В последние месяцы не утихают скандалы вокруг театра имени Ермоловой. Уволенные актеры забросали жалобами высокие инстанции, ситуацию вокруг массовых увольнений освещали все СМИ. Под давлением общественности Олег Меньшиков принял решение покинуть кресло директора.
Как же получилось, что из творческого человека он превратился в бизнесмена?
Меньшиков и Андреев
Олег Меньшиков принял руководство театром в 2012-м году. На этом посту он сменил Владимира Андреева, которому в силу возраста было тяжело справляться со своими обязанностями. Меньшиков к тому времени был одним из самых популярных российских актеров, за плечами которого большой опыт работы в кино. В театре имени Ермоловой он играл много лет и хорошо знал всю внутреннюю кухню.
Его назначение многие восприняли с энтузиазмом. Олег имел репутацию сложного, но при этом доброго и очень талантливого человека.
Однако первое, что сделал Меньшиков в театре — уволил двух ярких актеров Виктора Проскурина и Татьяну Догилеву. Причина — оба не заняты в спектаклях и зря получали зарплату. Вдова Проскурина в одном из интервью высказала мнение, что артистам указали на дверь из-за их острых языков. Якобы, Меньшиков не хотел, чтобы в коллективе ему кто-то перечил.
Сообщили Сегодня Утром…От Тяжёлой Болезни…Скончался Знаменитый Советский Актёр Театра и Кино…
С Проскуриным его ничего особо не связывало. Зато с Татьяной Догилевой они много лет были добрыми друзьями. Познакомились они на съемках культовых «Покровских ворот» и с тех пор не раз пересекались по работе. Например, многие зрители хорошо помнят такой спектакль как «Спортивные сцены 1981 года». Там играли Догилева, Меньшиков, Доронина.
Это был настоящий хит Ермоловского театра, на который было невероятно сложно достать билеты.
Догилева считала Меньшикова настолько близким человеком, что даже предложила ему стать крестным отцом своей единственной дочери. Но в какой-то момент отношения между актерами сошли на нет. К моменту вступления Меньшикова в должность Догилева как и Проскурин не была занята в постановках. Но она надеялась, что Олег ей что-нибудь предложит.
Ведь Татьяна много лет считалась одной из ведущих актрис театра. Но вместо этого ей указали на дверь.
Примечательно, что сам Меньшиков уверял, будто актриса по собственной воле написала заявление об уходе. Догилева же объявила во всеуслышание, что из театра «ее ушли». Естественно, после всего этого бывшие друзья больше не общались.
По словам одной из актрис театра Ермоловой перемены не заставили себя долго ждать. И если первый год Меньшиков более-менее придерживался старой схемы, то потом начал перекраивать театральные порядки под себя. Он снял все старые спектакли, а в новые постановки начал приглашать «своих» артистов, в основном молодежь. Вскоре, вокруг нового руководителя фактически образовалась новая труппа.
Меньшиков и его фавориты
Одной из главных звезд театра становится Александр Петров. Его приняли в труппу еще в 2013-м, аккурат через год после воцарения Меньшикова. Молодой актер появляется на сцене в роли Гамлета, его огромный портрет украшает фасад театра. Сам Меньшиков играет в «Портрете Дориана Грея». Оба спектакля отличает высокая стоимость билетов, но и интерес публики к ним высокий.
Не Стало Ночью…Скончался Советский и Российский Актер Театра и Кино…
Меньшиков понимает, что коммерческие спектакли с приглашенными звездами намного выгоднее обычного театрально расписания. (Собственно, такого же мнения придерживаются многие сегодняшние худруки. Тот же Бояков, пригласивший во МХАТ Бузову). Например, еще в 2019 году Олег ставит на сцене театра «Бриллиантовую руку», собравшую кучу звезд от Галкина до Ефремова.
Звездный состав «Бриллиантовой руки»
Много шума наделало приглашение Кристины Асмус, когда бывшая жена известного комедианта присоединилась к труппе театра. В новом сезоне она должна была появиться в постановке «Леди Макбет Мценского уезда». По слухам, на одни только костюмы артистки было потрачено более полумиллиона рублей.
Впрочем, финансовые аппетиты Олега Евгеньевича к тому времени уже поднялись на очень высокую планку. За годы в высокой должности актер стал очень состоятельным человеком. И деньги в театре были. Об этом свидетельствует история со сбором труппы в отеле Ритц Карлтон. Меньшиков планировал собрать лояльных ему актеров в роскошных интерьерах.
За деликатесами и шампанским они бы обсудили грядущий сезон. Все прочие — неугодные встретились в небольшом полуподвальном кафе. И вместе решали, что дальше делать.
