Структура занятости малый бизнес

С точки зрения общественной формы занятости — это определенная совокупность социально-экономических отношений между людьми по поводу обеспечения трудоспособного населения рабочими местами, формирования, распределения и перераспределения трудовых ресурсов с целью их участия в общественно полезном труде и обеспечение расширенного воспроизводства рабочей силы.

Достижение высокого уровня занятости — одна из основных целей макроэкономической политики государства.

Различают три основных вида занятости: полную, рациональную и эффективную.

Полная занятость — это предоставление обществом всему трудоспособному населению возможности заниматься общественно полезным трудом, на основании которой осуществляется индивидуальное и коллективное воспроизводство рабочей силы и удовлетворение всей совокупности потребностей.

Рациональная занятость — занятость, которая имеет место в обществе с учетом целесообразности перераспределения и использования трудовых ресурсов, из половозрастной и образовательной структуры. Этот вид занятости не всегда бывает эффективным, поскольку осуществляется с целью улучшения половозрастной структуры занятости, привлечения к трудовой деятельности трудоспособного населения отдельных отсталых регионов.

Дмитрий Захаров — банки и малый бизнес

Эффективная занятость — это занятость, которая осуществляется в соответствии с требованиями интенсивного типа воспроизводства, критериями экономической целесообразности и социальной результативности, ориентирована на сокращение ручного, непрестижного и тяжелого и физического труда.

Различают основную и специальную форму занятости.

Основнаяформа регулируется трудовым законодательством типовыми правилами внутреннего распорядка в отношении разных категорий работников.

Специальные, или нетрадиционные формы занятости (работа на дому, по совместительству, индивидуальная и коллективная трудовая деятельность) используется в соответствии со специальными правовыми нормами. В США и Англии нетрадиционными формами занятости охвачено более 30% рабочей силы. В странах бывшего СССР доминирует тип занятости, который отвечает технологическому способу производства, основывающемуся на ручном и механизированном труде. В структуре занятости преобладает промышленная и сельскохозяйственная деятельность с широким применеием простого применения труда.

Структура занятости населения характеризуется следующими составляющими:

— граждане, работающие по найму;

— граждане, самостоятельно обеспечивающие себя работой (предприниматели, фермеры и т.д.);

— граждане, избранные или назначенные на оплачиваемую должность;

— военнослужащие, проходящие службу в вооруженных силах, в органах госбезопасности и внутренних дел;

— учащиеся общеобразовательных школ, ПТУ, студенты средних специальных и высших учебных заведений;

— работающие граждане других стран на территории нашей республики и выполняющие функции, не связанные с обеспечением деятельности иностранных государств и миссий;

Занятость населения и структура современного рынка РФ

— занятые в домашнем хозяйстве, воспитанием детей, уходом за бальными, инвалидами и нетрудоспособными гражданами.

7, Безработица: понятие, виды, показатели, социально-экономические последствия.

Безработица представляет собой макроэкономическую проблему, оказывающую наиболее прямое и сильное воздействие на каждого человека. Безработица – социально-экономическое явление, когда часть экономически активного населения не находит себе работу и становится излишним населением.

Причины безработицы: >потеря работы в результате увольнения; >добровольный уход с работы; >впервые пришедшие на рынок труда

В связи с различной продолжительностью периода незанятости выделяют 3 типа безработицы:

1) Фрикционная безработица означает краткие периоды незанятости, необходимые для поиска места службы, соответствующего квалификации работника. Эти периоды являются добровольными.

Определенный уровень фрикционной безработицы неизбежен в условиях постоянно меняющийся рыночной экономики.

2) Структурная безработица. это ситуация, при которой работник пребывает в состоянии незанятости в течение длительных периодов.

Безработица фрикционного и структурного типов существует как в благополучные, так и в неблагополучные периоды. Общее число безработных обоих типов называется естественным уровнем безработицы, этот уровень соответствует ситуации макроэкономического равновесия.

3) Циклическая безработица – э то безработица, вызванная циклическим сжатием производства. Разность между фактической величиной нормы безработицы и величиной естественной нормы называется циклической безработицей.

