Чем бизнес-модель стартапа отличается от бизнес-модели обычного бизнеса? На какие вопросы она должна отвечать, и на что нужно обратить внимание стартапу при выборе бизнес-модели? Автор методологии оценки бизнес-модели стартапа на платформе Rocket DAO Андрей Курьян ответил на вопросы Андрея Мирошниченко о существующих подходах к описанию бизнес-модели, способах тиражирования продукта и важных нюансах, которые при этом нужно учитывать стартапу.
969 просмотров
—Андрей, твои корни уходят в инженерию и ты принадлежишь к изобретательской школе ТРИЗ (теории решения изобретательских задач). Мы тебя знаем как автора методологии оценки бизнес-модели стартапов и как автора приложения по оценке и конструированию бизнес-модели. Расскажи, почему ты обратился к теме бизнес-модели: почему тебе это интересно, и какую задачу ты решал, когда обратился к этой теме?
Сразу после окончания Минского радиотехнического института я попал в проект “Изобретающая машина”. Лаборатория изобретающих машин была одним из первых успешных глобальных стартапов, созданных в Беларуси. В проекте я участвовал с самого начала, занимался разработкой продукта — “Изобретающей машины” — на протяжении 6 лет (1987–1993 гг.).
Секрет тираЖИРования. Начальная школа
Именно в этом проекте я получил свой первый опыт работы в стартапе и разработки продукта. Тогда же я познакомился и увлекся Теорией решения изобретательских задач — она была непосредственно связана с нашим продуктом — интеллектуальной системы для поддержки решения изобретательских задач на базе ТРИЗ.
Затем я долго работал в компании “Ориентсофт” (костяк компании составляла команда, которая вышла из Лаборатории изобретающих машин): долгое время мы занимались аутсорсингом и разрабатывали собственные продукты для моделирования бизнес-процессов. В этот период меня глубоко заинтересовала тема бизнеса и того, как может быть организована работа компании. Я понял, что ее можно рассматривать как некую инженерную систему. Зная ТРИЗ, мне показалась интересной идея совершенствовать бизнес-процессы через решение изобретательских задач.
Затем я работал в качестве бизнес-аналитика, сделал в этой роли несколько проектов по автоматизации деятельности компаний. В этот период я изучал деятельность бизнеса, предлагал усовершенствования на уровне структуры и бизнес-процессов компаний, разрабатывал технические задания на создание систем автоматизации компаний.
Тогда я убедился, что ТРИЗ можно использовать на практике для усовершенствования бизнеса. В этот же период (начало 2010-х гг.) мы совместно с Мастером ТРИЗ Валерием Сушковым из Нидерландов, моим коллегой еще по Лаборатории изобретающих машин, разработали несколько инструментов, помогающих формулировать задачи для бизнеса, противоречия, которые могут возникать в работе компании и помогать находить варианты их решения.
Следующий этап — совместное с Мастером ТРИЗ Михаилом Рубиным исследование по бизнес-моделям.
Тиражирование идей, или зачем изобретать велосипед?
Расскажем, как работает инструмент «тиражирование» производственной системы НЛМК.
Бизнес – это служение людям.
Благодарим редакцию газеты «Наш комбинат» НЛМК за предоставление данного материала.
Обратите внимание: в компании НЛМК идеи не обязательно придумывать самому. Можно посмотреть, что хорошего сделали коллеги и применить это у себя. Этот инструмент производственной системы (далее – «ПС») НЛМК называется «тиражирование», и пользоваться им не только можно, но и нужно. К тому же помимо вознаграждения за идею и ее внедрение, автор получает гонорар и за тиражирование своей инициативы. Если этот опыт начнут применять на другом предприятии, то процент от эффекта получат также эксперты, выступающие агентами при передаче идеи, и реализаторы, адаптирующие ее под условия своей площадки.
Кроме портала, мы предлагаем вам и альманах «Управление производством». Все самое интересное и уникальное мы публикуем именно в нем. 300+ мощных кейсов, готовых к использованию чек-листов и других полезных материалов ждут вас в полном комплекте номеров. Оформляйте подписку и получайте самое лучшее!
Скажем, вы работаете на Вторчермет НЛМК. Это огромная сеть производственно-заготовительных участков со схожими функциями, агрегатами и трудностями. Поэтому то, что успешно внедрили на одной площадке Вторчермета, вы можете применить на своей.
Так, сотрудники Вторчермет НЛМК Волга придумали, как устранить дефицит жидкого кислорода, необходимого для резки металлолома, и отказаться от дорогого и малоэффективного газа в баллонах. На заготовительных участках появились 200-литровые криоцилиндры, которые в буквальном смысле делают из воздуха деньги: стоимость технических газов уменьшалась в 3 раза!
Это полмиллиона рублей экономии в год. Разумеется, такой эффективной идее нельзя пропадать даром. Такие же криоцилиндры появились на площадке операционной компании «ЮГ». Здесь от инициативы планируют получить еще больший эффект – свыше миллиона рублей в год.
Хочу тиражировать идеи. Что делать?
