О развитии средств коммуникации. Средства массовой коммуникации (СМК) — технические средства (печать, радио, кинематограф, телевидение, компьютерные сети), с помощью которых осуществляется распространение информации (знаний, духовных ценностей, моральных и правовых норм и т.п.) на количественно большие рассредоточенные аудитории.
Тысячу лет назад человек владел четырьмя средствами коммуникации — устной речью, музыкой, живописью и письменностью. Затем, нарастая по темпам, происходит процесс «размножения» средств коммуникации. В XV в. появляется печатная книга, в XVII в. — газеты и журналы. В XIX в. начинается новый революционный этап — изобретены радио, телефон, кино, грамзапись.
В XX в. темпы «размножения» нарастают лавинообразно — широко распространяются телевидение, магнитозапись, видео, компьютерные системы, оперативная полиграфия (ксерокс и т.д.), космическая связь. Причем к концу XX в. на первое место вышли электронные средства массовой коммуникации, значительно потеснив письменные.
О СМИ в бизнесе. Как использовать
Дальнейшие тенденции развития СМК можно проследить в постиндустриальных обществах, где формируется совершенно новая структура СМК. Так, в США создается телевидение, которое предложит каждой семье до 500 каналов и предоставит возможность взаимодействия зрителей с телестанциями и между собой. Это телевидение получило название интерактивного (т.е. телевидение взаимодействия).
СМК как фактор социализации. Рассматривая СМК как фактор социализации, надо иметь в виду, что непосредственным объектом воздействия потока их сообщений является не столько отдельный индивид (хотя и он тоже), сколько сознание и поведение больших групп людей, составляющих аудиторию того или иного конкретного средства массовой коммуникации — читателей одной газеты, слушателей определенной радиостанции, зрителей тех или иных телеканалов, пользователей тех или иных компьютерных сетей. В связи с этим вопрос о том, к какой группе факторов социализации относятся СМК, не имеет однозначного ответа.
Такие телекомпании, как CNN, передающие свои программы на весь мир, можно рассматривать как почти мегафактор. «Останкино», радио «Россия», некоторые центральные газеты, чьей аудиторией в той или иной мере является вся страна, можно отнести к макрофакторам. Стремительное «размножение» местных студий кабельного телевидения, многочисленных сельских и районных радиостудий и газет, «приход» видео и компьютеров в семью и т.п. — все это позволяет рассматривать СМК как микрофактор социализации.
Рассматривать СМК главным образом как мезофактор социализации позволяют материалы массовых опросов, свидетельствующие о повышении уровня избирательного потребления информации. Телесмотрение, чтение газет и радиослушание становятся сферами все более тщательного выбора. А поскольку основную массу населения интересуют в первую очередь обстоятельства повседневной жизни, постольку этот выбор совершается чаще в пользу региональных СМК, по которым идет соответствующая информация.
Как Средства Массовой Информации Манипулируют Нашим Мнением
СМК и стихийная социализация. Влияние СМК на стихийную социализацию определяется несколькими обстоятельствами. СМК выполняют в первую очередь рекреативную роль, поскольку во многом определяют досуговое времяпрепровождение людей, как групповое, так и индивидуальное. Эта роль реализуется по отношению ко всем людям постольку, поскольку отдых на досуге с книгой, в кино, перед телевизором, с компьютером отвлекает их от повседневных забот и обязанностей.
С рекреативной тесно связана релаксационная роль СМК. Она приобретает специфический оттенок, когда речь идет о подростках и юношах. Для большой части ребят телесмотрение, прослушивание музыкальных записей, работа с компьютером, а для некоторых и чтение становятся своеобразной компенсацией дефицита межличностных контактов, средством отвлечения при возникновении осложнений в общении со сверстниками. Нередко ребенок, подросток, юноша, находясь один в квартире, включает магнитофон, телевизор, видео, компьютер для того, чтобы снять ощущение одиночества. Впрочем, этим же способом он может отгораживаться от родителей, чтобы не слышать их ссор, разговоров на надоевшие темы и т. д.
Большую роль играют СМК в развитии человека. Хотя эта точка зрения далеко не бесспорна. Появление каждого кардинально нового вида коммуникации вызывало споры о том, во благо оно или во вред человеку. Так, еще в древности Платон связывал оскудение творческих способностей человека с появлением письменности, позволяющей усваивать знания «по посторонним знакам», в результате чего люди будут «казаться многознающими, оставаясь в большинстве невеждами» и «станут мнимомудрыми вместо мудрых».
