1 Восточно-Сибирского государственного университета технологий и управления. Институт устойчивого развития.Кафедра «культурологии и социокультурной антропологии»
Статья рассматривает актуальную современную проблему – формирование предпринимателей и их основные этапы развития в трансформируемом российском обществе. Место и роль предпринимателей в обществе. Историю изменения динамики государственных отношений к предпринимательству.
Основные факторы, способствующие формированию предпринимательской деятельности для развития страны. Целью работы является анализ истории формирования социальной группы предпринимателей и государственную стратегию по отношению к ним.
Изучение современного этапа истории нуждается в комплексном анализе, где рассмотрение становление предпринимателей поможет понять происходящие события. С помощью предпринимательской активности власть может решить стоящие проблемы по насыщению потребительского рынка и обеспечить занятость населения. Поможет скорректировать необходимые социально-экономические преобразования в России. Предприниматели основа среднего класса и от его расширения зависит стабильность в обществе. От целенаправленного сотрудничества, поддержки среднего и малого бизнеса напрямую зависит успешность построения гражданского общества и установление демократических свобод в России.
МАЛЫЙ БИЗНЕС – ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ
предпринимательство; история формирования; государственная поддержка предпринимательства; динамика развития.
1. Бойко И.П. Предпринимательство в современной России // Вестник СПбГУ. Сер. 5. Экономика. — 1994. — Вып. 1. — С. 22-26.
2. Бунин И.М. Социальный портрет мелкого и среднего предпринимательства в России // Полит. исслед. — 1993. — № 3. — С. 149-154.
3. Демин А.А. Реформа и бизнес в современной России // Вестник СПбГУ. Сер. 5. Экономика. — 1996. — Вып. 3. — С. 42-52.
4. Иванов В.Н. Социальный статус и проблемы российского предпринимательства // Соц.-полит. журн. — 1995. — № 4. — С. 3-16.
5. Российское предпринимательство: стратегия, власть, менеджмент. — М. : Изд-во Института социологии РАН, 2000. — 220 с.
6. Смольков В.Г. Предпринимательство как особый вид деятельности // Социол. исслед. — 1994. — №. 2. — С. 15-22.
Государство и предприниматели — две главные силы, от которых сегодня зависит успех рыночной реформы в России и оздоровление ее экономики, что, несомненно, является актуальным вопросом. Современное состояние и перспективы социально-экономического развития России во многом определяются характером отношений между государственными органами и возникшей социальной группой бизнесменов, предпринимателей. От решений, принимаемых правительством, и конкретных действий представителей государственных органов в отношении предпринимателей, а также от того, как сами предприниматели воспринимают эти решения и действия, зависят характер реализации экономических реформ в стране и особенности формирования российского предпринимательства, что и является целью изучения. Основными методами изучения является исторический метод, метод сравнительного анализа и метод описания.
Развитие бизнес анализа в России. Проблемы и перспективы
Законодательная основа предпринимательской деятельности, заложенная в 1986 г. после принятия Закона СССР «Об индивидуальной трудовой деятельности», в начале 90-х закрепляется в постановлениях Совета Министров СССР № 590 от 19 июня 1990 г. «Об утверждении Положения об акционерных обществах и обществах с ограниченной ответственностью и Положения о ценных бумагах» и № 790 от 8 августа 1990 г. «О мерах по созданию и развитию малых предприятий», которые определили критерии малого предприятия по разным отраслям народного хозяйства и систему льгот для предпринимателей. В декабре 1990 г. были приняты законы РСФСР «О собственности в РСФСР» и «О предприятиях и предпринимательской деятельности». В 1991-1992 гг. принимаются законодательные акты, регламентирующие предпринимательскую деятельность в соответствии с происходящими в экономике изменениями. Наиболее важными стали Постановление Правительства РФ за № 446 от 11 мая 1993 г. «О первоочередных мерах по развитию и государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» и Постановление Правительства РФ от 24 апреля 1994 г. № 409 «О мерах по государственной поддержке малого предпринимательства на 1994-1995 гг.», где государственная поддержка определяется как одно из направлений экономической реформы, способствующее развитию конкуренции, а также использование льгот и преимуществ в приоритетных областях.
