Теория коммуникации как наука – описывает явления коммуникации, возникающие между ними взаимосвязи, сюжетные линии, занимается описанием этих взаимосвязей, является способом обсуждения основных событий и анализа обязательств и процессов, формирующих коммуникацию. Теория коммуникации является способом для отображения мира, позволяет делать его доступным для навигации. Теория коммуникации берет свое начало в нескольких исторических источниках, в числе которых ораторское искусство и риторика, ряд концепций общества и разума, относящихся к эпохе Просвещения, попытки осмысления пропаганды и отношений между обществом и СМИ послевоенного периода.
В процессе формирования теории коммуникации появились два подхода к определению ее предмета.
Первый подход состоит в утверждении о том, что единой теории коммуникации не существует. Причина существования множества теорий коммуникации заключается в специфике коммуникативного знания, состоящей в столкновении человека с множеством процессов и объектов коммуникации, описываемых разными науками (философией, социологией, кибернетикой, лингвистикой, психологией), которые, так или иначе, пересекаются с проблематикой коммуникации. Каждая их этих наук имеет «свою» теорию коммуникации. Достоинства этого подхода состоят в возможности расширения предметного поля теории в связи с появлением новых знаний при использовании данных разных наук.
Основные теории коммуникации
Сдай на права пока
учишься в ВУЗе
Вся теория в удобном приложении. Выбери инструктора и начни заниматься!
Второй подход состоит в том, что помимо других наук, в поле зрения интересов которых есть и коммуникационные процессы, должна также существовать и общая теория коммуникации. Общая теория коммуникации в этом случае не занималась бы изучением коммуникации помимо других объектов (как это происходит в социологии, философии или кибернетике), а только в качестве единственного и основного объекта.
С помощью такой теории можно рассматривать коммуникацию в качестве многомерной системы, с выявлением присущих ей элементов, механизмов, отношений и устойчивых связей. Совершенно очевидно, что в таком виде теория коммуникации естественно предстает единой и в своих теоретических обобщениях, которые касаются связей, механизмов, структуры и отношений, наблюдаемых в коммуникационном поле, аккумулируя и интегрируя результаты, которые получены при использовании теоретических арсеналов других наук.
В расширенном понимании теория коммуникации содержит все коммуникативное знание, являясь комплексом дисциплин, которые изучают коммуникацию помимо своего основного предмета.
«Теория коммуникации как наука и учебная дисциплина»
Готовые курсовые работы и рефераты
Решение учебных вопросов в 2 клика
Помощь в написании учебной работы
В узком понимании теория коммуникации имеет связь с закономерностями и универсальными механизмами информационного обмена.
При рассмотрении структуры коммуникативного знания можно использовать следующую пирамидальную иерархию: в ее основании расположены частные теории социальной коммуникации: психологические, социологические, политологические, лингвистические, культурологические, технологические. Этот уровень представлен также теориями видовых и межвидовых коммуникаций.
Степанова С.Е. — Основы теории коммуникации
Средний уровень формирует общую теорию биокоммуникации по причине обобщения теории видовых и межвидовых коммуникаций. На этом уровне за счет обобщения частных теорий социальной коммуникации происходит формирование теории социальной коммуникации. Общая теория коммуникации является венцом пирамиды.
Теория коммуникации как учебная дисциплина имеет связь с такими гуманитарными дисциплинами как философия (теория познания, аналитическая и коммуникативная философия), логика, семиотика (наука о знаковых системах), социология, психология, педагогика.
Предмет цели и задачи дисциплины «Теория коммуникации»
Предметом изучения Теории коммуникации как дисциплины являются акты общения. В рамках теории коммуникации, сформированной на базе таких дисциплин как психологическая теория деятельности, лингвистическая прагматика, социолингвистика и лингвистика текста рассмотрение речевого общения происходит как многоуровневого явления и охватывает социальный, коммуникативный, психологический и лингвистический аспекты.
