В большинстве случаев образование принято рассматривать как один из источников стабильного и прогрессивного социального развития отдельного взятого человека. Кейс метод играет важную роль в образовании, которым работодатель отдает большее предпочтение. Метод кейсов рассчитан на определение возможностей претендента принимать ответственные и неординарные решения для сложных задач. Наличие актуальной проблемы, моделирование ситуации, действующих лиц, причем с драматическим подтекстом должны быть основными для структуры кейс-метода.
Студенты, которые обучаются по специальностям, связанные с коммуникацией, обучают таким методам, причем для решения используют разработанные кейсы и технологии, доказавшие свою жизнеспособность. Интересно что в большинстве случаев кейс-методы используют в образовательных учреждениях для 9-ти и 11-классников, а также для студентов высшей школы. Молодые люди используя свой творческий потенциал и одновременно креативность приступают к решению кейс-методов.
САМЫЕ ПРОФИТНЫЕ КЕЙСЫ 2023 ГОДА — БОЛЬШОЕ СРАВНЕНИЕ | Сайты с Кейсами КС ГО | CS GO Кейсы
Хочешь построить карьеру мечты?
Подпишись и получай подборку лучших вакансий на рынке и полезные материалы от ведущих HR
Какие есть характеристики кейс-метода
Кейсы рассматриваются как основная база бизнес-коммуникации. Эта технология используется для школьников и студентов в качестве превентивной технологии, которая позволяет определить профессиональные и человеческие факторы будущего специалиста в своей области. Впервые в истории человечества практические итогом кейс-метода были реализованы в 1908 году на базе Гарвардской школы бизнеса. В России технология кейсов появилась сравнительно недавно, только в 2015 году.
Принято рассматривать 7 классификаций для общей структуры кейс-методов, причем каждая классификация имеет собственные виды и подвиды кейсов.
- Презентация сюжета. Здесь необходимо разработать ситуативную линию, обозначить бессюжетный или сюжетный кейс.
- Временной интегратор последовательности. Режим кейса имеет последовательность от прошлого к настоящему, от настоящего к будущему. То есть, подвид имеет стандарт кейса-воспоминание.
- Субъективная роль кейса. Определяется типология участника или участников – личностный, организационно-институциональный, многовекторный (большое количество субъектов).
- Способ подачи информации сюжета. Вариантов множество, и выбранный тип определяется на основании предыдущих факторов. Материал может быть представлен как рассказ-эссе, записка на основе аналитического исследования, полноформатное журналистское расследование, подробный очерк, интересное описание-отчет, совокупность имеющихся фактов кейса, совокупность документальных сведений, совокупность производственных образцов.
- Объем кейсов. Представлено тремя видами – короткий, средний, полноформатный или объемный.
- Приложения. К кейсу может быть представлено объемное приложение или он может отсутствовать вообще.
- Методология кейса. Есть два варианта – вопросный или в виде кейса-задания.
Методы кейс-технологии и их признаки
Типы и виды бизнес -кейсов
- Модельная структура социально-экономического положения. В этом случае рассматривается некий дискретный для кейса (то есть условный, но с признаками реальности) промежуток времени.
- Варианты коллективного метода решения поставленной задачи. В коллективе выслушиваются мнения каждого участника, и формируется единая модель и точка зрения на решение проблемы.
- Многовекторность альтернативных решений. В этом случае действует принципиальная модель отсутствия одного вектора решения задачи. Обязательно должны быть 2 и более варианта решения проблемы.
- Общая цель выработки стратегии для решения бизнес-процесса. Обобщая все данные и мнения участников, определяется единственно верная подача информации для разрешения ситуативной проблемы, на основании которой формируется кейс.
- Групповое оценивание ситуативности. В группе есть лидеры, и есть противники решения задачи. Каждая группа вправе выработать свою модель, но в итоге необходимо подать один одобренный всеми участниками способ решения бизнес-процесса.
