создать поток продаж, то нужно производить ту продукцию, которая имеет ценность без привязки к социальной миссии. Очень часто с такой проблемой сталкиваются владельцы инклюзивных мастерских.
В результате этой ошибки на ярмарках и прилавках благотворительных магазинов появляется никому не нужная продукция. Интересный подход применяют в проекте «Наивно? Очень», делая ставку на дизайн и креативное оформление изделий.
Например, к Чемпионату мира по футболу там выпустили серию изделий на околофутбольную тему, которая пользовалась большой популярностью. Чтобы избежать работы «впустую», мы рекомендуем всегда предварительно тестировать элементы бизнес-модели (клиенты, ценностное предложение, каналы и другие). Не забудьте задать себе следующие вопросы:
- Кто готов платить за продукт/услугу (особенно, если клиент ≠ благополучатель)?
- Какое у вас ценностное предложение и как оно достигает клиента?
- Какие действия, партнеры и ресурсы вам необходимы, чтобы реализовать эту ценность?
- Какие у вас при этом доходы и расходы?
Проблема № 5. Все делать самому
Социальный проект очень часто строится на усилиях и альтруизме одного человека. Когда бизнес развивается, предприниматель сталкивается с проблемой делегирования, боится передать свое детище в чужие руки. Секрет здесь прост — нужна команда и партнеры, чтобы обсуждать, придумывать и иметь здоровую критику. В идеале предприниматель должен быть настолько уверен в своих людях и выстроенной системе работы, что может спокойно отойти в сторону и просто наблюдать за слаженной работой команды.
Для анализа текущей ситуации периодически задавайте себе вопросы:
- Сколько человек в вашей команде?
- Какие навыки и знания присутствуют, а каких не хватает?
- Как распределены роли?
- На каких условиях сотрудники вовлечены в проект: (не)полный рабочий день, в штате/контракт/волонтер.
Проблема № 6. Не обращать внимание на деньги
Многие социальные предприниматели уделяют все внимание социальному вкладу, не обращая внимания на финансы проекта. Правда в том, что на самом деле их проект не предпринимательский, а скорее социальный или волонтерский. Либо не умеют, либо не хотят, а иногда считают, что деньги это зло. Такое мышление, увы, свойственно большинству социальных предпринимателей.
Занимаясь полезным делом, они в то же время уверены, что стыдно брать деньги с тех же самых молодых мам и семьей с детьми с инвалидностью. Поэтому они не вкладываются в развитие своих бизнес-компетенций, не задумываются о том, как сделать проект прибыльным, а значит устойчивым.
При этом здесь важно, что если нет постоянного дохода, то нет и системной помощи, а социальный вклад будет не таким существенным, как мог бы быть. Если в проекте нет денег, то нет возможности привлечь сильных специалистов, вы вынуждены прибегать к помощи волонтеров, которых нужно каждый раз заново обучать и нет гарантии, что они не передумают вам помогать. К тому же любая работа, в том числе и труд социального предпринимателя, должна быть достойно оплачена, иначе не избежать выгорания и разочарования.
Для тех проектов, которые хотят выйти на новый уровень и стать финансово стабильными, существуют специальные акселерационные программы, направленные на формирование предпринимательского мышления, изменения отношения к собственному проекту и развитие бизнес-компетенций. Попасть в такие проекты можно, как правило, на конкурсной основе.
Например, в сентябре для 12 финалистов конкурса среди социальных предпринимателей и некоммерческих организаций, улучшающих условия жизни людей с инвалидностью, стартует бесплатная программа обучения и развития. Цель программы «Начни иначе», организованной Росбанком в сотрудничестве с Impact Hub Moscow, — помочь организациям, улучшающим жизнь людей с инвалидностью, создать финансово устойчивые бизнес-модели. Подобные программы развития разрабатываются с учетом специфики социального предпринимательства на стыке бизнеса и филантропии. Важным элементом программ развития является создание профессиональной среды, объединяющей успешных предпринимателей, стартаперов и экспертов.
Одним из элементов образовательной части программы «Начни иначе» будет профессиональное наставничество и консультации со стороны сотрудников Росбанка. Они на волонтерской основе будут делиться своей экспертизой и знаниями в таких областях, как маркетинг, продажи, бизнес-планирование, юридические и финансовые вопросы. После прохождения программы развития ее участники поборются за гранты и главный приз — интенсив по обмену опытом во Франции. Было бы желание, а возможности для развития всегда найдутся.
Запускать свой социально значимый предпринимательский проект — это непросто. Как когда-то написала сооснователь Impact Hub Moscow Анастасия Гулявина, «Создавать свой бизнес — это как лететь в космос. В любой момент может что-то отвалиться, не сработать или взорваться. Но если ты все-таки долетел, то награда — и удивительные виды Земли, и всенародное признание».
Источник: delovoymir.biz