Развитие технологического предпринимательства в вузах – одна из главных тем Московского Международного Салона образования, который проходит в эти дни в Москве. Эксперты сессии «Университет нового типа или как готовить серийных технологических предпринимателей?» обсудили меры поддержки студенческих стартапов и опыт ведущих университетов страны, федеральный проект «Платформа университетского технологического предпринимательства», а также вопросы венчурного финансирования и создания университета предпринимателей.
ММСО, 2023 (Артем Ганжа)
О поддержке университетских стартапов и федеральном проекте «Платформа университетского технологического предпринимательства»
Олег Чурилов, директор департамента развития технологического предпринимательства и трансфера технологий Минобрнауки:
«В федеральном проекте «Платформа университетского технологического предпринимательства» уже задействованы 270 университетов из 70 регионов РФ – от Калининграда до Владивостока. Гипотеза федпроекта состоит в том, что предпринимательству нельзя научиться, сидя за партой. Технологическому предпринимательству можно научиться только в деятельности.
Развитие технологического предпринимательства: как изобретение превратить в бизнес
Для этого у нас организованы разные мероприятия. Есть тренинги предпринимательских компетенций , которые организует МФТИ, где в формате деловой игры студенты могут попробовать себя в роли технологических предпринимателей. Есть акселерационные программы , куда приходят ребята со своими идеями – оператором выступает Платформа НТИ. В 2022 году было проведено 150 акселераторов и столько же будет запущено в этом году. Акселерационные программы помогают ребятам собрать проектные команды и научиться продуктовым навыкам, взаимоотношениям с клиентами. Также Платформа НТИ в прошлом году открыла 60 Предпринимательских Точек кипения .
Помимо этого мы запустили принципиально новый формат создания стартапов под названием стартап-студии . Это отдельные юрлица, созданные университетами на конкурсной основе с технологическими партнерами и государственными деньгами Минобрнауки. В прошлом году ФСИ выдал тысячу грантов по миллиону рублей и ребята в реальной деятельности – в создании юридических лиц – познают что такое бизнес по-настоящему. Фонд «Сколково» отвечает за cashback бизнес-ангелам , которые инвестируют в студенческие стартапы».
О возможностях экосистемы НТИ для развития технологического предпринимательства
Вадим Медведев, ректор Университета 2035:
«Сегодня в рамках экосистемы Национальной технологической инициативы есть широкий спектр возможностей для развития технологического предпринимательства, создания и внедрения решений, обеспечивающих технологический и кадровый суверенитет страны. Фонд НТИ, Платформа НТИ и Университет 2035 реализуют ряд проектов, которые направлены на решение этих задач.
30 декабря 2022 года Президент РФ Владимир Путин утвердил 28 поручений по развитию в стране новой отрасли – беспилотной авиации. НТИ выступает здесь драйвером, по сути проектной командой, которая собирает воедино ведущих игроков отрасли. До 1 сентября ожидается утверждение национального проекта по развитию беспилотных авиационных систем на период до 2030 года. И в целях обеспечения новой отрасли кадрами, Университет 2035 сейчас проводит отбор физических и юридических лиц для реализации программ по обучение инструкторов и пилотов БПЛА (FVP).
ТЕХНАРЬ или ГУМАНИТАРИЙ? — Научпок
Еще один важный проект – интенсив «Архипелаг 2023» , который пройдет летом в Новосибирске. Одной из главных задач интенсива станет выработка решений по реализации поручений президента РФ в части развития беспилотных авиационных систем. Также участники нового «Архипелага» будут работать по таким направлениям, как технологии улучшения качества жизни человека, социальное развитие и т.д.
До 9 апреля 2023 Университета 2035 принимает заявки от образовательных организаций на ДПО-программы в области ИИ – до 90% стоимости обучения слушателя на курсе компенсирует вузу государство из средств федпроекта «Искусственный интеллект». В мае стартует отбор образовательных провайдеров для реализации двухлетнего обучения современным языкам программирования по программе Код будущего. В новом наборе смогут участвовать не только школьники 8-11 классов, но и студенты СПО. Мы приглашаем все заинтересованные стороны присоединиться к нам и принять участие в реализации данных проектов».
Об университетских венчурных фондах
Евгений Кузнецов, сооснователь венчурного фонда Orbita Capital Partners:
«Основные стартапы, которые получаются в университетах, – это профессорские стартапы, когда профессора с опытом не только научным, но и индустриальным, находят актуальные для рынка и индустрии задачи и начинают их решать, создавая компания. И создают они их, как правило, вместе со своими студентами, постдоками, которые становятся «рабочими руками» этого профессора, который может заниматься еще 2-3 стартапами.
