Рентабельность строительства за последние три года, по оценкам экспертов, сократилась вдвое. С какими трудностями сталкиваются игроки этого рынка в России? Рассказывает руководитель программы MBA «Управление инвестиционно-строительным бизнесом» школы бизнеса МИРБИС Александр Борисов.
Фото: Эльмира Кобина
Строительный бизнес всегда считался доходным. По моему мнению, реальная рентабельность строительства объектов жилья сейчас в Москве, ближайших к Москве регионам и Санкт-Петербурге составляет около 60-70%, в прочих регионах страны – от 30% до 50%. Да, безусловно, в 2017 году рентабельность жилищного строительства не выросла, а осталась на том же уровне по сравнению с 2016-м. Для сравнения, до 2014 года рентабельность была больше, по жилью эконом-класса она составляла около 100-150%, по элитному жилью – 200-300%.
Те, кто занимаются строительством торговых и офисных центров, тоже пока не чувствуют себя успешными. Загрузка арендаторами у таких центров невысока, особенно это проблема офисных центров, в меньшей степени – торговых. Да, Москва, более успешная и удачная, но мест застройки стало мало. За 2017 год в столице введено в эксплуатацию только пять торговых центров – это очень низкий уровень ввода, такого никогда не было.
СТРОИТЕЛЬНЫЙ БИЗНЕС.БИЗНЕС НА СТРОИТЕЛЬСТВЕ ДОМОВ. ПОДУМАЙ НАДО ЛИ ТЕБЕ ЭТОТ БИЗНЕС СЕЙЧАС?
Если говорить о девелоперах, которые занимаются промышленным строительством, то им тоже сейчас не позавидуешь. Заказчики у многих строителей – это крупные корпорации и холдинги, а также государственные и муниципальные организации. Все они «душу вымотают», по-другому не скажешь, при согласовании цены контракта. Сейчас у всех включен режим экономии, в том числе по CapEx, поэтому застройщикам не развернуться, и приходится соглашаться, например, на рентабельность в 10%.
Любой современный бизнес, а тем более российский, – это ворох проблем. Они создаются внутри самого бизнеса и привносятся извне. Так, внутренней проблемой стройиндустрии остаются неорганизованность менеджмента, нарушение логистики, проблемы по соблюдению техники безопасности. Внешние трудности тоже общеизвестные – это коррупция, некачественные поставки и проблемы с логистикой, высокие налоги.
У заказчиков включен режим экономии, поэтому часто застройщикам приходится соглашаться на рентабельность всего в 10%
Большая проблема – низкоквалифицированный и дешевый персонал, к услугам которого часто прибегают строительные компании в целях экономии. Вопрос о совершенствовании механизации, а тем более автоматизации и роботизации, применении lean-менеджмента у большинства строительных компаний вообще не стоит. По качеству и срокам строительства практически нет конкуренции, поэтому строительный бизнес не готов к инновационности и развитию.
В 2017 году для строителей, занимающихся жильем, добавилась еще одна проблема из области финансового управления – обязательные отчисления в компенсационный фонд. Да, это положительный аспект для покупателей квартир: теперь при банкротстве строительной компании жилье будет достраиваться за счет этого фонда, другого выхода из «круга обманутых дольщиков» государство не видит. И вот честные застройщики начали отчислять в такой фонд 1,2% от суммы контракта. Но, я думаю, все понимают, что это будет отнесено в расходы застройщиков, а при возможности они поднимут цену за квартиру минимум на этот процент.
Строительный бизнес в Америке. С чего начать и сколько можно зарабатывать.
Тренды и прогнозы
Для Москвы самый главный тренд строительного рынка – это реновация, которая началась в 2017 году и продлится 15 лет. Многие московские застройщики и девелоперы стали участниками этого проекта, ведь это не только деятельность по возведению новых домов, но и снос старых, строительство инфраструктуры (дороги, подстанции скорой помощи, энергохозяйство и пр.), заказы на проектирование. Хотя программа реновации не подразумевает высокие доходы строителям и девелоперам (некоторые вообще считают ее убыточной), в ней участвуют «Крост», ЛСР и ФСК «Лидер», ДСК-1 и другие, а значит, прибыль есть, и город сможет получить современное жилье от лучших московских застройщиков.