- Присутствие управляемого принципа эмоционального состояния для обучаемых.
- Студенты рассматривают определенную бизнес-модель, с учетом дискретного времени и социально-экономических характеристик.
- Решение вырабатывается коллегиально. Мнение группы студентов также учитываются при выработке итогового мнения.
- Команда предлагает несколько путей решения проблемы, но из озвученных выбирают, по их мнению, только один верный.
- Целевая оболочка обсуждения в команде должна быть одна, нельзя использовать разные цели (не путать с методами).
- В ходе обсуждения эмоциональный компонент присутствует и приветствуется.
Подготовительный этап
- Определяются факты и характеристики взаимоотношений участников, задействованных в реализации кейс-метода.
- Моделируется конкретная ситуация, с началом, с путями развития, и общим итогом.
- Определяются вопросы, а также возможные аргументы (контраргументы), которые служат своеобразным указателем для движения студентов в верном направлении.
- Разработка домашнего задания для участников.
- Выработка шкалы оценивания познаний как для одного участника, так и для команды в целом.
Реализация кейс-программы
Формат реализации выбирают участники самостоятельно. Иногда бывает трудно понять, какой тип кейс-метода нужно озвучить в итоге. Преподаватель может в домашнем задании ненавязчиво указать типологию реализации кейс-метода. Можно внедрить на начальном этапе сбить с толку участников, чтобы они в конечном итоге самостоятельно сообразили, что от них требуется в конечном итоге.
Для этого можно использовать психологическую константу, эмоциональный контекст, социальные характеристики, психологические фактор. Допускается, и даже поощряется создание ряда ложных моментов, которые требуют от участников самостоятельного определения, какой вариант решения следует выбрать по поставленной задаче.
Диагностика кейс-метода
- Указывается описательная часть реального положения дел с объектом, с указанием действующих параметров.
- Определяется каким должен быть объект, с учетом конкретных параметров.
- Сравнительная оценка, то есть определение реального и возможного состояния объекта, с учетом конкретных параметров.
Выработка альтернативных решений
Это, пожалуй, самая сложная часть для преподавателя, поскольку он должен оценить реальную образовательную и подготовительную часть школьников и студентов. Конечная цель – команда определяет одно решение, которое, по их мнению, верное, но использует для этого несколько вариантов. В противном случае эффективность кейс-методологии будет сведена к нулю.
- Преподаватель может мотивировать участников на группу.
- В аудитории создается атмосфера, где каждый высказывает свое мнение по проблеме.
- Производится оценка знаний и умений по озвученным решениям.
- Преподаватель может стимулировать умственные способности своих учеников.
- Можно поддерживать учеников на изучение разных учебных тематик.
- Осуществляется анализ того. Чего добилась команда или ее отдельный участник.
- Проверяется на практике, как был усвоен материал.
- Формируется креативное мышление к усвоенному материалу, а также вырабатывается дедукция.
Завершающий этап
- Команда предоставляет преподавателю краткое резюме, если иное не предусмотрено методологией.
- Можно задать дополнительные вопросы, которые ранее не были озвучены и решены.
- При необходимости, можно предоставить новые данные, о которых не знали участники метода.
- После предоставления общих, новых данных, ученики предоставляют подробный отчет по выработке решения по бизнес – стратегии.
Преимущества кейс-метода
Главное преимущество кейс-метода заключается в том, что студент научится работать в команде, и поймет, что его мнение тоже будут учитывать при выработке общего итогового решения. Методология позволяет раскрыть талант «тихонь», которые раньше не проявляли себя, особенно на уроках и занятиях. Преподаватель со стороны может оценить способности каждого студента и объективно дать оценку того, какими знаниями обладает ученик. Для студента это первый практический опыт, где он в последующем может на практике применять свои знания, работая в бизнес-структуре.
