Бекетова, К. Н. Особенности развития малого и среднего бизнеса в Республике Казахстан на примере Кызылординской области / К. Н. Бекетова, Е. И. Жетписбай. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 5.5 (109.5). — С. 7-9. — URL: https://moluch.ru/archive/109/26816/ (дата обращения: 24.05.2023).
В данной статье рассматриваются особенности развития малого и среднего бизнеса в Республике Казахстан на примере Кызылординской области. Также предложены пути совершенствования малого бизнеса в Республике Казахстан. Целью данной статьи является выявление особенностей развития малого и среднего бизнеса в Казахстане. Объектом исследования в статье является совокупность экономических отношений, отражающих систему развития и управления малым бизнесом в РК.
Ключевые слова: малый бизнес, средний бизнес, малые предприятия, приватизация, микрокредитование.
Предпринимательство- это свободная инициатива людей в хозяйственной деятельности, это способ организации экономических сил. Иными словами, это испытанный в мировой практике способ эффективной организации производства. Существование предпринимательства — обязательное условие функционирования рынка.
Определение субъектов малого и среднего предпринимательства
Малое предпринимательство играет большую роль в экономике любых стран, так как ему свойственны определенные преимущества, к которым относятся:
— более низкая потребность в первоначальном капитале и способность быстро вводить изменения в продукцию и процесс производства в ответ на требования местных рынков;
— относительно более высокая оборачиваемость собственного капитала;
— широкое использование местных материальных и трудовых ресурсов;
— относительно невысокие расходы при осуществлении деятельности;
— большая независимость действий субъектов малого предпринимательства;
— гибкость и оперативность в принятии и выполнении принимаемых решений;
— большая возможность для индивидуума реализовать свои идеи, проявить свои способности.
К преимуществам малого и среднего бизнеса также можно отнести: близость к местным рынкам и приспособление к запросам клиентуры; производство малыми партиями, что невыгодно крупным фирмам; исключение лишних, второстепенных звеньев управления [1, с.15].
Развитию малого бизнеса в настоящее время уделяется большое внимание. Объясняется это, прежде всего, тем, что именно малый бизнес во многих областях деятельности обеспечивает реальные условия для подъема экономики и выхода Казахстана из экономического кризиса. Следует отметить, что малый бизнес занимает важное место в экономике стран с развитой рыночной системой.
Создание благоприятных условий для развития предпринимательства является одной из задач государственной политики. Правительством проводится большая работа в этом направлении. Речь идет о максимальном снижении административных барьеров, стремлении к такому уровню регулирования, который не будет мешать развиваться предпринимательству. Для этого улучшается нормативно- правовая база, регулирующая предпринимательскую деятельность [1, с.18].
Сегодня в республике государственная поддержка малого и среднего бизнеса носит многоуровневый характер: осуществляются мероприятия в области снижения налогового бремени, проводится легализация собственности и активов, реализовывается комплекс мер по облегчению доступа к кредитным ресурсам, упрощаются административные процедуры и разрешения, организовываются региональные центры поддержки малого и среднего бизнеса как в городах, так и на селе.
Вместе с тем сегодня государство принимает меры для активизации банковского кредитования малого и среднего бизнеса, для чего реализуется программа субсидирования и гарантирования банковских кредитов. Привлекаются транши Азиатского банка развития и других международных финансовых институтов для их последующего размещения в банках второго уровня. Одной из причин снижения банковского кредитования является также качество кредитного портфеля банков. Поэтому основной акцент необходимо сделать на оздоровлении кредитного портфеля банков второго уровня.
Кызылординская область является экономически стабильно развивающимся регионом страны, обладает значительными ресурсами, составляющими потенциал ее уникальных конкурентных преимуществ. Запасы природных ископаемых представлены богатыми месторождениями железных и полиметаллических руд, урана, нефти, поваренной соли, известняка, кварцевых песков.