Студенты становятся в стартапах CEO и т.д. В этом смысле любой венчурный инвестор с удовольствием даст деньги под профессора, у которого есть трекшн, опыт работы с индустрией, жизненный опыт и так далее. Отсюда берутся известные цифры, что возрастной пик создания стартапов в лучших экосистемах мира приходится на 45-летних фаундеров. Это как раз те самые профессора, у которых есть опыт.
Главная проблема в российских университетах состоит в том, что у нас профессора либо не заточены на работу с индустрией, либо делают это через разного рода серые схемы. Главная задача любой венчурной обвязки – это корректная упаковка интеллектуальной собственности, произведенной профессорами, превращение в пригодные для инвестиций активы и далее создание необходимой коммуникационной и финансовой инфраструктуры.
Поэтому главная задача университетского венчура – это не столько обучение предпринимательству или деньги на «попробовать» – на это есть гранты. Это прежде всего деньги на корректное, правильное структурирование интеллектуальной собственности стартапа и создание пригодных для инвестиций объектов. И дальше работа с сетями других инвестиционных субъектов. Именно эту нишу занимают университетские венчурные фонды за рубежом».
О работе со стартапами: опыт МФТИ
Андрей Иващенко, председатель совета директоров НП ЦВТ «ХимРар», заведующий кафедрой инновационной фармацевтики, медицинской техники и биотехнологии МФТИ, руководитель рабочей группы НТИ «Нейронет»:
«У технологического предпринимателя должно быть хорошее естественно-научное образование и мировоззрение. У него должны быть экономические навыки: он должен понимать, что антенную решетку можно сделать из золота, она будет прекрасно работать, но это дорого. Это значит, что он должен быть в состоянии написать бизнес-план либо к проекту, либо к стартапу, либо к заявке.
И третье, что должно быть у хорошего технологического предпринимателя, это то, что раньше называлась умением работать с коллективом, а сегодня – soft skills. Это умение общаться, организовывать команду, вести переговоры, делать презентации. Сегодня нами выработан подход, каких технологических предпринимателей хочет и может готовить Физтех.
Мы говорим о технологических предпринимателях, которые в будущем станут Королевыми, Туполевыми. В этом смысле обычные стартапы, например, по продаже кофе или аренде, конечно, могут возникнуть, если студенты хотят этим заниматься. Но для нас это, что называется «попутный газ» – мы не мешаем, но и не помогаем».
Источник: dzen.ru
Технологическое предпринимательство
До конца 2022 года Вы можете бесплатно пройти обучение технологическому предпринимательству, протестировать свою идею, получить экспертную оценку и полезные контакты для ее реализации.
Что такое технологическое предпринимательство?
Технологическое предпринимательство – это деятельность, при которой научно-технологическое решение выводится из лаборатории на рынок. В основе бизнеса лежат научно-исследовательские разработки. Для создания продукта или услуги применяются инновационные технологии.На рынок выводятся новые продуктовые решения и стартапы.
Что дает участие в тренингах?
Вы попробуете себя в роли технологического предпринимателя. Мы поможем разобраться в теме, смоделируем ситуацию создания своего проекта и покажем возможности дальнейшего развития. Сможете выбрать свой путь. В проекте можно развиваться в разных направлениях: участвовать в команде существующего проекта, проектировать или запустить свой стартап, получить необходимые ресурсы для своего проекта. Получите качественные знания.
Кто такие технологические предприниматели, и как ими стать
Как STEM-образование помогает делать вклад в развитие инновационной экономики? Несколько примеров, доказывающих, что для технологического предпринимательства возраст неважен.
Пожалуй, каждому молодому человеку хочется получить стабильную и высокооплачиваемую профессию. Экономические и социальные факторы существенно влияют на этот выбор. Исходя из законодательства Российской Федерации, любая профессия, не связанная исключительно с работой в государственном секторе, может реализовываться как по найму (к работодателю), так и самостоятельно в качестве юридического лица или самозанятого.