Недостатки кейс-методов
Один из минусов, который характерен для российской действительности, это слабая научно-техническая база. Студентам приходится искать проблемы «на ощупь», когда есть четко смоделированная ситуация. Второй минус для кейс-методов, это незаслуженное пренебрежение в бизнес-структурах, которые считают, что кейс-методы ничего общего не имеют с их структурой работы. К сожалению, методология достаточно молодая, и нужно время, что работодатели смогли оценить по достоинству новое направление в бизнес-процессах.
Источники формирования кейс – метода
Существует 4 категории, откуда формируются источники формирования базы для кейс-методов.
- Местный материал. Чаще всего используется база данных, которым известна студентам. Например, нужно описать, как проживают и учатся американские студенты в Европы. Есть материал, с которым сталкиваются на практике команды студентов для кейс-методов.
- Статистическая база. Для этого берется база данных, которая публикуется в официальных источниках, или студенты используют свои проверенные статистики оценочные данные для расчета моделирования.
- Статьи, монографии, научные работы. Можно использовать в кейсах данные, которые являются общепризнанными научными разработками.
- Ресурсы из сети Интернет. Можно использовать данные из всемирной паутины. Сложность заключается в том, что в интернете иногда размещается неправдивая информация.
Методы кейс-технологии в образовании
В образовательном процессе кейс-методы имеют свою специфику, которая определяется технологическими особенностями кейс-студи.
- Используется разновидность исследовательского принципа аналитического мышления в совокупности с технологией.
- Методология case-study рассматривается как структура коллективного обучения.
- Образовательный кейс-студи имеет все признаки синергетической технологии. Это означает, что группа будет полностью погружена в ситуацию, у нее возникает инсайтное озарение, а также происходит обмен покрытиями и т.д.
- Обязательным признаком является наличие технологии развивающего обучения.
- Дополнительно кейс-студи рассматривается как некий образ специфической проектной технологии.
- Концентрация обучения предусматривает значительные успехи и достижения разрезе «создания успеха».
Типы и жанры кейсов, способы их представления
В самом начале нашего обзора мы перечислили все типы и жанры, сейчас мы расскажем о том, какие есть способы представления кейсов. В большинстве случаев их разделяют на степени сложности, которых бывает 4.
- Иллюстративная сложность. На визуальном примере слушатели понимают, какие решения подходят для определенной бизнес-задачи.
- Учебная сложность. В качестве материала используется диагностика, где можно определить и обсудить подходящий тип и подход для бизнес-процесса.
- Учебная дискуссия. В этом случае используются все доступные дидактические и методические материалы, изучаемые в рамках общеобразовательной или высшей школы. Дискуссия предусматривает разбор ситуацию, исходя из точек зрения каждого предмета, и каждого преподавателя.
- Практическое упражнение. На основе расчетных данных студент или школьник моделирует ситуацию и на практике показывает пути решения из создавшейся ситуации.
- тренировочный;
- аналитический;
- обучающийся;
- систематизирующийся;
- исследовательский;
- прогностический.
Метод кейсов на конкретных ситуациях
Возьмем для примера кейс метода стандартный класс, состоящий из одиннадцатиклассников, в количестве 30 человек, и делим их на 3 группы. Из них 2 группы будут проблемными, а 1 группа – относится к категории «фокус».
Первая группа будет изучать и отстаивать точку зрения по одной проблеме, она как правило правильная. Вторая группа должна по этой же проблеме отстаивать свою противоположную точку зрения.
Все группам дается домашнее задание где каждый участник приводит свои аргументы и контраргументы. После согласования вырабатывается несколько решений, и одна аргументированная задача должна быть, по их мнению, истинной и правильной. Каждая группа приводит доводы аргумента в свою пользу, даже если результаты будут у всех идентичные.
Первая и вторая группа предоставляет свои итоговые мнения с доказательствами по проблеме. Третья «фокус-группа» отслеживает выступления, анализирует мнения участников каждой группы и соглашается или не соглашается с приведенными аргументами и контраргументами.
