В начале 1906 года в город Верный (сегодня Алма-ата) прибывает фаэтон “Берлие”. Автомобиль приобрел известный маслодел Бабахан Нурмухаммедбаев, киргиз по национальности. За рулем сидел крестьянин Лифляндской Губернии, Юрьевского уезда Кудинской волости Иоганн-Эдуард-Анленцен Рейнвальд, который имел навыки управления и ремонта автомобилем.
Бабахан приобрел автомобиль «Berliet» не для собственных нужд, а чтобы использовать его в качестве… такси. Вот что он писал в заявлении на имя военному губернатору Семиреченской области о разрешения открытия пробного автомобильного движения:
Желая, первоначально, на пробу устроить автомобильное движение в районе: Пишпек, Токмак, Арасан, Мерке и Верный, я предполагаю купить один автомобиль и в мае сего года совершить пробные рейсы, и ежели найду для себя это дело выгодным и дорогу вполне удобною и возможною для езды на автомобилях, то прошу разрешить мне подать вашему Превосходительству заявление не позже 1-го августа с/г с просьбой разрешить взять мне концессию на время и за проездную плату по взаимному соглашению, тогда я выпишу еще два-три автомобиля, пока же благоволите разрешить мне произвести только лишь пробу. До 1-го августа прошу право на получение концессий оставить за мной…
БИЗНЕС ТАКСОПАРК НА 18.000.000$
Чуйка, она и в Средней Азии-чуйка.
Как Бабахан Нурмухаммедбаев понял что за автомобилями будущее, живя на краю Российской империи не понятно. Мало того, он понял что на этом можно неплохо заработать, используя автомобиль в качестве такси. Бабахан отправляется в Москву на завод Братья Крыловы» где в 1906 году были собраны несколько автомобилей в кузове фаэтон «Berliet» .
Приобретя автомобиль, он находит в Москве крестьянина из Лифляндской губернии Иоганна Рейнвальда, который неплохо разбирался в автомобилях, умел ремонтировать и обслуживать. Бабахан делает предложение о сотрудничестве. Не о работе, а о сотрудничестве. И эта небольшая деталь будет иметь важное продолжение этой истории.
Иоганн соглашается. Приобретя запас шин, ремней, ламп для фар, моторного масла они отправляются в путь из Москвы в Среднюю Азию. Маршрут прошли с ветерком, и находясь на пассажирском сиденье Бабахан все больше верил в будущее автомобилей. Когда они пересекли границу Семиреченской области по окрестным кишлакам в миг разлетелся слух о летящей по ночной степи шайтан-арбе.
Так начиналась эра российского такси, где первым автомобилем была французская марка, но собранная в Москве. Первым российским таксистом оказался эстонец. А первым владельцем таксопарка – киргиз.
Источник: eldik.media
От переброски солдат до соревнований советских водителей: история развития такси в объективе British Pathe
Привет! Я Гриша, редактор inDriver. Об истории развития такси в российском интернете написано немало. Можно вспомнить серию статей Кирилла Левина, посвященную развитию московского такси с царских времен до хрущевской оттепели. Отличный материал под названием «Генезис российского таксомотора» выпустил в 2009 году Станислав Кирилец.
Бизнес на такси. Как открыть таксопарк. Заработок в такси
Вышеперечисленные материалы богато иллюстрированы — приведены архивные фотографии, сканы газет и журналов тех лет. Не хватает одного — видеоматериалов, показывающих такси тех лет в действии.
Как раз этим и займусь — продемонстрирую ролики с транспортными средствами XX века и расскажу об их технических характеристиках. Видео представлены в хронологическом порядке: от самого раннего к самому позднему. Время стереть пыль со старых моторов и завести их!
Содержание
О British Pathe
British Pathe — один из пионеров в съемке мировой кинохроники. С 1896 по 1978 год компания сняла более 85 тысяч документальных роликов, посвященных основным событиям истории, модным тенденциям, путешествиям, технологиям, науке и культуре.
Большая часть архива доступна для просмотра на YouTube-канале British Pathe.
1914 год. «Марнское такси» и Первая мировая война
Первый год «Великой войны» — так современники называли Первую мировую войну. На западном фронте немецкие войска активно продвигаются вглубь Франции. Французская армия отступает, а противник приближается к столице — до Парижа около 50 километров.
Но у французов появляется шанс не допустить захвата столицы. Чтобы добраться до Парижа, немецкие армии должны пересечь реку Марна, а значит они уязвимы для нападения.
