Социальный институт бизнеса пример

Социальный институт – это специфическое образование, обеспечивающее относительную устойчивость социальных связей и отношений в целом. Внешне он выглядит как совокупность лиц, учреждений, снабженных определенными материальными средствами и осуществляющих конкретную социальную функцию. С содержательной стороны – это установленный набор целесообразно ориентированных стандартов поведения определенных лиц в определенных ситуациях.

1. Понятие социального института.

2. Типология социальных институтов, их взаимодействие и развитие.

Работа содержит 1 файл

Вариант № 13

1. Понятие социального института.

2. Типология социальных институтов, их взаимодействие и развитие.

Понятие социального института.

Социальный институт – это специфическое образование, обеспечивающее относительную устойчивость социальных связей и отношений в целом.

Внешне он выглядит как совокупность лиц, учреждений, снабженных определенными материальными средствами и осуществляющих конкретную социальную функцию. С содержательной стороны – это установленный набор целесообразно ориентированных стандартов поведения определенных лиц в определенных ситуациях.

Где брать людей в сетевой бизнес

Государство – важнейший социальный институт организованного общества.

Примеры социальных институтов: система образования, здравоохранения, наука, экономика, организованные формы религии, иные виды организованной активности, такие как институт брака, избирательная система, политические партии и движения, обеспечивающие установление и поддержание политической власти; религиозные организации, профессиональные союзы и ассоциации и другие виды систематической деятельности, обеспечивающие общественные потребности, выступают в качестве социальных институтов.

Постоянно действующий в обществе институциональный императив направляет поведение индивидов, поддерживает установленный порядок общественных отношений. Каждый социальный институт по своей природе характеризуется наличием цели своей деятельности, конкретными функциями, способствующими достижению этой цели, набором социальных позиций и ролей, типичных для данного института, а также системой санкций, обеспечивающих поощрение желаемого и подавление нежелаемого, отклоняющегося поведения.

Социальные институты появляются как крупные непланируемые продукты социальной жизни. Люди в социальных группах пытаются реализовать свои потребности сообща и ищут для этого различные способы.

В ходе общественной практики они находят некоторые приемлемые образцы, шаблоны поведения, которые постепенно через повторение и оценку превращают в стандартизированные обычаи и привычки. Спустя некоторое время эти шаблоны и образцы поведения поддерживаются общественным мнением, принимаются и узакониваются. На этой основе разрабатывается система санкций.

Так, обычай назначать свидание, будучи элементом института ухаживания, развивался как средство выбора партнера. Банки — элемент института бизнеса развивались как потребность в накоплении, перемещении, займах и откладывании денег и в результате превратились в самостоятельный институт. Время от времени члены общества или социальной группы могут собирать, систематизировать и давать легальное подтверждение этим практическим навыкам и образцам, в результате чего институты изменяются и развиваются.

4. Примеры креативных идей социальных проектов | Грантовый конкурс «Родных городов»

Исходя из этого институционализация представляет собой процесс определения и закрепления социальных норм, правил, статусов и ролей, приведение их в систему, которая способна действовать в направлении удовлетворения некоторой общественной потребности. Институционализация — это замена спонтанного и экспериментального поведения на предсказуемое поведение, которое ожидается, моделируется, регулируется. Так, прединституциональная фаза общественного движения характерна спонтанными протестами и выступлениями, беспорядочным поведением. Появляются на короткий срок, а затем смещаются лидеры движения; их появление зависит в основном от энергичных призывов, Каждый день возможна новая авантюра, каждое собрание характеризуется непредсказуемой последовательностью эмоциональных событий, в условиях которых человек не может представить себе, что он будет делать дальше.

При появлении институциональных моментов в общественном движении начинается формирование определенных правил и норм поведения, разделяемых большинством его последователей. Назначается место сбора или митинга, определяется четкий регламент выступлений, каждому участнику даются инструкции, как нужно себя вести в той или иной ситуации.

Эти нормы и правила постепенно принимаются и становятся само собой разумеющимися. Одновременно начинает складываться система социальных статусов и ролей. Появляются устойчивые лидеры, которые оформляются официально, согласно принятому порядку (например, выбираются или назначаются).