Совет для применения метода на ситуациях
Для ситуации желательно брать пример из реальной жизни, чтобы можно было апеллировать к итоговому решению. Контекст ситуации также должен быть с соблюдением дискретной части времени, то есть хронологический, исторический и т.д.
Авторы оставляют свои комментарии по кейс-методу, причем можно оставлять неограниченное количество мнений.
Разрабатываются вопросы и задания для решения конкретного примера кейс-метода. При необходимости используются приложения.
Заключение
В образовательных учреждениях case-study ранее были диковинкой, и очень долго преподаватели не соглашались на то, чтобы такой формат был обязателен для учебного процесса. Сейчас кейс-методология твердо занимает место в образовании, и студентам дается как правило 2-3 дня на выработку стратегии. В течение этого времени студенты изучают домашнее задание, после чего определяется временной интервал, когда можно будет предоставить подробный отчет о проделанной работе.
Главным аспектом кейс-метода является дискуссия. Все студенты принимают активное участие в дискуссии, где старший группы формирует мнение, и каждый участник может привести аргументы и контраргументы по проблеме. Разнообразие мнений так или иначе заставит команду определить и озвучить единственное, по их мнению, верное решение. Такой подход позволит будущим студентам и школьникам проще интегрироваться на новой работе, где всегда есть глобальные бизнес-задачи и процессы, требующие принятие экстраординарного решения по проблеме.
Источник: orcwork.ru
Case — метод. Какой вид кейса выбрать?
Очевидно, что в зависимости от того, какие именно нужно выявить способности, компетенции или черты соискателя, меняется сюжет, форма, размер, задача и вопросы кейса. Условно все кейсы можно разделить по типу и назначению, к примеру по аналогии с отборочными интервью, так как они выполняют идентичную задачу – оценку соответствия компетенций кандидата вакантной должности. В зависимости от того, нужно ли оценить конкретную компетенцию или выявить аналитические способности выбирается тот или иной тип кейса. Затем в рамках его специфического формата составляется сюжет, выбираются участники, создается проблема и задаются вопросы.
Как выбрать вид кейса?
Современная практика и теория по менеджменту, обучению и оценке персонала не предлагает никакой классификации кейсов. Однако, очевидно, что их можно разделить по размеру, назначению, содержанию, по количеству участников, по характеру ситуаций и прочим отличительным чертам. К примеру, условно все кейсы для оценки компетенций и отбора персонала можно классифицировать на следующие виды:
Проективные кейсы
Сюжет такого кейса делает читателя невольным свидетелем событий, который наблюдает за ситуацией стороны. Соискателю предлагают такие кейсы, чтобы он принял решение за одного из героев ситуации. С одной стороны проективные вопросы снимают ответственность с соискателя за принятые решения, но, с другой – отвечая за других, человек невольно дает ответы, руководствуясь собственными ценностными ориентациями
Ролевые кейсы
Предполагает, что есть несколько участников в ситуации, одним из которых становиться сам соискатель, который читает кейс. Ему предстоит принимать решения за себя самого, в описанной ситуации, играть одну из ролей и делиться собственным мнением.
Кейсы с внутренней проблемой
В таком сюжете проблема возникает по внутренним причинам, то есть внутри коллектива, между сотрудниками, из-за неверно выстроенных систем управления или плохой организации труда. События вписываются во внутреннюю жизнь компании.
Кейсы с внешней проблемой
Такие сюжеты предполагают, что действия участников влияют на внешнюю среду компании, или наоборот, внешняя среда компании является причиной проблем внутри организации. Это могут быть поставщики, клиенты, изменения рынка.
Кейсы – задачи
В таких кейсах сюжет, действующие лица, обстоятельства описываются для того, чтобы от соискателя получить четкую инструкцию, решение задачи. Читатель кейса ставится в такие условия, что от него не ждут рассуждений на заданную тему, а просят дать пошаговый алгоритм действий, чтобы получился осязаемый конечный продукт его интеллектуального труда.
