PR в политической сфере (или политический PR) – это целенаправленная деятельность по формированию общественного мнения, а также управлению информационными потоками и массовыми политическими коммуникациями.
Сегодня PR – явление весьма распространенное, причем во всех сферах деятельности, включая политику. Без него, без информационного воздействия, оказываемого на людей, и эффективного управления таким воздействием политики не существует, равно как не существует ее и без имиджмейкинга и политической рекламы.
В большинстве своем политический PR ориентирован на установление долговременных доверительных отношений между политическим субъектов и общественностью. Реализуясь в политической среде и будучи встроенным в реализацию политического руководства, он представляет собой неодномерную систему, связанную с реализацией общих процессуальных функций политики.
Сдай на права пока
учишься в ВУЗе
Вся теория в удобном приложении. Выбери инструктора и начни заниматься!
Политический PR характеризуется наличием субъекта и объекта воздействия. Под субъектом понимается активный политический участник, имеющий определенные идеи, цели и задачи. В качестве таких участников могут выступать человек, группа или организация. В роли объекта политического воздействия обычно выступает электорат, то есть целевая аудитория, на которую ориентированы политические акторы.
Приглашение на курс «Связи с общественностью в политике и бизнесе»
Основополагающей целью PR в политической сфере выступает формирование устойчивых каналов взаимодействия между акторами политических процессов, которые одновременно сочетают в себе как формальные, так и неформальные связи, а также понимают во внимание очевидную неопределенность и многовекторность протекающих процессов. Его отличительной особенностью выступает его ярко выраженная ориентация на лоббирование политических интересов и манипулирования политическими субъектами.
Основные задачи PR в политической сфере в общем виде представлены на рисунке 1.
Рисунок 1. Базовые задачи политического PR. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
«PR в политической сфере»
Готовые курсовые работы и рефераты
Решение учебных вопросов в 2 клика
Помощь в написании учебной работы
В конце концов, PR в политической сфере основан на многостороннем политическом консультировании, связанном в основном с коммуникационными процессами и информационной сферой. В ряде случаев он может затрагивать более широкий круг вопросов.
Виды и разновидности политического PR
Политический PR – явление неоднозначное, в зависимости от целевого признака он условно делится на два вида:
- собственно политический PR;
- государственный PR.
Чисто политический PR ориентирован на информационную поддержку и продвижение идей политических партий, а также движения вне электорального процесса. Также его принято называть избирательным (электоральным) PR.
Государственный PR связан с реализацией публичных функций действующих институтов власти (судебной, исполнительной, законодательной).
Степанова С.Е. — Основы связей с общественностью в органах государственной власти
На сегодняшний день система PR в политической сфере активно развивается и все больше и больше разветвляется. Появляются новые PR структуры и технологии, связанные с поддержанием и реализацией государственных проектов, лоббированием политических интересов, формированием политического имиджа и пр.
В зависимости от технологий воздействия PR в политической сфере делится на «черный», «серый», «белый», «красный» и «желтый».
«Черный» PR связан с созданием и донесением до избирателей «образа врага» в виде оппонентов. Обычно для этого используются незаконные технологии, благодаря которым при помощи лжи массовое сознание настраивают против неугодного политика.
«Серый» PR предполагает использование тонких намеков, соответствующих правде с одной стороны, и выявляющих наиболее важные и зачастую не имеющие отношения в политической деятельности моменты, способные оказать влияние на репутацию политика. Как правило, к ним относятся какие-либо факты из личной биографии, которые сам политик в силу определённых причин не стал бы афишировать.
Сущность «белого» PR сводится к использованию законных коммуникационных каналов, опирающихся на доверительные и прозрачные отношения между кандидатом и общественностью. Также его называют «чистым» PR. При его использовании обычно принимаются во внимание потребности избирателей и населения, которые могут быть узнаны при условии двусторонней коммуникации.
«Красный» PR является оппозиционным по отношению в текущей власти. Обычно он отличается определенной, «ностальгической» стилистикой. Часто он связан с воспроизведением политической и иной символики, а также выстраиванием ассоциативно-семантического пространства.
«Желтый» PR обычно использует скандальную славу, для обретения которой политики часто не гнушаются сомнительными историями, связями и поступками, которые активно освещаются в СМИ.
