На основании анализа современной практики сделаны выводы, что для поддержания устойчивого экономического роста и сохранения конкурентоспособности во многих развитых и развивающихся странах реализуются новая концепция инновационного развития, ориентированная на технологическую модернизацию, поощрение инновационной активности, инновационного предпринимательства и т.п.
В особенности инновационное развитие приобретает важное значение в повышении конкурентоспособности в условиях усиления макроэкономической нестабильности, для достижения устойчивого экономического прогресса. Отечественными и зарубежными исследователями выявляются причины повышения инновационной активности предприятий под влиянием различных условий, определяющих закономерности инновационного развития различных предприятий, регионов и отдельных стран. Практика показывает, что воздействия инноваций на результаты деятельности предприятий простираются от влияния на продажи и размер рыночного сегмента до изменений производительности и эффективности. Важными проявлениями на отраслевом и национальном уровнях являются изменения международной конкурентоспособности и общей производительности факторов производства, распространение знаний об инновациях на уровне предприятий и увеличение объема знаний. Возрастание роли новых знаний обусловило повышение роли услуг в инновационном развитии.
Д. Гришанков программе «По существу» на телеканале «PRO бизнес». Тема: «Развитие инноваций в России»
Для поддержания устойчивого, рационального экономического роста и сохранения конкурентоспособности во многих развитых и развивающихся странах реализуются новые концепции инновационного развития, ориентированные на технологическую модернизацию, поощрение инновационной активности, инновационного предпринимательства и др., способствующие в конечном счете повышению производительности труда, решению проблем технического отставания, доступности багоприятных условий жизнедеятельности и т.п. В современных условиях инновационное развитие приобретает важное значение в повышении конкурентоспособности при усилении макроэкономической нестабильности, для достижения устойчивого экономического прогресса, что имеет особое значение для Казахстана при реализации стратегических планов индустриальноинновационного развития.
Несмотря на значительные усилия и достижение определенных результатов, уровень инновационного развития сохраняется невысоким. Вместе с тем, исследование зарубежного опыта свидетельствует, что, несмотря на существование многих аналогичных проблем и препятствий, тем не менее, наблюдаются более активное инновационное развитие в развитых и многих развивающихся странах.
В условиях замедления инновационных процессов на глобальном уровне активно обсуждаются новые возможности для сохранения устойчивого и сбалансированного экономического роста. В современных условиях при оценке роли инноваций обращается внимание на преобразующее воздействие, развитие региональной интеграции, инновации выполняют ключевую роль в обеспечении траектории устойчивого развития. В частности, опыт эффективного международного сотрудничества наглядно подтверждает, что взаимодействие государственных и частных организаций является важным механизмом для эффективной реализации инновационного развития. В связи с этим заслуживает внимания опыт накопления и анализ статистических данных по развитию инноваций на региональном уровне, что позволяет учитывая их сильные и слабые стороны, определять новые направления при формировании новой политики инновационного развития [1].
Оксана Ферчук. Как путешествия влияют на бизнес и подрывные инновации в бизнесе [СТАРТАПЕРЫ]
Развитие кооперации, совместных усилий способствует распространению информации, знаний и нового опыта. Ключевая роль инноваций в экономическом развитии и решении глобальных проблем подтверждается тем, что наращивание инновационных мощностей сыграло центральную роль в динамике роста успешных развивающихся стран.
Развитие в этих странах не только производства наукоемкой продукции, но и собственного инновационного потенциала позволило им накопить образовательный потенциал, позволивший реализовать более эффективно стратегии догоняющего развития. Исследователями обращается внимание на важность инноваций на всех стадиях развития, и в тоже время различные виды инноваций играют разные роли на разных этапах. Так, на ранних стадиях инновационный рост часто связан с принятием иностранных технологий и социальных инноваций может повысить эффективность бизнеса и государственных услуг. Высокотехнологичные исследования и разработки в решении вопросов инновационного развития приобретают значение на более поздних стадиях, являясь одновременно фактором конкурентоспособности и обучения [2].
