Под системой государственного регулирования малого предпринимательства понимается экономическое, правовое и организационное обеспечение среды для эффективного и устойчивого развития МП. Данная система включает различные органы законодательной, исполнительной и судебной власти на федеральном, региональном и местном уровнях.
Цели деятельности государства по отношению к малому предпринимательству. К общим целям относятся, во-первых, поддержание и развитие конкурентных начал в экономике. Чем более благоприятные условия создает государство для создания все новых и новых малых фирм, тем активнее распространяется конкуренция на все сегменты народного хозяйства. Во-вторых, выравнивание шансов для успешного старта в бизнесе любого инициативного гражданина, желающего взять на себя ответственность за свой бизнес.
В-третьих, содействие решению проблем занятости. Создание дополнительных рабочих мест в динамично развивающемся малом бизнесе — основа социальной стабильности, модернизации структуры народного хозяйства.
4. Государственное регулирование экономики. Михаил Чернышев
В-четвертых, поддержка инноваций. Эта цель государственной политики влияет на условия функционирования малого предпринимательства — осуществление научно-технической политики, обеспечивающей льготы по инвестициям, вкладываемым в НИОКР, а также способствующей созданию инфраструктуры и механизмов, облегчающих внедрение разработок, содействует опережающему росту инновационного малого бизнеса.
Наряду с общими целями имеется и ряд специальных целей, определяемых спецификой малого предпринимательства. К ним относятся:
• создание благоприятных общих условий для деятельности малого предпринимательства. Это установление правового поля, регламентирующего его регистрацию, лицензирование, налогообложение; устранение многообразных форм дискриминации МП со стороны как более крупных конкурентов, так и органов власти, обеспечение равноправного доступа к ресурсам; создание и поддержание специальной инфраструктуры, позволяющей малому предпринимательству получать некоторые услуги и ресурсы (подготовка кадров, аудиторские и юридические услуги и т. п.);
• поддержка начинающих, или «стартующих», МП;
• поддержка малого бизнеса в регионах и отраслях, отличающихся низким уровнем развития и несущих особенно большое бремя социальных проблем;
• облегчение доступа МП к особо дефицитным или дорогим ресурсам, приобрести которые на рыночных условиях они не в состоянии (производственные площади, кредитные ресурсы и т. п.), в частности путем стимулирования создания технопарков, бизнес-инкубаторов.
Наконец есть и ряд задач в области государственной поддержки малого бизнеса, которые вытекают из специфики его положения в переходной экономике, переживающей структурный кризис:
• снижение трансакционных издержек, обусловленных плохим функционированием кредитно-финансовой системы, информационной и товаропроводящей инфраструктуры;
• сокращение доли теневого оборота в малом предпринимательстве;
Система государственного регулирования экономики. Реформы! Они необходимы!
• стимулирование кооперации между крупным и малым бизнесом;
• дополнительная поддержка малого бизнеса на региональном уровне в определенных отраслях для преодоления моноспециализации, негативно сказывающейся на социально-экономическом положении ряда субъектов Федерации.
Принципы регулирования малого бизнеса. Реализация вышеназванных целей и задач предполагает строгое следование определенным принципам в регулировании малого предпринимательства. Можно выделить следующие принципы: системность и целостность управления малым предпринимательством; протекционизм; селективность, координация федерального и регионального уровней; адекватность целей и задач реальным ограничениям и др.
Системность и целостность государственной политики в области малого предпринимательства обеспечиваются путем:
• разграничения области применения административных и экономических методов регулирования. Это создание системы функционирования конкурсного механизма использования государственных ресурсов и распределения государственных заказов; интеграция механизмов, обеспечивающих управление полным жизненным циклом объектов государственного регулирования; определение субъектов управления, наделенных правами единого заказчика в территориальном и отраслевом разрезе; разделение функций и механизмов регулирования и поддержки с соответствующим организационно-структурным управлением;
• построения организационных структур управления на базе четкого разграничения полномочий, прав, ответственности представительных и исполнительных органов власти различного уровня; организации деятельности государственных органов и органов местного самоуправления на основе группировки функций по укрупненным блокам; формирования структуры управления на принципах гибкости и максимальной адаптации к изменяющимся условиям; использования в практике управления матричных и других современных структур при реализации целевых программ и проектов;
• создания системы обратной связи и информационного обеспечения государственного регулирования. Для этого необходимо внедрение единой системы мониторинга и прогнозирования последствий принимаемых решений; материально-техническое и кадровое обеспечение сбора, хранения, обработки и передачи информации;
Принцип протекционизма обусловлен устоями рыночного хозяйствования. Малое предпринимательство во многих случаях неспособно запускать производство и успешно конкурировать с крупными предприятиями самостоятельно, без государственной помощи. Поэтому протекционизм должен быть провозглашен одним из приоритетов государственной политики.
