Любая образовательная деятельность строится в соответствии с методами обучения учителя. От них зависит эффективность и усвояемость получения знаний учеником. Есть традиционные и современные методы, однако не все понимают в чем состоят их принципы и какие они решают задачи.
Методы обучения – что это
В чем разница: метод, методология, методика, приемы
Методы обучения – классификация и виды
Современные методы обучения
Интеллект-карта
Мифологемы
Как выбирать методы обучения
Профессия методиста образовательных программ
Что почитать по теме
Подведем итоги
Давайте поговорим о том, что же такое методы обучения, как выбрать самый эффективный и кто такой методист образовательных программ.
Методы обучения – что это
Существует множество определений понятия «Метод обучения», но в главном оно определяется как способ взаимодействия учителя с учениками, чтобы достигнуть цели обучения.
Есть образное, философское, но и более точное определение:
Различные виды бизнес-образования
«Это способ познания, исследования явлений природы и общественной жизни, прием, способ или образ действия, путь продвижения к истине».
История методов обучения уходит глубоко в древность, когда младшие члены сообщества обучались на примере старших, и условно проходит 4 революционные стадии:
- Когда обучением стали заниматься специальные педагоги-учителя.
- Когда на смену устной речи пришла письменная.
- Введение печатного слова.
- Автоматизация и компьютеризация обучения.
В чем разница: метод, методология, методика, приемы
Метод, методология, методика, приемы – все это понятия способов и порядка обучения, но у них есть разница.
Это элементы того или иного метода, выражающие отдельные действия учителя и учащихся в процессе обучения.
Состоит из приемов, которые применяет учитель. Например, одним из
способов современного обучения выступает семинар, а вызов ученика к доске для решения задачи – прием обучения. Одни и те же приемы обучения могут применяться в различных методах.
Выступает методом обучения, но она состоит из конкретной программы и имеет определенную теоретическую основу. Методики могут быть авторскими.
Общее понятие, включающее и методы, и методики, и приемы обучения.
Методы обучения – классификация и виды
Классифицировать методы обучения можно по-разному: со стороны учителя и ученика, по применяемым приемам.
В современной дидактике выделяют следующие методы обучения:
- словесные методы (лекции, книги, беседы, дискуссии);
- наглядные методы (видеоматериалы, явления, наглядные пособия);
- практические методы (практические занятия, творческие работы, курсовые и дипломные работы);
- обучение через создание проблемных ситуаций.
Методы обучения часто классифицируют по характеру познавательной деятельности:
- информационно-рецептивный метод – передача информации от учителя ученику;
- репродуктивный – выполнение учеником действий по примеру учителя;
- метод проблемного изложения – учитель формулирует проблему и показывает логические шаги для ее решения;
- эвристический – разбивание задачи на отдельные части, которые затем решаются учениками;
- исследовательский – поиск учениками решений проблем самостоятельно.
По достигаемой цели:
Бизнес образование. Что такое MBA? Executive и DigitalMBA — в чем разница? Кому нужен МВА?
- приобретение знаний;
- формирование умений и навыков;
- применение знаний;
- творческая деятельность;
- закрепление и проверка знаний.
Современные методы обучения
Какие существуют современные методы обучения:
- Тренинги.
- Проектный метод.
- Дистанционное обучение.
- Кейс-стади.
- Коучинг.
- Модульное обучение.
- Деловая игра.
- Ролевые игры.
- Работа в парах.
- Разбор «завалов».
- Мозговой штурм.
- Интеллект-карта.
- Консалтинг.
- Использование ИКТ.
- Образовательные тренажеры.
- Тематические обсуждения.
- Мифологемы.
- Метод «ротаций».
- Метод «Лидер-ведомый».
- Действие по образцу.
- Креативные группы.
Давайте разберем основные.
Тренинги
Тренинг – это групповое занятие в аудитории, на котором ученики получают практические умения. Теория на тренинге занимает всего 10–20 %. Остальное время посвящено практике и активному взаимодействию внутри группы. Нередко под видом тренингов учебные центры проводят лекции.