14 июня 1995 г. был принят Федеральный закон «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» № 88-ФЗ. Законом определено, что субъектами малого предпринимательства являются коммерческие организации, «в уставном капитале которых доля РФ, субъектов общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25 процентов и в которых средняя численность работников не превышает установленных предельных уровней. Под субъектами малого предпринимательства понимаются также физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица».
В 90-е годы организационно-правовая сфера характеризуется для бизнеса нестабильностью законодательства, отсутствием необходимых законов и невыполнением уже имеющихся, отсутствием реальных механизмов защиты предпринимателей от монополии местных властей и государственных предприятий. Для преодоления сложившейся ситуации наибольшую роль сыграли региональные власти, которые способствовали созданию сильной правовой среды, гарантирующей права собственности и обеспечивающей рост деловой активности, расширение сети государственных, общественных и частных институтов, поддерживающих развитие малого и среднего бизнеса.
За двадцать лет, прошедших с начала реформ, отношение предпринимателей к существующей власти претерпело серьезные изменения: от практически единодушной поддержки ее действий, направленных на кардинальные преобразования общества на основах частнопредпринимательской инициативы и политической демократии в 1992 г., до сдержанно негативистских оценок властных институтов в 2010 г. Причины этого лежат в кардинальном изменении обстановки в стране. В 1992 г. страна стояла перед выбором: либо продвижение вперед по пути реформ, несмотря на огромные социальные и экономические издержки, либо реставрация прежнего тоталитарного политического режима. Но затем ситуация в корне изменилась. Общество миновало, пусть и с большим трудом, рубеж, за которым возврат к временам коммунистического тоталитаризма был еще возможен.
При опросе респондентов в Республике Бурятия был задан вопрос: «По какому, на Ваш взгляд, пути пойдет наша страна?» Варианты ответов отображены в таблице 1 (в процентном отношении).
Таблица 1 — Пути развития России
Ответ
2004
2009
1. Вернуться к социалистической модели экономики.
2. Продолжить нынешний курс реформ вхождения в мировую экономику.
3. Построить самодостаточное, закрытое от мировой экономики государство.
4. Затрудняюсь ответить.
Подавляющая часть респондентов поддерживают прошедшие реформы и не видят возможности возвращения к социалистической модели развития государства, понимая, что развитие вперед возможно только общими усилиями всей мировой экономики. За последние десятилетия население пришло к выводу, что экономическое пространство России неразрывно связано с глобальной экономикой, и прошедший мировой кризис тому подтверждение. Большой процент затрудняющихся ответить на вопрос объясняется тем, что за прошедшие годы реформ ещё не все адаптировались к новым условиям, но в то же время понимают, что возврата к прошлому нет. Небольшие проценты ответов о возврате к социалистической модели экономики или построении самодостаточного, закрытого от мировой экономики государства подтверждают вышеперечисленные утверждения, что невозможно вернуть то, что потеряно, и создать великую державу в противовес всему миру.
В середине 90-х годов перед властью возникла совершенно другая задача: создать необходимые экономические, организационно-правовые условия для развития предпринимательства; разработать и внедрить в жизнь «правила игры» для хозяйственных субъектов, стать арбитром, наблюдающим за строгим выполнением этих правил. Однако российская власть оказалась не в состоянии решить эту задачу.
Российское предпринимательство имело серьезные претензии к властвующей элите как с точки зрения экономической политики государства, так и в связи с тем, что предпринимательские круги отстранялись от участия в выработке и принятии важных государственных решений. В феврале 1996 года проходит первый Всероссийский съезд представителей малых предприятий, инициированный общественными объединениями предпринимателей, которые консолидировались вокруг Торгово-промышленной палаты России. В работе съезда участвовало около 3000 делегатов изо всех регионов России. Главными задачами съезда было: привлечь внимание властей к проблемам предпринимательства; добиться от органов власти конкретных действий по улучшению предпринимательского климата и консолидации предпринимателей.
В работе съезда приняли участие Президент России Б.Н. Ельцин, руководители Правительства и Федерального собрания России, которые заверили съезд в своем намерении всемерно помочь предпринимательству. Съезд обсудил и утвердил основные положения государственной политики по поддержке малого предпринимательства в России на период 1997-2000 гг., принял обращения и рекомендации в адрес государственных органов власти. Однако надежды предпринимателей не оправдались. Принятые решения в большинстве своем остались невыполненными.
