Проблема: Нечеткая, двусмысленная и изменчивая система налогообложения субъектов малого бизнеса в России ведет к неблагоприятному отсеву предпринимателей на рынке и к потере налоговых поступлений в бюджет РФ.
Содержимое работы — 1 файл
по предмету: «Финансы и Кредит»
студентки 3 курса
Проблема: Нечеткая, двусмысленная и изменчивая система налогообложения субъектов малого бизнеса в России ведет к неблагоприятному отсеву предпринимателей на рынке и к потере налоговых поступлений в бюджет РФ.
Сущность: Развитие и поддержка малого бизнеса в России долгое время являлась и остается приоритетным направлением государства. Малый бизнес выполняет ряд важнейших экономических и социальных задач.
Помимо налоговых отчислений в бюджеты всех уровней, малый бизнес развивает экономический сектор, создает дополнительные рабочие места, способствует конкуренции и создает «средний класс» в структуре населения. Не смотря на то, что для поддержки предприятий малого бизнеса были разработаны специальные упрощенные системы налогообложения и налоговые льготы, налоговое бремя зачастую остается непомерным для предпринимателей.
Малый бизнес и системы налогообложения
Создаваемые нормативные акты и законы регулирования налогообложения содержат двусмысленные, нечеткие формулировки, недоработки и просчеты, что влечет за собой ошибки при подсчете отчисляемых налогов, штрафы за несвоевременное отчисление, и, как результат, резкую критику и неприятие существующей системы, а так же недоверие к государственным органам со стороны предпринимателей. Рост налоговых ставок не улучшает ситуацию. Так, например, увеличение налогов на заработную плату в 2011 году, по мнению исследователей, повлечет за собой падение зарплат, увеличение безработицы, инфляцию цен на товары и услуги, попытки предпринимателей снизить издержки, выдавая зарплату «в конвертах» и скрывая действительные масштабы деятельности. Бюджеты лишаться доходов, отчисления в пенсионный фонд снизятся, продолжать заниматься бизнесом для многих будет бессмысленно.
Причины возникновения:
- Нечеткая формулировка нормативных актов и законов регулирующих систему налогообложения.
- Высокие и изменчивые ставки налогов. Всего существует 4 системы налогообложения, в которых помимо общих для всех налогов (акцизы, сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов; налог на добычу полезных ископаемых; водный налог, региональные налоги , местный налог ) и страховых взносов на обязательное страхование (26%) выплачиваются для
- Общей системы налогообложения:
- налог на добавленную стоимость ( 10 или 18%)
- налог на прибыль организаций (20%)
- налог на доходы физических лиц (от 9 до 35%)
- налог на имущество (2,2%)
- Налог на доходы (6%) или доходы, уменьшенные на величину расходов (15%)
- Налог на доход, вычисляемый по физическим показателям (15%)
- НДФЛ на заработную плату наемных работников (13%)
- ЕСХН (6%)
- НДФЛ из заработной платы наемных работников (13%)
Последствия:
Три острые проблемы малого бизнеса: налоги, спрос и развитие
Негативное отношение к системе налогообложения и органам налоговой службы, а так же высокие налоговые ставки на доходы влекут к перетеканию доходных средств в теневую экономику, сокрытию реальных доходных сумм в отчетности. Нечеткость формулировок ведет к двояким интерпретация, что может так же помочь особенно находчивым предпринимателям уклоняться от выплаты определенных форм налогов.
Подобные обстоятельства приводят к существенной потери средств, предназначенных для формирование бюджета государства с одной стороны и интенсивному развитию теневой экономики – с другой. Постоянные реформы и изменения, усложняющийся механизм подсчета и отчисления налоговых выплат ведет к значительному увеличения экономических и финансовых рисков для предпринимателя.
В подобных условиях все сложнее становится получать кредиты в банках и привлекать частные инвестиции для развития бизнеса. Высокие барьеры при вхождении на рынок, агрессивная экономическая среда, высокая конкуренция на рынке для малых предприятий в сравнении с крупным и средним бизнесом ведут к монополизации рынка, невозможности формирования среднего класса, замедлению темпов развития рыночной экономики. Так же несвоевременность и сложность в получении адекватной информации лишь повышает риски функционирования на рынке. А невозможность получить квалифицированную помощь при консультациях сводит все попытки поддержки малого бизнеса к минимуму.