Тренинг считается одним из лучших способов разбора проблем, налаживания психологического климата, прохождения периода адаптации.
Проектный метод
При проектном методе ученики сами ставят цель и определяют пути достижения. Они должны самостоятельно искать, отбирать, обобщать и анализировать данные. Задача преподавателя помогать учащимся, отвечать на вопросы, консультировать.
Какие задачи решает проектный метод:
- Учит учеников самостоятельно ставить цель и достигать ее.
- Формирование навыков работы с данными.
- Обучение применению полученных знаний на практике.
- Опыт в проведении исследований и презентации результата.
Работа над проектом может быть индивидуальной или групповой, второй вариант предполагает также развитие коммуникационных навыков.
Кейс-стади
Метод изучения и анализа реальных ситуаций, которые могут иметь место в изучаемом направлении. В процессе ученики учатся применять полученные теоретические знания на практике, правильно оценивать факты и соотносить их со своими знаниями, заявлять и аргументировать свою позицию. Для решения кейса нужно произвести анализ предложенной ситуации и оптимальное решение.
Метод предполагает, что учитель должен обладать высокой квалификацией, а ученики должны быть достаточно компетентны в заданной области.
Коучинг
Коучинг – это наставничество. Коучами могут быть и сами педагоги, и более компетентные учащиеся, молодые специалисты. Коучинг сфокусирован не на общем развитии, а на достижении четко определенных целей.
Задачей коуча является оказание помощи учащемуся в поиске наиболее подходящего способа решения задачи. Он должен помочь подопечному найти и осознать свои зоны роста и научить его продвигаться в них.
Мозговой штурм
Метод предполагает коллективное обсуждение поставленной задачи. Здесь ученики свободно высказывают свои мнения и идеи. Задача учителя поставить цель, объяснить цели и правила. Ученикам нужно записывать возникающие идеи, которые затем подлежат совместному обсуждению.
Какие задачи помогает решать метод:
- Развивается интерес учащихся.
- Теория перетекает в практику.
- Быстрое усвоение учебной программы.
- Приобретение опыта творческой деятельности, умения слушать и слышать.
- Выработка умения решения нестандартных задач.
- Развитие интеллектуальных способностей учеников.
- Приобретение навыков общения в коллективе.
Деловая игра
Метод состоит в моделировании всевозможных ситуаций и сторон выбранного направления деятельности. Она используется для перевода полученных теоретических знаний в практическую область.
Какие задачи решает Деловая игра:
- Развитие у обучающихся нужных компетенций, навыков, умений и знаний.
- Аналитика процессов и взаимодействий на разных уровнях.
- Внедрение новых методов работы.
- Построение постоянных и проектных команд.
- Сокращение ошибок, совершающихся в реальной жизни.
- Развитие коммуникационных способностей.
Интеллект-карта
Интеллект-карта – это схема, в центре которой находится ключевая тема или задача, а от нее расходятся связанные идеи. Способ позволяет наглядно увидеть связь между центральной задачей и ее составляющими. Он помогает быстрее и осмысленнее запоминать информацию, проще воспринимать сложные концепции. Интеллект-карты помогают придумывать идеи, запускать проекты, учить языки, планировать отпуск и т. д.
Мифологемы
При использовании метода мифологем производится поиск необычных способов решения поставленной задачи, которая может возникнуть в реальных условиях. Метод основывается на разработке несуществующего сценария, который похож на возможный реальный. У учащихся вырабатывается творческих подход к решению задач. Развивается креативное мышление, снимается уровень стресса при проблемах в реальной жизни.
Однако рационально просчитанные действия в реальных условиях могут сказаться отрицательно.
Как выбирать методы обучения
Огромное количество методов и приемов обучения не редко ставит в тупик начинающих педагогов при выборе. Чтобы определиться, придерживайтесь следующих принципов:
- Оптимальность. Каждый метод предназначен для определенного круга задач, поэтому важно выбирать метод в соответствии с программой обучения.
- Возрастные и индивидуальные способности учащихся. Например, школьники с удовольствием проходят обучение через деловые и ролевые игры.
