В России принято регулярно бояться банковского краха. Особенно в августе, на который пришлось 3 из 5 кризисов последних 20 лет
В России принято регулярно бояться банковского краха. Особенно в августе, на который пришлось 3 из 5 кризисов последних 20 лет.
Август в России – месяц кризисов и ожидания кризисов. В августе 2017-го в центре обсуждения – проблемы крупных российских банков. Отток средств из «Открытия», еще вчера – крупнейшего по активам частного банка страны, ради которого, по данным СМИ, Центробанк вернулся к практике беззалоговых кредитов; а также непрекращающиеся обсуждения шаткого положения других столпов российской банковской системы. Что это – катастрофа или своеобразная российская норма?
В стране форс-мажоров и внезапных новостей невольно к ним привыкаешь, местному жителю трудно сохранить свежесть взгляда. Но давайте проведем мысленный эксперимент: какой бы увидел банковскую систему России человек со стороны – пришелец с планеты развитых финансовых институтов, укорененных рыночных ценностей и игры по правилам, задайся он целью разобраться, что происходит? Что именно ему бросилось бы в глаза и какие проблемы удалось бы обнаружить?
Будущее банковской системы
Боюсь-боюсь
Пришелец открывает российскую прессу, фейсбук и телеграм и натыкается на многочисленные мнения и слухи о проблемах в крупнейших банках России – сейчас обсуждаются минимум четыре из первой десятки частных банков. Какие-то из них признают отток средств, в отношении других почва для подозрений не вполне понятна. И это только то, что на слуху.
Краткая предыстория показывает: за последние полтора года с рынка были удалены три банка из топ-50: Внешпромбанк, чья президент села на восемь с половиной лет за хищение, Татфондбанк и совсем недавно – «Югра». Означает ли это, что банковская система России терпит крах? С этим вопросом наш герой листает хронику с начала 90-х и пытается реконструировать всю логику событий.
За последние 20 лет, после большого взрыва под названием «переход от социализма к капитализму», Россия пережила как минимум пять банковских кризисов: четыре полноценных, когда с рынка массово вылетали или резко сжимались крупные игроки, и один мини-кризис. «Черный четверг» 1995-го, дефолтный зомби-апокалипсис 1998-го, мини-кризис 2004–2005 годов, когда по рынку ходили черные списки банков и произошел набег вкладчиков, финансовый кризис 2008-го, когда банки спасли, но система очень сильно пострадала, и, наконец, новая зачистка банковской системы Центробанком, которая началась в 2013-м, а самые тяжелые удары с потерей крупных игроков посыпались в 2015 году. После пяти шоков проблемы очередных крупных банков не должны сильно удивлять.
В результате пришелец понимает: на этой планете принято регулярно бояться – независимо от того, есть кризис или нет. Страх перед ним и нагнетание обстановки – это древний и укорененный обычай российской банковской системы. Тем более в августе – ведь так уж сложилось, из пяти перечисленных кризисов три пришлись на август.
Как устроена Банковская система
Все или ничего
С начала 2013 года действующих банков в России стало почти в два раза меньше – было около 900, стало 530. Куда делись остальные? Абсолютное большинство существовали, пока Центробанк не отозвал у них лицензию. Зачем же он это делал?
Об этом можно судить по состоянию балансов этих банков на момент зачистки. Типичная картина: деньги выведены в офшоры или обналичены через подставные структуры (Татфондбанк имел одну из самых «изысканных» систем из «рогов и копыт»), и в балансе зияет дыра, до тех пор прикрытая недостоверной отчетностью. И тут наш независимый аналитик обнаруживает первую системную проблему российского банковского рынка – жадность.
Во многом это следствие незрелости, короткой истории развития финансовой системы. В Швейцарии, где банки существуют сотни лет, и население, и бизнес финансово грамотны, они более ответственно обращаются с деньгами. В России же жадность проявляется у всех: вкладчики идут на приманку самых высоких ставок, не глядя на репутацию и финансовое положение банка. Соответственно, это сокращает сроки вкладов и повышает цену денег. И многие банки живут с ощущением «пан или пропал» – либо удалось влегкую набрать денег и с ними раствориться, либо сума (а то и тюрьма).