Аналитические кейсы
В таких кейсах окончательного решения не требуется, подразумевают, что решающий оценит саму ситуацию с разных сторон. Продемонстрирует свои способности мыслить, анализировать, находить причины и прогнозировать последствия в подобных случаях.
Пример кейса
На должность руководителя отдела по управлению персоналом проводили собеседование с соискателями, которые не имеют большого управленческого опыта. Чтобы выявить коммуникативные навыки в процессе руководства коллективом, оценивали следующие компетенции:
- уверенность в себе, умение самостоятельно решать рабочие задачи;
- умение проявлять гибкость и избегать ненужных конфликтов;
- умение принимать рациональное решение и действовать в непривычной, стрессовой ситуации.
Соискателям предлагали следующий кейс.
Руководитель небольшой компании попросил менеджера по персоналу принять на работу дочь одного очень важного для компании партнера. Дочь партнера много лет нигде не работала и хотела больше быть среди людей. Никаких амбиций по поводу карьеры в компании не проявляла. Основная цель была в том, чтобы девушка почувствовала себя востребованной.
Менеджер по персоналу не стала предлагать ее кандидатуру в линейные подразделения и приняла девушку к себе на должность специалиста по кадрам. Ей предложили освоить простейшие функции и выполнять их по мере возможностей.
В результате основными, наиболее качественными навыками, которые она приобрела за время адаптации, стали: прием входящих документов, внесение учетной записи, расфасовка по папкам корпоративной документации. В течение нескольких месяцев все были довольны, и работа выполнялась своим чередом. Через полгода освободилось место ведущего специалиста по документообороту.
Пока решали найти человека со стороны или выбрать из своих, директор вызвал руководителя отдела персонала с предложением повысить недавно принятую дочь партнера, по его просьбе. Зная, что в отделе есть сотрудницы, которые больше подходят на должность ведущего специалиста, менеджер по персоналу не могла отдать эту должность новой работнице, но и генерального директора она не могла поставить в неудобное положение перед партнером.
Вопросы к кейсу:
- Как, по Вашему мнению, должна поступить глава отдела персонала в данной ситуации?
- Можно ли было избежать такой проблемы?
- Как повлияет на коллектив повышение дочери партнера, если генеральный директор настоит на этом решении и главе отдела персонала придется выполнить это распоряжение?
Задание к кейсу:
Предложите свои варианты решения проблемы.
Как оценить компетенции соискателей с помощью кейса?
Для того чтобы оценить качество решения проблемы в кейсе, которое Вам дает потенциальный сотрудник, нужно предварительно разработать несколько вариантов допустимых принципиальных позиций и ответов. Каждый кандидат на должность, которому Вы даете этот кейс отвечает в силу своего социального опыта, руководствуясь своими ценностными ориентациями.
Предполагается, что выбор кандидата будет обусловлен максимальным совпадением видения проблемы и предложенного решения с тем, что ожидает компания. Но, это решение о соответствии не должно приниматься по наитию, а должно быть заранее обусловлено принятыми нормами и критериями оценки. Для этого рекрутер или линейный менеджер (в зависимости от того, кто составляет кейс для оценки) предлагают несколько вариантов ответов со значением оценки «не допустимый ответ», «допустимый», «соответствующий требованиям». Очевидно, что решение кейса может означаться как «верное» или «правильное» если речь идет о кейсе-задаче.
В таком кейсе предложены четкие условия, цель, поставлена задача. Кандидату остается только применить свои профессиональные, логические, математические и иные способности, чтобы выдать именно «верный» ответ. В случае решения кейса ситуация несколько иная. Соискатель должности может выдать Вам такое решение, до которого ни рекрутер, ни линейный менеджер сами не догадывались, но он будет приемлемым и эффективным для бизнеса. В связи с этим заранее нужно разработать предполагаемые варианты ответов, которые покажут, мыслит ли кандидат в нужном для компании направлении или нет.