Кроме того, каждый участник движения обладает определенным статусом и выполняет соответствующую роль: он может быть членом организационного актива, находиться в составе групп поддержки лидера, быть агитатором или идеологом и т.д. Возбуждение постепенно ослабляется под воздействием определенных норм, и поведение каждого участника становится стандартизованным и предсказуемым. Появляются предпосылки для организованных совместных действий. В итоге общественное движение в большей или меньшей степени институционализируется.

Процесс институционализации, т.е. образования социального института, состоит из нескольких последовательных этапов:

1) возникновение потребности, удовлетворение которой требует совместных организованных действий;

2) формирование общих целей;

3) появление социальных норм и правил в ходе стихийного социального взаимодействия, осуществляемого методом проб и ошибок;

4) появление процедур, связанных с нормами и правилами;

5) институционализация норм и правил, процедур, т.е. их принятие, практическое применение;

6) установление системы санкций для поддержания норм и правил, дифференцированность их применения в отдельных случаях;

7) создание системы статусов и ролей, охватывающих всех без исключения членов института.

Финалом процесса институционализации можно считать создание в соответствии с нормами и правилами четкой статусно-ролевой структуры, социально одобренной большинством участников этого социального процесса. Без институционализации, без социальных институтов ни одно современное общество существовать не может. Именно поэтому беспорядочные ссоры и драки превращаются в высокоформализованные спортивные поединки, любознательность, желание узнать истину — в упорядоченные научные исследования. Институты, таким образом, являются символами порядка и организованности в обществе.

Люди всегда стремятся институционализировать свои отношения, связанные с актуальными потребностями. Это стремление проявляется в самых разных областях деятельности. Например, продажа или распределение товаров среди значительной части людей порождает потребность в справедливом порядке такого распределения.

Пришедшие первыми должны получить свое прежде, чем те, кто пришел позже. Стихийно возникает очередь со своими общепринятыми нормами и правилами. Далее происходит закрепление в очереди определенных ролей: распорядителя (записывающего очередь), борца за справедливость (следящего за посторонними), последнего в очереди и т.д.

Возникает институт очереди, специфическая институционализированная форма поведения. Очевидно, что формирование института может не завершиться созданием четкой системы статусов и ролей (например, очередь может и не иметь этой системы), тогда мы говорим, что данные социальные связи имеют неполный институциональный статус. То же можно сказать и об образцах поведения и институте, не получивших должного социального одобрения: этот институт также не полностью развился, или он находится в процессе отмирания.

Функции социальных институтов.

Функция – это сознательно сформулированные цели, преследуемые в рамках функционирования данного социального института (функция как задача) – с одной стороны – и объективные последствия деятельности такого института (функция как реальный результат). Такое различие особенно важно в ситуации, когда необходимо социологически объяснить наличие определенных социальных действий, продолжающих существовать в обществе даже и тогда, когда явно поставленные перед этими действиями цели вообще не осуществляются.

Подобные действия продолжают существовать потому, что выполняют вполне реальные (хотя и скрытые, возможно, неосознаваемые) латентные функции. Функция – как цель, задача и функция – как результат. В идеальном случае сознательно сформулированные цели деятельности социального института и достигаемые реальные результаты могут совпадать.

Следует учитывать наличие скрытой, латентной функции социального института. Латентная функция является непреднамеренной, часто неосознаваемой.

Вскрытие подобного рода скрытых, латентных функций изучаемых социальных институтов – важная задача социологического анализа.

Дисфункции социальных институтов.

Социальные институты взаимодействуют с социальной средой, в качестве которой выступает общество. Этот процесс может быть нормальным, однако возможны и нарушения. Основой взаимодействия социального института с социальной средой служит реализация главной функции социального института – удовлетворения основных общественных потребностей. Протекающие в обществе процессы постоянно меняют потребности индивидов, групп, слоев и классов общества, меняют, следовательно, и характер отношений социальных институтов с социальной средой.

Вследствие этого может возникнуть ситуация, когда изменившиеся социальные потребности не найдут адекватного отражения в структуре и функциях соответствующих социальных институтов (что часто связано с интенсивным протеканием радикальных социальных перемен). В результате такого несоответствия в деятельности социального института могут возникнуть явления дисфункций, которые могут сказываться как в сфере внешней, материальной, организационной структуры соответствующих учреждений, так и в характере, в содержании деятельности социального института.