Принцип селективности можно определить двояки: а) как поддержку МП в определенных отраслях экономики или регионах (отраслевые или региональные приоритеты); б) как поддержку определенных групп МП (начинающие свою деятельность, инновационные, женские, молодежные и т. д.). Селективная поддержка малого предпринимательства, направленная на реализацию отраслевых приоритетов, изначально устанавливается на государственном и региональном уровнях. Селективная поддержка по функциональному признаку, особенно стартового и инновационного малого предпринимательства, способствует преодолению несовершенства рынка и создает условия для развития сектора малого предпринимательства, для повышения эффективности экономики в целом.
Принцип координации федерального и регионального уровней реализации государственной политики требует учета того, какие цели и какими средствами могут быть достигнуты с наибольшей эффективностью на соответствующем уровне. Очевидно, что кредитно-финансовая и инфраструктурная поддержка малого предпринимательства должна оказываться на региональном и местном уровнях. Здесь же нужно вести работу с конкретными проектами, отбирать финансовые и иные институты, участвующие в реализации отдельных мероприятий.
Необходима опора на собственные силы, т. е. такое распределение полномочий между субъектом управления (малое предпринимательство) и различными уровнями управляющей системы, при котором ресурсы и полномочия делегируются не сверху вниз, а снизу вверх. Иными словами, задача делегируется на более высокий уровень управляющей системы только тогда, когда она не может быть решена на низовом уровне или если для ее решения требуется существенно больше ресурсов.
Неотъемлемый принцип государственной политики в отношении малого бизнеса — адекватность целей и задач реальным ограничениям, к которым относятся общее состояние экономики, положение с бюджетом, характер федеральных отношений и т. д. Серьезным ограничителем выступает состояние институциональной инфраструктуры, человеческий фактор. При этом необходимо использовать программно-целевой метод, который предполагает выстраивание дерева целей. Пути достижения каждой из целей определяются, исходя из четко зафиксированного ожидаемого результата, установления оптимальных объемов ресурсного обеспечения и поиска источников финансирования. Важно, чтобы целеполагание и описание предполагаемого конечного результата опирались на научный анализ и прогноз процессов и явлений в сфере малого предпринимательства, а не на субъективные пожелания или намерения государственных органов управления.
Организационная структура управления малым предпринимательством. Вопросами поддержки малого предпринимательства занимается ряд министерств и ведомств — Минэкономразвития, Минфин, Миннауки, МВЭС, Минтруда, Минюст, Минимущество, Минпром РФ и др. В федеральных программах поддержки малого предпринимательства эти органы являются исполнителями мероприятий, соответствующих их профилю. В них были образованы соответствующие структурные подразделения (управления, департаменты, отделы), которые не являлись профилирующими для этих органов.
Правительство РФ возложило функции по координации политики государственной поддержки в сфере малого бизнеса на Минэкономразвития. Роль головной организации (координатора) при подготовке ряда нормативно-правовых актов сохранилась за Минэкономразвития и после образования Государственного комитета РФ по поддержке и развитию малого предпринимательства в 1995 г. В формировании и реализации финансовой поддержки малого предпринимательства основную роль играет Минфин РФ. При его непосредственном участии создается кредитно-финансовый механизм поддержки малого бизнеса.