Пример современного мошенничества в некрупных банках – «тетрадочные вклады». Типичный сценарий: мелкий банк набирает депозитов у физлиц, затем ЦБ обнаруживает вывод средств из банка, но перед самым отзывом лицензии банк уничтожает базу данных о депозитах. И тогда гораздо труднее доказать, что эти вклады вообще существовали и в каком размере. Поэтому депозиты в банк лучше нести не наличными, а переводить со счета, чтобы остался электронный след.
Жадность проявляется и в том, что банки навязывают потребителям кредиты, мало обращая внимание на риски. И главный бич – это кредиты не гражданам, за которых на самом деле расплатятся другие граждане за счет очень высоких кредитных ставок или же с помощью коллекторов, а кредиты компаниям, особенно дружественным структурам, которые по своим бизнес-показателям их получать не должны.
Например, в каком-то регионе директор предприятия дружит с руководителем местного офиса крупного банка, в котором не очень хорошо устроен внутренний надзор и комплаенс. Либо по дружбе, либо за откат банк выдает такому предприятию кредит, но тот его не возвращает. Накапливается просроченная задолженность, которая у российских банков атипично велика: в 2017 году это 6–6,5%, тогда как в развитых странах она заметно ниже. Хороший пример – Пробизнесбанк, лишившийся лицензии два года назад, но остаются и более крупные банки, где такие сценарии не являются чем-то нереальным.
Рубашка для друга
На уровне крупнейших игроков это выглядит как перекачивание денег из банка для финансирования проектов связанных с ним холдингов. Обывателям часто кажется, что если банки крупные, известные и напрямую не связанные с какой-то компанией, то они по определению самодостаточны и являются для своих владельцев главным активом, главным бизнесом. Нет, это часто не так.
В банковской системе все наоборот. Если банк привязан к достаточно устойчивой промышленной структуре, его положению это не угрожает, он рухнет только вместе с ней. А некоторые банки используются как воронка для закачивания денег в аффилированные предприятия, принадлежащие тем же или дружественным владельцам.
Такое бывает и в развитых, здоровых финансовых системах, но регуляторы умеют с этим бороться. Регулятор внимательно следит, чтобы банки кредитовали дружественные структуры только на рыночных условиях и учитывали их риски. Проконтролировать это удается не всегда, и на Западе с этим тоже бывали проблемы.
Например, ирландские банки оскандалились на кредитовании девелоперских проектов, принадлежащих их акционерам, – это вылилось в полномасштабный кризис 2008–2009 годов. Если в развитом мире проблема решена не до конца, то в России с этим еще более туго. Пример тому – Татфондбанк, лопнувший в марте 2017-го, – он был центром фондирования для такой вот империи нерентабельных проектов.
Рука государства
Другая проблема нашей финансовой системы – сверхконцентрация активов в руках государственных и полугосударственных банков. Они занимают больше двух третей банковской системы по активам, и эта доля растет с начала 2000-х годов. Соответственно, даже крупные частные банки оказываются все дальше отброшены на обочину.
У них хуже доступ к кредитам, и они вынуждены за них переплачивать, они проигрывают в этом не только госбанкам, но и российским «дочкам» крупных иностранных банков, которые занимают еще порядка 12% рынка и у которых есть дешевое фондирование в силу наличия иностранных материнских компаний. Это приводит к тому, что процесс поглощения частных банков государственными продолжается, что только усугубляет проблему. Частным банкам, чтобы удержаться на плаву и прокормить связанные предприятия, приходится крутиться, ступая иногда на скользкий путь.
В развитом финансовом мире от государственных банков стараются избавляться, в США их нет вообще (не считая специальных институтов на ипотечном рынке), в еврозоне тоже стараются приватизировать банки и не допускать скрытых субсидий. Российские же государственные банки, пользуясь лучшим доступом к финансовым ресурсам, в последние годы стали активно захватывать и непрофильные сферы экономики, в которых прибыль сейчас выше, чем в кредитовании: интернет-торговлю (как, например, совместный проект Сбербанка и «Яндекс.Маркета»), сферу высоких технологий, недвижимость («ВТБ Недвижимость»). И это плохо, потому что система становится слишком концентрированной и риски в конечном итоге перекладываются на государство. Кроме того, в государственных структурах логика принятия решений скорее бюрократическая, чем экономическая.