6 сентября 1914 года французы начали крупное наступление против немецких войск, переправившихся через Марну. Для быстрой переброски солдат французское правительство прибегает к экстренным и одновременно неординарным мерам — к отправке солдат на место боевых действий присоединяются такси.
Для переброски использовались автомобили Renault AG1, которые могли развивать максимальную скорость 40 км/ч. Подобно кабриолету, в них можно было поднимать или опускать верх, чтобы открыть или закрыть кабину. В то время в городе насчитывалось более 10 000 такси, но для перевозки власти реквизировали всего 1 300 машин, потому что большинство водителей уже были призваны на фронт.
Такси перевозили солдат ночью, чтобы их не обнаружили немецкие разведчики. Автомобиль в те годы был относительно новым изобретением, поэтому, по воспоминаниям современников, солдаты были в восторге от поездки (если, конечно, можно быть в восторге, отправляясь на фронт). К концу двухдневного транспортного дежурства машины доставили 3 батальона, то есть около 6 000 человек. Это была первая в истории автомобильная перевозка солдат.
Для немногочисленного количества таксистов, не призванных на фронт и продолжавших работу на улицах Парижа, переброска оказалась отличным способом заработать. Дело в том, что таксометры во время поездки к месту сражения не выключались. Таксисты работали по тарифу, равному 27% от показаний счетчиков, и получали за поездку в среднем по 130 франков из государственного бюджета. Всего французское правительство выплатило водителям 70 102 франка.
Что касается битвы, то к 9 сентября немецкие войска полностью отступили и были отброшены назад через Марну, больше не угрожая Парижу. Но влияние такси на сражение было минимальным. В лучшем случае они перевезли около 0,5% от общей численности французских войск (в сражении участвовало более миллиона французов). Хотя сама история примечательная и памятная.
1923-1931 год. Первые взлеты и падения воздушных такси
С течением истории продолжали развиваться и технологии. В 20-х годах XX века появляются не только наземные, но и воздушные такси. В 1923 году British Pathe сняли посадку французского пилота М. Бехелера прямо на стоянку парижского таксопарка. Разумеется, это не очень законно, поэтому в кадре показали жандармов, которые записали имя и адрес несостоявшегося «таксиста».
Но в 1920-х годах было и вполне легальное воздушное такси. Правда, как и сегодня, услугой пользовались люди с большим достатком. В видео 1927 года пилот Лестер Гамильтон на самолете-амфибии Vickers Viking Napier высаживает своих пассажиров, принцессу де Левенштейн и герцога де Немур, у дверей отеля в Альпах.
Vickers Viking — британский одномоторный самолет-амфибия, разработанный после Первой мировой войны. Скорее всего, в ролике представлена модель Viking IV, оснащенная 12-цилиндровым двигателем Napier Lion с водяным охлаждением и мощностью 450 лошадиных сил. Самолет вмещал до 3 пассажиров, развивал скорость в 182 км/ч и мог летать почти 5 часов без посадки на землю.
На заре первых регулярных перелетов катастрофы воздушных судов случались регулярно. Вот одна из них — 21 июля 1930 года самолет Junkers F 13 ge с 2 пилотами и 4 пассажирами, летевший из французского Ле-Туке в британский Кройдон, потерпел крушение около деревни Меофема в графстве Кент. Борт принадлежал подполковнику Джорджу Хендерсону и был передан в аренду авиакомпании Walcot Air Line для выполнения частных чартерных рейсов.
На борту самолета находились влиятельные особы — 3-й маркиз Дафферин и Ава Фредерик Гамильтон-Темпл-Блэквуд, виконтесса Эднам Миллисент Сазерленд-Левсон-Гауэр и баронет из Веллинтона Джозеф Джордж Уорд.
Комитет по аэронавигационным исследованиям объяснил крушение нерегулярными колебаниями горизонтального стабилизатора Junkers. По его мнению, состояние возникло в результате «вихрей», создаваемых потоком воздуха. Колебания привели к поломке стабилизатора, после чего левое крыло самолета сложилось, и борт рухнул на землю. Немецкие эксперты отвергли эту теорию и заявили, что катастрофа могла произойти из-за ошибки пилота или погодных условий.
В 1930-х годах число воздушных такси продолжало расти. Газеты предсказывали, что скоро небольшие самолеты появятся практически у каждой семьи. Не срослось.
Однако богатые люди продолжали доверять воздушному транспорту. На видео 1931 года мы видим автожир (что-то среднее между вертолетом и самолетом) Pitcairn PCA-2. Машина приземляется на площади возле Капитолия в Вашингтоне, чтобы отвезти мужчину в шляпе на игру в гольф.
