Технологические факторы, или научно-техническая среда (англ. technologica environment), — явления и процессы, а также отдельные люди и организации, способствующие разработке новых прогрессивных технологий, благодаря которым создаются новые товары, услуги и маркетинговые возможности.
Революционные перемены последних десятилетий, например, в области информационных технологий, связи, генной инженерии, фармакологии существенно изменили среду, в которой человек живет и работает.
Классическим примером такой ситуации является создание современных фармакологических противозачаточных средств. Их появление на рынке привело в длительной перспективе к уменьшению размеров семей, росту числа работающих замужних женщин и увеличению их самостоятельных доходов. Это, в свою очередь, повлекло за собой увеличение средних затрат на путешествия и туризм, на приобретение товаров длительного пользования.
Постоянное совершенствование технологий неуклонно уменьшает среднюю продолжительность жизненного цикла продукта, поэтому организации должны непрерывно оценивать возможность экономически целесообразного использования последних достижений науки.
Ошибка в прогнозе приведет либо к тому, что конкурент первым выйдет на рынок с новым продуктом, успеет получить на него монопольные права и тем самым ограничит возможности получения прибыли другими, либо к тому, что поспешные действия по замене уже освоенных технологий и продуктов замедлят рост прибыли от налаженного производства. Надо вовремя создать товары или услуги, практичные, доступные по цене, хорошо воспринимаемые рынком, удобные для продвижения к потребителю.
Технологические перемены воздействуют не только на производство, но и на продвижение продуктов и услуг на рынок. Например, появление интернет-технологий в корне меняет отношения производитель — посредник, посредник — конечный пользователь. Торговля и реклама в Интернете вызывают потребность в персонале с совершенно новыми специальностями. Это влечет за собой проблемы, связанные с их подбором или переобучением. Маркетинговые службы должны удерживать в поле внимания эти процессы, находить оптимальные методы продвижения на рынок новых видов продукции и услуг.
Политические факторы
Политические факторы, или политическая среда (англ. political environment), — общественно-политическое и государственное устройство общества, совокупность законов, политических традиций, государственных и общественных структур, воздействие которых отражается на рыночном и ином поведении компаний и отдельных лиц. В современном мире государство активно вторгается в предпринимательскую деятельность, в значительной мере формируя макросреду организации.
К политическим факторам, влияющим на бизнес, следует относить все законодательные акты, указы президента, распоряжения правительства, регламентирующие предпринимательскую деятельность, а также аналогичные распоряжения местных властей.
Трудно переоценить влияние на нее таких правовых норм, принятых в Российской Федерации, как новый Гражданский кодекс, Таможенный кодекс, Налоговый кодекс, Арбитражный процессуальный кодекс, федеральные законы «О несостоятельности (банкротстве)», «О рынке ценных бумаг», «О товарных биржах и биржевой торговле» и другие законодательные документы.
В Российской Федерации приняты и действуют правовые нормы, непосредственно касающиеся маркетинговой деятельности, например, Федеральный закон «О рекламе»» (ред. от 21.03.2002), закон «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров. (ред. от 24.12 2002).
Правовая база маркетинга постоянно совершенствуется. Для успешной работы на рынке сотрудникам организации необходимо постоянно учитывать детализацию политических и правовых факторов, воздействующих на организацию.
Их много. Для про ведения анализа макросреды принято выделять наиболее часто встречающиеся: расстановку политических сил в стране и мире, их отношение к вопросам собственности и предпринимательства, государственное регулирование в области предпринимательской деятельности, изменения в налоговом законодательстве, структуру государственного бюджета и политику в области государственных .расходов, отношения между деловыми кругами и правительством, законодательство об охране окружающей среды, выборы во все органы власти.
Последние десятилетия в мире растет движение, которое получило название «консюмеризм. (англ. consumerism, от consumer — потребитель), объединяющее граждан и организации, борющиеся за укрепление влияния потребителей на производителей товаров и услуг. В России успешно действует Общество защиты прав потребителей.
Не меньшим влиянием в развитых странах пользуется инвайронментализм (англ. environmentalism, от environment — окружающая среда). Распространены движения граждан и организаций, озабоченных вопросами защиты и улучшения состояния окружающей среды. Среди них партия «зеленых». В Германии постоянно упоминаемая средствами массовой информации организация «Гринпис» (англ.
Green Реасе — Зеленый мир). Это направление общественной жизни представлено в России многими организациями, например Всероссийским обществом защиты природы, Балтийским экологическим конгрессом и многими другими.
Источник: studbooks.net
Технологические факторы
Технология является одновременна внутренней переменной в внешним фактором большого значения. Технологические нововведения влияют на эффективность, с которой продукты можно изготавливать и продавать, на скорость устаревания продукта, на то, как можно собирать, хранить и распределять информацию, а также на то, какого рода услуги и новые продукты ожидают потребители от организации.
Исследователи описали скорость изменения технологий в последние десятилетия и утверждают, что данная тенденция сохранится. Одна из причин этого явления состоит в том, что в наше время на земле живет больше ученых, чем их было в мире прежде.