С появлением кино, радио, а затем телевидения и видео всегда связывали падение интереса к чтению. Это действительно имело и имеет место, но надо понимать, что слушают радио, смотрят кинофильмы и телепередачи огромные массы людей, которые совсем не обязательно стали бы читателями. Исследования показывают, что влияние СМК на развитие человека хотя и неоднозначно, но в целом позитивно. Так, американские ученые Шрам, Лайл и Паркер в 1961 г. пришли к выводу о том, что телесмотрение ускоряет развитие ребенка почти на целый год, особенно к тому времени, когда он идет в школу, ибо учит его рассуждать, дает знания, расширяет кругозор. Исследования, проводившиеся во Франции, показали, что телесмотрение значительно влияет на представления и кругозор малообразованных слоев населения.
Особую роль в стихийной социализации подрастающих поколений играют компьютерные сети. Работа с компьютером, с одной стороны, приводит к расширению контактов, возможностей обмена социокультурными ценностями, порождению и реализации новых форм символического опыта, развитию процессов воображения, интенсификации изучения иностранных языков и ряду других позитивных эффектов. Но, с другой стороны, она может привести к «синдрому зависимости» от компьютерной сети, способствуя сужению интересов, уходу от реальности, поглощенности компьютерными играми, социальной изоляции, ослаблению эмоциональных реакций и другим негативным эффектам (Ю.О. Бабаева, А.Е. Войскунский).
СМК и относительно направляемая социализация. СМК, будучи одним из социальных институтов, в той или иной мере выполняют заказ общества и отдельных социальных групп (в основном обладающих политической или экономической властью) на определенное влияние на население в целом, а также на отдельные возрастные и социальные слои. Это и позволяет считать, что СМК в той или иной мере оказывают относительно направляемое влияние на социализацию. Отметим лишь два аспекта этого влияния.
Во-первых, СМК весьма существенно влияют на усвоение людьми всех возрастов широкого спектра социальных норм и на формирование у них ценностных ориентации в сфере политики, экономики, идеологии,права и пр.
Во-вторых, средства массовой коммуникации фактически представляют собой систему неформального образования, просвещения различных слоев населения. Как источник информации и просвещения СМК наиболее интенсивно используют люди более старших возрастов. Но все пользователи СМК приобретают весьма разнообразные, противоречивые, несистематизированные сведения по самым разнообразным вопросам общественной и политической жизни.
Как показывают исследования, тот набор СМК (программы TV, радио, конкретные газеты и т. д.), которыми пользуется человек, создает специфический для него информационный мир. Он существенно различается даже у жителей одного города. Так, по данным Л.И. Васильченко, полученным еще в середине 70-х гг.XX в., в Тарту эстонские и русские школьники, пользуясь различными источниками, имели весьма различные информационные миры, что во многом определяло и несовпадения в их ценностных ориентациях и стиле жизни.
СМК и самоизменение человека. Самоизменение человека в процессе социализации под влиянием СМК идет в различных аспектах и имеет как положительный, так и отрицательный вектор.
Особо следует отметить в связи с этим то, что в последнее время набирает силу тенденция превращения СМК в сферу самореализации человека. К давно существующей переписке читателей с газетами и журналами добавились передачи радио и телевидения с прямым участием слушателей и зрителей. Развитие электронных систем породило совершенно новый вид коммуникации и самореализации — взаимодействие человека с определенными интересующими его по тем или иным причинам партнерами, которое позволяет ему найти единомышленников и выразить себя в общении с ними. Так, например, уже сегодня к сети Internet подключены миллионы абонентов — от ученых до кинофанатов. Среди них группы экологистов, фанатов и прочие электронные кланы, возникающие в новой электронной среде.
Кроме того, у человека, находящегося в компьютерной виртуальной реальности, создается впечатление, что он непосредственно участвует в им же порожденных событиях. Более того, именно он главный участник событий. Это создает совершенно новые возможности для самореализации и самоутверждения, может вести к тем или иным самоизменениям у детей, подростков, юношей.
СМК и социально контролируемая социализация. Воспитание как относительно социально контролируемая социализация в течение длительного времени использовало лишь печатные средства массовой коммуникации.Во второй половинеXX столетия стали использовать возможности кино, и главным образом телевидения, в процессе обучения.