Трехместный PCA-2 отличался отогнутыми вверх законцовками крыла для повышения устойчивости и оснащался 300-сильным радиальным двигателем Wright R-975 в носовой части, вращающим тянущий винт. Ротор диаметром 13,72 метра был установлен на пилоне над передней частью фюзеляжа.
В 1931 году газета The Detroit News первой в истории купила PCA-2 для использования в журналистских целях. Машина хорошо летала на малой высоте, что позволяло репортерам делать удачные снимки с новых ракурсов. А еще PCA-2 использовали для установки рекордов — например, знаменитая летчица Амелия Эрхарт 8 апреля 1931 года набрала на нем высоту 5 615 метров.
1934 год. Бензиновые забастовки в Париже
В 1930-х годах машины начали активно замещать остальные виды транспорта. Руководство Франции обратило на это внимание и в 1934 года ввело для граждан налог на бензин. Закон распространялся и на таксистов. 6 февраля в Париже начался митинг против налога, в котором активно участвовали водители.
В тот день только 800 из более 7 000 столичных таксистов выехали на работу. Остальные водители останавливались на площадях, протестуя против принятия закона. По данным прессы тех лет, в городе было около 400 точек, на которых бастовали таксисты. Они перекрыли главные транспортные артерии города, после чего полиция начала задержания.
Среди таксистов Парижа тех лет было немало русских эмигрантов, уехавших из страны после революции и Гражданской войны. Большинство из них работало водителями и инженерами на автомобильных заводах Renault, Citroen, Delage и Peugeot.
Правда, большинство из них участия в забастовке не принимало. Помимо отмены налога на бензин, протестующие требовали повышения оплаты труда. Владельцы таксопарков сообщили эмигрантам, что в случае удовлетворения новых требований о заработной плате они позволят водителям иностранного происхождения составлять не более 10% рабочей силы. Это повлекло бы за собой увольнение нескольких тысяч водителей-эмигрантов.
1947 год. Радиотакси в Кембридже
Переносимся в Кембридж — один из главных наукоградов Великобритании. Статус научной столицы обязывал город быть передовым в развитии технологий. В ролике мы видим взаимодействие таксиста и работника таксопарка по радио. После того, как водитель заканчивает заказ, он переговаривается с диспетчерской. Коллега диспетчера отмечает местоположение таксиста на карте, после чего ему сообщают, где поблизости можно забрать следующего пассажира.
Водитель такси сидит за рулем Austin 16 HP — первом автомобиле Austin Motor Company, запущенном в производство после окончания Второй Мировой войны. Также это первый автомобиль Austin, в котором использовался новый 4-цилиндровый двигатель с верхним расположением клапанов. Максимально заявленная скорость Austin 16 HP — 121 км/ч.
Зимой 1947 года группа водителей на 3 автомобилях Austin 16 HP в рамках рекламной кампании за неделю посетила 7 столиц Европы. Несмотря на чрезвычайные трудности путешествия, вызванные сильным снегопадом, машины успешно завершили приключение и в срок прибыли на автосалон в Женеве. История путешествия рассказана в книге одного из участников Алана Хесса Gullible’s Travels.
1959 год. Реставрация такси 1910-х годов
В 50-е годы XX века такси уже были доступны всем. В европейских столицах таксопарки регулярно пополнялись новыми моделями автомобилей. Но не забывали и про первые такси — на кадрах мы видим реставрацию машины французского производителя Unic 1912 года выпуска. Ее ремонтируют специалисты британской компании General Cab Company на заводе в Лондоне.
Мастера аккуратно рисуют контур на только что покрашенном желтом колесе Unic, а также меняют кожаную обивку. Реставрация происходит по старым фотографиям и чертежам.
Компания Unic была основана автогонщиком Жоржем Ришаром и его братом Максимом. В 1905 году они встретились с бароном Анри де Ротшильдом и получили деньги на создание фирмы в городе Пюто. Целью было производство «уникальных» (отсюда и название) автомобилей, и вначале компания производила только легковые автомобили и такси с 2-цилиндровыми и 4-цилиндровыми двигателями.
В ролике мастера ремонтируют автомобиль Unic Type C9F. Модель проработала в качестве такси в Лондоне практически 40 лет — до начала 1950-х годов. Несмотря на внешнюю громоздкость, Unic Type C9F спокойно разгонялся до 60 км/ч. Модель оснастили защитой днища, который уберегала узлы от пыли и камней, а также предохраняла от попадания на дорогу капель смазки.
