Гранты с 1986 г. Была ликвидирована торговля на внешней торговле. Коллективам можно получать зарубежные гранты. (Франция, Германия, заруб. сообщества) В России гранты пред-ся отделениями российской академии наук и обр-ся министерством промышлености и торговли, мин. Экон. Обр-я. Целевые выделяются для молодых ученых.
Другие привязаны к программам. Два различия составления гранта: Все российские гранты находятся в собственности разработчика. Сумма разделяется на пополнение исследования, 300 тыс. на 3 года. Средний размер гранта в России: молодые ученые 1 млн. руб., в США 200 тыс. долларов. Валютное обеспечение. Правительство заключает мет прав-ное соглашение о научно-технич сотрудничестве.
К выполнению привлекают тех ученых которые специал. В этой области финансируются(совместное не разрешено) Создание совместного предприятия на основе иностранного капитала. Организация может реализовать научно технич. Продукцию за рубежом. Индивидуальные договора БЭК групп исполнителей, оплата их труда происходит в иностранной валюте.ы и валютное обеспечение инновационной деятельности
БИЗНЕС В ТВОЕМ РАЙОНЕ (ВЫПУСК #14) / Источники финансирования для бизнеса!
11. Основные фонды нто, их состав, оценки, эффективности использования
- Оперативный лизинг. Объект аренды сдается на срок от 1 года до 3х лет, причем обязанности по страхованию и ремонту объекта на лизингодателе, т.к. он заинтересован в том, чтобы после возврата объект можно было сдать в повторную аренду. Обычно при оперативном лизинге объекты не могут полностью амортизировать. Выгоды сторон: повторная аренда, арендатор может переключаться на более высокоэффективное оборудование. Операционный лизинг более распространен, чем другие виды лизинга, особенно в малом бизнесе.
- Финансовый лизинг. На срок до 10 лет. За этот срок объект лизинга обычно полностью амортизируется. Обязанности по страхованию и ремонту ложатся на лизингополучателя.
- Лизинг недвижимости. Специальный лизинг, когда в аренду сдаются здания и сооружения на срок более 10 лет.
Особенность лизинга – есть третье лицо, обычно это банк. У нас процесс тормозится из-за высоких банковских процентов по кредиту.
В развитых странах объем лизинговых операций составляет 20-25% от общего объема капиталовложений.
Объем лизинговых платежей зависит от факторов:
- первоначальная стоимость объекта лизинга
- величина кредита, который получается для приобретения объекта лизинга
- процентная ставка по кредиту
- ожидаемая инфляция
- величина аванса, выплачиваемого при заключении лизинговых соглашений.
Возвратный лизинг – форма финансирования деятельности предприятия. Суть: предприятия, имеющее высокоэффективное оборудования, продает его лизинговой фирме, но одновременно заключается соглашение, что объект переходит в аренду.
При заключении лизингового соглашения необходимо оговаривать следующие условия:
- Запрет/разрешение на модернизацию объекта лизинга, кто и в каких объемах компенсирует затраты на модернизацию.
- Запрет/разрешение сдавать объект в субаренду.
- Можно ли объект оформлять в качестве залога.
По объектам лизинга норма амортизации может быть увеличена в 3 раза.
Источники финансирования, или Где взять деньги на развитие бизнеса | Наталья Баранова
Лизинг в международном масштабе:
- Экспортный лизинг – вариант, когда производитель находится в одной стране, а лизингополучатель (и лизинговая компания, по всей видимости – прим. Веры) в другой.
- Импортный лизинг – производитель и лизинговая компания (лизинговый комплекс) в одной стране, а лизингополучатель в нашей.
- Транзитный лизинг – все три участника в разных странах.
Лизинговые операции могут на значительную долю снизить объем капиталовложений для обновления основных средств.
Лизинговые операции в деятельности ИФ
Лизинг – это метод обновления ОС, патентов и пр., что позволяет получать ту или иную прибыль.