Кызылординская область является крупным производителем и поставщиком поваренной соли, кварцевого песка, бахчевых, рыбных изделий, и одним из единственных — риса. В области производятся также строительные материалы, швейные изделия, мебель и т.д.
В регионах Казахстана малый бизнес более чем на 80% ориентирован на внутрирегиональные рынки (а в торговле и строительстве более чем на 90% — на местные, то есть на городские и районные); и даже применительно к промышленности внутрирегиональная ориентация составляет более 70%. Наибольшее число активных предприятий в региональном разрезе приходится на Мангистаускую область (96,2%), г. Астану (95,9%), а также на Кызылординскую (95,5%), Атыраускую (95%) и Западно- Казахстанскую (94,4%) области [2, с.18].
На 1 октября 2015 года в Кызылординской области количество действующих субъектов МСП составило 42725 единиц, в том числе субъекты малого предпринимательства – 4 494, субъекты среднего предпринимательства — 73, индивидуальные предприниматели – 35 406, крестьянские хозяйства — 2 752 единиц.
В области на 1 октября 2015 года было зарегистрировано 47 591 предприятий малого и среднего бизнеса. Из зарегистрированных 73,4% (4549 единиц) предприятий являлись действующими, то есть осуществляли или потенциально могли осуществлять экономическую деятельность, 2759 предприятий (60,6% из числа действующих) были активными.
В региональном разрезе наибольшее количество активных предприятий малого и среднего бизнеса приходится на г.Кызылорда (76,5%), Шиелийский (6,9%), Казалинский (4,0%) районы. Выпуск продукции (товаров и услуг) субъектами МСП в январе-июне 2015 года составил 97 462 млн.тенге. Численность активно занятых в МСП на 1 июля 2015г. составила 84 431 человек.
На 1 октября 2015 года 722 предпринимателя области обучены по государственным программам:
— По проекту «Бизнес советник-1» — 698;
— «Деловые связи» 1 этап — 17;
— «Назарбаев Университет» — 12;
— В рамках 4-го направления программы «Дорожная Карта Бизнеса-2020» по второму этапу проекта «Деловые связи» прошли стажировку в Германии 2 топ-менеджера Кызылординской области [3, с.10].
По итогам 2014 года в области доля малого и среднего предпринимательства ВРП составила 11,1%. Глава государства особо отметил, что развитие малого и среднего предпринимательства является главным инструментом индустриального и социального обновления Казахстана в ХХІ веке.
На поддержку предпринимательства и развитие производственный инфраструктуры в рамках «Дорожной карты бизнеса-2020» в 2015 году было направлено 2,6 млрд. тенге, что на 77 процентов больше, чем в 2014 году.
В рамках программы были созданы индустриальные зоны в Аральском, Казалинском, Жалагашском, Шиелийском районах и г.Кызылорде. В качестве дополнительных мер поддержки начинающих предпринимателей в сентябре 2014 года в области создан Региональный инвестиционный цент (РИЦ). Его возможности максимально используются для кредитования микробизнеса, особенно в сельской местности. В прошлом году РИЦ «Кызылорда» профинансировал 56 проектов на общую сумму 342,1 млн.тенге, было создано 223 новых рабочих места.
Финансово-кредитная поддержка субъектов малого и среднего бизнеса в области осуществляется через филиалы банков второго уровня, АО «Агрокредитная корпорация», «Фонд финансовой поддержки сельского хозяйства», «ФРП «Даму», микрокредитными и другими кредитными организациями.
Отмечено, что в дальнейшем будут исключены все нормативно-правовые акты, препятствующие развитию бизнеса, малый бизнес превратится в семейную традицию, передающийся из поколения в поколение.
Как сказал Президент, нужно активизировать работу по поддержке малого и среднего бизнеса и деловой активности. Так же он отметил, что нужно дополнительно 100 млрд. тенге для льготного кредитования малого и среднего бизнеса и крупного предпринимательства. Наряду с этим было отмечено о необходимости реализации проектов пищевой и химической промышленности, отраслей машиностроения и оказания услуг.