Для дальнейшего повышения эффективности инновационного развития представляет интерес сравнительных исследований достижений в различных регионах. В связи с этим в настоящее время принимаются меры, направленные на выявление причин повышения инновационной активности предприятий под влиянием различных условий, определяющих закономерности инновационного развития различных предприятий, регионов и отдельных стран.
Рассматриваемые факторы могут быть как внешними по отношению к предприятиям, или регионам, так и внутренними, определяющимися характером и масштабами деятельности, отраслевыми особенностями, наличием ресурсов и др. Влияние совокупности этих факторов определяет поведение предприятий, характер их развития, принимаемых решений и потребности в инновациях. В связи с этим исследователями обращается внимание на важность понимания современных тенденций инновационного развития и выявления движущих сил, определяющих характер инновационного развития. Уровень инновационного развития стран, определяющий их конкурентоспособность и эффективность реализуемой политики, отражается в целом ряде мировых рейтингов, характеризующих уровень их инновационности с учетом состояния поддерживающей бизнес-среды и объемов выпуска инновационной продукции, уровень расходов на исследования и разработки и т.п. Направления и уровень инновационного развития стран отражаются в таких ежегодных документах, как Innovation Union Scoreboard(Табло инновационного союза), публикуемого Еврокомиссией [1], Collaborative Innovation: Transforming Business, Driving Growth (Глобального экономического форума) и других (таблица 1).
Таблица 1 – Рейтинги уровня инновационного развития стран
Глобальный инновационный коэффициент (GlobalInnovationQuotient)
Рассчитывается для 200 странс учетом таких параметров, как патентная актив-ность, концентрация исследователей, интенсивность RD по
Сравнивает размеры бюджетов
странам (World Gross Expenditure on Rhttps://articlekz.com/article/18850″ target=»_blank»]articlekz.com[/mask_link]
Современные проблемы инновационного менеджмента на российском предприятии
В статье рассмотрены современные проблемы инновационного менеджмента на российских предприятиях. Сделан вывод, что для активизации инновационной деятельности в национальных масштабах необходима государственная поддержка.
Ключевые слова
РОССИЙСКИЕ ПРЕДПРИЯТИЯ, ИННОВАЦИОННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ
Текст научной работы
Реформы, которые происходили в России на протяжении последнего десятилетия, привели к изменению социально структурных отношений, возрождению предпринимательства, появлению разнообразных форм собственности, рекомбинации власти, становлению институтов рыночной экономики, в том числе и менеджмента, как принципиально нового подхода к управлению, соответствующего рыночным условиям. Кардинальные изменения механизма распределения властных полномочий и принципов управления повлияли на появление необходимости формирования социального слоя менеджеров.
Менеджмент выступает как профессиональный вид деятельности по управлению людьми в различных отраслях экономики. В нем предполагается получение прибыли как конечного результата деятельности, то, ради чего все это замышлялось, а также подразумевается наличие субъектов управления, а именно менеджеров.
Менеджеры сегодня — это руководители рыночного типа, деятельность которых направлена на объект, а именно хозяйственную деятельность организации. Менеджеры возглавляют коммерческие организации, принимают важные управленческие решения, которые позволяют фирме оставаться на плаву, побеждать конкуренцию подобных ей фирм и развиваться дальше. Следовательно, принятие решения менеджерами, подобно принятым решениям политиков, могут повлиять на жизнедеятельность отдельных людей, регионов страны и государства в целом. Менеджеры, выступая как субъекты хозяйствования, представляют оптимальное решение всего комплекса стоящих перед ними задач. Они играют важную, иногда даже главенствующую роль в социально-экономическом развитии общества, а также выступают движущей силой инновационных процессов [7].
Россия, в отличие от зарубежных стран, имеет небольшой опыт инновационного менеджмента в условиях рыночной экономики [1]. Наш опыт существенно отличается от западного тем, что это не копирование в чистом виде, а переработка и синтез опыта зарубежных коллег с чисто российскими особенностями ментальности и структуры экономики. На основании того, что законы экономики зависят от непредсказуемого человеческого выбора, развития социума, можно сделать вывод, что проблемы управления имеют большое значение.