Пути решения:
В настоящее время малый бизнес переживает тяжелые времена. Правительство России совместно с федеральной налоговой службой в 2011 году увеличило размер страховых взносов, увеличились налоги на заработную плату. Что, для предпринимателей, отчитывающихся по упрощенной системе налогообложения, увеличивает размер отчислений с 15 до 34 процентов.
По мнению большинства экспертов, подобный шаг не обдуман и не принесет никакой выгоды для бюджета страны, и лишь усугубит ситуацию сектора малого предпринимательства. Кроме того, как заявил глава управления федеральной налоговой инспекции, с 2012 года планируется упразднить единый налог на вмененный доход для большинства видов предпринимательской деятельности, что увеличит налоговое бремя малого бизнеса. В то же время Министерство Экономического Развития разрабатывает проект о снижении страховых взносов с 26 до 14 процентов для малого производственного бизнеса РФ, что, несомненно, является мерой стимуляции производственной деятельности малых предприятий. Проблема состоит в том, что производственный сектор в области малого бизнеса сравнительно мал, и основная часть малых предприятий представлена в сфере услуг и торговли.
Необходимость в реформах в области налогообложения субъектов малого бизнеса очевидна и основными направлениями должны являться:
- Разработка четко сформулированных и понятных нормативных актов и законов налоговой системы.
- Согласованность и непротиворечивость создаваемых законодательных актов и действий налоговых ведомств.
- Обеспечение прозрачности деятельности налоговых служб.
- Введение четкой классификации субъектов малого бизнеса.
- Четкое определение налоговой базы.
- Разработка систем упрошенного налогообложения с учетом сферы деятельности предприятия.
- Применение мер контроля налоговой отчетности и системой отчисления.
- Контроль деятельности и отслеживание денежных потоков малых предприятий.
- Перекрытие каналов денежных потоков в «теневой» сектор.
- Увеличение ответственности граждан при уклонении от налогов.
- Упрощение системы уплаты налогов.
- Бизнес «Дома». Налогообложение малого бизнеса в России — очередной сюрприз в начале 2011 года < http://biznesroom.ru/?p=1593 >
- Бухгалтерия ИП Налогообложение малого бизнеса < http://www.indpred.ru/ nalogooblojenie_malogo_biznesa >
- Власенкова В. А. Роль налогообложения в развитии субъектов малого и среднего предпринимательства: проблемы и перспективы
- КредитБизнес.ru Малый бизнес России < http://www.kreditbusiness.ru/ russianbusiness.html >
- Финанс. Статьи. Квартал незримых разочарований < http://www.finansmag.ru/ articles/119372 >
- Финанс. Новости. Для малого производственного бизнеса предлагается сократить страховы взносы до 14% < http://www.finansmag.ru/news/ 113398 >
- Шкребела Е. Налогообложение малого бизнеса в России: проблемы и перспективы решения
- Gaapr.ru Налогообложение малого бизнеса. Проблемы и перспективы. < http://gaap.ru/articles/ 52857/ >
Источник: www.turboreferat.ru
Правовое регулирование налогообложения субъектов малого предпринимательства
Данная статья освящает проблемы правового регулирования налогообложения субъектов малого предпринимательства. Тема нашей статьи является очень актуальной, так как развитие малого предпринимательства благоприятно сказывается на развитии производства. Субъекты малого предпринимательства в большинстве случаев производят продукцию кустарного производства. Анализ системы налогообложения секторов малого предпринимательства является очень актуальным, особенно в связи с реформами 2018 года в сфере налогообложения.
Аннотация статьи
развитие малого предпринимательства
правовое регулирование налогообложения
система налогообложения
основная система налогообложения
предприниматели
Ключевые слова
Никитин Николай Олегович
Юриспруденция
«Актуальные исследования» #24 (51), июнь ’21
Поделиться
Цитировать
Актуальные исследования
# 24 ( 51 ), июнь ‘ 21
Данная тема является востребованной по причине того, что развитие малого предпринимательства благоприятно отражается на развитии всего производства в стране. Кроме того, успешное развитие малого предпринимательства влечет рост качества провизии и различных товаров и услуг, а также ведет к созданию конкуренции, то есть ситуации, когда производители предлагают на выбор несколько видов однородной продукции.
В связи с этим, эффективное правовое регулирование налогообложения субъектов малого предпринимательства благоприятно сказывается на жизни самих предпринимателей, а также играет большую роль в жизни общества и всего государства.
