Специфические функции государства по отношению к бизнесу

Одним из основных уроков первого двадцатилетия либерально-радикальных реформ в России (если датировать их начало рубежом 1990-х годов) заключается в доказательстве одной, в принципе довольно тривиальной (азбучной), истины: демократия – не тот строй, который можно построить по заранее сконструированной (или механически заимствованной) схеме. И тем более в одночасье ввести по «приказу сверху» методом шоковой терапии. Демократия – это всегда продукт эволюции, а не революции. История генезиса и развития демократии в западных странах более чем убедительно свидетельствует, что ее утверждение в обществе в качестве развитой формы организации человеческого общежития – дело не одного, и даже не «500» дней. Для этого требуются поколения.

Без чего, по определению, не бывает демократии? Прежде всего, без политически и юридически просвещенного народа. Ибо уже по самой этимологии, демократия (в переводе с греческого – «власть народа» или «народовластие») предполагает ответственное и осознанное участие граждан в делах государства, в выборе достойных его правителей, контроле власть имущих. «Политика как область общественной жизни предполагает минимальное осознание этой области, – пишет известный французский политолог Р. Арон. – Личности в любом сообществе должны хотя бы примерно представлять, кто отдает приказы, как осуществляется власть. Предполагается, что индивиды, составляющие любой политический режим, знакомы с его механизмами. Западные страны не смогли бы жить в условиях той демократии, которая там существует, если бы граждане не ведали о правилах, по которым этот режим действует»[1].

Функции государства

Если же такие знания правил среди граждан отсутствуют, то, следовательно, нет и необходимого для реальной демократии качества массы. А раз нет качества массы, то нет и качества «вождей». И вместо «участвующей демократии», основанной на рационально осознанном и ответственном волеизъявлении народа, мы в лучшем случае имеем дело с так называемой управляемой или патерналистской демократией. Демократией, при которой политически не просвещенный народ уподобляется «слепому», который и шагу не может ступить без «поводыря» (т. е. власти).

В этом плане именно такой предстает ситуация в сегодняшней России – стране, практически не имеющей демократических традиций, в которой, говоря словами В. Гиляровского, всегда были и все еще остаются «две напасти: внизу – власть тьмы, а наверху – тьма власти». И подавляющее большинство людей (причем не только из «низов», но и из «верхов») не имеют самого элементарного минимума современных политических и правовых знаний. А на уровне массы продолжает преобладать если и не совсем рабская, то сугубо подданническая психология «маленького человечка», убежденного многовековыми традициями авторитаризма в том, что от него в этой жизни ничего не зависит. А посему воспринимающего окружающий его мир, в том числе государство с его политикой силы, как предопределяемую кем-то свыше данность, изменить которую он не в состоянии. «Мы веками приучены к тому, чтобы во всем приказывали природа и государство, и не привыкли сами себе приказывать», – писал до революции будущий нарком иностранных дел советской России Г. Чичерин[2].

Шаг 1. Функции государства. Формат отношений «человек – бизнес – государство»

Самое тревожное в этих условиях то, что таким же социально и политически пассивным (если не сказать инфантильным) вступает в гражданскую жизнь молодое поколение россиян, становясь все более явно и в значительной своей массе легкой жертвой разного рода манипуляций – социальных, национальных, политических, нравственных и т. д. – зачастую с криминальным оттенком.

Связанный с этим же фактором очень расхожий в молодежной среде миф о том, что можно прожить и без политики, обусловливает доминанту в ней психологии политического конформизма и «пофигизма»: засилья неконвенционального политического поведения – политической индифферентности и пассивности, игнорирования выборов, неучастия в демонстративных политических акциях (митингах, шествиях, собраниях и т. д.), сознательного отключения от каналов массовых коммуникаций, безразличного отношения к типу политической власти и облику тех сил, которые олицетворяют ее.

Очевидно, что такое «добровольное» самоотчуждение от политики на крутом повороте российской истории тех, кто не только завтра, но уже и сегодня может и должен определять ее будущее, выгодно только тем силам, которые хотели бы повернуть эту историю вспять. Вернуться к временам «оракулов-вождей» и безропотно внемлющей им массы, этакратической (огосударствленной) системе, в которой нет места социально и политически активным гражданам (в подлинном значении этого слова), а есть только государству послушные подданные.

Показательно, что даже самые передовые слои и группы молодежи, ориентированные на то, чтобы состояться (сделать карьеру) в таких престижных ныне областях занятости, как бизнес, финансы, аудит и т. д., далеко не всегда отдают себе ясный отчет в том, насколько при этом важны не только специальные экономические знания. Но и знания других наук социально-гуманитарного профиля.