Виды лизинговых операций:
- Оперативный лизинг. Объект аренды сдается на срок от 1 года до 3х лет, причем обязанности по страхованию и ремонту объекта на лизингодателе, т.к. он заинтересован в том, чтобы после возврата объект можно было сдать в повторную аренду. Обычно при оперативном лизинге объекты не могут полностью амортизировать. Выгоды сторон: повторная аренда, арендатор может переключаться на более высокоэффективное оборудование. Операционный лизинг более распространен, чем другие виды лизинга, особенно в малом бизнесе.
- Финансовый лизинг. На срок до 10 лет. За этот срок объект лизинга обычно полностью амортизируется. Обязанности по страхованию и ремонту ложатся на лизингополучателя.
- Лизинг недвижимости. Специальный лизинг, когда в аренду сдаются здания и сооружения на срок более 10 лет.
Особенность лизинга – есть третье лицо, обычно это банк. У нас процесс тормозится из-за высоких банковских процентов по кредиту.
В развитых странах объем лизинговых операций составляет 20-25% от общего объема капиталовложений.
Объем лизинговых платежей зависит от факторов:
- первоначальная стоимость объекта лизинга
- величина кредита, который получается для приобретения объекта лизинга
- процентная ставка по кредиту
- ожидаемая инфляция
- величина аванса, выплачиваемого при заключении лизинговых соглашений.
Возвратный лизинг – форма финансирования деятельности предприятия. Суть: предприятия, имеющее высокоэффективное оборудования, продает его лизинговой фирме, но одновременно заключается соглашение, что объект переходит в аренду.
При заключении лизингового соглашения необходимо оговаривать следующие условия:
- Запрет/разрешение на модернизацию объекта лизинга, кто и в каких объемах компенсирует затраты на модернизацию.
- Запрет/разрешение сдавать объект в субаренду.
- Можно ли объект оформлять в качестве залога.
По объектам лизинга норма амортизации может быть увеличена в 3 раза.
Лизинг в международном масштабе:
- Экспортный лизинг – вариант, когда производитель находится в одной стране, а лизингополучатель (и лизинговая компания, по всей видимости – прим. Веры) в другой.
- Импортный лизинг – производитель и лизинговая компания (лизинговый комплекс) в одной стране, а лизингополучатель в нашей.
- Транзитный лизинг – все три участника в разных странах.
Лизинговые операции могут на значительную долю снизить объем капиталовложений для обновления основных средств.
Источник: studfile.net
Гранты как альтернативный источник финансирования
Одной из основных форм финансирования некоммерческих организаций является получение грантов. Грант — это безвозмездные целевые средства, выраженные в денежной или натуральной форме. В российском законодательстве встречается различное толкование понятия «грант». Федеральный закон от 04.05.1999 г. № 95-ФЗ «О безвозмездной помощи (содействии) РФ и внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты РФ о налогах и об установлении льгот по платежам в государственные внебюджетные фонды в связи с осуществлением безвозмездной помощи (содействия) РФ» предусматривает такой вид финансирования, как безвозмездная помощь. А именно безвозмездная помощь (содействие) — средства, товары, предоставляемые РФ, ее субъектам, органам государственной власти и органам местного самоуправления, юридическим и физическим лицам, а также выполняемые для них работы и оказываемые им услуги в качестве гуманитарной или технической помощи (содействия) на безвозмездной основе иностранными государствами, их федеративными или муниципальными образованиями, международными и иностранными учреждениями или некоммерческими организациями, а также физическими лицами, на которые имеются удостоверения (документы), подтверждающие принадлежность указанных средств, товаров, работ и услуг к гуманитарной или технической помощи (содействию).