Основными задачами дисциплины являются:
- выработка у обучающихся целостного представления о коммуникации как сфере теоретических исследований;
- развитие базовых лингвистических понятий, дополнение их терминологией;
- формирование навыков устной и письменной коммуникации с помощью системного знания теории коммуникации.
Необходимые условия освоения дисциплины:
- знание основных положений филологических дисциплин;
- освоение научного аппарата современной коммуникативистики;
- умение использовать методы исследования коммуникации;
- навыки в эффективном практическом применении теоретических знаний.
Результаты освоения дисциплины «Теория коммуникации»
Студенты, заверщившие изучение дисциплины, должны:
- владеть базовыми методами и приемами при анализе коммуникативных ситуаций, приемами, позволяющими вести речевую коммуникацию, как в устной, так и в письменной форме (как на русском, так и на других языках);
- обладать умением репрезентации сведений об истории, современного состояния и перспективах в развитии теории коммуникации, в частности в области лингвистики;
- уметь использовать важнейшие положения и концепции в области теории коммуникации, понятия, термины и категории коммуникативной лингвистики, принципы коммуникативного подхода к изучению языка.
Вышеперечисленные результаты обучения составляют основу формирования следующих компетенций:
- общекультурные: способность к осуществлению коммуникации, как в устной, так и в письменной формах на русском и иностранных языках при решении задач межкультурного и межличностного взаимодействия;
- общепрофессиональные: способность к демонстрированию знания основных положений и компетенций в сфере общего языкознания, в области теории и истории изучаемых языков, теории коммуникации; свободное владение литературной формой изучаемого языка, свободное использование базовых методов и приемов различных типов устной и письменной коммуникации на этом языке;
- профессиональные: способность к использованию полученных знаний в сфере теории и истории изучаемого языка или языков, литературы или литератур, теории коммуникации, к ведению анализа в области филологии, к интерпретации текстов в собственных научно-исследовательских работах; владение навыками участия в научных дискуссиях, умение выступать с докладами и сообщениями, в устной, письменной и виртуальной форме представлять материалы собственных исследований.
Источник: spravochnick.ru
Теории коммуникации и их особенности
Каждая теория по сути должна объяснять существующее положение вещей и предлагать свое видение реальности. Но когда речь заходит о такой науке, как коммуникалогия, в которой достаточно много теорий, они вызывают больше вопросов, чем ответов. Подобный феномен вполне объясним, ведь речь идет об изучении взаимодействия людей, а это не точная наука.
Отсутствие четкой классификации, большое разнообразие целей и задач, отличающиеся объекты исследований и методы работы делают теории коммуникации сложными для понимания. Поэтому их изучение – очень трудоемкий процесс. Тем не менее предлагаем рассмотреть самые распространенные из теорий, чтобы понять принципы, на которых они основываются. Ведь все мы живем в обществе, а значит, должны учиться взаимодействовать друг с другом.
Термин «коммуникация»
Все сферы жизни общества, социальных групп, отдельных личностей непосредственно связаны с пространством коммуникации, включающим в себя образы, имиджи, сообщения, символы, мифы, стереотипы. Современные специалисты используют термин «человек информационный» для обозначения индивида, который считает ключевой ценностью умение получать, обрабатывать и передавать любую информацию.
Понятие коммуникации содержит в себе пути сообщений, формы связи, акты общения, передачу сведений, в том числе посредством гаджетов.
В повседневной жизни под словом «коммуникации» чаще всего понимают пути сообщения, дороги. Тогда как с позиции психологии за данным термином стоит процесс обмена продуктами психической деятельности, то есть мыслями, эмоциями, знаниями. Речь идет об общении, налаживании контактов между индивидами, что важно учитывать, обсуждая психологические теории коммуникации.
Для социологов интересующее нас понятие включает социальный процесс, которому в обществе отведена связующая роль. А общение считается социально обусловленным видом деятельности.