Некоторые недавние крупные технологические (т. е. научно-технические — прим. научи, ред.) нововведения, которые глубоко затронули организации и общество, — это компьютерная, лазерная, микроволновая, полупроводниковая технология, интегрированные линии связи, робототехника, спутниковая связь, атомная энергетика, получение синтетических топлив и продуктов питания, генная инженерия. Дэниел Белл, знаменитый социолог, считает, что будущие поколения сочтут наиболее ценным нововведением технологию миниатюризации. Сегодняшние новшества типа точечных микроэлементов и памяти на цилиндрических магнитных доменах делают возможным хранение на небольшом диске такого объема информации, под который прежде требовались здания с многочисленными картотечными блоками базы данных. Полупроводники и микропроцессоры сделали легко доступными небольшие компьютеры. Они изменили также характер многих изделий (например, электронные часы заменили механические) и обусловили внедрение машин и приборов новых типов в новые области (например, устройства, предназначенные для диагностирования и лечения в медицине).
Очевидно, что организации, имеющие дело непосредственно с технологией высокого уровня, наукоемкие предприятия, должны быть в состоянии быстро реагировать на новые разработки и сами предлагать нововведения. Однако сегодня, чтобы сохранить конкурентоспособность, все организации вынуждены идти в ногу, по крайней мере, с теми разработками, от которых зависит эффективность их деятельности.
Источник: studwood.net
Влияние технологий на бизнес-модель при выходе на новые рынки
Нынешние политические и экономические реалии активизировали работу российских компаний по переориентации своих экспортно-импортных операций на новые рынки. Я расскажу о подходе к формированию бизнес-модели при выходе на зарубежные рынки со стороны технологической компании.
Я буду использовать упрощенную версию понимания бизнес-модели по Александру Остервальдеру и Иву Пинье. Они разработали инструмент бизнес-моделирования — шаблон, который используется для характеристики бизнес-процессов новых и уже функционирующих предприятий, и помогает в оценке ключевых факторов успеха. Он представлен в 9 блоках на рисунке ниже:
Технологии влияют на бизнес-модель с двух сторон: со стороны производства и со стороны клиента. Рассмотрим эти явления на примере карьерных самосвалов, роботизацией которых мы занимаемся в компании «Цифра Роботикс».
Производство комплексов автономного движения для такой техники подразумевает использование различных компонентов:
1. Сенсоры китайского, европейского или американского производства
2. Вычислители – специальные GPU компьютеры
3. Комплектующие и расходные материалы, способные работать при температурах от -45 до 60 °C, и быть достаточно пыле-, влаго-, виброустойчивыми
4. Программное обеспечение для проектирования и разработки и многое другое
Именно доступность этих компонентов (сверхактуальная задача для российских производств) и их качество, экспортный потенциал технологий (наличие своих технологических стартапов и инновационных регионов в стране), конкурентоспособность на зарубежных рынках (помимо локальных, всегда есть технологичные конкуренты из США, Китая), средства доставки программного обеспечения и/или оборудования (у роботов тяжелое аппаратное обеспечение) влияют на финальный продукт и успех вашего бизнеса в целом.
С другой стороны, чтобы клиенты могли использовать наших «роботов» необходим также ряд технологических факторов:
1. Возможности эксплуатации — инфраструктура связи, хранения и обработки информации, электропитание
2. Степень готовности самих транспортных средств — их новизна и возможность подключения системы без дополнительного «колдовства»
3. Культура потребления и использования технологий
Остановимся на последнем факторе: влияние технологий ограничено влиянием потребительской культуры.
Если сравнить между собой отдельные регионы мира, в ряде стран до сих пор используется дешевый ручной труд. Автоматизация такой работы за счет современного технологичного решения может увеличить эффективность, а может пойти вразрез с местной культурой, традициями и привычками.
Даже в России достаточно зрелые и автоматизированные производства рассматривают автономные технологии как инновационные, влекущие за собой трансформацию отлаженных процессов, которые часто не хотят менять. Думаю, это одна из причин, почему в России только 3 беспилотных самосвала, а в Австралии более 700. И если сравнивать их объемы добычи и стоимость сбыта и продукции, последняя имеет высокий уровень конкурентоспособности во многом благодаря другой культуре потребления инноваций.
С учетом вышесказанного, важно понимать, что уровень технологической зрелости клиента важнее уровня поставщика. Мы можем создать инновационный продукт, сделать уникальное предложение, но, если заказчик на данный момент не готов к новой технологии, то она не приживется. И наоборот, если надо выходить на продвинутый, искушенный рынок с примитивным продуктом, даже при низкой его стоимости, существует вероятность, что он не будет соответствовать ожиданиям клиента или его статусности.
Взаимоотношения клиентской и продуктовой зрелости, на мой взгляд, хорошо иллюстрирует учебник физики о сложении сил:
Общим фактором и для развития продукта, и для потребления будет наличие более или менее технологичных конкурентов. Я оцениваю этот аспект, как до определенной степени положительный. Он дает возможность изучить, каким образом процесс работает у конкурента, и улучшить свой, сделав его качественнее, дешевле и эффективнее. Значительно сложнее, когда конкурента нет. В этом случае приходится разрабатывать процессы и процедуры самостоятельно, искать технологии, формировать требования и проводить исследования о приемлемой эффективности.
Таким образом, несмотря на потенциал использования инновационных технологий, очевидно, что при выходе на новые рынки они могут встретить на каждом этапе ряд трудностей и со стороны производителя, и со стороны потребителя. Разумеется, кроме технологических факторов, влияющих на бизнес-модель, существуют также экономические, правовые, социальные аспекты, каждый из которых достоин отдельной статьи.
Источник: vc.ru