Система воспитания до недавнего времени не ставила перед собой цель подготовки подрастающих поколений к взаимодействию со всеми средствами массовой коммуникации. В нынешних же условиях, овладение человеком умением использовать тот познавательный и иной потенциал, который они несут, приобретает большое значение. В связи с этим особым аспектом социального воспитания становится так называемое медиаобразование, характеристику которого в отечественной науке дал А.В. Шариков.
Медиаобразование (от лат. media — средства) — изучение воспитуемыми закономерностей массовой коммуникации. Его задачи: подготовить подрастающие поколения к жизни в современных информационных условиях, к восприятию информации (научить человека понимать ее — «декодировать» сообщения, критически оценивать их качество), осознавать последствия ее воздействия на психику, овладевать способами общения на основе невербальных форм коммуникации с помощью технических средств.
Медиаобразование осуществляется как в школе, так и в других воспитательных организациях, а также в организациях, специально созданных для этой цели (например, во Франции — «Медиа-форум», «Активные юные телезрители»).
Создание системы медиаобразования — процесс длительный и дорогостоящий. Но имеющиеся сегодня возможности позволяют приступить к решению этой задачи и в первую очередь — в школе.
Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:
Источник: studopedia.ru
Массовая коммуникация как бизнес. Влияние владельца информационного канала на его политику. Особенности информационного продукта
Механизм коммуникационного процесса предполагает участие в нем по меньшей мере двух сторон. В нашем случае (бизнес) это предприятие и общественность.
Однако поскольку бизнес представляет непрямой вид публичной коммуникации, это предполагает его реализацию — в форме информационного обмена между предприятием и общественностью — при активном участии партнеров-посредников. Такими посредниками, в зависимости от обстоятельств, могут являться:
1) собственные (штатные) специалисты;
2) структурные подразделения (например, отдел по связям с общественностью предприятия);
3) предприятия, специализирующиеся на предоставлении заказчикам услуг в области связей с общественностью (PR-компании);
4) PR-подразделения маркетинговых исследовательских структур.
Следует также особо остановиться на сути этого партнерства-посредничества. Реализация замысла заказчика — предприятия-инициатора PR-процесса — будет невозможной, если соответствующими усилиями партнера-посредника в него не будет вовлечен еще один участник — средства массовой информации (СМИ). Отметим, что СМИ могут занимать по отношению к инициатору PR-процесса независимое или подчиненное положение.
Распространение информации по первому варианту принято обозначать термином «паблисити». Данный термин подразумевает следующее:
1) СМИ вправе самостоятельно решать, сообщать или не сообщать общественности те или иные сведения о предприятии на основе предоставленных его партнером-посредником материалов;
2) они распространяют эти сведения бесплатно (в отличие от рекламы), исходя из социальной значимости содержащейся в предложенных для распространения материалах информации.
Поясним сразу же, что социальная значимость PR-информации определяется в первую очередь способностью последней:
— своевременно, доходчиво и объективно осведомлять общественность о сути события или факта;
— затрагивать ее интересы;
— привлекать и удерживать внимание общественности в процессе ознакомления;
— вызывать у нее ответную реакцию;
— побуждать общественность к выражению мнения и — в перспективе — к определенным действиям.
Информирование общественности по второму варианту будет носить институциональный характер. Это означает, во-первых, его осуществление в полном соответствии с намерениями и требованиями инициатора PR-процесса и, во-вторых, его 100-процентную платность. Речь идет о плате не только за привлечение ресурсов партнера-посредника (гонорары сотрудникам PR-структуры, возмещение стоимости затрат на производство PR-продукции, накладные расходы и т. п.), но и за распространение этой информации.
Таким образом, налицо четыре основных непосредственных участника PR-процесса (см. табл. 1).
№ п/п | Ролевая функция | Исполнитель |
Субъект РR-воздействия (инициатор, заказчик) | Предприятие (руководство предприятия) | |
Партнер-посредник (соисполнитель) | PR-структура (подразделение или агентство) | |
Распространитель (исполнитель) | СМИ (независимые и корпоративные) | |
Объект РR-воздействия (потребитель) | Общественность (общественная аудитория) |
Коротко охарактеризуем участников PR-процесса. Во-первых, это инициативная сторона, или субъектPR-процесса, непосредственно заинтересованный в целенаправленном и управляемом развитии связей с общественностью. Обычно инициатором такого PR-процесса выступает предприятие, еще точнее — руководство предприятия. В отдельных случаях предприятие может инициировать PR-процесс во взаимодействии со своими деловыми партнерами (другими предприятиями) — инвесторами, торговцами, поставщиками и т. п.