Стоит познакомиться с лучшими идеями Группы НЛМК. Для вашего удобства их специально собирают на вкладке Производственной системы на корпоративном портале. Обращайте внимание на описание оборудования и процессов: если в вашем производстве все работает так же, самое время подумать о тиражировании полезной инициативы у себя!
Пойдем по карте
Тиражирование идей помогает решать схожие проблемы, с которыми сотрудники встречаются, когда выпускают продукцию или эксплуатируют оборудование. Причем решать тем способом, который уже проверен на другом предприятии. То есть одна идея может решить сразу две проблемы на двух производствах, даже если они за 2000 км друг от друга. И в итоге такая идея может принести двойной эффект, а своему автору – дополнительное поощрение.
Но для того чтобы успешно применить инициативу, скажем, на другой площадке и на схожем агрегате, нужно как минимум знать, где еще у нас в Группе такие агрегаты есть. Для массовой реализации принципа тиражирования идей методологи центра компетенций ПС разработали удобный инструмент – карту схожих агрегатов. Она показывает, в каком оборудовании и на каких площадках есть схожие узлы, рабочие части и функции. Отмечены здесь и аналогичные агрегаты. Карта позволит автору внедрить идею не только у себя в цехе, но и пойти дальше – распространить ее на все оборудование Группы.
Ведь не у всех работников предприятия есть возможность побывать на других производственных площадках. А карта агрегатов позволяет моментально понять, где еще может быть применена удачная идея.
В свою очередь руководитель Техсовета благодаря карте агрегатов может быстро определить, где могли бы пригодиться идеи, которые выносятся на его Техсовет. Он может попросить авторов проконсультироваться с коллегами о возможных эффектах, позитивном, а иногда и негативном опыте. Всегда же лучше не повторять ошибки других, а сразу избегать их.
Кроме того, карта агрегатов позволяет расширить технический кругозор участников Техсовета. Да и вообще это отличная шпаргалка: ведь не страшно что-то забыть, если можно подсмотреть.
Источник: up-pro.ru
Развитие и описание процессов в бизнесе
Для того, чтобы предприятие было успешным, необходимо, чтобы в нём участвовали 3 человека: сукин сын, бизнесмен и мечтатель. Макартур Питер.
В нашем мире большинство коммерческих организаций используют описание процессов бизнеса в своей практике, чтобы перейти на следующий уровень развития.
В большинстве случаев, предприятие нуждается в этом, чтобы осуществить такие цели:
Внедрение системы качества
Есть огромная организационная структура на предприятии, у которой имеется очень много подразделений. Если рассматривать эти подразделения по отдельности, то почти невозможно определить участок или подразделение, на котором происходит сбой, который, вероятно, повлечёт неприятные последствия для организационных руководителей.
Внедрение системы качества
Оптимизация деятельности предприятия
Чтобы облегчить наблюдение за всеми взаимосвязями и тонкостями в работе подразделений, надо создать описание совокупности процессов в бизнесе, которое надо применить к предприятию, взятому отдельно, с единой системой контроля. На результаты деятельности данного предприятия эти изменения будут очень качественно влиять.
Преемственность
Люди уходят и приходят на всех предприятиях. Однако знания должны остаться там. Также нужно вводить в специфику работы новых сотрудников и по возможности быстро передавать им дела. Процессы в бизнесе как раз прекрасно подойдут для этого.
Тиражирование бизнеса
Для того чтобы как можно быстрее создать филиалы и представительства организации, которая уже работает, нужны наличие чёткой системы и стандартных документов, а также надо понимать схемы работ для того, чтобы основать организационную структуру.
Вести дело своё – это как будто на велосипеде ехать: не будешь двигаться – упадёшь.
Почти всегда для описания процессов в бизнесе приглашают профессионалов в предприятие со стороны, у которых есть опыт оказывать услуги такого рода. Но нельзя забывать, что без участия и помощи сотрудников данной организации, которые полностью осведомлены во внутренних делах, никакой самый крутой профессионал не сможет составить описание бизнес-процессов. Консультант может скоординировать работу, конкретно её поставить и объяснить ближайшие действия.
Описание процессов в бизнесе – это самая трудоёмкая часть проекта. Тратится огромное количество сил и времени при реализации этого этапа. EXCEL, ARIS и другие программы помогут вам, когда вы будете описывать эти процессы. Чаще всего, они представлены как разные схемы, которые демонстрируют состояние всех дел в предприятии и все возможные изменения, когда осуществляешь определённые обстоятельства. Описание показывает строение предприятия, которое очень чётко выражено, специфику каждого подразделения и направления деятельности.
Бизнес-процесс – совокупность задач или мероприятий, которые взаимосвязаны и направлены на услуги или определённого продукта для потребителей. Блок-схемы этих процессов применяются как графическое описание деятельности.
Виды процессов в бизнесе
- Управляющие — управляют функционированием системы.
- Операционные — они создают основной доход и составляют основной бизнес: Маркетинг, Снабжение, Производство и продажи.
- Поддерживающие – обслуживают основной бизнес: Бухгалтерский учёт, АХО, Техническая поддержка, Подбор персонала.
Источник: sovetprost.ru