Контрольные и надзорные органы периодически проводят в различных организациях, ИП плановые проверки. Как подготовиться к плановым проверкам, как они проводятся, в какие сроки? Ответы на указанные вопросы, а также на другие вопросы, Вы узнаете в нашем материале.
ВНИМАНИЕ: наш адвокат поможет защитить Ваши интересы в проверке предпринимателей: профессионально и в срок. Звоните и делайте заявку на помощь!
План проведения плановых проверок
Плановые проверки и называются плановыми, потому что они планируются заранее на год. То есть каждый контрольный (надзорный) орган разрабатывает план проведения проверок на год, указывая в каких населенных пунктах, в каких организациях, в какое время будет проводиться проверка. Планы проверок подлежат согласованию с органами прокуратуры.
На сайтах прокуратуры размещаются сводные планы плановых проверок юрлиц и ИП, органов местного самоуправления и должностных лиц, органов госвласти субъекта. Контрольные органы свои планы проверок размещают на своих официальных сайтах.
Навальный отменяет проверки малого бизнеса
Размещение соответствующих планов позволяет заинтересованным лицам ознакомиться с ними и принять какие-то действия по подготовке к соответствующим проверкам.
Основания для проведения плановой проверки
Основание для проведения плановой проверки одно – ежегодный план проверок, который разработан контрольным (надзорным) органом и согласован прокуратурой.
Таким образом, оснований для проведения плановых проверок не так много, как, например, при проведении внеплановых проверок. Не стоит забывать, что помимо плановых проверок могут возникнуть внеплановые проверки о которых более подробно по ссылке на нашем сайте.
При этом по общему правилу проверки должны проводиться в отношении отдельных юрлиц, ИП не чаще 1 раза в 3 года.
Уведомление о проведении проверки по плану
О том, что будет проводиться плановая проверка юрлицо (ИП) должно быть уведомлено не позднее чем за 3 рабочих дня до того, как начнется проводиться проверка.
Уведомление осуществляется путем направления копии распоряжение или приказа руководителя органа, который будет проводить проверку, о начале проведения плановой проверки. Уведомление может быть направлено по почте заказным письмом или по электронной почте.
Если контрольным (надзорным) органом не выполнены указанные требования закона об уведомлении, то это считается грубым нарушением.
ПОЛЕЗНО: читайте подробнее про проверку ИФНС по ссылке, смотрите видео
Подготовка к проведению плановой по графику проверки
Подготовиться к плановой проверке заранее можно, если отследить информацию по планам проверок. Зная, когда и кем будет проводиться проверка, а также по поводу чего, можно пересмотреть все документы, чтобы они были в порядке, проверить наличие таких документов.
Если о проверке узнали только из уведомления, то за 3 дня сложно как-то особо подготовиться к проверке. Можно назначить ответственное лицо, которое будет контактировать с проверяющими, далее действовать по ситуации. Проверяющими наверняка будут запрашиваться документы для проверки, будет осуществляться выезд на объекты и т.д., поэтому все максимально должно соответствовать, т.е. информация на бумаге должна соответствовать факту.
Соблюдение прав и проверки малого бизнеса. Слово прокурору
Порядок проведения плановых проверок
Как мы знаем, проверки могут быть документарными (по месту контрольного органа) и выездные (по месту проверяемого лица).
Общие правила по проверкам заключаются в том, что должно быть распоряжение или приказ руководителя контрольного органа о проведении проверки; проверяемое лицо должно быть уведомлено о проверке.
- При документарной проверке проверяющие изучают документы, могут запрашивать дополнительные документы у лица, которое должно их предоставить в течение 10 рабочих дней, а также запрашивать пояснения. Составляют акт по проверке.
- Более серьезной является выездная проверка. При выездной проверке уполномоченные лица приезжают к проверяемому лицу и должны предъявить служебные удостоверения, а также распоряжение и приказ о проведении проверки. Соответствующие должностные лица должны быть назначены приказом, чтобы проводить проверку.