Лингвисты приравнивают коммуникацию к общению и определяют ее как речевую деятельность, выделяя коммуникативную функцию языка.
В «Философском словаре» этому термину дается определение, вызывающее у современного человека только усмешку. Здесь коммуникацией называется категория, относящаяся к идеалистической философии и обозначающая общение, благодаря которому «я» обнаруживает себя в другом. Также словарь указывает, что учение о коммуникации противоположно коллективу в понимании марксизма.
Говоря о понятии теории коммуникации, нужно понимать, что слово «коммуникация» происходит от латинского communicatio, то есть «сообщение, передача». Или от communicare, что переводится как «делать общим, беседовать, связывать, сообщать, передавать».
Итак, в современном мире данный термин имеет такие определения:
- пути сообщения, например, водные, воздушные, транспортные коммуникации;
- способы связи и обмена информацией, такие как телефон, радио, e-mail;
- акт общения двух и более человек, в основе которого лежит взаимопонимание, достигаемое за счет реплик, взглядов, жестов, обращений;
- передача сведений от одного лицу другому;
- предоставление информации большой аудитории посредством технических устройств — здесь идет речь о средствах массовой коммуникации, таких как печать, радио, кино, телевидение.
Предмет, объект теории коммуникации
Основным понятием теории коммуникации является непосредственно феномен самой коммуникации.
Коммуникацией называют механизм, лежащий в основе существования, развития отношений между людьми. Это совокупность символов, формирующихся в сознании человека, а также способы их передачи.
К коммуникации относятся все аспекты взаимодействия, в том числе вербальные и экстравербальные, прагматические аспекты, инструменты, применяемые для передачи сообщений.
Получается, что теория коммуникации исследует особенности социальных, природных, технических коммуникационных взаимосвязей. Тогда как объектом ее изучения является обмен информацией между разными коммуникационными системами.
Методы теории коммуникации
Методы, используемые для изучения коммуникационных феноменов, достаточно специфичны, что объясняется особенностями объекта и предмета теории коммуникации. А именно применяются преимущественно методы моделирования, сравнения, системного подхода.
Моделирование предполагает изучения объекта при помощи создания его симулякра, то есть копии, дублирующей наиболее важные в данном случае характеристики оригинала. При этом каждый коммуникативный феномен воспринимается как совокупность элементов, в процессе своего взаимодействия задающих целостные характеристики феномена.
В рамках метода сравнения осуществляют мыслительную операцию, отталкиваясь от информации о сходстве, различии между изучаемыми признаками феномена. Таким образом удается выявить качественные либо количественные характеристики, свойственные конкретному явлению.
Это не все методы, которые задействует теория коммуникации – при необходимости они применяются в сочетании с прочими инструментами.
Функции теории коммуникации
Предметом интересующей нас науки являются коммуникативные процессы, системы, методы, их функционирование и изменение с течением времени. Согласно позиции теоретика коммуникации Роберта Т. Крейга, существует семь ключевых функций теории коммуникации:
- обработка, передача сведений;
- формирование межличностных отношений;
- взаимодействие знаковых систем;
- практическое искусство речи;
- возможность оспаривать предложения;
- воспроизведение принятого в социуме порядка;
- воздействие на общество.
Есть множество видов теории коммуникации – речь о них пойдет далее.
Модели коммуникации
Теория коммуникации вмещает в себя большое количество теорий, посвященных изучению коммуникативного пространства и процессов в его пределах. Каждая из них по-своему раскрывает понятие коммуникации:
- Психоаналитическая модель, в основе которой лежат учения З. Фрейда и К. Юнга, представляет ее как вытеснение человеком собственных бессознательных влечений.
