На сегодняшний день в России создано большое количество институтов развития, которые призваны развивать промышленные предприятия, малый и средний бизнес, а также помогать стартап-сообществам и молодым предпринимателям. Их так много, что мы решили написать серию публикаций, где будем раскрывать шаг за шагом наиболее значимые и эффективные, на наш взгляд, инфраструктурные проекты. Кроме того, наша цель – обзор мер поддержки, в том числе способов привлечения финансирования в промышленные предприятия.
В этой статье подробнее остановимся на технопарках. Что это такое? Как они создавались в России и за рубежом? Какова их основная цель, бизнес-модели работы, а самое главное какие меры поддержки технопарков существуют?
История технопарков в России.
Технопарки в России начали создаваться еще в 1990 годы. Это были подразделения научных учреждений, университетов и институтов. Финансировались они за счет государственного бюджета и контролировало их Министерство образования. Тогда никто не понимал, что это и как должно работать.
Технопарки: хайп или инструмент развития?
Эти технопарки просуществовали недолго, и спустя некоторое время было понятно, что технопарк должен быть самостоятельным учреждением и работать в связке с наукой и бизнесом, а не в составе научной организации. С 2006 г. по 2014 уже при координации Минкомсвязи России была запущена очередная программа создания технопарков в сфере высоких технологий. Сразу стоит оговориться, что и этот тип технопарков сейчас в некоторой степени утратил свою актуальность. В настоящее время существует более новая государственная программа по созданию промышленных технопарков, которая реализуется Минэкономразвития России.
Что такое промышленный технопарк.
Согласно Федеральному закону от 31.12.2014 г. № 488-фз «О промышленной политике в Российской федерации» промышленный технопарк – это объекты промышленной и технологической инфраструктуры, предназначенные для осуществления субъектами деятельности в сфере промышленности, промышленного производства, и (или) научно-технической деятельности, и (или) инновационной деятельности в целях освоения производства промышленной продукции и коммерциализации полученных научно-технических результатов. Таким образом, акцент проектов технопарка смещен в сторону промышленной реализации.
Основной задачей технопарков в сфере высоких технологий было «выращивание» проектов на посевной стадии («seed») и стадии стартап («start up»). Напомним, что на данных стадиях важно именно создать MVP («minimal value product») — рабочий продукт и/или интеллектуальную собственность. Организация промышленного производства – вторична. Если разбираться с понятием резидента промышленного технопарка, то это производственное предприятие, которое арендует помещения технопарка. Предполагается, что предприятие уже имеет задел для организации производства.
Требования к промышленным технопаркам.
Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2019 г. N 1863 «О промышленных технопарках и управляющих компаниях промышленных технопарков» существует ряд формальных требований, чтобы называться промышленным технопарком:
Технопарки в России
ü технопарк должен иметь управляющую компанию;
ü объекты промышленной и технологической инфраструктуры должны находиться в управлении данной компании;
ü на территории технопарка должно быть не менее 2 (двух) объектов технологической инфраструктуры;
ü площадь территории (земельного участка) должна быть не менее 1,5 га ;
ü площадь помещений не менее 5000 м2 и не менее 2000 м2 на 1 га;
ü точки присоединения к электроэнергии мощностью не менее 0,5 МВт.
Данные требования периодически меняются, поэтому необходимо постоянно мониторить законодательство. При соответствии технопарка данным требованиям возможно начинать подготовку документов для включения промышленного технопарка в реестр Минпромторга России.
Бизнес-модели работы технопарков.
В России можно выделить 3 модели работы технопарков (сугубо экспертное мнение компании ООО «Ин Про Консалтинг»):
Задача управляющей компании при арендной модели работы технопарка — создать «стены» и сдавать помещения в аренду. Дооснащение необходимой технологической инфраструктурой осуществляет сам арендатор под требования собственного проекта. Такой формат технопарка может подойти под требования промышленного. Чаще всего по такому типу работают частные технопарки. Задача собственника здесь — создать минимальную инфраструктуру и вернуть вложенные инвестиции как можно быстрее.