Малое предпринимательство представляет собой одно из звеньев рыночной экономики, наряду с крупными корпорациями и компаниями [4, с. 111]. Предпринимательская деятельность такого вида в Российской Федерации зародилась относительно недавно, фактические с появлением рыночной экономики в стране.
Стремление к большим масштабам, то есть выполнение государственных заказов в советское время на протяжении нескольких десятилетий являлись препятствием к развитию малого предпринимательства. Качественное и успешное развитие малого предпринимательства является регулятором экономического воздействия, и в целом определяет динамику и структуру всего производства, задает производству необходимый темп.
Анализ системы налогообложения является очень актуальным и перспективным научным исследованием, учитывая реформирования налогового законодательства 2018 года. Серьезным препятствием к успешному развитию экономики представляет уклонение от уплаты налогов, а также уход в теневые структуры экономики. Все это требует реформации системы налогообложения малого предпринимательства [2, с. 75].
В настоящее время в Российской Федерации для субъектов малого предпринимательства закреплено две шкалы налогообложения: прямое и косвенное налогообложение. Прямое налогообложение предусматривает прогрессивную шкалу подоходного налога с физических лиц, также включает в себя налоги на прибыль, на имущество и включает в себя платежи за использование ресурсов.
Система косвенного налогообложения представлена в виде налогов на товары и услуги, и устанавливается в виде надбавки к цене или тарифу. Система косвенного налогообложения представляется акцизами, налогом на добавленную стоимость (НДС). Данные виды косвенного налогообложения формируют значительную часть бюджетных рентных доходов, а в частности на товары особого государственного значения, таких как нефть и газ.
В рыночных условиях, в частности в периоды кризисов, субъекты малого предпринимательства испытывают затруднения в связи с тем, что:
- происходит снижение спроса на товары и услуги в различных отраслях;
- давление оказывает крупный бизнес;
- устанавливаются различные административные барьеры – это такие правила поведения, которые складываются в определенной сфере деятельности на рынке. Соблюдение данных барьеров – ограничений является императивным условием к ведению определенной деятельности, при несоблюдении которых предусматриваются санкции – платежи за прохождение бюрократических процедур, которые не пополняют государственный бюджет.
Вышеперечисленные «барьеры» к ведению беспрепятственной деятельности субъектов малого предпринимательства нуждаются в государственной поддержке субъектов малого предпринимательства.
Проблемы государственной поддержки малого бизнеса в Российской Федерации осуществляются на протяжении более двадцати лет, несмотря на это уровень поддержки до настоящего времени не является ненадлежащим [3, c. 208].
Наличие малого бизнеса гарантирует стабильность всей экономической системы в стране, а также ведет основе всего государства – формирует «средний класс».
Самая действенная мера регулирования малого предпринимательства – это эффективная система налогообложения. На протяжении всего времени существования малого бизнеса в Российской Федерации предпринимались различные меры к созданию эффективной данного пласта в экономике: вводились льготы, вводились особые налоговые режимы. Несмотря на это, уровень развития малого бизнеса в Российской Федерации остается ниже уровня развитых стран.
Также одной из центральных проблем в сфере правового регулирования субъектов малого предпринимательства остается система налогообложения с применением налога на добавленную стоимость – Общая система налогообложения (ОСНО). Данная система является единственной с применением такого налога.
Такой режим налогообложения допускается совмещать с ЕНВД. При использовании ОСНО субъектом малого предпринимательства уплачивается весь спектр налогов и сборов, закрепленных в Налоговом кодексе [5].
Применение данного режима оправданно не всегда, а только в определенных случаях:
- При импорте товара на территорию Российской Федерации, когда налогоплательщик будет признан находящимся на территории Российской Федерации.
- Эффективность данного режима наблюдается также в том случае, когда значительное число субъектов малого предпринимательства платит налог на добавленную стоимость.
Центральным минусом применения Общей системы налогообложения признается высокая налоговая нагрузка на субъект малого предпринимательства.
Целью введения специальных налоговых режимов на субъекты малого предпринимательства было заявлено снижение налогового бремени. Специальные налоговые режимы отличаются от иных режимов своими достоинствами: они являются более экономичными, так как субъекты освобождаются от крупных налогов (НДС, налог на прибыль, налог на имущество); в отношении них предусмотрен диспозитивность перехода на данный режим, и также отказ от данного режима.