Российские неудачи в социально-экономическом развитии последнего времени зависят не только от неопределенности стратегии переустройства общества, постоянно колеблющейся цены на нефть на мировом рынке, они связаны с оценкой менеджмента, особенно в области инноваций. Сейчас крайне важно понять, что нельзя «слепо» копировать опыт зарубежных стран. Нужно подходить к этой проблеме творчески и учитывать позиции современной России, не забывать про особенности российской истории предпринимательства [6]. Это важно для анализа современного состояния и проблем развития инновационного менеджмента.
На основании изучения литературных источников, можно выделить основные проблемы инновационного менеджмента российских предприятий.
Первая главная проблема — высокая коррумпированность современной экономики Российской Федерации на всех уровнях. Здесь можно выделить менеджеров частных компаний и менеджеров в государственных экономических структурах. В странах с развитой рыночной экономикой государственные чиновники, в большинстве своем, отделены от материальных благ и их распределения.
Роль зарубежных менеджеров с точки зрения взаимодействия с менеджерами частных компаний практически отсутствует и сведена к минимуму, что имеет положительный результат, который выражается в отсутствии коррупции на местах. Что касается российской системы управления, то здесь наблюдается наличие «откатов» при получении крупных государственных заказов на инновационные проекты. Это все привело к тому, что российский чиновник, управленец стал «крупным менеджером», и если ему преподнести «серый бонус», то он может принять «нужное» управленческое решение [3].
Следующая проблема — избыточная численность государственных управленцев. Так уж сложилось в нашей стране, что управление государственными ресурсами — это самый прибыльный и эффективный бизнес. Но в то же время есть понимание того, что в России очень не достает топ-менеджеров, способных управлять инновационными процессами.
Сегодня только в ресурсных отраслях, которые связаны с экспортом военной техники и полезных ископаемых наблюдается инновационная активность. Но следует отметить, что положительные результаты в этих отраслях связаны с конкурентными преимуществами нашей страны из-за географического положения и традиционных особенностей, а не из-за высокого уровня подготовки менеджеров. Как только ресурсы закончатся, то и превосходство в данной отрасли спадет.
Вторая проблема российского инновационного менеджмента — это проблема качества. Исходя из того, что в России очень мало людей, которые действительно имеют опыт управления инновационными проектами в условиях рыночной экономики, данная проблема крайне остро.
Востребован и успешно развивается инновационный менеджмент лишь на тех предприятиях, которые ориентируются на производство продукции для иностранного потребителя. Несмотря на то, что географически предприятия расположены в пределах России, они вынуждены играть по западным правилам.
Что же касается предприятий, направленных на потребителя из ближнего зарубежья или нашей страны, то ситуация более свободная. Здесь они уже могут себе позволить применять инструменты обеспечения прибыльности, которые не связаны с удовлетворенностью покупателя. Данные предприятия для потребителя уходят в тень, теряя свою надежность и привлекательность. Если и дальше продолжается такая стратегия деятельности, то отношения между производителем и потребителем накаляются, растет степень рискованности, а, следовательно, такой способ практически не применим к современным реалиям рыночной экономики.
Рынок все более переполнен услугами и товарами различных производителей, следовательно, растет и накаляется конкуренция. Российским предприятиям приходится включаться в борьбу за потребителя и покупателя и искать способы привлечь его на свою сторону. Это проявляется в поиске индивидуального стиля, повышении качества услуг, инновационном развитии и поиске конкурентного преимущества.
Ещё одна проблема — низкий уровень эффективности национальной инновационной системы. В России доля новых разработок в затратах на технологичные инновации составляет около 18%. Стоимость импорта технологий в 2 раза превышает стоимость их экспорта.
Так, например, экспорт машин и оборудования составляет около 9% от общего объема, что говорит о низком уровне конкурентоспособности отечественного автопрома. Однако, в сырьевом экспорте показатели совсем другие и составляют порядка 77%. Но обольщаться не стоит, так как сырье не вечно и данные показатели будут находиться на высоком уровне только до тех пор, пока сырье в нашей стране находится в достаточном количестве, но как только сырьевое богатство будет исчерпано, то и показатели быстро упадут до нуля [6].