Варианты ответов
- Соискатель принимает сторону генерального директора и объясняет это тем, что все равно в компаниях все, кто ниже руководителя компании, ничего не решают. Как скажет руководство, так все и делают. Избежать такой ситуации нельзя было.
- Соискатель придерживается мнения, что справедливо было бы все – таки подумать о тех, кто давно работает в коллективе и предложить дочери партнера альтернативное решение. Например, предлагает, что можно кого-то из коллектива повысить, а ее (дочь) поставить не на место ведущего специалиста, а на место простого специалиста, которого перевели. Избежать вряд ли можно было, так как невозможно же предугадать, как будут развиваться события.
- Соискатель предполагает, что основанием для отказа могут быть нормы политики подбора, запрещающие прием на работу родственников учредителей или партнеров компании. Но теперь, когда глава отдела уже столкнулась с этой проблемой, ей нужно принять решение с учетом всех сторон и повысить кого-то из более квалифицированных, а дочери партнера предложить что-то другое. Иначе решение в пользу только одной стороны может испортить взаимоотношения между коллективом и руководителем.
После того как ответы сформулированы, нужно интерпретировать их и сделать выводы, насколько они соответствую ожиданиям.
Источник: hr-performance.ru
Виды и структура кейсов
Существует множество разновидностей кейсов, каждая из которых применяется в конкретном случае, в зависимости от поставленных целей. Направленность задания определяет структуру, размер и наполнение кейса, поэтому классификацию также можно производить по различным основаниям. Наиболее известным подходом к систематизированию является критерий сложности. В данном случае выделяют:
Иллюстративные учебные ситуации — задания, основное направление которых, объяснить методику принятия наиболее выгодного решения в конкретном случае и посредством прикладного бизнес-примера.
Учебные ситуации — кейсы, в которых сформулирована проблема, описанная внутри ситуации в определённых временных рамках. Направление подобных заданий — определение условий, всестороннее изучение и оценка ситуации, а также самостоятельное принятие решения по выявленной проблеме.
Учебные ситуации без явно выраженной проблемы, иллюстрирующие усложнённую, по сравнению с вышеуказанным вариантом, ситуацию. В данном случае проблема отчётливо не проявлена, а изображена в виде статистической информации. Направление подобных заданий — самостоятельное обнаружение проблемы, определение альтернативные направлений ее развития с разбором имеющихся ресурсов.
Прикладные задания, в которых моделируется определённая создавшаяся ситуация, и необходимо обнаружить пути выхода. Направление подобных заданий — нахождение линий выхода из проблемы.
Кейсы можно классифицировать, отталкиваясь от целей и задач программы обучения. В таком варианте выделяют следующие типы:
Направленные на развитие навыков анализа и оценки.
Направленные на решение проблем и принятие решений. Прежде всего, подобные задания предполагают, что решение должно быть найдено исходя их присутствие недостаточной или избыточной информации, фактов, данных и событий, описанных в кейсах. Таким образом, обучающиеся приближаются к реальности, учатся замечать связи между имеющейся в наличии информацией и формулируемым решением.
Моделирующие проблему, решение или концепцию как целое. Конкретные ситуации кейсов, обучающих анализу и оценке, делятся, в свою очередь на внеорганизационные и внутриорганизационные.
Внеорганизационные кейсы главным образом имеют дело с разбором и пониманием состояния окружения предприятия, его внешней среды. В заданиях подобного рода детально изображаются проблемы вокруг предприятия. Их легко отличить от иных кейсов в виду практически полного отсутствия информации о самом предприятии. Источниками их являются данные из газет, журналов и отчетов. Во внутриорганизационных кейсах акцент переносится на факты и события существования самого предприятия.