Под инфраструктурной моделью понимается размещение резидентов на площадях технопарка и предоставление всей необходимой сопутствующей инфраструктуры (технологической и инженерной) для реализации их проекта: технологические сервисы (например, центры коллективного пользования оборудованием, центр прототипирования, инжиниринговый центр, чистые комнаты и др.), консалтинговые услуги, коворкинг-центры и переговорные, места общего питания и др. Задача управляющей компании здесь — держать фокус на создании высокотехнологичной инфраструктуры, для создания и управления которой требуется большой штат и компетенции.
Сервисная модель похожа на инфраструктурную. Различие между ними в том, что управляющая компания не стремиться создавать серьезную технологическую инфраструктуру, так как это требует дополнительных ресурсов: штат, компетенции, время и др.
Вместо этого формируется большой пул партнеров, которые могут оказывать несерийные услуги (прототипирование, промышленный дизайн, производство опытной партии продуктов и др.). Зарабатывает управляющая компания здесь на сдаче помещений в аренду и оказании посреднических (сервисных) услуг. К таким услугам могут относиться – поиск индустриального партнера, организация мероприятий по поиску инвесторов и клиентов, помощь в привлечении финансировании, организация питч-сессий и др. Данный тип модели является чем-то средним между арендной и сервисной моделью работы технопарков.
Важно отметить, что к какой бы модели не относился технопарк, он вправе получить различные меры поддержки от государства при соблюдении ряда требований.
Государственная поддержка промышленных технопарков.
В России в зависимости от вида собственности существуют 2 вида промышленных технопарков: государственные и частные. На поддержку имеют право оба вида. Основные виды поддержки:
1. субсидирование затрат на создание, модернизацию и (или) реконструкцию объектов инфраструктуры технопарка;
2. возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам для управляющей компании технопарка;
3. выделение субсидий на создание промышленного технопарка (строительно-монтажные работы и закупка технологического оборудования).
Ответственными за поддержку технопарков являются два основных федеральных министерства: Минэкономразвития России и Минпромторг России. Важно понимать, что чтобы получить господдержку, необходим формально иметь статус промышленного технопарка. Для этого требуется подать заявку в Минпромторг России на соответствие требованиям, предъявляемым к промышленным технопаркам. По итогу успешного прохождения данной процедуры промышленный технопарк вносится в реестр Минпромторга России.
Компания Ин Про Консалтинг имеет большой опыт в подготовке документов по включению в государственный реестр технопарков и индустриальных парков и получению ими мер государственной поддержки. Заявка на консультацию можно оставить на сайте inpro-k.ru или в наших соц сетях.
Список использованных источников:
1. Федеральный закон от 31.12.2014 г. № 488-ФЗ «О промышленной политике в Российской федерации»;
2. Постановление Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2019 г. N 1863 «О промышленных технопарках и управляющих компаниях промышленных технопарков»;
3. Приказ Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 23 июня 2020 г. N 3221 «Об утверждении Перечная требований к объектам технологической инфраструктуры промышленных технопарков»;
4. Приказ Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 22 июля 2020 г. N 2363 «Об утверждении Порядка ведения реестра промышленных технопарков и управляющих компаний промышленных технопарков;
5. ГОСТ Р 56425-2015 Технопарки «Национальный стандарт Российской Федерации»;
6. Постановление правительства РФ от 30 октября 2014 г. № 1119 «Об отборе субъектов Российской Федерации, имеющих право на получение государственной поддержки в форме субсидий на возмещение затрат на создание, модернизацию и (или) реконструкцию объектов инфраструктуры индустриальных парков, промышленных технопарков и технопарков в сфере высоких технологий»;
7. Постановление Правительства РФ от 11 августа 2015 г.№ 831 «Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета российским организациям — управляющим компаниям индустриальных (промышленных) парков и (или) технопарков на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях и государственной корпорации «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)» в 2013 — 2016 годах на реализацию инвестиционных проектов создания объектов индустриальных (промышленных) парков и (или) технопарков»;
8. Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2014 г.№ 316 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Экономическое развитие и инновационная экономика»;
9. Приказ Минэкономразвития России от 14 марта 2019 г. № 125 «Об утверждении Требований к реализации мероприятий, осуществляемых субъектами Российской Федерации, бюджетам которых предоставляются субсидии на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства в субъектах Российской Федерации…»
Источник: dzen.ru
XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2020
На сегодняшний день 21 веке по всему миру широкое развитие получили научно-производственные организации «Технопарк».
