Стратегические хозяйственные бизнес единицы это

Сегодня, наряду с традиционными подразделениями, выделяются такие структурные образования, как стратегические хозяйствующие единицы (СХЕ), осуществляющие производственно-экономическую деятельность в одном или нескольких смежных направлениях. Они могут быть предприятиями, отдельными подразделениями, их частями, например, цехом, поточной линией. Таким образом, не только корпорация, но даже отдельное подразделение может включать несколько СХЕ.

Впервые СХЕ появились в «Дженерал Электрик». Если в 1968 г. фирма состояла из штаб-квартиры и 170 отделений и 50 филиалов, объединенных в 10 групп, то после реорганизации возникло 43 СХЕ. Признаками СХЕ являются:

  • • рыночная ориентация;
  • • наличие самостоятельного направления деятельности, миссии, специфических целей и возможности реализации собственных стратегий на основе долгосрочной производственно-сбытовой программы (главный признак);
  • • специализация на выпуске определенных видов товаров и услуг, автономность в отношении их модификации;
  • • обладание правом самостоятельного распоряжения ресурсами, принятия в рамках общего стратегического плана независимых управленческих решений в области производства, сбыта и материально-технического обеспечения, времени выхода на рынок, выбора поставщиков;
  • • наличие собственного рыночного сегмента (ниши), круга поставщиков, клиентов и конкурентов, в том числе и за пределами страны;
  • • измерение и оценка результатов деятельности, как правило, в финансовых показателях (прибыль, экономия затрат) и возложение за них на руководство ответственности за них.

Поскольку каждая СХЕ должна жить по средствам, когда расходы меньше доходов, она обычно имеет статус центра прибыли (но не каждое юридически самостоятельное подразделение может быть таковым). Если она самостоятельно не реализует продукцию, то речь идет о центре издержек производства.

Если СХЕ имеет право самостоятельно осуществлять капитальные вложения, то речь идет о центре инвестирования.

СХЕ, несущая ответственность за максимизацию продаж группы близких товаров, изготовленных на основе разных технологических процессов, имеет статус центра доходов (revenue centre).

Причинами выделения отдельных СХЕ являются

  • • облегчение приспособления к текущей экономической ситуации;
  • • создание условий более эффективного использования их экономического и производственного потенциала;
  • • возможность выгодной продажи при необходимости избавления от убытков или удовлетворения потребности в денежных средствах. На руководство СХЕ может быть возложена и разработка самостоятельной стратегии, исходящей из политики фирмы и специфических интересов, на одном или нескольких сегментах рынка.

В то же время для развития наиболее перспективных направлений деятельности СХЕ головной фирме приходится перераспределять между ними финансовые ресурсы.

Совместно действующим СХЕ удается:

  • • увеличить ценность продукта для потребителя и объем продаж;
  • • снизить операционные издержки;
  • • уменьшить потребности в инвестициях.

Таким образом, выделение СХЕ облегчает приспособление к текущей экономической ситуации, позволяет более эффективно использовать ресурсы.

Как правило, наряду с СХЕ сохраняется существующая структура для оперативного получения прибыли. Но в ее рамках на разных уровнях выделяются подразделения, занимающиеся развитием.

В то же время построение корпораций в виде сети СХЕ затрудняет создание уникальной продукции.

Деятельностью СХЕ руководят стратегические хозяйствующие центры (СХЦ), отвечающие за разработку стратегий одной или группы стратегических хозяйственных единиц, реализующие программы, ориентированные на получение прибыли. Они могут создаваться путем заключения генерального соглашения между руководством головной и дочерних фирм, совпадать с одной из СХЕ или быть самостоятельными структурами.

Читайте также:  Имущественная поддержка бизнеса это

Основными задачами СХЦ являются:

  • • разработка стратегий развития, разработка среднесрочных планов объединившихся предприятий и координация соответствующими холдинговыми службами;
  • • рассмотрение и утверждение инвестиционных проектов;
  • • контроль экономического, финансового и технического состояния СХЕ;
  • • участие в создании планов деятельности СХЗ;
  • • формирование предложений по вопросам совершенствования управления фирмой в целом.

Система управления фирмой на основе СХЦ выглядит следующим

  • 1. На уровне фирмы вырабатываются миссия, цели и стратегические планы.
  • 2. На уровне СХЦ, исходя из миссии и целей фирмы, вырабатываются свои миссия и цели, стратегии и хозяйственные планы, в соответствии с которыми корректируются общефирменные.
  • 3. На уровне производственных единиц, исходя из миссии и целей СХЦ, вырабатываются собственные цели, производственные стратегии и программы. Они координируются со стратегиями и хозяйственными планами СХЦ.
  • 4. Исходя из целей производственных единиц, вырабатываются цели и планы функциональных служб, координируемые с производственными единицами.

