Базовая стратегия конкуренции, представляет собой основу конкурентного поведения предприятия на рынке и описывает схему обеспечения преимуществ над конкурентами. Формирование представления о том, какой рынок является наиболее перспективны с т.з. конкуренции происходит под влиянием следующих факторов:
— преуспевающие и перспективные рынки имеют высокие входные барьеры, протекции со стороны государства, непритязательных потребителей, дешёвую систему поставок, меньшее число альтернативных отраслей, способных заменить их.
— Быстро развивающиеся рынки с новейшими технологиями и высокой эффективностью больше подвержены атакам конкурентов, вероятность банкротства на таких рынках очень велика (Доклады ООН о мерах по привлечению ПИИ и государственном регулировании).
— Многие малые предприятия видят смысл конкуренции в подражании более крупным, мощным конкурентам. Подражать другим – значит лишать себя преимущества.
— Стремление быть первыми во всех сферах конкуренции, а также погоня за сиюминутными прибылями заставляет предприятие отказать от заранее разработанной стратегии конкуренции, что препятствует концентрации внимания на перспективах развития.
Стратегия ставок » Ставка на аутсайдера»
— Необходимо уделять внимание началу и окончанию периода использования разработанной стратегии конкуренции.
— Необходима персональная ориентация, с учётом типа поведения руководителя предприятия-конкурента.
Базовые стратегии конкуренции требуют адаптации к конкретным условиям работы предприятий, привязка к конкретному статусу предприятия и к степени его доминирования на рынке, что предполагает 4 стандартные ситуации: предприятия аутсайдеры рынка, предприятия имеющие слабую конкурентную позицию, предприятия имеющие сильную конкурентную позицию, предприятия лидеры рынка.
Цель проектирования стратегии – обнаружить источник кризисной ситуации и предложить методы их ликвидации в кратчайшее время: выявление того, что лежит в основе кризисного ухудшения ситуации; может ли бизнес быть сохранён; что необходимо изменить.
Можно предложить несколько методов возвращения бизнес в нормальное состояние:
1. Радикальная реорганизация предприятия и его пере позиционирование на рынке путём пересмотра используемых базовых стратегий конкуренции.
Многое зависит от условий, преобладающих в отрасли, прошлых действий предприятия и состояния конкурентов. Это определяет необходимость осуществления интенсивного анализа ситуации на рынке в отношении большинства конкурентов, исследования собственной конкурентной позиции предприятия, его опытов и ресурсов. Обычно успешная реорганизация базируется на:
— Переходе к новым методам конкуренции и, таким образом, перепозиционирвоание бизнеса на рынке;
— Ревизия внутренней среды предприятия для изыскания резервов поддержки используемой стратегии конкуренции;
— Слияние с другой фирмой;
— Сокращение ассортимента товаров до наиболее соответствующих профилю предприятия.
2. Увеличение дохода за счёт повышения цен и расходов на маркетинг.
СТАВИМ НА АУТСАЙДЕРА: ТОП СТРАТЕГИЯ — 85% СТАВОК ЗАХОДИТ!
Высокой ценой обеспечивается значительная прибыль, а большие усилия по стимулированию сбыта позволяют увеличить долю предприятия на рынке. Попытки увеличения дохода с помощью данных средств рискованны, они имеют смысл, когда:
Спрос характеризуется низкой эластичностью по цене;
Покупатели в своей массе не осведомлены о товаре, а те, кто знает о товаре, не стоит за ценой;
Нет оперативных средств для снижения издержек производства и, в то же время, необходимо находиться в равновесном положении, исключающем большие убытки;
Основной источник увеличения рентабельности – усиленное использование существующих производственных мощностей.
3. Снижение издержек и всемерная экономия.
Акцент на снижении издержек наиболее эффективен, когда структура издержек является гибкой и быстро корректируемой, а бизнес в целом близок к точке рыночного равновесия. Организационным сопровождением к снижению издержек м.б. усиление контроля за используемыми средствами; исключение найма новых работников; модернизация существующих производств для достижения большей производительности; перенесение капитальных вложений на более поздние периоды.
4. Сокращение активов. Сокращение активов становится основой для спасения предприятия, когда быстрый приток финансовых ресурсов является последним средством. В этом случае наиболее полезными м.б.:
Продажа некоторых активов предприятия (производства, оборудования, земель, патентов, прибыльных проектов);
Закрытие или продажа старых производств, уход с некоторых рынков сбыта, сокращение предлагаемых услуг.
Продажа активов должна осуществляться не столько для избавления от них и получения денежных ресурсов, сколько ради пополнения оборотных средств или иных фондов для осуществления намеченных операций по выходу из сложившейся кризисной ситуации.
