Сущность и роль специальных налоговых режимов для малого бизнеса

Агаева, А. А. Специальные налоговые режимы: роль и регулирующее значение для развития малого бизнеса / А. А. Агаева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 50 (392). — С. 421-423. — URL: https://moluch.ru/archive/392/86413/ (дата обращения: 23.05.2023).

В статье рассмотрены специальные налоговые режимы: их суть, достоинства и недостатки их применения субъектами малого и среднего бизнеса, проанализировано влияние специальных налоговых режимов на развитие малого и среднего бизнеса.

Ключевые слова: специальный налоговый режим, упрощенная система налогообложения, единый сельскохозяйственный налог, упрощенная система налогообложения, патентная система налогообложения.

The article considers special tax regimes: their essence, advantages and disadvantages of their application by small and medium-sized businesses, analyzes the impact of special tax regimes on the development of small and medium-sized businesses.

Keywords: special tax regime, simplified taxation system, unified agricultural tax, simplified taxation system, patent taxation system.

Урок 25. Специальные налоговые режимы

Налогообложение — вопрос неоднозначны и чаще всего воспринимается в негативном ключе. Многие бизнесмены придерживаются мнения, что налоговая система Российской Федерации несовершенна и развивать компанию честно платя все положенные сборы практически невозможно.

Налоговое законодательство Российской Федерации действительно сложно и объемно, но придерживаемся мнения, что ключ к успеху любого бизнеса — честное выполнение требований закона. Более того, в последнее время законодатель прислушался ко мнению бизнес-сообщества и снизил налоговое бремя для субъектов малого и среднего бизнеса, с этой целью как раз и были введены специальные налоговые режимы. Специальные налоговые режимы упрощают налогообложение и снижают нагрузку на субъекты малого и среднего бизнеса, препятствуют развитию «теневой» экономики. Малый бизнес — своеобразный двигатель экономики, он способствует её росту, создает рабочие места и поддерживает доходы населения. Но в тоже время он наиболее уязвимый субъект экономики и нуждается в государственной поддержке для дальнейшего развития.

Результаты исследования

Суть специальных налоговых режимов состоит в особом порядке определения элементов налогообложения и освобождения от уплаты отдельных налогов и сборов. В Налоговом кодексе РФ предусмотрено 5 специальных налоговых режимов:

– Единый сельскохозяйственный налог — данный налоговый режим выбирают компании, которые занимаются сельским хозяйством.,

– Упрощенная система налогообложения — применяется для организаций определенного размера, с определенным уровнем дохода и видом деятельности,

– Система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции,

– Патентная система налогообложения — касается самых маленьких компаний с ограниченным списком разрешенной деятельности,

– Налог на профессиональный доход [1].

Ученые юристы сходятся во мнении о том, что закрепленное в НК РФ понятие специальных налоговых режимов слишком обширно и не позволяет точно сформировать представление о них. К специальным налоговым режимам ошибочно можно отнести, например, оффшоры или налоговые режимы, действующие на отдельных территориях.

С точки зрения особой важности регулирующей и фискальной функций налогов представляется точным определение В. М. Фокина, с точки зрения которого специальный налоговый режим — это особый порядок исчисления и уплаты налогов и сборов в течение определенного периода времени, применяемый в соответствии с требованиями законодательства [5].

Обобщая понимание сути специальных налоговых режимов, стоит дать простое и емкое определение: специальный налоговый режим — это особый порядок определения элементов налогообложения, который сводится к уплате одного налога вместо множества налогов и сборов, применяемых при общем порядке налогообложения.

Выделим наиболее выгодные для субъектов малого и среднего бизнеса особенности каждого из специальных режимов налогообложения.