Решение о выделении дополнительных 100 млрд. тенге из Национального фонда для развития малого и среднего бизнеса является отличной возможностью для увеличения доли малого и среднего предпринимательства в валовом внутреннем продукте. Это даст возможность не только для открытия новых производств, но и является возможностью для открытия новых рабочих мест в регионе.
Из выделенных ранее 100 млрд. тенге в 2014 году предпринимателям Кызылординской области было предоставлено кредитов на сумму более 466 млн. тенге. 12 субъектов предпринимательства, осуществляющих свою деятельность в обрабатывающей промышленности, использовав возможности программы, получили кредитные средства.
Вклад малого и среднего бизнеса в ВВП Казахстана на сегодня составляет около 20%, данный показатель с учётом небольших колебаний сохранялся на аналогичном уровне в течение 5 лет. Низкий вклад малого и среднего бизнеса в нашей стране объясняется тем, что основную долю ВВП создает крупный бизнес, представленный в нефтегазовом и металлургических секторах. На долю предприятий крупного бизнеса приходится 70% ВВП [4].
Программа «Дорожная карта бизнеса-2020» на сегодняшний день стала эффективной. В соответствии с ней осуществляется три основных направления:
1. Поддержка новых бизнес-инициатив. В рамках данного направления используются механизмы субсидирования процентной ставки и гарантирования кредитов для реализации новых проектов, сервисная поддержка ведения бизнеса.
2. Оздоровление предпринимательского сектора, т.е. поддержка уже существующего бизнеса, столкнувшегося в кризисное время с финансовыми трудностями.
3. Поддержка экспортоориентированных производств.
В 2016 году в области усилится поддержка предпринимателей в несколько раз. К этому привлекаются социально-предпринимательская корпорация и Региональная палата предпринимателей, которые приступили к реализации пилотного проекта «Микробизнес-Кызылорда». В 2016 году на реализацию пилотного проекта предусматривается направить 600 млн.тенге, в том числе 300 млн.тенге- НПП «Атамекен».
Проведенное исследование показало, что роль малого бизнеса велика не только количественно, но и функционально, иными словами, по тем задачам, которые он решает в экономике. Дальнейшее развитие малого бизнеса, использование инновационного потенциала малого предпринимательства, его стимулирование должны и в будущем обеспечить устойчивое функционирование либеральной экономической системы Республики Казахстан, главной опорой которой будет выступать сильный предпринимательский класс.
Литература:
- Дауранов И., Курбанова Г., Рудецких А., Шишкина А. Малый бизнес Казахстана: Тенденции и проблемы развития. Алматы, 2008.
- Казахстан: 2013-2015. Информационно-аналитический сборник. Алматы: Агентство РК по статистике. Алматы, 2015.
- Программа «Дорожная карта бизнеса 2020» от 13 апреля 2010 года.
- Абдимомынова А.Ш., Жаксыгулова Р.А.Малый инновационный бизнес в Республике Казахстан. Россия и Казахстан: опыт научно-экономического сотрудничества, перспективы интеграции. Сборник статей международной научно-практической конференции. ФБГОУ ВПО Ставропольский государственный аграрный университет; Кызылординский государственный университет им. Коркыт Ата. 2015. С. 10-15.
Основные термины (генерируются автоматически): малый бизнес, среднее, бизнес, область, Казахстан, малое предпринимательство, Дорожная карта, крупный бизнес, пилотный проект, региональный разрез.
Источник: moluch.ru
Кодекс Республики Казахстан от 29.10.2015 N 375-V ЗРК «Предпринимательский кодекс Республики Казахстан»
Настоящий Кодекс определяет правовые, экономические и социальные условия и гарантии, обеспечивающие свободу предпринимательства в Республике Казахстан, регулирует общественные отношения, возникающие в связи с взаимодействием субъектов предпринимательства и государства, в том числе государственным регулированием и поддержкой предпринимательства.