Вместе с тем структура органов государственной поддержки МП на федеральном уровне сформировалась в значительной мере стихийно, во многих случаях их функции, сферы деятельности и уровень ответственности не соответствовали поставленным задачам. При этом органы исполнительной власти в ряде случаев исходили из своих ведомственных интересов, не всегда обеспечивали достоверность информации и должную координацию деятельности. Это неизбежно приводило, с одной стороны, к дублированию некоторых функций, а с другой стороны, к образованию белых пятен, т. е. организационно не обеспеченных участков работы. Кроме того, распылялись и без того скудные ресурсы.
Минэкономразвития практически не учитывало интересы МП при разработке и реализации федеральных программ, объектами и исполнителями которых являлись и являются преимущественно крупные предприятия. Минфин проводил политику усиления налогового давления на предпринимателей и ликвидации ранее имевшихся у сектора МП льгот и не обеспечивал выделения необходимых бюджетных ассигнований на поддержку МП. Минимущество в ущерб логике социально-экономических реформ отдавало исключительное предпочтение крупным инвесторам и старому директорскому корпусу при проведении приватизации. Министерство РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства в основном сосредоточило внимание на преодолении административных барьеров на пути развития предпринимательства.
Добавим, что объективная необходимость образования специального государственного органа, призванного заниматься только поддержкой МП, длительное время не реализовалась. В октябре 1995 г. было утверждено Положение о Государственном комитете по поддержке и развитию малого предпринимательства. О реальном весе этого органа и значении системы поддержки малого бизнеса на федеральном уровне в целом красноречиво свидетельствуют незначительные суммы выделяемых бюджетных средств. Такое положение дел не может не сказаться на эффективности функционирования системы малого бизнеса.
В целом, созданная на федеральном и региональном уровнях система государственных органов по поддержке малого предпринимательства из-за острейшей нехватки средств оказывается неспособной cnpk-виться со своими функциями и повлиять на сложившуюся ситуацию. В сложившихся условиях необходимы консолидация и налаженное взаимодействие не только государственных, но и всех общественных сил, связанных с развитием малого бизнеса, в первую очередь предпринимательских объединений. В настоящее время на федеральном и региональном уровнях действуют более 300 таких объединений, в той или иной мере провозглашающих содействие малому бизнесу и его защиту.
Источник: infopedia.su
Система государственной поддержки и регулирования предпринимательства в России
Предпринимательство – это независимая хозяйственная деятельность, направленная на систематическое получение прибыли.
Субъект, принявший решение заниматься предпринимательством, должен зарегистрировать свое желание в соответствии с действующим законом в органах власти. Риск невыполнения обязательств предприниматель берет на себя. Стоит отметить, что хозяйственная деятельность производителя, направленная на удовлетворение его собственных потребностей, предпринимательской не считается.
Сущность предпринимательской деятельности заключается в создании востребованных благ, которые субъект сможет реализовать и получить выручку. После уплаты налогов, оставшуюся прибыль он самостоятельно распоряжается средствами. Для того, чтобы создать благо необходимы факторы производства. Результат труда может не окупиться, тогда возникнет риск невыполнения обязательств. Предприниматель отвечает по рискам собственным имуществом.
Китайский с нуля для начинающих
Увлекаем Китаем, китайским языком и культурой
Предпринимательство занимается реализацией коммерческой идеи. Этот процесс состоит из следующих этапов:
- Создание идеи с помощью творческого инновационного подхода.
- Оценка идеи с точки зрения ее коммерческой целесообразности.
- Сбор и анализ рыночной информации для понимания потенциала идеи.
- Прогноз и расчет затрат.
- Экспертный анализ составленного бизнес-плана.
- Практическая реализация задуманного.
Помимо организации хозяйственной части производства, предприниматель организует маркетинговую кампанию. Она необходима для налаживания процесса сбыта. При этом учитывается интерес и потребности покупателей, так как именно за их счет формируется выручка. Чаще всего, под предпринимательством понимается деятельность малых предприятий. Но крупный бизнес тоже может быть частным, хотя в нем управление осуществляется нанятыми менеджерами, а собственники обычно получают доход от инвестиций.
Предпринимательство в России
Переход к рынку в России произошел относительно недавно, поэтому предпринимательская деятельность развита недостаточно. Крупные предприятия обычно действуют на принципе частно-государственной собственности, что дает им преимущественный доступ к ресурсам. Малое и среднее предпринимательство во многом уступает корпорациям и государственным гигантам.