- Представителя проверяемого лица должны ознакомить с полномочиями проверяющих, задачами и целями проверки, какие виды мероприятий будут проводиться проверяющими и в каком объеме. И важным моментом является ознакомление со сроками и условиями проведения проверки.
- В ходе проверки лицо, которое проверяют, обязано предоставить все необходимые документы в рамках проверки и обеспечить при необходимости доступ на объект, в помещение и т.д.
- По результатам проверки должен быть подготовлен акт проверки и вручен лицу, которое проверяли.
Сроки проведения плановой проверки
Срок проведения плановой проверки не может превышать 20 рабочих дней. Указанный срок является одинаковым как для документарных проверок, так и для выездных. В определенных законом случаях срок проверок может быть меньше.
Если проверка проводиться в отношении субъекта малого предпринимательства (далее – СМП), то общий срок плановых выездных проверок не может быть более 50 часов для малого предприятия и 15 часов для микропредприятия в год.
ВАЖНО: в отдельных случаях проверка может быть приостановлена.
Если же в ходе проверки необходимо провести какие-то сложные исследования, испытания и т.д., то срок проверки может быть продлен, но не более чем на 20 рабочих дней, в отношении СМП – не более 50 часов, в отношении микропредприятий – не более 15 часов.
Если организация осуществляет деятельность на территории нескольких субъектов и имеет филиалы, представительства, то в отношении каждого филиала срок проверки не может быть более 20 рабочих дней, а в общем сроки проверки по всем филиалам не могут быть более 60 рабочих дней.
Нарушения при проведении и обжалование результатов плановой проверки
При проведении плановых проверок могут быть допущены нарушения, которые являются грубыми в соответствии с законом, а именно:
- проверка может проводиться при отсутствии оснований для такой проверки, т.е. проверки нет в плане плановых проверок на год, либо проверка проводится чаще 1 раза в 3 года при отсутствии на то оснований
- не уведомление надлежащим образом в установленные сроки организации (ИП) о проведении проверки
- нарушение сроков проведение проверки
- запрос документов и информации, которые не имеют отношения к проверке
- не вручение акта по результатам проверки
- незаконное продление сроков проверки
- проведение проверки при отсутствии приказа или распоряжения о проверке
- участие в проверке экспертов и экспертных организаций, которые являются работниками организации (ИП), которую проверяют
ВАЖНО: в случае не согласия с результатами плановой проверки их безусловно необходимо обжаловать.
Как говорит закон, если допущены грубые нарушения требований закон, то результаты проверки являются недействительными, не могут быть доказательствами нарушений со стороны юрлиц (ИП) и подлежат отмене вышестоящим органом контроля (надзора) или судом. Отмена осуществляется на основании заявления юрлица (ИП).
При обжаловании в суд юрлицо (ИП) должно подготовить и подать соответствующее заявление о признании результатов проверки или акта проверки недействительными.
ПОЛЕЗНО: читайте также про обжалование внеплановых проверок по ссылке
Адвокат по сопровождению плановых проверок в Екатеринбурге
Услуги наших адвокатов Адвокатского бюро «Кацайлиди и партнеры» по сопровождению проверок могут заключаться в следующем:
- в консультировании по вопросам плановых проверок
- изучение документов по проверке на предмет их законности
- участие в проверке в качестве представителя юрлица и выявление нарушений со стороны уполномоченных лиц контрольного (надзорного) органа
- обжалование действий проверяющих
- обжалование результатов проверки
- оказание иной юридической помощи связанной с плановой проверкой или просто с предпринимательской деятельностью организации или ИП
Проведение проверок всегда является стрессом для руководителей юрлица, для ИП и работников, поэтому к плановым проверкам стоит подготовиться заранее, а в ходе проверок есть смысл подумать о сопровождении такой проверки с Вашей стороны адвокатом. Звоните нам уже сегодня!
