Кейс-метод — это техника обучения, использующая описание реальных экономических и социальных ситуаций.
Ситуация — это письменное описание какой-либо конкретной реальной истории, которая произошла на фирме, предприятии, в учреждении, организации или в быту.
Кейс-метод включает в себя операции исследовательского процесса. Это разновидность проектной технологии. Кейс — это и своеобразное техническое задание, и источник информации, необходимой для осознания вариантов действий, чтобы решить проблему, «зашитую» в кейс.
Создание кейса — это сложная творческая работа, которая проводится учителем заранее, в процессе нее он разрабатывает кейсы и вопросы для их анализа.
Алгоритм разработки кейса:
- определить раздел курса, которому посвящена ситуация;
- сформулировать цели и задачи;
- определить проблемную ситуацию;
- найти необходимую информацию;
- создать ситуацию.
Источники для формирования кейсов (откуда брать ситуации): художественная литература, публицистическая литература, информация из СМИ, статистические данные, научные статьи, отчеты, законы, события из жизни, Интернет, производственные ситуации и т.д.
Метод ситуативного анализа Case-study как средство развития учебных и социальных компетенций. Теория
Ситуационное упражнение, нацеленное на принятие решения, нужно строить на реальных событиях, в центре которых должно находиться лицо, принимающее решение.
Кейс-метод предполагает не только выявление, но и решение проблемы. Проблема представляет собой противоречие между назревшей необходимостью каких-то действий и недостаточными условиями для их выполнения.
Условия, которые необходимо учитывать при составлении конкретной ситуации (КС):
- КС должна соответствовать содержанию теоретического курса;
- КС должна содержать реальный, а не вымышленный сюжет; в ней должно быть отражено, «как есть», а не «как может быть»;
- нужно вести разработку кейсов на местном материале;
- ситуация должна отличаться драматизмом и проблемностью, содержать необходимое количество информации;
- КС должна показывать как положительные, так и отрицательные примеры;
- ситуация должна быть по силам ученикам;
- она должна быть написана интересно, просто и доходчиво (целесообразно вводить в КС высказывания и диалоги ее участников);
- текст КС не должен содержать подсказок относительно решения проблемы, но ситуация должна сопровождаться четкими инструкциями по работе с нею.
Конкретная ситуация может быть представлена как виде текста, так и в виде аудио-, видеозаписи, газетных статей, официальных документов (их подборок), рассказов, содержащих описание производственных ситуаций.
Источник: dzen.ru
Глава 5
КЕЙС-МЕТОД — МЕТОД КОЛЛЕКТИВНОГО АНАЛИЗА СИТУАЦИЙ Понятие о кейс — методе, его возможности в профессиональном обучении Кейс-метод — это техника обучения, использующая описание реальных экономических и социальных ситуаций (от англ. — «случай»). Под ситуацией (кейсом) понимается письменное описание какой-либо конкретной реальной ситуации в фирме, например, история образования, организационное становление компании, ее развитие, результаты в бизнесе.
КЕЙС-МЕТОД | Для тех, кто хочет в консалтинг и FMCG
Обучающихся просят проанализировать ситуацию, разобраться в сути проблем, предложить возможные варианты решения и выбрать лучший из них. Метод «кейс-стади» впервые был применен в Гарвардском университете в 1924 году, и до сих пор Гарвард является флагманом «кейс-индустрии» всего мира — его преподаватели пишут в год по 600 высококачественных «кейсов».
Педагоги из Европы ездят в США перенимать специфику кейс-образования, а в начале 1990-х из России начали посылать стажеров в западные бизнес школы для обучения преподаванию этого метода. В последние годы по кейс-методу появилось очень много мате риалов в Интернете, в литературе по менеджменту и по профессиональному образованию [20, 53, 65, 75].
В этой главе мы остановимся на положениях, которые дают самые общие представления о кейсе, и на интерактивной характеристике данного метода. Кейс-метод — довольно сложная многоаспектная технологи• обучения, которая представляет собой специфическую разновидность исследовательской аналитической технологии, т.е. включает в себя операции исследовательского процесса, аналитические процедуры.
Он выступает как способ коллективного обучения, важнейшими составляющими которого являются работа в группе и подгруппах, взаимный обмен информацией. Кейс-метод можно рассматривать как синергетинескую технологию. Суть ее заключается в подготовке процедур погружения группы в ситуацию, формировании эффектов умножения знании, инсайтного озарения, обмена открытиями и т.п.