Сложность в развитии предпринимательства так же связана с устойчивым негативным отношением к деловым людям. Идеология командно-административной системы была такова, что частная собственность полностью отрицалась и считалась преступной. Сегодня предприниматель имеет право распоряжаться собственным имуществом для получения дохода.
«Система государственной поддержки и регулирования предпринимательства в России»
Готовые курсовые работы и рефераты
Решение учебных вопросов в 2 клика
Помощь в написании учебной работы
Замечание 1
Изменение в хозяйственной модели способствовало появлению новых социальных слоев населения. Наемных работников стало 90%, а 10% ушли в предпринимательство и самозанятость. К сожалению, относительно развитых стран процент занятых в самостоятельной хозяйственной деятельности в России остается относительно небольшим.
Малое и среднее предпринимательство является опорой экономического развития и роста. Государственная поддержка необходима для поддержания нормального функционирования национальной системы. Российское предпринимательство представлено в основном в торговле и сфере услуг. Частная деятельность в производственной сфере лишь набирает обороты.
Предприниматели сталкиваются с проблемами доступа к ресурсам и оборудованию, льготным кредитам. Налоговая политика государства так же не отличается гибкостью, что создает сложности для развития бизнеса.
В финансовой сфере задействовано еще меньше предпринимателей, хотя сфера услуг и страхования является одной из перспективных в мировой экономике. Большая часть финансовых операций проводится в теневой части экономики. Сама теневая экономика сложилась в результате высоких административных барьеров. Задача государства – работа с информированием субъектов хозяйствования и домашних хозяйств о действующих законах, льготах и иных преференциях, способствующих официальной занятости и предпринимательской деятельности.
Система государственной поддержки и регулирования предпринимательства в России
Необходимость в регулировании и государственной поддержке предпринимательства в России сегодня очевидна. Поддержка бизнеса выражается в социальном, организационно-правовом, политическом участии власти в хозяйственных процессах.
Государственное содействие проявляется в создании благоприятного экономического климата, который подразумевает:
- Поддержание конкурентной среды.
- Создание инфраструктуры малого бизнеса.
- Обеспечение занятости экономически активного населения.
- Организация доступа к государственным заказам.
- Формирование правового поля для развития малого предпринимательства.
Государство должно поддерживать социально значимые мероприятия, хозяйственную деятельность, имеющую важное общественное значение. Со стороны государственной власти осуществляется контроль над бизнес-средой для снижения отрицательных внешних эффектов, уменьшения перекосов в социально-экономическом развитии регионов. Государственные финансовые институты участвуют в распределении денег между отраслями экономики, за счет налоговых поступлений. Так же средства федерального бюджета расходуются на обеспечение досуга, личного развития населения.
Структура государственной поддержки бизнесу в России состоит из органов государственной власти и местного самоуправления. К ним относят департамент развития малого и среднего предпринимательства, относящегося к Министерству экономического развития РФ. Институтом, поддерживающим малое предпринимательство в России, является Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства. Она координирует меры государственной поддержки малому предпринимательству. Еще одним инструментом поддержки является работа над нормативно-правовой базой, обеспечивающей соблюдение интересов предпринимателей, гарантирующей безопасность деятельность и справедливую конкуренцию.
Источник: spravochnick.ru
Уровни правового регулирования предпринимательской деятельности в Российской Федерации
Роговая, Т. П. Уровни правового регулирования предпринимательской деятельности в Российской Федерации / Т. П. Роговая. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 47 (389). — С. 292-294. — URL: https://moluch.ru/archive/389/85703/ (дата обращения: 25.05.2023).
Предприниматели на собственный риск планируют и осуществляют свою деятельность, учитывая спрос и конъюнктуру рынка, самостоятельно распоряжаются получаемой прибылью. В то же время самостоятельность предпринимателей не является безграничной, предпринимательство не может осуществляться без контроля, регулирования и координирующего влияния государства. Основой эффективного государственного регулирования предпринимательской деятельности является сочетание экономических, правовых и управленческих приемов. В данной статье будет рассмотрена правовая сторона, используемая для регулирования предпринимательской деятельности.
