Срок проведения проверок среднего бизнеса

В июле 2021 года были введены в действие новые правила трудовых проверок, осуществляемых государственными инспекциями труда (ГИТ). Рассказываем, как и в какие сроки теперь проводятся проверки работодателей.

Плановые проверки работодателей

23 июля 2021 года вступило в силу постановление Правительства РФ от 21.07.2021 № 1230, утвердившее новое положение о порядке и правилах проведения плановых и внеплановых проверок работодателей. Плановые проверки работодателей, проведение которых запланировано на текущий год и дата начала которых наступает после 23 июля 2021 года, проводятся уже по новым правилам.

Плановые проверки проводятся на основании плана проведения плановых контрольных мероприятий на очередной календарный год, согласованного с органами прокуратуры.

Согласно новому порядку, который основывается на риск-ориентированном подходе, периодичность проведения плановых проверок напрямую зависит от того, к какой группе риска отнесен работодатель. Всего новые правила выделяют 5 групп риска: высокий, значительный, средний, умеренный и низкий. Отнесение работодателя к той или иной группе риска осуществляется на основании решения государственного инспектора труда.

Прямой эфир «Рекомендации бизнесу в рамках проведения налоговых проверок»

С учетом присвоенной работодателю степени риска плановые проверки проводятся со следующей периодичностью (п. 15 Положения):

  • 1 раз в 2 года – при высоком риске;
  • 1 раз в 3 года – при значительном риске;
  • 1 раз в 5 лет – при среднем риске;
  • 1 раз в 6 лет – при умеренном риске.

Плановые проверки в отношении работодателей, отнесенных к категории низкого риска, не проводятся. Причем если работодатель не отнесен к определенной категории, он считается отнесенным именно к категории низкого риска.

Присвоение работодателям степени риска осуществляется ежегодно, до 1 июля текущего года, для ее применения в следующем календарном году. Сведения о присвоенных организациям и ИП категориях риска размещаются на официальном сайте Роструда. Например, с перечнем работодателей, деятельность которых отнесена к категории высокого риска на 01.07.2021, можно ознакомиться здесь .

Шпаргалка по статье от редакции БУХ.1С для тех, у кого нет времени

1. Вступило в силу постановление Правительства РФ от 21.07.2021 № 1230, утвердившее новое положение о порядке и правилах проведения плановых и внеплановых проверок работодателей госинспекциями труда.

2. По новому порядку, который основывается на риск-ориентированном подходе, периодичность проведения плановых проверок напрямую зависит от того, к какой группе риска отнесен работодатель. Всего новые правила выделяют 5 групп риска: высокий, значительный, средний, умеренный и низкий.

3. Присвоение работодателям степени риска осуществляется ежегодно, до 1 июля текущего года, для ее применения в следующем календарном году.

4. Внеплановые проверки проводятся инспекторами ГИТ в экстренном порядке, без предварительного уведомления и зачастую неожиданно для работодателей.

Проверки малого и среднего бизнеса в 2023 году #shorts

5. Законом установлен исчерпывающий перечень оснований для проведения внеплановых проверок ГИТ.

6. С 2021 года ГИТ могут проводить и такие контрольные мероприятия, как инспекционный визит и рейдовый осмотр.

7. С 2021 года сроки проведения трудовых проверок по сравнению с ранее действовавшими существенным образом сокращены.

Отметим, что с 2020 года плановые проверки в отношении организаций и ИП, отнесенных к субъектам малого предпринимательства, сведения о которых включены в единый реестр субъектов малого и среднего бизнеса, не проводятся (п. 7 Постановления Правительства РФ от 30.11.2020 № 1969). Таким образом, в ежегодный план проверок включаются только работодатели, отнесенные к среднему и крупному бизнесу.

Исключение составляют представители малого бизнеса, которые ранее привлекались к административной ответственности за совершение грубого нарушения (в соответствии с КоАП РФ) или к наказанию в виде дисквалификации или административного приостановления деятельности. Такие субъекты малого бизнеса также включаются в план проверок на общих основаниях.

Внеплановые проверки работодателей

В отличие от плановых, внеплановые проверки проводятся инспекторами ГИТ в экстренном порядке, без предварительного уведомления и зачастую неожиданно для работодателей.

