Менеджмент качества на основе системного подхода заставляет предприятия брать в расчёт интересы потребителей и выпускать продукцию, приемлемую для них. Для эффективной работы на заводе или фабрике там должно быть налажено управление множеством взаимосвязанных процессов.
Создание СМК невозможно без системного подхода. Поэтому производство продукции и управление предприятием относятся к взаимосвязанным процессам, а каждый из них состоит из целенаправленных операций, превращающих входы процесса в выходы со своими поставщиками и потребителями.
Согласно системному подходу все процессы относятся к основным или вспомогательным. Работа предприятия состоит из цепочек процессов, начинающихся с маркетинга и планирования, до продаж и сервисных услуг. В результате основных процессов создаётся продукция вначале как маркетинговая информация, проект, затем как материальный объект (детали, товар, программный продукт, услуги и др.).
Вспомогательные процессы напрямую не связаны с продукцией. Они обслуживают и обеспечивают нормальное протекание основных производственно-технологических процессов. Когда процесс объёмен и сложен, а его части выполняются различными людьми, главное – правильно и оптимально организовать и согласовать их работу. Особенно это касается стыков, где один процесс переходит в другой.
СМК
Непременным условием системного подхода являются установленные критерии и методы, нужные для способствования эффективности как реализационных, так и управленческих процессов. Предварительную модель СМК и техническое задание по её улучшению, базирующихся на использовании процессного подхода, можно представить так:
| Вспомогательные процессы | Производственные процессы | Основные производственные процессы | Процессы менеджмента ресурсов | Процессы менеджмента ресурсов | ||
| Процесс заключения договоров на: | Процесс закупки сырья и материалов | Приёмка сырья | Менеджмент деятельности предприятия | Менеджмент финансов | Процесс заключения договоров на услуги обучения | |
| Методы измерения показаний качества производственных процессов | Процессы транспортироки и хранения сырья и готовой продукции | Контроль качества сырья | Процесс управления человеческими ресурсами | Процесс технического обслуживания оборудования | ||
| Методы измерения качества сырья п/фабриката и готовой продукции | Процессы контроля качества сырья и конечной продукции (лаборатория) | Механическая обработка | Процесс управления производственной средой | Процесс управления контрольным, измерительным и испытательным оборудованием | ||
| Процесс контроля упаковки и её ремонт | Технологические процессы изготовления конечной продукции . | Процесс управления инфраструктурой | ||||
| Процесс контроля работы оборудования | Упаковка | |||||
СМК/ ИСО9001 Бизнес-процессы. Процессный подход. Процессная модель системы менеджмента.
Для разработки СМК предприятия на основе системного подхода придётся решать следующие конкретные задачи:
- установить процессы, связанные с СМК;
- создать системную модель СМК предприятия, обеспечивающую последовательность и взаимодействие бизнес-процессов;
- провести классификацию процессов менеджмента качества:
- бизнес-процессов;
- обеспечивающих процессов;
- процессов управления;
- проанализировать имеющуюся документацию и разделить их на:
- руководства по качеству;
- процедуры СМК;
- процессы СМК;
- инструкции по направлениям деятельности;
- выявить недостающие документы СМК согласно разработанной процессной модели СМК предприятия;
- установить критерии и методы, нужные для выполнения и управления основными процессами;
- определить владельца каждого процесса, руководителя работ по ним, ответственного за документацию по процессам.
Согласно техническому заданию и в результате новых поисков должны быть найдены процессы, прямо влияющие на достижение желаемых результатов. Далее разрабатывается процессная модель СМК производственного предприятия, обеспечивающая последовательность и взаимодействие бизнес-процессов.
Модель включает в себя процессы высшего руководства (управления), основные производственные процессы (в том числе процессы анализа, измерения и улучшения) и вспомогательные процессы.
Любой процесс из СМК можно отнести к одной из трёх групп:
- Управленческим процессам.
- Основным процессам или бизнес-процессам.
- Вспомогательным процессам.
В соответствии с разработанной процессной моделью СМК организации выявляются недостающие документы СМК, в частности, процедурные – ПСМК:

На сегодняшний день EMAS являются наиболее совершенным и эффективным стандартом в мире. ISO 14000 – это всего лишь его часть, хотя неотъемлемая и существенная. И тот, и другой стандарты являются добровольными. Зачем они нужны и в чем разница?
