С точки зрения общественной формы занятости — это определенная совокупность социально-экономических отношений между людьми по поводу обеспечения трудоспособного населения рабочими местами, формирования, распределения и перераспределения трудовых ресурсов с целью их участия в общественно полезном труде и обеспечение расширенного воспроизводства рабочей силы.
Достижение высокого уровня занятости — одна из основных целей макроэкономической политики государства.
Различают три основных вида занятости: полную, рациональную и эффективную.
Полная занятость — это предоставление обществом всему трудоспособному населению возможности заниматься общественно полезным трудом, на основании которой осуществляется индивидуальное и коллективное воспроизводство рабочей силы и удовлетворение всей совокупности потребностей.
Рациональная занятость — занятость, которая имеет место в обществе с учетом целесообразности перераспределения и использования трудовых ресурсов, из половозрастной и образовательной структуры. Этот вид занятости не всегда бывает эффективным, поскольку осуществляется с целью улучшения половозрастной структуры занятости, привлечения к трудовой деятельности трудоспособного населения отдельных отсталых регионов.
Дмитрий Захаров — банки и малый бизнес
Эффективная занятость — это занятость, которая осуществляется в соответствии с требованиями интенсивного типа воспроизводства, критериями экономической целесообразности и социальной результативности, ориентирована на сокращение ручного, непрестижного и тяжелого и физического труда.
Различают основную и специальную форму занятости.
Основнаяформа регулируется трудовым законодательством типовыми правилами внутреннего распорядка в отношении разных категорий работников.
Специальные, или нетрадиционные формы занятости (работа на дому, по совместительству, индивидуальная и коллективная трудовая деятельность) используется в соответствии со специальными правовыми нормами. В США и Англии нетрадиционными формами занятости охвачено более 30% рабочей силы. В странах бывшего СССР доминирует тип занятости, который отвечает технологическому способу производства, основывающемуся на ручном и механизированном труде. В структуре занятости преобладает промышленная и сельскохозяйственная деятельность с широким применеием простого применения труда.
Структура занятости населения характеризуется следующими составляющими:
— граждане, работающие по найму;
— граждане, самостоятельно обеспечивающие себя работой (предприниматели, фермеры и т.д.);
— граждане, избранные или назначенные на оплачиваемую должность;
— военнослужащие, проходящие службу в вооруженных силах, в органах госбезопасности и внутренних дел;
— учащиеся общеобразовательных школ, ПТУ, студенты средних специальных и высших учебных заведений;
— работающие граждане других стран на территории нашей республики и выполняющие функции, не связанные с обеспечением деятельности иностранных государств и миссий;
Занятость населения и структура современного рынка РФ
— занятые в домашнем хозяйстве, воспитанием детей, уходом за бальными, инвалидами и нетрудоспособными гражданами.
7, Безработица: понятие, виды, показатели, социально-экономические последствия.
Безработица представляет собой макроэкономическую проблему, оказывающую наиболее прямое и сильное воздействие на каждого человека. Безработица – социально-экономическое явление, когда часть экономически активного населения не находит себе работу и становится излишним населением.
Причины безработицы: >потеря работы в результате увольнения; >добровольный уход с работы; >впервые пришедшие на рынок труда
В связи с различной продолжительностью периода незанятости выделяют 3 типа безработицы:
1) Фрикционная безработица означает краткие периоды незанятости, необходимые для поиска места службы, соответствующего квалификации работника. Эти периоды являются добровольными.
Определенный уровень фрикционной безработицы неизбежен в условиях постоянно меняющийся рыночной экономики.
2) Структурная безработица. это ситуация, при которой работник пребывает в состоянии незанятости в течение длительных периодов.
Безработица фрикционного и структурного типов существует как в благополучные, так и в неблагополучные периоды. Общее число безработных обоих типов называется естественным уровнем безработицы, этот уровень соответствует ситуации макроэкономического равновесия.
3) Циклическая безработица – э то безработица, вызванная циклическим сжатием производства. Разность между фактической величиной нормы безработицы и величиной естественной нормы называется циклической безработицей.