Упрощенная система налогообложения является наиболее распространенной среди субъектов малого и среднего бизнеса, индивидуальных предпринимателей, он был создан специально для небольших форм бизнеса. Особенность данной системы — возможность выбора налоговой базы. Данный налоговый режим учитывает интересы тех предпринимателей, чей бизнес так или иначе связан со значительными затратами, и тех, чей бизнес приносит высокую прибыль. Первые могут уплачивать налоги с доходов и расходов (ставка 15 %), а вторые выбрать предметом налогообложения доходы со ставкой 6 %. При данном режиме налогообложения легче вести отчетность, нет налогов на добавленную стоимость и налога на прибыль, а налог на имущество платится только в редких случаях.

Сельское хозяйство — отрасль, которая активно развивается в России, поэтому для предпринимателей, развивающих свой бизнес в данной сфере также предусмотрен специальный налоговый режим. Эксперты оценивают единый сельскохозяйственный налог как один из наиболее выгодных режимов. Для перехода на ЕСХН необходимо, чтобы выручка, полученная от производства сельскохозяйственной продукции, составляла не менее 70 %. Налоговая ставка составляет 6, но также налоговая ставка в отношении налоговой базы, определяемой по деятельности на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя, может быть уменьшена для всех или отдельных категорий налогоплательщиков: в отношении периодов 2015–2016 г. до 0 %, в отношении периодов 2017–2021 г. до 4 % (ст.346.8 НК РФ)

При патентной системе налогообложения налоговая нагрузка растет вместе с развитием бизнеса, что с одной стороны, может сдерживать развитие бизнеса, а с другой, дает возможность сначала развить бизнес, а потом перейти на другой налоговый режим. При применении патентной системы налогообложения доход индивидуального предпринимателя должен составлять от 100 тыс. Руб. до 1 млн, руб. в год.

Налоговый режим при выполнении соглашения о разделе продукции представляет собой замену обязанности уплатить совокупность налогов и сборов по законодательству РФ на обязанность разделить между государством и инвестором произведенную продукцию (в натуральном или стоимостном выражении), за исключением налогов и сборов. Налогоплательщики подлежат постановке на учет в налоговом органе по местонахождению участка недр, представленного инвестору в пользование на условиях соглашения, а если участок недр, представляемый в пользование на условиях соглашения, расположен на континентальном шельфе РФ или в пределах ее исключительной экономической зоны — по своему местонахождению.

Отметим, что однозначно назвать какой-либо из существующих налоговых режимов наиболее выгодным нельзя, в виду того, что:

– Разные налоговые базы,

– Разная рентабельность деятельности,

– Разные социальные взносы с заработной платы [3].

Рассмотрим проблемы выбора и применения специальных налоговых режимов.

В качестве недостатков единого сельскохозяйственного налога выделяется фискальная цель данной системы налогообложения, которая на практике не позволяет должным образом осуществлять инвестирование финансовых потоков в сельское хозяйство в целях его стимулирования и повышения активности, а также динамического развития.

Проблема УСН — в нечеткости критериев, которые дают право на её применение. Также недостатком является кассовый метод учета доходов: с одной стороны, в процессе применения кассового метода в обязательном порядке учитываются только фактически понесенные доходы, вместе с тем, с другой стороны, на основании п. 1 статьи 236.17 НК РФ в функционально входят полученные авансовые платежи, даже несмотря на то, что до факта от- грузки товаров, выполнения работ или оказания услуг они, по своей сути, являются доходами и могут быть возвращены.

При применении специальных налоговых режимов возникают проблемы и с использованием НДС, так как юридические лица и индивидуальные предприниматели не являются субъектами оплаты НДС их контрагенты не могут получить налоговый вычет по НДС. То есть налогоплательщик НДС, приобретающий товар или услугу у налогоплательщика, который пользуется специальным налоговым режимом, уплачивает НДС не только за себя, но и за всех лиц, находящихся в производственно-сбытовой системе.

Проблемы при применении специальных налоговых режимов возникают и в бухгалтерском учете. Например, законодательство в бухгалтерской сфере определяют возможности индивидуальных предпринимателей при ведении налогового учета объектов, в число которых входят доходы, доходы и расходы, а также физические показатели. Другие формы малого бизнеса имеют право на упрощенные способы ведения бухгалтерского учета.