Международный опыт убедительно показал, что развитие предпринимательства возможно только при наличии целенаправленной политики государства в отношении малого предпринимательства, исходящей из необходимости развития этого сектора экономики. В экономически развитых странах число малых и средних предприятий достигает 80-99% от общего числа предприятий, в этом секторе экономики сосредоточены две трети трудоспособного населения, производится более половины валового внутреннего продукта. В России государство к концу 90-х годов предприняло определенные шаги по развитию малого бизнеса на федеральном и региональном уровнях.
Это позволяет разделить данный промежуток времени на три соответствующих периода.
- Период спада (1999-2001 гг.).
- Период подъема (2002 — август 2008 г.).
- Период спада (август 2008-2011 гг.).
В период спада (1999-2001 гг.) количество малых предприятий снижалось в среднем на 22 тысячи предприятий в год. Августовский кризис 1998 г. негативно отразился на многих малых и средних предприятиях: оборотные средства резко уменьшились или пропали в банках, сократились рынки сбыта вследствие снижения покупательной способности населения, обанкротились многие предприятия, чья деятельность была связана с импортом сырья или товаров. В результате число занятых в этом секторе экономики сократилось на несколько сотен тысяч человек. Государственный комитет по поддержке и развитию малого предпринимательства в 1998 г. был упразднен. Государство опять оставило малый бизнес на периферии своего внимания.
С приходом нового президента В.В. Путина в 2000 году происходит перемена в политике государства в отношении к малому и среднему предпринимательству.
В 2002 г. создается предпринимателями Общероссийская общественная организация малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ» для содействия консолидации предпринимателей и для участия в формировании благоприятных политических, экономических, правовых и иных условий развития предпринимательской деятельности в Российской Федерации. Они активно выступают за сокращение избыточных административных барьеров, упорядочение проверок государственными контролирующими органами, выход предпринимательского сообщества и представителей органов власти всех уровней и ветвей «из тени», снижение налогового бремени, упрощение процедур отчетности.
Изменяется к этому времени и государственная политика по отношению к предпринимательству и предпринимателям. В период подъема (2002-2008 гг.) количество малых и средних предприятий росло в среднем на 38,5 тысяч в год. Можно утверждать, что 2002 стал переломным годом в развитии малого и среднего предпринимательства. На рост развития малого и среднего предпринимательства влияние оказали такие меры государственной политики, как реформа земельно-имущественных отношений; поправки в Таможенный, Налоговый, Лесной кодексы; внедрение рыночного механизма в процесс исполнения ряда государственных функций в рамках административной реформы.
Итогом прошедших и провозглашенных мер по поддержке малого и среднего предпринимательства стал принятый Закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 24 июля 2007 года. Основными принципами государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства стали следующие: создание благоприятных условий для развития предпринимательства; участие предпринимательства в формировании и реализации государственной политики в данной области; обеспечение равного доступа предпринимательства к получению поддержки и программам развития; обеспечение занятости населения и создание рабочих мест.
С 1 января 2008 года закон вступил в силу, что говорит о начале нового этапа развития малого и среднего предпринимательства. С выборами нового президента Дмитрия Медведева продолжился прежний курс построения экономически выверенного, стабильного государства, где немаловажной частью нашей экономики является малое и среднее предпринимательство.
В последние годы проявилась тенденция усиления присутствия государства в экономике в качестве непосредственного собственника, в том числе в форме создания государственных холдингов и государственных корпораций. Так, были созданы Объединенная авиастроительная корпорация, Объединенная судостроительная корпорация, Государственная корпорация нанотехнологий, Государственная корпорация «Олимпстрой», госкорпорации «Ростехнологии» и «Росатом». Создание государственных корпораций было обусловлено необходимостью консолидации разрозненных предприятий и отраслей, представляющих стратегический интерес для страны, но это не приносит эффективность существующей системе государственного управления, но ставит бизнес в неравные условия.
Мировой экономический кризис 2008 года продемонстрировал проблемы российской экономики и бизнеса. Правда, последние заседания правительства и выступления прежнего и избранного президентов внушают большой оптимизм предпринимателям, что государство вновь обращает свое внимание на малое и среднее предпринимательство. Так, на Всероссийском форуме по малому и среднему бизнесу премьер-министр РФ Владимир Путин рассказал о новом пакете мер по поддержке малого и среднего бизнеса, направленных прежде всего на поддержку инновационных компаний.
