Транспортно-технологическая схема — это таблица, которая содержит словесную, графическую и количественную информацию о доставляемом грузе, а также о совершаемых с ним действиях.
Сущность транспортно-технологической схемы доставки груза
Составной частью любого производственного процесса является технологический процесс, который заключается в совершении целенаправленных действий по изменению предмета труда, а в основе технологического процесса лежит определенная технология. В случае грузовых перевозок эта технология представляет собой совокупность приемов и способов выполнения процесса доставки груза потребителю.
В четкой организации процесса доставки груза важную роль играют разработка, выбор и обоснование транспортно-технологических схем. Они необходимы для тщательной проработки перевозочного процесса, что, в свою очередь, способствует повышению эффективности использования подвижного состава.
Китайский с нуля для начинающих
Увлекаем Китаем, китайским языком и культурой
Что ты знаешь о схемах импорта товаров? | ВЭД | Импорт
Транспортно-технологическая схема представляет собой таблицу, столбцы и строки которой включают в себя буквенную, количественную и графическую информацию о грузе, подлежащем доставке. Кроме того, схема содержит сведения о действиях, которые совершают в связи с решением этой задачи. Транспортно-технологическая схема учитывает конкретные условия организуемой доставки груза, и потому — согласуется грузоотправителем и грузополучателем.
Необходимость разработки и внедрения транспортно-технологической схемы доставки груза обусловлена стремлением участников перевозочного процесса решить следующие задачи:
- упростить оперативное планирование и диспетчерское руководство доставкой груза;
- сократить время доставки грузов;
- согласовать совместное выполнение операций работниками различных предприятий;
- обеспечить непрерывность, поточность и параллельность выполнения операций.
Содержание транспортно-технологической схемы доставки груза
Транспортно-технологическая схема доставки груза, прежде всего, содержит в себе сведения о наименовании груза. Речь идет как об описательной форме, так и о коде по товарной номенклатуре экономической деятельности.
«Выбор и обоснование транспортно-технологической схемы доставки грузов»
Готовые курсовые работы и рефераты
Решение учебных вопросов в 2 клика
Помощь в написании учебной работы
В схеме также указывается годовой грузопоток в количественном эквиваленте. В качестве единиц измерения могут выступать тысячи тонн, штуки или транспортные средства в кубометрах.
Указанию также подлежит величина транспортной партии. Это, например, может быть 1 транспортное средство, 1 контейнер, 1 паллет, 1 биг-бэг, 1 мешок и т.д.
Графическая информация о производимых действиях с грузом в процессе его доставки отражается в виде схематичного рисунка, в котором используются условные обозначения операций. Операции, отображаемые условными обозначениями, могут быть технологическими, транспортными, погрузочно-разгрузочными (загрузка и разгрузка, укладка, кантование и пр.), складскими (штабелирование, разбиение штабелей), контрольными, вспомогательными.
Как искать работу в 2023?
В транспортно-технологической схеме доставки груза приводят описание производимых механизированных и ручных операций. Это означает указание продолжительности выполнения операций, количество задействованных работников, используемое подъемно-транспортное оборудование, число операционных циклов на одно транспортное средство или контейнер.
Транспортно-технологическая схема состоит из двух ведомостей, которые составлены в виде таблиц и чертежа-схемы. В первой таблице дается общая характеристика процесса. Во второй таблице приводятся данные о количестве и способе выполнения операций, о количестве занятых в каждой операции человек.
Разработка транспортно-технологической схемы доставки грузов
Выбор и обоснование транспортно-технологической схемы доставки грузов является важным этапом при перевозке товара от потребителя к получателю. Эти действия необходимо осуществлять соответственно сложившимся к текущему моменту конкретным условиям перевозки и с учетом действующих нормативов перевозочной деятельности.
В транспортно-технологическую схему могут быть внесены коррективы ввиду изменения количества привлеченных сотрудников предприятия, а также их профессионального уровня после прохождения курсов переподготовки и повышения квалификации. Факторы человеческого капитала сказываются на возможностях предприятия использовать и обслуживать более или менее совершенное оборудование, что предопределяет уровень производительности труда.
Другим не менее значимым аспектом выбора и обоснования транспортно-технологической схемы доставки грузов является определение вида транспорта и конкретного транспортного средства. Это определяется маршрутом и географической доступностью, требованиями и условиями хранения груза, степень надежности и стоимостью доставки, рядом других факторов.