Читайте также:  Какие вопросы можно задать предпринимателю малого бизнеса

При применении ЕСХН и УСН возникают такие проблемы:

– При применении кассового учета доходов и расходов не совсем корректно определяется налоговая база,

– Закрытый перечень расходов для налогового учета отличается от расходов, которые отражается в бухгалтерском учете [2].

Заключение

  1. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от 02.07.2021) // Собрание законодательства РФ. — № 31. — 03.08.1998. — ст. 3824.
  2. Мурадханова З. С., Мусаева Х. М. Специальные налоговые режимы: достоинства и недостатки// Экономика и бизнес: теория и практика. 2019. № 12–2. С. 134–136.
  3. Жемчугова И. О., Денисенко А. П. Специальные налоговые режимы, эффективность и перспективы // Символ науки. 2017. № 6. С. 64–66.
  4. Ногина О. А. О понятии и признаках специального налогового режима // Актуальные проблемы российского права. 2017. № 11 (84). С. 68–73.
  5. Слепнева Л. Р. Специальные налоговые режимы: фискальная роль и регулирующее значение для развития малого бизнеса / Л. Р. Слепнева // Известия Иркутской государственной экономической академии. — 2015. — Т. 25, No 5. — С. 812–817.

Основные термины (генерируются автоматически): режим, налоговый режим, субъект малого, единый сельскохозяйственный налог, патентная система налогообложения, упрощенная система налогообложения, бухгалтерский учет, налоговая база, сельское хозяйство, специальный налоговый режим.

Источник: moluch.ru

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2014

СУЩНОСТЬ И ВИДЫ СПЕЦИАЛЬНЫХ НАЛОГОВЫХ РЕЖИМОВ ДЛЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА

Кочемазова Н.В.
Работа в формате PDF

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке «Файлы работы» в формате PDF

Специальные налоговые режимы являются особенностью налоговой системы России, которые представляют собой особый установленный Налоговым кодексом РФ (далее – НК РФ) порядок исчисления и уплаты налогов и сборов. Указанные налоговые режимы нацелены на создание более благоприятных экономических и финансовых условий функционирования организаций, относящихся к сфере малого и среднего предпринимательства. Они предусматривают освобождение от обязанности по уплате отдельных видов налогов и сборов при соблюдении определённых условий, а также особый порядок определения элементов налогообложения.

Общим для всех специальных налоговых режимов является единый налог, взимание которого не освобождает налогоплательщиков от обязанности уплаты некоторых налогов, которые невозможно либо нецелесообразно заменить единым налогом из-за специфики, значимости и особой целевой направленности данных налогов.

К таким налоговым платежам можно отнести:

  • акцизы;
  • государственная пошлина;
  • взносы на обязательное государственное пенсионное страхование;
  • налоги, которые уплачиваются физическими лицами с личного или иного имущества, не связанного с производством и реализацией товаров, работ и услуг;
  • налоги, имеющие экологическую направленность и др.

Введенная в 1995 г. упрощенная система налогообложения для малых предприятий стала первым образцом специального налогового режима в России. В 1999 г. на территории отдельных регионов был введен единый налог на вмененный доход. Применения этих режимов налогообложения уже в первые годы выявили целый ряд проблем и недостатков, которые требуют разработки научного обоснования этого понятия, раскрытия его экономического содержания и характеристики основных параметров.

Налоговое регулирование с помощью специальных налоговых режимов может быть выражено в виде упрощения общей системы налогообложения и снижения налоговой нагрузки. В рамках специального налогового режима должен формироваться особый порядок налогообложения, который направлен на определенный круг налогоплательщиков. Так, в России существуют налоговые режимы для отдельных сфер деятельности и групп налогоплательщиков.