Развитие циклической формы безработицы приводит к превышению ее фактического уровня над естественным. Экономическая цена этого превышения выражается в отставании фактического объема ВНП от его потенциальной величины.

Читайте также:  Что такое паспорт бизнес проекта

Также выделяют следующие виды безработицы:

1) сезонная;2) добровольная 3) неполная (сокращенный рабочий день);4) маргинальная (безработица слабо защищенных слоев населения: молодежи, женщин, инвалидов);5) институциональная – безработица, порождаемая институтами рынка труда и факторами, влияющими на спрос и предложение рабочей силы (несовершенством налоговой системы, введением гарантированного минимума заработной платы, несовершенством информации о свободных рабочих местах);6) классическая (безработица, являющаяся результатом слишком высокой ставки заработной платы по сравнению с той ставкой, которая бы уравновешивала спрос на рабочую силу и ее предложение);7) технологическая безработица (связана с внедрением малолюдной и безлюдной технологии, основанной на электронной технике)

Выделяют экономические и неэкономические последствия безработицы, которые проявляются как на индивидуальном, так и на общественном уровне.

Неэкономические последствия безработицы – это социальные, психологические и политические последствия потери работы. На индивидуальном уровне они состоят в том, что невозможность найти работу в течение продолжительного периода времени порождает чувство собственной неполноценности, приводит людей к психологическим стрессам, отчаянию, нервным срывам и т.п.

На уровне общества они выступают в форме: а) роста социальной напряженности, вплоть до политических переворотов; б) роста уровня заболеваемости и смертности в стране, а также уровня преступности; в) распад нравственных устоев и морали.

Экономические последствия безработицы также проявляются и на индивидуальном, и на общественном уровне.

На индивидуальном уровне они заключаются: в потере дохода или части дохода в настоящем; в возможном снижении уровня дохода в будущем в связи с потерей квалификации и поэтому уменьшении шансов найти высокооплачиваемую, престижную работу.

На уровне общества в целом они состоят в недопроизводстве ВВП, относительном отклонении фактического ВВП от потенциального ВВП. Зависимость между отклонением фактического объема выпуска от потенциального и уровнем циклической безработицы эмпирически, на основе изучения статистических данных США за ряд десятилетий, вывел в начале 1960-х гг. американский экономист Артур Оукен.

Закон Оукена – экономический закон наличия обратной зависимости между уровнем циклической безработицы и величиной ВВП страны: если уровень циклической безработицы увеличивается на 1 процентный пункт, то при отсутствии экономического роста фактический ВВП сокращается на 2,5%, и наоборот.

(Y − Y *) / Y * = − Buc

Y — фактический ВНП, Y* — потенциальный ВНП, uc — уровень циклической безработицы, B — эмпирический коэффициент чувствительности (обычно принимается 2.5)

8. Меры государства по содействию занятости населения.

Государственная политика занятости определяется целями и задачами, поставленными государством в данной сфере: что надо сделать, чего достичь и как это сделать, какими средствами, методами, способами. Она имеет несколько уровней: федеральный, региональный и локальный (местный). Политика занятости подразделяется на ак­тивную и пассивную.

Активная политика занятости – совокупность мер, проводимых государс­твом, направленных на снижение уровня безработицы. Приоритетные направления такой политики: мероприятия, связанные с предупреждением увольнения работников для сохранения рабочих мест, содействие в трудоустройстве, про­фессиональная ориентация, профессиональное обучение, подготов­ка, переподготовка и повышение квалификации, фи­нансирование создания новых рабочих мест, организация общественных работ и временной занятости, развитие гибких форм занятости, квотирование рабочих мест, поддержка малого бизнеса, освобождение на определенный период от налогообложения. Пассивная политика занятости – совокупность мер, проводимых государством, направленных на сглаживание негативных последствий безработицы. Основные направления: выплата пособий без­работным и предоставление услуг по подбору рабочего места через государственную службу занятости, оказание иной материальной помощи, осуществление неденежных форм поддержки безработных, оформление досрочного выхода на пенсию. Меры государственного регулирования занятости:

1) организация и совершенствование системы информации о свободных рабочих местах с целью сокращения времени, в течение которого человек занят поисками работы. В связи с этим налаживание работы бирж труда;

Читайте также:  Как раскрутить свой швейный бизнес

2) подготовка, профессиональное обучение и переквалификация кадров.