Несмотря на достоинства специальный налоговый режим имеет и негативные стороны, среди которых выделяют запрет на открытие филиалов и представительств, запрет к занятию отдельными видами деятельности (страховой, банковской), обязанность уплаты минимального фиксированного налога при любых обстоятельствах, даже в случае получения убытков (расходы выше доходов).
Таким образом, можно заключить, в отношении субъектов малого предпринимательства была разработана своя система налогообложения — Общая система налогообложения (ОСНО), которая имеет свои достоинства и недостатки. Цель разработанной системы налогообложения – ОСНО, концентрация на определенном виде деятельности, которая была заявлена при создании субъекта малого предпринимательства.
Это ведет к ограничению развития компании, не позволяет создавать обособленные структурные подразделения – филиалы и представительства, а основная задача субъекта малого предпринимательства – концентрация на конкретной деятельность.
Текст статьи
- Административные барьеры в экономике: задачи дерегулирвоания. URL: https://nisse.ru/articles/details.php?ELEMENT_ID=129037 (дата обращения: 15.06.2021).
- Гужина Г.Н., Гужин А.А. Повышение эффективности финансового планирования на Российских предприятиях//Фундаментальные и прикладные исследования в области экономики и финансов/ Материалы и доклады 3 -й международной научнопрактической конференции. В III частях. Под общей редакцией О.А. Строевой, Среднерусский институт управления — филиал РАНХиГС (Орел), 2017. – С. 74-76.
- Валиева Л.А., Колобовникова П.В., Зуева М.С. Направления совершенствования системы налогообложения субъектов малого предпринимательства // Современная налоговая система: состояние, проблемы и перспективы развития. 2018. С. 207-209.
- Медведева М.В. Правовое регулирование налогообложения субъектов малого предпринимательства // Теория и практика приоритетных научных исследований. 2019. С. 111-114.
- «Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая)» от 31.07.1998 N 146- ФЗ (ред. от 20.04.2021) // «Российская газета», N 148-149, 06.08.1998.
Источник: apni.ru
Проблемы налогообложения МП
Согласно обследованию 568 малых предприятий, проведенному ИКЦ «Бизнес-Тезаурус» 5 в 2007 году в 6 регионах России (Москве, Нижнем Новгороде, Ростове-на-Дону, Курске, Новосибирске, Екатеринбурге) по заказу Федерального фонда поддержки малого предпринимательства, наиболее важным для развития своего собственного бизнеса предприниматели считали предоставление налоговых льгот (72,7% опрошенных). При ответе на прямой вопрос, какими должны быть приоритетные направления государственной поддержки на федеральном уровне, 78,2% опрошенных представителей малых предприятий ответили: «Льготное налогообложение». Эта позиция заняла первое место среди желаемых мер государственной поддержки. Значимым был и такой вид государственной поддержки, как упрощение и стабильность системы налогообложения (49,8% опрошенных).
При опросе 999 предприятий в пяти регионах РФ (Москва, Владимир, Нижний Новгород, Великий Новгород, Томск), проведенном ИКЦ «Бизнес-Тезаурус» в 2007 году по заказу Фонда Евразия, среди основных трех проблем, отмеченных малыми предприятиями в отношении их собственного бизнеса на этапе возникновения, первой также была названа проблема «высоких налогов» (49,1% опрошенных).
В настоящее время в России действуют три системы налогообложения, применяемые в отношении субъектов малого предпринимательства: общепринятая и два особых режима — 1) упрощенная система налогообложения, учета и отчетности; 2) система налогообложения вмененного дохода. Применение общепринятой и упрощенной системы налогообложения ограничивается действием «единого налога» на вмененный доход, переход на который является обязательным для значительного числа видов деятельности в случае принятия на территории региона соответствующего закона. На сегодняшний день региональные законы приняты в подавляющем большинстве субъектов Российской Федерации.
Большинство субъектов малого предпринимательства облагается налоги по общепринятой системе, то есть они уплачивают действующие налогов всех видов (с некоторыми льготами, различающимися по регионам). По последним оценкам, численность малых предприятий, работающих по этой системе, составляла порядка 500 тыс., численность индивидуальных предпринимателей без образования юридического лица — около 2,5 млн. человек. По упрощенной системе работает только 50 тыс. малых предприятий (или около 6% от числа всех зарегистрированных МП) и 110 тыс. индивидуальных предпринимателей (или всего 3% их общего числа).