- Раздел 1. Общие положения [текст]
- Глава 1. Правовые основы взаимодействия субъектов предпринимательства и государства [текст]
- Глава 2. Субъекты предпринимательства и условия их функционирования [текст]
- § 1. Общие положения о субъектах предпринимательства [текст]
- § 2. Субъекты индивидуального предпринимательства [текст]
- § 3. Предпринимательство юридических лиц [текст]
- Глава 4. Участие субъектов предпринимательства в нормотворчестве [текст]
- Глава 5. Государственно-частное партнерство [текст]
- Глава 6. Социальная ответственность предпринимательства [текст]
- Глава 6-1. Социальное предпринимательство [текст]
- Глава 7. Государственное регулирование предпринимательства [текст]
- Глава 7-1. Антимонопольный орган и его полномочия [текст]
- Глава 8. Государственная поддержка частного предпринимательства [текст]
- Глава 9. Разрешения и уведомления [текст]
- Глава 9-1. Информационные инструменты [текст]
- Глава 10. Техническое регулирование [текст]
- Глава 11. Государственное регулирование цен и тарифов [текст]
- Глава 11-1. Общественно значимые рынки [текст]
- Глава 12. Обязательное страхование [текст]
- Глава 13. Государственный контроль и надзор [текст]
- § 1. Общие положения о государственном контроле и надзоре [текст]
- § 2. Порядок организации и проведения контроля субъекта (объекта) контроля и надзора [текст]
- Глава 14. Конкуренция [текст]
- Глава 15. Монополистическая деятельность [текст]
- Глава 16. Недобросовестная конкуренция [текст]
- Глава 17. Участие государства в предпринимательской деятельности [текст]
- Глава 18. Защита конкуренции [текст]
- Глава 19. [исключена]
- Глава 20. Выявление нарушений законодательства Республики Казахстан в области защиты конкуренции [текст]
- Глава 21. Пресечение нарушений законодательства Республики Казахстан в области защиты конкуренции и пересмотр предписаний антимонопольного органа [текст]
- Глава 22. Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства [текст]
- Глава 23. Государственная поддержка агропромышленного комплекса и несельскохозяйственных видов предпринимательской деятельности в сельской местности [текст]
- Глава 23-1. Государственная поддержка инновационной деятельности [текст]
- Глава 24. Государственное стимулирование промышленности [текст]
- § 2. Индустриально-инновационная система Республики Казахстан [текст]
- § 3. [исключен]
- § 1. Правовой режим инвестиций [текст]
- § 2. Государственная поддержка инвестиций [текст]
- Глава 27. Защита прав субъектов предпринимательства [текст]
- Глава 28. Уполномоченный по защите прав предпринимателей Казахстана. Инвестиционный омбудсмен [текст]
- § 1. Правовой статус Уполномоченного по защите прав предпринимателей Казахстана [текст]
- § 2. Правовой статус инвестиционного омбудсмена [текст]
- Глава 30. Ответственность за нарушение законодательства Республики Казахстан в сфере предпринимательства [текст]
- Глава 31. Переходные и заключительные положения [текст]
Тексты документов приведены в редакциях, актуальных на дату добавления текста в нашу базу данных. За время, прошедшее с указанной даты текст документа мог быть изменен и дополнен, правовой акт мог прекратить свое действие.
Хотя информация получена из источников, которые мы считаем надежными и наши специалисты применили максимум сил для выверки правильности полученных версий текстов приведенных нормативных актов, мы не можем дать каких-либо подтверждений или гарантий (как явных, так и неявных) относительно их точности.
Тексты документов приводятся в ознакомительных целях. ТОО «КАМАЛ-Консалтинг» не несет ответственности за любые последствия какого-либо применения формулировок и положений, содержащихся в данных версиях текстов правовых актов, за использование данных версий текстов правовых актов в качестве основы или за какие-либо упущения в текстах публикуемых здесь правовых актов.