Читайте также:  Производство фундаментных блоков как бизнес

Что экономика, в том числе бизнес, – не изолированные сферы общественной жизнедеятельности, а сферы, которые, будучи самостоятельными и автономными, в то же время тесно взаимосвязаны с другими сферами (социальной, политической, духовной и т. д.), напрямую зависят от них. И, более того, во многом детерминируются (предопределяются) ими.

Без соответствующего политико-правового и социокультурного обеспечения, без создания благоприятной общественно-политической среды в России никогда не будет рынка (по крайней мере, в его современных цивилизованных формах). А раз не будет рынка, то никогда не будет и плюралистической демократии с ее неизменными приоритетами неотчуждаемых прав и свобод личности, общественного контроля и периодической ротации власть имущих и т. д.

Осознание такой диалектики требует серьезного изучения не только естественнонаучных и специальных дисциплин. Для честолюбивой, творчески самореализующейся личности очень значимо и постижение необходимого минимума социально-гуманитарных знаний. С тем, чтобы, обогатив ими свой интеллект, обрести способность рационально-критически осмысливать общественные явления и процессы, свободно самоопределяться в условиях политического выбора, не поддаваться манипулированию, не покупаться на обман и всякого рода обещания «манны небесной» и пр.

Еще Платон и Аристотель утверждали, что без социально-гуманитарных знаний нет и не может быть полноценной личности, а, в конечном счете, и хорошего общества. Равно как не может быть и полноценной личности человека-гражданина, воспринимающего себя не в качестве бессловесного (безропотного) объекта политики, а в качестве ее активного субъекта-творца. Человека, способного вместе с другими гражданами «заземлять» власть, лишать ее «внеземной миссии», заставлять служить не себе, а обществу.

Именно эти цели освоения студентами необходимого минимума современных политических знаний преследует курс политологии – особой междисциплинарной области обществоведческого знания, своеобразной «физики политики», содержащей свободные от идеологических ограничений и эгоизма классовых интересов ответы на вопросы о том, как устроены различные политические системы, кто и каким образом отправляет в них власть, кому и в каких пределах эта власть служит и т. д.

Политология – не только теоретико-познавательная, но и прикладная наука. Используя богатый арсенал политико-социологических методов сбора, анализа и обработки информации, прикладники-политологи всесторонне исследуют реальную политическую жизнь и политическую конъюнктуру, «выдавая» в качестве конечного общественно потребляемого продукта объективные экспертно-аналитические оценки и рекомендации по решению практических задач, а также разновариантные (краткосрочные и долгосрочные) прогнозы будущего развития событий. Не случайно политологию очень часто называют «зеркало политики», в которое отправляющие власть государственные мужи смотрятся для того, чтобы разглядеть «лицо» своей политики и «ужаснуться» или «обрадоваться» его отражению.

Источник: litmir.club

О чем говорят функции государства?

Функции государства – это «лакмусовая бумажка», характеризующая соответствие страны её статусу. Фактически от того, как они реализуются, зависит и то, может ли государство претендовать на успешное выполнение задач, через которые и достигается цель, поставленная в основном документе страны.

функции государства

Понятие в видах

Функции государства по своей сути всегда представляют собой основные виды деятельности. Говоря простым языком, функции – это тот набор основных форм, который позволяет с большей эффективностью разрешать задачи, поставленные перед строго определенным государством. Однако, несмотря на всё многообразие стран, в большинстве своем функции имеют схожие признаки, к которым традиционно относят следующие:

  • это основное действие, которое поддерживает существование страны на конкретном историческом промежутке. В данном случае ярким примером может служить регулирование взаимоотношений между частным и государственным сектором экономики как действие, направленное на разрешение экономической задачи;
  • это внешнее выражение сущности государства. Примером представляется защита личности от насилия как со стороны членов общества, проживающего на данной территории, так и со стороны государственных органов;
  • это методы управления процессами, происходящими в государстве. Например, при нестабильной политической ситуации государство обязано сохранять порядок от стихийных митингов или акции вандализма.

Это и определяет деление на основные виды: основные и специфические (особые) функции государства. Именно они позволяют провести оценку качества «работы» столь сложного механизма, как страна.

Основные функции государства

специфические функции государства

Наука выработала определенный список направлений, по которым любое государство ведет работу. Различают внутренние и внешние направления. К внутренним традиционно относят охрану собственности любого типа (частную, смешанную или государственную), правоохранительную и правоустанавливающую, социально-экономическую, экологическую и научную функции.

К внешним — защиту интересов государства и/или его граждан на международной договорной арене и от нападения извне. В недавнем прошлом к ним добавляли и ведение захватнических войн, но с принятием устава ООН такую функцию официально не признают, хотя признаки её у некоторых государств явно наличествуют. Все эти функции имеют длительную природу действия, осуществляясь день ото дня.