Читайте также:  Производство пищевых добавок как бизнес

Внешне явления дисфункции социального института могут выражаться в недостатке подготовленных кадров, материальных средств, в организационных недостатках и т.д. С содержательной точки зрения (что гораздо более важно) недостатки выражаются в неясности целей деятельности, в их противоречивой интерпретации, парализующей деятельность института, неопределенности функций, падении социального престижа и авторитета данного института. Несоответствие деятельности института характеру социальных потребностей ведет к снижению значения его служебной роли, что, в свою очередь, ведет либо к вырождению его служебных функций в ритуальную деятельность, не направленную на достижение какой-либо рациональной цели (бюрократизм), либо к использованию формального статуса социального института для корыстного злоупотребления (коррупция).

Дисфункция в деятельности любого социального института обнаруживается в случае потери деперсонализации его деятельности, которая составляет важное условие нормального функционирования социального института. Принцип деперсонализации социального института означает, что обеспечение всех функций института не зависит главным образом и исключительно от особенности личности тех, кто должен выполнять существенные задачи, обеспечиваемые данным институтом, не зависит от их склонностей, предпочтений и иных субъективных моментов, т.е. эффективный социальный институт должен обладать встроенной системой иммунитета от капризов и произвола индивидов.

Эффективность социального института зависит от четкого распределения ролей и успешной работы механизма, обеспечивающего их должное исполнение, вознаграждая за исполнение ролевых предписаний и подавляя отклонения от них. Потеря деперсонализации означает, что ясность, категоричность и обязательность исполнения ролей, обеспечивающих достижение социально потребных функций института, утрачивается; институт перестает действовать в соответствии с объективными потребностями и объективно установленными целями, меняя свои функции в зависимости от интересов отдельных лиц, их персональных качеств и свойств. В силу этих обстоятельств социальный институт все менее ориентируется на обеспечение основной цели своего существования – обеспечение конкретной социальной потребности. Такая потребность тем не менее обеспечена, но за пределами структур данного социального института, в том числе и за пределами правового регулирования или вопреки ему.

Следовательно, наличие и постоянное сохранение в обществе какого-либо социального факта, явления невозможно без признания того, что раз данные факты существуют в обществе, они выполняют определенную социальную функцию, служат формой для адаптивной (приспособительной) либо регулятивной реакции соответствующих лиц (групп, институтов) на протекающие в обществе процессы.

Типология социальных институтов, их взаимодействие и развитие.

Каждый институт выполняет свою, характерную для него социальную функцию. Совокупность этих социальных функций складывается в общие социальные функции социальных институтов как определенных видов социальной системы. Эти функции очень многообразны. Представители институциональной школы в социологии (С. Липсет, Д. Ландберг и др.) выделили 3 основных функции социальных институтов:

Источник: www.stud24.ru

Сущность социальных институтов, их типы

Жизнь индивидов в обществе организуется посредством социальных институтов. Термин «институт» (от лат. institutum) означает «устройство, установление».

Социальные институты являются специфическими образованиями, которые обеспечивают относительную устойчивость социальных связей и отношений в обществе.

Социальные институты представляют собой организованную систему связей и социальных норм, которая объединяет значимые общественные ценности и процедуры, удовлетворяющие основным потребностям общества. Это своеобразная форма человеческой деятельности, основанная на чётко разработанной идеологии, системе правил и норм, а также развитом социальном контроле за их исполнением.

Без социальных институтов ни одно современное общество существовать не может. Институты являются символами порядка и организованности в обществе.

Социальные институты появляются в обществе как крупные непланируемые элементы социальной жизни. В жизни люди, желая реализовать свои потребности, ищут различные способы, приемлемые образцы поведения, которые при частом повторении превращаются в стандарты, привычки, обычаи, образцы поведения, шаблоны. На этой основе разрабатываются приемлемые стандарты, система санкций, навыки, которые узакониваются общественным мнением.

В социологии институт определяется как устойчивый комплекс норм, правил и символов, регулирующий какую-либо из сторон человеческой жизнедеятельности и организующий их в систему ролей и статусов.

Социальный институт — это организованная система связей и социальных норм, которые объединяют важнейшие общественные ценности и процедуры, удовлетворяющие основным потребностям общества. При этом нужно отметить, что общественные ценности- идеи, цели, общественные процедуры — это образцы поведения в групповых процессах, система социальных связей — это сплетение социальных ролей и статусов. Пример — семья, институт дуэлей.