Отзыв о работе нашего бизнес адвоката
Автор статьи:
Отзывы о нас
Отзыв по уголовным делам
Отзыв по гражданским делам
Отзыв по банкротству физических лиц
Отзыв по сопровождению бизнеса
Звоните: +7 (343) 345-80-80
г. Екатеринбург, ул. Коминтерна, 16, оф. 103, Бизнес-центр Манеж
Источник: katsaylidi.ru
Статьи
Источник фото: https://www.pexels.com/ Порядок проведения проверок юридических лиц (ЮЛ) и индивидуальных предпринимателей (ИП) регулируется Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее — Закон 294). В силу части 1 ст. 13 Закона 294 сроки проведения документарной и выездной проверкине могут превышать 20 рабочих дней. В случае применения риск-ориентированного подхода (ч. 1 и 1.2 ст. 8.1 Закона 294) такие сроки могут быть сокращены, если применяется риск-ориентированный подход. Перечень видов надзора (контроля), в отношении которых применяется риск-ориентированный подход, установлен Постановлением Правительства РФ от 17.08.2016 № 806 «О применении риск-ориентированного подхода при организации отдельных видов государственного контроля (надзора) и внесении изменений в некоторые акты Правительства РФ» (вместе с «Правилами отнесения деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и (или) используемых ими производственных объектов к определенной категории риска или определенному классу (категории) опасности» (далее — Правила 806). Кстати, государственный жилищный надзор (ГЖН) входит в перечень видов государственного (регионального) надзора, в отношении которого в обязательном порядке применяется риск-ориентированный подход. Частью 2 ст. 13 Закона 294 установлен максимальный срок выездных проверок субъектов малого бизнеса: 50 часов в год для малого предприятия, 15 часов в год — для микропредприятия. Для получения необходимых документов срок такой проверки может быть приостановлен до 10 рабочих дней (ч.2.1. ст. 13). Часть 3 статьи говорит о возможности продления проверки, но в исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения сложных и (или) длительных исследований, испытаний, специальных экспертиз и расследований на основании мотивированных предложений должностных лиц надзорного органа. При этом срок продления проверки не может превышать 20 рабочих дней, в отношении малых предприятий — 50 часов, микропредприятий — 15 часов. Если у юридического лица имеются филиалы в разных регионах, срок проверки по каждому филиалу, представительству, обособленному структурному подразделению исчисляется отдельно (ч. 4 ст. 13 Закона 294). При этом общий срок проверки не может превышать 60 рабочих дней. Стоит отметить, что в статье 20 Закона 294 к грубым нарушением при проведении проверки относится только нарушение ч. 2 ст. 13 Закона в части нарушения сроков и времени проведения плановых выездных проверок в отношении субъектов малого предпринимательства. В свете рассматриваемой темы интересен следующий судебный акт: Определение Верховного суда РФ от 28 февраля 2020 г. № 306-ЭС19-19540. ЗАО «Тандер» обжаловало приказ (распоряжение) Роспотребнадзора о проведении плановой выездной проверки. Общество посчитало, что проводимая приказом проверка в данном регионе противоречит закону, так как за последние 3 года общество уже проверялось Роспотребнадзором в 3 других регионах. И общий срок этих проведенных проверок составил максимальные 60 рабочих дней. Вследствие чего проводимая плановая проверка уже выходит за пределы этого максимального срока на основании ч. 4 ст. 13 Закона 294. Суды трех инстанций не согласились с заявителем и отказали в удовлетворении заявления, так как «. на момент формирования плана проверок отнесена к категории значительного риска (3 класс опасности) с установленной периодичностью проверок 1 раз в три года; а последняя плановая проверка АО «Тандер» Управлением Роспотребнадзора по РТ проведена в 2013 году.Периодичность проведения плановой проверки в отношении филиалов и подразделений АО «Тандер» на территории каждого субъекта РФ формируется с учетом риск-ориентированного подхода и в зависимости от класса (категории) опасности. В своем отзыве административный орган также указывает, что, например, подразделениям АО «Тандер» в Ставропольском крае, Воронежской и Орловской областях присвоена чрезвычайно высокая категория риска (1 класс опасности), при котором проведение плановой проверки предусмотрено 1 раз в год, в связи с чем считает не применимым к данному случаю изложенный в кассационной жалобе заявителя подход, основанный на применении положений только части 4 статьи 13 Закона №294-ФЗ, без учета положений статьи 8.1 Закона № 294-ФЗ.