Читайте также:  Хореография бизнес процессов это

Специфические функции государства

Несколько иначе обстоят дела с видом специфических функции. Фактически это моментальная реакция государства на непредвиденную проблему. К такого рода ситуациям относят, например, стихийные бедствия. И в данном случае функции государства выражаются в форме устранения последствий и восстановлении существовавшего порядка, т.е. во введении чрезвычайного положения. Как правило, специфические функции исполняются лишь тогда, когда нужно быстро достичь установленного ранее порядка, действуя при этом исключительно от имени государства как субъекта, выражающего волю всех своих граждан.

основные функции государства

В связи со всем вышесказанным можно сделать вывод о том, что функции государства представляют собой особую модель поведения, при которой выполняются его задачи и достигается поставленная цель.

Источник: www.syl.ru

Политология

Орест Муштук - Политология

1. Как особая государственно-властная сфера общественной жизнедеятельности, функционально предназначенная для того, чтобы управлять общественным организмом, обеспечивать его целостность, «жизнь во множестве», политика предстает как:

а) человеческая деятельность, связанная с принятием и проведением в жизнь решений, наделенных достоинством уполномочия со стороны общества, для которого они принимаются;

б) сфера борьбы за власть и конкуренции между индивидами и группами по поводу распределения внутри общества вознаграждений и благ;

в) способ производства социальных предписаний, основанных на законном принуждении;

г) любой вид общественной деятельности, связанный с самостоятельным руководством людьми.

2. Из приведенных ниже суждений реальной истории возникновения политики соответствует:

а) политики (правители) появились потому, что сильно́ стремление отдельных людей к власти;

б) политика – результирующий продукт усложнения отношений между людьми, связанного с возникновением частной собственности и государства;

в) политику выдумали древние мудрецы, решившие облагодетельствовать человечество на много веков вперед;

г) политику привнесли в общественную жизнь политические партии и их харизматические лидеры.

3. С точки зрения демократически организованного общества потребность в политике обусловливается необходимостью:

а) подавления имущими классами неимущих слоев и классов;

б) поддержания социальной стабильности и порядка;

в) перераспределения жизненных благ и осуществления принципа социальной справедливости;

г) ограничения неотчуждаемых прав и свобод личности в интересах общества;

д) охранения и защиты института частной собственности;

е) посредничества и арбитража в межгрупповых отношениях;

ж) силового подчинения воли одних людей воле других.

4. Из перечисленного ниже к разряду первичных (социальных) субъектов политики относятся:

а) средства массовой информации;

б) социально-демографические общности;

в) массовые общественные организации и движения;

г) нации и народности;

д) политические партии и избирательные блоки.

5. В качестве субъектов политики статичным консерватизмом, т. е. неприятием и сопротивлением переменам, характеризуются:

а) государство;

б) электорат;

в) этнос;

г) лобби.

6. В современном обществе с его исключительно сложной социальной организацией и наличием публичной власти в лице государства очень трудно найти явления и процессы, абсолютно свободные от политических оттенков и влияния. Другое дело, мера «политичности». Она у всех разная. Наиболее ярко данная черта выражена в деятельности таких институтов, как:

а) парламент;

б) профсоюз;

в) армия;

г) партия;

д) СМИ.

7. Политические отношения как один из базовых элементов политики включают:

а) совокупность государственных и негосударственных институтов;

б) отношение людей к политическим явлениям и процессам, проявляющееся в различных типах политического поведении;

в) различные формы взаимосвязи и взаимодействия субъектов политики в самом широком диапазоне: от сотрудничества до противоборства.

8. Утверждения:

1. Взаимоотношения политики с другими сферами общественной жизни строятся на причинно-следственных связях, т. е. взаимовлиянии политики и внешней среды.

2. Политика – самодетерминирующаяся область общественной жизни, и здесь факторы внешней среды практически не играют никакой роли.

а) оба не верны;

б) верно только первое;

в) верно только второе.

9. По такому критерию, как сферы общественной жизни, различают политику:

а) внутреннюю;

б) государственную;

в) национальную;

г) демократическую;

д) аграрную.

10. Разное взаимодействие политики и экономики в разных общественных системах. В условиях рынка:

а) политика выступает концентрированным выражением экономики;

б) экономика – не что иное, как концентрированное выражение политики;

в) экономика и политика – суть две одновременно независимые, зависимые и взаимозависимые сферы общественного бытия.

11. Из перечисленного ниже кэкономическим методам государственного регулирования хозяйственной сферы не относится:

а) налогообложение;

Читайте также:  Системность в бизнесе это

б) указ президента;

в) стандартизация продукции;

г) квотирование экспорта.