1969 год. Соревнования советских таксистов
После окончательного закрепления таксистов на улицах городов, у них начали появляться свои соревнования. В 1969 году в Москве прошел чемпионат столичных таксистов. Водители соревновались на легендарных автомобилях ГАЗ-21 «Волга» в нескольких дисциплинах: демонстрировали навыки езды с препятствиями, меняли на скорость колеса и искали кратчайший маршрут к указанному адресу. История не сохранила, какие призы получил победитель, помимо цветов и поздравлений от коллег.
Модификация ГАЗ-21 для таксистов получила название ГАЗ-21Т. Рестайлинг базовой модели «Волги» произошел в апреле 1962 года. От обычной версии ее отличали приборная панель «под счетчик», отсутствие радиоприемника и штатной антенны.
Оставалось решить еще одну проблему — размещение крупных бытовых предметов в салоне машины. К сожалению, багажник ГАЗ-21 не всегда подходил для этих целей — много места съедало запасное колесо. Решение нашлось быстро — в 1963 году вместо штатного цельного переднего дивана на «Волгу» для таксистов начали устанавливать раздельное сиденье. Оно легко складывалось, освобождая место для багажа.
В период с 1966 по 1970 год ГАЗ-21 был основной моделью таксистов в большинстве городов СССР. И хотя не все машины были характерного желтого цвета, опознавательные знаки в виде двух полос шашек с буквой «Т» на дверях, шашек на капоте и багажнике уже применялись.
Такси ГАЗ-21 «Волга» работали в парках до 21 июня 1975 года. К этому времени их вытеснили более современные таксомоторы ГАЗ-24-01 «Волга». Но это уже совсем другая история.
Заключение
Сегодня такси — один из самых удобных способов передвижения. У нас в распоряжении есть приложения для заказа, в которых можно выбрать класс машины, время подачи и другие дополнительные опции. Но видео British Pathe показывают, какой долгий и трудный путь прошло такси в XX веке.
Спасибо, что дочитали статью до конца. Буду рад, если вы порекомендуете интересные темы, связанные с историей такси и транспорта в целом. Если у вас есть вопросы или уточнения — пишите их в комментариях.
- inDrive.Tech corporate blog
- Popular science
- Transport
Источник: habr.com
История такси в России
Казалось бы, история такси в России началась относительно недавно – как минимум, с массовым производством наземных транспортных средств и появлением спроса на подобные услуги. Но, что поразительно, такси на территории России существовало уже более трех веков назад. Да, оно было совершенно иным в привычном понимании, но факт остается фактом: 300 лет назад люди имели возможность пользоваться услугами извозчиков. А теперь – по порядку. Давайте узнаем, с чего все начиналось.
Ваньки и Лихачи
Ваньками были бедные крестьяне на старой повозке с какой-нибудь клячей. Аналог нашего эконома. Следующий уровень — это лихачи. С породистыми рысаками и удобными бричками. Аля бизнес-класс. Также были голубчики в фирменных кителях на официальной службе.
Что-то похожее на комфорт-класс.
Конные экипажи XVII столетия
Считается, что впервые оплачиваемые организованные пассажирские перевозки появились в XVII веке в Великобритании. Конечно же, для этого использовались конные экипажи. Есть подтверждение, что в 1639 году в этой стране была зарегистрирована первая в мире лицензия на извоз. Как это касалось России? Дело в том, что в те времена Москва стояла на пересечении множества торговых путей.
Ввиду этого здесь было открыто несколько вокзалов, повысилась численность людей, вынужденных все время перемещаться от одного места к другому. Все это привело к тому, что возникла острая необходимость в увеличении количества извозчиков, что, собственно, и произошло. В общем, в этом плане Россия не отставала от Великобритании, а может, даже в чем-то и превзошла ее. Постепенно число извозчиков росло, приходилось заниматься регулированием заказов и цен, организовывать стоянки для экипажей. Ну, чем не прообраз современной системы такси?
Научно-технический прорыв XX века
Все кардинально переменилось с созданием бензинового двигателя. По-прежнему уже быть попросту не могло, так как на улицах становилось все больше автомобилей, среди которых ездили и такси. Настоящая «лихорадка» начала охватывать мир с 1905 года. Америка и европейские страны стали массово перевозить множество пассажиров с помощью такси. Впрочем, Россия не отставала от них.