К каким выводам приходит наблюдатель? Во-первых, нынешние проблемы частных банков – это старые системные проблемы, не дававшие о себе знать в периоды бурного роста экономики и дешевых денег. Когда волна сошла, долгосрочные и, казалось, перспективные проекты стали превращаться в проблемные, как карета Золушки обернулась тыквой.
Когда к экономической рецессии добавились санкции, подскочили процентные ставки, Центробанк пытался поддержать систему за счет отсрочки ужесточения нормативов и массы дешевых денег, но постепенно он начал забирать костыли. И сейчас мы видим, кто без костылей жить не может.
Во-вторых, многие проблемы российских банков решаемы. Ужесточение контроля со стороны ЦБ уже приводит к оздоровлению рынка, и постепенно удастся справиться и с жадностью, и с теми, кто слишком заигрался в инвестиции. Такие банки могут быть санированы без отзыва лицензии по примеру «Уралсиба» – ему нашли крупного частного инвестора, который под гарантии Центрального банка взялся за расчистку завалов.
Третий вывод – банки продолжат укрупняться. Само по себе это неплохо, так происходит и в развитых странах, просто потому, что в эпоху высоких технологий множество похожих мелких банков не нужны. Плохо то, что в России при этом будет расти доля госбанков, что создает долгосрочные потенциальные риски. Но в любом случае проблемы вкладчиков и клиентов тех банков, у которых сейчас, как обсуждается, сложное финансовое положение, это решит.
Источник: raexpert.ru
Актуальные проблемы банковской системы.
На сегодняшний день в России существуют ряд проблем, связанных с кризисом в экономике, основными факторами которого являются санкции, касающиеся в области ограничения импорта некоторых товаров, а также падение цен на нефть, преобладающая инфляция в стране, интенсивный рост курса доллара и снижение рубля на международном рынке. В ходе всех событий пострадала российская банковская система. Она была практически отрезана от западных рынков капитала, а доступные источники заимствований стали дороже.
В условиях рыночной инфраструктуры банки занимают важное место, так как управляют кредитно-денежными отношениями и финансами в целом, за счёт чего поддерживают активность и стабильность экономики в целом.
Банковская система – это совокупность различных видов национальных банков и кредитных учреждений, действующих в рамках общего денежно-кредитного механизма. Она включает в себя Центральный Банк и коммерческие организации.
Основные проблемы банковской системы и возможные пути их решения в России.
1. Главной проблемой для российских банков является наличие высокой конкуренции с другими банками, обладающие большой долей иностранного капитала и имеющие вполне стабильное положение и репутацию на мировом рынке банковских услуг, тем самым, это позволяет им диктовать свои условия и предложения в изменение банковской деятельности в своих интересах.
Для того чтобы решить данную проблему нашему государству необходимо повлиять на создание новых банков или усовершенствовать уже имеющиеся для выгодных условий нашей страны, а также ограничить деятельность иностранных конкурентов, которые мешают развиваться российской банковской системе, диктуя свои условия не на пользу нашим.
2. Проблема отечественных банков связана со всевозможными банковскими рисками. Сюда вошли в первую очередь кредитные риски, по которым происходит снижение платежеспособности, так как заёмщики не справляются с высокой ставкой по кредитам и средства возвращаются в виде имущества, с взысканием которого тоже является проблематичной. Это связано со временем, так как для изъятия имущества необходимо получить решение суда, а потом его надо ещё и реализовать. И, опять же, возникают трудности, связанные со судебными издержками, а также на оплату услуг коллекторских компаний и реализацию.
3. проблемы, связанные со снижением возможности оплачивать кредиты и это касается как населения, так и компаний, так как инфляция растет намного быстрее, чем номинальные доходы. Преобладает, так сказать, долларизация экономики, связанная со снижением уровня доверия к национальному финансовому сектору и сокращением сбережений. В этом случае уменьшение доходов экономических агентов приведут к замедлению притока денежных средств юридических лиц и физических лиц страны во вклады и банковские счета. Со стороны государства сокращается бюджет страны и параллельно повышается «запрос» на бюджетные денежные средства со стороны различных сфер экономики.