В настоящее время не существует предпринимательского кодекса и регулирование предпринимательских отношений осуществляется на основании Конституции РФ, кодексов РФ, а также различных законов.
Вследствие разграничения компетенции между РФ и ее субъектами государственное регулирование предпринимательской деятельности осуществляется в масштабах всей территории государства и в пределах каждого его региона в отдельности. Например, федеральные налоги, установленные налоговым кодексом, обязательны к уплате на всей территории РФ. Региональные же налоги обязательны к уплате на всей территории соответствующего субъекта РФ (ст. 12 ПК) [4].
Принимая во внимание вышеуказанное и исходя из сведений, содержащихся в законодательстве РФ и литературе по предпринимательскому праву правовое регулирование предпринимательской деятельности делится на три уровня.
Федеральный уровень (ст. 71 Конституции Российской Федерации) [3, с. 24] включает в себя такие аспекты правового регулирования, как федеральная государственная собственность и управление ею, установление основ федеральной политики и принятие федеральных программ в области экономического развития, установление правовых основ единого рынка, основ ценовой политики; федеральные экономические службы, включая федеральные банки; гражданское, гражданское процессуальное и арбитражное процессуальное законодательство [1].
Следует отметить, что на федеральном уровне при регулировании производственных процессов, а также при рассмотрении существующих и перспективных потребностей предпринимательства необходимо учитывать интересы регионов и субъектов государства, обеспечить их согласованность. Необходимо устанавливать единую систему для деятельности предприятий, развивать единую кадровую и научно-техническую политику, разрабатывать законодательные и нормативные акты для регулировки деятельности региональных рынков, формировать корпоративные организации по важнейшим организационным и правовым аспектам [4].
На данном уровне правовое регулирование предпринимательской деятельности начинается с Конституции РФ и Гражданского кодекса, где указаны признаки, отличающие предпринимательскую деятельность от любого другого вида деятельности, а также обязует произвести госрегистрацию предпринимательской деятельности, кроме установленных законом исключений. Также правовое регулирование предпринимательской деятельности осуществляется Налоговым кодексом РФ, Кодексом РФ об административных правонарушениях, Уголовным кодексом РФ и иными кодексами. К основным законам о правовом регулировании предпринимательской деятельности на всей территории Российской Федерации относят: закон «О защите конкуренции» от 26.07.2006 № 135-ФЗ, закон «О техническом регулировании» от 27.12.2002 № 184-ФЗ, закон «О саморегулируемых организациях» от 01.12.2007 № 315-ФЗ, закон «О защите прав юрлиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении госконтроля (надзора) и муниципального контроля» от 26.12.2008 № 294-ФЗ, закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 08.08.2001 № 128-ФЗ.
Свою роль играют и подзаконные акты, такие как указы Президента РФ, Постановления правительства, иногда акты министерств и ведомств.
Уровень совместного ведения [5, с. 24–25] или региональный. Административное, административно-процессуальное законодательство, природоресурсное законодательство; установление общих принципов налогообложения и сборов [1].
Региональные органы занимают связующее звено в административно-конституционном регулировании предпринимательства между верховным (федеральным) и местным. Региональное регулирование направлено на удовлетворение текущих потребностей населения, а также прогнозирование перспективных нужд и потребностей производства в целом, учитывая интересы местных властей и региона, при этом не противоречит федеральным законам, стремится согласовывать все сферы деятельности.
Важнейшей функцией региональных органов является анализ потребностей и деятельности предприятий, анализ данных о деятельности рынка, производстве и закупках потребительских товаров, планирование товарооборота, развитие торговли и производства, создание научных методических консалтинговых центров, оказание помощи муниципальным органам в разработке новых технологий и развитии имеющегося в регионах интеллектуального потенциала [4].
В качестве примера можно привести закон МО «О развитии ПД в МО» от 16.07.2010 № 95/2010-ОЗ (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2021); Распоряжение Правительства Республики Бурятия от 05.04.2020 N 167-р и другие [6].
Уровень ведения субъектов (ст. 73 Конституции Российской Федерации). Вне пределов ведения Российской Федерации и совместного ведения — всей полнотой власти обладают субъекты Российской Федерации [1].