Инструментальная основа реализации PR в политической сфере
Политический PR обладает широкой инструментальной базой. Обычно в основе его осуществления лежат следующие инструменты:
- мониторинг внешней среды;
- социологические исследования;
- разработка стратегии проведения PR-кампаний;
- подготовка и производство наглядной агитации (листовки, плакаты, щитовая реклама, листовки и пр.);
- имидж-сопровождение политика;
- организация встреч с электоратом;
- пропаганда;
- организация и проведение специальных мероприятий;
- привлечение средств массовой информации;
- консалтинг (политический, финансовый, юридический);
- спичрайтинг и пр.
Помимо прочего политический PR неразрывно связан с антикризисным управлением, то есть управлением кризисными ситуациями, которые в политической сфере возникают достаточно часто. Одним из его инструментов выступает медиарилейшнз, основанный на целенаправленном построении отношений со средствами массовой информации.
Практика показывает, что в условиях современной российской действительности PR в политической сфере далеко не всегда использует честные способы продвижения. При этом опыт показывает, что достижение долгосрочного успеха возможно лишь при условии использования прозрачных способов рыночного позиционирования и комплексном подходе к проектированию инструментальной основы PR деятельности.
Источник: spravochnick.ru
1.6. Особенности связей с общественностью в политике и государственном управлении
Сущностная основа различий управления в бизнесе и государственном управлении выражается в том, что в частном секторе эффективность управления измеряется прибылью или ее отсутствием, а в государственном управлении – политической поддержкой граждан или отсутствием таковой. Соответственно, конечной целью налаживания для коммерческих структур является удерживание (расширение) спроса на товары или услуги фирмы, изменение их качества в соответствии с запросами покупателя.
Отличия в ПР-структурах государственного управления от подобных структур коммерческого менеджмента можно провести по пяти основаниям: по целям, ресурсам, ответственности, мотивам, окружению. 1) Различия по целям.
Цели ПР в структурах государственного управления многообразны, чаще всего носят неэкономический и обобщенный характер, а для коммерческого ПР характерно способствовать достижению главной цели организации — прибыли. 2) Различия по ресурсам.
Отношения в коммерческой сфере строятся на договорной основе, в качестве основополагающего фактора выступают финансовые возможности предприятия. Государственные органы обладают большими информационными ресурсами, а в отношении финансовых, человеческих, технических часто возникают проблемы из-за их недостаточности.
Но государственные органы, взаимодействуя с общественностью, могут воспользоваться принудительными рычагами. 3) Различия по ответственности. Ответственность в коммерческой сфере связана с внутренней составляющей компании — непродуманная ПР-кампания может привести к разорению.
В государственном секторе ответственность носит внешний характер, то есть государство в своих действиях и решениях ответственно перед обществом, что с одной стороны говорит о более размытых требованиях, но с другой стороны эту размытость компенсирует необходимость следовать закону, который более тщательно регулирует государственную сферу, чем коммерческую. 4) Различия в мотивах.
В государственных организациях основным финансовым источником выступает государственный бюджет, поэтому информационная политика ориентирована прежде всего на аудиторию, занимающуюся распределением средств, а побудительным мотивом является желание улучшить отношения с источником средств и получить дополнительные фонды. Другой мотив состоит в том, чтобы обоснованно распределить бюджетные средства, выделенные на ПР, так как денежные потоки контролируются.
В коммерческих организациях в качестве мотива выступает предпринимательский успех. 5) Различия в окружении. Для государственного управления характерен особый стиль отношений с общественностью и средствами массовой информации, определяемый обоснованным стремлением общественности знать через СМИ все, что происходит в государственных учреждениях.
Решения коммерческих предприятий менее часто и не так регулярно обсуждаются в прессе, более того пресса оказывает меньшее влияние на принятие коммерческих решений. Также СМИ ожидают, что предприниматели будут взаимодействовать с ними на коммерческой основе. Помимо этих оснований можно выделить еще ряд отличий.
По отношению к коммерческой фирме покупатель выступает как равноправный партнер (хочу — покупаю, не хочу – не покупаю). Фирма не может заставить покупателя действовать так, как ей хочется. С другой стороны, покупатель не может напрямую воздействовать на фирму.