4. К наиболее общим проблемам банков в России относится низкая капитализация банковской системы. В решении данной проблемы нужно, чтобы государство уделило внимание на проведение новых реформ в области управления банков или модифицировало уже имеющихся. Законодательное регулирование должно быть направлено на упрощении выпуска банком ценных бумаг, предоставление льгот в налогооблагаемой сфере и высвобождении части прибыли для роста собственного банковского капитала. Так же немаловажным источником денежных средств банков являются вклады физических и юридических лиц, поэтому необходимо реформировать условия и для этой ситуации, делая их как можно более выгодными, чтобы привлечь внимание на доступность вкладов на выгодных условиях для обеих сторон.
5. Остаётся проблема и по краткосрочности финансовых ресурсов. Для решения этой проблемы нужно уделить внимание рефинансированию, а именно ставок рефинансирования, то есть уменьшение процентов по кредитам, которые коммерческие банки выплачивают Центральному Банку за предоставленные им кредиты. На данный момент ставка рефинансирования в России составляет 11% и за период 2013–2015 гг. колебания процентной ставки были незначительными.
Для нахождения путей решения различного рода проблем в банковской системе нужно опираться как на государственную помощь, так и на внутренние ресурсы по борьбе самих банков. Нужно научиться оценивать ситуации в России и оказываемое давление на отечественную экономику другими странами, чтобы вовремя предотвратить разлад в различных сферах общественной деятельности путем реформирования, изменения нормативно-правовых актов. А для того, чтобы наша экономика была на «плову» нужно ещё повышать значимость отечественных кредитных учреждений на мировом рынке банковских услуг и не поддаваться влиянию извне.
В международном рейтинговом агентстве Fitch сформулировали основные проблемы банковской системы России.
1. Недостаточная развитость и высокорискованность розничного кредитования. В Fitch отмечают сконцентрированность банков РФ на кредитных продуктах, характеризующихся не только высокой доходностью, но и высокой степенью риска.При этом другие сегменты развиты слабо.
Например, доля ипотеки составляет всего 8% от общих объемов кредитного портфеля.
А ее развитие сдерживается высокими ставками и низкой доступностью жилья.Справедливости ради следует отметить, что преобладание потребительского кредитования присуще не только отечественным, но также и банкам государств Ближнего Зарубежья.
2. Наличие большого числа маленьких банков, имеющих слабый финансовый профиль. Роль таких кредитных учреждений ограниченна и не всегда ясна.
На подобные банки (не входящие в Топ-200) приходится не более 3% активов всего сектора.
3. Эффективность банковской поддержки. По оценке агентства Fitch, в 2013-15г.г. объемы «чистки» и поддержки отечественного банковского сектора достигли 3, 36 триллионов рублей.
Это – около 4% ВВП России в 2015 году. Почти половина указанной суммы была направлена на рекапитализацию действующих банков, остальные средства – на спасение обанкротившихся кредитных организаций, а также на выплаты вкладчикам.
4. Проблемы, возникающие при осуществлении банковского надзора.Они во многом связаны с искажением информации, раскрываемой и предоставляемой конкретными финансовыми учреждениями банковской системы РФ.
5. Отсутствие у российских банков достаточных источников т.н. «длинных» денег.
6. Высокие процентные ставки.
7. Ограниченность возможностей для роста.
Основными препятствиями здесь являются (по мнению экспертов Fitch) – капитал и низкий уровень спроса со стороны качественных платежеспособных заемщиков.
Но главное – проблемы банковской системы России не носят критического характера.
36. Развитие негосударсвенной системы пенсионного страхования в россии.
Вопросы пенсионного обеспечения касаются каждого человека. Но, в настоящее время, подавляющее большинство населения до сих пор не имеет четкого представления о негосударственных пенсионных фондах, не знает об их существовании и тех услугах, которые они предлагают.
При существующей системе государственного пенсионного обеспечения большинство граждан получат пенсию, которая существенно ниже их дохода. Сегодня российская пенсия чуть больше 20% от средней заработной платы. Поэтому государство и стимулирует граждан самим откладывать денежные средства на пенсию. Достижение нормального уровня замещения пенсией утерянного заработка и, следовательно, обеспечение достойной жизни на пенсии возможно только за счет личного участия, ведь каждый гражданин имеет возможность формирования дополнительной пенсии за счет регулярных добровольных отчислений в негосударственные пенсионные фонды.