В других регионах сейчас более спокойно, правда, без роста объемов. Продолжают активно строиться и развиваться Московская область, Санкт-Петербург и Ленинградская область, Краснодарский край, Екатеринбург и многие другие. Определенную динамику в строительную отрасль Санкт-Петербурга внес «Газпром», переместившись в город на Неве. Там увеличились объемы строительства жилья, особенно приближенного к «Лахта Центру», проектируется метро к нему, да и цены на недвижимость подросли.
Строительная отрасль всегда оставалась лидером по объемам и рентабельности, поэтому будущее у нее оптимистичное. Конечно, как и в любой сфере, здесь есть более и менее успешные компании. По моему мнению, в 2018 году мы не потеряем крупных застройщиков. Они будут задавать динамику в отрасли, моду в направлениях и архитектурных решениях.
По теме:
Источник: uldelo.ru
Стоит ли начинать свой строительный бизнес?
Жизнь человека как бизнесмена, владельца дела – измеряется всего лишь несколькими десятками лет. Нужно постоянно думать, анализировать, предполагать, поначалу не обращая внимания на то, что порой можно идти по неправильному пути. Чтобы бизнес был стабильным на протяжении долгих лет, перед тем, как открыть его, нужно четко учитывать тенденции мировой экономики.
Собственный строительный бизнес
Строительный рынок бесконечно меняется, причем в последние годы за некоторыми новинками почти не угнаться. Это касается как строительных и отделочных материалов, так и технологий и инструментария. Как правило, производители заявляют, что новые материалы качественнее и что немаловажно для нынешних, после кризисных условий, часто дешевле традиционных.
Конкуренты тоже не спят и каждую минуту просчитывают новые ходы. Спрашивается, есть ли смысл в таких условиях открывать свой строительный бизнес, где все лучшие места уже заняты? Если брать, например, подмосковный сектор строительства, то он составляет более 12% мирового ВВП. Хотя в течение последующих нескольких лет ожидается увеличение мирового объема на 70%. Это означает, что рынок строительства только растет.
Инновационные решения – залог успешного бизнеса
Быстро осуществляемые проекты жилых и коммерческих зданий пользуется все большей популярностью. А возведение такой недвижимости стало невозможно без инновационных материалов, постоянно доказываемых свою экономичную эффективность. Устоявшееся слово инновации обозначает, в сущности, достижение научного и технического прогресса, без которых общество уже не может обойтись. Для развития строительной отрасли инновационные материалы имеют существенное значение.
В России 60% населения имеют те или иные проблемы в жилищном плане. В лучшем случае на одного россиянина приходится 22 м² жилплощади, что очень мало и не соответствует понятию комфортного жилья. Поэтому необходимо строить новые объекты и реконструировать старые. Если придерживаться общих мировых тенденций и применять комплексное решение — ваш бизнес будет процветать много лет.
Источник: bishelp.ru
Строительная фирма с нуля или франшиза
Строительство – почти волшебное слово для тех, кто только планирует начать свой собственный бизнес. Почему волшебное? Потому что строительство – очень прибыльная сфера, заказы в которой не иссякают. В ней крутятся очень большие деньги. А клиентами являются практически все – от жителей, желающих отремонтировать квартиру, до государства, которое выделяет деньги из бюджета.
Строительный бизнес привлекает начинающих предпринимателей вариативностью и деньгами, которые в нём крутятся. Огромное количество вариантов работы, производства товаров, предоставления услуг. Постоянный спрос как от частных клиентов, так и от других строительных компаний, причём неважно какого масштаба. Можно также выйти и на государственные контракты, участвовать в тендерах и госзакупках.
Но у всего этого есть и обратная сторона. Конкуренция в этом сегменте бизнеса просто неимоверная. И это нельзя не учитывать тем, кто только планирует начать своё дело. Как можно преодолеть эту сложность? В первую очередь – сразу понимать, что и кому вы будете продавать.
Во вторую очередь – проанализировать, с кем вам придётся конкурировать, насколько наполнен рынок, будет ли вообще спрос именно на ваш товар или услугу. В общем, работы перед стартом приходится очень много проводить.
Впрочем, есть и другой способ начать своё дело. Это франчайзинг. Но сразу хотим отметить, что франшиза – не панацея от всех проблем. И требует такого же чёткого подхода с большой предварительной работой. Просто в этом случае вы сможете рассчитывать на опыт старшего партнёра и пользоваться схемой, которая уже проверена.
А вот что же лучше – франшиза строительной фирмы, или собственное дело с нуля, мы и попробуем выяснить в этой статье.