С формальной стороны социальный институт может быть рассмотрен как совокупность лиц, обладающих материальными средствами для осуществления конкретной, социальной функции.

Социальный институт характеризуется следующими чертами:

1) он существует как набор социальных норм и предписаний, которые определяют правильные (требуемые обществом) типы поведения;

2) он тесно связан с идеологией и ценностной системой общества;

3) институциональные типы действий контролируются со стороны общества, а сам институт контролирует поведение индивидов;

4) социальный институт обладает необходимыми материальными средствами и ресурсами, благодаря которым нормы и предписания, лежащие в основе института, более или менее выполняются.

Каждый социальный институт имеет:

— более или менее чётко сформулированные цели своей деятельности;

— набор социальных статусов и ролей, предписываемых индивидам;

— систему санкций, при помощи которых контролируется поведение индивидов;

— конкретные частные функции, направленные на удовлетворение потребностей (у любого социального института помимо прочего всегда имеется ещё одна функция – обеспечение согласованности между действующими индивидами).

Дж. Ленски выделил ключевые социальные потребности общества:

1) потребность в коммуникации между членами общества, которая обеспечивается единым литературным языком, образованием, связью, транспортом;

2) потребность в производстве товаров и услуг;

3) потребность в распределении товаров, услуг и привилегий;

4) потребность в защите членов общества от физических, биологических опасностей (стихийные бедствия, болезни), а также от других людей (войны);

5) потребность в поддержании численности населения и воспроизводстве новых членов вместо выбывающих из социальной жизни;

6) контроль за поведением и деятельностью членов общества (урегулирование конфликтов, создание благоприятных условий для общественно полезной деятельности);

7) потребность в поддержании системы неравенства (размещения общественных групп по позициям, статусам в зависимости от разных критериев).

В качестве своего источника общественные потребности имеют человеческие нужды: потребность в поддержании жизни, в продолжении рода, в безопасности, в отдыхе однако на уровне общества они приобретают дополнительное качество – становятся общим делом, необходимым не только для обеспечения существования человека, но и для поддержания функционирования общества в целом.

Социальная структура общества часто находит своё выражение в институтах, которые существуют в обществе.

Социологи выделяют несколько типов институтов: семейные, политические, экономические, образовательные, религиозные, институт науки, медицины, социальной деятельности, бизнеса, власти, промышленный, обрядовый, церковный и многое другое. В каждый институт входят группы, ассоциации с определенными целями и поведением.

В каждом обществе, как утверждают социологи, обязательно наличествует как минимум пять групп социальных институтов.

1. Экономические институты, регламентирующие производство и распределение товаров и услуг.

2. Политические институты, регламентирующие осуществление власти и отношения вокруг власти.

3. Институты стратификации, которые регулируют распределение в обществе статусных позиций и доходов.

4. Институты родства, организующие отношения между родственниками, супругами, родителями и детьми, обеспечивающие воспроизводство населения и трансляцию традиций.

5. Институты культуры, в состав которых входят религиозные, образовательные и собственно культурные институты. Они ответственны за социализацию новых поколений, сохранение и передачу социальных ценностей.

Таким образом, социальный институт — это своеобразная форма человеческой деятельности, основанной на четко разработанной идеологии, системе правил и норм, а также развитом социальном контроле за их исполнением. Институты поддерживают стабильность в обществе, порядок и социальные структуры.

На этой основе происходит замена спонтанного поведения индивидов на предсказуемое, регулируемое, ожидаемое, моделируемое. И осуществляется это в виде институционализации. Этот процесс невозможен без появления социальной потребности — материальной, духовной, культурной, физиологической.

Процесс институционализации, то есть образования социального института, состоит из нескольких последовательных этапов:

· возникновение потребности, удовлетворение которой требует совместных организованных действий;

· формирование общих целей;

· появление социальных норм и правил в ходе стихийного социального взаимодействия, осуществляемого методом проб и ошибок;

Читайте также:  Как используют криптовалюту в бизнесе

· появление процедур, связанных с нормами и правилами;

· институционализация норм и правил, процедур, их принятие, практическое применение;

· установление системы санкций для поддержания норм и правил, дифференцированность их применения в отдельных случаях;

· создание системы статусов и ролей, охватывающих всех без исключения членов института.