Специальные налоговые режимы можно охарактеризовать рядом параметров: цель создания и вид режима; объекты; субъекты; условия применения, выражающиеся в ограничениях на вход и выход из режима налогообложения; продолжительность применения; число и виды уплачиваемых налогов; наличие специфического налога, присущего данному налоговому режиму и механизм его расчета.

В мировой практике существуют два подхода в формировании специальных налоговых режимов. Первый поход заключается в упрощении порядка расчета и взимания налогов, предусмотренных общим режимом налогообложения. Второй подход предполагает оценку потенциального дохода налогоплательщика на основании косвенных признаков и установление фиксированных платежей в бюджет, заменяющих один или несколько традиционных налогов. Первый подход применяется на практике в ряде стран Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Второй подход в чистом виде не применяется в развитых странах, хотя во многих странах оценка налоговой базы по аналогии с другими налогоплательщиками используются в тех случаях, когда налоговая администрация имеет основания сомневаться в правильности исчисления налоговых обязательств [4, с. 104].

Если говорить о специфических особенностях специальных налоговых режимов, то можно отметить позитивные и негативные последствия их применения.

К позитивным последствиям можно отнести:

  • снижение налоговой нагрузки на приоритетные сферы предпринимательской деятельности;
  • повышение собираемости налогов в сферах применения специальных налоговых режимов;
  • уменьшение теневого оборота;
  • упрощение процедур налогового администрирования;
  • повышение инвестиционной активности населения и малого бизнеса и т.д.

К негативным последствиям можно отнести:

  • разукрупнение организаций;
  • создание новых схем уклонения от уплаты налогов с использованием специальных налоговых режимов;
  • уменьшение поступлений взносов во внебюджетные фонды и налога на прибыль в бюджеты;
  • подмена видов деятельности более выгодными видами для предпринимателей;
  • затруднение проведения налоговых проверок и т.д.

Существует ряд принципов, на основе которых должны формироваться специальные налоговые режимы:

  1. принцип упрощения системы налогообложения – достигается уменьшением общего количества налогов и может быть обеспечен путем упрощения механизма исчисления и уплаты единого налога;
  2. принцип добровольности, то есть специальные налоговые режимы применяются налогоплательщиками на добровольной основе;
  3. принцип налогового благоприятствования — специальный налоговый режим должен быть более мягким для основной массы налогоплательщиков, чем общий режим налогообложения. Несоблюдение этого принципа лишает введение специального налогового режима экономического смысла;
  4. принцип приоритетности и избирательности — субъектный состав ограничен определенными видами деятельности, отраслями и категориями налогоплательщиков. В противном случае, это будет не специальный, а общий налоговый режим;
  5. принцип замещения единым налогом других платежей — количество заменяемых единым налогом платежей может корректироваться в зависимости от вида специального налогового режима;
  6. принцип сосуществования единого налога и части других общеустановленных налогов и сборов — конкретный перечень сопутствующих налоговых платежей зависит от особенностей специального налогового режима;
  7. принцип максимально возможного учета особенностей условий хозяйствования — максимальный учет особенностей условий хозяйствования плательщиков единого налога, путем использования различного рода корректирующих коэффициентов и установления конкретного перечня других налогов [3, с. 215].

Следование и неукоснительное соблюдение названных принципов является настолько важным, что отклонение или отступление от них лишает специальные налоговые режимы своей целесообразности.

В 2002 г. понятие специальных налоговых режимов появилось в ст. 18 НК РФ и вместе с этим был введен во вторую часть НК РФ раздел о специальных налоговых режимах и соответствующие им главы [1, с. 14]:

  1. Глава 26.1 «Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей» (далее — ЕСХН). Введена в действие с 01.01.2002 г. в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2001 г. №187-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в часть вторую НК РФ и некоторые другие акты законодательства РФ о налогах и сборах». Переход налогоплательщика на уплату ЕСХН производится добровольно. Налогоплательщиками могут быть юридические лица и индивидуальные предприниматели, которые являются сельскохозяйственными товаропроизводителями. Объектом налогообложения являются доходы, уменьшенные на расходы. Налоговой базой признается денежное выражение доходов, уменьшенных на расходы. При определении налоговой базы доходы и расходы определяются нарастающим итогом с начала налогового периода. Налоговым периодом установлен календарный год, отчетным периодом — полугодие. Налоговая ставка равна 6%. Налоговая декларация по итогам налогового периода представляется не позднее 31 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом. Применение этого специального режима заменяет уплату следующих видов налогов:
  • организации освобождаются от уплаты налога на прибыль организаций, налога на имущество организаций, НДС;
  • индивидуальные предприниматели получают освобождение от уплаты налога на доходы физических лиц, налога на имущество физических лиц, НДС.
  1. Глава 26.2 «Упрощенная система налогообложения» (далее — УСН). Введена в действие с 01.01.2003 г. в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2002 г. №104-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в часть вторую НК РФ и некоторые другие акты законодательства РФ, а также о признании утратившими силу отдельных актов законодательства РФ о налогах и сборах». Переход на УСН осуществляется в добровольном порядке. Налогоплательщиками являются юридические лица и индивидуальные предприниматели. Объектом налогообложения могут быть доходы либо доходы, уменьшенные на расходы. Выбор объекта налогообложения осуществляется налогоплательщиком самостоятельно. В случае если объектом налогообложения являются доходы, то налоговой базой признается денежное выражение доходов. Если же объектом налогообложения являются доходы, уменьшенные на расходы, то налоговой базой устанавливается денежное выражение доходов, уменьшенных расходы. Налоговым периодом установлен календарный год, отчетными периодами — первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года. Налоговая декларация представляется организациями по итогам налогового периода не позднее 31 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом, индивидуальными предпринимателями – не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом. Согласно ст. 346.20 НК РФ применяются следующие налоговые ставки:
  • если налогоплательщик в качестве объекта налогообложения выбирает доходы, то налоговая ставка устанавливается в размере 6%.
  • если в качестве объекта налогообложения применяются доходы, уменьшенные на расходы, налоговая ставка устанавливается в размере 15%. Но в соответствии с п.2 ст. 346.20 НК РФ, законами субъектов РФ могут быть установлены дифференцированные налоговые ставки от 5% до 15% исходя из категории налогоплательщика.
Читайте также:  Что такое организация инновационного бизнеса

В данном случае налогоплательщики освобождаются от уплаты следующих налогов:

  • организации освобождаются от уплаты налога на прибыль организаций, налога ни имущество организаций, НДС;
  • индивидуальные предприниматели в данном случае освобождены от уплаты налога на доходы физических лиц, налога на имущество физических лиц, НДС.
  1. Глава 26.3 «Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности» (далее — ЕНВД). Введена в действие с 01.01.2003 г. в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2002 г. №104-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в часть вторую НК РФ и некоторые другие акты законодательства РФ, а также о признании утратившими силу отдельных актов законодательства РФ о налогах и сборах». Этот налоговый режим вводится в действие нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных районов, городских округов, законами городов федерального значения и может применяться наряду с общей системой налогообложения. Применение ЕНВД с 2013 г. перестало быть обязательным. Согласно внесённым поправкам налогоплательщик теперь может самостоятельно выбрать данный режим налогообложения наравне с другими специальными режимами. Налогоплательщиками являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие определённые виды деятельности на территории муниципального района, городского округа, городов федерального значения, в которых введён единый налог. Объектом налогообложения признается вменённый доход, то есть потенциально возможный доход налогоплательщика. Налоговой базой признаётся величина вменённого дохода, которая рассчитывается как произведение базовой доходности по определённому виду деятельности и величины физического показателя, характеризующего данный вид деятельности (п.2 ст.346.29 НК РФ). Налоговым периодом установлен квартал. Налоговая ставка равна 15% от величины вменённого дохода. В соответствии с п. 2 ст. 346.26 НК РФ этот специальный налоговый режим применяется только в отношении определённых видов деятельности:
  • оказания бытовых услуг;
  • оказания ветеринарных услуг;
  • оказания услуг по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автомототранспортных средств;
  • распространение наружной рекламы с использованием рекламных конструкций и т.д.
  1. Глава 26.4 «Система налогообложения при выполнении соглашения о разделе продукции». Введена в действие с 10.06.2003 г. в соответствии с Федеральным законом от 06.06.2003 №65-ФЗ «О внесении дополнения в часть вторую НК РФ, внесении изменений и дополнений в некоторые другие законодательные акты РФ и признании утратившими силу некоторых законодательных актов РФ». Налогоплательщиком и плательщиком сборов является инвестор. Система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции предусматривает замену уплаты совокупности налогов и сборов, за исключением тех, которые предусмотрены п.7 ст.346.35 НК РФ, разделом произведённой продукции в соответствии с условиями соглашения.