- По экзистенциалистской модели М. Бубера и К. Ясперса, коммуникация – это «заброшенность в мир». Подобная трактовка связана с развитием в двадцатом веке индивидуализма. В условиях этой системы жизнь человека базируется на принципах изоляции и самоизоляции, из-за чего проявляется некоммуникабельность. Последняя предполагает отказ от социальных связей и полное взаимное отчуждение, что приводит к кризису коммуникации. Иными словами, люди страдают от чувства одиночества и воспринимают свое существование как бессмысленное, кратковременное и никому не нужное.
- Согласно бихевиоризму, или науке о поведении, в основе коммуникации лежит не язык в виде стройной системы, а речевые сигналы. С их помощью удается воспитать личность в соответствии с любыми воззрениями. Аналогичная трактовка используется в семантической модели Ю. Лотмана и У. Эко.
- Игровая модель, созданная Э. Берном и Й. Хейзингом, предполагает, что коммуникация является игрой. Персонализм оценивает данное явление как внутреннюю метафизическую способность человека открывать в себе чувства другого, при этом выстраиваются отношения в формате «я–другой».
- Понимающая модель М. Вебера, Г.-Г. Гадамере, Г. Шпета главным результатом коммуникации считает взаимное понимание двух людей.
- Футурологический подход ярче всего отражен в теории информационного общества, авторами которой являются Д. Белл, А. Тоффлер, Г. Маклюэн. Здесь средства коммуникации – единственный стимул для развития общества, а информация играет роль основы культуры и культурных ценностей.
Основные теории коммуникации
1. Теория коммуникации Шеннон-Уивера.
Эта теория считается «матерью всех моделей». Ученые, занимающиеся социальными науками, подразумевают под коммуникацией источник, передатчик, сигнал информации, а также канал и его пропускную способность, приемник, само сообщение и его адресата. Сюда же относится вероятность ошибки, скорости передачи сведений и присутствующий шум, или энтропия.
Данная модель была создана в конце 1940-х годов по заказу лаборатории «Белл Телефон» и названа в честь своих авторов, математиков К. Шеннона и У. Уивера. Ученым необходимо было снизить уровень «шума» и повысить качество связи, то есть обмена информацией в технических системах связи. Названные факторы привели к использованию технических подходов в процессе моделирования коммуникации.
Модель была представлена в работе, озаглавленной «Математическая теория связи», и в итоге стала классической. Именно на ее основе обычно объясняют коммуникацию в менеджменте. Авторы выделили пять функциональных и один дисфункциональный фактор коммуникативного процесса – под последним понимают шум.
Хотя труд ученых увидел свет в середине прошлого века, он все еще актуален. Данная теория коммуникации выделяется на фоне более ранних тем, что в ней четко прослеживается отличие сообщения, исходящего от источника информации, от сообщения, получаемого адресатом. Однако речь идет о линейной, одноканальной модели, функционирующей в одном направлении.
Хотя сегодня теория Шеннона-Уивера кажется ограниченной, в свое время она сильно повлияла на развитие многих наук, имеющих отношение к обмену информацией.
В модель входят компоненты, расположенные в виде линейной последовательности:
- источник сведений;
- передатчик;
- канал передачи;
- приемник;
- конечная цель;
- источник шума.
Позже модель пересматривали, стремясь подстроить ее под нужды других областей исследования, имеющих отношения к прочим видам коммуникации.
2. «Межкультурная коммуникация».
Вместе с появлением Всемирной паутины обострилась проблема взаимного недопонимания представителей разных культур. В результате чаще стали возникать конфликты.
Межкультурная теория коммуникации предполагает трактовку коммуникации в виде связи, общения представителей разных культур – здесь могут присутствовать личные и опосредованные контакты.
Т. Н. Персикова выделяет такие основные правила, действующие в межкультурной коммуникации:
- понимание во время общения невозможно без навыков активного слушания у участников;
- наибольшие трудности, с точки зрения восприятия членами другой культуры, представляет собой невербальная информация;
- необходимо предвидеть и предотвращать ошибки во время контактов с представителями разных культур.