Цель коммуникации инициатора в PR-процессе состоит в улучшении отношения определенной части общественности к образу (имиджу) предприятия. Образ предприятия обусловлен такими элементами, как его официальные представители, продукция, перспективная и текущая деловая активность. Улучшение отношения влечет за собой увеличение паблицитного капитала предприятия, который, в свою очередь, незамедлительно отразится на состоянии капитала материального.
Во-вторых, это партнер-посредник — PR-структура, основу деятельности которой и составляет оказание услуг по бизнес-связям с общественностью. Как правило, в качестве посредника предприятия выступает или его собственное PR-подразделение (штатный PR-специалист), или сторонняя организация — PR-компания (реже — подразделение по связям с общественностью в составе маркетингового агентства).
Цель участия партнера-посредника в PR-процессе заключается в эффективном выполнении своей функции и увеличении на этой основе своего реального капитала (прежде всего в виде суммы вознаграждения, выплаченного ему за оказанные услуги).
Частный случай в партнерстве-посредничестве — это привлечение предприятием-заказчиком в качестве партнера-посредника временного работника (фрилансера), специалиста в области связей с общественностью. Привлечение к осуществлению PR-процесса такого работника оправдано, если в отсутствие у предприятия-инициатора соответствующих сотрудников значимость PR-процесса представляется настолько существенной, что побуждает инициатора привлекать специалистов по связям с общественностью на временной основе. В большинстве случаев в качестве фрилансеров приглашаются именно специалисты, то есть PR-сотрудники «узкой специализации» — райтеры (копирайтеры, текстрайтеры и пр.), исследователи, специалисты по мониторингу СМИ, а также PR-менеджеры, являющиеся профессионалами в области управления связями с общественностью. Заметим, что привлечение PR-специалистов на временной основе обусловлено:
— высокими профессиональными достоинствами приглашаемых работников;
— отсутствием у предприятия условий (организационных, финансовых, технических и пр.) либо необходимости содержать постоянного (штатного) работника;
— отсутствием необходимых денежных средств (или наработанных деловых связей) на привлечение посредника в лице PR-агентства;
— недоверием к подобным посредникам в силу их профессиональной некомпетентности или необъективности (пристрастности).
Другим частным случаем в партнерстве-посредничестве является привлечение предприятием-заказчиком в качестве партнера-посредника предприятия-инвестора, который, руководствуясь собственными интересами и целями, вкладывает часть имеющихся в его распоряжении материальных ресурсов в реализацию «чужого» PR-процесса. Привлечение к осуществлению PR-проекта инвестора оправдано в том случае, если в отсутствие у предприятия-инициатора необходимых ресурсов (финансовых, кадровых, информационных и пр.) значимость задуманного проекта представляется тем не менее столь высокой, что побуждает предприятие-инициатора искать эти ресурсы «на стороне».
Кроме того, роль инвестора — на определенных условиях — может взять на себя и одно из предприятий-инициаторов PR-процесса, совместно участвующих в его реализации. Средства инвестора могут быть, в частности, направлены на:
а) оплату PR-специалистов;
б) финансовое обеспечение работы со СМИ;
в) покрытие расходов по обеспечению обратной связи с объектом PR-воздействия (в том числе проведение исследований).
В-третьих, это распространитель, доносящий соответствующую информацию о предприятии (его текущей и перспективной деловой активности, продукции, официальных лицах и т. п.) непосредственно до сведения массовой аудитории. Роль распространителя в PR-процессе играют СМИ: пресса, радио, телевидение, а также интернет-издания.
Цель СМИ — привлечь внимание массовой аудитории к освещаемому событию или факту, что в конечном счете обеспечит распространителю:
а) рост числа читателей (слушателей, зрителей, пользователей и т. п.);
б) увеличение спроса на предоставляемую информацию;
в) рост тиражей (эфирного времени, он-лайн-ресурса);
г) увеличение рекламного бюджета;
д) рост авторитета распространителя, его влияния на состояние информационной среды.