В 1906 году в Санкт-Петербурге была осуществлена регистрация первого наемного автомобиля, оснащенного счетчиком-таксометром. После этого остановиться было уже невозможно. А в 1907 году в Москве начал работу первый извозчик на автомобиле, и к 1912 году их количество возросло до 220 таксомоторов.
Госдума Санкт-Петербурга суть позже ввела единые требования и тарифы для такси, которые соблюдались по всей России. Сфера такси хорошо развивалась вплоть до 1917 года. Но, в послереволюционный период число такси внезапно сократилось. Даже сам профсоюз таксистов практически прекратил свое существование. Лучшим стало положение в 1924 году.
Именно тогда в Москве было принято решение о закупке для нужд такси транспортных средств зарубежного производства, благодаря чему на дорогах появилось 200 новых авто марок Fiat и Renault . Частного извоза в те времена не существовало. Такси было исключительно государственным, ввиду чего с понятием конкуренции попросту никто не был знаком.
Сервис был неудовлетворительный, возможности заказа автомобиля не было, да и транспортных средств попросту не хватало. Но, так как эта сфера приносила очень неплохую прибыль государству, руководство прилагало усилия, чтобы улучшить положение такси. Легковые ГАЗы стали выпускаться в середине 30-х годов, благодаря чему таксомоторный парк существенно расширился.
Заказать такси теперь можно было проще. Немного позже были выпущены легковые ЗИСы , а после Великой Отечественной войны на дорогах стали колесить автомобили «Победа». Настоящим символом такси советской эпохи стали автомобили ГАЗ-24 («Волга»), выкрашенные в желтый и имеющие характерные черные «шашечки». Производились они в период с 1967 по 1985 год.
Стоит также сказать пару слов об имидже такси и таксистов. Все они носили кожаные фуражки, дверцы автомобилей были украшены буквами «Т», а главным символом такси того времени стал, разумеется, зеленый огонек. Сами автомобили часто стали окрашивать в бледно-салатовый цвет. Прокатится на автомобиле такси в эти годы было самым настоящим приключением, и вызывало массу эмоций, особенно у жителей столицы.
Но, пользоваться услугами извоза даже в те времена было крайне неудобно и накладно. Чтобы доехать, например, до железнодорожной станции или в аэропорт, делать заказ следовало заблаговременно, иначе можно было просто остаться без такси. Кардинально все изменилось в период развала СССР. С тех пор стали открываться частные фирмы, предоставляющие услуги извоза.
Как раз такая тенденция и стала прослеживаться. Много компаний, созданных в лихие 90-е, не «дожили» до сегодняшнего дня. Но, есть и те, которые успешно существуют и продолжают развиваться в настоящее время.
Высокотехнологичное такси нового тысячелетия
В XXI столетии с появлением сотовой связи произошел настоящий технологический прыжок во многих сферах, в том числе, такси. Эта область услуг стала со временем применять специализированные программы, предназначенные для пользователей мобильных телефонов. С их помощью водители и диспетчеры поддерживают связь.
Благодаря внедрению такого решения таксисты смогли избавиться от неудобных раций, так как с тех пор появилась возможность пересылать друг другу короткие сообщения-шаблоны, используя специальный канал связи. Когда стали массово появляться смартфоны, произошел еще один революционный виток в индустрии такси.
Отпала необходимость держать автопарки и, тем не менее, компании трансформировались в высокотехнологичные организации, логистика которых стала эффективнее. Речь идет о разработке и внедрении мобильных приложений. За счет их использования обеспечивается контакт между пассажиром и водителем такси, который является сам, по сути, клиентом компании.
Он вносит определенную сумму (она может быть фиксированной или представлять собой какой-то процент), чтобы получать доступ к базе заказов, предоставлять свои услуги и получать прибыль. Такая система позволила быть в выигрыше всем. Пассажиры выбирают из обилия предложений самый удобный и выгодный для себя.
Водители могут сделать такси как дополнительным, так и основным источником дохода. Компания получает хорошую прибыль. А город, в котором функционирует рассмотренная система, разгружается от избыточного количества транспортных средств, так как люди реже пользуются личными автомобилями.
Теперь можно сделать вывод, насколько изменилось такси за более чем три века своего существования. Конный экипаж был заменен комфортабельными автомобилями, а технологический прорыв спровоцировал мощный толчок к развитию совершенно иного облика индустрии. Вместо торгов с водителем теперь действуют обоснованные и удобные тарифы, вместо заказа транспорта за несколько часов, а то и суток до выезда – ожидание такси за всего пару минут. Это настоящий прогресс.
Источник: taksi.bz