Однако введение в действие единого налога на вмененный доход ликвидировало возможность применения упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности для широкого круга субъектов малого предпринимательства. На сегодняшний день единый налог на вмененный доход действует более чем в 80 субъектах Российской Федерации.
Применяемый в соответствии с Законом РФ №148-ФЗ от 31.07.1998 единый налог на вмененный доход является обязательным, и самостоятельный переход налогоплательщика, осуществляющего определенный вид деятельности, на другую систему не допускается.
Иными словами, система налогообложения посредством вмененного дохода в ее нынешнем виде служит преимущественно фискальным целям и упрощению налогового администрирования со стороны налоговых органов, а не целям снижения налоговой нагрузки, упрощения налогового и бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства.
Таким образом, действующая в настоящее время система налогообложения субъектов малого предпринимательства существенно препятствует развитию малого бизнеса в России.
Эта система обернулась для представителей малого предпринимательства чрезмерным налоговым бременем, непосильной по сложности и объему отчетностью и создала ряд серьезных препятствий к ведению предпринимательской деятельности. Постоянно вносимые изменения в порядок налогообложения малого бизнеса сопровождаются пренебрежительным отношением власти не только к жизненным интересам предпринимателей, но и к существующим нормам законодательства о порядке принятия соответствующих решений.
Введение Налогового кодекса РФ и Бюджетного кодекса РФ значительно сузило льготы малого предпринимательства. В сочетании с увеличением объема налоговой отчетности сужение возможностей финансовой поддержки МП со стороны государства и сокращение льгот в очередной раз ставят добросовестные малые предприятия на грань разорения.
Наконец, непродуманное и поспешное введение единого социального налога вызвало, по существу, двойное налогообложение малых предприятий, уплачивающих налог на вмененный доход. Усиление иррационального налогового пресса привело к еще большему уходу малого бизнеса в «теневую экономику». Введение этого налога можно рассматривать как яркий пример безответственного отношения ряда органов власти к своим обязанностям в проведении провозглашенной политики поддержки малого предпринимательства, несогласованности их действий. Непродуманная налоговая политика, по существу, укрепляет криминальные структуры, активно курирующие «теневую экономику».
По оценке движения ОПОРА (А. Насонов, «Известия», 9.04.02) после введения с 01.01.02 единого социального налога уход малых предприятий «в тень» резко усилился, поскольку «в общей сложности отчетность с начала 2010года увеличилась в три раза — ЕСН её удвоил, а введение 25-й главы НК, которая предписывает раздельный налоговый и бухгалтерский учет, утроило. Величина налогов возросла вдвое, а в некоторых видах деятельности втрое. … среди наиболее мелких предприятий численные потери уже составляют до 30%. … к концу года потеряли до 90% малого бизнеса».
Таким образом, декларируемые цели снижения налогового бремени, упрощения отчетности и учета для субъектов малого предпринимательства пока остаются не более чем декларациями.
На заседании Правительства РФ 4 апреля 2002 г. по предложению Минфина России был рассмотрен проект Закона РФ «О внесении изменений и дополнений Часть II Налогового кодекса РФ и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах, а также признании утратившими силу некоторых актов законодательства Российской Федерации о налогах и сборах». Проект закона предусматривал введение в действие с 1 января 2003 года главы 26.2. «Упрощенная система налогообложения для субъектов малого предпринимательства» и главы 26.3. « Система налогообложения в виде вмененного налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности».
Новая упрощенная система налогообложения, в частности, предусматривает:
- · сохранение добровольного порядка перехода на налогообложение субъектов малого предпринимательства;
- · увеличение с 15 до 20 человек предельной численности работающих на малом предприятии;
- · вместо валовой выручки в 100 тыс. МРОТ в качестве условия для перехода на упрощенную систему предусмотрено, что доходы субъекта малого предпринимательства не должны превышать 10 млн. руб. (без учета НДС и налога с продаж);
- · предусматривается освобождение от единого социального налога;
- · предлагаются и другие нормы, призванные, по мнению разработчиков, упростить систему налогообложения;
Вместе с тем, по мнению экспертов и аналитиков, положения данного закона могут быть распространены на сравнительно небольшую группу малых предприятий и индивидуальных предпринимателей, действующих в сфере лоточной торговли, — другие предприятия имеют значительно больший оборот.
Источник: studwood.net