В частности налогоплательщик и плательщик сборов освобождаются от уплаты:

  • региональных и местных налогов;
  • налога на имущество организаций в отношении основных средств, нематериальных активов, запасов и затрат которые находятся на балансе налогоплательщика и используются исключительно для осуществления деятельности, предусмотренной соглашениями;
  • таможенных пошлин;
  • транспортного налога [2, с. 756].
  1. Глава 26.5 «Патентная система налогообложения». Введена в действие с 01.01.2013 г. в соответствии с Федеральным законом от 25.06.2012 г. №94-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую НК РФ и отдельные законодательные акты РФ». Данная система налогообложения применяется в добровольном порядке индивидуальными предпринимателями. В соответствии с п.1 ст.346.43 НК РФ налоговый режим вводится в действие в соответствии с НК РФ, законами субъектов РФ и может применяться в том регионе, где он введён законом субъекта РФ. НК РФ предусмотрен перечень видов предпринимательской деятельности, которые подлежат налогообложению в рамках патентной системы налогообложения (п.2 ст.346.43 НК РФ). При ведении индивидуальным предпринимателем нескольких видов предпринимательской деятельности патент приобретается отдельно на каждый из видов деятельности. Применяя данный вид специального налогового режима, налогоплательщики освобождаются от уплаты налога на доходы физических лиц и налога на имущество физических лиц.

Величина налога зависит от суммы установленного по каждому виду деятельности потенциально возможного к получению годового дохода. Размер потенциально возможного к получению годового дохода для определённых видов деятельности устанавливается законами субъектов РФ. Патент выдаётся на период от одного до двенадцати месяцев включительно в пределах календарного года (п.5 ст.346.45 НК РФ). При этом патент выдаётся с любой даты. Налог исчисляется как произведение налоговой ставки равной 6% и потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода по определённому виду деятельности.

В настоящее время приоритетным является использование специальных налоговых режимов как инструментов налогового регулирования, то есть упрощение налогового администрирования можно рассматривать как один из аспектов введения в действие специальных режимов налогообложения [5, с. 78].

К позитивным моментам применения специальных режимов как инструмента налогового регулирования можно отнести:

  • возможность существенного снижения налоговой нагрузки на определенные сферы экономики;
  • увеличение инвестиционной активности населения, а также малого и среднего бизнеса;
  • отказ от использования схем уклонения от уплаты налогов по общей системе налогообложения, с целью минимизации выплачиваемых государству средств.

Вся совокупность специальных налоговых режимов, действующих на территории РФ, должна строиться на общих базовых принципах, которые необходимо закрепить законодательно.

Представляется, что специальные налоговые режимы были введены в целях:

  • поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства и развития данного сектора экономики;
  • поддержки сельскохозяйственного производителя и стимулирования отрасли сельского хозяйства;
  • привлечения инвестиций в разработку недр и стимулирования добывающих и связанных с ними отраслей.
Читайте также:  Что такое бизнес профиль

Тем самым установление специальных налоговых режимов служит в конечном итоге целям укрепления и дальнейшего развития экономики РФ и является реализацией регулирующей функции налога.