Что такое технопарк? Технопарк это — научно-производственный территориальный комплекс, главная задача которого в том, чтобы сформировывать максимально благоприятные среды для развития малых и средних наукоемких инновационных фирм-клиентов путем предоставления более широкого спектра услуг по поддержке инновационного предпринимательства с помощью развития таких баз, как материально-технической, социально-культурной, информационной и финансовой базы становления и развития деятельности малых и средних инновационных предприятии. Технопарки как правило имеют участки земли, которые они могут сдавать в аренду клиентским фирмам под строительство офисов или других производственных помещений, таким образом технопарк включает группу предприятий, объединенных организационно и территориально, занимающихся разработкой передовых технологий.
Технопарк самостоятельно формирует свою организационную структуру, которая утверждается высшим органом управления технопарка, если другое не предусмотрено учредительными документами. Система технопарка определяется истекая из фундаментальных направлений и специфики его деятельности. Необходимыми структурными составляющими технопарка являются:
— инкубатор малого бизнеса, размещаемый в многоофисном здании, в котором на льготных условиях на срок, не превышающий три года, располагаются малые начинающие инновационные фирмы;
— малые и средние предприятия, вышедшие из инкубатора, но пожелавшие остаться на территории технопарка; предприятия и фирмы, которые пришли в технопарк из высших учебных заведений, научных центров, промышленных предприятий; дочерние фирмы, филиалы, отделения крупных предприятий и корпораций;
— сервисные предприятия и фирмы, предоставляющие компаниям технопарка информационные, юридические, патентные, лицензионные, инжиниринговые, маркетинговые, бухгалтерские, финансовые, рекламно-издательские и другие услуги, не противоречащие целям и задачам деятельности технопарка [1].
Необходимые задачи технопарков в России:
Организация поточного воспроизводства инновационных бизнес-компаний;
Обеспечение максимально комфортных условий;
Экономическая и финансовая поддержка.
Парки помогают внедрению научно-технических разработок в промышленности, продвижению товаров на рынке.[2]
Есть три основные причины их развития:
1. Главной ценностью технологических компаний является не капитал, а люди. В 21 веке люди могут выбирать сами место для работы практически в любом городе мира, где имеются кадры профильных специализаций. В связи с чем возникают кадровые проблемы. То есть нехватка квалифицированных кадров, способных организовать процессы обучения потенциального предпринимателя основам бизнеса.
Отсутствие опытных специалистов и менеджеров, способных продвигать разработки и изобретения и управлять инновациями. Чтобы развивались работающие высокотехнологичные компании оставались в России, а специалисты высокой квалификации не выбирали работу за пределами России нужно создавать условия не хуже чем у конкурентов. Для развития новых технологий необходима рабочая сила, а точнее люди способные создавать что-то новое, продвигать свои идеи и воплощать их в реальность.
2. Земля – это ресурс, используемый для производства следующих продукции, строительства домов, городов, железных дорого; это один из основополагающих факторов производства. В экономическом смысле слова – это все природные факторы, которые могут быть использованы в процессе создания экономического благ или оказания услуг. Исходя из этого, земля- ресурс, который надо использовать эффективно. Земля имеет альтернативные варианты использования, поскольку каждый ее участок в условиях рыночных отношений будет использоваться способом, приносящим максимальный доход владельцу. Технопарки занимают значительно мало места, но обеспечивают максимум объема производства на 1м 2 , что выгодно для экономии занимаемой площади и экономической выгодой.