Иными словами, это приведет к возрастанию его собственного паблицитного и материального капитала.
В-четвертых, это объект PR-воздействия — то самое «общественное мнение», или мнение общественности, точнее, той ее части (массовой аудитории), за позитивизацию мнения и отношения которой и борется инициатор PR-процесса.
Цель общественности состоит в том, чтобы должным образом, то есть своевременно, доходчиво и объективно, быть проинфомированной о социально значимых событиях, которые происходят или должны произойти в ближайшей, среднесрочной и более отдаленной перспективе (в связи с деятельностью инициатора PR-процесса).
Реализация рассмотренного выше механизма взаимодействия различных субъектов коммуникации осуществляется в рамках PR-кампаний. В связи с этим рассмотрим далее, как организуется и осуществляется коммуникационный процесс в рамках таких кампаний.
1. Производство и потребление информации. Производство информации как профессиональная деятельность.
2. Сообщение. Понятие о семиотике. Знак как средство передачи информации.
3. Сообщение. Знак как средство передачи информации.
4. Коммуникация как арена социализации личности.
, основное содержимое которого — регулярно добавляемые записи, содержащие текст, изображения или мультимедиа. Для блогов характерны недлинные записи вре́менной значимости, упорядоченные в обратном хронологическом порядке (последняя запись сверху).
5. Функции невербальных средств коммуникации.
Источник: mydocx.ru
Понятие «массовой коммуникации», ее формы и основные функции
Современным миром управляют средства массовой информации, которые не зря называют «четвертой властью»: о событиях, происходящих в стране и мире, мы узнаем непосредственно через СМИ. Нам трудно представить свою жизнь без телевидения, интернет-ресурсов, ярких рекламных баннеров, которые мы видим ежедневно, и пр. СМИ, в свою очередь, являются средством массовой коммуникации, т. е. средством производства и передачи информации в массы при помощи технических средств.
Массовая коммуникация проявляется в различных формах, т. е. происходит в определенных коммуникативных средах. Такой коммуникативной средой является культура, а ее сферой– шоу-бизнес.
Шоу-бизнес — довольно молодое для России понятие, которое появилось вследствие перехода к рыночному типу экономики и рыночным отношениям в сфере культуры. Ранее, при командно-административной экономической системе само существование шоу-бизнеса как такового было невозможно, т. к. не выполнялось одно из главных условий сферы шоу-бизнеса – осуществление коммерческой деятельности. Далее, при последующем и стремительном разрушении государственной монополии на телевидение, печатные издания, радио и пр. у населения появилась возможность освоить данную область деятельности.
На данный момент существует много направлений данного вида деятельности: кинематограф, музыкальный бизнес, телевидение, радио, издательское дело и т.д. Следовательно, сейчас шоу-бизнес – это сложная структурная форма коммерческой деятельности, соединившая в себе разные направления деятельности и жанры искусства.
Шоу-бизнес как сфера массовой коммуникации – крайне актуальная тема в наши дни, т. к. одной, и, возможно, самой главной чертой шоу-бизнеса является возможность воздействовать на массовое сознание, что одновременно может служить как развитию современной цивилизации, так и угрозе поражения массового сознания человечества.
Научная проблема состоит в определении функций и особенностей шоу-бизнеса как сферы массовой коммуникации.
Объект исследования – шоу-бизнес как сфера массовой коммуникации.
Предметом исследования являются функции шоу-бизнеса как сферы массовой коммуникации.
Цель работы – выявить, а также проанализировать черты и функции современного шоу-бизнеса как сферы массовой коммуникации (на примере ток-шоу «Пусть говорят). Для достижения поставленной цели необходимо выполнить ряд задач:
1) Дать определение следующим понятиям: массовая коммуникация, средства массовой коммуникации, сфера коммуникации, шоу-бизнес. Коммуникативная ситуация.
2) Определить коммуникативные среды массовой коммуникации.
3) Осветить историю шоу-бизнеса и этапы его развития.
4) Проанализировать сферу шоу-бизнеса как сферу массовой коммуникации и выявить его основные черты и функции.
5) На примере ток-шоу «Пусть говорят» проанализировать функции шоу-бизнеса как сферы массовой коммуникации.
Теоретическую базу исследования составили труды таких отечественных и зарубежных исследователей в области теории коммуникации и культурологии, как Кашкин В. Б, Маркова Г. И., Флиер А. Я. и др.