Следует также выделить проблему, связанную с процессом глобализации. В мире произошли существенные изменения, глобализационные процессы практически невозможно контролировать. Из-за таких существенных перемен крайне сложно успеть перестроиться и находить правильные решения, чтобы затраченные усилия и выполненные действия были оправданы. Процесс глобализации осложнил принятие долгосрочных инвестиционных решений и реализацию инновационных проектов для большинства предприятий.
С современными управленческими технологиями, такими как коммуникационные и информационные, связано поступательное развитие и совершенствование экономических систем. Безусловно, роль данных систем в процессе будет только расти [5]. Исходя из этого, в России требуется найти собственный подход к развитию инновационной активности предприятий в постоянно развивающейся и изменяющейся экономике.
Следует отметить такую проблему развития инновационного менеджмента на российских предприятиях, как падение качества человеческого капитала. Это происходит ввиду невостребованности высококвалифицированных кадров в большинстве секторов экономики, из-за отсутствия конкурсных условий занятия должностей, а также из-за несоответствия вузовской подготовки кадров спросу на рынке труда [4]. В данной ситуации человеческий капитал выступает как один из основных элементов эффективного инновационного менеджмента.
Бесспорно, что именно инновации, использование передовых и эффективных методов управления, применение на практике ведущих результатов научно-технической деятельности помогают повышать уровень экономического развития страны. Национальная исследовательская система выступает локомотивом прогресса, она соединяет науку, образование, рынок, наукоемкую промышленность вместе, чтобы получить конкурентоспособную экономическую среду.
Для того, чтобы инновационная деятельность в нашей стране активизировалась, государству необходимо уделить этому вопросы пристальное внимание и оказать поддержку. Нужно помочь в разработке и внедрении конкурентоспособных продуктов, предоставлять субсидии и льготы предприятиям, которые занимаются выпуском инновационных продуктов. Поддерживать инновации в производстве, которые могут быть рисковыми, но результаты от которых помогут вывести российские предприятия на новый, более качественный уровень. Если с должным вниманием отнестись к данным проблемам и попробовать их решить, то российские предприятия смогут выйти на новый уровень и выдержать конкуренцию с западными компаниями.
Нормативно-правовое регулирование вопросов оценки качества предоставляемых государственных (муниципальных) услуг в России
- Крестьянникова М.Ю.
Совершенствование формирования фонда капитального ремонта в многоквартирных домах
- Миронкина А.Ю.
Источник: novainfo.ru
Проблемы инновационной экономики — тенденции и перспективы
В эпоху глобализации мировой экономики основа успешного позиционирования страны, промышленности, предприятия заключается в постоянном инновационном обновлении с целью достижения максимальной производительности, конкурентоспособности, развития человеческого капитала. По имеющимся оценкам, в развитых странах 50-90% роста ВВП определяется инновациями и технологическим прогрессом. Инновации становятся обязательным условием и основным движущим фактором развития всех отраслей промышленности и сферы услуг.
Мировая практика показывает, что государственная поддержка инновационной деятельности объективно необходима. Однако в настоящее время государственная поддержка инновационной деятельности в стране осуществляется в недостаточной степени.
В настоящем обзоре предпринята попытка дать общую характеристику национальной инновационной системы Российской Федерации. Рассматривается инновационная политика государства на текущий период, а также тенденции инновационного развития отечественных предприятий.
В качестве источников информации используются статистические обзоры, а также национальные доклады и статьи по исследуемой теме.