3) постоянный контроль за состоянием рынка рабочей силы, его неуклонно проводимая демонополизация;

4) создание новых рабочих мест в государственном и частном секторах, в том числе путем организации общественных работ.

5) стимулирование разработки новых технологий, освоение которых сулит дополнительные рабочие места, а также развития трудоемких отраслей (прежде всего сферы услуг);

6) всемерная поддержка малого бизнеса (особенно в сфере услуг), в котором создается большая часть рабочих мест.

7) разработка и реализация целевых программ — как регионального характера, так и облегчающих трудоустройство наиболее социально уязвимых групп населения.

Источник: poisk-ru.ru

Отраслевая структура занятости на малых предприятиях

На постоянной основе трудится 88%. На условиях совместительства привлекается 8,6% и по договорам гражданско-правового характера – 3,8% человек. Вторичная занятость доминирует в отраслях здравоохранения (45%), науки и научного обслуживания (43%), образования (50%). Основная масса работающих приходится на торговлю, промышленность и строительство. Средняя численность работающих на одном предприятии колеблется от 17 человек в промышленности до 4 человек на предприятиях, осуществляющих услуги.

Малыми предприятиями за 2002 год произведено продукции на сумму 9888,3 млн. руб. (см. табл. 11.1.3). Около 65% объема произведенной продукции и оказанных услуг малыми предприятиями приходится на торговлю и общественное питание, 24% – на промышленность, 8% – на сферу строительства.

Объемы производства товаров (работ и услуг) малых предприятий постоянно растут. По сравнению с 1999 годом рост в среднем (в сопоставимых ценах) составил 11%. Более быстрыми темпами растут объемы в строительстве – 50%, в промышленности рост составил 12%, в торговле – 6%.

Таблица 11.1.3

Показатели объема произведенной продукции по отраслям экономики

Объем производства (млн. руб.)

в % от совокупного объема

Источник: studfile.net

Структура занятости на предприятиях различного размера

В сфере деятельности малых и средних предприятий субъектами экономических отношений являются:

· лица, осуществляющие инициативную деятельность на свой риск и под свою исключительную экономическую и юридическую от­ветственность;

· коллективы предпринимателей и предпринимательские ассоци­ации;

· индивидуальные и коллективные потребители продукции (ра­бот, услуг), предлагаемой предпринимателями, а также союзы и ассо­циации потребителей;

· работники, осуществляющие трудовую деятельность по найму на контрактной или иной основе, а также их профессиональные союзы;

· государственные структуры в тех случаях, когда они выступают непосредственными участниками сделок (предоставление заказов предпринимателям, определение состава и размеров льгот при выпол­нении специальных работ и др.); они же оказывают влияние на субъ­ектов деловых отношений, будучи гарантами осуществления закон­ного предпринимательства.

Объектами регулирования предпринимательства являются:

· регистрация и юридическое (официальное) признание предпри­нимательства;

· регулирование прав и режимов предпринимательской деятель­ности;

· стимулирование и льготы для предпринимателя;

· создание условий и государственной поддержки предпринима­тельства, его обслуживание;

· защита прав предпринимателя;

· соответствующие полномочия государственных органов и ор­ганов местного самоуправления, включая содействие, контроль и надзор.

Для малых предприятий, имеющих юридическую самостоятель­ность, характерны финансово-хозяйственная независимость, упро­щенная организационная структура и способность к быстрой перест­ройке хозяйственных подразделений. Они создают благоприятные условия для более рациональной производственно-хозяйственной кооперации (включая небольшие звенья в организационной структу­ре крупных предприятий). О масштабах деятельности малых и сред­них предприятий в развитых зарубежных странах и России свидетель­ствуют данные табл. 19.2.