Развитие циклической формы безработицы приводит к превышению ее фактического уровня над естественным. Экономическая цена этого превышения выражается в отставании фактического объема ВНП от его потенциальной величины.
Также выделяют следующие виды безработицы:
1) сезонная;2) добровольная 3) неполная (сокращенный рабочий день);4) маргинальная (безработица слабо защищенных слоев населения: молодежи, женщин, инвалидов);5) институциональная – безработица, порождаемая институтами рынка труда и факторами, влияющими на спрос и предложение рабочей силы (несовершенством налоговой системы, введением гарантированного минимума заработной платы, несовершенством информации о свободных рабочих местах);6) классическая (безработица, являющаяся результатом слишком высокой ставки заработной платы по сравнению с той ставкой, которая бы уравновешивала спрос на рабочую силу и ее предложение);7) технологическая безработица (связана с внедрением малолюдной и безлюдной технологии, основанной на электронной технике)
Выделяют экономические и неэкономические последствия безработицы, которые проявляются как на индивидуальном, так и на общественном уровне.
Неэкономические последствия безработицы – это социальные, психологические и политические последствия потери работы. На индивидуальном уровне они состоят в том, что невозможность найти работу в течение продолжительного периода времени порождает чувство собственной неполноценности, приводит людей к психологическим стрессам, отчаянию, нервным срывам и т.п.
На уровне общества они выступают в форме: а) роста социальной напряженности, вплоть до политических переворотов; б) роста уровня заболеваемости и смертности в стране, а также уровня преступности; в) распад нравственных устоев и морали.
Экономические последствия безработицы также проявляются и на индивидуальном, и на общественном уровне.
На индивидуальном уровне они заключаются: в потере дохода или части дохода в настоящем; в возможном снижении уровня дохода в будущем в связи с потерей квалификации и поэтому уменьшении шансов найти высокооплачиваемую, престижную работу.
На уровне общества в целом они состоят в недопроизводстве ВВП, относительном отклонении фактического ВВП от потенциального ВВП. Зависимость между отклонением фактического объема выпуска от потенциального и уровнем циклической безработицы эмпирически, на основе изучения статистических данных США за ряд десятилетий, вывел в начале 1960-х гг. американский экономист Артур Оукен.
Закон Оукена – экономический закон наличия обратной зависимости между уровнем циклической безработицы и величиной ВВП страны: если уровень циклической безработицы увеличивается на 1 процентный пункт, то при отсутствии экономического роста фактический ВВП сокращается на 2,5%, и наоборот.
(Y − Y *) / Y * = − Buc
Y — фактический ВНП, Y* — потенциальный ВНП, uc — уровень циклической безработицы, B — эмпирический коэффициент чувствительности (обычно принимается 2.5)
8. Меры государства по содействию занятости населения.
Государственная политика занятости определяется целями и задачами, поставленными государством в данной сфере: что надо сделать, чего достичь и как это сделать, какими средствами, методами, способами. Она имеет несколько уровней: федеральный, региональный и локальный (местный). Политика занятости подразделяется на активную и пассивную.
Активная политика занятости – совокупность мер, проводимых государством, направленных на снижение уровня безработицы. Приоритетные направления такой политики: мероприятия, связанные с предупреждением увольнения работников для сохранения рабочих мест, содействие в трудоустройстве, профессиональная ориентация, профессиональное обучение, подготовка, переподготовка и повышение квалификации, финансирование создания новых рабочих мест, организация общественных работ и временной занятости, развитие гибких форм занятости, квотирование рабочих мест, поддержка малого бизнеса, освобождение на определенный период от налогообложения. Пассивная политика занятости – совокупность мер, проводимых государством, направленных на сглаживание негативных последствий безработицы. Основные направления: выплата пособий безработным и предоставление услуг по подбору рабочего места через государственную службу занятости, оказание иной материальной помощи, осуществление неденежных форм поддержки безработных, оформление досрочного выхода на пенсию. Меры государственного регулирования занятости:
1) организация и совершенствование системы информации о свободных рабочих местах с целью сокращения времени, в течение которого человек занят поисками работы. В связи с этим налаживание работы бирж труда;
2) подготовка, профессиональное обучение и переквалификация кадров.