  1. Налоговый кодекс Российской Федерации. [Текст]: Часть первая (с изм. и доп. от 01.09.2013 г.) – М.: Проспект, КноРус, 2013. — 199 с.
  2. Налоговый кодекс Российской Федерации. [Текст]: Часть вторая (с изм. и доп. от 01.09.2013 г.) – М.: Проспект, КноРус, 2013. — 604 с.
  3. Качур О.В. Налоги налогообложение [Текст]: учебное пособие / О.В. Качур. — М.: КНОРУС, 2011. — 384 с.
  4. Тарасова В.Ф. Налоги и налогообложение [Текст]: учебник для вузов / В.Ф. Тарасова, М.В. Владыка, Т.В. Сапрыкина, Л.Н. Семыкина. — М.: КНОРУС, 2012. — 480 с.
  5. Налоги и налогообложение: учебник для вузов / И.М. Александров. — М.: Дашков и К, 2012. — 228 с.

Источник: scienceforum.ru

Тема 1. Экономическая сущность, необходимость и роль специальных налоговых режимов в системе государственной поддержки малого предпринимательства

1. Специальные налоговые режимы как инструмент налогового стимулирования предпринимательства. 2. Экономическая сущность, необходимость и роль в экономическом и социальном развитии Российской Федерации. 3. Виды специальных налоговых режимов, их принципиальные особенности.

1 Вопрос.

Одним из важнейших направлений решения социальных и экономических проблем на федеральном и, особенно, на региональном уровнях является развитие малого предпринимательства. Подобная форма предпринимательства обладает достоинствами: это гибкость и моментальная приспособляемость к конъюктуре рынка, способность быстро изменять структуру производства, быстро создавать и оперативно применять новые технологии и научные разработки; это также дух инициативы, предприимчивость и динамизм.

Малые предприятия способствуют ускорению экономического роста, сокращению безработицы и повышению уровня доходов населения, развитию инноваций. Но именно малые предприятия более уязвимы в финансовом отношении.

Предпринимательство нуждается в государственной поддержке, предоставлении налоговых льгот, а в ряде случаев и в создании отдельных, упрощенных систем налогообложения, учета и отчетности. Льготные условия налогообложения малых предприятий в российской экономике реализуются через введение специальных налоговых режимов, олицетворяющих регулирующую функцию налогов. Специальные налоговые режимы это важный элемент налоговой системы, оказывающий стимулирующее воздействие на предпринимательскую активность отдельных групп налогоплательщиков. Налоговое регулирование с помощью специального налогового режима может быть представлено в виде упрощения общей системы налогообложения и снижения налоговой нагрузки налогоплательщика. В России первым образцом специального налогового режима стала упрощенная система налогообложения для субъектов малого предпринимательства, введенная в 1995 году, в 1999 году на территории отдельных регионов был введен единый налог на вмененный доход, с 2003 года действуют различные специальные налоговые режимы.

2 Вопрос.

Специальный налоговый режим устанавливается в рамках общей системы налогообложения и основывается на существующих принципах налогообложения: принцип бюджетной эффективности, экономической нейтральности и простоты. К отличительным особенностям специальных налоговых режимов относятся: простота расчета налогов, сокращения числа налогов, избирательность в применении режима и налоговое благоприятствование.

Специальный налоговый режим характеризуется рядом параметров: цель создания и вид режима, объекты, субъекты, условия применения, выражающиеся в ограничениях на вход и выход из режима налогообложения, продолжительность применения, число и виды уплачиваемых налогов, наличие специфического налога, присущего данному налоговому режиму и механизм его расчета. В мировой практике налогообложения существуют два подхода в формировании специальных налоговых режимов.