После того, как будет выбран вид транспорта, анализируют рынок транспортных услуг, чтобы выбрать перевозчика. В данном случае нужно придерживаться определенной схемы выбора, в которой используют специально разработанные системы ранжированных показателей (таких как тарифы и время доставки, финансовая стабильность, квалификация персонала и др.).
Таким образом, выбор и обоснование транспортно-технологической схемы доставки грузов является важным элементом логистической деятельности многих современных предприятий и к нему нужно подходить заранее подготовленным.
Источник: spravochnick.ru
Транспортно-технологические схемы доставки
По числу видов транспорта, участвующих в доставке товаров и пассажиров, системы доставки делятся на: одновидовые (юнимодальные) и многовидовые (интермодальные, мультимодальные).
1. перевозки отдельными предприятиями и транспортом нетранспортных организаций;
2. внутриобластные и городские перевозки специализированными транспортными предприятиями;
3. юнимодальные межрегиональные перевозки;
4. мультимодальные перевозки;
5. интермодальные перевозки.
Рис. 4 Иерархическая структура перевозок
Интермодальные перевозки – это система доставки грузов несколькими видами транспорта с передачей грузов в пунктах перевалки с одного вида транспорта на другой без переформирования грузовой единицы и участия грузовладельца.
Основным элементом выступает интермодальная грузовая единица, которая предусматривает таможенное опломбирование в ней груза согласно международным требованиям, исключая доступ к грузу без срыва пломбы.
Основной интермодальной единицей являются контейнеры стандарта ISO. Могут использоваться другие грузовые единицы, позволяющие применять комплексную механизацию перегрузочных работ в портах и пунктах перевалки, отвечающие международным или региональным стандартам (др. контейнеры, трейлеры, пакеты, сменные кузова, блок-пакеты груза).
При этом один из перевозчиков организует всю перевозку из пункта отправки до пункта назначения и несет за нее ответственность на всем пути следования независимо от количества принимающих участие видов транспорта при оформлении единого перевозочного документа. Договор на перевозку с грузоотправителем от имени всех участников, принимающих участие в их выполнении, заключает первый перевозчик или транспортно-экспедиционная компания (оператор).
Мультимодальные перевозки – это смешанные перевозки различными видами транспорта.
Перевозка выполняется по нескольким транспортным документам (каждый перевозчик действует от своего имени и несет ответственность за груз только на своем участке маршрута, т.е. с момента принятия его к перевозке и до момента сдачи следующему участнику процесса доставки или конечному потребителю).
Юнимодальные перевозки – перевозки одним видом транспорта.
Основные принципы функционирования интермодальных и мультимодальных систем заключаются в следующем:
1) Единообразный коммерческо-правовой режим.
— унификация трансакционных единиц в транспортировке;
— упрощение таможенных формальностей;
— внедрение стандартных коммерческих грузовых и транспортных документов международного образца.
2) Комплексное решение финансово-экономических вопросов.
3) Информационное обеспечение и связь, в т.ч. использование систем слежения за передвижением груза и систем электронного документооборота.
4) Единство всех элементов транспортной цепи в организационно-технологическом плане.
5) Кооперация всех участников транспортной системы.
6) Комплексное развитие транспортной инфраструктуры различных видов транспорта.
Одна из причин широкого распространения интер/мультимодальных перевозок в логистике – существенное снижение себестоимости транспортировки при использовании нескольких видов транспорта.
Доставка грузов по договору интер/мультимодальной перевозки имеет ряд преимуществ для грузоотправителей:
• Как правило, оператор интер/мультимодальной перевозки (ОИМП) оставляет себе только часть разницы между базовой ставкой тарифа и той ставкой, которую он получает от других логистических посредников как крупный клиент. Такое деление экономии транспортных издержек между ОИМП и грузоотправителем обеспечивает эффективность договора для обеих сторон.
• Грузоотправитель освобождается от необходимости заключать договоры отдельно с каждым участником перевозки и оформлять транспортные документы по каждому этапу такой перевозки. Поскольку договоры со всеми логистическими посредниками ОИМП подписывает только от своего имени, клиенту уже не нужно иметь юридические отношения с большим числом участников перевозки. В случае утраты или нанесения ущерба грузу он обращает свой иск только к ОИМП. Кроме того, клиент освобождается от необходимости вести финансовые расчеты с кем-либо, кроме ОИМП.
• Большинство банков мира принимают интер/мультимодальный коносамент в качестве товарораспорядительного документа. Продавец, отгрузив товар со своего склада на автотранспорт, железнодорожные вагоны или судно, предоставленные ОИМП, или сдав товар на терминал ОИМП, получает от него интер/мультимодаль-ный коносамент и может, предъявив этот коносамент банку, раскрыть аккредитив, то есть получить причитающуюся по торговому контракту цену товара. Таким образом, экспортеру обеспечивается ускоренное получение дохода от продажи товара. В свою очередь покупатель, получив интер/мультимодальный коносамент, имеет возможность распоряжаться товаром задолго до его отгрузки на морское судно.