Строительство – понятие очень широкое, содержащее множество подкатегорий. Ремонт и отделка, электомонтаж, гидроизоляция, аудит, проектирование … всем сразу заняться не получится. Это могут позволить себе только очень крупные компании. А речь сейчас не о них. Нельзя с нуля создать такого монстра, как какой-нибудь городской застройщик.
Гигантская конкуренция. Строительство – одна из самых конкурентных индустрий. Причём как в общем понимании, так и в каждой категории. Несмотря на огромное количество заказов по всем направлениям, конкурентная борьба идёт жёсткая. Более-менее крупные фирмы соревнуются за тендеры, мелкие фирмы – за ремонтно-отделочные работы и субподряды от крупных.
Да, это нормальная ситуация. Просто требуется понимание, что просто так кучу заказов с самого старта бизнеса найти не удастся.
Репутация фирмы. В строительстве она играет очень большую роль. Просто потому что фирм, предлагающих свои услуги много. А клиент предпочитает обращаться к проверенной компании, либо же к знакомым, либо же к тем, кто делал ремонт или что-то строил их знакомым. Вот и выходит, что сарафанное радио здесь порою действует гораздо эффективнее.
И не всегда эффективно действует обычная реклама. Естественно, быстро «найти» репутацию не получится. Браться сначала придётся за все возможные заказы, даже те, которые не принесут ощутимой прибыли.
Инвестиции. Сколько вам потребуется инвестировать в старт бизнеса, в первую очередь будет зависеть от того, какую сферу строительных работ вы выберете. Но в любом случае нужно будет выделять деньги на качественный инструмент. Это — во-первых. А во-вторых, заказы обычно оплачиваются в этой сфере по факту выполненной работы.
И то не всегда сразу. Поэтому нужно закладывать и стартовый баланс с учетом, что несколько первых заказов будет выполнено за свой счёт и только потом траты восполнятся.
Лицензии и допуски. Да, если вы начали выполнять простые ремонтно-отделочные работы в квартирах, то можно найти заказы частные, в которых можно закрыть глаза на то, что лицензии у вас никакой нет. Но на таких заказах далеко не уедешь. А мы всё-таки говорим о полноценной «карьере» строительной фирмы. И если рассматривать заказы через тендеры, то без нужной документации точно не обойтись.
Примечание. Вообще в строительной сфере существует куча всевозможных допусков к работам и лицензий. Везде нужно платить взносы. Так что желание расти на поприще строительства должно соседствовать с пониманием, сколько придётся потратить денег за возможность выполнять те, или иные работы.
Пример из крупного строительства – для того, чтобы просто ознакомиться с темой заказа, выставленного на торги, компании застройщику нужно тоже платить. Это при том, что он даже не знает, подойдёт ли ему этот заказ, сможет ли он его взять, сможет ли победить в тендере.
Франчайзинг в строительстве
Из-за больших трудностей быстрого вхождения на рынок, часто начинающие предприниматели используют франчайзинг. В отличие от других индустрий, где в первую очередь ценится во фрачайзинге полное сопровождение на старте, здесь играет большую роль как раз таки репутация, которую фирма успела приобрести на рынке.
С другой стороны, открыть франшизу по такой же схеме, как например в индустрии быстрого питания не получится. Чаще всего свои франшизы предлагают производители строительных материалов. Другое дело, что они же могут параллельно и заниматься некоторыми видами строительных работ, которые связаны с этими стройматериалами.
Например, такая услуга как гидроизоляция подразумевает использование специальных смесей, обеспечивающих это гидроизоляционное покрытие. И логично, что компания, которая сама эти смеси производит, имеет финансовое преимущество, если она также занимается сама этими гидроизоляционными работами. Преимущество перед компаниями, которые выполняют эти работы, но закупают материалы на стороне очевидно.
Также для такой фирмы как раз таки и будет выгодно, если будут покупать их франшизу, выполняя такую же работу по гидроизоляции по их технологии теми средствами, которые они сами производят и по факту продают своему франчайзи.
Как и в остальных сферах предпринимательства франчайзинг служит хорошим инструментом для территориального расширения бизнеса. Компания, которая уже освоилась на своём региональном рынке, для расширения вынуждена осваивать новые рынки в других регионах только путём открытия филиалов. А это несравнимо дороже, нежели продать франшизу в другой регион и создать из нового предпринимателя фирму, которая будет действовать там от их имени и использовать их материалы.