Институционализация представляет собой процесс упорядочения и формализации социальных связей, определения и закрепления социальных норм и правил, статусов и ролей, приведение их в такую систему, которая способна удовлетворить общественные потребности. Особенно они проявляются в коммуникации, в обеспечении безопасности граждан, в социальном контроле за поведением членов общества, в производстве продуктов и услуг, в распределении благ и привилегий. Отсюда важным компонентом институционализации является материальная, финансовая и ресурсная её базы.

Итогом процесса институционализации можно считать создание четкой статусно-ролевой структуры, одобренной большинством участников социального процесса. Без институционализации, без социальных институтов ни одно современное общество существовать не может. Институты, таким образом, являются символами порядка и организованности в обществе.

Отсюда, термин социальный институт подразумевает упорядочение, формализацию общественных связей и отношений. Институт обладает такими чертами как:

· постоянное и прочное взаимодействие между участниками связей и отношений

· четкое определение функций, прав и обязанностей, которые обеспечивают взаимодействие каждого из участников связи

· регламентация и контроль за этим взаимодействием субъектов

· наличие специально подготовленных кадров, обеспечивающих функционирование социальных институтов

Все социальные институты имеют общие характеристики:

· наличие цели своей деятельности

· функции, обеспечивающие достижения целей

· набор социальных позиций, ролей и статусов

В зависимости от сферы действий, функций, социальные институты делятся на:

Реляционные институты — определяют ролевую структуру общества по различным признакам: полу, возрасту, образованию, виду занятий, способностям.

Регулятивные институты определяют границы независимых по отношению к нормам общества действий индивида для достижения личных целей. Они определяют санкции, предусмотренные при выходе за эти границы.

Культурные институты – идеологические, религиозные, связанные с искусством, образованием, духовным развитием общества и личности.

Интегративные институты – связаны с социальными ролями, ответственными за удовлетворение интересов и потребностей социальной общности.

Традиционные институты – держатся вековых традиций, ритуалов, родственных отношений, обрядов, обычаев, сформированных исторически.

Современный социальный институт – государство, семья, наука, мораль, личность, бизнес и другие.

Традиционными социальными институтами являются: институты собственности, институты власти, институты права, институт семьи, институт — образования и науки, институт — средств массовой информации, институт здравоохранения, институт управления, институт бизнеса, религии и многие другие. Все институты имеют институциональные признаки, в виде культурных символов, кодексов поведения, идеологии. Культурные символы могут быть в виде материального или нематериального элемента культуры, дают представление об институте, его образ: для государства – флаг, герб, для церкви – распятие, для университета – эмблема «альма-матер». Кодексы поведения – это выраженные в правилах нормы поведения, которые несут в себе необходимые ролевые установки и ролевое поведение, неформальные традиции, ожидания (присяга на верность стране, клятва при заключении брака, клятва Гиппократа).

Идеология – выступает как система идей, которая санкционирована совокупностью норм. Она включает в себя главные, основополагающие убеждения данного института, в комплексе содержит кредит доверия институту, оправдывает и объясняет его деятельность.

Источник: megaobuchalka.ru

Вопрос № 9. Функции социальных институтов. Примеры

*Социальный институт- исторически сложившаяся устойчивая форма организации совместной деятельности людей, выполнение определенных функций в обществе, главная цель — удовлетворение потребностей.

*Признаки социального института:

* совокупность учреждений, социальных групп, целью которых является удовлетворение тех или иных потребностей общества;

* система культурных образцов, норм, ценностей, символов;

* система поведения в соответствии с этими нормами и образцами;

* материальные и человеческие ресурсы, необходимые для решения задач;

* общественно признанная миссия, цель, идеология.

1. Функция закрепления и воспроизводства общественных отношений (стабилизирующая). Любой институт закрепляет, стандартизирует поведение своих членов, за счет своих правил, норм поведения. делающих это поведение предсказуемым. Соответствующий социальный контроль обеспечивает порядок и рамки, в которых должна протекать деятельность каждого члена института. Тем самым институт обеспечивает устойчивость социальной структуры общества. (Пример: на работе устанавливают правила (например, распорядок дня) с помощью коллективного договора).