- Психологические особенности. Например, групповая работа подойдет для выработки командных навыков, обучение гуманитарным дисциплинам подразумевает наличие дискуссий, групповых обсуждений.
- Доказательность. Применяйте только те методы, которые уже доказали свою результативность, не все современные методы одинаково эффективны.
Профессия методиста образовательных программ
Методист – это профессионал, занимающийся составлением обучающих программ для курсов.
Какие задачи в целом он решает:
- разработка плана учебной программы;
- определение формата занятий;
- подготовка учебных материалов и заданий;
- определение результатов обучения;
- исследование целевой аудитории курса;
- оказание помощи обучающимся в освоении программы;
- сбор аналитики;
- организация обратной связи от студентов.
Конкретные функции методиста определяются в соответствии с проектом обучения.
Что почитать по теме
Тема очень обширна и многообразна, современные методы воспитания и технологии обучения быстро модернизуются, появляются новые, делающие процесс более результативным и интересным. Наряду с новыми, базовые методы не перестают доказывать свою эффективность. Поэтому учителям любого уровня и направления, а также родителям, всем активным гражданам, необходимо постоянно обучаться и развиваться. Мы собрали источники информации, благодаря которым вы сможете лучше разобраться в теме.
- Как научить вашего ребенка решать задачи. Методика обучения решению задач. Методика Шаталова
- Обзор системы дистанционного обучения Moodle.
- Как писать конспекты. Планирование для учителя.
- Методические рекомендации: групповое решение кейса.
- Сингапурская методика. Современные способы организации учебного процесса.
Форумы на тематических порталах объединяют специалистов, связанных с обучением. Здесь придут на помощь, дадут рекомендации и непременно поделятся своим опытом, словом и вниманием.
Конференции предполагают «живое» участие, личный опыт и переживания без записей, трансляций и повторов. Например, в сентябре текущего года состоятся:
- Альтернативная конференция «от.ЛИЧНО» проведение г. Москва.
- XLVII Международная научно-практическая конференция «Advances in Science and Technology».
- XIV Международная научно-практическая конференция «Наука, образование, инновации: актуальные вопросы и современные аспекты».
Узнавать об актуальных конференциях следует на сайтах организаторов.
Какие книги можно почитать:
- Михаил Кларин «Инновационные модели обучения».
- Генрих Альтшуллер «Найти идею».
- «Обучение через развлечение» от творческого объединения #Шашники.
- Джеймс Райан «Погодите, как вы сказали?».
FAQ
Чем методолог отличается от методиста?
Методолог теоретик, он определяет, каким будет образование завтра, проектирует методики и модели обучения на основе трендов EdTech-рынка и потребностей целевой аудитории. Это человек с фундаментальным академическим подходом, потому что он разрабатывает новые модели, форматы обучения. Методист больше занимается практикой, он использует разработанные методологами инструменты и внедряет их в конкретные образовательные программы.
Какие есть приемы обучения?
- Технические. Это приемы, которые связанны с использованием различного оборудования, средств обучения и материалов: работа с доской, демонстрация рисунков, схемы и наглядные пособия.
- Логические. Это приемы интеллектуальной деятельности, где задействуется логическое мышление: постановка проблемы, сравнение, обобщение, доказательство.
- Организационные. Это приемы, которые помогают учителю привлекать внимание учащихся, направлять и контролировать их работу: беседа или ответ у доски, объяснение задачи, совместная проверка самостоятельной работы.
Подведем итоги
- В педагогике сегодня применяются как традиционные, так и современные методы обучения.
- Потребности современного общества диктуют необходимость внедрения более результативных и эффективных методик обучения, поэтому в первую очередь необходимо постоянно обучаться самим учителям.
- Можно заниматься саморазвитием, изучая тематическую литературу, участвовать в конференциях или получить дополнительное образование на онлайн или офлайн курсах, главное, чтобы методика давала практический результат.
- Мы надеемся, что смогли дать общую информацию о методах обучения, применяемых сегодня, и при необходимости вы сможете продолжить изучение темы более углубленно и предметно.