Суд кассационной инстанции отмечает, что фактически законодатель, вводя с 14.07.2015 в Закон № 294-ФЗ статью 8.1 (риск-ориентированный подход), предусмотрел специальный порядок (условия, сроки, организация) проведения плановых проверок в определенных, установленных в утвержденном постановлением Правительства РФ от 17.08.2016 № 806 Перечне, областях (видах государственного контроля (надзора)).Суд кассационной инстанции считает, что применительно к данному конкретному случаю положения части 4 статьи 13 Закона № 294-ФЗ, на которых основывает свои доводы заявитель в кассационной жалобе, соотносятся с положениями статьи 8.1 этого же Закона № 294-ФЗ как общая норма права со специальной.Поскольку при конкуренции общей и специальной норм права подлежит применению специальная норма права, суд кассационной инстанции расценивает доводы кассационной жалобы как основанные на ошибочном понимании действующего законодательства». Но Верховный суд РФ не согласился с принятыми судебными актами. В названном определении от 28 февраля 2020 г. № 306-ЭС19-19540 Верховным судом РФ отмечено следующее:
- В соответствии со ст. 13 Закона 294 срок проведения каждой из предусмотренных статьями 11 и 12 Закона № 294-ФЗ проверок в отношении юридического лица, которое осуществляет свою деятельность на территории нескольких субъектов РФ, устанавливается отдельно по каждому филиалу, представительству, обособленному структурному подразделению юридического лица, при этом общий срок проведения проверки не может превышать шестьдесят рабочих дней.
- Учитывая, что одной из основных целей принятия Закона № 294-ФЗ является усовершенствование существующей системы государственного контроля и снижения административной нагрузки на бизнес, в Законе был установлен предельный период проверки: для юридического лица — 20 рабочих дней, а для юридического лица с филиалами — 60 рабочих дней.
- Ограничение в 60 рабочих дней распространяется в целом на юридическое лицо, включая филиалы, представительства и обособленные подразделения, а не на определенную территорию деятельности юридического лица.
- Из материалов дела усматривается, что в отношении общества в течение 2018 года управлениями Роспотребнадзора неоднократно проводились проверки его филиалов, расположенных в различных регионах Российской Федерации, общий срок проведения которых превысил 60 рабочих дней (в январе 2018 года 20 рабочих дней в Липецкой области и 20 рабочих дней в Орловской области, в феврале 2018 года 32 рабочих дня в Смоленской области, в марте 2018 года 20 рабочих дней в Воронежской области и 32 часа в Тульской области).
- Судебная коллегия не принимает довод управления о невозможности осуществить проверку общества, имеющего разветвленную сеть филиалов, за 60 рабочих дней. Закон № 294-ФЗ предоставляет возможность контролирующим органам осуществлять как выездные, так и документарные проверки, которые являются менее затратными с точки зрения временных и финансовых ресурсов контролирующего органа.
- Судебная коллегия также обращает внимание на то, что Закон № 294-ФЗ, устанавливая сроки проведения плановых проверок и регулярность их проведения (не чаще, чем один раз в три года), во всех случаях имеет в виду юридическое лицо, индивидуального предпринимателя.
- Трехлетний срок, устанавливающий регулярность проводимых проверок, необходимо исчислять именно с момента учреждения юридического лица, а не с даты создания филиалов и представительств.
- Судебная коллегия также не соглашается с толкованием, данным судом кассационной инстанции в отношении положений статьи 8.1 Закона N 294-ФЗ. В силу названной нормы отнесение к определенной категории опасности производится именно в отношении юридического лица, а не его филиалов. Определенный класс опасности должен быть установлен один на все юридическое лицо, а не на каждый его филиал в разных регионах.
Судебная коллегия ВС РФ посчитала, что обжалуемое распоряжение (приказ) Роспотребнадзора о проведении плановой выездной проверки не соответствует требованиям Закона№ 294-ФЗ и нарушает права общества в предпринимательской деятельности. ВС РФ отменил все решения нижестоящих судов и принял новое решение об удовлетворении заявления общества.