3. Проблема загрязнения окружающей среды с каждым днем становится все острее. Ежедневно люди сталкиваются с проблемой постоянного загрязнения воздуха, воды и земли. Сегодня необходимы разработки технологий поддерживающих экологическую чистую среду. Поэтому будущая промышленность может быть только экологичной, или ее не будет совсем.
Помимо 3-х причин в необходимости технопарков, так же существуют и преимущества для них самих:
1. «Зеленый свет» — это программа для строительства новых площадей и плюс ко всему налоговые льготы. [3]
2. Стратегия инновационного развития РФ до 2020 г. предусматривает также улучшение налоговых условий инновационной деятельности. Эта мера будет способствовать повышению качества работы технопарков в России. Льготы минимизируют налог на землю, имущество и прибыль. Преимуществом этого является снижение налоговой нагрузки до 25%. [3]
Рассмотрим таблицу 1, где наглядно показано сравнение между текущей ставкой и льготой для технопарков.
Таблица 1.Льготная вставка для технопарков.[3]
Налог на прибыль, зачисляемый в городской бюджет
Источник: scienceforum.ru
Развитие технопарков в Российской Федерации
Хайкина, Е. М. Развитие технопарков в Российской Федерации / Е. М. Хайкина, Ю. С. Сизова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 14 (118). — С. 409-412. — URL: https://moluch.ru/archive/118/32679/ (дата обращения: 29.05.2023).
В статье рассматриваются динамика, тенденции и проблемы развития таких элементов национальной инновационной системы, как технопарки, а также их значение для настоящего и будущего инновационного потенциала России.
Ключевые слова: модель «тройной спирали», национальная инновационная система (НИС), динамика развития технопарков, структурные проблемы развития технопарков
В настоящее время такой элемент структуры национальной инновационной системы (НИС), как технопарк широко распространен в развитых странах, и уровень инновационной активности определяется именно этим элементом. Технопарковые структуры присутствуют во всех странах с развитой НИС. Примерами таких стран могут служить США, Великобритания, Франция, Германия, Китай, Япония, Канада, Австралия и др., где сконцентрированы все элементы национальной инновационной системы, все элементы тройной спирали.
В постиндустриальной экономике механизмы интерактивной сетевой кооперации (коллаборации) охватывают взаимоотношения не только между производственными, а также и между институциональными секторами [3]. Особенно важными для инновационного развития являются партнерские взаимодействия между тремя ведущими институциональными секторами — государством, бизнесом и наукой/университетами, получившие название модели «тройной спирали» (Triple Helix Model). Данная концепция вошла в экономическую жизнь в середине 1990-х гг. и была призвана помочь развитым странам сформировать основы инновационной политики для начатого ими перехода к экономике знаний. Технопарки же явились инфраструктурным элементом, который способствовал такому переходу.
В Российской Федерации деятельность технопарков не отличается высокой эффективностью. Они не оказывают значительного влияния на экономическое и инновационное развитие страны и отдельных регионов. Преодоление низкой эффективности отечественных технопарков будет означать достижение российской экономикой глобальной конкурентоспособности [5].
В нашей стране первые технопарки появились в начале 1990-х годов. Самым первым стал Томский научно-технологический парк, который открыли на базе Томского государственного университета систем управления и радиоэлектроники. С этого момента число технопарков стало постепенно увеличиваться и к 1992 году в России их уже насчитывалось 24. Позже стали появляться технопарки на базе государственных научных центров, в академических городках, наукоградах и к 2000 году их насчитывалось уже 54.
С 2006 года в России стали разрабатываться федеральные профильные программы и выделяться средства под развитие и создание технопарков. Одной из таких программ была комплексная программа, координируемая Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации «Создание в РФ технопарков в сфере высоких технологий», которая была завершена в 2014 году.