Тенденции инновационного развития экономики
В 1980-е — 1990-е годы, когда российское общество претерпело коренные реформы, страны, составляющие ядро мировой экономики, получили статус взаимосвязанных международных научно-технологических производственных центров, определяющих развитие науки, техники и технологий во всем мире. В конце ХХ века произошел распад советского научно-технического комплекса и, как следствие, упадок многих отраслей промышленности: Машиностроение, химия, энергетика и другие. Утечка мозгов за границу приобрела массовый характер. Россия оставалась крупнейшей страной в мире по территории и природным ресурсам, но стала приобретать все больше и больше черт товарного придатка Запада и Востока. Россия, крупнейшая страна в мире по территории и природным ресурсам, стала приобретать все больше и больше черт товарного придатка Запада и Востока.
Несмотря на последовательные и убедительные призывы руководства страны к переходу на инновационный путь развития, Россия по-прежнему значительно отстает от развитых стран. По данным Всемирного банка об общем индексе экономической конкурентоспособности (380 индексов, включая уровень научных исследований и разработок), Россия в 1994 г. занимала четвертое место среди 180 стран мира. Немногим более чем за десять лет наша страна опустилась во вторую сотню.
Современные тенденции развития инновационной деятельности в России не в полной мере отвечают ожиданиям, связанным с формированием экономики инновационного типа, обеспечением динамичного устойчивого роста, повышением конкурентоспособности продукции и качества жизни. Пока невозможно говорить о технологических прорывах в промышленности, интенсивном развитии результатов исследований и разработок. Приемлемость экономики к инновациям, особенно технологического характера, остается низкой.
Проблемы и перспективы инновационного развития российской экономики
Развитие инновационной экономики в России требует учета мирового научно-технического прогресса, а также конкретных политических, экономических и социальных условий. Несмотря на отставание от развитых стран, страна находится на пути инновационного развития.
Россия обладает огромным интеллектуальным, научным и техническим потенциалом, который позволит ей догнать развитые страны. Поэтому центральной задачей государства является создание экономики, способной генерировать инновации. Но мы должны учитывать ряд проблем, которые мешают эффективному развитию России в области науки, техники и инноваций.
Основной проблемой инновационного развития является обновление основного капитала.
До 1990 года инвестиции в основной капитал росли, с 1991 года они начали резко снижаться (-22,1%), а через 10 лет вновь начали расти. В развитых странах участие средних и малых предприятий в развитии инноваций очень важно. Они участвуют в процессе, который регулируется крупными предприятиями. В Российской Федерации развитие инновационной экономики должно идти по той же схеме, в то время как на начальном этапе разработки и реализации государственной стратегии инновационного развития отсутствует эффективный механизм экономического стимулирования и административного воздействия на объединения государства, бизнеса и науки.
Факторы или проблемы, сдерживающие инновационное развитие России:
- Преобладание разработок для оборонно-промышленного комплекса в структуре НИОКР;
- Формирование некоммерческих отношений между предприятиями на всех этапах формирования инноваций;
- Недостаточное финансирование государством инновационных разработок;
- Распространенность командно-административных и политических методов управления в инновационной деятельности;
- Потеря квалифицированного персонала, который покинул страну и переехал в другие районы или эмигрировал в другие страны;
- Отсутствие систематического обучения инноваторов и венчурных капиталистов;
- Отсутствие системы инвестиций в научно-техническую и инновационную деятельность на макро-, мезо- и микроуровнях.
У России есть перспективы выхода на более высокий уровень инновационного экономического развития. Для этого нужно: Увеличение доли работников в средне- и высокотехнологичных отраслях промышленности и в сфере высокотехнологичных услуг; увеличение государственного финансирования НИОКР; увеличение количества патентов с повышенным вниманием к охране интеллектуальной собственности.
Проблемы инновационной экономики в Западной Европе
Инновационная экономика западноевропейских стран базируется на поддержке нескольких крупных компаний, способных конкурировать с ведущими компаниями США и Японии. 80% государственных средств используются для финансирования промышленных НИОКР. Однако концентрация денежных ресурсов на НИОКР в руках крупных компаний, как отмечают эксперты, ослабляет внутриотраслевую конкуренцию и сдерживает распространение новых технологий в других секторах экономики. Результатом этой политики является отставание от развитых стран (США и Япония).