Экономика инновационного типа требует подготовки большого количества квалифицированных кадров для обеспечения рынка труда высокотехнологичными профессиями. К сожалению, переход на Болонскую систему в свое время замедлил этот процесс, частично переориентировав на подготовку кадров не только для внутреннего рынка, но и для внешнего. Теперь количество учреждений как среднего, так и высшего образования, готовящих таких кадров, возросло, что говорит о постепенном наполнении рынка труда и устойчивом спросе на специалистов высокотехнологичных профессий.
Что такое STEM-образование
В частности, к высокотехнологичным профессиям относятся STEM-специальности (Science, Technology, Engineering, Math). Каждый компонент STEM несет определенный и ценный вклад в процесс образования:
- Наука (Science) помогает научиться исследовать окружающий мир и критически мыслить.
- Технологии (Technology) готовят к работе в инновационных отраслях.
- Инженерное дело (Engineering) позволяет совершенствовать навыки решения проблем и применять знания в новых проектах.
- Математика (Mathematics) позволяет людям анализировать информацию, применяя математический аппарат, устранять ошибки и принимать осознанные решения.
STEM-образование фактически связывает эти направления в единую систему, что позволяет готовить профессионалов, которые поспособствуют развитию высокотехнологичной экономики с помощью инноваций и устойчивых решений. Специалистов такого уровня готовят далеко не во всех вузах, поэтому их количество довольно ограничено. Кроме того, с уходом ряда иностранных компаний спрос на данных специалистов растет. В первую очередь, это связано с необходимостью импортозамещения многих продуктов и услуг.
Одним из STEM-направлений является технологическое предпринимательство – это создание нового бизнеса с инновационной, высокотехнологичной идеей, а технологический предприниматель обладает всеми компетенциями STEM. Как правило, подобный бизнес появляется в форме стартапа и постепенно при удачном стечении обстоятельств вырастает в крупную технологическую корпорацию.
Стартап – это не просто бизнес, который был создан недавно. Стартап – это компания, растущая по основным показателям более 15% в месяц и предлагающая эффективное и уникальное решение, основанное на высоких технологиях. Неслучайно именно это позволяет стартапам становиться единорогами – компаниями, капитализация которых за короткий период превысила $1 млрд.
В основе стартапа всегда лежит идея, и даже мечта. Самые интересные, необычные и перспективные идеи всегда родом из детства. Если выпускник школы является обладателем такой идеи, имеет огромное желание воплотить ее в реальность, создать продукт или предложить услугу, которая изменит или перевернет мир вокруг, то профессия технологический предприниматель – именно то, что нужно! При этом возрастных ограничений не существует.
Примеры успешных STEM-стартапов
1. Ecwid: решение для создания собственного интернет-магазина, доступа к ключевым торговым площадкам, а также возможности рекламировать и продавать свои товары в зарубежных соцсетях.
- Учредитель: Руслан Фазлыев.
- В каком возрасте открыл: 21 год.
- Объем инвестиций: $42 млн.
2. Elementaree: сервис доставки клиентам продуктовых наборов и рецептов для приготовления блюд по подписке.
- Учредитель: Ольга Зиновьева.
- В каком возрасте открыла: 26 лет.
- Объем инвестиций: $5 млн.
3. StudyFree: онлайн-платформа для поступления в зарубежные учебные заведения. Помогает студентам уехать за границу, получить доступ к стипендиям и грантам.
- Учредитель: Дарья Крошкина.
- В каком возрасте открыла: 16 лет.
- Объем инвестиций: $0,6 млн.
4. DigitalBrain: система обратной связи, которая оптимизирует работу сервисных агентств и call-центров, позволяет значительно увеличить скорость ответа, а значит, и увеличить удовлетворенность клиентов.
- Учредитель: Дмитрий Долгополов.
- В каком возрасте открыл: 16 лет.
- Объем инвестиций: $3,4 млн.
5. Miro: платформа для совместной онлайн-работы, с помощью которой можно создавать виртуальные рабочие пространства.
- Учредитель: Андрей Хусид.
- В каком возрасте открыл: 35 лет.
- Объем инвестиций: $400 млн.
6. InDriver: интернет-агрегатор пассажирских, грузовых и международных грузоперевозок.
- Учредитель: Арсен Томский.
- В каком возрасте открыл: 48 лет.
- Объем инвестиций: $150 млн.
Таким образом, технологическое предпринимательство становится основой успешного развития инновационной экономики. Все больше учебных заведений открывают программы подготовки кадров для технологического бизнеса, что является позитивной тенденцией и позволяет делать предположения о ближайшем росте количества стартапов.
Также читайте:
Источник: www.e-xecutive.ru