Источник: pavlodar.com
Развитие малого и среднего бизнеса в Республике Казахстан
Создание предпринимательских структур является одной из главнейших задач, стоящих перед государством в переходный период. Именно предпринимательские структуры всех уровней способны обеспечить максимальную занятость и повысить жизненный уровень населения, а следовательно и обеспечить улучшение социального климата, необходимого для дальнейшего социально – экономического развития Республики Казахстан.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.
Просмотр содержимого документа
«Развитие малого и среднего бизнеса в Республике Казахстан»
Развитие малого и среднего бизнеса в Республике Казахстан
Создание предпринимательских структур является одной из главнейших задач, стоящих перед государством в переходный период. Именно предпринимательские структуры всех уровней способны обеспечить максимальную занятость и повысить жизненный уровень населения, а следовательно и обеспечить улучшение социального климата, необходимого для дальнейшего социально – экономического развития Республики Казахстан.
Развитие предпринимательской деятельности должно иметь комплексный, многоуровневый характер, поскольку данная деятельность является экономическим базисом для достижения стратегических целей реализации индустриально – инновационного развития страны.
Развитие малого и среднего предпринимательства в рыночной экономике в наибольшей степени связано с разгосударствлением и приватизацией государственной собственности.
В экономической литературе стран Запада принято считать малый бизнес «растущим ребенком». В частности, утверждается, что «Малый бизнес – как растущий ребенок потому что он не может все время оставаться в колыбели. Он нуждается иметь большее жилье, а для этого он должен усиленно заниматься предпринимательской деятельностью».
Малое предпринимательство как показывает международная практика, зарождается, прежде всего, в тех отраслях, где капитал оборачивается быстрее, а именно в торговле , общественном питании и в сфере услуг. Однако форсированная экономическая политика по реформированию рыночной экономики, начавшаяся с либерализации цен и связанная с ней нарастающая инфляция привлекла к ликвидации финансовой базы мелкого бизнеса из – за обесценивания сбережений населения и резкого повышения процентных ставок, что вызвало паралич в формировании малого бизнеса и его инвестиционной деятельности. Малое предпринимательство оказалось под прессом многочисленных сборов и больших налогов.
В настоящее время роль малого и среднего бизнеса в общем числе новых продуктов, внедренных на рынок Казахстана весьма значительна.
По данным управления федеральных закупок США, мелкие фирмы(с числом занятых менее тысячи человек) с середины 50-х годов до середины 70-х годов создали почти половину различных нововведений. Почти четверть нововведений приходится на фирмы с числом занятых до 100 человек. Именно мелкой компании «Apple» одной из первых наладить производство персональных компьютеров, а затем превратиться в одного из важнейших производителей. Из разряда мелких выдвинулись на авансцену такие известные ныне американские компании, как «Ксерокс», «Тексас инструмент», «Палороид».
Малый и средний бизнес играет существенную роль в расширении занятости населения в развитых странах. В США за последние 10 лет 60% новых рабочих мест приходится на компании, где работает менее 20 человек. В начале 80-х годов в условиях гигантского роста безработицы многие ученые, экономисты и государственные деятели усматривали в мелком бизнесе средство создания новых рабочих мест, способное компенсировать сокращение занятости на крупных предприятиях. Именно поэтому со стороны правительств развитых стран оказывается различная помощь мелкому и среднему бизнесу.
Проблематика для малого и среднего бизнеса Казахстана в последние годы существенно изменилась. На сегодня нет дефицита финансовых ресурсов и давления со стороны контролирующих госорганов благодаря повышению эффективности управления и внедрению инноваций.
В данной роте я хочу рассмотреть теоретические аспекты малого и среднего бизнеса, его структурные особенности. Рассмотреть отдельно развитие малого и среднего бизнеса в Казахстане.
Целью написания данной курсовой работы является рассмотрение исторических и современных аспектов функционирования малого и среднего бизнеса.
1. МАЛЫЙ И СРЕДНИЙ БИЗНЕС
1.1. Понятие малого и среднего бизнеса
Понимание роли бизнеса требует ясного представления , какое место он занимает в развитии рыночных отношений и становлении национальной экономики на базе различных форм собственности.