Достойна пристального изучения классификация, сформулированная Н. Федяниным и В. Давиденко, являющимися знатоками зарубежного опыта применения метода:
Структурированный кейс, отличающийся строго ограниченным количеством предоставленной информации. Занимаясь решением таких заданий обучаемому необходимо использовать конкретную модель или формулу. Кроме того, в задачах подобного варианта присутствует оптимальное решение.
«Маленькие наброски», включающие примерно 1-10 страниц текста и около 1-2 страницы. Такие кейсы описывают исключительно ключевые моменты и при их анализе обучаемым приходится основываться личных сведениях.
Большие неструктурированные кейсы, включающие порядка 50 страниц — наиболее непростой тип заданий. Данные предоставляются очень подробно, зачастую и в целях усложнения работы с кейсом. Необходимая для анализа информация зачастую отсутствует, обучаемым необходимо определить подобные моменты и преодолеть затруднения.
Первооткрывательские кейсы, решение которых означает не только применение уже изученных понятий и практических навыков, но и создание некого нового продукта. В данном случае обучаемые играют роли исследователей.
Существует разделение кейсов на «мертвые» и «живые». К первым обычно относят кейсы, включающие все нужные для разбора данные. Для «оживления» кейса, его структуру нужно создать таким образом, чтобы спровоцировать обучаемых на нахождение ключевых понятий. Это позволит кейсу развиваться и быть актуальным в течение долгого времени.
Кейсы могут быть созданы во многих форматах: начиная от пары абзацев, заканчивая десятками страниц. Необходимо помнить, что большие кейсы вызывают большие сложности в работе по сравнению с малыми, особенно если обучаемые сталкиваются с ними в первый раз. Задание может включать информацию об одном событии на конкретном предприятии или историю развития нескольких за долгие годы. Кроме того, возможно использование популярных академических моделей или отсутствие их как таковых в задании.
Не существует строго регламентированного образца представления кейсов. Зачастую они выпускаются в печатном варианте или на электронных носителях, а присоединение к тексту изображений, диаграмм, таблиц делает их более наглядным. С печатными данными или электронными текстовыми вариантами проще работать и анализировать, чем с аудио или видео форматами.
Ограничение возможности интерактивного просмотра может послужить причиной искажения первичных данных и ошибкам. В настоящее время все больше распространяются мультимедийные форматы представление кейсов, что даёт возможность избежать или минимизировать перечисленные трудности. Такой формат сочетает достоинства текстовых данных и интерактивного видео изображения.
По наличию сюжета кейсы бывают сюжетные и бессюжетные. Первые включают рассказ о случившихся событиях, обозначая действия лиц и организаций. Бессюжетные кейсы скрывают сюжет, так как ясная передача сюжета в высокой степени обнаруживает решение. Внешне они являются совокупностью статистических материалов, расчётов, с помощью которых будет проведён анализ ситуации, восстановление сюжета.
Временной порядок материала тоже оставляет след в жанровых особенностях кейса. Задания в порядке от прошлого к настоящему знаменуются натуральной временной последовательностью событий, помогают обнаруживать причинно-следственные связи. Кейсы-воспоминания отличаются тем, что время в них прокручивается назад: участники что-то припоминают, и события представляются фрагментарными, иногда бессвязными, что доставляет дополнительные трудности по воссозданию событийных нитей. По большому счёту, разбор задания сводится к реконструкции ситуации, ее переоценке в виде части системы события. Прогностические кейсы предоставляют достаточно детальное описание происшествий минувшего и настоящего и назначают целью сформулировать оптимальную стратегию поведения в перспективе.
По основанию субъекта кейсы делятся на:
личностные, где главными действующими лицами являются конкретные люди;
организационно-институциональные, где субъектами являются предприятия и их составляющие (отделы, департаменты);
многосубъектные, которые имеют не один, а много субъектов действия.