Гранты предоставляются преимущественно на основе конкурса. Гранты выделяются на реализацию конкретных проектов (программ). Грантополучатель в общем случае обязан предоставить грантодателю отчет о целевом использовании предоставленных средств. При этом в ряде случаев приобретаемое за счет средств гранта имущество становится собственностью грантополучателя с момента приобретения. В ряде случаев приобретаемое за счет средств гранта имущество становится собственностью грантополучателя с момента утверждения грантодателем отчета о целевом использовании предоставленных средств.
Налоговое законодательство РФ предусматривает финансирование в виде гранта. Статья 251 НК РФ рассматривает грант как один из способов целевого финансирования. При этом грантами признаются денежные средства или иное имущество в случае, если их передача (получение) удовлетворяет следующим условиям: гранты предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основах российскими физическими лицами, некоммерческими организациями, а также иностранными и международными организациями и объединениями по перечню таких организаций, утверждаемому Правительством РФ, на осуществление конкретных программ в области образования, искусства, культуры, охраны здоровья населения (направления — СПИД, наркомания, детская онкология, детская эндокринология, гепатит и туберкулез), охраны окружающей среды, защиты прав и свобод человека и гражданина, предусмотренных законодательством России, социального обслуживания малоимущих и социально не защищенных категорий граждан, а также на проведение конкретных научных исследований.
Таким образом, в соответствии с налоговым законодательством основным критерием гранта является социальный характер использования средств в рамках целевого финансирования.
Итак, каждый грантодатель определяет условия конкурса предоставления гранта, порядок оформления и предоставления конкурсной документации, критерии определения победителя, порядок освоения средств финансирования, формы финансовой отчетности. Конкурс может быть открытым, когда предложение организатора конкурса принять в нем участие обращено ко всем желающим путем объявления в печати или иных средствах массовой информации, либо закрытым, когда предложение принять участие в конкурсе направляется определенному кругу лиц по выбору организатора конкурса.
Открытый конкурс может быть обусловлен предварительной квалификацией его участников, когда организатором конкурса проводится предварительный отбор лиц, пожелавших принять в нем участие. Объявление о конкурсе содержит условия, предусматривающие существо задания, критерии и порядок оценки результатов работы или иных достижений, место, срок и порядок их представления, размер и форму награды, а также порядок и сроки объявления результатов конкурса.
Лицо, объявившее публичный конкурс, вправе изменить его условия или отменить конкурс только в течение первой половины установленного для представления работ срока. Извещение об изменении условий или отмене конкурса должно быть сделано тем же способом, каким конкурс был объявлен. В случае изменения условий конкурса или его отмены лицо, объявившее о конкурсе, должно возместить расходы, понесенные любым лицом, которое выполнило предусмотренную в объявлении работу до того, как ему стало или должно было стать известно об изменении условий конкурса и о его отмене.
Решение о выплате награды должно быть вынесено и сообщено участникам публичного конкурса в порядке и в сроки, которые установлены в объявлении о конкурсе. Если указанные в объявлении результаты достигнуты в работе, выполненной совместно двумя или более лицами, награда распределяется в соответствии с достигнутым между ними соглашением. В случае если такое соглашение не будет достигнуто, порядок распределения награды определяется судом.
Если предмет публичного конкурса составляет создание произведения науки, литературы или искусства и условиями конкурса не предусмотрено иное, лицо, объявившее публичный конкурс, приобретает преимущественное право на заключение с автором произведения, удостоенного обусловленной награды, договора об использовании произведения с выплатой ему за это соответствующего вознаграждения.
Лицо, объявившее публичный конкурс, обязано возвратить участникам конкурса работы, не удостоенные награды, если иное не предусмотрено объявлением о конкурсе и не вытекает из характера выполненной работы.