Источник: www.sravni.ru
Методы обучения МВА в России
Российская система бизнес-образования сегодня переживает не самые легкие времена. И дело тут не только в наличии сильнейших конкурентов за рубежом, но и в том, что не все методы обучения могут эффективно работать в нашей стране. О том, какие формы преподавания практикуют ведущие российские бизнес-школы, их сильные и слабые стороны, читайте в статье.
Поступая на программу MBА, будьте готовы встретиться с самыми разными методами обучения. Их будет гораздо больше, чем при получении первого высшего образования. Это объясняется тем, что для достижения целей различных программ МВА эффективны различные формы преподавания.
Все методы российского бизнес-образования можно разделить на два типа:
· Традиционные (лекции и семинары)
· Специальные (разбор кейсов, тренинги, деловые игры, симуляция)
Традиционные методы обучения
Среди традиционных методов — лекции и семинары, с которыми вы прекрасно знакомы по обучению в вузе. Их роль в процессе получения степени МВА весьма велика. Более того, изучение ряда предметов (например, экономической теории) возможно только в этой форме. Лекции дают студентам необходимые знания, которые используются как основа обучения по другим методам.
Семинарские занятия помогают понять и обсудить информацию, полученную на лекциях. На Западе доля традиционных подходов к преподаванию в бизнес-школах в среднем составляет 60%. В России это число еще больше и зависит от специфики программы. В целом не все школы кардинально сокращают процент лекционных курсов просто потому, что аудитория привыкла к традиционным подходам и пока не в полной мере готова к новым методам обучения.
Вместе с тем нецелесообразно слишком загружать студентов лекционным материалом — на это просто нет времени. Многие слушатели занимают высокие, ответственные должности, у большинства есть семьи, поэтому их временем приходится дорожить, обеспечивая набором учебной литературы и пособий для самостоятельной работы.
Специальные методы обучения
Одно из главных отличий программы МВА от прочих заключается в ориентации на практическое применение знаний. Именно этим и определяется выбор способов обучения. Среди них можно отметить метод конкретных ситуаций (так называемый метод case-studies, или метод кейсов), элементы тренинга, проведение деловых игр, метод симуляции. Все эти подходы являются по своей сути «активными» и используют реальные примеры из практики.
Метод начал использоваться в Harvard Business School в 1924 году. Его суть состоит в том, что слушателям дается описание определенной ситуации, с которой столкнулась реальная организация в своей деятельности или которая смоделирована как реальная. Студент должен накануне занятия ознакомиться с проблемой и обдумать способы ее решения. В классе в небольших группах происходит коллективное обсуждение приведенного случая из практики.
Рассмотрев и проанализировав сотни непридуманных проблем, вы научитесь решать их. Если вы попадете в аналогичную ситуацию в реальности, то она не поставит вас в тупик.
Метод кейсов очень популярен и является основной формой обучения по программам МВА на Западе. Обсуждение случаев из практики бизнеса занимает около 40% времени от общего курса обучения. Кейсы объемны и намеренно содержат избыточные
данные, чтобы полностью воссоздать реальную ситуацию. В России этот метод также применяется весьма активно, однако часто используются так называемые «мини-кейсы». Описание ситуации в них более краткое и отражает только суть проблемы. Это вызвано прежде всего тем, что популярное на Западе дневное (full-time) обучение МВА не так распространено в России и у студентов просто не достаточно времени для анализа избыточного материала.
Несколько иной подход к использованию метода кейсов в России отчасти связан и с тем, что создание кейсов — дорогой и очень трудоемкий вид деятельности. К тому же применение метода осложняется информационной замкнутостью многих российских компаний и быстрым изменением экономических условий, в которых вынуждены действовать участники рынка. Решение проблемы может частично или даже полностью утратить актуальность менее чем за год.
Впрочем, кейсы были и остаются одним из самых эффективных методов обучения, и по количеству времени, занимаемого этим методом, часто можно судить о качестве образования.