Средний бизнес в большей мере зависит в своей деятельности от внутренней экономической конъюнктуры и вынужден вести конкурентную борьбу внутри своей группы, а также с крупным отечественным и зарубежным капиталом. Это и определяет заинтересованность среднего бизнеса в защите на внутреннем рынке путем проведения государственной экономической политики и формирования правил рыночных отношений, которые обеспечивают тесную связь среднего бизнеса с национальными интересами. Характерными представителями среднего бизнеса могут быть предприятия отраслей машиностроения и легкой промышленности.
Малый бизнес – вполне самостоятельная и наиболее типичная форма организации экономической жизни общества со своими отличительными особенностями, преимуществами и недостатками, закономерностями развития. Функционирование на локальном рынке, быстрое реагирование на изменение его конъюнктуры, взаимосвязь с потребителем, узкая специализация на определенном сегменте рынка товаров и услуг, возможность начать собственное дело с относительно малым стартовым капиталом – все эти черты малого бизнеса являются его достоинствами, повышающими стабильность внутреннего рынка.
Малый бизнес осуществляется самым многочисленным слоем мелких собственников, которые в силу своей массовости в значительной мере определяют социально – экономический и отчасти политический уровень страны. По своему уровню жизни и социальному положению они принадлежат к большинству населения, одновременно являясь как непосредственными производителями, так и потребителями широко спектра товаров и услуг. Сектор малого бизнеса образует самую разветвленную сеть предприятий, действующих в основном на местных рынках и непосредственно связанных с массовым потреблением товаров и услуг. В совокупности с небольшими размерами малых предприятий, их технологической, производственной и управленческой гибкостью это позволяет чутко и своевременно реагировать на изменяющуюся конъюнктуру рынка.
Малый бизнес является неотъемлемым, объективно необходимым элементом любой развитой хозяйственной системы, без которого экономика и общество в целом не могут нормально существовать и развиваться. Хотя лицо развитого государства определяют крупные корпорации, а наличие мощной экономической силы – крупного капитала – в значительной мере обуславливает уровень научно – технического и производственного потенциала, подлинной основой жизни стран с рыночной системой хозяйствования выступает малый бизнес как наиболее массовая динамичная и гибкая форма деловой жизни.
Именно в малом бизнесе создается и циркулирует основная масса национальных ресурсов, которые являются питательной сферой для среднего и крупного бизнеса.
Высокая приспособляемость малого бизнеса и охват им практически всех сфер внутреннего рынка страны обеспечивают устойчивость развития экономики и способствуют стабильности политического климата.
Владельцы малого бизнеса, с одной стороны, являются мелкими собственниками и имеют единые корпоративные интересы в отношении собственности с крупным и средним капиталом. С другой стороны, представителей малого бизнеса отличает то, что их условия жизни и деятельности, а также положения активного производителя и одновременно потребителя на внутреннем рынке побуждают их в повседневной жизни к упрочению связей со своими постоянными и потенциальными партнерами из различных социальных групп.[2; с.6]
Функции малого бизнеса.
Общеизвестно, что сектор малого бизнеса является одним из ключевых элементов рыночной экономики с присущими ему закономерностями развития. Его роль определяется тремя основополагающими функциями:
Экономическая функция сектора малого бизнеса заключается в его вкладе в производство ВВП, влиянии на структуру экономики и создание конкурентной среды. Также малый бизнес способствует укреплению экономической независимости населения и, как следствие, росту платежеспособного спроса.
В силу своей специфики и возможностей малые предприятия ориентируются преимущественно на локальные узкоспециализированные сегменты рынка товаров и услуг. Они занимают специфичные рыночные ниши, производя товары, которые из-за высоких накладных (indirectcosts) расходов или быстро изменяющихся потребительских предпочтений могут быть экономически невыгодными для производства на крупных и средних предприятиях. Мобилизуя местные финансовые, трудовые и прочие ресурсы, малые предприятия через развитие производства и внутри межрегиональной торговли способствуют оживлению локальной экономики.