2. Регулятивная функция обеспечивает регулирование взаимоотношений между членами общества путём выработки образцов и шаблонов поведения. (Пример: в России (и многих других странах) принято при заключении деловой сделки пожимать друг другу руки — это ожидаемое поведение).

3. Интегративная функция. Это процессы сплочения, взаимозависимости и взаимоответственности членов социальных групп, происходящие под воздействием институционализированных норм, правил, санкций и систем ролей. (Пример: работник несколько дней подряд опаздывает на работу, за это работодатель предъявляет ему выговор — санкцию).

5. Коммуникативная функция. Информация должна распространяться как внутри института с целью управления и контроля за соблюдением норм, так и во взаимодействиях между институтами.

6. Функция социализации. Социальные институты обеспечивают усвоение культурных норм и социальных ролей. Деятельность социального института считается функциональной, если она способствует сохранению стабильности и интеграции общества.

Вопрос№10. Дисфункции соц. институтов. Примеры. Значение познания дисфункций соц. институтов.

Помимо функций существуют дисфункциисоциального института. Понятие «дисфункция социального института» ввел в социологию Г. Спенсер.

Дисфункциясоциального института (нецелевое применение институтов)– это состояние, при котором социальный институт вместо пользы приносит обществу вред.

Существует несколько причин возникновения дисфункций.

1) Функции социальных институтов со временем изменяются.

Происходит их перераспределение между социальными институтами.

В тот период, когда это перераспределение происходит дисфункцию может испытывать как один, так и другой социальный институт.

2) Социальные институты взаимодействуют между собой и с обществом, которое выступает их внешней средой.

Время от времени возникают ситуации, когда изменившиеся социальные потребности не находят адекватного отражения в структуре и функциях соответствующих социальных институтов.

3) Возникновение новой общественно значимой потребности может вызвать своеобразную конкуренцию между социальными институтами до той поры, пока общественная практика не выявит, какой социальный институт способен наиболее эффективно справиться с ее удовлетворением.

4) Дисфункции вызываются также при попытке какого-либо социального института монополизировать удовлетворение всех или по крайней мере большинства социально значимых потребностей.

В историческом опыте можно отметить такие попытки со стороны религии, государственных или негосударственных политических институтов.

Дисфункция социального института может проявляться либо во внешней (формальной, организационной), либо во внутренней (содержательной) его деятельности. Дисфункция может выражаться в неопределенности функции института, размытости целей, падении его общественного авторитета. Институт начинает работать не ради той цели, для которой создан, а ради своих внутренних целей, для своего самосохранения.

Примеры.

1) Ярким примером дисфункции государственного института является укрывательство (нерегистрация) преступлений от учета в системе МВД России. Для решения главной задачи МВД — борьбы с преступностью, полная и своевременная регистрация всех выявленных преступлений является крайне важной.

Но она мешает частной, внутренней задаче министерства — показать высокую эффективность своей работы. Так общая цель приносится в жертву частной. Если какой-то социальный институт не удовлетворяет (или удовлетворяет плохо) насущную потребность, эту дисфункцию пытаются восполнить другие структуры, что бывает крайне опасно. В современной России возврат долгов кредиторам во многом обеспечивают не правоохранительные органы, не суды ,а бандиты.

2) экономические институты по мере своего развития предъявляют более высокие требования к тем социальным функциям, которые должны выполнять институт образования. Именно потребности экономики приводят в индустриальных обществах к развитию массовой грамотности, а затем — к необходимости подготовки все большего количества квалифицированных специалистов.

Но если институт образования не справляется со своей задачей, если образование поставлено из рук вон плохо, или готовит не тех специалистов, которых требует экономика, то ни развитых индивидов, ни первоклассных профессионалов общества не получит. Школы и вузы выпустят в жизнь, дилетантов, полузнаек, а значит, институты экономики окажутся не в состоянии удовлетворить потребности общества.

Так функции превращаются в дисфункции, плюс – в минус. Поэтому деятельность социального института считается функциональной, если она способствует сохранению стабильности и интересам общества. Она может расцениваться как дисфункциональная, если работает не на его сохранение, а на разрушение. Нарастание дисфункций в деятельности социальных институтов может вести к социальной дезорганизации общества.