Несмотря на то, что в большей части управляющих организаций филиалы и представительства, конечно, отсутствуют, но приведенная в этой статье правовая позиция ВС РФ вселяет надежду в то, что хотя бы в Верховном суде РФ иногда можно найти поддержку предпринимателям…
С уважением, Снежана Соболевская.
Компания «Бурмистр.ру» оказывает юридические услуги управляющим компаниям и ТСЖ . Целый штат высокопрофессиональных и первоклассных юристов помогут Вам разобраться с любой проблемой. Вся необходимая информация о сервисе здесь .
Комментарии
Спасибо за статью, но хотелось бы внести небольшое дополнение.
В основном в отношении управляющих организаций органами жилищного надзора проводятся внеплановые выездные и внеплановые документарные проверки.
Частью 3 ст. 13 ФЗ № 294 предусмотрено, что в исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения сложных и (или) длительных исследований, испытаний, специальных экспертиз и расследований на основании мотивированных предложений должностных лиц органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводящих выездную плановую проверку, срок проведения выездной плановой проверки может быть продлен руководителем такого органа, но не более чем на двадцать рабочих дней, в отношении малых предприятий не более чем на пятьдесят часов, микропредприятий не более чем на пятнадцать часов.
Таким образом данная норма права предусматривает продление сроков проведения проверки, определенных в приказе либо же распоряжении о ее проведении, только при проведении плановой выездной проверки.
И как следствие, в случае проведения в отношении управляющей организации внеплановой выездной или внеплановой документарной проверки, у контролирующего органа не имеется оснований для продления сроков проведения проверки, установленных в приказе (распоряжении).
При наличии совершения контролирующим органом указанных действий (продление сроков) результаты проверок подлежат отмене вышестоящим органом государственного контроля (надзора) или судом на основании заявления юридического лица, индивидуального предпринимателя в связи с грубым нарушением требований ФЗ № 294 при проведении проверки в соответствии с п.п. 5 ч. 2 ст. 20 — превышение установленных сроков проведения проверок.
Источник: www.burmistr.ru
Плановые проверки Роспотребнадзора: порядок и сроки проведения
Роспотребнадзор осуществляет санитарно-эпидемиологический контроль и надзор в области защиты прав потребителей и санитарно-эпидемиологической сфере. Контроль в области защиты прав потребителей осуществляется без плановых контрольных мероприятий. Частота плановых мероприятий в области санитарно-эпидемиологического контроля зависит от присвоенной категории риска. В 2022 году проверки проводятся с учётом некоторых особенностей, о которых в своей статье рассказывает эксперт «Что делать Консалт».
Реформа контроля и надзора
Плановые проверки Роспотребнадзора являются одним из видов контрольных (надзорных) мероприятий, проводимых в соответствии с Федеральным законом «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» № 248-ФЗ. Согласно ст. 61 указанного закона плановые контрольные (надзорные) мероприятия проводятся на основании плана проведения таких мероприятий на очередной календарный год, который составляется контрольным (надзорным) органом и согласовывается с органами прокуратуры. Положением о конкретном виде контроля или федеральным законом о виде контроля может быть установлено, что он осуществляется без проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий.
В частности, согласно п. 21 Положения о федеральном государственном контроле (надзоре) в области защиты прав потребителей, утверждённого Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.06.2021 № 1005, государственный контроль (надзор) в области защиты прав потребителей осуществляется без проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий.
Энциклопедия спорных ситуаций СПС КонсультантПлюс позволит увидеть разные точки зрения по одному и тому же вопросу: что думает Минфин, налоговая, суды.
Плановые же контрольные (надзорные) мероприятия Роспотребнадзор проводит на основании Положения о федеральном государственном санитарно-эпидемиологическом контроле (надзоре), утверждённого Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 № 1100.
Частота плановых контрольных (надзорных) мероприятий зависит от категории риска объекта контроля: чем выше присвоенная категория риска, тем чаще мероприятия назначаются. Если категория риска низкая, то плановые мероприятия не проводятся. Периодичность проведения мероприятий определяется по каждому виду контрольных (надзорных) мероприятий для каждой категории риска в положении о виде контроля.