Негосударственные пенсионные фонды в РФ являются необходимым инструментом финансового рынка. Поскольку действующая система Пенсионного фонда РФ не способна удовлетворить потребности населения в достойном пенсионном обеспечении, актуальным вопросом становится развитие негосударственных пенсионных фондов, которые могут стать оптимальным вариантом решения проблемы в нашей стране.
Важная роль негосударственных пенсионных фондов в развитии экономики заключается не только в предоставлении услуг в сфере дополнительного пенсионного обеспечения, но и в обеспечении инвестиционных потребностей реального сектора экономики путем перераспределения свободных финансовых ресурсов субъектов хозяйствования и населения.
Предназначение негосударственных пенсионных фондов заключается в предоставлении возможностей для более полного удовлетворения инициатив работодателей, работников, неработающих граждан и государства в формировании финансовых ресурсов для пенсионного обеспечения застрахованных лиц. При этом сильная сторона негосударственных пенсионных фондов — гибкость пенсионных схем, базирующихся на договорной природе их экономических и правовых механизмов. В отличие от системы негосударственного пенсионного обеспечения, перечисление пенсионных взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации не подкрепляется никакими договорными обязательствами, у будущего пенсионера нет договоров ни с ПФР, ни с управляющими компаниями, результатом чего является невозможность оценки гражданином ни эффективности хранения, ни эффективности размещения своих пенсионных накоплений.
За время, прошедшее с начала формирования системы негосударственного пенсионного обеспечения, значимость российских НПФ как в системе негосударственного пенсионного обеспечения, так и обязательного пенсионного страхования существенно возросла и продолжает возрастать, что выражается в увеличении собственного имущества фондов, количества участников и застрахованных лиц, а также иных показателях.
В связи с проводимой модернизацией российской пенсионной системы необходим пересмотр значительного числа существующих положений, касающихся ее функционирования. Часть из них непосредственно связана с деятельностью НПФ. Среди таких положений: стимулирование участия самих граждан, а также работодателей в системе негосударственного пенсионного обеспечения более широкое привлечение НПФ к участию в обязательном пенсионном страховании.
Основные преимущества негосударственного пенсионного фонда по сравнению с другими вариантами инвестирования пенсионных накоплений состоят в том, что можно откладывать средства на старость постепенно, малыми порциями в течение длительного времени, и гарантии надежности накопленных пенсионных средств и их рост, так как НПФ наиболее подконтрольны застрахованным лицам.
Перспективы развития негосударственных пенсионных фондов в России основываются на внедрении следующих положений:
* Разработка комплекса мероприятий по информированию граждан о развитии негосударственного пенсионного обеспечения;
* Негосударственные пенсионные фонды в дальнейшем будут усиливать свои позиции на фондовом рынке;
* Негосударственные пенсионные фонды будут занимать место наиболее стабильных и надежных институтов в рыночной экономике, создавая механизмы защиты вкладов на основе использования существующего международного опыта разграничения полномочий различных поставщиков услуг НПФ и доступа к информации об их деятельности (с помощью системы отчетности и раскрытия информации);
* Государство будет стимулировать развитие негосударственных пенсионных фондов в системе обязательного пенсионного страхования.
Реализация поставленных задач будет способствовать развитию рынка негосударственного пенсионного обеспечения.
37. Актуальные проблемы и перспективы развития страхового рынка России.
В России за последние несколько лет страховой бизнес получил существенное развитие. Об этом свидетельствует то, что все больше появляются новые виды страхования, которые не были ранее известны в отечественной экономике, развитие получили, и страховые организации.