12. «Специфические» функции государства по отношению к бизнесу:

а) правовое обеспечение предпринимательской деятельности, установление одинаковых для всех правил игры и контроль их соблюдения;

б) предупреждение и нейтрализация центробежных тенденций, изначально заложенных в рыночных отношениях и порождаемых стремлением к личной выгоде, реализации частного интереса;

в) удовлетворение нужд предпринимателей в безопасности (физической, социальной, имущественной);

г) проведение политики «закрытых дверей» по отношению к иностранному капиталу в качестве средства ограждения национального предпринимательства от конкуренции извне.

13. Свобода частного предпринимательства входит в число неотчуждаемых прав и свобод личности и предстает как:

а) свобода, не ограниченная ничем, кроме закона, стоящего на страже интересов других;

б) свобода везде и любой ценой делать деньги, получать прибыль, приращивать капитал;

в) свобода с выгодой для себя создавать общественно значимые материальные и нематериальные ценности;

г) свобода как право на девиацию (отклоняющееся поведение) в тех сферах, которые не регулируются законом.

14. Переход предприятий из рук частных предпринимателей в государственную собственность составляет суть процесса:

а) национализации;

б) структурной перестройки;

в) приватизации;

г) огосударствления.

15. Не свойственно политике государства в рыночной экономической системе:

а) обеспечение правовой основы деятельности хозяйствующих субъектов;

б) поддержка незащищенных слоев населения;

в) установление максимально допустимых объемов производства для частных фирм и корпораций;

г) выпуск в обращение денежных знаков.

16. Уровень функционирования идеологии, на котором она непосредственно связана с практической деятельностью организованных политических сил и классов, относится к разряду:

а) теоретико-концептуального;

б) программно-политического;

в) актуализированного.

17. Можно ли рассматривать аморальность как всеобщую заданность политики, как доминанту, не зависящую от характера режима и чистоты рук тех, кто делает политику?

а) да. Всегда там, где начинается политика, кончается мораль;

б) нет. Политика – дело не грязное. Грязными и аморальными могут быть только режимы и люди, которые ее занимаются.

18. Определение власти, полнее всего раскрывающее ее сущность:

а) власть есть возможность индивида осуществлять свою волю вопреки сопротивлению других;

б) власть – не просто способ воздействия на кого-либо, а действие как процесс, направленный на изменение (чего-либо или кого-либо);

в) власть – это средство достичь блага в будущем.

19. Власть – не вещь, которой обладают. И не собственность одного индивида или группы. Власть – это всегда отношение, которое предполагает:

а) независимость взаимодействующих сторон;

б) одностороннюю зависимость одной из них;

в) их взаимозависимость.

20. Харизма – это:

а) любовь к представителям власти или иерархам церкви;

б) вера в исключительные качества и величие вождя;

в) способность одного человека повелевать другим;

г) имидж («общественное лицо») политика.

21. Одним из универсальных источников власти является авторитет, в основании которого находятся:

а) традиции;

б) навязывание своей воли другим;

в) компетентность;

г) страх;

д) согласие.

22. Высшее качество и наибольшую эффективность власти придает:

а) сила;

б) знание;

в) богатство;

г) харизма.

23. Тип власти, когда управляемый верит, что управляющий имеет право отдавать приказания и что его долг – подчиняться им, называется:

а) традиционной;

б) принуждающей;

в) вознаграждающей;

г) легитимной.

24. Из перечисленного ниже к функциям власти относится:

а) господство;

б) право;

в) поощрение;

г) контроль;

д) насилие.

25. «Политическая власть» и «государственная власть»:

а) понятия, никак не связанные друг с другом;

б) первая – часть целого, т. е. государственной власти;

в) наоборот, вторая – часть целого, т. е. политической власти.

26. То обстоятельство, что государственная власть выступает от имени всего общества, предопределяет такую специфическую ее черту, как:

а) всеобщность;

б) публичность;

в) моноцентризм;

г) верховенство.

27. Одним из исходных понятий, характеризующих государственную власть, является понятие политического господства.

Это понятие означает:

а) использование власти в виде орудия подавления одного класса другим;

б) закрепление в обществе отношений командования и подчинения;

в) создание иерархической системы властных институтов и учреждений.

28. Легитимность власти, основанная на праве наследования престола – это легитимность:

а) династическая;

б) монархическая;

в) традиционная;

г) харизматическая.

29. На рационально-правовой легитимности основывается власть:

а) наследственных монархов;

б) вождей в странах социализма;

в) военных диктаторов;

г) демократически избранных президентов.

30. Тип легитимности, не достающий власти в ситуации, когда она, будучи сформированной демократическим путем, оказывается неспособной справиться с кризисными явлениями и поддерживать в обществе стабильность и порядок:

а) рационально-правовая;

б) онтологическая;

в) идеологическая;

г) технократическая.

Источник: www.livelib.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Бизнес для женщин