При рассмотрении заявок на грант, как правило, учитываются следующие факторы:
1) соответствие содержания проекта условиям конкурса;
2) актуальность выполнения данного проекта в заявленном регионе;
3) опыт работы и профессионализм организации-заявителя в решении задач, заявленных в проекте;
4) наличие квалифицированного персонала и/или привлеченных специалистов;
5) ориентация проекта на получение конкретных, измеримых результатов и на изменение ситуации;
6) реалистичность ожидаемых результатов выполнения проекта;
7) возможность оценки результатов проекта; наличие у заявителя апробированных методик и наработок, соответствующих тематике конкурса, которые могут быть оперативно доработаны / адаптированы;
8) объем и полнота проектных работ из предлагаемых в техническом задании, который планирует выполнить заявитель;
9) соотношение стоимости, объема и качества предлагаемых работ.
Существенными условиями предоставления гранта являются: сумма финансирования, срок реализации гранта.
Решение о финансировании принимается Экспертной комиссией программы грантодателя.
Грантодатели предъявляют следующие требования к оформлению заявки на получение гранта. В заявку включаются:
1) сопроводительное письмо (на отдельном листе), кратко описывающее цель предлагаемой программы, размер запрашиваемой суммы и ее предназначение;
2) сам проект, который должен содержать титульный лист — полное название организации, творческого коллектива или Ф.И.О. для частного лица, подающего заявку. Для творческих коллективов и организаций дата создания; адрес и номера телефона, факса, адрес электронной почты заявителя; руководитель проекта: Ф.И.О. адрес, контактная информация, паспортные данные; срок, требуемый для реализации проекта; полная стоимость проекта и сумма, запрашиваемая у грантодателя;
3) краткое описание проекта (не более одной страницы) — краткое описание проекта должно отвечать на вопросы: почему необходима реализация проекта или программы, какова его цель и задачи. Что ожидается от реализации данного проекта;
4) обоснование необходимости данного проекта — какую проблему решает проект; цели и задачи проекта; стратегия достижения целей проекта и график исполнения его этапов; оценка результатов проекта. Методика оценки эффективности проекта; образцы методических материалов, разработок и т.п., которые использовались при выполнении аналогичных работ / проектов, и будут (или могут быть, при соответствующей адаптации) использованы в рамках настоящего проекта; способы распространения результатов, полученных в ходе выполнения проекта;
5) подробный бюджет проекта (включая упоминание возможных или уже найденных источников финансирования);
6) краткое описание организации-грантополучателя, творческого коллектива. Для частных лиц — краткая биография, возможные публикации и участие в семинарах. Резюме привлекаемых специалистов;
7) дополнительная информация по проекту. Работа по тематике проекта ранее, получение грантов ранее. Рекомендательные письма, отзывы, заключения о ранее выполненных аналогичных работах / проектах от заказчиков, партнерских структур, органов власти (при наличии); предварительная смета расходов проекта, включающая следующие статьи расходов — оплата труда сотрудников (в том числе с ФОТ); транспортные и командировочные расходы экспертов; иные прямые расходы, если предусмотрены планом мероприятий проекта; сумма НДС (если заявитель является плательщиком НДС) или других предусмотренных законодательством налогов.
К расходам, которые финансируются по гранту, относятся: заработная плата работникам проекта (включая налоговые платежи с зарплаты); выплаты консультантам или экспертам; материальные закупки; приобретение оборудования, оргтехники, средств коммуникаций, транспортные расходы, которые связаны с участием в семинарах, конференциях, расходы на издательство книг, брошюр, учебных пособий и других периодических изданий, а также административные и прочие расходы, связанные с реализацией проекта / программы.
В соответствии с правилами грантовых программ средства, выделенные в виде гранта, не могут быть использованы для извлечения личной прибыли, а также для покрытия старых долгов организации, творческих коллективов и частных лиц.
При получении гранта заключается специальный договор между грантодателем (спонсором и т.п.) и грантополучателем. Стороны сами должны определить все условия данного договора: предмет договора, права, обязанности, ответственность сторон, иные условия. В зависимости от типа договора могут быть строго определены правила отражения в бухгалтерском учете договора и хозяйственных операций, совершаемых на основании такого договора.
