Теневой бизнес это законно

Представители бизнес-сообщества пожаловались на высокую налоговую нагрузку, которая стала особенно ощутима в период пандемии

15 сентября 2021 в 09:33
Задайте Ваш вопрос в телеграм-чате:

Чтобы сократить расходы на обязательные отчисления в бюджет, предприниматели вынуждены уходить в «серую» зону или же переводить сотрудников в статус самозанятых. Об этом рассказали представители бизнес-сообщества в рамках делового завтрака с уполномоченным по правам предпринимателей Москвы Татьяны Минеевой. 80% участников встречи с бизнес-омбудсменом убеждены: налоговую нагрузку на бизнес нужно сокращать, только это побудит его работать в «белую». Некоторые эксперты и вовсе предлагают освободить от обязательных отчислений в бюджет предприятия с оборотом ниже 60 млн руб. в год.

Проблема налогов всегда волновала предпринимателей. В пандемию, когда обороты многих отраслей упали кратно, она стала еще более острой. В целях экономии и для поддержания бизнеса «на плаву» многие собственники стали работать по «серым» схемам (без провода транзакций через ККМ, с использованием контрафактного оборудования и проч.) или расформировать штаты и переводить сотрудников в режим самозанятости, в рамках которого уплата налога ложится на плечи самого работника. Особенно явно эти «тренды» проявились в бьюти-индустрии (парикмахерские, SPA-салоны, косметологические центры и др.), которая стала одной из наиболее пострадавших в пандемию.

ПОЧЕМУ ТЕНЕВОЙ БИЗНЕС ПРОДАЖИ СИМ-КАРТ ВЫГОДЕН ОПЕРАТОРАМ МТС, БИЛАЙН, МЕГАФОН? / RUSSIAN OSINT

Как отметила общественный уполномоченный по вопросам индустрии медицинских SPA и клиник эстетической медицины Наталья Филиппова, в 2020-м объем косметологических услуг, оказанных «на дому» увеличился в 2 раза. Совокупный объем «серого» рынка косметологических услуг по итогам прошлого года составил 56 млрд руб.

11% таких услуг сегодня оказываются в частных кабинетах, еще столько же — в салонах красоты со специалистами не имеющими необходимой лицензии и квалификации. Росту «серого» рынка косметологии, как полагает эксперт, способствуют законодательные пробелы и недоработки, главная из которых — неравенство степени ответственности за некачественно оказанные услуги.

Как рассказала эксперт, если ущерб клиенту нанесет мастер, работающий сам на себя, он может отделать штрафом в 2 тыс. руб. Если же нарушение допустит сертифицированный мастер, работающий в штате некоего ООО, то здесь дело может дойти до уголовной ответственности. При таких рисках, отсутствии должного контроля и ужесточении требований государства (например, продвижение нормы о том, что косметологическим центром может руководить только врач) у предприятия, работающего в статусе ООО, велик «соблазн» работать с мастером-самозанятым, чтобы не нести ответственности за его деятельность. В результате таких «манипуляций», как пояснила Наталья Филиппова, до 50% «горе»-мастеров остаются безнаказанными. Также эксперт сообщила, что большая проблема — контрафактная продукция, только среди инъекционных препаратов на нее приходится до 56%.

«Обелить» рынок косметологических услуг Наталья Филиппова предлагает с помощью идентификации его участников. По ее мнению, каждому из них необходимо обязать получить ID или QR-код и сформировать из них на сайте Росздравнадзора открытую базу, через которую можно было бы проверить мастера и его квалификацию. Кроме этого, Наталья Филиппова полагает, что ID или QR-код должен стать для участника рынка «пропуском» на маркетплейс или сайт-агрегатор, сейчас объявления на таких сервисах никто не проверяет. Еще одно предложение, озвученное экспертом, — уравнивание степени ответственности ИП, самозанятых и ООО за некачественно оказанные услуги.

Как устроена теневая экономика России?