Страхование — это система отношений, направленных на защиту имущественных интересов физических и юридических лиц при наступлении определенных событий за счет формирования специальных денежных фондов из уплачиваемых страховых взносов. «Страхование может быть обязательным (в силу закона) и добровольным (в силу договора)»
Основной задачей страхования является создание эффективной системы страховой защиты имущественных интересов граждан и юридических лиц в России, которая бы обеспечивала реальную компенсацию убытков, причиненных в результате различных видов деятельности, катастроф, природных явлений, негативных социальных обстоятельств и происшествий. Основными причинами, сдерживающими полноценное развитие страхового рынка в России, являются:
· нехватка квалифицированной рабочей силы. Большинство сотрудников страховой сферы пришли с других отраслей экономики;
· неэффективная система государственного управления в сфере страхования;
· особенности менталитета у российских граждан;
· мошенничество, махинации в страховой сфере;
· ненадежность страховых компаний;
· низкая платежеспособность населения.
С учетом сложившихся в России условий, основными решениями проблем страхового рынка могут быть:
1. Разработка и реализация программ обучения персонала;
2. Совершенствование государственного управления;
3. Пропаганда страховых знаний в обществе, формирование у граждан РФ страховой культуры;
4. Усиление государственного регулирования по отношению к деятельности страховых компаний;
5. Повышение размеров уставных капиталов страховых организаций для обеспечения надежности и финансовой устойчивости страхового рынка.
Проблемы, которые стоят перед Российским страховым рынком могут быть решены при соответствующим уровне мышления, как страхователей, так и страховщиков, а так же при наличии высококвалифицированных кадров. Перспективы развития страхового рынка в России зависят от состояния экономики страны, уровня ее развития, благосостояния и страховой культуры населения.
Основным документом, определяющим развитие страхования в России, призвана стать Федеральная программа развития отечественного страхового рынка Программа разработана Министерством финансов РФ с учетом замечаний Всероссийского союза страховщиков и Торгово-промышленной палаты РФ. Правительство РФ утвердило указанную программу. Этот документ содержит ряд тезисов, которыми намерено руководствоваться правите-льство при развитии отечественного страхового рынка. Концептуальная часть программы определяет, что страхование не только освобождает государственный бюджет от расходов, вызываемых чрезвычайными событиями, но и является одним из наиболее стабильных источников инвестиций. Институт страхования признается государством как стратегически важной и нуждающийся в поддержке и развитии.
38. Характеристики и структура глобального финансового рынка.
Необходимым условием обеспечения благоприятной финансовой среды деятельности для развитых и развивающихся стран в условиях финансовой глобализации является эффективное функционирование мирового (глобального) финансового рынка, т.е. механизма, посредством которого обеспечиваются, с одной стороны, возможности привлекать финансовые ресурсы на множество национальных и офшорных рынков, а с другой — создаются благоприятные ценовые, регулятивные и другие факторы для инвестирования в активы в соответствии с изменениями в их доходности и других факторов реализации в различных регионах мирового экономического пространства.
В настоящее время сложились следующие основные характеристики глобального финансового рынка:
• универсальный характер рынка, на котором осуществляются международные валютные, кредитные, расчетно-финансовые, гарантийные, страховые операции, операции с ценными бумагами;
• огромные масштабы финансовых ресурсов в обращении, учитывая совокупную емкость национальных и международного рынков капитала;
• размытость пространственных и временных границ, поскольку операции мирового финансового рынка осуществляются круглосуточно на всех континентах во всех частях света;
• распространение информационно-сетевых технологий и средств коммуникаций;
• процессы стандартизации функционирования механизмов международных рынков и отчетности.
В качестве одной из своих основных функций структура глобального финансового рынка обеспечивает аккумуляцию и перераспределение финансовых ресурсов в соответствии со складывающимися спросом и предложением на мировом рынке капиталов и движением нормы прибыли. Структура глобального финансового рынка в значительной мере отвечает структуре национальных финансовых рынков стран, которые имеют развитый рынок, обеспечивающий движение капитала и денежных ресурсов в национальных границах. В соответствии со стандартной международной методологией он состоит из следующих основных частей (рис. 21.2):
• международный валютный рынок;
• международный рынок капиталов (включает в себя рынок ссудных капиталов и фондовый рынок);
• международный денежный рынок (евровалюты и рынок межбанковских расчетов);
• международный рынок производных инструментов;
• международный рынок драгоценных металлов.
Состав участников также самым непосредственным образом зависит и от сегмента рынка. Так, на глобальном финансовом рынке к ним можно отнести:
• участников бирж, депозитариев и клиринговых систем;
• брокеров и дилеров;
• институты коллективного инвестирования (инвестиционные фонды, пенсионные фонды и др.).