В государственном же институте участие граждан в управлении как непосредственное, так и опосредованное – это неотъемлемый атрибут демократического общества. Госструктура не может принимать решения в одиночку, не сотрудничая с гражданами и их объединениями. Но есть и другая сторона этой медали. Властные ресурсы граждан, их объединений несопоставимы с ресурсами государства.
Таким образом, позиции граждан в ПР-взаимодействии со структурами власти могут оказаться намного слабее, чем во взаимодействии с коммерческой фирмой. Государство же располагает большими возможностями воздействия на граждан, чем коммерческая фирма.
Специфика служб ПР в органах власти определяется также сущностью проводимой властью политикой: если она осуществляется в интересах большинства граждан, то и механизм гармонизации интересов действует эффективно. В этом случае связи с общественностью становятся важнейшим элементом административного управления.
Службы ПР создают условия для принятия оптимальных управленческих решений, могут брать на себя упреждение конфликтных ситуаций. То есть они являются равноправным участником выработки решений.
Отличительные черты ПР в органах государственного управления также заключаются в двуединой направленности самих ПР: они равно активно действуют в сфере корпоративных и межкорпоративных отношений. То есть, будучи чиновником, работник службы ПР действует под влиянием разных факторов.
С одной стороны, как государственный служащий, он следует предписаниям, вытекающим из закона о государственной службе и нормативов своего учреждения. С другой стороны, он выступает представителем профессии, которая предполагает небанальные, неожиданные приемы и формы общения. Добиться сбалансированного соотношения этих векторов бывает непросто.
Специфика ПР в органах управления и политике определяется также типом системного включения ПР в экономическую, политическую, правовую деятельность. Системность включения обеспечивается устойчивостью, последовательностью контактов, адекватно избранных технологий в зависимости от того, кто является в данный момент партнером: финансовая корпорация или политическая партия, профессиональный союз или конфессиональное объединение.
Для ПР в органах власти характерна более широкая коммуникационная среда. Информация «сверху» о принятых решениях совмещается с информацией «снизу», с данными о том, как эти решения восприняты обществом. Деятельность паблик рилейшнз институализирована.
В органах власти и политических организациях, то они могут носить различные названия: департамент общественных связей, отдел по связям с общественностью, информационно-аналитический центр и т.д. Эти подразделения имеют свою структуру: отделы анализа, планирования, административный, производственный, пресс-служба.
Службы по связям с общественностью обогащают средства административного воздействия «внеадминистративным влиянием», позволяют общественным, гражданским организациям достигать своих целей не только прямым лоббированием, но и путем формирования общественного мнения. В органах государственной власти России службы ПР приживаются непросто. Велик соблазн опереться на чисто административные средства управления – распоряжения, приказы, указания. Но демократические преобразования в обществе вынуждают власть к реформированиям, к налаживанию взаимодействия с общественностью и СМИ. Потребность в контакте с гражданами, общественными организациями, средствами массовой информации столь велика, что службы по связям с общественностью становятся органичным элементом всей системы государственного управления, политической структуры общества.
Источник: studfile.net
Роль специалиста по связям с общественностью в бизнесе, политике, государственном управлении
Тема 2. Роль специалиста по связям с общественностью в бизнесе, политике, государственном управлении: основные подходы, особенности ситуации в России и за рубежом. Обеспечение диалога между организацией и целевой общественностью; разрешение конфликтных ситуаций и согласование интересов; продвижение проектов; формирование имиджа; консалтинг; кризисные коммуникации.
Необходимые профессиональные качества, уровень образования и общей культуры. Формальные профессиональные стандарты, сертификация и лицензирование. “Связи с общественностью” как отрасль образования в России и за рубежом: история и особенности современной ситуации. Формы и методы подготовки. Роль практикумов, case-study, деловых игр.
Специалист по связям с общественностью в современном обществе. Функции, требования, стандарты. Основные полномочия и обязанности, круг решаемых задач. Теперь поговорим о функциях специалиста по связям с общественностью. С этим списком можно подойти к руководству и сказать: «Я умею и буду делать вот это и это».