План контрольно-надзорных мероприятий на очередной год утверждается до 15 декабря предшествующего года и в течение пяти рабочих дней размещается в сети Интернет (пп. 12, 13 Правил формирования плана проведения плановых КНМ на очередной календарный год):
1) для категории чрезвычайно высокого риска: выездная и документарная проверка, рейдовый осмотр, выборочный контроль — один раз в год;
2) для категории высокого риска: выездная и документарная проверка, рейдовый осмотр, выборочный контроль — один раз в 2 года;
3) для категории значительного риска: выездная и документарная проверка, рейдовый осмотр, выборочный контроль — один раз в 3 года;
4) для категории среднего риска: выездная и документарная проверка, инспекционный визит, выборочный контроль — один раз в 4 года;
5) для категории умеренного риска: выездная и документарная проверка, инспекционный визит, выборочный контроль — один раз в 6 лет;
6) для категории низкого риска — плановые проверки не проводятся.
Когда проводится выездная проверка
Выездная проверка может быть как плановой, так и внеплановой.
Основанием для её проведения является невозможность:
- удостовериться, что в документах и объяснениях контролируемого лица, которые имеются в распоряжении Роспотребнадзора (запрошены им), содержатся полные и достоверные сведения;
- оценить, соответствует ли деятельность, действия (бездействие) контролируемого лица и (или) принадлежащие и (или) используемые им объекты контроля обязательным требованиям без выезда на место и совершения действий, которые предусмотрены другим видом контрольных (надзорных) мероприятий.
Например, если нужно взять пробы воздуха на территории проверяемого, измерить температуру в помещении, где хранятся пищевые продукты.
Готовые решения СПС КонсультантПлюс подскажут, как действовать в конкретной ситуации: пошаговые инструкции, образцы документов, ссылки на правовые акты.
Что проверяют при выездной проверке
При выездной проверке оценивают соблюдение обязательных требований и выполнение решений Роспотребнадзора. Проверку проводят при взаимодействии с конкретным контролируемым лицом, владеющим производственными объектами.
При выездной проверке Роспотребнадзор проверяет, например:
- наличие у работников предприятий общепита медицинских книжек с отметками о медосмотрах;
- санитарный паспорт на транспортное средство, если оно используется для перевозки пищевых продуктов;
- какие материалы используются для упаковки продуктов питания и наносится ли на неё маркировка, если вы занимаетесь расфасовкой (упаковкой) продуктов питания;
- размещены ли в месте продажи на доступном месте средства измерения для проверки потребителем правильности цены и измерения приобретённого товара (если его цену продавец рассчитывает на основании определённой за единицу измерения (вес, длина и др.)). Находятся ли эти средства в исправном состоянии и соответствуют ли требованиям законодательства.
В «Азбуке права» СПС КонсультантПлюс представлены актуальные ответы на житейские вопросы, прописан порядок действий со ссылками на законодательство.
Порядок проведения выездной проверки
О проведении выездной проверки вас уведомляют не позднее чем за 24 часа до её начала путём направления копии решения о проведении проверки.
Из этого правила есть исключение: не уведомляют о внеплановой выездной проверке в рамках государственного санитарно-эпидемиологического контроля, если деятельность связана с обращением пищевых продуктов, материалов и изделий и (или) оказанием услуг общественного питания. Об этом сказано в п. 4 ст. 44 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» № 52-ФЗ.
В решении о проведении проверки среди прочего должны быть указаны основания её проведения, перечень контрольных (надзорных) действий, срок непосредственного взаимодействия и документы, которые необходимо будет предоставить.
Проведение проверки без уведомления (если оно обязательно) является грубым нарушением требований к проведению контроля (надзора) и влечёт за собой отмену принятых по результатам проверки решений или признания недействительными результатов проверки.