Важно изучать людей чужой национальности, так как все народы по-своему воспринимают паузы, молчание, скорость речи. В одних странах в качестве обращения используют имя, в других эту функцию выполняет фамилия, а на территории СНГ нередко нужно называть собеседника по имени и отчеству. Точно так же некоторые темы вызовут живой интерес среди населения одной страны, а в другой окажутся табуированными.
Теория коммуникации дает свои определения языку и культуре:
- Язык является совокупностью всех слов народа и их верных сочетаний, позволяющих передавать мысли. Это система общения, включающая в себя мелкие фрагменты и правила.
- Культурой называют набор «кодов», сформированных в процессе существования общества и касающихся человеческой жизни, отношений, традиций, обычаев, верований.
- Язык и культура чужой страны должны изучаться в первую очередь, поскольку знания в этих сферах позволяют избежать неловких ситуаций, конфликтов.
3. «Массовая коммуникация».
Массовая коммуникация представляет собой процесс производства и воспроизводства массового сознания средствами массовой коммуникации (СМК). Изначально к последним относилась периодическая печать, радио, телевидение, сегодня этот список расширился за счет Интернета и прочих средств общения при помощи электронных устройств.
Современное общество, политика, экономика, культура невозможны без массовой коммуникации. Распространение интернета и такие его возможности, как обратная связь, привели к тому, что СМК стали с немыслимой ранее силой воздействовать на социально-психологическую составляющую жизни, а также производство, культуру и идеологию.
Сейчас СМК превратились в огромную силу, которая нередко направляется в опасное русло, что является проблемой с точки зрения теории коммуникации и общества. Поэтому современному человеку важно развивать в себе критическое мышление, формировать собственное мнение, постоянно искать разные информационные ресурсы.
К сфере массовых коммуникаций относится целый ряд теорий – остановимся на наиболее распространенных.
4. «Формирование общественного мнения».
В 1922 году вышла в свет книга американского журналиста У. Липпмана под названием «Общественное мнение», где впервые было введено понятие «стереотип». С его помощью автор описывал принцип, по которому в обществе выделяют различные группы – обычно своеобразный штамп ставится на основе определенных характеристик.
В рамках данной теории коммуникации рассматривались четыре особенности стереотипов. Позже этот список был расширен, однако в основе новых градаций также лежал подход У. Липпмана:
- Стереотипы проще реальности, поэтому даже самые сложные качества они сокращают до пары предложений.
- Человек перенимает стереотипы от окружающих, заимствует из СМИ, а не самостоятельно формулирует, отталкиваясь от своего опыта. Например, считается, что идеальная женщина – голубоглазая, светловолосая, стройная обладательница объемной груди и длинных ног. На самом же деле, под все эти характеристики подходит только кукла Барби.
- Стереотипы по своей природе в какой-то степени ложны. Они наделяют человека качествами, которые должны быть присущи представителям определенной группы.
- От стереотипов сложно избавиться. Даже когда оказывается, что один из них далек от реальности, люди не вычеркивают его из своей жизни, уверяя, что исключения подтверждают правила.
5. «Научная пропаганда Гарольда Лассуэлла».
Г. Лассуэлл говорил о том, что сознание человека уязвимо, и называл пропаганду «менеджментом коллективных мнений при помощи манипуляции значимыми символами».
По его мнению, человек добровольно обращается к пропаганде, поскольку воспринимает ее как способ успокоиться в трудные времена. Неважно, какого рода проблемы его настигли. Также Г. Лассуэлл уверял, что СМИ должны находиться под управлением научной технократии, способной отбирать подходящую информацию, однако его мечты до сих пор остаются утопией.
6. «Волшебная пуля».
Это еще одна теория коммуникации Гарольда Лассуэлла. Он писал, что «волшебная пуля» летит из мозга одного человека в мозг другого, влияя на его чувства, мысли, уровень мотивации, знания.