Президент Ассоциации частных многопрофильных клиник Москвы Александр Грот добавил, что кроме контрафактных препаратов большой проблемой в России является незарегистрированное оборудование. Причем, в этом виноваты не только не чистые на руку участники рынка, желающие сэкономить. Как пояснил эксперт, порядок регистрации иностранного медицинского оборудования в РФ сегодня очень сложный и может занять 2-3 года. За это время оборудование потеряет свою актуальность. Зная об этой ситуации, многие производители, привыкшие ежегодно модернизировать свою продукцию, просто не хотят работать в России, что дает простор для «творчества» их коллег, работающих в теневом секторе.

Общественный уполномоченный по beauty-индустрии, вице-президент Ассоциации предпринимателей̆ индустрии красоты Нина Литвинова обратила внимание на подмену трудовых отношений режимом самозанятых. По ее данным, за 2020-ый количество самозанятых выросло с 3 тыс. до 9 тыс. человек. При этом отток работников из предприятий индустрии красоты достиг 26,6 тыс. человек — это и увольнения из-за финансовых трудностей компаний, и перевод в режим самозанятых, и переход «серую» зону. И если первый фактор зачастую не зависит от воли собственника, то последние два он использует осознанно, чтобы сэкономить на налогах и сократить объем предъявляемых требований.

Читайте также:  Почему бизнес в США выгоден

«Яркий пример — вакцинация. Согласно постановлению властей Москвы, на предприятии, работающем в сфере услуг, должны быть вакцинированы не менее 60% сотрудников. Но нужно понимать, что речь идет только об оформленных в штат работниках. Если ты, как собственник, сотрудничаешь с самозанятыми, то это требование можно не соблюдать. И это только один из примеров», — сказала Нина Литвинова.

Решить эту проблему можно с помощью сокращения налоговой нагрузки. Как известно, объем обязательных отчислений работодателя за своего сотрудника может доходить до 30-40% (НДФЛ плюс пенсионные, страховые отчисления и проч.). Даже снижение только этой цифры побудит собственников к «обелению» своей деятельности и формированию полноценных штатов работников. Кроме этого, проводя опрос среди 3 тыс. предприятий бьюти-индустрии, Нина Литвинова выяснила, что они остро нуждаются в дешевых беззалоговых инвестиционных кредитах, которые сегодня довольно сложно получить из-за ограниченности объема средств, выделяемого на такие займы.

Общественный уполномоченный по самозанятым и микробизнесу Дмитрий Потапенко, также выступивший на деловом завтраке с Татьяной Минеевой, вообще считает, что бизнес с оборотом до 60 млн руб. в год необходимо освободить от отчислений в бюджет, как и самозанятых граждан. Проблем в массовом переводе сотрудников компаний в режим «самозанятости» эксперт при этом не видит. Он полагает, что симбиоз ИП, ООО и самозанятых — единственная конструкция, которая является рабочей в современных реалиях.

Источник: xn--c1abvl.xn--p1ai

Теневой бизнес это законно

Рабочее время:
с 8: 00 до 17: 00

Перерыв:
с 12: 00 до 12: 48

Выходные дни:
суббота, воскресенье

Малышев Николай Григорьевич

Глава администрации Немского муниципального округа

  • Сайт управления образования
  • График приема граждан
  • Избирательная комиссия

http://www.kremlin.ru

Главная » Новости » Теневой бизнес
Теневой бизнес

16 декабря 2019

Незаконное предпринимательство, осуществляемое во всех сферах экономики, несет в себе огромный деструктивный потенциал, который распространяется далеко за рамки одной лишь хозяйственной деятельности. Теневой бизнес смещает в негативную сторону этические ценности людей, снижает культуру предпринимательства, обостряет социальные проблемы, подрывает авторитет и финансовую базу государственной власти.

Рассмотрим в общих чертах механизм негативного воздействия теневого бизнеса на жизнедеятельность государства и общества, а также укажем на ущерб, наносимый незаконным предпринимательством.

Уклонение от уплаты налогов. Вследствие того, что теневой бизнес функционирует, в основном, без какой бы то ни было государственной регистрации, налоги субъектами незаконного предпринимательства не выплачиваются. В результате государственный бюджет теряет огромные суммы, составляющие от 10 % ВВП страны. Теряя столь внушительные суммы налоговых поступлений, государство утрачивает возможность решать многие жизненно важные проблемы – своевременно повышать заработную плату, обеспечивать населению необходимые социальные гарантии, в полном объеме финансировать армию, правоохранительные органы, научные исследования, здравоохранение и образование.