Таблица 19.2

СтранаКоличество малых и средних фирмЧисло занятых, млн. чел.Доля малых и средних фирм, %
Тыс. ед.В расчете на 1 тыс. жителейВ общей численности занятыхВ ВВП
Великобритания13,650-53
Германия18,550-54
Италия16,857-60
Франция15,255-62
Страны ЕЭС63-67
США74,270,250-52
Япония49,639,552-55
Россия836,25,658,19,610-11
Читайте также:  Показатели цифровизации в бизнесе

В США более 37% валового национального продукта производится малыми предприятиями. Ими создается примерно два из трех новых рабочих мест. Всего же небольших фирм здесь насчитывается около 18 млн., из них семейных—7 млн. В каждой из производственных программ, которых насчитывается более тысячи, неизменно содержатся разнообразные мероприятия, призванные обеспечить существенный вклад малых предприятий в экономический рост.

В странах Западной Европы 99,9% из 16,4 млн. предприятий частного сек­тора несельскохозяйственных отраслей представляют собой малые и средние предприятия. На их долю приходится около 50% общего объема продаж в промышленности, 67% — в сфере услуг, почти 90% — в строительстве и торговле. Малый и средний бизнес обеспечивает свыше 70% общего числа рабочих мест. Типичным для стран этого региона является микропредприятие с числом занятых до 9 чел., их насчитывается более 14,4 млн.

Малые предприятия способны активизировать структурную пе­рестройку экономики, предоставить дополнительные рабочие места, оперативно реагировать на изменения потребительского спроса, расширить поле конкуренции. Законодательство предусматривает их организацию путем передачи, продажи и сдачи в аренду неиспользуемых производственных мощностей, машин и оборудования, закон­сервированных, недостроенных объектов и сооружений, выделения из состава действующих предприятий одного или нескольких структурных подразделений в первую очередь для производства товаров народного потребления и оказания бытовых услуг населению. Они мо­гут создаваться на основе любых форм собственности отдельными гражданами, предприятиями и организациями, государственными органами. Для образования новых и развития действующих малых предприятий создаются целевые фонды за счет добровольных взносов различных предприятий, организаций и граждан, в том числе ино­странных.

Малые предприятия, обладая самостоятельностью в осуществлении хозяйственной деятельности, имеют все возможности обеспечивать управление производственными процессами и снабженческо-сбытовыми операциями на основе простых организационных структур при минимальной численности работников административного аппарата и их взаимозаменяемости. Для осуществления многих функций управления при отсутствии ряда служб, характерных для больших структур, малые предприятия на договорных началах могут пользоваться услугами специализированных предприятий.

Весьма часто на малых предприятиях право собственности и пра­во распоряжения совмещаются. В таких случаях руководитель при­нимает на себя решение большинства проблем. Малые предприятия отличает простота организационной структуры, личное участие и за­интересованность руководителя во всех делах компании.

Объясняется это небольшим масштабом производства, ограниченностью рынка и незначительным числом партнеров. В этих условиях процесс управ­ления упрощается, появляется возможность гибко реагировать на внешние изменения, быстро приспосабливаться к меняющимся требованиям и ситуациям. Вместе с тем сосредоточение всей полноты власти в одних руках может вызвать трудности для развития предпри­ятия. Поэтому с увеличением масштабов производства, расширением перспектив деловой активности происходит усложнение организаци­онной структуры управления, размежевание прав собственности и уп­равления.

Ниже приводятся данные о количестве малых предприятий и их отраслевой структуре в России (табл. 19.3). В 1998 г. на малых предприятиях постоянно работало 6,2 млн. чел.; было произведено промышленной продукции на сумму, равную 4% от общего объема ее выпуска.

В последние годы происходили серьезные качественные изменения в организации и структуре малых предприятий, отвечающие назревшим потребностям развития экономики страны. С одной стороны, малые предприятия не заменяют крупные производства, а дополняют их в интересах удовлетворения потребительского спроса. С другой стороны, наметилась ярко выраженная тенденция к переходу доминанты малого предпринимательства от торговли, сферы услуг и строительства к машиностроению, энергетике, химии, микроэлектронике и другим высокотехнологичным и наукоемким отраслям.

Таблица 19.3

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:

Источник: studopedia.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Бизнес для женщин