Существуют различные классификации грантов по следующим основаниям:
· критерий возвратности: возвратные и невозвратные;
· критерий возмездности: возмездные (платные) и безвозмездные (бесплатные);
· критерий собственности: имущество в собственности грантополучателя и имущество в собственности грантодателя;
· критерий по форме финансирования: денежный и материальный;
· критерий цель предоставления: целевой и грант свободного использования.
Таким образом, одним из источников формирования имущества некоммерческих организаций в РФ являются безвозмездные целевые средства, выраженные в денежной или натуральной форме (а именно гранты). Основным критерием гранта является социальный характер использования средств в рамках целевого финансирования. То есть гранты предоставляются для различных научных исследований, разработок, а не обогащения и т.п.
Лицо, предоставляющее данные средства (грантодатель) объявляет специальный конкурс и принимает заявки от различных кандидатов. Потом выбирает лучший проект, заключает с грантополучателем договор и выделяет ему необходимые денежные средства. В любое время так называемый спонсор вправе проверять, куда именно расходуются его средства. Некоммерческая организация не вправе использовать гранты для извлечения прибыли, только для социальных и общественно-полезных целей.
Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:
Источник: studopedia.ru
Гранты как источник финансирования некоммерческих организаций. Социальный заказ для государственных и социальных нужд
Государственный и муниципальный грант как форма социального взаимодействия (сотрудничества) государства и неправительственных некоммерческих организаций.
Активно развивающиеся институты российского гражданского общества побуждают государство к тесному взаимодействию с неправительственными некоммерческими организациям, основной целью деятельности которых является решение острых социальных проблем. Государство заинтересовано в стимулировании деятельности этих организаций и все чаще обращается к такому правовому механизму распределения бюджетных средств, как гранты. Государственные и муниципальные гранты представляют собой выделенные соответственно из государственного и местного бюджета денежные средства, которые безвозмездно передаются неправительственным некоммерческим организациям для реализации разработанных ими социальных программ.
Благотворительные гранты — благотворительные пожертвования, носящие целевой характер и предоставляемые гражданами, а также юридическими лицами в денежной или натуральной форме (Федеральный закон от 11 августа 1995 г. №135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях»). Этот закон относит благотворительные гранты к источникам формирования имущества благотворительных организаций.
Грантополучатель в общем случае обязан предоставить грантодателю отчет о целевом использовании предоставленных средств. При этом в ряде случаев приобретаемое за счет средств гранта имущество становится собственностью грантополучателя с момента приобретения. В ряде случаев приобретаемое за счет средств гранта имущество становится собственностью грантополучателя с момента утверждения грантодателем отчета о целевом использовании предоставленных средств.
В виду того, что грант прочно вошел в практику взаимодействия органов государственной власти, органов местного самоуправления с неправительственными некоммерческими организациями, а также этих организаций между собой, российское гражданское законодательство остро нуждается в системной разработке правовых норм, позволяющих регулировать складывающиеся обязательственные правоотношения по передаче гранта [4].
Целями выделения гранта могут быть осуществление конкретных программ в области образования, науки, искусства, культуры, охраны окружающей среды, защиты прав и свобод человека и гражданина, предусмотренных законодательством Российской Федерации, социального обслуживания малоимущих и социально не защищенных категорий граждан и проведение конкретных научных исследований.
Формой гранта являются денежные средства или иное имущество, он предоставляется на безвозмездной и безвозвратной основах, получатель гранта должен вести раздельный учет целевого использования гранта с обязательным предоставлением грантодателю отчета о таком использовании.
В соответствии с правилами грантовых программ средства, выделенные в виде гранта, не могут быть использованы для извлечения личной прибыли, а также для покрытия старых долгов организации, творческих коллективов и частных лиц.
Неправительственные некоммерческие организации являются специализированными профессиональными субъектами гражданского права в осуществлении ими деятельности, направленной на благо всего общества. В гражданском обороте они выступают от собственного имени.