Кейс-метод интегрирует в себя формы развивающего обучения, включая процедуры индивидуального, группового и коллективного развития, формирования многообразных личностных качеств обучаемых. Данный метод представляет собой специфическую разновидность проектной технологии.
В обычной обучающей проектной технологии процесс разрешения имеющейся проблемы осуществляется посредством совместной деятельности учащихся, тогда как в кейс-методе формирование проблемы и путей ее решения происходит на основании кейса, который является одновременно и техническим заданием, и источником информации для осознания вариантов эффективных действий. Кейс-метод концентрирует в себе значительные достижения технологии «создание успеха».
Для него характерна активизация обучающихся, стимулирование их успеха, подчеркивание достижений участников. Именно ощущение успеха выступает одной из главных движущих сил метода, способствует формированию устойчивой позитивной мотивации и наращиванию познавательной активности.
По отношению к другим технологиям обучения кейс-метод можно представить как сложную систему, в которую интегрированы другие, более простые методы познания. В него входят моделирование, системный анализ, проблемный метод, мысленный эксперимент, методы описания, классификации, дискуссии, игровые методы и др.
Необходимость внедрения кейс-метода в практику образования обусловлена двумя тенденциями. Первая вытекает из общей направленности развития образования, его ориентации не столько на получение конкретных знаний, сколько на формирование умений и навыков мыслительной деятельности, развитие способностей, среди которых особое внимание уделяется способности к обучению, смене парадигмы мышления, умению перерабатывать огромные массивы информации.
Вторая обусловлена развитием требований к качествам личности специалиста, который помимо удовлетворения требованиям первой тенденции должен обладать также способностью адекватно вести себя в различных ситуациях, уметь системно и эффективно действовать в условиях кризиса. Кейс-технология позволяет более успешно по сравнению с традиционной методикой обучения развивать творческие способности обучающихся, формирует навыки выполнения сложных заданий в составе небольших групп, помогает специалистам успешно овладеть способностями анализа непредвиденной ситуации, самостоятельно разрабатывать алгоритмы принятия решения.
Этот метод также способствует развитию технического мышления, умений свободно ориентироваться в современном производстве, готовности к Плодотворной профессиональной деятельности, формированию таких качеств, как инициативность и самостоятельность. Кейс-метод особенно эффективен в дополнительном профессиональном образовании взрослых.
С одной стороны, учебная работа со взрослыми людьми несколько легче, чем обучение подрастающего поколения, поскольку это образование «не на пустом месте». Но, с другой стороны, здесь могут негативно проявить себя консерватизм мышления учащихся и их нежелание меняться. В то же время взрослые через ситуативность легко подключают новую систему знаний к имеющейся.
Кейс-технология в наибольшей мере соответствует уровню и типу подготовки взрослых, чья мотивация связана со стремлением быстро развить или модернизировать знания. Воздействие кейс-метода на формирование личности специалиста нуждается в дополнительных исследованиях. Однако, опираясь на мировой опыт, уже можно утверждать, что этот метод способствует формированию таких качеств будущего профессионала, в которых нуждается рыночное общество.
10.02.2015 80.13 Кб 77 палеолит.DOCX
Ограничение
Для продолжения скачивания необходимо пройти капчу:
Источник: studfile.net
техника обучения, использующая описание реальных экономических и социальных ситуаций (от англ. case «случай») Кейс-метод (кейс-стади, метод ситуаций) — презентация
Презентация на тему: » техника обучения, использующая описание реальных экономических и социальных ситуаций (от англ. case «случай») Кейс-метод (кейс-стади, метод ситуаций)» — Транскрипт:
2 техника обучения, использующая описание реальных экономических и социальных ситуаций (от англ. case «случай») Кейс-метод (кейс-стади, метод ситуаций)
3 Под ситуацией (кейсом) понимается письменное описание какой-то конкретной реальной ситуации в фирме, (история образования, организационное становление организации, ее развитие, результаты в бизнесе). Обучающихся просят проанализировать ситуацию, разобраться в сути проблем, предложить возможные решения и выбрать лучшее из них.
4 Метод разработан в 20-х гг. XX в. в Гарварде. Американские кейсы бывают объемом в стр. В Европе кейсы в 1,5-2 раза короче и, как правило, не имеют единственно верного решения, многовариантны.