Глобальный финансовый рынок является той частью национальных финансовых рынков, где сделки заключаются между резидентами разных стран, а также с финансовыми инструментами или валютой, происходящими из других стран. Исходя из транзакционного подхода, он выступает совокупностью всех капитальных и денежных ресурсов в их движении между различными странами. С точки зрения гражданского права на национальных финансовых рынках субъектами финансовых сделок являются юридические и физические лица данной страны, а на глобальном финансовом рынке — различных стран. Это обстоятельство имеет большое значение, так как сделки, заключенные между резидентами различных стран, могут реализоваться в значительной степени только при конверсии денежно-кредитных ресурсов из одной валюты в другую.
Источник: lektsia.com
Почему рушится банковский бизнес
Сергей Селянин
руководитель проектов Аналитического центра «Эксперт-Урал»
11 сентября 2017, 00:00
Основная проблема банковской отрасли — низкая рентабельность — тянет за собой все остальные: высокие риски, низкое качество управления и невозможность консолидации
За десятилетие рентабельность банковского сектора упала почти вдвое. Свыше четверти банков в настоящее время убыточны
Недавняя ситуация с группой «Открытие» дает повод посмотреть на проблемы и перспективы банковской системы с макроэкономических позиций.
Фундаментальная проблема сектора — низкая рентабельность, которая продолжает падать. За последнее десятилетие средняя (медианная) рентабельность активов сократилась почти в два раза. Факторов несколько, и все однонаправленные. Снижается процентная маржа. С одной стороны, низкие инфляция и ставки — благо для экономики.
Но с другой — банкам удобнее работать на высокой марже (вспомним 90-е годы, когда банки были одними из получателей инфляционного налога, наряду с государством финансировавшим таким образом дефицит бюджета). Рост рентабельности наблюдался в 2009 — 2012 годах на волне потребительского кредитования, но в итоге это привело банки к высоким рискам, просрочке и банкротствам.
Существенную долю прибыли съедают резервы: если в обычные годы они составляли 20 — 30% от операционной прибыли, то в кризисные (2009, 2014, 2015) — до 90%.
В прошлом году на них ушло почти 60% заработанной прибыли. И понятно, что резервы недосозданы.
Развитие технологий, о которых так любит говорить глава Сбербанка Герман Греф, сокращают расходы и повышают рентабельность. Но далеко не у всех: кто не поспевает за лидерами, теряет позиции.
Банковский сектор потерял привлекательность для инвестиций, как иностранных, так и внутренних. И просто переждать тяжелые времена нельзя, высокая конкуренция убивает слабых. Финансовый капитал очень мобилен: если отрасль не привлекательна, начинается отток капитала и наоборот.
Сравните: при снижении цен на нефть или алюминий массовое закрытие производств или при росте — открытие новых не наблюдаются. О банках такого не скажешь (хотя собственно новых не появлялось, проще было купить готовую лицензию и раскрутить. Так, никто не помнит, что Тинькофф банк до 2009 года входил в пятую сотню и назывался Химмашбанк. По той же схеме возникли ХКФ и «Русский стандарт», стартовавшие тремя годами ранее).
Существует несколько смыслов существования банков в текущих условиях, кроме собственно зарабатывания денег банковским бизнесом.
1. Привлечение денег с рынка и инвестирование в свои проекты. Понято, что эти проекты адекватными по рискам не бывают, иначе бы их кредитовали другие банки.
2. Теневой банкинг — обналичка, транзит и т.д. С ним все усерднее борется регулятор.
3. Просто пирамида с заранее известным финалом, от п. 1 отличается тем, что клиентам не должно достаться ничего, короткий срок «проекта» от нескольких месяцев (группа Матвея Урина) до пяти лет (Банк Югра).
4. Многие банки продолжают работать по инерции в ожидании лучших времен, так как продать банк невозможно, а какую-то копеечку он приносит. Или не приносит, но как его бросишь, он же родной. Это прежде всего регионалы. Степень проблем определяется качеством портфеля, созданного до кризиса. Впрочем, не все зависит от менеджмента банка.