Получателем гранта является неправительственная некоммерческая организация, созданная для достижения общественных благ. На сегодняшний день измерить вклад неправительственных некоммерческих организаций в развитие социальной сферы не представляется возможным, так как нет соответствующих статистических показателей. Участие подобного рода организаций в решении проблем социальной сферы характерно и для зарубежной практики. По данным некоторых неправительственных некоммерческих организаций, осуществляющих свою деятельность в России, около 60 тыс. подобных организаций ежегодно оказывают различные виды социальной поддержки 20 млн. гражданам, привлекают 300 млн. долларов внебюджетных средств и предоставляют 2 млн. рабочих мест [2, с. 149-150]. Приведенные выше показатели дают основание многим западным исследователям рассматривать деятельность неправительственных некоммерческих организаций как фактор экономического роста и устойчивого развития общества.
В законодательстве большинства западных государств предпочтение в оказании социальных услуг отдается именно добровольческим организациям, а не государственным структурам, оказывающие аналогичные услуги. Например, в Парламенте Великобритании в соответствии с принятыми в 90-х гг.
XX в. актами о национальной службе здравоохранения и о муниципальном медицинском уходе функции добровольческих организаций и государственных структур в социальной сфере были четко разделены. Департаменты здравоохранения, а также социальные службы, которые являются государственными структурами, были признаны покупателями социальных услуг, а добровольческие организации, так называемый «независимый сектор» — их поставщиками. Теперь к полномочиям государственных структур относится только покупка от имени своих клиентов (граждан, проживающих на территории того или иного муниципалитета) социальных услуг у этих организаций. Правовым основанием взаимодействия государственных органов и «независимого сектора» в Англии, Уэльсе, Шотландии и Северной Ирландии являются специальные договоры, которые содержат принципы такого взаимодействия, устанавливают стандарты финансовой и бухгалтерской отчетности, а также предусматривают необходимость и пределы вмешательства государства во внутренние дела добровольческих организаций [4].
Накопленный в зарубежных странах положительный опыт правового обеспечения социального взаимодействия государства и неправительственных некоммерческих организаций, с точки зрения А.А. Кумаритовой, может и должен быть учтен в отечественном законодательстве.
В первую очередь это касается разработки и принятия федерального закона о взаимодействии (сотрудничестве) государственных органов с неправительственными некоммерческими организациями в социальной сфере. В этом федеральном законе, считает А.А.
Кумаритова, необходимо предусмотреть правовые принципы, порядок и формы социального взаимодействия (сотрудничества) государственных органов и некоммерческих, в том числе благотворительных, организаций, а также их взаимную ответственность за неисполнение своих обязательств. Необходимость в принятии такого рода федерального закона вытекает из ст.
7 Конституции РФ, в которой Российская Федерация провозглашается «социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека». Это означает, что формирование и реализация социальной политики государства потребуют от него активного взаимодействия (сотрудничества) со всеми институтами гражданского общества, в том числе с институтом неправительственных некоммерческих организаций.
А.А. Кумаритова считает, что такое взаимодействие (сотрудничество) должно строиться только в рамках гражданско-правовых отношений (т.е. горизонтальных отношений), основанных на равенстве участников, автономии их воли и имущественной самостоятельности, а на властном подчинении одной стороны другой (т.е. вертикальных отношений). Преимущество использования договорных форм социального взаимодействия (сотрудничества) государства и неправительственных некоммерческих организаций перед административным (односторонним) порядком распределения бюджетных средств проявляется в том, что договорные обязательства предполагают взаимную ответственность сторон за неисполнение принятых на себя обязательств и повышают эффективность расходования выделенных государством средств из соответствующего бюджета, так как такие договора заключаются на основании проведенного конкурса. Из этого следует, что неправительственные некоммерческие организации могут и должны быть социальными партнерами государства в достижении им общественных благ.