В то же время правительство, с 1 января 2011 года увеличив процент социального налога до 34% для бизнесменов, фактически перечеркнуло многие позитивные сдвиги по взаимодействию государства и предпринимательства. Кроме того, предприниматели, успевшие вывести свои активы в законные, легальные схемы, уже сейчас сожалеют об этом. Обещанная на всю страну поддержка вновь обернулась жестоким обманом для законопослушного бизнеса.
Делая вывод, мы установили, что влияние политического и экономического фактора на формирование предпринимательства неоднозначно и требует существенных коррективов в экономической, политической, правовой жизни нашего общества и государства. Рассматривая социально-экономические изменения в стране, мы видим, что предпринимательство стало реально действующей экономической, политической силой и сформировавшимся социальным слоем новой России. Создание благоприятных условий привлечет более обширные слои населения в малый и средний бизнес, которые создадут новые рабочие места и решат вопрос создания среднего класса, а тем самым и вопрос социальной стабильности в стране.
Рецензенты:
- Митупов К.Б., д.и.н., профессор кафедры «Отечественная история» исторического факультета Бурятского государственного университета, г. Улан-Удэ.
- Мантурова С.Ч., д.и.н., профессор кафедры социальной технологии Института устойчивого развития Восточно-Сибирского государственного университета технологии и управления, г. Улан-Удэ.
Источник: science-education.ru
Состояние и перспективы развития сферы предпринимательства в России
В первые годы проведения экономических реформ в Советском Союзе, а затем в Российской Федерации происходило быстрое развитие частного сектора в экономике, несмотря на трудности переходного периода. И если в 80х годах количество самостоятельных предприятий в Советском Союзе не превышало 40 тысяч, то в 1994 г. их количество достигло 900 тысяч . Государство старается поддержать данную сферу в стране.
Сегодня можно выделить следующие характерные тенденции предпринимательства в России:
- наблюдается рост мелкосерийного производства и как следствие конкурентоспособность малых предприятий увеличивается;
- инвестиционный барьер для создания нового предприятия снижается;
- малый бизнес успешно осваивает новшества и становится одним из источников новых идей;
- государство стало поддерживать малый и средний бизнес;
- крупный транснациональный капитал стал практиковать вынос вспомогательных операций и завершающих стадий за рубеж.
Проанализировав диаграммы, взятые за 2005 и 2014 гг. можно увидеть, что Россия уже почти сравнялась с такими странами, как Финляндия, Испания, Греция, Норвегия. Однако уровень предпринимательской активности значительно ниже, чем в странах БРИКС: Китай, ЮАР, Индия, Бразилия.
Не секрет, что предпринимательство в России испытывает серьезные проблемы. Непростая политическая ситуация в стране еще больше ухудшает положение предпринимателей. Но в чем же главные причины такого проблемного состояния?
Ответом на этот вопрос может служить доклад «Неизвестная Россия», представленный 21 января 2015 г. В опросе принимали участие топменеджеры 54 российских предприятий. Доклад был проведен экспертами Давосского экономического форума (под председательством эксминистра финансов России Алексея Кудрина).
Санкции и низкие цены на нефть привели к рецессии российской экономики. В этих условиях растет роль успешных и динамично развивающихся компаний несырьевого сектора, отмечают авторы доклада. Но только при условии проведения структурных реформ в экономике, предупреждает глава совета бывший министр финансов Алексей Кудрин.
Наибольшее число голосов получила проблема нехватки квалифицированных трудовых ресурсов. Как выяснилось, специалистов не хватает почти во всех отраслях российского предпринимательства. В торговле – продавцов, консультантов, кассиров, администраторов, в туризме – горничных, специалистов по бронированию билетов, в строительстве – монтажников, архитекторов, слесарей, проектировщиков, в ITпрограммистов, инженеров, в логистике – контролеров склада, экспедиторов и так далее. Кстати, самый большой дефицит таких работников зафиксирован в Екатеринбурге, Нижнем Новгороде, Новосибирске, Санкт-Петербурге и Москве . Ухудшающая политическая ситуация в стране еще больше обостряет эту проблему.
Еще одной важной проблемой является неповоротливая бюрократия. Необходимость сбора большого количества документов и длительность рассмотрения различных вопросов тормозит развитие предпринимательства . При этом отметим, что данная проблема уже давно остро стоит в стране. Однако удачные пути решения до сих пор отсутствуют.