Начальство может этот список использовать в качестве перечня обязанностей специалиста по пиару в структуре своей компании. Итак, специалист по связям с общественностью должен выполнять следующие функции: 1. Завоевание доверия общественности методами ПР.
Рекомендуемые материалы
Повышение конкурентоспособности предприятия на примере ООО «Агроторг»
Исследовательская работа — Анализ маркетинговой деятельности АО «АЛЬФАСТРАХОВАНИЕ»
оценка имущества и бизнеса
Финансовый менеджмент
Разработка плана маркетинга ПАО Авиакомпания «Сибирь» («S7 Airlines»)
Колебания линейной системы с одной степенью свободы
Теоретическая механика
699 290 руб.
Разработка плана маркетинга ПАО «ГМК «Норильский Никель»
2. Работа с инвесторами. 3. Улучшение отношений с общественностью после публичной критики. 4. Восстановление положительного отношения после кризиса или некорректного поведения. 5. Повышение информированности ключевых групп и сообществ об участии компании (фирмы, организации) в общественной жизни.
6. Освещение спонсорской, благотворительной и социально ответственной деятельности компании общественности. 7. Поддержание, смена, корректировка, формирование имиджа первых лиц компании. 8. Ведение внутреннего и внешнего ПР. 9. Распространение материала о компании в СМИ. 10.
Установление и ведение внутренних каналов коммуникаций. 11. Мониторинг прессы и электронных СМИ. 12. Создание и поддержание информационных баз данных, справочной библиотеки. 13. Организация специальных и представительских мероприятий.
14. Поддержание отношений с местными органами власти и самоуправления. 15. Бюджетирование ПР-программ, стратегий, акций. 16. Стратегическое планирование ПР-программ.
17. Оценка эффективности ПР-стратегий. Альтернативный список должностных обязанностей Я намеренно представляю вашему вниманию 2 вида перечней специалиста, так как применение каждого из них зависит от конкретной ситуации в компании.
Если структура связей с общественностью хорошо развита, то второй список пригодится больше; если же вам предстоит создать определенную структуру внутри компании, то предлагаю воспользоваться первым. Итак, второй список: 1.
Написание и редактирование информационных материалов: — сообщения для печати и эфира — письма ключевым сообществам и группам — сообщения для корпоративного веб-сайта — отчеты — речи — брошюры — листовки -рекламные объявления — статьи в корпоративные издания. 2.
Связи со СМИ: — контакты — медиапланирование — реагирование на запросы — проверка публикаций материалов — доступ к влиятельным источникам информации — продвижение новостей 3. Исследования: — сбор информации о ключевых аудиториях, тенденциях, политическом климате, законодательстве, сообщениях в СМИ — мониторинг Интернета, служб оперативной информации, баз данных — планирование программ исследований — проведение опросов — заказы у исследовательских фирм 4.
Управление и администрирование: — составление планов и программ о сотрудничестве с другими менеджерами — определение потребностей — установление приоритетов — постановка целей — определение общественных групп (ключевых сообществ и групп). 5.
Администрирование: — сотрудников — бюджета — графиков программ (проект-менеджмент) — выполнения программ 6. Консультирование с высшим руководством и рекомендации: — по социальному, политическому и нормативному окружению — консультации с группой руководителей в условиях кризиса — работа с лицами, ответственными за принятие важнейших решений для разработки стратегий управления критическими проблемами.
7. Специальные события: — проведение конференций для обсуждения новостей и других тем — совещания — презентации — проведение дней открытых дверей — участие в проведении выставок — корпоративные праздники — конкурсы, викторины, соревнования — другие мероприятия. 8.
Устные выступления: — выступления с речью перед различными группами — оказание помощи в написании речи другим выступающим — руководство штатными докладчиками. 9. Производство: — создание средств коммуникаций на основе знания мультимедиа (оформительскими средствами) — подготовка аудиовизуальных презентаций 10.
Обучение: — подготовка руководителей к встрече со СМИ и к выступлениям — совершенствование навыков устной и письменной речи других сотрудников — способствование развитию корпоративной культуры и политики 11. Контакт: — роль связующего звена между СМИ и компанией — роль посредника между ключевыми сообществами (и группами) и компанией — роль гостеприимного хозяина при встрече гостей, организация их досуга — общение и улаживание конфликтов с сотрудниками.