Театр это тоже шоу-бизнес
Эта некрасивая история стала своего рода триггером. После нее скандал рос в геометрической прогрессии. Старые актеры обвинили Меньшикова в злоупотреблении спиртными напитками, срыве спектакле и присвоении себе крупных сумм. В результате, Олег ушел с поста директора.
В недавнем интервью Меньшикова поддержала Ирина Апексимова , которая столкнулась с похожими проблемами на Таганке. Защищала актера и Инна Чурикова. Многие известные актеры, режиссеры уверены, что театр это такой же шоу-бизнес. И без коммерчески удачных проектов он нежизнеспособен. Однако зрители отмечают, что уровень современных постановок заметно понизился, а цены на билеты взлетели.
Источник: dzen.ru
“ТЕАТР — ЭТО ТОЖЕ БИЗНЕС. А АНТРЕПРИЗА — ЭТО ТЕАТР, КОТОРЫЙ НЕ ЛЕЗЕТ В КАРМАН ГОСУДАРСТВА”
Вадим Дубровицкий — режиссер, продюсер и арт-директор «LA’ ТЕАТРа»,
в репертуаре которого спектакли с участием Л.Чурсиной, О.Волковой, В.Стеклова, В.Смирнитского, М.Могилевской, В.Долинского, Е.Сафоновой, А.Ильина, М.Боярского, С.Виноградова, С.Мигицко, А.Семчева,- то есть именно тех актеров, которые постоянно собирают кассу. «LA’ ТЕАТР» — это не краткосрочный антрепризный проект, а настоящий театр, который умеет не только тратить деньги,
но и зарабатывать их.
— Вадим, в своем театре вы едины во всех лицах: и главреж, и продюсер, и арт-директор. И именно вы определяете политику театра. А можно узнать, ориентируясь на что?
— Преимущественно на свою интуицию. Все, что ставится на сцене нашего театра, интересно, прежде всего, нам самим. Но поскольку само существование театра зависит от того, будут ли зрители покупать билеты на спектакли, мы стараемся, чтобы это оказалось интересно и зрителям.
— То есть вы, по сути, не имеете права на ошибку. Скажите, а можно заранее просчитать коммерческий успех?
— Просчитать невозможно. Занимаясь театральными проектами уже лет десять, я приобрел опыт, позволяющий с большей или меньшей долей вероятности предугадывать, будет у спектакля успех или нет. Но иногда прогнозы не сбываются. Причем, как положительные, так и отрицательные.
К примеру, я знал, что спектакль «Слухи» должен иметь успех — это пьеса известного комедиографа Нила Саймона, там задействован звездный актерский состав. Но я никак не ожидал, что этому спектаклю предназначена такая бурная жизнь. А вот спектакль «Дело №…» по Достоевскому, в афише которого тоже большое количество звездных имен, аншлагов вопреки ожиданиям не собирает. В общем, прогнозировать успех очень непросто.
— А быть продюсером просто? И вообще, что это такое — быть продюсером?
— Это понятие пришло в Россию с Запада сравнительно недавно и быстро стало модным, но у нас продюсерами нередко называют людей, никакого отношения к профессии не имеющих. На самом деле продюсер — это человек, который находит деньги на проект, обеспечивает все условия для его реализации — от технических до творческих, и делает так, чтобы готовый продукт приносил прибыль. А уж где он находит деньги: берет их у спонсоров, у инвесторов или достает из тумбочки, это никого не волнует.
— Вы по большей части достаете из тумбочки?
— К сожалению, пока да. Но мы все-таки движемся к цивилизации. Глядишь, что-то и изменится. Первая ласточка уже появилась: у спектакля «Любовь-кровь» есть свой продюсер, который и финансировал этот проект. Хотя пока найти продюсера удается лишь благодаря личным контактам, связям, «дружбам». Думаю, со временем серьезные бизнесмены поймут, что театр — это тоже бизнес.
Поскольку туда, где что-то продается — а у нас продаются билеты, причем не на самые последние актерские имена, — имеет смысл вкладывать деньги. В настоящее время театральный рынок у нас искорежен государством, людям с финансами не очень понятно, во что же тут инвестировать.
— Интересно, а ситуацию на этом рынке как-то можно исправить?
— Можно. Но для этого, как минимум, нужно, чтобы, наконец, пришло понимание, что здесь что-то не так. А нам со всех сторон твердят, что театр развивается, причем, очень успешно. Надо собрать всех, кто имеет отношение к театральному рынку — представителей государства, общества, театральной общественности — и разобраться: есть у нас театральный кризис или нет.
На мой взгляд, есть — хотя бы потому, что народ с этого сезона стал меньше ходить в театры, особенно в государственные. А это значит, что просто-напросто «наелись».
— Слово «антреприза» многие употребляют сегодня чуть ли не как синоним слова «халтура». Уверена, что вам есть что возразить.