Читайте также:  Стратегические коммуникации в бизнесе это

Значение познания

Неудовлетворенная общественная потребность может вызвать к жизни стихийное появление нормативно неурегулированных видов деятельности, стремящихся восполнить дисфункцию института, однако за счёт нарушения существующих норм и правил. В своих крайних формах активность подобного рода может выражаться в противоправной деятельности. Так, дисфункция некоторых экономических институтов является причиной существования так называемой «теневой экономики», выливается в спекуляцию, взяточничество, кражи и т. п. Исправление дисфункции может быть достигнуто изменением самого социального института или же созданием нового социального института, удовлетворяющего данную общественную потребность. Поэтому необходимо изучать дисфункции, чтобы вовремя исправить их.

В современном российском обществе дисфункция института права создает широкие возможности для криминализации общества. Преодоление дисфункции социальных институтов достижимо либо путем их изменения, либо благодаря созданию новых институтов, удовлетворяющих соответствующие общественные потребности.

Дисфункция социального института — падение его престижа и авторитета в обществе в результате неэффективного его функционирования, плохого удовлетворения социальных потребностей.

Вопрос №11. Неформальные экономические институты, возможности их сокращения.
Социальные институты так же, как и социальные связи и взаимодействия, могут быть формальными и неформальными.

Сначала разберем, что такое неформальный институт вообще и какими признаками он обладает:

Когда функции, способы социального института не отражены в формальных правилах, законах, создается неформальный институт.

Определение.Неформальный институт- это институт, в котором функции, средства и методы деятельности не установлены формальными правилами (т.е. четко не определены и не закреплены в специальных законодательных актах и нормативных документах), поэтому отсутствует гарантия, что данная организация будет устойчивой. Неформальные институты играют очень важную роль в сфере межличностного общения в малых группах.

Происхождение.

Неформальные институты возникают там, где неисправность формального института вызывает нарушение важных для жизнедеятельности всего социального организма функций. В основе механизма такой компенсации лежит определенная общность интересов организаций ее членов. Неформальные организации создают больше возможностей для творческой продуктивной деятельности, разработке и внедрению нововведений.

Социальный контроль в таких институтах осуществляется на основе неформальных санкций, Т.е. с помощью норм, зафиксированных в общественном мнении, традициях, обычаях. Подобные санкции (общественное мнение, обычаи, традиции) часто бывают более эффективным средством контроля за поведением людей, чем нормы права или другие формальные санкции.

Функции.Несмотря на это, неформальные институты так же, как и формальные, выполняют управленческие и контрольные функции в самом широком социальном смысле, так как являются результатом социального творчества и волеизъявления граждан (любительские объединения творческой самодеятельности, объединения по интересам, различные фонды социального и культурного назначения и т.п.).

. Неформальные институты в экономике (по статье Рыбкиной и Косалс):

С середины 80-х гг. начала происходить институционализация теневой экономики, т.е. закрепление теневого экономического поведения в теили иные организационно устойчивые формы, признаваемые всеми участниками даннойдеятельности и транслируемые следующим поколениям занятых ею субъектов.

Признаки институционализированного неформального экономического института:

Ø структурированность и самовоспроизведение социальной системы;

Ø скрыт от государственного контроля и наблюдения;

Ø внутренняя организация.

Элементы неформального экономического института:

1. экономическиероли, привычные для субъектов и носящих теневой характер.

2. сложившиеся нормы «теневого поведения».

3. устойчивые виды теневых экономических взаимоотношений между определеннымисубъектами.

4. новые типыорганизаций, внутри и с помощьюкоторых осуществляется теневое поведение субъектов.

Причины институционализации теневой экономики в России:

1. «государствофобия» жителей России: стремление вывести свою деятельность из-под контроля и наблюдения со стороны государства как реакцияна десятилетия тотального контроля над всейжизнедеятельностью граждан со стороны советского государства, что исключалокакую-либо возможность масштабной частной экономической активности.

2. возникновение «делового тандема» чиновника и предпринимателя.Фактически чиновники приватизировали свои должностные места и стали исполнять должностные обязанности (или не исполнять их) таким образом, как это отвечало их частным экономическим интересам. В результате предприниматель, обращавшийся к государству за помощью, не мог добиться от соответствующего органа власти защиты своих интересов. Это вынуждало предпринимателей обращаться в частные фирмы или искать теневые пути решения своих проблем, напрямую платить деньги чиновникам.