На ее реализацию за восемь лет из федерального бюджета было выделено 13,4 млрд рублей. По другой программе, которую координировало Министерство образования и науки России, начиная с 2009 года было направлено около 9 млрд рублей на создание трех десятков технопарков. Еще четыре технопарка появились с 2010 года по линии Министерство экономического развития Российской Федерации. Учитывая такую тенденцию, многие субъекты РФ также посчитали необходимым в инициативном порядке завести подобные технопарковые площадки [4].
Таким образом, к 2013 году в стране сформировалось свыше 200 технопарков, но, несмотря на внушительное количество, следует отметить следующие существенные ошибки, допущенные в то время в этой области:
- Отсутствие четкого определения, что следует считать технопарком и какие цели он должен преследовать;
- Отсутствие законодательной базы, которая определяла бы цели, задачи, критерии оценки, принципы функционирования и роль технопарков в национальной инновационной системе;
- Отсутствие в программах четких требований к инфраструктуре и техническому оснащению технопарков;
- Большая межведомственная разобщенность в сфере создания российской инновационной инфраструктуры.
Рассмотрим динамику развития технопарков в России с 1990 по 2015 гг.
Представленные на Рис.1 данные свидетельствуют о крайне нестабильной ситуации в развитии технопарков в России на протяжении всего исследуемого периода развития.
Рис. 1. Динамика развития технопарков в России с 1990 по 2015 гг.
В условиях современной экономики можно выделить следующие виды технопарков: это университетские технопарки, региональные отраслевые технопарки, технопарки индустриального типа, сетевые технопарки, технопарки на базе наукоградов.
В настоящее время в России действуют всего 2 % технопарков, которым более десяти лет. Остальные 98 % фактически находятся на стадии создания или развития. При этом из функционирующих сейчас нужной инфраструктурой (высокотехнологичное оборудование, лаборатории и пр.) обладают лишь единицы, а об оказании необходимых для компаний-резидентов услуг (бизнес-акселерация, менторская поддержка, помощь в привлечении инвестиций и т. д.) заявляет едва ли 10 % из ныне функционирующих [2].
Россия является одним из мировых лидеров по качеству трудовых ресурсов: даже при учете многочисленных проблем отечественной системы образования, россияне остаются одной из наиболее образованных наций. Кроме того, по объёмам финансирования науки наша страна занимает 8 место в мире. Но, к сожалению, хорошая образовательная база и сильная наука не дают у нас практических плодов, что является структурной проблемой развития национального инновационного сектора экономики. Научное сообщество в России существует отдельно от бизнеса. В свою очередь, бизнесмены не склонны к риску, не спешат вкладываться в наукоемкие проекты и отдают предпочтение готовым технологическим решениями иностранного происхождения. Если сравнивать Россию и Америку, то на долю США в мире приходится 21 % инновационного рынка, а на долю российских производителей — всего 1 %.
В современных условиях в России долгосрочные проекты отпугивают предпринимателей, несмотря на то, что в перспективе от них можно получить существенную отдачу. Однако, большинство представителей бизнеса предпочитают получать небольшую, но стабильную прибыль в краткосрочной перспективе. Данная тактика в масштабах страны приводит к технологическому отставанию, а в итоге — к снижению конкурентоспособности.
В структуре российских технопарков в сфере их специализации доминируют многоотраслевые технопарки (31 %) и сфера информационных технологий (29 %). Минимальная активность технопарков в России приходится на сферу сельского хозяйства. Всю структуру технопарков можно увидеть на Рис. 2.
Рис. 2. Специализация российских технопарков
Собственность на российские технопарки определяет уровень предоставляемого ими финансирования, а, следовательно, и потенциальные возможности в реализации проектов. В структуре собственности технопарков, представленной на Рис. 3, доминируют региональные администрации, на долю которых приходится 39 % валового объема создания и поддержки технопарков. На втором месте — администрация вузов, которые сформировали и поддерживают 26 % российских технопарков. Минимальное количество их приходится на муниципальные администрации (13 % технопарков).