Первый заключается в сохранении всех видов налогов из общепринятой системы налогообложения, но предусматривает упрощение порядка расчета налогов (упрощенный порядок определения налоговой базы, учета и отчетности, пониженные ставки, уменьшение суммы налога для отдельных налогоплательщиков) и взимания (периодичность и характер платежей). Второй подход предполагает оценку потенциального дохода налогоплательщика на основании косвенных признаков и установление фиксированных платежей в бюджет, заменяющих один или несколько традиционных налогов.

Первый подход применяется на практике в ряде стран ОЭСР (Организация экономического сотрудничества и развития). Второй подход в чистом виде в развитых странах не применяется, хотя во многих странах оценка налоговой базы по аналогии с другими налогоплательщиками используются в тех случаях, когда налоговая администрация имеет основания сомневаться в правильности исчисления налоговых обязательств.

Налоговое регулирование в форме специального налогового режима по мнению ряда авторов может быть представлено тремя типами специальных налоговых режимов. Первый представляет собой совокупность налоговых льгот в рамках общей системы налогообложения для определенной категории плательщиков; второй имеет статус специального налогового режима и устанавливается налоговым кодексом; третий представляет собой льготы в исчислении и уплате налогов внутри специального налогового режима.

Цель и вид налогового режима, как правило, подразумеваются в названии специального налогового режима и автоматически определяют объекты применения. При выборе субъекта специального налогового режима, вида деятельности, отрасли, переводимых на особый режим, следует учитывать критерии: — приоритетности для экономики и экономической безопасности страны; — необходимости государственной поддержки; — степени сложности системы учета и отчетности; — сложности точного и полного налогового администрирования.

Условия применения специальных налоговых режимов во многом зависят от характеристики объектов налогообложения. Продолжительность применения налогового режима редко ограничивается периодом времени.

Как показывает российская практика налогообложения ни один из режимов налогообложения, действовавших с 1995 года, не имел лимита по срокам применения, но практически всегда существовали предельные значения показателей на применение и возврат к другим режимам налогообложения. Ограничения на вход и выход из режима налогообложения имеют добровольный и обязательный характер и могут быть выражены в виде физических, количественных и качественных показателей.

Обязательность применения режима налогообложения возникает при необходимости контроля со стороны государства отдельных отраслей экономики и групп налогоплательщиков. Добровольный вход в систему налогообложения напротив, предполагает ограничение доступа для отдельных налогоплательщиков к упрощенному режиму уплаты налогов путем установления предельных значений показателей.

Подобные ограничения существуют во многих странах и направлены на снижение возможности применения методов упрощенного учета и налогообложения теми налогоплательщиками, для которых они не предназначены. Обличительной особенностью специального налогового режима является целевой признак и характер упрощения налогового режима.

Основу построения большинства специальных налоговых режимов в России составляет специфический или единый налог. В целом, для налогоплательщика основными преимуществами специфического налога является простота расчета, при которой учитываются особенности предпринимательской деятельности, сокращается налоговый учет и отчетность, для налоговых органов к достоинствам специфического налога относятся легкость администрирования и потенциальный рост налоговых поступлений.

Плательщиками специфического налога становятся организации и индивидуальные предприниматели, деятельность которых соответствует ограничениям, установленным для каждого специального налогового режима. Специфический налог заменяет уплату одного налога или группы традиционных налогов. В случае замены одного из общепринятых налогов объект обложения остается тем же, а механизм расчета налога упрощается, как правило, заменяется уплата налога на прибыль (доходы). Второй вариант введения единого или специфического налога – замена совокупности налогов и сборов, объектами обложения которых являются прибыль, выручка, добавленная стоимость, стоимость имущества, фонд оплаты труда наемных работников. Четкой взаимосвязи между специфическим налогом и количеством и видами заменяемых налогов нет, но как показывает российская практика налогообложения это наиболее сложные в исчислении и имеющие ярко выраженную фискальную функцию налоги, присущие традиционной системе: налог на прибыль, НДС.

Источник: studfile.net

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Бизнес для женщин