3) постоянный контроль за состоянием рынка рабочей силы, его неуклонно проводимая демонополизация;
4) создание новых рабочих мест в государственном и частном секторах, в том числе путем организации общественных работ.
5) стимулирование разработки новых технологий, освоение которых сулит дополнительные рабочие места, а также развития трудоемких отраслей (прежде всего сферы услуг);
6) всемерная поддержка малого бизнеса (особенно в сфере услуг), в котором создается большая часть рабочих мест.
7) разработка и реализация целевых программ — как регионального характера, так и облегчающих трудоустройство наиболее социально уязвимых групп населения.
Источник: poisk-ru.ru
Отраслевая структура занятости на малых предприятиях
На постоянной основе трудится 88%. На условиях совместительства привлекается 8,6% и по договорам гражданско-правового характера – 3,8% человек. Вторичная занятость доминирует в отраслях здравоохранения (45%), науки и научного обслуживания (43%), образования (50%). Основная масса работающих приходится на торговлю, промышленность и строительство. Средняя численность работающих на одном предприятии колеблется от 17 человек в промышленности до 4 человек на предприятиях, осуществляющих услуги.
Малыми предприятиями за 2002 год произведено продукции на сумму 9888,3 млн. руб. (см. табл. 11.1.3). Около 65% объема произведенной продукции и оказанных услуг малыми предприятиями приходится на торговлю и общественное питание, 24% – на промышленность, 8% – на сферу строительства.
Объемы производства товаров (работ и услуг) малых предприятий постоянно растут. По сравнению с 1999 годом рост в среднем (в сопоставимых ценах) составил 11%. Более быстрыми темпами растут объемы в строительстве – 50%, в промышленности рост составил 12%, в торговле – 6%.
Таблица 11.1.3
Показатели объема произведенной продукции по отраслям экономики
Объем производства (млн. руб.)
в % от совокупного объема
Источник: studfile.net
Структура занятости на предприятиях различного размера
В сфере деятельности малых и средних предприятий субъектами экономических отношений являются:
· лица, осуществляющие инициативную деятельность на свой риск и под свою исключительную экономическую и юридическую ответственность;
· коллективы предпринимателей и предпринимательские ассоциации;
· индивидуальные и коллективные потребители продукции (работ, услуг), предлагаемой предпринимателями, а также союзы и ассоциации потребителей;
· работники, осуществляющие трудовую деятельность по найму на контрактной или иной основе, а также их профессиональные союзы;
· государственные структуры в тех случаях, когда они выступают непосредственными участниками сделок (предоставление заказов предпринимателям, определение состава и размеров льгот при выполнении специальных работ и др.); они же оказывают влияние на субъектов деловых отношений, будучи гарантами осуществления законного предпринимательства.
Объектами регулирования предпринимательства являются:
· регистрация и юридическое (официальное) признание предпринимательства;
· регулирование прав и режимов предпринимательской деятельности;
· стимулирование и льготы для предпринимателя;
· создание условий и государственной поддержки предпринимательства, его обслуживание;
· защита прав предпринимателя;
· соответствующие полномочия государственных органов и органов местного самоуправления, включая содействие, контроль и надзор.
Для малых предприятий, имеющих юридическую самостоятельность, характерны финансово-хозяйственная независимость, упрощенная организационная структура и способность к быстрой перестройке хозяйственных подразделений. Они создают благоприятные условия для более рациональной производственно-хозяйственной кооперации (включая небольшие звенья в организационной структуре крупных предприятий). О масштабах деятельности малых и средних предприятий в развитых зарубежных странах и России свидетельствуют данные табл. 19.2.