• ОИМП обеспечивает грузовладельца регулярной информацией о продвижении груза.
• ОИМП сокращает задержки грузов в пунктах перевалки и организует доставку товаров строго по графику (логистическая технология «точно в срок»), что ускоряет оборачиваемость основных фондов и сокращает расходы на хранение товаров.
Оператор интер/мультимодальной перевозки выступает в качестве перевозчика по договору. Он заключает соглашения с фактическими перевозчиками и несет ответственность перед своим клиентом за сохранность груза на всем пути следования. В качестве ОИМП грузов могут выступать транспортные компании (судоходные, железнодорожные, автотранспортные) или крупные экспедиторские фирмы.
Экспедиторы обычно организуют смешанные перевозки грузов (интер- и мультимодальные) на большом числе направлений, привлекая в каждом случае в качестве подрядчиков транспортные компании, действующие на данном направлении. Кроме транспортных операций, они принимают на себя часть функций отправителя: подготовку документации; упаковку; хранение; таможенные формальности; страхование. Помимо головных контор в своих странах, ОИМП обычно имеют региональные отделения в основных обслуживаемых регионах, дочерние компании по выполнению отдельных элементов транспортного процесса, широкую сеть агентов в грузообразующих центрах и в транспортных узлах.
Эффективность интер- и мультимодальных перевозок для оператора складывается из экспедиторской комиссии, включенной в тариф, и контрактной скидки, которую он получает с базовых ставок от фактических перевозчиков, терминальных компаний и других логистических посредников, как крупный клиент — отправитель грузов.
ПРОЕКТИРОВАНИЕ ТРАНСПОРТНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ СХЕМ
Транспортно-технологические схемы доставки проектируются в несколько этапов:
В процессе проектирования рассматриваются все возможные варианты товарно-транспортных схем с учетом существующих условий доставки и ограничений (транспортных, дорожных, природно–климатических, технологических, экологических и др.)
Варианты товарно-транспортных схем могут различаться видом транспорта и типом транспортных средств, видом тары и упаковки включая контейнеризацию и пакетирование, типом маршрута, видом складирования и хранения и прочее.
После принятия решения об организации доставки товара выбирается рациональная товарно-транспортная схема. Отбор конкурентоспособных вариантов осуществляется на основе сравнения технико-экономических показателей. Одним из наиболее часто используемых показателей являются затраты на доставку одной тонны груза. Для каждого этапа подбирается исполнитель для чего заключается соответствующий договор с грузовладельцем или основным оператором перевозки. Рассчитывается предположительная стоимость транспортных услуг.
Одним из основных вопросов, которые решаются при анализе вариантов товарно-транспортных схем доставки является: кто будет выполнять доставку:
1) поставщик (собственным транспортом или заказанным им транспортом);
2) получатель товара.
Для решения этого вопроса могут использоваться различные варианты условий поставки в соответствии с правилами Incoterms.
Первому варианту соответствует условие CIP (товар доставляет поставщик до указанного получателем пункта назначения).
Второму варианту соответствует условие EXW (поставщик передает получателю товар на собственном складе); FCA (поставщик передает товар перевозчику, зафрахтованному получателем).
Разработка товарно-транспортных схем завершается составлением пакета инструктивных материалов для исполнителей на всех этапах доставки. В инструктивных материалах содержится информация о весе, объеме, характере и упаковке груза, а также способах обращения с грузом. В них также содержится перечень всех этапов с указанием даты их выполнения. Это позволяет скоординировать работу потребителей и обеспечить контроль процесса доставки груза.
Выполнение доставки сопровождается расчетами за выполненные услуги исполнителей, привлекаемых поставщиком, потребителем или основным оператором перевозки.
Эффективная система финансовых расчетов требует электронного обмена информацией между системой управления логистикой и финансовой системой.
На заключительном этапе производится анализ выполненного процесса доставки и поиск путей для устранения несоответствия между плановыми и фактическими показателями доставки.
Товарно-транспортная схема доставки товара в общем виде включает ряд основных этапов:
1. Формирование грузовых единиц.
На основании данных о возможных схемах транспортировки определяются грузовые единицы, для их обозначения используют следующие термины: единица транспортируемого груза или юнит (unit).