По приходу проверяющие предъявляют служебные удостоверения. Это они сделают уже по месту нахождения (осуществления деятельности) контролируемого лица либо объекта контроля. Также они предъявят решение о проведении проверки (в виде заверенной бумажной копии или в форме электронного документа, подписанного ЭЦП) и сообщат учётный номер проверки в едином реестре контрольных (надзорных) мероприятий.
Типовая форма решения о проведении выездной проверки приведена в Приложении 7 к Приказу Минэкономразвития России от 31.03.2021 № 151.
Проверку могут начать только после внесения информации о ней в единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий. Проведение проверки, не включённой в реестр, является грубым нарушением требований к проведению контроля (надзора) и основанием для отмены принятых по результатам проверки решений или признания недействительными результатов проверки.
По требованию инспектор должен подтвердить полномочия участвующих в проверке экспертов (экспертных организаций, иных лиц). Инспекторы, которые будут проводить проверку, указаны в решении о её проведении.
Если будет проводиться внеплановая выездная проверка, то по общему правилу она должна быть согласована с органами прокуратуры. В этом случае проверяющие должны предоставить сведения о согласовании проверки. Проведение проверки без санкции прокуратуры (когда она обязательна) считается грубым нарушением требований к проведению контроля (надзора) и основанием для отмены принятых по результатам проверки решений или признания недействительными результатов проверки.
Далее необходимо предоставить проверяющим возможность совершить определённые контрольные (надзорные) действия. Для этого нужно допустить их на свою территорию, в используемые здания (строения, сооружения, помещения), к оборудованию, транспортным средствам и перевозимым ими грузам.
С помощью СПС КонсультантПлюс вы сможете уверенно взаимодействовать с надзорными органами, органами государственной и муниципальной власти.
Проверочные листы при плановой выездной проверке
При плановой выездной проверке обязательно применяются проверочные листы. Информация о проверочных листах, которые применяются в обязательном порядке, включается в решение о проведении выездной проверки. Инспектор заполняет такие листы, указанные в решении, в электронной форме и заверяет усиленной квалифицированной электронной подписью. До 31.12.2023 проверочные листы могут составляться на бумаге с учётом ч. 9.1 ст. 98 Закона № 248-ФЗ.
Приказом Роспотребнадзора от 20.01.2022 № 18 вводятся формы проверочных листов, применяемых при проведении плановых контрольных (надзорных) мероприятий в рамках федерального государственного санитарно-эпидемиологического контроля (надзора).
Это контроль (надзор):
- за эксплуатацией помещений, зданий, сооружений, оборудования;
- за деятельностью хозяйствующих субъектов, осуществляющих продажу товаров, выполнение отдельных работ или оказание отдельных услуг, и хозяйствующих субъектов, которые в процессе своей деятельности обеспечивают безопасные условия труда.
Всего введено 30 форм проверочных листов.
Участие в проверке руководителя
По общему правилу присутствие руководителя или его представителя при проверке обязательно.
Индивидуальный предприниматель в предусмотренных положением о виде контроля случаях может проинформировать Роспотребнадзор о невозможности присутствовать при проверке. Тогда её перенесут на срок, необходимый для устранения послуживших этому обстоятельств.
Во время проверки проверяющие должны учитывать внутренние правила и (или) установления, режим работы объекта контроля, если они не создают непреодолимое препятствие в проведении проверки.
При проверке можно давать пояснения, получать информацию по предмету проверки, знакомиться с её результатами, сообщать Роспотребнадзору о согласии или несогласии с ними.
Также проведение выездной проверки возможно посредством дистанционного взаимодействия, в том числе по аудио- или видеосвязи (ч. 5 ст. 56 Закона № 248-ФЗ).
С помощью СПС КонсультантПлюс вы будете легко ориентироваться в законодательстве, вовремя отслеживать все изменения.
В какой срок проводятся проверки Роспотребнадзора
По общему правилу срок проведения документарной или выездной проверки не может превышать 10 рабочих дней (ч. 7 ст. 72, ч. 7 ст. 73 Закона № 248-ФЗ).
В отношении объектов контроля, отнесённых к определённым категориям риска, положением о виде контроля могут устанавливаться сокращённые сроки проверок (ч. 8 ст. 25 Закона № 248-ФЗ).