Таблица 19.2
Страна | Количество малых и средних фирм | Число занятых, млн. чел. | Доля малых и средних фирм, % | ||
Тыс. ед. | В расчете на 1 тыс. жителей | В общей численности занятых | В ВВП | ||
Великобритания | 13,6 | 50-53 | |||
Германия | 18,5 | 50-54 | |||
Италия | 16,8 | 57-60 | |||
Франция | 15,2 | 55-62 | |||
Страны ЕЭС | 63-67 | ||||
США | 74,2 | 70,2 | 50-52 | ||
Япония | 49,6 | 39,5 | 52-55 | ||
Россия | 836,2 | 5,65 | 8,1 | 9,6 | 10-11 |
В США более 37% валового национального продукта производится малыми предприятиями. Ими создается примерно два из трех новых рабочих мест. Всего же небольших фирм здесь насчитывается около 18 млн., из них семейных—7 млн. В каждой из производственных программ, которых насчитывается более тысячи, неизменно содержатся разнообразные мероприятия, призванные обеспечить существенный вклад малых предприятий в экономический рост.
В странах Западной Европы 99,9% из 16,4 млн. предприятий частного сектора несельскохозяйственных отраслей представляют собой малые и средние предприятия. На их долю приходится около 50% общего объема продаж в промышленности, 67% — в сфере услуг, почти 90% — в строительстве и торговле. Малый и средний бизнес обеспечивает свыше 70% общего числа рабочих мест. Типичным для стран этого региона является микропредприятие с числом занятых до 9 чел., их насчитывается более 14,4 млн.
Малые предприятия способны активизировать структурную перестройку экономики, предоставить дополнительные рабочие места, оперативно реагировать на изменения потребительского спроса, расширить поле конкуренции. Законодательство предусматривает их организацию путем передачи, продажи и сдачи в аренду неиспользуемых производственных мощностей, машин и оборудования, законсервированных, недостроенных объектов и сооружений, выделения из состава действующих предприятий одного или нескольких структурных подразделений в первую очередь для производства товаров народного потребления и оказания бытовых услуг населению. Они могут создаваться на основе любых форм собственности отдельными гражданами, предприятиями и организациями, государственными органами. Для образования новых и развития действующих малых предприятий создаются целевые фонды за счет добровольных взносов различных предприятий, организаций и граждан, в том числе иностранных.
Малые предприятия, обладая самостоятельностью в осуществлении хозяйственной деятельности, имеют все возможности обеспечивать управление производственными процессами и снабженческо-сбытовыми операциями на основе простых организационных структур при минимальной численности работников административного аппарата и их взаимозаменяемости. Для осуществления многих функций управления при отсутствии ряда служб, характерных для больших структур, малые предприятия на договорных началах могут пользоваться услугами специализированных предприятий.
Весьма часто на малых предприятиях право собственности и право распоряжения совмещаются. В таких случаях руководитель принимает на себя решение большинства проблем. Малые предприятия отличает простота организационной структуры, личное участие и заинтересованность руководителя во всех делах компании.
Объясняется это небольшим масштабом производства, ограниченностью рынка и незначительным числом партнеров. В этих условиях процесс управления упрощается, появляется возможность гибко реагировать на внешние изменения, быстро приспосабливаться к меняющимся требованиям и ситуациям. Вместе с тем сосредоточение всей полноты власти в одних руках может вызвать трудности для развития предприятия. Поэтому с увеличением масштабов производства, расширением перспектив деловой активности происходит усложнение организационной структуры управления, размежевание прав собственности и управления.
Ниже приводятся данные о количестве малых предприятий и их отраслевой структуре в России (табл. 19.3). В 1998 г. на малых предприятиях постоянно работало 6,2 млн. чел.; было произведено промышленной продукции на сумму, равную 4% от общего объема ее выпуска.
В последние годы происходили серьезные качественные изменения в организации и структуре малых предприятий, отвечающие назревшим потребностям развития экономики страны. С одной стороны, малые предприятия не заменяют крупные производства, а дополняют их в интересах удовлетворения потребительского спроса. С другой стороны, наметилась ярко выраженная тенденция к переходу доминанты малого предпринимательства от торговли, сферы услуг и строительства к машиностроению, энергетике, химии, микроэлектронике и другим высокотехнологичным и наукоемким отраслям.
Таблица 19.3
Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:
Источник: studopedia.ru