В соответствии с этой теорией никто не способен уберечься от влияния пропаганды. В качестве доказательства Г. Лассуэлл приводил пример Германии времен Гитлера – в этот период главными чертами общества стали неуравновешенность в психологическом плане и невероятная податливость любой манипуляции.
7. «Социальная ответственность СМИ».
Данная теория коммуникации появилась в 1940 годах. Согласно ей, пресса обязана отвечать перед людьми за свои действия и следовать таким принципам:
- выполнять определенные обязательства перед обществом;
- установить высокие профессиональные стандарты в сфере информативности, правдивости, точности, объективности, баланса;
- обеспечивать саморегулирование в соответствии с нормами закона и действующих институтов;
- избегать всего, что может стать причиной преступления, насилия, волнений в обществе либо оскорбить меньшинства;
- придерживаться плюрализма, отражая разнообразие социума, демонстрируя различные позиции и право отвечать;
- реализовывать высокие стандарты работы, тогда как любое вмешательство в деятельность СМИ может быть связано лишь с проявлением заботы о благе людей;
- журналисты должны нести ответственность перед обществом в той же мере, что и перед своим руководством и рынком.
Итак, теория коммуникации является направлением научной мысли. А ее внимание сосредоточено на всех аспектах коммуникативного взаимодействия, механизмах, закономерностях, способах влияния на человека средствами коммуникации.
Источник: hug.ru
Теория коммуникации
Теория коммуникации представляет собой область научного знания, предметом изучения которой являются коммуникация, ее роль и место в обществе, а также коммуникационные методы, системы, процессы и закономерности их функционирования и развития. Необходимо отметить, что до сих пор не существует единого подхода к пониманию объекта и предмета теории коммуникации: она в настоящее время является междисциплинарным направлением.
В широком смысле теория коммуникации – это комплекс научных дисциплин, изучающих наряду со своим основным предметом также и коммуникацию. Общая же теория коммуникации занимается универсальными закономерностями и механизмами обмена информацией. Теория коммуникации имеет целью выявить и изучить основные законы коммуникации, которые являются объективными, выражающими всеобщий характер информационного обмена, и могут быть динамическими или статистическими, но всегда действующими в совокупности с иными биологическими и социальными законами.
Теория коммуникации – это область теории информации и математики, которая изучает технический процесс информации и процесс общения человека. Необходимо отметить, что до сих пор не существует единого подхода к пониманию предмета и объекта теории коммуникации.
Роберт Т. Крейг выделил семь подходов к теории коммуникации:
- Кибернетический: коммуникация как процесс обработки и передачи информации.
- Феноменологический: коммуникация как формирование отношений между людьми (как вербальное, так и невербальное общение).
- Семиотический: рассматривает коммуникацию как взаимодействие через систему знаков.
- Риторический: рассматривает коммуникацию как практическое искусство дискурса.
- Критический: процесс, в котором все предложения могут быть оспорены.
- Социально-культурный: коммуникация – это производство и воспроизведение общественного порядка.
- Социально-психологический: коммуникация как способ взаимодействия и воздействия при помощи психологических знаний на поведение человека, групп людей; общества в целом. Если вы хотите преуспеть в этом подходе, пройдите наш курс по лучшим техникам коммуникации, в котором вы обучитесь 72 методикам, помогающим добиваться своих целей в общении с людьми.
Это далеко не все подходы к теории коммуникации: по различным данным, в настоящее время имеется около 250 разных теорий и подходов. А значит, перед учеными стоит острая необходимость систематизировать их.
Теория Шеннон-Уивера
Модель коммуникации Шеннон-Уивера была названа «матерью всех моделей». Ученые, занимающиеся социальными науками, используют этот термин для интегрированной модели концепции источника информации, передатчика, сигнала, канала, приемника, сообщения, информационного адресата, вероятности ошибки, скорости передачи данных, пропускной способности канала, а также шума (энтропии).