Это объясняется рядом причин, таких как: неоднородность ЕС в силу специфики экономики каждой страны в рамках ЕС, недостаточная координация национальной инновационной политики с наднациональными институтами и общеевропейским путем развития, а также недостаточные стимулы для компаний в области инновационных технологий.
Приоритетной задачей Европейского Союза является реализация стратегии инновационного развития до 2020 года и реформирование экономики в современном облике. Это позволит устранить разрыв с ведущими странами в этой области.
Основные направления инновационной экономики в странах Западной Европы:
- Стимулирование малых наукоемких предприятий;
- единое антимонопольное законодательство;
- приобретение современных технологий;
- система ускоренной амортизации оборудования;
- преференциальное налогообложение НИОКР;
- прямое финансирование компаний, реализующих инновационные проекты;
- Интеграция университетских НИОКР и наукоемких предприятий.
Создание благоприятных условий для внедрения инноваций в различных секторах экономики способствует повышению конкурентоспособности ЕС на мировом рынке при условии успешной реализации инновационной политики на всех уровнях управления (местном, региональном и наднациональном).
Проблемы и тенденции развития инновационной экономики США
США всегда стремились обеспечить свое лидерство во всех областях экономики, а также в сфере научных знаний и развивать партнерские отношения между правительством, промышленностью и научными кругами.
Международная конкуренция является стимулом для радикальных изменений в научно-технической политике. В начале двадцатого века правительство должно было совместно с промышленностью финансировать создание новейших технологий, отвечающих мировым стандартам. Это позволило стране стать конкурентоспособной как на внутреннем, так и на мировом уровне с Японией и западноевропейскими странами.
Приоритетом американской политики является стимулирование НТИ. Достижения в области знаний признаются основой для роста экономики страны. Но в любом соревновании победителем становится не только тот, кто быстрее и эффективнее создает новые технологии и знания, но и тот, кто может превратить их в продукты и предложить их мировому рынку. В данном случае, руководство США находится под угрозой. Другие ведущие страны не отстают; по сути дела, некоторые опережают Америку в области инноваций.
Но есть проблемы в развитии инновационной экономики США:
- Страна не является лидером в области образования ученых и инженеров (процент студентов, выбирающих инженерное дело или науку, значительно ниже, чем в других странах);
- Сокращение расходов на фундаментальные исследования;
- Снижение темпов роста инвестиций в науку со стороны частного сектора;
- Ориентация частных инвесторов на прикладные исследования;
- Отсутствие эффективного взаимодействия крупного капитала со средним и малым предпринимательством, которое иногда является идеологическим инициатором развития новых технологий и инноваций.
Важным фактором инновационного развития страны являются знания, накопленные и хранящиеся в форме собственности, т.е. интеллектуальной собственности. Именно это считается важнейшим конкурентным преимуществом страны.
Активное вовлечение США в решение новых задач позволяет стране идти по пути развития новых технологий и инноваций. Это одно из приоритетных направлений экономики страны.
- Экономическая теория
- Экономика
- Свободный рынок и монополия — определение, концепция, характеристики, виды и причины возникновения
- Проблемы потребительских рынков в России — определение, перспективы и особенности
- Социальные инвестиции и социальные инвесторы — концепция, смысл, проблемы и виды
- Факторы, влияющие на экономическую безопасность региона — сущность и концепция
- Экономические отношения Турции — элементы и виды
- Виды уставного капитала — формы, взносы и права
- Виды и формы инновационной экономики — концепция, сущность и инновационная система
- Причины и источники экономических проблем — возникновение проблем и экологические вопросы
При копировании любых материалов с сайта evkova.org обязательна активная ссылка на сайт www.evkova.org
Сайт создан коллективом преподавателей на некоммерческой основе для дополнительного образования молодежи
Сайт пишется, поддерживается и управляется коллективом преподавателей
Telegram и логотип telegram являются товарными знаками корпорации Telegram FZ-LLC.
Cайт носит информационный характер и ни при каких условиях не является публичной офертой, которая определяется положениями статьи 437 Гражданского кодекса РФ. Анна Евкова не оказывает никаких услуг.
Источник: www.evkova.org