Вопросы и задания

  • 1. Объясните, что такое структура корпорации и какие ее разновидности существуют.
  • 2. Перечислите разновидности дивизиональной структуры.
  • 3. Объясните, что собой представляют суботделение, отделение, суперотделение как элементы структуры управления корпорацией.
  • 4. Назовите типы управленческих структур в международных корпорациях.

Источник: studref.com

Стратегические хозяйственные единицы и центры

Стратегическая хозяйственная единица (СХЕ) – это специализированная структура, которая может быть предприятием, отдельным подразделением, его частью, например цехом, поточной линией. Таким образом, не только предприятие, но и даже отдельное подразделение может включать несколько СХЕ.

Признаками СХЕ являются:

— наличие самостоятельного направления деятельности, специфических целей и возможности реализации долгосрочных стратегий на основе долгосрочной производственно-сбытовой программы (главный признак);

— специализация на выпуске определенных видов товаров и услуг;

— возможность самостоятельного распоряжения ресурсами, принятия в рамках общего стратегического плана независимых управленческих решений в области производства, сбыта и материально-технического обеспечения, времени выхода на рынок, выбора поставщиков;

— обладание собственным рыночным сегментом (нишей), кругом клиентов и конкурентов, в том числе и за пределами страны;

— возложение на руководство ответственности за основные моменты деятельности;

— измерение и оценка результатов, как правило в финансовых показателях.

Каждая СХЕ должна жить по средствам, когда расходы меньше доходов, она обычно имеет статус центра прибыли. Если СХЕ самостоятельно не реализует продукцию, то она имеет статус центра издержек производства.

Структурами, координирующими в интересах фирмы деятельность СХЕ в СХЗ, являются независимые стратегические хозяйственные центры (СХЦ), ориентированные на получение прибыли, рост рентабельности, успех в конкурентной борьбе и т.п. Их число зависит от особенностей реализуемых стратегий, конкретного круга решаемых задач.

В состав СХЦ включаются научные, сбытовые, производственные подразделения.

Впервые идея СХЦ была внедрена и в дальнейшем усовершенствована компанией «Дженерал Электрик». К ее структуру в 1970-х г.г. входило примерно 40 СХЦ, реализовавших самостоятельное направление деятельности. Компания «Техас Инструментс» имела 50 СХЦ, созданных на срок 5-10 лет.

СХЦ должны ориентироваться на внешний рынок, четко определенный тип конкурентов, быть центральным звеном планирования и координации осуществления долгосрочных стратегий.

Читайте также:  Mafia 3 бизнесы получают максимальный доход что делать

Система таких центров накладывалась на существующую организационную структуру. Их симбиоз получил название двойной структуры.

Как показал опыт 1970-1980-х г.г., ситуация, когда каждому рыночному сегменту соответствует СХЦ, оказалась исключением. Описанную идеальную модель СХЦ ни одной компании реализовать не удалось.

Тесты по разделу

1. Стратегическая хозяйственная зона — это

а) область деятельности крупной многопрофильной компании;

б) часть внутренней среды крупной многопрофильной компании;

в) часть внешнего окружения компании, куда та имеет или желает получить выход.

2. Перспективы роста рентабельности в отдельных стратегических зонах

3. Выделение СХЗ является результатом

а) стратегического сегментирования рынка;

б) прогнозирования рыночного потенциала;

в) планирования темпов увеличения спроса.

4. Формирование набора хозяйственных зон осуществляется с помощью

а) факторного анализа;

б) матричного анализа;

в) анализа рынка;

г) анализа производственно-хозяйственной деятельности.

5. Общая оценка привлекательности СХЗ получается путем сочетания

а) перспектив роста, рентабельности и возможного уровня нестабильности;

б) существующей доли рынка, перспектив роста доли рынка и возможного ассортимента продукции;

в) перспектив роста, рентабельности и возможного уровня стабильности;

г) перспектив роста прибыли, рентабельности и возможного спроса.

6.Если компания планирует сосредоточить усилия в новых СХЗ, нужно

а) уделять основное внимание темпам роста по сравнению с увеличением рентабельности;

б) уделять основное внимание более быстрому увеличению рентабельности по сравнению с ростом;

в) удерживать завоеванные позиции за счет вливания новых инвестиций.

7.Стратегическая хозяйственная единица (СХЕ) – это

а) область деятельности крупной многопрофильной компании;

б) специализированная структура, которая может быть предприятием, отдельным подразделением, его частью, например цехом, поточной линией;

в) диверсифицированная компания.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:

Источник: studopedia.ru

Понятие стратегической хозяйственной единицы и конкурентных преимуществ

Под стратегическими хозяйственными единицами (СХЕ) понимают хозяйственные единицы в составе организации, которые обладают высокой степенью самостоятельности, т.е. самостоятельно вырабатывают цели и стратегии своего развития, имеют оперативную самостоятельность.