Исчерпывающий перечень оснований для проведения внеплановых проверок ГИТ установлен в соответствии с пп. 1, 3−6 ч. 1 и ч. 3 ст. 57 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации». К таким основаниям относятся:

  • наличие у ГИТ сведений о нарушениях, допускаемых работодателем. Например, когда в инспекцию подается жалоба/обращение о том, что действия работодателя создают потенциальную угрозу причинения вреда жизни или здоровью работников (такие сведения могут поступить от госорганов, органов МСУ, правоохранителей, частных организаций и физлиц);
  • поручение Президента или Правительства РФ о проведении в отношении работодателя внеплановой проверки;
  • требование прокурора о проведении контрольного мероприятия по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям;
  • истечение срока исполнения решения контрольного органа об устранении ранее выявленного нарушения;
  • поступление от работодателя информации об устранении нарушений обязательных требований в сфере лицензирования, аккредитации, сертификации, включения в реестр, аттестации и т.д. Предмет внеплановой проверки в этом случае ограничивается оценкой устранения нарушений обязательных требований.

Проведение внеплановой проверки требует согласования с прокуратурой и уведомления работодателя. О проведении такой проверки контролируемое лицо уведомляется путем направления копии решения о проведении проверки не позднее, чем за 24 часа до ее начала (п. 49 Положения).

Читайте также:  Что такое точки соприкосновения в бизнесе

Однако если проверки требуют поступающие в ГИТ сообщения о совершаемых работодателем нарушениях, то инспекция может провести внеплановую проверку незамедлительно. То есть в течение 24 часов после получения ГИТ соответствующих сведений с извещением об этом органа прокуратуры в тот же срок. В этом случае уведомление работодателя о проведении внепланового контрольного мероприятия может не проводиться (ч. 12 ст. 66 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ).

Новые механизмы контроля за работодателями в 2021 году

В рамках осуществления проверок (как плановых, так и внеплановых) инспекторы ГИТ по-прежнему смогут проводить такие контрольные мероприятия, как документарные и выездные проверки. В этом отношении в сфере государственного контроля за соблюдением трудового законодательства ничего не поменялось. Изменились (были сокращены) только сроки проведения документарных и выездных проверок.

shutterstock_1026849703.jpg

В то же самое время арсенал инспекторов ГИТ дополнился такими новыми (для проведения проверок в сфере трудовых правоотношений) контрольными мероприятиями, как инспекционный визит и рейдовый осмотр (п. 35 Положения).

Под инспекционным визитом понимается краткосрочная (не более 1 дня) проверка на территории работодателя, в ходе которой инспекторы могут проводить осмотр производств и помещений, опрос работников и администрации, получение письменных объяснений и истребование документов.

Инспекционный визит проводится без предварительного уведомления работодателя, который обязан обеспечить беспрепятственный доступ инспектора в принадлежащие ему здания, сооружения и помещения.

Еще одна новая для ГИТ форма контроля – рейдовый осмотр, под которым понимается краткосрочная проверка всех работодателей, расположенных на определенной территории. Например, в пределах района муниципального образования или областного центра. В ходе рейда инспекторы вправе проводить осмотр, опрос, получение письменных объяснений, истребование документов, а также назначать экспертизу (п. 42 Положения).

Работодатели обязаны обеспечить в ходе рейдового осмотра беспрепятственный доступ инспекторам к своим производственным объектам, указанным в решении о проведении рейда, а также во все помещения, за исключением жилых.

При этом и инспекционный визит, и рейдовый осмотр осуществляются только на внеплановой основе (п. 35 Положения). Эти мероприятия проводятся по согласованию с прокуратурой, но о своем визите инспекторы работодателей уведомлять не обязаны.

Новые сроки проверок трудовой инспекции с 2021 года

Как мы уже говорили выше, сроки проведения трудовых проверок по сравнению с ранее действовавшими были существенным образом сокращены.

Так, срок проведения документарной проверки по новым правилам не может превышать 10 рабочих дней (ранее указанный срок составлял 20 рабочих дней). В указанный срок не включается период с момента направления ГИТ требования представить необходимые документы до момента их представления в инспекцию.

Также в общий срок не включается период с момента направления работодателю информации о выявлении ошибок и противоречий в представленных документах до момента представления соответствующих пояснений (п. 46 Положения).