Существуют кейсы с -иями и без -ий. Первые обычно подразумевают вырабатывание навыков расчетов и анализа статистической информации.
По типу методической части разделяют вопросные и кейсы-задания. В первом случае обучаемым необходимо ответить на поставленные вопросы, а во втором решить предложенное задание.
Кейсы могут быть классифицированы по методу подготовки. С точки зрения места написания они бывают созданными непосредственно на объекте или же на рабочем месте преподавателя, а включаемые в кейсы источники носят формальный или неформальный характер. В соединении этих двух переменных формируются четыре типа кейсов: библиотечные, публичные, классические и кабинетные.
Структура кейса и принципы его построения
Обычно выделяют следующие основные этапы создания кейсов:
Определение дидактических целей кейса. Этот этап охватывает установление положения кейса в системе обучения, определение целей и задач; обозначение границ ответственности за знания, умения и навыки обучаемых.
Выбор проблемной ситуации.
Прокладывание программной карты, включающей ключевые тезисы, которые будут выражены в тексте.
Нахождение структуры (организации), которая будет связана с ключевыми понятиями программной карты.
Получение данных в организации по тезисам задания.
Создание или выбор существующей модели ситуации, которая иллюстрирует деятельность в организации; исследование ее соответствия реальности.
Выбор жанра кейса.
Создание текста кейса.
Исследование точности и эффективности кейса; проведение методического эксперимента для выяснения результативности данного кейса.
Подготовка окончательного варианта кейса.
Внедрение кейса в практику обучения, его использование при проведении занятий.
Подготовка методических рекомендаций по использованию кейса: разработка задания и возможных вопросов для ведения дискуссии и презентации кейса, описание предполагаемых действий в процессе анализа кейса.
быть написан интересно, простым и доходчивым языком,
включать и положительные, и отрицательные примеры,
соответствовать потребностям выбранного контингента обучаемых.
Определение и формулировка проблемы занимает самое важное место в процессе конструирования модели ситуации. В это же время, текст кейса не должен наталкивать ни на одно решение относительно поставленной проблемы.
Сюжетная часть кейса — описание ситуации, содержащее информацию, позволяющую понять окружение, при котором развивается ситуация, с указанием источника получения данных:
наличие реально существующей ситуации, на основе которой разработан кейс;
название компании, название продукции, описание продукции, ее особенности;
имена и должности главных персонажей;
описание состояния рынка в данной области (продукты, потребители, производство, распределение и т.п.); разбор главных конкурентов (их стратегии, позиции на рынке, политика маркетинга и распределения);
Общее состояние дел в компании, ее слабые и сильные стороны; дилеры и партнеры; управленческая стратегия; организационные отношения; ключевые фигуры в управленческой группе; производственные операции, продукты и процессы; финансовое положение компании; маркетинговая информация; взаимодействие работников.
Информационная часть — информация, которая позволит правильно понять развитие событий:
этапы развития компании, важные моменты в истории развития, успехи и неудачи;
стиль работы компании, стиль управления руководства;
краткое описание проблемы, желательно привести несколько различных точек зрения (как она видится разными участниками событий);
определенная хронология развития ситуации с указанием действий или воздействующих факторов, желательно оценить результаты их воздействия;
предпринятые действия по ликвидации проблемы (если таковые предпринимались), какие результаты они давали;
какие ресурсы могут быть выделены на решение проблемы.
Методическая часть — разъясняет место данного кейса в структуре учебной дисциплины, формулирует задания по анализу кейса для обучаемых и записку по использованию конкретной ситуации53.
Сюжетная и информационная части могут существовать как относительно независимые (информация может быть вынесена в -ие), так и тесно переплетаясь. Но в любом кейсе его назначение и задание должны быть четко сформулированы.
Как отмечалось выше, кейс может содержать видео-, аудиоматериалы, материалы на электронных носителях или любые другие.
Источник: studbooks.net