Снижение конкурентоспособности легального бизнеса. Незаконное предпринимательство оказывает мощное деструктивное воздействие на сферу легального бизнеса. В связи с тем, что субъекты теневой предпринимательской деятельности не выплачивают налогов, их бизнес получает определенные конкурентные преимущества по сравнению с законопослушными предпринимателями.

Имея более низкую себестоимость продукции, теневой бизнес в состоянии назначать более низкие цены по сравнению с легальными производителями. Там, где теневой бизнес чувствует себя вполне комфортно, легальные производители терпят убытки и постепенно вытесняются с рынка. В конце концов, перед законопослушными производителями встает дилемма: или сворачивать бизнес, или уходить в сферу незаконного предпринимательства.

Социальная защита работников, занятых в сфере теневого бизнеса. Значительная часть теневых предпринимателей и наемных работников, вовлеченных в сферу теневого бизнеса, оказываются за рамками государственной системы социального страхования. Осуществляющие нелегальную предпринимательскую деятельность субъекты теневого бизнеса не производят никаких отчислений в фонды медицинского, пенсионного и социального страхования. На людей, занятых незаконной предпринимательской деятельностью, не распространяются социальные гарантии в части ограничения продолжительности рабочего дня, вредных и опасных условий труда, оплаты больничных листов, отпускных периодов.

Казалось бы, правомерно рассуждение – раз эти люди добровольно выбрали для себя теневой бизнес, пусть пожинают плоды своей незаконной деятельности.

Концентрация финансовых ресурсов в сфере теневого бизнеса и проникновение криминала во власть. Накопление крупных денежных ресурсов в недрах незаконного бизнеса создает качественно новую ситуацию, когда представители теневого капитала начинают активно проникать во властные структуры. Движущей силой подобного проникновения являются такие мотивы, как:

  • Повышение социального статуса организаторов теневого бизнеса;
  • Обеспечение дополнительной правовой защиты в части неприкосновенности личности;
  • Приобретение связей и влияния во властных структурах;
  • Лоббирование интересов теневого бизнеса;
  • Получение конфиденциальной и оперативной информации, имеющей большую ценность для теневого бизнеса.
Читайте также:  Как продать свой бизнес в Челябинске

Проникая в структуры законодательной и исполнительной власти, представители теневого бизнеса активно продвигают свои интересы, блокируя всякие попытки реальной борьбы с взяточничеством, коррупцией, нарушением норм честной конкуренции, уклонением от уплаты налогов и прочими незаконными действиями. Находясь на руководящих должностях в исполнительной власти, ставленники теневого бизнеса оказывают покровительство теневым структурам, принимают предвзятые решения по широкому кругу вопросов, связанных с приватизацией, получением бюджетных средств и государственных заказов, земельных участков и эксклюзивных прав.

Увеличение объемов торговли продуктами низкого качества. Производимая теневым бизнесом продукция оказывается, чаще всего, низкого качества вследствие того, что предприниматели-теневики заменяют качественные и дорогостоящие ингредиенты более дешевыми и менее качественными компонентами. При этом многие виды товаров и услуг, производимых теневым бизнесом, представляют реальную опасность для потребителей, нередко угрожая их жизни и здоровью.

Способы борьбы с теневым бизнесом

Теневой бизнес представляет собой весьма разнородное и многообразное явление, проникающее во все сферы жизнедеятельности общества. От масштаба незаконной предпринимательской деятельности, ее структуры и организации зависят способы борьбы с этим экономическим феноменом. Помимо этого, теневой бизнес практически в каждой стране или отдельно взятом регионе имеет свою национальную и культурную специфику, ареалы преимущественного распространения и степень вовлеченности в него населения. С учетом национального менталитета, особенностей местных обычаев и норм законодательства формируются способы борьбы с теневым бизнесом, определяется соответствующий инструментарий и приоритетные направления деятельности.

Инициаторами борьбы с теневым бизнесом выступают, как правило, наиболее заинтересованные в его уменьшении институты – государство, легальный бизнес и общественные организации

Наибольший ущерб от функционирования незаконного предпринимательства несет государственная власть, население, предприниматели и предприятия, ведущие свой бизнес на законных основаниях.