Одновременно вдвое (с 20 до 10 рабочих дней) были сокращены предельные сроки проведения выездных проверок работодателей. При этом новые правила отдельно оговаривают, что в отношении одного субъекта малого предпринимательства общий срок выездной проверки не может превышать 50 часов для малого предприятия и 15 часов для микропредприятия.

Если выездная проверка проводится в отношении организации, осуществляющей свою деятельность на территориях нескольких регионов, то срок проверки устанавливается отдельно по каждому филиалу, представительству или обособленному структурному подразделению организации-работодателя (п. 49 Положения).

Срок проведения инспекционного визита на одном производственном объекте (территории) составляет один рабочий день (ст. 70 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ).

Что же касается рейдового осмотра, то предельный срок его проведения составляет 10 рабочих дней, а проверка отдельного работодателя в период проведения рейдового осмотра не может занимать более одного рабочего дня.

Источник: buh.ru

Статья 73. Выездная проверка

1. Под выездной проверкой в целях настоящего Федерального закона понимается комплексное контрольное (надзорное) мероприятие, проводимое посредством взаимодействия с конкретным контролируемым лицом, владеющим производственными объектами и (или) использующим их, в целях оценки соблюдения таким лицом обязательных требований, а также оценки выполнения решений контрольного (надзорного) органа.

2. Выездная проверка проводится по месту нахождения (осуществления деятельности) контролируемого лица (его филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) либо объекта контроля.

3. Выездная проверка проводится в случае, если не представляется возможным:

1) удостовериться в полноте и достоверности сведений, которые содержатся в находящихся в распоряжении контрольного (надзорного) органа или в запрашиваемых им документах и объяснениях контролируемого лица;

2) оценить соответствие деятельности, действий (бездействия) контролируемого лица и (или) принадлежащих ему и (или) используемых им объектов контроля обязательным требованиям без выезда на указанное в части 2 настоящей статьи место и совершения необходимых контрольных (надзорных) действий, предусмотренных в рамках иного вида контрольных (надзорных) мероприятий.

4. Положением о виде контроля могут устанавливаться ограничения проведения выездных проверок в отношении объектов контроля, отнесенных к определенным категориям риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям.

Читайте также:  Деловое общение этические нормы бизнеса

5. Внеплановая выездная проверка может проводиться только по согласованию с органами прокуратуры, за исключением случаев ее проведения в соответствии с пунктами 3 — 6 части 1, частью 3 статьи 57 и частью 12 статьи 66 настоящего Федерального закона.

6. О проведении выездной проверки контролируемое лицо уведомляется путем направления копии решения о проведении выездной проверки не позднее чем за двадцать четыре часа до ее начала в порядке, предусмотренном статьей 21 настоящего Федерального закона, если иное не предусмотрено федеральным законом о виде контроля.

7. Срок проведения выездной проверки не может превышать десять рабочих дней. В отношении одного субъекта малого предпринимательства общий срок взаимодействия в ходе проведения выездной проверки не может превышать пятьдесят часов для малого предприятия и пятнадцать часов для микропредприятия, за исключением выездной проверки, основанием для проведения которой является пункт 6 части 1 статьи 57 настоящего Федерального закона и которая для микропредприятия не может продолжаться более сорока часов. Срок проведения выездной проверки в отношении организации, осуществляющей свою деятельность на территориях нескольких субъектов Российской Федерации, устанавливается отдельно по каждому филиалу, представительству, обособленному структурному подразделению организации или производственному объекту. Сроки проведения выездных проверок в пределах сроков, установленных настоящей статьей, устанавливаются положением о виде контроля.

8. В ходе выездной проверки могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:

4) получение письменных объяснений;

5) истребование документов;

6) отбор проб (образцов);

7) инструментальное обследование;

9. Положением о виде контроля может предусматриваться совершение в сокращенном объеме отдельных контрольных (надзорных) действий при проведении выездной проверки в отношении объектов контроля, отнесенных к определенным категориям риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям.

10. Отбор проб (образцов) продукции (товаров), результатов выполненной работы или оказанной услуги в ходе выездной проверки может осуществляться исключительно при отсутствии возможности оценки соблюдения обязательных требований иными способами, без отбора проб (образцов) продукции (товаров), результатов выполненной работы или оказанной услуги.