Выделение СХЕ должно удовлетворять трем критериям:

  • 1) СХЕ должна обслуживать внешний по отношению к организации рынок, а не удовлетворять потребности других подразделений организации;
  • 2) Иметь своих потребителей и конкурентов, отличающихся от других СХЕ;
  • 3) Руководство СХЕ должно контролировать все ключевые факторы, которые определяют успех на рынке.

Хозяйственный портфель (business portfolio) — совокупность отдельных направлений деятельности и продуктов организации. В этом смысле понятие «хозяйственный портфель» аналогично понятию «продуктовая номенклатура». Хозяйственный портфель должен соответствовать возможностям организации, учитывать ее сильные и слабые стороны, принимать в расчет конкретные условия внешней среды.

Портфельный анализ — инструмент, с помощью которого руководство организации анализирует и оценивает свою хозяйственную деятельность для вложения средств в наиболее прибыльные и перспективные направления и сокращения инвестиций в неэффективные проекты. Основным приемом портфельного анализа является построение матриц, с помощью которых СХЕ можно сравнивать друг с другом по различным критериям.

Результаты оценки используются для принятия решений относительно поддержки отдельных направлений деятельности (конкретных продуктов) либо максимального применения в ограниченном интервале времени («снятие урожая» с рынка) или ликвидации.

Читайте также:  Производство перчаток хб как бизнес в гараже

Конкурентное преимущество — это характеристики, свойства товара или услуги, которые лучше удовлетворяют потребности покупателей, чем товары и услуги соперников, создают для организации определенное превосходство над прямыми конкурентами. Анализ конкурентных преимуществ позволяет разрабатывать стратегии маркетинга.

Конкурентные преимущества обусловлены различными факторами, которые можно разделить на две группы (исходя из создаваемых ими преимуществ): внешние и внутренние.

Конкурентное преимущество называется внешним, если оно основано на отличительных качествах товара, которые имеют ценность для покупателя. Оно увеличивает «рыночную силу» организации в том смысле, что может заставить принять цену продаж выше, чем у основного конкурента.

Конкурентное преимущество называется внутренним, если оно основано на превосходстве организации в отношении издержек производства, управлении организациями или товаром, имеет «ценность» 106

для изготовителя, что позволяет добиться более низкой себестоимости, чем у конкурента. Внутренне конкурентное преимущество — следствие более высокой «производительности», которая обеспечивает организации более высокую рентабельность и большую устойчивость в снижении цены продаж, которые навязаны рынком или конкуренцией.

Маркетинговое преимущество на рынке в целом основано на:

  • — уникальности товара или предоставлении более качественной услуги благодаря скорости доставки и реакции на запросы потребителей;
  • — прочной репутации торговой марки;
  • — технологическом лидерстве, что дает возможность постоянно обновлять ассортимент товаров и предлагать на рынке товары с новыми характеристиками;
  • — широком ассортименте товаров;
  • — создании уникальных распределительных мощностей (торговой сети);
  • — получении экономии от увеличения масштабов деятельности;
  • — наличии опыта, что позволяет добиться снижения затрат;
  • — повышении производительности за счет снижения расходов на рабочую силу, внедрения новой технологии, более эффективных методов снижения затрат на рекламу и распределение.

Чтобы поддерживать конкурентное преимущество, организация должна значительно опережать соперников, предпринимая одно стратегическое наступление за другим для укрепления рыночной позиции.

При выборе источника стратегических позиций важны:

  • — исследование развития рынков во времени — фазы формирования, роста, зрелости и упадка, что предполагает анализ основных движущих сил рынка, формирующих поведение потребителей и конкурентов;
  • — понимание менеджерами процесса развития рынка (предвидение поведения покупателей, направлений конкурентной борьбы и появления новых технологий позволяет репозиционировать бизнес, вносить коррективы в маркетинговую политику для повышения конкурентоспособности и показателей финансовой деятельности);
  • — исследование проблем разработки стратегии организации в условиях рыночной конкуренции.

Источники стратегических позиций не являются взаимоисключающими, часто сочетаются друг с другом, и включают:

  • 1) Ассортимент товаров и услуг, когда фирма предлагает широкий и разнообразный ассортимент товаров и услуг и может обеспечить повышенное качество товаров или уникальные характеристики.
  • 2) Потребности покупателей, когда фирма обеспечивает обслуживание большей части или всех потребностей отдельной группы потребителей и может обеспечить удовлетворенность разных потребностей этой группы покупателей.
  • 3) Комплекс маркетинга, когда фирма может обеспечить доступ к определенному сегменту и удовлетворенность именно его с помощью адекватного применения товарной, ценовой, сбытовой и коммуникативной политики.

Источник: bstudy.net

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Бизнес для женщин