5 Инструктор должен поощрять расхождение точек зрения и инициировать дискуссию. Следует избегать излишних споров, не допускать, чтобы лишь некоторые слушатели доминировали в дискуссии. Ведущему не следует намеренно вести дискуссию к тому решению, которое он предпочел бы сам. Разработка кейса оценивается весьма высоко (в среднем тыс. долл.). Различают «полевые» (основанные на реальном фактическом материале) и «кресельные» (вымышленные) кейсы.
6 Схема работы над кейсом: 1.Выявление возможных причин появления симптомов (анализ) 2.Выявление истинной причины 3.Поиск вариантов решения 4.Выбор оптимального решения 5.Действие 6.Контроль
7 Составление схемы кейса описание действия и действующих лиц, описание ситуации (в форме диалога), указание элементов среды (предприятие и окружающие факторы).
8 Источники информации для кейса: статьи в периодической печати; бизнес-конференции; организации, сотрудничающие с учебным заведением; консалтинговая деятельность; личные связи коллег, студентов, выпускников.
9 1. В кейсе желательно описывать одно или несколько событий, взятых из реальной бизнес-практики. 2. В кейсе обязательно приводится необходимая информация об организации в целом и людях, работающих в ней. 3. Кейс-материал должен содержать высказывания сотрудников организации относительно рассматриваемой проблемы. 4. Текст кейса не должен быть перегружен биографическими данными сотрудников организации.
10 Сюжетная структура кейса На листах бумаги должна разыграться драма, способная приковать к себе внимание. Чем ярче будет представлена проблема, поставленная в кейсе, тем больший интерес она вызовет. Столкновение идей или людей — лучшая гарантия успеха кейса в студенческой среде.
11 Определение методической цели кейса. Методической целью кейса может быть иллюстрация к теории, практическая ситуация, или их совмещение. Но в любом случае цель должна быть весомой, чтобы работа над кейсом заинтересовала студентов. Этому будет способствовать напряженность ситуации, описанной в кейсе, конфликт (даже драматический), которые требуют принятия быстрых решений.
12 Замысел кейса должен быть понятен студентам. Кейс должен быть написан простым четким языком, он не должен содержать много терминов, понятных лишь специалистам. Если же такие термины есть, то в кейсе должны быть предусмотрены пояснения.
13 При написании кейса нужно стараться избегать «ловушек», т.е. не следует вводить лишнюю, ненужную информацию. Не нужно давать и много мелких деталей. Ситуация должна быть самодостаточной.
14 Задача кейс-методов обучения состоит в том, чтобы студент не упрощал ситуацию, а старался ее объяснить, чтобы он умел вычленить главное, принимать правильные решения, и чтобы эти решения были ответственными, с учетом возможных последствий и возможных препятствий, т.е. у студента должен быть выработан определенный стереотип поведения.
15 При решении кейса студент не только использует полученные знания, но и проявляет свои личностные качества, в частности, умение работать в группе, а также демонстрирует уровень понимания ситуации. Причем нередко ситуация, изложенная в кейсе, на первый взгляд, кажется весьма далекой от того, что студент изучал в теоретическом курсе. Кейсовый метод помогает приобрести опыт решения практических ситуаций.
16 Активность работы каждого обучающегося зависит от количественного и качественного состава участников, организационной структуры подгруппы, ее размещения, общей организации работы с кейсом, организации обсуждения результатов, подведения итогов. Состав группы должен быть однородным, т.е. у обучающихся должен быть примерно одинаковый уровень знаний.
17 Формирование подгрупп Группа разбивается на отдельные подгруппы. Формирование подгрупп студенты осуществляют самостоятельно, на добровольной основе. В состав подгруппы должно входить 4-6 человек. Предпочтение отдается четному числу участников.
18 Дисциплина Работать над кейсом в жестких рамках, в условиях строгой дисциплины нельзя. Преподаватель должен дать студентам определенную свободу действий, за дисциплиной они должны следить сами – студенты имеют право на то, чтобы посмеяться, даже поговорить на другие темы, но это не должно идти в ущерб работе в целом. Время на такой отдых — 30% от времени, отведенного на всю работу подгруппы.
19 Студенты должны научиться работать коллегиально. Работа над кейсом учит их работать в коллективе, принимать коллективные решения.
21 Роль преподавателя: Преподаватель как бы передает свои полномочия студентам, его руководящая роль сводится к минимуму. Преподаватель должен удерживаться от соблазна предлагать свои варианты решения и оценивать правильность действий студентов в ходе работы над кейсом. Вмешательство преподавателя в работу студентов должно быть резко ограничено, оно сводится лишь к регулирующей функции.
Источник: www.myshared.ru