Ухудшает ситуацию макроэкономическая нестабильность. Предпринимательство в России ждет четких правил игры. Представители московского медиахолдинга сетуют, что в России невозможно предсказать будущее больше, чем на полгода вперед. Именно изза этого бизнес уходит в офшоры, там более ясные правила игры, уверены в F1 Group .
Интересно то, что за вариант “развитию предпринимательству в России мешает коррупция” проголосовало всего 15% опрошенных. Эксперты считают, что предприниматели приспособились к этому. Многие даже стали использовать коррупцию в своих целях. Изза этого данная проблема не вышла на передний план.
Текущая ситуация предпринимательства в России не может удовлетворить ни правительство, ни самих предпринимателей. Введенные политические санкции, множество нерешенных старых проблем все больше давят на российское предпринимательство.
Ввиду всего этого, 2014 г. стал очень насыщенным на инициативы и законопроекты. Все они направлены на совершенствование системы предпринимательства в России. Некоторые из них начинают действовать уже в 2015 г., другие рассчитаны на долгосрочный период. Давайте рассмотрим позитивные и негативные пути совершенствования предпринимательства и оценим перспективы развития.
Положительные инициативы.
Налоговые послабления.
С 2015 по 2020 гг. введены налоговы[е каникулы для ИП. Решение о введение таких каникул принимают субъекты РФ. После 2х лет таких каникул, где налоговая ставка составляет 0%, предприниматель должен будет перейти на УСН или партнерскую систему налогообложения . Недостатком законопроекта является то, что не все субъекты РФ захотят вводить налоговые каникулы изза уменьшения дохода в бюджете. Правда правительство РФ планирует заинтересовать их увеличением доли отчислений в муниципальные бюджеты. К недостатку налоговых каникул также относится то, что воспользоваться ими смогут только ИП.
К налоговым послаблениям можно также отнести период срока для оплаты патента и обеспечение с 2015 до 2018 гг. неизменности условий налогообложения и уплаты страховых взносов во внебюджетные фонды, установленные до 1 января 2015 г.
Пониженные административные штрафы.
Уменьшаются штрафы, размер которых не превышает 100 000 рублей (для организаций) и 50 000 рублей (для должностных лиц). Штраф не может быть понижен до суммы, меньшей половины минимального штрафа.
Новая либерализация уголовных наказаний по экономическим статьям.
Сейчас правительство РФ рассматривает очередную либерализацию уголовного кодекса. Сумма, которая приводила предпринимателей к уголовной ответственности, будет увеличена.
Расширение доступа малых предприятий к закупкам госкомпаний.
С 1 июля 2015 г. малые предприятия получат полный доступ к закупке субъектов естественных монополий, госкорпораций и госкомпаний . Эксперты прогнозируют увеличение закупок к 2018 г. с 18% до 25% малых предпринимателей в случае, если правительство будет придерживаться данной программы.
Патенты для самозанятых
– не прошли, но работа идет. Уполномоченный при Президенте РФ по защите прав предпринимателей Борис Титов выдвинул идею патентов для самозанятых граждан. Патент должен был выдаваться на срок 12 месяцев, в течение которого юридическое лицо становилось ИП. После истечения данного срока действия лицо снимается с учета.
Негативные инициативы.
Отменяется преимущественное право выкупа арендуемых помещений.
Начиная с 1 июля 2015 г. малые и средние предприниматели лишаются права выкупа арендуемых помещений, который находятся в собственности субъектов РФ. Сейчас такое право присутствует, если предприниматели арендуют это помещение более 2х лет и не имеют задолженности по арендной плате.
Усиление налоговой нагрузки.
Несмотря на описанные в положительных инициативах налоговые послабления, до них государство сумело увеличить данную нагрузку. К ней можно отнести налог на имущество, которые будут выплачивать организации, применяющие УСН или ЕНВД. Также можно отметить торговый сбор, введенный в городах государственного значения.
Увеличение штрафов за несоблюдение санитарных правил и нарушение прав потребителей.
С 2015 г. увеличиваются штрафы за несоблюдение санитарных норм и при организации общественного питания. Более того, в Госдуму внесен законопроект о «драконовских» штрафах, которые предполагаются за нарушение законодательства о защите прав потребителей. Вообще, суммы за вышесказанные нарушения увеличиваются в 510 раз, что является крайне неадекватным, особенно в условиях нынешнего кризиса.