Однако в российском законодательстве под «социальным партнерством» понимается, к сожалению, только «система взаимоотношений между работниками, работодателями, органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленных на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений» (ст. 23 ТК РФ). В то же время российская правовая действительность, а также опыт зарубежных стран убеждают в обратном, побуждая вкладывать в это понятие более широкий смысл, поскольку в сферу социального партнерства вовлечены не только профсоюзы и работодатели, но все институты гражданского общества, в том числе институт благотворительных организаций [8, с. 139-141].
Вместе с тем целесообразность принятия федерального закона о социальном взаимодействии (сотрудничестве) государственных органов и неправительственных некоммерческих организаций обусловлена также ст. 72 Конституции РФ, в соответствии с которой в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации наряду с другими предметами совместного ведения находятся природопользование; охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; особо охраняемые природные территории; охрана памятников истории и культуры; общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта; координация вопросов здравоохранения; защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение. Правовое регулирование по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации должно осуществляться согласно п. 2 ст. 76 Конституции РФ на основании федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. Именно по причине отсутствия соответствующего федерального закона существенно затрудняется реализация договорных форм социального взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления на региональном и местном уровнях [4].
Социальный заказ для государственных и муниципальных нужд как форма взаимодействия государства и неправительственных некоммерческих организаций.
Примером социального партнерства государства и некоммерческих организаций может стать социальный заказ для государственных нужд, который некоммерческая организация получает от государства на оказание социальных услуг (например, уход за престарелыми людьми, создание реабилитационных центров для детей-инвалидов и т.д.).
Некоммерческие организации накопили огромный потенциал интеллектуальных, материальных, информационных и человеческих ресурсов, которые используются ими в повседневной работе по повышению эффективности социальных технологий, выработке новых вариантов решения социальных проблем в тех секторах социальной сферы, где государство не может полностью осуществить свою социальную функцию.
C оциальный заказ — система мероприятий, направленных на реализацию социальных программ федерального, регионального или местного значения и финансируемых за счет средств соответствующего бюджета. Проводимая политика государственных органов и органов местного самоуправления в социальной сфере отражается в принимаемых ими целевых программах. В ходе реализации таких программ уполномоченные органы государства или местного самоуправления могут объявлять о проведении конкурса на размещение социального заказа для государственных или муниципальных нужд. Итогом конкурса является заключение договора (контракта) о государственном заказе [8, с. 107].
Для неправительственных некоммерческих, в том числе благотворительных, организаций социальный заказ является одним из возможных источников формирования имущества для направления его на их уставные цели.
В настоящее время в действующем законодательстве прямо не предусмотрено государственное финансирование неправительственных некоммерческих, в том числе благотворительных, организаций, которые предоставляют социальные услуги незащищенным слоям населения. Идея патернализма (т.е. системы дополнительных льгот и выплат) остается преобладающей в социальной политике российского государства, и это объективно связано, в первую очередь, с незрелостью институтов гражданского общества, их неготовностью к продуктивному взаимодействию с государственными органами, а также с отсутствием специального федерального закона, который детально регламентировал бы прозрачный и открытый правовой механизм проведения конкурса на размещение социального заказа среди неправительственных некоммерческих, в том числе благотворительных, организаций и который исключал бы коррупционные начала, связанные с хищением и отмыванием денежных средств, предназначенных для оплаты оказания социальных услуг [5].
Необходимость и эффективность такой формы взаимодействия государства и некоммерческих организаций, как социальный заказ на оказание социальных услуг, доказан многолетней практикой стран Запада, где деятельность подобных организаций рассматривается как фактор экономического роста и устойчивого развития общества. Будем надеяться, что в скором будущем российские некоммерческие организации смогут в полной мере включиться в «новую» социальную технологию — социальный заказ — на практике [5].
Источник: megaobuchalka.ru