Рис. 3. Собственники российских технопарков
Российской реальностью является полный отрыв деятельности по формированию материальной инфраструктуры технопарков от деятельности по развитию инновационной (сервисной) инфраструктуры наблюдают не только «общественники». О том, что эти направления не увязаны в целостную и гармоничную систему, говорят и аудиторы Счетной палаты РФ, выявившие многочисленные нарушения при создании технопарков в рамках комплексной программы Министерство связи и массовых коммуникаций России. Оказалось, что из 12 технопарков, участвовавших в программе и размещенных в 11 субъектах РФ, полностью были построены только пять в трех регионах (три — в Татарстане, по одному — в Кемеровской и Тюменской областях). Еще в трех технопарках — в Москве, Свердловской и Калужской областях — на момент проверки вообще не размещалось ни одной компании-резидента. А там, где они всё-таки были, отсутствовали значимые результаты по таким показателям, как количество выполненных опытно-конструкторских и научно-исследовательских работ, число полученных патентов на изобретения [4].
В феврале 2016 года Правительство Москвы попыталось уже сделать первый шаг на пути к эффективному функционированию технопарков, выпустив постановление «О мерах по реализации промышленной и инвестиционной политики в городе Москве», в котором попыталось более чётко составить определение, что следует считать технопарком, и определить порядок присвоения, подтверждения и прекращения данного статуса. Также данный документ описал критерии оценки, принципы функционирования и роль технопарков в инновационной системе и создал более чёткие требования к их инфраструктуре и техническому оснащению [1]. Но, к сожалению, данное постановление — это только маленький шажок в будущее. Оно работает не по всей стране, следовательно, не может регламентировать работу всех технопарков в Российской Федерации, а также не решает всех поставленных проблем перед правительством РФ.
Таким образом, проведенный анализ показал, что развитие технопарков в России является важным элементом формирования устойчивости экономической системы РФ. С учетом того, что важнейшей стратегической целью России является перевод экономики на инновационный тип развития, а одной из форм активизации инновационной деятельности и государственной поддержки предпринимательства является эффективное функционирование технопарков, первоочередной задачей законодателя является необходимость принятия федерального закона «О технопарках в Российской Федерации», в котором должно быть закреплено понятие технопарка, цель его создания, особенности правового режима его функционирования, эффективные меры государственной поддержки технопарков и их субъектов. Это будет способствовать развитию наукоемких технологий и наукоемких фирм, успешной коммерциализации инновационных разработок отечественных вузов и развитию конкурентоспособного предпринимательства.
- Постановление Правительства Москвы от 11 февраля 2016 года № 38-ПП «О мерах по реализации промышленной и инвестиционной политики в городе Москве» // База данных системы КонсультантПлюс.
- Алексеева Н. Зачем инвестировать в Российские технопарки? // Общественно-политический журнал — Общественная Россия 2014 // Интернет источник: http://politrussia.com/ekonomika/razvitie-innovatsiy-673/
- Малыгин В. Сетевые взаимодействия в инновационной экономике: модель тройной спирали // Вестник Института экономики РАН № 2 2013 // Интернет источник: knigilib.net/book/282-vestnik-instituta-yekonomiki. trojnoj-spirali.html
- Москаленко А. Технобумс // Бизнес-журнал 2016. № 1. С. 38–43.
- Сизова Ю. С. Развитие технопарковых структур в московском регионе: динамика, факторы, перспективы // Экономика и предпринимательство. 2016. № 3–1 (68–1). С. 270–272.
Основные термины (генерируются автоматически): Россия, национальная инновационная система, Российская Федерация, динамик развития, комплексная программа, Министерство связи, Москва, структурная проблема развития, техническое оснащение, эффективное функционирование.
Источник: moluch.ru