Способы борьбы государства с теневым бизнесом сосредоточиваются на трех основных направлениях:

  • На предотвращении втягивания в теневой бизнес легальных предпринимателей и наемных работников;
  • На мерах по сокращению численности контингента незаконных предпринимателей;
  • На формировании благоприятных условий для функционирования легального предпринимательства.

По первому направлению государство действует следующим образом. Во-первых, средствами рекламы и пропаганды создается негативный образ теневому бизнесу, через СМИ подчеркивается его вредное воздействие на экономику и общество, указывается на ущерб, наносимый незаконным предпринимательством населению и легальному бизнесу. Во-вторых, правоохранительными органами ведется активная профилактическая работа по предотвращению незаконного предпринимательства. В-третьих, пресекается нелегальная предпринимательская деятельность на стадии ее формирования, а ее организаторы берутся на учет и подвергаются административным наказаниям.

Сокращение численности незаконных предприятий и предпринимателей осуществляется за счет оперативно-розыскных мер правоохранительных органов, связанных с задержанием и наказанием (в том числе уголовным) организаторов теневого бизнеса.

Третье направление борьбы с теневым бизнесом включает в себя создание благоприятных условий для развития легитимного предпринимательства. Государственные органы совместно с представителями общественных организаций и легального бизнеса вырабатывают систему организационных, правовых, финансовых и иных мероприятий, связанных с облегчением функционирования официально зарегистрированных коммерческих структур. В перечень мер, улучшающих среду бизнеса, входят:

  • Улучшение налогового климата;
  • Снижение административного давления на легальный бизнес;
  • Защита собственности и личности предпринимателя и предприятий от посягательств криминальных структур и недобросовестных государственных чиновников;
  • Помощь в кредитовании бизнеса;
  • Устранение системы поборов и вымогательства в любых формах;
  • Создание системы бизнес-инкубаторов, обучения и переобучения предпринимателей с участием государственных средств и ресурсов.

С целью увеличения эффективности мер по борьбе с теневым бизнесом, государственными структурами привлекаются к сотрудничеству в данном вопросе такие заинтересованные стороны, как легальный бизнес и общественные организации.

Легальный бизнес, как нами отмечалось выше, весьма заинтересован в снижении доли теневого предпринимательства. Обладая значительными финансовыми ресурсами, кадровым потенциалом, влиянием на общественное мнение, предпринимательские объединения и союзы вносят свой вклад в борьбу с теневым бизнесом. Конкретно это проявляется в том, что:

  • Легальный бизнес включает во внутренние кодексы корпоративной этики соответствующие положения, касающиеся недопустимости таких действий, как уклонение от уплаты налогов, подкуп должностных лиц, СМИ, судебных органов;
  • Предпринимательские объединения, ассоциации и союзы, действующие на легитимной основе, самостоятельно регулируют поведение своих членов, при необходимости применяя к нарушителям штрафные санкции и меры дисциплинарного характера;
  • Легальный бизнес отказывается от сотрудничества с предпринимателями-теневиками, тем самым затрудняя их деятельность, а также работу теневого бизнеса в целом;
  • Под патронажем легального бизнеса осуществляются научные исследования по различной тематике, связанной с теневым бизнесом, даются юридические консультации юридическим и физическим лицам по вопросам противодействия незаконному предпринимательству, защиты прав потребителей и интеллектуальной собственности;
  • Легальный бизнес осуществляет большую профилактическую и разъяснительную работу по широкому спектру вопросов, связанных с незаконным предпринимательством. На веб-сайтах предпринимательских организаций и объединений, а также в СМИ публикуются соответствующие статистические данные, аналитические статьи и иные материалы.
Читайте также:  Как накопить на собственный бизнес

Источник: adm-nems.ru

Теневой синдром: как российский бизнес выбирает между прозрачностью и страхом

Фото Getty Images

Эксперты «Трансперенси Интернешнл — Россия» (организация включена Минюстом в реестр иноагентов) проследили, как в 2022 году российский бизнес пользовался разрешением властей не публиковать отчетность. Оказалось, что стратегии отличались, но, как рассказывает бизнес-аналитик в области антикоррупции Игорь Сергеев, компании, имеющие иностранных акционеров или поставщиков, постарались сохранить открытость перед инвесторами

В марте 2022 года российское правительство разрешило эмитентам ценных бумаг не публиковать сведения, подлежащие раскрытию согласно федеральным законам «Об акционерных обществах» и «О рынке ценных бумаг». При одном условии — важном и злободневном, но сформулированном довольно широко: если обнародование информации может привести к «мерам ограничительного характера» (то есть санкциям) как в отношении самой организации, так и любых иных лиц.