5. Комбинирование различных методов.
Комбинирование перечисленных методов необходимо, когда требуются быстрые действия на широком фронте. На практике попытки экономии реорганизации, сокращения активов почти всегда подкрепляются комбинированными методами, а не отдельным из них.
В реальных условиях большинство спасательных усилий не приводят к успеху. Существующие исследования 64 компаний, относящихся к 8 базовым отраслям проведённые М.Портером, показывают, что ни в одной из них не произошло успешного восстановления бизнеса.
Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:
Источник: studopedia.ru
Стратегии слабых игроков рынка
Магазин, который занимает на рынке слабую конкурентную позицию, также должен выбирать для себя определенные варианты стратегии.
Стратегию кругового наступления может осуществлять магазин, который является слабым игроком рынка, но при этом располагает определенным объемом денежных средств. В этом случае он может направить свои ресурсы как на снижение уровня цены, так и на создание дифференциации своих товаров. Это позволит ему в течение нескольких лет перейти из ранга аутсайдеров рынка в разряд «середняков».
Стратегию обороны, и укрепления, как правило, использует магазин, не располагающий достаточными финансовыми ресурсами. Он вынужден в трудной борьбе завоевывать свое «место под солнцем», сохраняя свою долю рынка, объем реализации и норму прибыли.
Стратегия «сбора урожая» означает, что магазин постепенно уходит с рынка, но перед этим пытается извлечь максимальную выгоду из своего положения.
Суть данной стратегии заключается в том, что магазин пытается сохранить существующее положение на рынке, но одновременно готовится покинуть его. Выбрав эту стратегию, магазин предпочитает потерять свое место на рынке, но при этом иметь краткосрочную прибыль. В этом случае магазин преследует основную цель — извлечь из данного бизнеса как можно больше наличных денежных средств, чтобы в последующем вложить их в более перспективное дело.
В рамках стратегии «сбор урожая» четко определены следующие меры, предпринимаемые магазином:
уменьшается до предела текущий бюджет, т.е. сокращаются расходы на исследование рынка, на подбор и наем дополнительного персонала, на поиск новых поставщиков;
сокращаются затраты на новое оборудование или сводятся к нулю (кроме ремонта); при этом могут постепенно распродаваться высвобождающиеся производственные мощности по мере сокращения объемов продаж;
все усилия направляются на продление работоспособности персонала и поиск нового поля деятельности. Такие действия осуществляются в случае, когда магазин намерен перейти в новую сферу бизнеса и не хочет терять свои кадры;
могут быть повышены цены, сокращены расходы на продвижение товара, незаметно понижено качество продукции, свернуты второстепенные услуги потребителю и т.д. в тех случаях, когда магазины продают продукцию собственного производства. Например, если этот магазин открыт при каком-то предприятии, либо, когда магазины изготавливают салаты, вторые блюда, выпечку и т.д.
Итогом реализации стратегии «сбора урожая» является снижение объема продаж и доли рынка до нуля.
Однако, если магазин сумеет резко сократить свои расходы, он даже может получить более высокую прибыль, но лишь на некоторое время, затем прибыль будет постепенно сокращаться.
Данную стратегию целесообразно использовать магазинам — аутсайдерам рынка в следующих случаях:
у магазина есть возможность вложить средства от реализации данной стратегии в более прибыльные сферы бизнеса;
дальнейшее развитие магазина на данном рынке требует слишком больших затрат, которые могут не окупиться;
Маркетинговые войны — несколько стратегий
«Маркетинг есть просто цивилизованная форма ведения военных действий, где большинство сражений выигрываются словами, идеями и тренированным мышлением». Альберт В. Эмери.
Маркетинговые войны — явление для российского бизнеса еще малоизученное. Из-за особой специфики ведения дел понятие «войны» между предприятиями в России чаще всего подразумевает нормальную «войну». Однако, через несколько лет Россия, скорее всего, вступит в ВТО, что будет серьезным испытанием для отечественных производителей. Как бороться с конкурентами — несколько приемов.
Попробуем классифицировать компании по их положению в отрасли.
- ЛИДЕРЫ. Компании, имеющие самую большую долю рынка и постоянно развивающиеся.
- ПРЕТЕНДЕНТЫ. Компании, активно пытающиеся догнать лидера и увеличить свою долю рынка.
- ПОСЛЕДОВАТЕЛИ. Компании, повторяющие действия лидера, идущие проверенным путем.
- АУТСАЙДЕРЫ Компании, специализирующиеся на одном узком сегменте рынка, работающие исключительно в своем секторе и не пытающиеся развиваться.