Если региональная экономика испытывает трудности, хороший портфель создать не получится. На практике у каждого конкретного банка присутствуют несколько стратегий в разных пропорциях.
Низкая рентабельность порождает проблемы с капиталом. Регулятор требует поддерживать достаточность капитала на определенном уровне (грубо говоря, минимум 10% от активов), а низкая рентабельность — наращивать активы, рисуя при этом капитал. В итоге у банка нет защиты от кредитных рисков, кроме того, если работать только на платных пассивах, то банк рискует скатиться в убытки.
Казалось бы, проблема низкой рентабельности, достаточности капитала и лишних банков решается консолидацией, к которой давно призывает Банк России. Но на практике слияния слабых игроков лишь множат проблемы. Синергетический эффект от слияния был возможен на стадии роста рынка. Практика показала, что большинство слияний последних десяти лет проблемны.
Среди крупнейших банков лидеры по количеству поглощений (включая незавершенные) — санируемые ФК «Открытие» (16 банков, не считая многочисленные небанковские активы), Уралсиб (15). А также Бинбанк (17) и «Восточный Экспресс» (11) — у обоих проблемы с прибылью, или операционной,или балансовой. Практически вся консолидация банковского сектора с 2008 года происходит за счет санации и выделения на это государственных денег. К каждому госбанку и квазигосбанку были прицеплены по несколько банков-банкротов. Последние два года желающих участвовать в санации поубавилось, и санатором становился непосредственно АСВ, а такой монстр, как «Открытие», по силам оказался только ЦБ.
Если проследить судьбу уральских банков с середины 1998 года, то на 72 отзыва приходится 28 поглощений, из них у шести банков лицензия впоследствии отозвана, а десять санируются. Из двадцати крупнейших на тот момент девять стали банкротами или санированы и лишь шесть работают в регионе в статусе самостоятельных.
За десятилетие рентабельность банковского сектора упала почти вдвое. Свыше четверти банков в настоящее время убыточны
Говоря о слияниях, на самом деле мы имеем в виду поглощения. Классических слияний, когда акционеры получают пропорциональные доли в объединенном юрлице, практически нет. Отсутствие за редким исключением по-настоящему акционерного капитала — общая проблема банковской, а шире — финансовой сферы России. Впрочем, его нет и в целом в российском бизнесе.
В условиях, когда банк принадлежит одному собственнику (или очень узкой группе физлиц), тот по факту является топ-менеджером и принимает стратегические решения, порой сопряженные с недопустимым рисками. Это может быть оправдано в металлургии или ритейле, но не в банковском деле или страховании.
В этой ситуации пенять на слабый внутренний контроль и изъяны в управлении рисками бесполезно: основные риски — стратегические и они завязаны на единоличные решения владельцев. В условиях, когда чисто банковский бизнес не приносит желаемой доходности, быть миноритарным акционером не имеет смысла, с точки зрения как акционера, так и банка. Исключением являются дочки иностранных банков (их по сути можно считать филиалами), госбанки и отдельные региональные банки.
В результате санации «Открытия», собственники которого пошли ва-банк, мы имеем появление еще одного госбанка, вероятно, не последнего, после чего доля госсектора в банковской отрасли достигла 67% в активах, 75% в корпоративном кредитном портфеле и 70% в розничном.
Банки Урала по убыванию активов на июль 1998 года
Как клиенту понять, к какому типу относится его банк? Прежде всего смотреть отчетность. Некоторые советы мы дали в прошлом обзоре (см. «Банк внутренних органов», «Э-У» № 23 от 05.06.2017, там же приводятся таблицы со структурой активов, капитала и доходов — она не сильно изменилась за квартал. Список владельцев публикуется на сайте регулятора).
Пару слов скажем об анализе другой информации. Надо иметь в виду: небанковская часть группы — это всегда «черный ящик», что внутри, не может понять даже надзор, тем более если банк не расположен это афишировать.
Надежный банк должен быть прежде всего банком, то есть большая часть его активов и доходов должна являться самостоятельным банковским бизнесом. Информация из СМИ (порой сложно отделить пиар от аналитики) и тем более «инсайд» могут лишь понизить оценку надежности, но не повысить ее.
Источник: expert.ru