В классическом понимании процесс передачи информации по этой теории выглядит следующим образом:
- Источник информации: тот, кто производит сообщение (Шеннон и Уивер изучали речь по телефону).
- Кодировщик (передатчик): то, что преобразует сообщения в сигналы (поддающиеся передаче). Здесь имеется в виду преобразование звуков человеческой речи в электрический сигнал.
- Канал как средство передачи сигнала: например, телефонный кабель.
- Ресивер или декодер: то, что реконструирует сообщение из сигнала.
- Приемник: к примеру, человек, получающий сообщение.
Исходя из вышеперечисленного, Шеннон создал что-то вроде мини-словаря коммуникаций. Вот его элементы.
- Источник: источник информации, который «производит сообщение или последовательность сообщений, что должны быть переданы принимающему терминалу».
- Отправитель: Шеннон называет этот элемент трансмиттером (передатчиком), который «каким-то образом воздействует на сообщение, чтобы создать сигнал, подходящий для передачи по каналу».
- Канал: по Шеннону канал является «просто средством, которое используется для передачи сигнала от передатчика к приемнику».
- Приемник: для Шеннона приемник «выполняет обратную операцию, осуществляемую передатчиком, который восстанавливает сообщение».
- Назначение: для Шеннона целью является «человек или предмет, для которого предназначено сообщение».
- Сообщение: это концепция или информация, которая отправляется получателю в устной, письменной, записанной или визуальной форме.
- Энтропия (шум): это внешние факторы, которые искажают сообщение, нарушают его целостность и возможность восприятия приемником.
Шеннон и Уивер понимали, что средства коммуникации могут давать сбои, поэтому описали три уровня проблем, которые характерны для этой модели:
- Проблема эффективности: насколько эффективно значение сообщения влияет на поведение.
- Семантическая проблема: как передается смысл.
- Техническая проблема: насколько точно может передаваться сообщение.
В настоящее время к проблемам добавилась и острая проблема межкультурной коммуникации.
Теория межкультурной коммуникации
Появление Интернета сделало проблему, возникающую между представителями разных культур, более наглядной. Это непонимание влечет за собой конфликтные ситуации.
Межкультурная коммуникация – коммуникация как связь и общение между представителями различных культур, что предполагает как непосредственные контакты между людьми и их общностями, так и опосредованные формы коммуникации.
Т. Н. Персикова выделяет три правила межкультурной коммуникации:
- Для достижения понимания при общении нужно обучать участников активному слушанию.
- Информация, передаваемая на невербальном уровне, представляет большие трудности для интерпретации членами другой культуры.
- Необходимо научиться предвидеть и предотвращать возможные ошибки при коммуникации с представителями разных культур.
Представителя иной культуры нужно изучать отдельно, потому что отношение к паузам, молчанию, темпу речи у других национальностей может быть разное. В некоторых странах принято обращаться по имени, в других – по фамилии, в странах СНГ – по имени-отчеству. Помимо этого, какие-то темы могут быть приветливо встречены в одной стране и быть совершенно неприемлемыми в другой.
Теория коммуникации предлагает свое определение таких важных терминов как «язык» и «культура»:
- Язык – это совокупность всех слов народа и верное их сочетание для передачи мыслей, система общения, состоящая из мелких фрагментов и набора правил.
- Культура – закрепленные в совокупности «кодов» общественного производства человеческой жизни отношения, выступающие, например, в виде традиций, обычаев, верований.
Язык и культура незнакомой страны – это то, что вы должны изучать в первую очередь, чтобы не попасть в неловкие или конфликтные ситуации.
В дополнение к этому мы не можем не упомянуть и о теории массовой коммуникации.
Теория массовой коммуникации
Массовая коммуникация – это процесс производства и воспроизводства массового сознания средствами массовой коммуникации (СМК). Сначала это было радио, периодическая печать, телевидение, теперь к нему добавился Интернет и другие средства электронной коммуникации.