В работе привлекаются общенаучные методы исследования, как синтез, теоретический анализ, метод теоретического обобщения, контент-анализ, опрос и пр.
Структура работы:рефератсостоит из введения, двух глав, заключения, списка научной литературы и списка источников.
ГЛАВА 1. Шоу-бизнес как сфера массовой коммуникации
Понятие «массовой коммуникации», ее формы и основные функции
Еще 60 лет назад понятие «массовая коммуникация» было неизвестно широким слоям населения. Тогда никто не мог представить, что пройдет время, и научно-технический прогресс зайдет настолько далеко, что станет возможным изобретение массовых средств распространения информации. Появление телевидения, радио, а затем и Интернета способствовало взаимодействию людей по всему миру, и, в свое время, считалось настоящим «чудом».
Массовая коммуникация – это «процесс передачи информации на численно большие и рассредоточенные аудитории с помощью различных технических средств» [Володина 2002: 24-25]. Цельюмассовой коммуникации является воздействие на мнения, поведения и вкусы людей.
Массовая коммуникация – это специфическая форма общения людей, при которой обратная связь может быть отсрочена во времени или же и вовсе отсутствовать. Также, отличительной чертой данного типа коммуникации является ее разно направленный характер – т. е. информация передается от источника многочисленным, не связанным друг с другом реципиентам.
Массовая коммуникация характеризуется массовостью аудитории, наличием таких технических средств распространения информации, которые обеспечивают ее регулярность и возможность внедрения в массы, наличием различных каналов коммуникации, а также значимостью самой информации.
Средства массовой коммуникации (СМК) – это «специальные каналы и передатчики, благодаря которым происходит распространение информационных сообщений на большие территории»[1]. Т. е., СМК являются системой источников информации, созданных с целью ее распространения и направленных на выполнение различных общественных задач.Средствами массовой коммуникации являются: телевидение, печатные издания, радио, Интернет и т.п.
Наличие средств массовой коммуникации предопределяет выполнение определенных функций. Г. Лассуэл выделяет следующие:
1) коммуникативная – направлена на установление связи между реципиентами;
2) регулирующая – направлена на осуществление общественного контроля;
3) информационная – направлена на удовлетворение потребностей людей в отношении определенных вопросов или областей знаний.
Однако в 1960 г. американский исследователь К. Райт выявил еще одну функцию массовой коммуникации:
4) развлекательная – направлена на удовлетворение потребностей людей в досуге.
Массовая коммуникация – это информационный обмен, который происходит в различных коммуникативных средах. Коммуникативная среда – «это все то, что окружает человека»[2]. Основными коммуникативными средами массовой коммуникации являются:
4) массовая культура.
Образование обеспечивает усвоение человеком знаний и опыта, формирование сознания, системы ценностей, вкусов и интересов человека происходит именно под влиянием образования. Таким образом, образование помогает социализации личности, адаптации индивида в обществе.
Религиязатрагивает мировоззренческую сферу человека, способствует общению людей, сплачивает их на основе единой религиозной веры.
Массовая культура отличается от других видов культуры массовостью своей аудитории. К ее особенностям можно отнести следующие[3]:
1) доступность – массовая культура общедоступна и легка для восприятия;
2) увлекательность – массовая культура ориентирована на освещение таких сторон жизни людей и проблем, которые интересны и понятны большинству;
3) серийность – продукты массовой культуры тиражируются в огромном количестве, что и делает их доступными большему количеству людей;
4) коммерческий характер – продукт данного типа культуры предназначен для массовой продажи.
Таким образом, можно сделать вывод, что массовая культура, наряду с рекламой, является главной коммуникативной средой массовой коммуникации.
В современном обществе массовая коммуникация играет важную роль. Она удовлетворяет потребности людей в общении, получении информации об окружающем мире и способствует социализации личности. С помощью СМК мы узнаем о событиях, происходящих в мире, о новых открытиях человечества, о степени развития научно-технического прогресса и т.п.
Но, помимо этого, массовая коммуникация удовлетворяет также и потребность в досуге, т. е. выполняет развлекательную функцию. Досуг – неотъемлемая часть жизни каждого человека. Удовлетворение данной потребности и происходит в такой коммуникативной среде, как массовая культура.
Источник: megalektsii.ru