11. В случае, если в ходе выездной проверки осуществлялся отбор проб (образцов) продукции (товаров) и не были выявлены нарушения обязательных требований к безопасности и (или) качеству продукции (товаров), влекущие риски причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, а продукция (товары) не подлежит возврату вследствие утраты продукцией (товарами) потребительских свойств либо в соответствии с требованиями, установленными правилами продажи отдельных видов продукции (товаров), контрольный (надзорный) орган возмещает лицу, у которого она была изъята, стоимость утраченной продукции (утраченных товаров) за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации (за исключением случаев проведения выездной проверки при осуществлении контроля и надзора в сфере обращения лекарственных средств, медицинских изделий, донорской крови, ее компонентов и биомедицинских клеточных продуктов). Случаи и порядок возмещения лицу стоимости утраченной продукции (утраченных товаров) в ходе выездной проверки устанавливаются Правительством Российской Федерации, если иное не установлено федеральным законом о виде контроля.

Источник: www.zakonrf.info

Новые правила и сроки проведения проверки ГИТ в 2021 году

В 2021 году обновили правила проведения проверок работодателей трудовой инспекцией. Кроме того, установили новые сроки их осуществления.

Плановые проверки работодателей

23 июля 2021 года начало действовать Постановление Правительства от 21.07.2021 г. № 1230, согласно которому утверждено новое положение о правилах и механизме осуществления плановых и внеплановых проверок работодателей. Плановые проверки в текущем году, дата которых была позже 23 июля, проводились уже по обновленным правилам.

Плановые проверки осуществляются согласно плану проведения контрольных мероприятий на будущий календарный год, который согласовывается с прокуратурой.

В соответствии с новым порядком, основанным на риск-ориентированном подходе, на периодичность осуществления плановых проверок влияет группа риска, к которой отнесен работодатель. Всего выделено 5 групп риска — высокий, значительный, средний, умеренный и низкий. Решение о том, к какой группе риска относится работодатель, принимается инспектором по труду.

Когда работодателю присвоена та или иная группа риска, плановые проверки осуществляются по такой периодичности:

  • высокий — раз в 2 года;
  • значительный — раз в 3 года;
  • средний — раз в 5 лет;
  • умеренный — раз в 6 лет.

Если работодатель отнесен к низкому риску, то по нему плановые проверки не осуществляются. Когда работодатель не относится ни к одной группе, считается, что он отнесен к группе низкого риска.

Степень риска присваивается работодателям каждый год не позже 1 июля текущего года для применения в следующем. Информация о присвоенной категории риска размещается на сайте Роструда.

С 2020 года плановые проверки не осуществляются по компаниям и ИП, относящимся к субъектам МСП, информация о которых имеется в реестре субъектов МСП. Об этом указано в Постановлении Правительства от 30.11.2020 г. № 1969. Соответственно, в перечень на каждый год входят работодатели, которые относятся к субъектам среднего и крупного бизнеса.

Исключение в данном случае — субъекты малого предпринимательства, ранее привлекавшиеся к административной ответственности за совершение грубого нарушения, к дисквалификации или административной приостановке деятельности. Этих хозяйствующих субъектов включают в план проверок в общем порядке.

Читайте также:  Столичный бизнес колледж рейтинг

Внеплановые проверки работодателей

Внеплановые проверки осуществляются без предварительного оповещения работодателей, а потому часто являются неожиданными для них.

Список оснований, по которым проводятся внеплановые проверки трудовой инспекцией, установлен в Законе от 31.07.2020 г. № 248-ФЗ. В частности, к ним относятся такие:

  • наличие у трудовой инспекции информации о нарушениях, допущенных работодателем. К примеру, в ГИТ поступила жалоба или обращение, что работодатель своими действиями создал потенциальную угрозу жизни или здоровью сотрудников. Эта информация может поступать от иных компаний, физлиц, правоохранительных органов и т.п.;
  • поручение Президента РФ или Правительства РФ об осуществлении в отношении работодателя внеплановой проверки;
  • требование прокуратуры провести контрольное мероприятие по поступившим в ее адрес материалам или обращениям;
  • истечение срока исполнения решения госорганов об устранении нарушения, которое было обнаружено ранее;
  • поступление от работодателя сведений об устранении нарушений требований по вопросам лицензирования деятельности, аккредитации, сертификации, включения в реестр и т.п. В данной ситуации внеплановая проверка проводится только как оценка устранения выявленных нарушений.