Таким образом, перспективы развития предпринимательства в России до сих пор остаются туманными и неясными. Правительство принимает решения, которые полностью противоречат друг другу. Многие пути совершенствования предпринимательства попросту заминаются.
Однако стоит отметить, что за последние несколько лет были реализованы (пусть и не в полной мере) наиболее глобальные инициативы. Конечно, можно сказать, что дело постепенно сдвигается с мертвой точки. Однако в условиях кризиса необходимо как можно быстрее принимать большое число законов, направленные на совершенствование отечественного предпринимательства.
Источник: idaten.ru
МАЛЫЙ БИЗНЕС В РОССИИ: СОСТОЯНИЕ, ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
Состояние малого бизнеса в российской экономике характеризуется наличием и развитием малых форм индивидуального и малого предпринимательства различных видов деятельности. Оно зависит от внешних факторов и институциональных условий, формирующих благоприятную предпринимательскую среду и деловой климат. Малый бизнес очень чувствителен к изменениям хозяйственного законодательства в стране, рыночной конъюнктуры, динамики платежеспособного спроса, к наличию и доступности коммерческого кредита, инструментов государственной поддержки и др. Все это оказывает влияние на формирование основных тенденций развития, появление проблем и (или) способов их разрешения, а также на определение перспектив для малого бизнеса.
Современные тенденции развития малого бизнеса в российской экономике
Оценка состояния малого бизнеса в динамике, отражающего современные тенденции его развития, осуществляется с помощью следующих показателей:
- • прироста (сокращения) количества зарегистрированных малых предприятий (в целом по России, в регионе, на 100 тыс. жителей и т.п.);
- • увеличения (сокращения) среднесписочной численности занятых на малых предприятиях;
- • роста (спада) объема оборота малых предприятий;
- • роста (спада) объема инвестиций в основной капитал малых предприятий.
Рассмотрим состояние малого бизнеса в российской экономике за период с 2011 по 2015 гг., охватывающий временной интервал экономического подъема (2011—2012 гг.), экономического спада (2012—2013 гг.), экономического кризиса (2013—2014 гг.), экономической стабилизации (2014—2016 гг.) в новых для предпринимателей условиях. Количество малых предприятий в рассматриваемый период имело нестабильную динамику, соответствующую фазам циклического развития экономики (рис. 2.1): с 2011 по 2012 г. количество малых предприятий увеличивалось; с 2012 по 2013 г. — резко уменьшилось из-за мирового финансово- экономического кризиса, падения мировых цен на нефть и девальвации рубля; с 2014 по 2015 г. наметилась тенденция к увеличению числа малых предприятий до уровня 2011 г., связанная с адаптацией предпринимателей к новым рыночным условиям, в 2016 г. эта тенденция продолжилась, характеризуя стабилизацию экономических условий в России.
Средняя численность работников малых предприятий за период 2011—2015 гг. все время снижалась (см. рис. 2.1), что отражает тенденцию экономии издержек за счет персонала, что характерно в целом для экономики России, а также механизацию и применение новых технологий производства на малых предприятиях, позволяющие значительно повысить эффективность и снизить затраты на труд. Кризисные периоды в экономике всегда связаны с увеличением количества самозанятых, работающих на себя и на незарегистрированных предпринимателей, однако их трудно выявить с помощью официальной статистики.
Оборот малых предприятий связан с расширением или сужением внутреннего и внешнего рынков (стабильностью спроса на товары и (или) услуги малых предприятий), а также с курсом национальной валюты. Снижение объема оборота малых предприятий в 2012 г. вызвано началом девальвации рубля из-за падения мировых цен на нефть, перевода части оборота в теневой сектор. В период 2013—2015 гг. предприниматели быстро адаптировались к новым экономическим условиям, переориентировали потоки товарооборота и политику ценообразования и стали наращивать объемы
Рис. 2.1. Динамика показателей состояния малого бизнеса в России.
Источник: по данным Росстата
оборота, чему способствовал рост количества малых предприятий и видовая структура предпринимательства в России (в котором большую долю занимают торговля и строительство).
Инвестиции в основной капитал малых предприятий увеличивались в период 2011—2014 гг., несмотря на кризисные явления, что отражает тенденцию увеличения инвестиций в рамках государственной поддержки малого бизнеса на федеральном и региональном уровнях. В 2015 г. объем инвестиций уменьшился из-за политики процентной ставки, а также в ожидании решения о снятии или продлении санкционного режима во внешней торговле и принятии ряда нормативно-законодательных актов о предпринимательской деятельности в стране.