3. государство «подмяло» под себя, фактически «отключило» основные правовые структуры — службу правопорядка (милицию), судебную систему, прокуратуру и др. Тем самым было запущено «теневое право» —теневые нормы и правила, которые стали действовать сильнее легального права.

Возникла целая система санкций за нарушения «теневого права», причем очень жесткая, вплоть до «заказных убийств», которые тоже фактически институционализировались, стали привычными. В то же время, официальное право становилось все более мягким, правила в его рамках стали в массовом порядке «обходить», и никаких серьезных санкций за это не следует. Яркий пример: в России официально отменили смертную казнь, но несостоятельный должник знает, что зачастую его ждет не долгая судебная процедура в официальном суде, а пуля наемного киллера. Это показывает, что «теневое право» действует сильнее, чем легальное.

. Неформальные экономические институты (Г Л А В Н О Е):

1. Первая группа- институты, которые возникли внутри тех или иных легальных структур — политических, правовых, хозяйственных, в ходе реализации экономических преобразований.

а) Нецелевое использование бюджетных средств — направление финансовых средств, полученных из государственного бюджета (федерального, регионального, местного) на цели иные, чем это было предусмотрено соответствующими бюджетными планами.

б) Обналичивание — операция по переводу денег с банковского счета в наличные средства, как правило, с использованием фиктивных контрактов на выполнение каких-либо работ (строительных, научно-исследовательских, консультационных услуг, маркетинга и т.п.). Применяется обычно для выплаты теневой части заработной платы,закупки мелких партий комплектующих, других форм пополнения оборотного капитала, вывода прибыли из-под налогов, а также для различных нелегальных операций.

Получается так: потребность в выполнении тех или иных функцийтолкает на создание соответствующих теневых институтов во всех отраслях экономики и общества; а удовлетворение этой потребности, т.е. возникновение таких институтов, приводит к распространению тени практически повсеместно в обществе.

2. Вторая группа- теневые институты, которые возникли «в стороне» от такихструктур, как бы «на чистом» месте.

а) Крыша — криминальная группировка или орган власти, контролирующие деловуюактивность одной или многих фирм, изымающие определенную долю прибыли «вобмен» на представительство интересов в органах власти. Фактически,крыша — это локальная монополия, которая контролирует определенную долю рынкаи защищает фирму от давления рынка. Она ограничивает конкуренцию.

б) Откат — плата за предоставление заказа (обычно государственного), кредита(зачастую льготного), субсидии, субвенции, бюджетной ссуды, гранта.

в) Теневой механизм инвестирования — совокупность социально-экономических факторов, обеспечивающих поток краткосрочных инвестиций, которые носят латентный характер — руководители стараются их не афишировать.

Очевидно, что в связи с ней обществонесет множество социально-экономических издержек, главные из которых, по нашемумнению, следующие.

1) Возникшие институты теневой экономики привели к формированию особого стиля бизнеса — бизнеса «для своих», тогда как «не свои» не имеютреальной возможности выйти на рынок. Это радикально ограничивает конкуренцию совсеми хорошо известными негативными последствиями.

2) Малы инвестиции и крайнеограничены источники их привлечения (так, наличие легальных прав собственностипрямо влияет на привлечение инвестиций: «при наличии законного права собственностиценность строений была в 9 раз выше, чем при его отсутствии».

3) Великитрудности взаимодействия страны с внешним миром, который выстраивает различныебарьеры на пути экономических и других связей из-за несовместимости экономическихсистем, вызванной большим числом теневых правил ведения бизнеса, в которых немогут разобраться иностранцы.

4) Двойная мораль и неопределенность экономических,а значит, во многом и социальных норм поведения. Это самым отрицательным образомвлияет на мораль общества, которая в реальности все дальше отходит от того, чтопринято называть «цивилизованными правилами поведения».

Вывод:

Требуется выработка специальной стратегии длительногои постепенного вытеснения теневых институтов легальным путем, создания для этогополитических, экономических, правовых и культурных условий.

Дата добавления: 2018-04-04 ; просмотров: 32275 ; Мы поможем в написании вашей работы!

Источник: studopedia.net

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Бизнес для женщин