Перед проведением внеплановой проверки мероприятие должно быть согласовано с прокуратурой, а также работодатель должен быть уведомлен о нем. Уведомление подразумевает отправку копии решения о проведения внеплановой проверки в срок не менее, чем за 24 часа до начала мероприятия.

Если требуется провести проверку поступающих в трудовую инспекцию сообщений или жалоб о нарушениях со стороны работодателя, то инспекторы могут провести внеплановую проверку незамедлительно. Иными словами, в течение 24-х часов с момента получения инспекторами такой информации с обязательным оповещением сотрудников прокуратуры в этот же срок. В такой ситуации инспекция вправе не уведомлять работодателя о том, что будет проводиться внеплановая проверка.

Новые способы контроля работодателей

При проведении контрольного мероприятия (планового или внепланового) инспекторы могут применять документарные или выездные проверки. В данном случае нет никаких изменений в части механизма осуществления контроля. Однако при этом сократили сроки проведения этих проверок.

Но теперь трудовая инспекция может использовать новые способы контроля работодателей в сфере трудовых правоотношений — инспекционный визит и рейдовый осмотр.

Инспекционный визит представляет собой краткосрочную проверку в течение 1-го дня, проводимую на территории работодателя. В ходе данного контрольного мероприятия проводится осмотр производств и помещений, осуществляется опрос сотрудников и начальства, а также получение письменных пояснений и истребование документации. Инспекционный визит не предусматривает предварительное уведомление работодателя о его проведении, однако он должен обеспечить беспрепятственный доступ сотрудников трудовой инспекции к своей территории.

Рейдовый осмотр представляет собой краткосрочную проверку работодателей, находящихся на конкретной территории. К примеру, это может быть район муниципального образования или областного центра. При проведении рейдового осмотра специалисты ГИТ имеют право не только проводить осмотр, но и опрашивать работников, получать письменные объяснения, требовать документы для проверки и назначать экспертизу.

При рейдовом осмотре работодатели должны обеспечить специалистам ГИТ доступ к производственным объектам и помещениям (исключение — жилые), которые указаны в решении о проведении рейдового осмотра.

Важно! Инспекционный визит и рейдовый осмотр имеют только внеплановый характер. Данные контрольные мероприятия осуществляются по согласованию с прокуратурой, а работодателей уведомлять не требуется.

Новые сроки проведения проверок ГИТ

По сравнению с действовавшими ранее новые сроки проведения проверок существенно сократили. К примеру, документарную проверку по новым правилам должны проводить в срок не больше 10-ти рабочих дней (раньше — 20-ти рабочих дней). В данный период не входит время с даты отправки трудовой инспекцией требования о предоставлении документов до даты их непосредственного представления в ГИТ.

Кроме того, в общий срок не входит период с даты отправки работодателю сведений об обнаруженных ошибках и противоречий в полученной документации до даты подачи соответствующих объяснений.

Также сократили до 10-ти рабочих дней (раньше — 20-ти рабочих дней) предельные сроки осуществления выездных проверок. По обновленным правилам отдельно оговаривается, что по субъекту малого бизнеса общий срок такой проверки не может быть больше 50-ти часов для малой компании и 15-ти часов для микрокомпании.

Когда выездная проверка осуществляется по компании, ведущей деятельность на территории нескольких субъектов РФ, срок проведения проверки определяется в отдельности по каждому филиалу, представительству или обособленному подразделению.

По инспекционному визиту на одном производственном объекте срок его осуществления — 1 рабочий день. По рейдовому осмотру максимальный срок проведения проверки — 10 рабочих дней. При этом проверка конкретного работодателя при рейдовом осмотре не может быть больше 1-го рабочего дня.

Сервисы, помогающие в работе бухгалтера, вы можете приобрести здесь.

Хотите получать подобные статьи по четвергам?
Быть в курсе изменений в законодательстве?
Подпишитесь на рассылку

Нажатием кнопки я принимаю условия Оферты по использованию сайта и согласен с Политикой конфиденциальности

Источник: www.1cbit.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Бизнес для женщин