«То, что давали нам в ходе обучения, для многих было новым, — вспоминает Людмила Лобода , выпускница программы МВА Государственного университета управления , директор по маркетингу консалтинговой компании VISTA Foreign Business Support . — Занятия всегда проходили захватывающе, увлекательно, и главное, полученный опыт из «первых рук» можно было сразу применить в самых разных сферах от В2С (бизнес, ориентированный на удовлетворение конечных потребителей) до В2В (бизнес, ориентированный на удовлетворение нужд организаций). Решение кейсов, основанных на реальных историях как российских, так и зарубежных компаний, помогало найти лучшие ответы на вопросы и в своем бизнесе».
Вот как описывает применение кейс-методов в России Сергей Худяков , директор заочной программы МВА ФАПО АНХ : «Российские кейсы быстро устаревают. Прежде чем выносить ситуацию на обсуждение в аудитории, надо обязательно узнать, что произошло с компанией, описанной в кейсе, за последние несколько лет.
Бывает так, что организации, на основе деятельности которых было составлено задание, прекратили свое существование, пережили громкий скандал и т.п. Другая проблема, с которой мы сталкиваемся, связана с информационной замкнутостью российских компаний. Бывает такое, что слушатель работает в компании, о которой идет речь в кейсе. И иногда он говорит, что на самом деле все было не так, как описано в учебных материалах». Впрочем, нет никаких сомнений в том, что с развитием новой экономики в России будет появляться все больше реально действующих субъектов бизнеса, способных предоставить качественный материал для кейсов.
По словам Сергея Саркисова , заместителя декана и директора вечерней программы МВА ФАПО АНХ, «активные методы обучения позволяют слушателям получить ответы на конкретные вопросы, с которыми слушатели сталкиваются в своей деятельности. У них нет времени извлекать их из концептуальных схем».
Некоторые школы участвуют в так называемых конкурсах кейсов — MBA Case Competition. Это соревнование между командами нескольких учебных заведений в анализе бизнес-кейсов, ситуаций из реальной деловой практики. В России конкурс проводится Комитетом по работе с персоналом Американской торговой палаты. Бизнес-кейсы разрабатываются авторами из ведущих мировых бизнес-школ.
Кейсы касаются, как правило, вопросов стратегического управления, маркетинга, производственной деятельности. Могут также присутствовать аспекты этики и управления персоналом. Компании-рекрутеры и работодатели рассматривают результаты участия в MBA Case Competition как дополнительное преимущество при найме на работу.
Тренинги и деловые игры.
Этот очень популярный метод обучения используется и в бизнес-образовании. Как правило, люди не всегда извлекают уроки из реальных случаев просто потому, что им не хватает времени. Моделируя подобные ситуации, тренинг помогает остановиться и задуматься о причинах и результатах поведения его участников, а также взглянуть на события со стороны,
Хороший тренинг помещает студентов в ситуацию, которая воспринимается как настоящая. Метод формирует новые навыки и корректирует неэффективные модели поведения, которые ранее использовались в аналогичных условиях.
«Мы стремимся, чтобы знания и навыки, полученные на программе, могли эффективно использоваться слушателями в их практической деятельности, — отмечает Тамара Рыжикова . — Так, например, навык эффективной презентации оказывается важным не только для успешной защиты дипломного проекта, но и для успешного позиционирования себя и своей компании в реальном бизнесе».
Наравне с тренингами в обучении используются и деловые игры. Смоделированные в них события напоминают реальные с некоторыми заранее известными оговорками. В процессе игры у участников появляется возможность заострить свое внимание на отдельных элементах имитируемых бизнес-процессов.
Школы стремятся повысить эффективность таких методов обучения.
Изначально этот метод активно применялся на Западе, однако наравне с case-studies он пришел и в российские бизнес-школы. По сути, данный подход близок к деловой игре и представляет собой виртуальную симуляцию различных явлений в бизнесе.
К его преимуществам относится возможность менять параметры и задавать самые разные условия моделирования. Метод учит оперативному реагированию на происходящие изменения.