Социальная функция малого бизнеса заключается в смягчении последствий структурной трансформации экономики и перехода к рыночным отношениям, решении проблем занятости населения, вовлечении в экономическую деятельность наименее социально защищенных слоев населения.
В области решения проблемы безработицы сектор малых предприятий в целом способен предоставить значительное количество рабочих мест при относительно невысоких капитальных затратах. Как основной создатель рабочих мест, даже в периоды спадов, малый бизнес помогает сохранить или повысить источники доходов, способствует их более равномерному распределению, внося таким образом вклад в обеспечение социальной стабильности.
По данным Программы развития ООН, количество малых и средних предприятий достигает свыше 95% от общего количества всех предприятий. В мировой экономике на долю малых предприятий приходится свыше 60% занятых, а их доля в ВВП достигает 50%.
Одной из важных социальных функций, которую выполняет малый бизнес в обществе, является изменение сознания населения. В рыночной экономике малый бизнес является не только источником средств к существованию, но также способом раскрытия потенциала личности. Особенно это актуально для пост-социалистических стран, где проведение структурных изменений, связанных с рыночными преобразованиями экономики, привело к тому, что значительное количество людей вынуждено было обратиться к малому предпринимательству, как способу обеспечения самозанятости.
Политическая функция сектора малого бизнеса, на примере зарубежных стран, заключается в формировании самостоятельного класса собственников в обществе. Широко известно, что успешно развивающиеся представители малого бизнеса пополняют средний класс, который является гарантом политической стабильности в обществе.
Во многих странах предпринимателями ищут активного участия в политических процессах, формируют политические движения и партии, выражающие и лоббирующие их интересы.
Признание значимости выполняемых малым бизнесом функций способствовало тому, что практически во всех странах вопросам развития и поддержки малого бизнеса уделяется существенное внимание как на национальном, так и на местном уровнях. [8]
1.2. Структурные особенности малых и средних предприятий
Исторически, роль малого и среднего бизнеса в индустриально-экономическом развитии различается от страны к стране и от десятилетия к десятилетию. Например, в таких странах как Южная Корея основой индустриализации стали крупные промышленные конгломераты, и лишь на более позднем этапе было уделено внимание развитию малого и среднего бизнеса. В других странах, например, на Тайване малый бизнес стал движущей силой экономического и индустриального развития, который впоследствии вырос до масштабов транснациональных корпораций. В то же время, в ряде стран, например в Индии, наблюдалось развитие крупных импортозамещающих производств одновременно с развитием семейного и микро- бизнеса.
Несмотря на длительную историю существования, в мировой практике по сей день отсутствует достаточно четкое унифицированное определение малого бизнеса или малого предпринимательства. Существуют различные подходы к определению данного понятия, и в каждой отдельно взятой стране используются различные критерии отнесения предприятий к категории малых.
С одной стороны, отсутствие универсальных критериев затрудняет сравнительную оценку уровня развития малого бизнеса в разных странах. С другой стороны, существующие различия объективны и обусловлены уровнем социально-экономического развития каждого отдельно взятого государства, а также культурными и историческими особенностями.
Признаки или критерии, по которым предприятия могут быть отнесены к категории малых, довольно разнообразны. Однако целесообразно выделить основные из них, которые наиболее часто используются в мировой практике. К ним относятся:
— Количество занятых сотрудников на предприятии;
— Стоимость активов предприятия;
— Объем товарооборота или выпускаемой продукции.
Данные критерии применяются практически во всех странах, при этом используемые количественные показатели существенно различаются. В Таблице 1 приведены примеры отнесения хозяйствующих субъектов к категории малых предприятий в различных странах на основе указанных критериев.
Таблица 1. Критерии отнесения к субъектам малого и среднего бизнеса, используемые в различных странах.
Стоимость активов (тыс. долл. США)
Объем товарооборота(тыс. долл. США)
Источник: kopilkaurokov.ru