Малый бизнес страдает от высоких ставок банковского кредита, которые стали следствием резкого падения курса рубля в декабре 2014 г. (Банк России повысил ключевую ставку до 17% с целью стабилизировать финансовую ситуацию в стране, после чего коммерческие банки также резко подняли ставки по кредитам.) Дорогие кредиты существенно сдерживают инвестиционные возможности малого бизнеса (12,7% — по краткосрочным кредитам, 13,7% — по долгосрочным кредитам в 2016 г.), которые в отличии от крупного бизнеса не имеют доступа к внешним источникам инвестиций в основной капитал.
Прибыль наравне с амортизацией является главным источником пополнения собственных средств малых предприятий для финансирования инвестиций в основной капитал, однако в условиях экономической нестабильности рост прибыли малых предприятий замедлился, часть доходов предприниматели перевели в теневой оборот, инвестиции в основной капитал отложили до «лучших времен». Думается, что реализация Стратегии развития малого бизнеса должна способствовать изменению негативной динамики в области инвестиций.
Целесообразно выделить четыре основные тенденции развития российского малого бизнеса в современных экономических условиях:
1. Развитие в посреднической сфере и секторах, не требующих значительных капитальных вложений. Наибольшее количество малых предприятий в российской экономике в 2015 г. были заняты в секторах: торговли (33,18%), операций с недвижимостью и аренды (19,05%), обрабатывающих производств (13,98%), строительства (12,63%). Меньшую долю в общем количестве малых предприятий занимают транспорт и связь (5,8%;), гостиничный и ресторанный бизнес (4,14%;), сельское хозяйство (4,09%;), коммунальные, досуговые и персональные услуги (2,34%;), здравоохранение и социальные услуги (1,72%), производство и распределение газа и воды (1,39%;), добыча полезных ископаемых (0,48%;), рыбоводство и рыболовство (0,19%;), образование (0,1%;), прочие (0,91%;).
В малом бизнесе преобладает сектор услуг, это связано с потребностью рынка и благоприятными экономическими условиями. Общемировая тенденция роста доли сектора услуг в ВВП за последние 25 лет характерна и для российской экономики: расширение внешнеэкономических торговых связей, а также развитие внутреннего межрегионального товарооборота способствовали росту количества торговых малых предприятий. Данный вид малого бизнеса не требует значительных капитальных вложений на стартовом и последующих этапах жизненного цикла, характеризуется высокой оборачиваемостью активов и коротким производственным циклом, а также высокой рентабельностью продаж.
Развитие частной собственности способствовало увеличению количества строительных малых предприятий, в том числе работающих на принципах бригадного подряда, что оказалось очень удобно и востребовано в условиях роста потребления в стране. Рост количества малых предприятий в обрабатывающих производствах связан в основном с устойчивым внутренним спросом на продукцию пищевой промышленности, деревообработки и полиграфии, изделия из резины и пластика.
Малые предприятия занимают рыночные ниши, не привлекательные для крупных промышленных предприятий, например, производство бытовых изделий из пластика широкой номенклатуры малыми сериями (пищевых контейнеров, ведер, тазов, леек и других изделий разнообразных форм и цветов); изготовление тортов на заказ, мелкосерийной полиграфической продукции, сувенирных изделий из керамопластика, мебели по индивидуальным требованиям заказчика (для гостиниц, ресторанов, досуговых центров).
2. Тесное взаимодействие с крупными предприятиями через системы кооперационных связей и субподряда. Основные формы взаимодействия малого и крупного бизнеса в российской экономике образовались под воздействием исторических и экономических факторов, имеют региональные особенности. Наиболее распространенные формы взаимодействия: кооперационные связи, субподряд, лизинг, франчайзинг.
Рассмотрим данные формы более подробно, в регионах с высокой концентрацией промышленного производства малые предприятия функционируют в составе крупных корпораций на основе кооперационных связей. Еще на первом этапе приватизации в середине 1990-х гг. подразделения крупных промышленных предприятий стали трансформироваться в самостоятельные рыночные структуры. Однако время показало, что существовать самостоятельно — не всегда эффективно, поэтому малые предприятия (преимущественно общества с ограниченной ответственностью) стали входить в состав крупных промышленных холдингов, финансово-промышленных групп. Удобство такого сотрудничества объясняется сохранением юридической самостоятельности малого предприятия (объединению юридических лиц), стабильным спросом на выпускаемую продукцию (работы, услуги), инвестиционными возможностями (крупные предприятия часто выступают инвесторами малых предприятий для достижения общей производственной цели).