Нарушение сроков проверки является грубым нарушением требований к организации и осуществлению государственного контроля (надзора). Оно может стать основанием для отмены в административном или судебном порядке решений, принятых по результатам проверки, либо для признания её результатов недействительными (ч. 1, п. 8 ч. 2 ст. 91 Закона № 248-ФЗ).
Если организация имеет филиалы (представительства, обособленные подразделения, производственные объекты), расположенные на территории разных субъектов, срок выездной проверки устанавливается по каждому из них. Этот срок может быть уточнён положением о виде контроля в пределах установленных 10 рабочих дней (ч. 7 ст. 73 Закона № 248-ФЗ).
Срок взаимодействия в ходе выездной проверки субъектов малого предпринимательства не может превышать (ч. 7 ст. 73 Закона № 248-ФЗ):
- 50 часов — для малого предприятия;
- 15 часов — для микропредприятия.
Из этого правила есть исключения: выездная проверка СМП проводится в связи с наступлением события, указанного в программе проверок, если федеральным законом о виде контроля установлено, что контрольные (надзорные) мероприятия проводятся по такой программе (п. 6 ч. 1 ст. 57, ч. 7 ст. 73 Закона № 248-ФЗ).
Нарушение сроков проверки СМП является грубым нарушением требований к организации и осуществлению государственного контроля (госнадзора) и может привести к отмене решения, принятого по результатам проверки (ч. 1, п. 8 ч. 2 ст. 91 Закона № 248-ФЗ).
Уникальные аналитические материалы СПС КонсультантПлюс помогут вам при возникновении сложных ситуаций.
Продление или приостановление срока проверки
Продлить срок проведения контрольного (надзорного) мероприятия можно только в случаях и пределах, установленных федеральным законом (ч. 2 ст. 14 Закона № 248-ФЗ). Однако Закон № 248-ФЗ не содержит оснований и пределов его продления.
Приостановить проверку может уполномоченное должностное лицо Роспотребнадзора (его территориального органа) по мотивированному представлению инспектора. Приостановление допускается на срок проведения необходимых экспертиз или испытаний, если он превышает срок проверки. Срок осуществления экспертиз или испытаний определяется специальными нормативными правовыми актами.
В рамках выездной проверки Роспотребнадзор вправе проводить как экспертизу, так и испытание, а в рамках документарной — экспертизу (ч. 13 ст. 65, ч. 3 ст. 72, ч. 8 ст. 73 Закона № 248-ФЗ).
Чем заканчивается контрольное (надзорное) мероприятие
Независимо от того, выявлены ли нарушения при проведении мероприятия, проверяющие должны составить акт контрольного (надзорного) мероприятия. Если нарушений не выявлено, сведения об этом вносятся в единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий.
Инспектор вправе выдать рекомендации по соблюдению обязательных требований, провести иные мероприятия, направленные на профилактику рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям (ч. 1 ст. 90 Закона № 248-ФЗ). Если нарушения выявлены, принимаются меры, предусмотренные ч. 2 ст. 90 Закона № 248-ФЗ, в частности выдадут предписание.
Готовые решения СПС КонсультантПлюс подскажут, как действовать в конкретной ситуации: пошаговые инструкции, образцы документов, ссылки на правовые акты.
Особенности проверок в 2022 году
В 2022 году по общему правилу не проводятся плановые контрольные (надзорные) мероприятия, плановые проверки при осуществлении видов государственного контроля (надзора), муниципального контроля, порядок организации и осуществления которых регулируется Федеральным законом «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» и Федеральным законом «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». Из этого правила есть исключения. Например, в рамках федерального государственного санитарно-эпидемиологического контроля (надзора) могут проверить объекты, отнесённые к категории чрезвычайно высокого риска (п. 2 Постановления Правительства РФ от 10.03.2022 № 336 «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля» ).
Путеводитель по кадровым вопросам в СПС КонсультантПлюс – информационный банк с практическими решениями любого вопроса кадрового делопроизводства.
Источник: www.4dk.ru