Грамотная организации экологического менеджмента снижает сумму природоохранительных платежей, способствует эффективному выполнению правовых норм российского законодательства в области природоохранной деятельности. Это в итоге позволит значительно уменьшить негативное влияние на экологическую сферу последствий производственной деятельности.
ХАССП отражает уровень безопасности самого производства, помогает контролировать хранение, изготовление, транспортировку товаров. Основная выгода системы для предпринимателей заключается в том, что она позволяет контролировать риски по выбранным звеньям производственной цепи, и соответственно, минимизировать риски убытков для индивидуальных предпринимателей.
Для создания системы Корпоративного экологического менеджмента, удовлетворяющей стандартам, необходимо реализовать комплекс взаимосвязанных задач, направленных на решение проблем согласования планов и стратегий корпоративных членов (в задаваемой корпоративной «полосе» отклонений параметров), гибкой и эффективной, регламентируемой без излишнего бюрократизма.
Источник: mskstandart.ru
Основные группы процессов системы менеджмента качества.
Система менеджмента качества организации (стандарты серии ИСО 9000) базируется на применении процессного подхода. Вся деятельность компании представлена в виде модели процессов. Процессный подход — системная идентификация и управлении процессами, включая их взаимодействие, может рассматриваться как процессный подход.

Данная модель представлена в стандартах ГОСТ Р ИСО 9000:2008, 9004:2001.
ГОСТ- Р ИСО 9001 выделяет 4 группы процессов, необходимых для смк:
1. Процессы управленческой деятельности руководства(по ГОСТ-Р ИСО 9001:2008):
- Формирование взаимоотношений с потребителями;
- Формирование политики в области качества;
- Планирование создания СМК и анализ со стороны руководства;
- Управление документацией;
- Обеспечение ресурсами.
2. Процессы управления ресурсами:
- Менеджмент персонала (компетентность, опыт, квалификация);
- Менеджмент инфраструктуры (оснастка, рабочее пространство, программные средства);
- Управление производственной средой (совокупность условий, в которых работает персонал);
3. Управление ЖЦ продукции:
Организация должна самостоятельно определить, какие процессы требуются, чтобы действовать в соответствии с жизненным циклом. К процессам жизненного цикла продукции стандарт относит:
- Планирование процессов жизненного цикла продукции;
- Анализ требований потребителей;
- Проектирование и разработка;
- Закупки;
- Производство и обслуживание;
- Управление устройствами для мониторинга и измерений.
4. Процессы измерения, анализа и улучшения:
- Мониторинг и измерение;
- Управление несоответствующей продукцией;
- Анализ данных;
- Улучшение СМК и корректирующие действия.
Ко всем 4 процессам применим цикл Деминга.
Plan- внедрение процессов(act) — проверка (check) — принятие решений (do)
Характеристика и особенности стандартов: гост р исо 9001:2008 и гост р исо 9004:2001.
Сущность стандартов ISO – внедрение контроля процесса и ожидание потребителя на всех этапах жизненного цикла продуктов.
ГОСТ-Р ИСО 9001:2008 «Система менеджмента качества. Требования.» устанавливает требования к системе менеджмента качества, которые могут использоваться для внутреннего применения организациями, в целях сертификации или заключения контрактов. Он направлен на результативность системы менеджмента качества при выполнении требований потребителей.
В структуру стандарта входит 5 основных(!) разделов, в отношении которых ИСО устанавливает обязательные требования:
4. Система менеджмента качества
5. Ответственность руководства
6. Менеджмент ресурсов
8. Измерения, анализ и улучшения
Основан на применении «процессного подхода» при разработке, внедрении и улучшении результативности системы менеджмента качества с целью повышения удовлетворенности потребителей путем выполнения их требований. Вся деятельность компании представлена в виде модели процессов. Вход – процесс (воздействуют: процедура управления; мониторинг, измерение) — выход.
Процессный подход — системная идентификация и управление процессами, включая их взаимодействие, может рассматриваться как процессный подход. Пример. Неокрашенная стена — выбор краски- покупка инструментов — подготовить стены — покрываем краской — окрашено!
Особенности: 1.Основным моментом становится определение ожиданий клиента и удовлетворенности клиента. 2.Подчеркивается ответственность руководства. 3.Стандарт направлен на реальные процессы деятельности предприятия.