С чего начать свою работу? Я расскажу подробнее о различных методах работы в сфере связей с общественностью, применения науки о ПР, а сейчас дам набор первостепенных задач для организации ПР-структуры в своей (или той, где работаете) компании (фирме, организации). ПР-активность необходимо проводить шаг за шагом.
Ответьте себе на вопрос: для чего вы решили организовать работу по ПР? Не успокаивайтесь, пока не добьетесь от себя несколько четких и полных ответов, реально мотивированных. Воспользуйтесь списком ключевых групп и сообществ, либо набросайте свой.
Предупреждаю, что если он будет сильно отличаться от предложенного, значит есть риск того, что вы запутались в понятиях и многие из групп пересекаются или повторяют друг друга. Тщательно перепроверьте, а лучше не пытайтесь изобрести велосипед. Рядом с каждой ключевой группой или сообществом напишите их первостепенные потребности относительно вашей компании.
Не углубляйтесь в детали, так как их может разъяснить лишь результат проведенного исследования. Подготовьте варианты исследований для выяснения предпочтений ключевых групп: во всех ее разделах продублируйте информацию о предпочтениях и т. д., а также о проводимой ранее и планируемой работе с группами.
Создайте информационную базу данных для СМИ, которая помимо всего прочего должна в себя включать: · общую информацию о компании · историю компании · информацию о предлагаемых услугах или выпускаемой/продаваемой продукции; · биографии и фото топ-менеджеров компании · дайджест по всем опубликованным материалам о вашей компании · дайджест подготавливаемых материалов при проведении презентаций и других представительских мероприятий ранее (если таковые имеются) · список контактов высшего руководства · материалы с корпоративного вэб-сайта (если таковой имеется, если нет, немедленно приступить к работе по созданию сайта) Организуйте на корпоративном вэб-сайте каналы информирования ключевых групп: · новые товары/услуги · предстоящие мероприятия · конкурсы и подарки · развлекательная рубрика – тесно соприкасается с деятельностью компании: например, для сайта сети продовольственных магазинов можно использовать рубрику рецептов (естественно, все используемые продукты должны в этих магазинах продаваться) · рубрика «горячей связи», где посетители сайта могут советоваться, жаловаться или благодарить; ответы должны быть оперативными и всегда (под страхом смертной казни!) благожелательными Бесплатная лекция: «БОРОВИКОВСКИЙ Владимир Лукич» также доступна. · необходим раздел сайта «О компании» или «О нас» и т. п., где рассказывается о миссии компании (можно вообще отдельный раздел под нее создать), о целях, истории, планах. Начните работу по подбору членов антикризисной команды.
Проштудируйте Устав компании, если такой есть. Если нет – создайте. Здесь работы примерно на месяц, так как очень важно, чтобы каждый пункт был продуман и согласован с другими. Желательно провести внутренний опрос с целью выявить причины недовольства, благодушия работников к деятельности компании, их желаний, что им нравится, а что нет, что бы они хотели изменить.
Такой же опрос отдельно провести среди высшего руководства. Если вы сами будете работать в ПР-структуре, то найдите ответы на все вопросы о компании: вы должны знать абсолютно все. Ведь вы не только представитель компании, но и консультант руководства, поэтому должны знать все детали, чтобы правильно и оперативно на все реагировать и не попадать в двусмысленные ситуации.
Очень важно, чтобы руководство компании это понимало и давало ответы на вопросы. Определитесь, по каким направлениям будет вестись ПР-активность, оцените, сколько работников для этого нужно на первых порах, начните поиск. Общайтесь, общайтесь, общайтесь. Собирайте информацию. Используйте ее и корректируйте свою работу. Планируйте, прогнозируйте, анализируйте.
В общем, разворачивайте деятельность, а знания, которые вы получаете, помогут все сделать правильно.
Поделитесь ссылкой:
Рекомендуемые лекции
- БОРОВИКОВСКИЙ Владимир Лукич
- Кому на Руси жить хорошо
- Циклические перестановки
- 5 Марковские процессы в широком смысле
- 9.5. Влияние трудового фактора на риск невостребованности продукции
Источник: studizba.com