— Многие — это кто? Многие руководители государственных театров, которым антреприза — как кость в горле? Знаете, в чем разница между антрепризой и государственным театром? В том, что первая не лезет в карман государства и тратит свои средства, поэтому не может выпустить спектакль, на который не пойдут зрители.
В антрепризе люди договариваются: что, с кем, когда и на каких условиях они будут делать. Театр был антрепризным еще со времен Древней Греции. А система, при которой актер получает одну и ту же зарплату независимо от того, как он играет, могла существовать только в СССР. Впрочем, наши государственные театры и сейчас живут, как в Советском Союзе.
— Однако почти все актеры жалуются, что мало получают в своих театрах…
— А вы, хозяин антрепризы, как делитесь со своими актерами?
— У каждого артиста своя гонорарная планка. И он сознательно делает выбор: да, за эти деньги с этим режиссером, материалом и партнерами — я готов работать. Или по причине того, что один из перечисленных параметров его не устраивает — не готов. Но в любом случае он не является крепостным актером, обязанным играть все, что ему предложат в данном театре.
К тому же, как говорится, всегда уместен торг: мы ведем переговоры на предмет гонораров, заключаем контракты. И труд актеров, как правило, у нас оплачивается дифференцированно. Но иногда собирается такая звездная компания, что я понимаю: делить по рангам и классам просто невозможно — все достаточно заслуженные люди.
Тогда приглашаю всех и объявляю: чтобы не было кривотолков, давайте договоримся — все получают по столько-то. Возражения есть? Нет. Проект, который я имею в виду, существует уже 3 года.
— Что вы, антрепризный театр, можете себе позволить или не позволить по сравнению с репертуарным государственным театром?
— На самом деле, мы можем позволить себе все. И даже тоже быть репертуарным театром — в репертуаре «LA’ ТЕАТРа» на сегодняшний день 14 спектаклей. Мы можем позволить себе все жанры, костюмы, декорации и прочее.
Другой вопрос, что гостеатры заведомо находятся в курортных условиях, имея свои здания, свои сценические площадки, за которые не надо вносить арендную плату, немалые дотации со стороны государства, позволяющие вольготно распоряжаться сроками выпуска спектакля. Вот этого мы себе позволить не можем — потратить деньги и не выпустить спектакль. Наши убытки нам никто не возместит.
— Можно узнать, как строится ваша ценовая политика?
— Мы следим за тем, что делается на театральном рынке Москвы, и стоимость наших билетов отражает его состояние. По вышеназванным причинам мы не находимся в равных условиях с гостеатрами. В стоимость нашего билета должна входить еще аренда зала, мы больше тратимся на рекламу, поскольку за неимением своего помещения, вынуждены регулярно оповещать зрителей, где именно нас искать. Тем не менее, цены на наши билеты находятся в том же ряду, что и цены на билеты в другие театры.
— Скажите, к какому виду бизнеса можно отнести театр?
— Конечно, театр — это шоу-бизнес. Шоу — это показ, действие, рассчитанное на визуальное восприятие. Но экономика нашей страны развивается неравномерно, и несколько сфер деятельности у нас до сих пор остались существовать в советском периоде. По-моему, театр сейчас находится где-то на уровне ЖКХ. Все говорят, что надо реформировать ЖКХ, а в подъездах по-прежнему течет вода.
То же самое и с театром. Весь мир уже давно едет в поезде, а мы вновь изобретаем велосипед.
— Но театр — это малый или средний бизнес?
— У кого-то малый, у кого-то средний, олигархов нет. Хотя, пожалуй, гостеатры — это и есть некая олигархическая структура. Просто не очень крупная. Вот кому-то дали нефтяную скважину, а кому-то не досталось, и принципы распределения не понятны. И тут так же: кому-то вдруг дали хорошее здание и сказали — делай там, что хочешь, а мы будем оплачивать.
Театр площадью 5-7 тыс. кв. метров в центре Москвы — да там можно открыть все, что угодно: рестораны, обменные пункты и так далее и тому подобное. А проверить, как эта площадь используется, невозможно, потому что сразу прозвучит ответ: «Творчество — оно же не поддается подсчетам»… Никаких принципов и законов, одни домыслы.
Источник: businesspress.ru
Быть или не быть? Поп-звезды захватывают театры
Работники шоу-бизнеса в массовом порядке рванули на театральные подмостки. Одни воспринимают такую переквалификацию с нескрываемым раздражением – мол, и этот туда же! А другие – с интересом: а вдруг что-нибудь получится.
СВЕТЛАНА СУРГАНОВА: ОДИНОЧНОЕ «ПЛАВАНИЕ»?