4.Расширена возможность интеграции с другими системами менеджмента 5.Улучшена возможность применения стандартов любыми компаниями, независимо от их размеров, отрасли или продукции. 6.Появились дополнительные требования к измерениям показателей удовлетворенности клиента. 7.Выдвинуты новые требования относительно управления ресурсами.8.Устранен ряд несоответствий в применении некоторых терминов.
ГОСТ- Р ИСО 9001 выделяет 4 группы процессов, необходимых для смк:
1. Процессы управленческой деятельности руководства( взаимодействие с потребителями, планирование смк, распределение ответственности, управление документацией)
2. Процессы управления ресурсами — менеджмент персонала, инфраструктуры.
Источник: studfile.net
Разработка процессов СМК состоит из нескольких этапов

Детализация процессов СМК до полного их взаимодействия с другими подразделениями происходит на уровне их руководителей. Одновременно определяются и их детальные шаги, наличие и состав ресурсов, измеряемые показатели результативности СМК. Таким образом, основная работа по разработке, внедрению процедур и процессов СМК ляжет на сотрудников отдела обеспечения качества и руководителей отдельных подразделений предприятия.
Разработка процессов СМК и процедур – это одна из наиболее длительных и трудоемких задач, которые выполняются в ходе разработки, внедрения, поддержки и развития системы. Для более быстрого и эффективного решения данной задачи привлекаются сотрудники, должности которых находятся на самых разных уровнях управления предприятием – от простых сотрудников до менеджеров высшего звена и руководителей.
В задачи привлеченных к этой деятельности сотрудников входит определение и описание всех процессов системы менеджмента. Кроме этого, руководство должно максимально точно определиться, чего именно оно ожидает получить от каждого процесса и системы в целом, какие для этого следует задействовать подразделения компании, и выполнение каких показателей хотелось бы получить от СМК.
Описание последовательности разработки и последующего взаимодействия процессов СМК происходит на уровне их владельцев, то есть, они должны определить входы и выходы своих процессов, а также взаимосвязь с другими составляющими системы. Владельцам также необходимо постараться определить логику процессов и наиболее важные показатели деятельности (по времени производительности, стоимости и т.д.).
Разработка процессов СМК на уровне исполнителей заключается в определении алгоритма отдельных операций внутри процессов непосредственно на рабочих местах. Создание данного алгоритма происходит не всегда, а лишь по мере необходимости (в основном для технологических процессов).
Одним из важных элементов разработки процессов СМК является их документирование. Порядок документирования процессов СМК состоит из следующих действий:
- Определение взаимодействия и последовательности процессов. Во время выполнения этой задачи необходимо задействовать как самих владельцев процессов, так и высшее руководство предприятия.
- Определение критериев и способов управления процессами и процедурами СМК. На данном этапе определяются основные и промежуточные показатели, устанавливаются параметры для выполнения измерения, контроля и анализа процессов, определяются их важнейшие показатели, а также устанавливаются подходящие варианты их сбора.
- Определение ресурсов, необходимых для правильной разработки процессов СМК. В ходе выполнения работы выявляются виды необходимых ресурсов, источники внутренней и внешней информации, а также минимальный состав данных и документированные сведения.
- Определение эффективных способов контроля работы процессов СМК. На данном этапе определяются методы контроля, объем и частота их осуществления, а также назначаются ответственные за их выполнение сотрудники.
Как правило, все мероприятия по разработке и документированию процессов СМК имеют некоторую цикличность. В первую очередь разрабатывается вариант действий, полностью соответствующий требованиям стандарта ISO 9001, он согласовывается со всеми участниками системы и запускается в работу. В процессе работы определяется возможность выполнения всех установленных параметров. Если какие-то из требований не выполняются или выполняются не так как запланировано, то в процесс вносятся необходимые изменения и снова все повторяется. Конечный результат такой работы – разработка процессов СМК, полностью удовлетворяющих требованиям и условиям системы менеджмента качества, максимально подходящих для организации в отношении возможности их реализации.
Следующий этап построения, разработки и внедрения системы менеджмента качества – это составление базовых процедур и руководства по качеству. Определенного порядка здесь нет, так что можно действовать по своему усмотрению.
Источник: www.iksystems.ru