Современное общество с его политикой, экономикой и культурой неразрывно связано с массовой коммуникацией. А с появлением интернета и его возможностями (например, системой обратной связи) влияние СМК на социально-психологическую, производственную и культурно-идеологическую области жизни достигло поистине гигантских масштабов.
Это огромная сила, которая зачастую используется отнюдь не во благо цивилизации, поэтому сейчас особенно актуально развивать в себе критическое мышление, иметь собственное мнение и всегда искать источники информации.
В области массовых коммуникаций существует множество теорий. Вот некоторые из них.
Теория формирования общественного мнения
Это совокупность социологических, философских и политологических взглядов, имеющих своей целью изучить механизмы и закономерности возникновения такого феномена, как общественное мнение.
У. Липман ввел такое понятие как «стереотипы», то есть упрощенные представления, которые формируют СМИ в головах людей.
Также долгое время ведутся споры о том, кто имеет моральное право формировать общественное мнение. Многие (если не все) попытки сделать это провалились.
Теория научной пропаганды Г. Лассуэлла
Гарольд Лассуэлл выдвинул тезис об уязвимости сознания среднего человека, а под пропагандой имел в виду «менеджмент коллективных мнений с помощью манипуляции значимыми символами».
Он также утверждал, что человек по своей воле обращается к пропаганде и видит в ней средство успокоения, особенно в трудные времена (финансовые, личные).
Лассуэлл считал, что управление СМИ должна на себя взять научная технократия, которая будет осуществлять отбор информации. На данный момент эти мечты являются утопическими.
Теория волшебной пули
Эту теорию также выдвинул Гарольд Лассуэлл. Он описал ее следующей метафорой: «Волшебная пуля попадает из мозга одного человека в мозг другого, меняет его чувства, идеи, мотивацию и знания».
Он настаивал на том, что человек оказывается беззащитным перед силой пропаганды и приводил в пример Германию времен Гитлера, когда вся страна стала психологически неуравновешенной и чрезвычайно податливой для любых (даже самых грубых и примитивных) форм манипуляции.
Теория социальной ответственности СМИ
Согласно этой теории, сформулированной в 1940-х годах, пресса обязана нести ответственность перед обществом. Помимо этого, она должна придерживаться следующих принципов:
- Ответственность должна быть связана с соблюдением точности, правдивости и объективности.
- СМИ обязаны избегать всего, что ведет к насилию, преступлениям, унижению меньшинств и беспорядкам.
- Общество вправе ожидать от представителей СМИ профессионализма, то есть умения разбираться в вопросах, которые они поднимают.
- СМИ обязаны быть плюралистичными, то есть отражать разные точки зрения и критику (чтобы избегать пропаганды).
Теория зависимости
Сторонники этой теории считают, что СМИ зависят от удовлетворения потребностей и интересов большинства. И чем лучше они это делают, тем эффективнее влияют на общество.
Если так, значит СМИ пытаются угодить большинству, даже если оно хочет исключительно «хлеба и зрелищ». Такую зависимость можно назвать обратной стороной пропаганды.
Рассмотренных теорий коммуникации вполне достаточно, чтобы составить о данной теме более-менее внятное представление. Но, конечно же, мы опустили множество деталей и нюансов, поэтому если у вас есть интерес к какой-то конкретной теории, пишите свои пожелания в комментариях – мы обязательно учтем их при создании будущих материалов.
Желаем вам удачи!
Советуем также прочитать:
- Сторителлинг
- Невербальная коммуникация
- Секреты общения от великих
- Развитие коммуникативных навыков
- Психолингвистика как инструмент глубинного изучения речи и языка
- Критический анализ информации
- Как гении решают проблемы: 3 урока Клода Шеннона
- Перцептивная сторона общения
- Интеракционизм в социальной психологии
- Эффективная коммуникация
- Давайте учиться говорить или теория коммуникации на практике
Источник: 4brain.ru