В начале февраля два вечера подряд рок-звезда выходила на сцену питерского ДК Ленсовета в спектакле «Плавание». Привлек Светлану тот факт, что за основу постановки была взята поэма Бодлера в переводе Марины Цветаевой – любимого поэта Сургановой. Режиссер Илья Мощицкий придумал необычное действо – драматическое, пластическое, хореографическое. И Сурганова сразу же вдохновилась! «На сцене звучит не только Бодлер, но и Бродский, и Мандельштам, а я там не только актриса, но и певица, что мне близко, – говорит Светлана. – Правда, будет ли этот мой опыт единичным или нет, сказать пока сложно – посмотрим на реакцию публики и критики».
СЕРГЕЙ ЛАЗАРЕВ: ФИГАРО ТУТ!
Лазарев учился в школе-студии МХАТ, поэтому к театральной сцене ему не привыкать. «Одним из моих преподавателей был Роман Козак, – рассказывает Сергей. – Потом его назначили руководителем театра им. Пушкина, и он меня пригласил в первый же свой спектакль – «Ромео и Джульетта». Гастроли группы «SMASH!!» с работой в театре трудно было совмещать.
Боссы говорили, что мне надо лететь куда-то с концертом, а у меня спектакль. Было сложно, я уставал физически, но тогда, видимо, и понял, что театр мне все-таки ближе и роднее… А потом были и премия «Прорыв года», и «Лучшая любовная сцена», и награда фонда Табакова за «Талантливый сплав искусства комедийного артиста с музыкальным дарованием»… Кстати, Лазарев и сейчас не оставляет театр им.
Пушкина. В прошлом сезоне он играл в спектакле «Таланты и покойники». А скоро выйдет «Женитьба Фигаро». И опять у Сергея там будет главная роль!
АЛЕНА СВИРИДОВА: ЗАМАХНУЛАСЬ НА КАРЕНИНУ
Исполнительница хита про розового фламинго прежде работала в Минском драматическом театре им. Горького. Сначала концертмейстером, а затем и актрисой. Не забыла драматическую сцену Алена и в Москве. В 1998 году вместе с Людмилой Гурченко и Николаем Фоменко она начала играть в мюзикле «Бюро счастья».
А в 2004 году стала примой «Школы современной пьесы» – худрук Райхельгауз позвал ее играть в спектакле «Чайка. Настоящая оперетка». «Но работа в театра отнимает очень много времени, и, к сожалению, не столь финансово выгодна, как моя основанная певческая профессия, – говорит Алена. – Хотя сыграть Анну Каренину, например, мне бы хотелось!»
КРИСТИНА ОРБАКАЙТЕ: ЖДЕТ ПРЕДЛОЖЕНИЙ
Дочь Аллы Пугачевой заболела театром еще в школе – после того, как мама отвела ее в Большой театр. После этого Кристину записали в балетную школу. И хотя в итоге она стала не танцовщицей, а певицей – в 1995 году все-таки вышла на театральную сцену – вместе с Ириной Купченко и Александром Моховым Кристина играла в спектакле «Понедельник после чуда» по пьесе Уильяма Гибсона.
Даже премию от Минкульта получила за лучшую женскую роль. Потом был и антрепризный спектакль «Даная» в Театре эстрады, и роль в спектакле «Барышня-крестьянка», который шел в театре им. Ермоловой. «Я бы хотела попробовать себя еще раз на театральной сцене – это замечательный опыт для артиста, но пока нет хороших предложений, да и мой график расписан на полгода вперед», – вздыхает Кристина.
АЛЬБИНА ДЖАНАБАЕВА: ВРЕДНЫЕ ПРИВЫЧКИ
Бывшая солистка «ВИА Гры» после ухода из группы пытается найти себя в разных ипостасях. Она была ведущей, снялась в кинофильме, а в минувшем году дебютировала в антрепризном спектакле «Вредные привычки» по пьесе Филиппа Лелуша. Альбина играет там строгую деловую женщину – адвоката, а ее партнерами стали Игорь Угольников, Сергей Шакуров и Даниил Спиваковский. «В работе театральной актрисы есть множество тончайших нюансов, которые надо учитывать. Мне хочется все освоить идеально!» – говорит Джанабаева.
А ЧТО ЖЕ ПРИМАДОННА?
После выхода на пенсию Алла Пугачева всерьез задумалась о том, чтобы играть в театре. Ее подруга Галина Волчек и давний знакомый Роман Виктюк надеются, что Примадонна им не откажет. Пока все ограничивается разговорами, но Волчек говорит: «Алла Борисовна – замечательная, редкая драматическая актриса. И мы с ней как-то стали фантазировать, что она могла бы сыграть.
Знаю, что многие наши артисты с удовольствием бы вышли с ней на одну сцену. У кого-то этот эксперимент вызовет ревность, но, по-моему, он был бы крайне любопытным».
Источник: mirnov.ru