Описанные подходы отличаются от традиционных тем, что требуют гораздо большего вовлечения слушателей в процесс обучения. Они вызывают интерес у студентов и, дополняя традиционные, являются необходимым элементом бизнес-образования. При этом командное обсуждение проблемы часто формирует у студентов новый взгляд на уже знакомые им вопросы. Во время обсуждения кейсов происходит постоянный обмен опытом между преподавателями и студентами: последние часто приносят с собой факты из реальной практики, связанной с их непосредственной работой.
Соотношение традиционных и специальных методов обучения варьируется от школы к школе. Традиционно на Западе Harvard Business School считается ориентированной на разбор кейсов, a Wharton — на лекции. Однозначного мнения о том, какой из методов лучше, существовать не может. Ясно лишь, что сочетание разных методов в пропорции, правильной для данной программы, обеспечивает универсальную подготовку менеджеров — выпускников программ МВА.
Однако не только методы преподавания делают процесс обучения на программах МВА непохожим на получение первого высшего образования. Так, в рамках программы Международного университета в Санкт-Петербурге принята особая форма делового общения — бизнес-клуб. Здесь выступают известные руководители и ученые, обсуждаются актуальные вопросы развития экономики и управления, проводятся презентации ведущих российских и мировых компаний.
Приобрести практические навыки учащиеся могут также во время преддипломной практики. Например, при обучении в Международном банковском институте она проходит в Стокгольме.
Написание и защита дипломной работы.
Дипломы выпускников МВА непохожи на стандартные работы, которые пишут студенты при получении первого высшего образования. Как правило, они четко ориентированы на практику и создаются на основе опыта организаций, в которых работают слушатели.
Диплом может содержать детальную разработку новых проектов компании, анализ ее позиции на рынке, предложения по решению ряда существующих проблем и т.п. Важно, что в своей работе слушатели поддерживают обратную связь с квалифицированными преподавателями-консультантами. Нередки случаи, когда выпускные проекты с успехом находили применение в реальном бизнесе. Подобная форма работы приносит ощутимую пользу и самим компаниям.
«Следует отметить высокое качество выпускных проектов наших слушателей, — говорит Тамара Рыжикова. — Некоторые по требованиям соответствуют уровню кандидатской диссертации. Часто слушатели разрабатывают тематику, близкую к их профессиональным интересам и сфере деятельности. Как правило, от этой работы выигрывают и сами слушатели, и компании, в которых они работают».
Некоторые школы заключают партнерские соглашения с предприятиями, на основе данных которых студенты выполняют дипломные работы.
При подготовке статьи использованы материалы исследований Begin.ru
Источник: ubo.ru
Типы методов российского бизнес образования
Незарегистрированный посетитель
- Библиотека
- Журнал «Управление развитием персонала»
- №2, 2006
- статья
Современные модели и технологии бизнес-образования и корпоративного обучения
Григорьева Т.О.
Купить PDF
Метод обучения действием;
Технология модульного обучения;
Метод конкретных ситуаций;
Тренинговый метод;
Информационные технологии;
Метод дистанционного бизнес-образования;
Ключевые слова: модель обучения, метод конкретных ситуаций, тренинг, дистанционное образование
Аннотация
В данной статье рассматриваются различные методы обучения персонала и области их применения. Особое внимание
уделяется современным технологиям, таким как метод обучения действием, технология модульного обучения, метод
конкретных ситуаций, дистанционное образование, тренинги.
Кроме того, приводятся примеры обучающих компьютерных программ, используемых в бизнес-образовании, дается их сравнительный анализ.
Журнал: «Управление развитием персонала» — №2, 2006 (Профи-Карьера».
Окончила экономический факультет РЭА им Г. В. Плеханова, защитила диссертацию на тему «Бизнес-образование как фактор развития управленческого потенциала организации» в Российской академии предпринимательства. Имеет 10-тилетний стаж работы в области дополнительного бизнес-образования и организационного консультирования. Автор бизнес-тренингов и консультационных семинаров для HR-руководителей и специалистов.
Источник: grebennikon.ru