Система субподряда развивается во многих регионах России. Крупный бизнес должен отдавать 10—18% договоров субподряда, закупок товаров и услуг малому бизнесу, однако в реальности доля не превышает 10%, поскольку крупные промышленные предприятия не всегда заинтересованы в сотрудничестве с малыми из-за различия в налоговом учете, большей прозрачности операций по контрактной системе, проблемы оценки надежности подрядчика.
Региональные центры производственной кооперации и субконтрактации, биржи субконтрактов содействуют поиску партнеров и эффективному сотрудничеству крупного и малого бизнеса в Москве, Магнитогорске, Челябинске, Казани, Ярославле, Туле и других региональных центрах. Например, мастер поиска заказов Портала информационной поддержки малого и среднего производственного бизнеса позволяет предпринимателям найти для себя заказ по классификатору производственных процессов (табл. 2.1).
Размещение заказа на выполнение работ, услуг по классификатору производственных процессов на бирже субконтракта
Требуется механообработка отливок из 110Г13Л
Производственная программа: 100 в месяц на сумму до 1—1,5 млн руб.
Доп. требования: требуется механообработка крупногабаритного литья из марганцовистой стали 110Г13Л (от 600 до 2000 мм) на постоянной основе. Обеспечим регулярную загрузку. Работа заключается в обработке отливок на продольно фрезерных или станках с ЧПУ. Высокая точность не требуется. Материал:110Г13Л Оснастка: ДА Цена: 1 000 000 руб.
Объем заказа: свыше 1 млн руб.
Продольная резка рулона холоднокатанного оцинкованного, штрипс
Производственная программа: ежемесячная потребность.
Доп. требования: желательно местонахождение Москва, МО. Сырье производства НЛМК, Северсталь. Материал: поставщик/заказчик
и техобслуживание тракторов «ЧЕТРА», узлы к тракторам
Производственная программа: постоянно.
Доп. требования: постоянно закупаем новые и б/у узлы и трактора «Промтрактор».
Материал: узлы и трактора
Источник: по данным Портала информационной поддержки малого и среднего производственного бизнеса http://www.subcontract.ru
Крупнейшие банки России: Сбербанк, ВТБ, Газпромбанк, Россельхозбанк, Альфабанк предлагают широкий лизинговый пакет услуг малому бизнесу, что позволяет существенно снижать первичные затраты при создании бизнеса в группе расходов на производственное оборудование. Например, АО «Сбербанк Лизинг» предлагает малому бизнесу пакет услуг «Экспресс»: финансирование до 24 млн руб., решение о предоставлении лизинга за 8 рабочих часов, для анализа клиента нужно 6 видов документов, лимит финансирования на один предмет лизинга — 10 млн руб. Предмет лизинга: легковой, грузовой и коммерческий автотранспорт, автобусы,лизинг спецтехники.
Франчайзинг в период экономического спада становится особенно востребованным малыми предприятиями, у предпринимателей появляется возможность спасти свой бизнес за счет сотрудничества с «крепким» брендом. Покупательская способность в кризис снижается, походы в ресторан и кафе, например, перемещаются в категорию отложенных потребностей, доходы малого бизнеса уменьшаются. Предприниматели, занятые в секторе быстрого питания, могут воспользоваться франшизой на период нестабильности, а могут и дальше продолжать сотрудничать с крупным предприятием общественного питания. Франчайзинг распространен в торговле, организации досуга, аутсорсинге, пищевой промышленности, предоставлении юридических услуг и др. (табл. 2.2).
Каталог франшиз для малого бизнеса 2016—2017 гг.
Стартовые инвестиции, тыс. руб.
Срок окупаемости, мес.
Оборот в месяц, тыс. руб.
«Маяк — безопасность детей»
Офис продаж — детских часов-телефона с GPS трекером «Маяк» в своем городе на основе уникальной автоматизированной бизнес-модели в формате франчайзинга
Сеть детских футбольных школ
Источник: ozlib.com