В конце ноября разрешение продлили до июля 2023 года. При этом действие мартовского постановления распространялось на правоотношения с начала 2019 года. То есть из публичного доступа под предлогом защиты от санкций могла пропасть бизнес-отчетность более чем за три года. Не публиковать разрешили отчеты эмитентов, финансовую отчетность по российским (РСБУ) и международным (МСФО) стандартам, а также перечни аффилированных лиц. Словом, всем, что можно назвать базовыми элементами корпоративной открытости.

Эксперты направления Business Integrity организации «Трансперенси Интернешнл — Россия» (организация включена Минюстом в реестр иноагентов) проследили, как адаптировались к новой реальности крупнейшие российские публичные акционерные общества (ПАО). Именно бизнесы с такой формой организации по закону были обязаны публиковать весь спектр отчетности, пока не получили послабление от правительства. В выборку попали 57 ПАО, входящие в топ-200 списка частных компаний Forbes за 2021 год.

Материал по теме

Банки на особом счету

Бизнес воспользовался возможностью спрятаться по-разному. У крупнейших банков, кажется, вообще не было выбора: Банк России посчитал, что именно финансово-кредитные организации наиболее уязвимы для санкций. В марте, еще до принятия постановления правительства, ЦБ решил временно сократить объем раскрытия отчетности банками. С февраля они не должны публиковать отчетность по РСБУ, которую предоставляют в Банк России. Но при необходимости банки могут раскрывать финансовые показатели своим контрагентам в рамках обычных бизнес-процессов.

Так что нет ничего удивительного в том, что, например, Совкомбанк, «Банк Уралсиб» и Московский кредитный банк перестали раскрывать данные. Но речь не только об отчетности по РСБУ или МСФО: в течение года не публиковалась и остальная корпоративная информация. В таких условиях при оценке рисков остается лишь полностью полагаться на рейтинговые агентства, которые продолжают получать эти данные от банков на конфиденциальной основе. Вряд ли такая конструкция может полностью устраивать всех участников рынка.

Остальные эмитенты ценных бумаг делали выбор, находясь примерно в одинаковых условиях. И здесь уже можно выделить основные тренды этого года.

Материал по теме

Отчетность наполовину

Ряд компаний сразу обозначили, какие именно сведения не станут публиковать. Так, «Лукойл», «Новатэк» и «Мечел» сообщили, что не стоит ждать от них раскрытия финансовых показателей по МСФО, но при этом добросовестно разместили остальную отчетность. «Татнефть» и «ФосАгро», как и предупреждали весной, «пропустили» квартальные отчеты по международным стандартам, но позже — в августе — опубликовали полугодовые.

Если не брать в расчет те ПАО, которые в явном замешательстве перестали публиковать что бы то ни было — даже списки аффилированных лиц и годовой отчет за 2021 год, — можно выделить наиболее чувствительные для компаний области. Вполне ожидаемо пострадали виды отчетности, где содержится информация об акционерах, органах управления, поставщиках, кредиторах и дебиторах. Отчеты эмитента разместили только 43% компаний из выборки, промежуточную отчетность по МСФО — 36%. Списки аффилированных лиц за первое полугодие этого года показала только половина эмитентов. У ряда компаний из годовых отчетов пропала любая информация о топ-менеджменте: ставшие уже, казалось бы, традицией обращения руководства к акционерам превратились в «обезличенные».

В общей сложности к ноябрю компании из выборки опубликовали 58% всех отчетов, размещение которых было предусмотрено до антисанкционного постановления правительства. Однако половина этого объема — информация за прошлый календарный год. По данным за первую половину 2022 года раскрытие информации составило 47%.

Источник: www.forbes.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Бизнес для женщин