На данном уровне источниками права предпринимательской деятельности помимо указанных на предыдущих уровнях, выступают акты органов местного самоуправления (если полномочия основаны на актах федерального уровня и уровня субъектов Российской Федерации), правовые обычаи [5, с. 28]. С их помощью осуществляется организация систем бесприбыльного обслуживания потребностей региона, торговых процессов для возможности обеспечения населения всеми необходимыми товарами и услугами.
В настоящий момент в правовой системе России четко прослеживается возрастание роли местного самоуправления в регулировании тех или иных общественных отношений, в том числе и предпринимательской деятельности ст. ст. 14, 15, 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» прямо относит к вопросам местного значения создание условий для развития малого и среднего предпринимательства [3, с. 34].
В то же время предметом регулирования данного уровня выступают отношения по организации и осуществлению контроля и только второстепенное место отведено защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей [3, с. 35] при осуществлении мероприятий по контролю (надзору).
Следует учесть и тот факт, что в нашей стране есть тенденция в развитии действующего законодательства, регламентирующего отдельные виды предпринимательской деятельности. В качестве примеров можно привести Закон о рекламе, который буквально пронизан нормами публично-правового характера, а также Закон о рынке ценных бумаг, содержащий самостоятельный раздел, посвященный государственному регулированию указанного рынка и соответствующих видов предпринимательской деятельности [2, с. 234].
Учитывая распределение норм, регулирующих предпринимательские отношения, по различным отраслям права, при определении приоритета норм следует учитывать уровень регулирования конкретного института. Например, организационно-правовые формы юридических лиц закрепляются в гражданском законодательстве, которое находится в исключительном ведении Российской Федерации, что исключает законотворчество субъектов Российской Федерации. Однако установление требований к юридическим лицам-недропользователям (в том числе, в части организационно-правовой формы), установление административной ответственности относятся к совместному ведению (законодательство о недрах и административное законодательство [5, с. 25].
Таким образом для соблюдения рамок правового поля субъекты предпринимательской деятельности должны руководствоваться комплексом правовой документации. Более того, хозяйствующие субъекты должны знать список своих прав и обязанностей, регламентирующих их деятельность нормативных документов. Эта информационная база понадобится для обеспечения правильного отражения операций в учете, соблюдения законности всех сделок. Без правового багажа знаний сложно самостоятельно разобраться в тонкостях взаимодействия с контролирующими органами и отстаивать свою позицию на разных уровнях.
- Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/ (дата обращения 15.11.2021)
- Гаджиева, Х. И. Предпринимательское право / Х. И. Гаджиева. — Махачкала: ДГУНХ, 2019. — 358 c. — Текст: непосредственный.
- Гридякин, А. А. Особенности регулирования предпринимательской деятельности на муниципальном уровне / А. А. Гридякин. — Текст: непосредственный // Евразийский Союз Ученых (ЕСУ). — 2016. — № 4 (25). — С. 34–35.
- Иванова Е. В. Предпринимательское право / Е. В. Иванова. — М.: Издательство Юрайт, 2015. — 269 с. — Текст: электронный. URL: ttps://studme.org/31172/pravo/gosudarstvennoe_regulirovanie_predprinimatelskoy_deyatelnosti_audit (дата обращения 15.11.2021)
- Фролов, А. И. Предпринимательское право / А. И. Фролов — Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский юридический институт (филиал) Университета прокуратуры Российской Федерации, 2018–180 с. — Текст: непосредственный.
- Ганьшина, И. П. Государственное регулирование предпринимательской деятельности / И. П. Ганьшина. — Текст: электронный // RusЮрист: [сайт]. — URL: https://rusjurist.ru/predprinimatelskaya_deyatelnost/gosudarstvennoe_regulirovanie_predprinimatelskoj_deyatelnosti-rj/ (дата обращения: 17.11.2021).
Основные термины (генерируются автоматически): предпринимательская деятельность, Российская Федерация, правовое регулирование, местное самоуправление, совместное ведение, федеральный уровень, государственное регулирование, деятельность предприятий, Кодекс РФ, регулирование.
Источник: moluch.ru