Очевидно, что стратегии разных типов компаний на рынке сильно отличается друг от друга. Для каждого типа мы приведем наиболее характерный набор приемов, хотя, конечно, они могут варьироваться.
Стратегии для лидеров:
- Введение новых продуктов. Это позволяет вам избежать ценовых войн с конкурентами, и постоянно наращивать свою долю рынка. В этом случае противостояние будет идти не в ценовой плоскости, а в дифференциации продуктов.
- Введение искусственного бренда. Если конкурент снижает цену — выведите на рынок еще одну дешевую боевую марку, чтобы удовлетворить запросы всех покупателей. Это позволит оставить основной продукт в той же ценовой категории и выйти на новые рынки.
- Блокирование каналов распределения/поставки. Вы лидер — попробуйте подействовать на дистрибьюторов, уговорить их не покупать товар конкурентов. То же можно проделать с поставщиками.
- Административный ресурс — самое могучее оружие в России. Известно, что во многих областях нашей Родины даже средний бизнес не может процветать без благословления власть предержащих. Попробуйте лишить этого конкурентов. Судьба бизнеса, который не сумел договориться с властью, незавидна, как показывает новейшая российская история.
- Внутренняя конкуренция. Не забывайте, что ваши сотрудники тоже могут конкурировать между собой за качество. Но! В российских условиях категорически не рекомендуется устраивать соревнования внутри одной торговой точки! Единственный победитель, к примеру «лучший продавец», будет моментально съеден менее работоспособными, но завистливыми сотрудниками.
- Ищите союзников! Если договориться с конкурентами, всегда можно извлечь обоюдную выгоду. Лоббированием и ценообразованием всегда лучше заниматься вместе.
- Покупайте конкурентов! Иногда их действительно легче купить, чем победить…
Стратегии для претендентов:
- Фронтальная атака. Прямая атака на конкурента с теми же линиями продукта, ценами, продвижением… Достаточно опасный метод, также требует больших ресурсов.
- Фланговая атака. Атака на рынке, где конкурент наиболее слаб или отсутствует вовсе. Иной раз может дать результаты во много раз превосходящие ожидания. Но помните, что можно испытывать новый продукт на освоенном рынке, старый продукт на неосвоенном рынке, но новый продукт на неосвоенном рынке — 95% гарантия провала.
- Круговая атака. Экспансия продукта во всех сегментах и каналах дистрибуции.
- Обходная атака. Стратегия избегания конфронтации. Движение в новые или малозначимые поля (новый продукт, новый географический сегмент, новый вид деятельности). Может помочь вам развиться и набраться сил для фронтальной атаки. В России — очень перспективное направление. Не стоит забывать, что кроме Москвы и Петербурга есть и другие города.
- Партизанские атаки. Маленькие нападения на маленькие поля (распродажи, скидки, подарки, розыгрыши…) Позволяет резко переманить к себе покупателей, не давая времени конкуренту дать ответ. Пока он просчитает собственную систему скидок в ответ, вы уже «снимете сливки».
Стратегия последователей:
- Cloner (Очень близкое копирование). Это «паразит», живущий за счет того, что сделал лидер.
- Counterfeiter. Предельная версия Cloner, который производит подделку под чужим брендом. Хотя это и малолегальное и не особенно этичное дело, может принести неплохой доход. Китай это доказал.
- Imitator. Это стратегия копирования некоторых элементов, но дифференциации по другим.
- Adapter. Адаптирует или даже улучшает продукт. С этической и с бизнес-точки зрения очень хорошее начинание. Может стать претендентом.
Стратегия аутсайдера:
В данном случае слово «аутсайдер» не имеет негативной окраски. Небольшой шато на юге Франции, производящее несколько тысяч бутылок элитного вина в год, тоже может быть аутсайдером, но вместе с этим — приносить неплохой доход. Главное — выбрать свою нишу. Вот некоторые образцы.
- Специализация на одном типе потребителей.
- Специализация на конкретной «точке» производства либо дистрибуции.
- Ограничение продаж одному или нескольким покупателям
- Продажа в одной местности
- Предложение специализированного сервиса, недоступного другим
- Концентрация на одном канале дистрибуции.
И помните — всегда используйте психологическую цену! 14950 всегда выглядит более привлекательно чем 15100, несмотря на то, что потребитель этот прием прекрасно знает. Этот принцип работает также и в В2В (business to business), хотя многие компании этим пренебрегают.
Редакция благодарит компанию Capital Ideas и лично Михаила Михайловича Колонтая за предоставленную информацию.
Advertology.ru
Источник: psycho.ru