Unit cargo – грузовая единица; unit load – единица груза; transport unit – транспортная единица.
Близкие по характеру товары объединяются вместе и далее перемещаются по цепи доставки товара как единое целое. На этом этапе происходит объединение (консолидация) грузов.
Формирование грузовой единицы представляет собой подготовку продукции к передаче на транспорт.
Основными являются эксплуатационные расходы и капитальные вложения на затаривание грузов, формирование пакетов, приобретение или аренду контейнеров, поддонов и др. средств пакетирования.
2. Погрузка сформированных грузовых единиц на транспортные средства.
На этом этапе происходит взаимодействие двух звеньев логистической цепи склада грузоотправителя и транспортных средств перевозчика этот процесс требует значительных усилий по планированию и оперативному управлению.
Для определения затрат на погрузочные работы необходимо определить способ выполнения этих работ, тип погрузочно-разгрузочного оборудования и параметры процесса погрузки.
3. Подвоз груза к терминалу магистрального вида транспорта.
Этот этап может не осуществляться, если доставка осуществляется напрямую от грузоотправителей к грузополучателям. На данном этапе может выполняться сортировка, группировка и перераспределение грузовых единиц.
Наиболее распространенный вид транспорта на этом этапе – автомобильный.
4. Объединение (консолидация) на терминале грузовых единиц имеющих адреса доставки в одном направлении. При этом выполняются транспортно – складские операции по переформированию грузовых единиц и погрузка грузов на магистральный транспорт.
5. Перевозка грузов магистральными видами транспорта. Затраты на перевозку груза определяются в зависимости от вариантов транспортной схемы.
6. Транспортно – складские операции на этапе выгрузки грузов в терминале пункта назначения груза. На этом этапе происходит частичное расформирование грузовых единиц.
7. Вывоз груза с терминала магистрального вида транспорта и их доставка на региональные снабженческо-сбытовые базы (распределительный центр). Здесь происходит окончательное расформирование грузовых единиц.
8. Доставка груза с баз конечным потребителям. При этом используется автомобиль малой и средней грузоподъемности и величина доля перевозок по развозочным маршрутам.
9. Контроль выполнения доставки в соответствии с выбранной товарно-транспортной схемой. Проводится оценка эффективности выбранной схемы и качества работы исполнителей. Проводятся окончательные финансовые взаиморасчеты.
Рис. 5 Схема возможных вариантов товарно-транспортных схем груза
Для формирования транспортно-технологических схем доставки грузов и пассажиров необходимо знать особенности использования отдельных видов транспорта, их характеристики и основы взаимодействия.
Источник: studopedia.su
Схемы транспортной доставки
Один из важных аспектов развития экономики — скорость, с которой грузы доставляются из одного пункта в другой. Ведь эффективность любой компании в условиях рынка во многом определяется возможностью обеспечить сбыт произведенных изделий. При этом пункты А и B могут находиться как на территории одного государства, так и в разных странах. Различные методы транспортной логистики позволяют сократить время, необходимое для этого, максимально эффективно использовать транспортные средства и осуществлять доставку в соответствии с требованиями местного законодательства.
В двух словах: что такое транспортная логистика
- привезти груз точно в срок;
- построить оптимальный маршрут, по которому он будет следовать;
- эффективно использовать ТС. (Вопервых, выбрать одно или несколько ТС, которые подходят для перевозки. Во-вторых, следить за тем, чтобы они были максимально укомплектованы);
- обеспечить сохранность товаров;
- затратить на транспортировку как можно меньше средств;
- оформить необходимые документы;
- соблюдать требования местного и международного законодательства.
Максимально эффективно решать эти задачи помогает автоматизация. Благодаря ей компания может оптимизировать транспортные расходы, что благотворно влияет на конечную стоимость товара и повышает его конкурентоспособность.
Какие существуют схемы транспортной доставки
По числу видов транспорта, которые участвуют в процессе, они могут быть:
- юнимодальные . Для транспортировки груза используются либо автомобили, либо ж/д, либо воздушные пути сообщения и т. д.;
- интермодальные . Это схема доставки грузов несколькими видами транспорта. Она предполагает таможенное опломбирование контейнера, согласно требованиям международного законодательства. Вся ответственность за груз возлагается на одного перевозчика на всем пути его следования вне зависимости от того, сколько видов транспорта участвует в перевозке;
- мультимодальные . Эта схема доставки также подразумевает использование нескольких видов транспорта. Однако в данном случае каждый перевозчик несет ответственность за груз на своем участке пути.
Грамотное использование интер/мультимодальных перевозок позволяет существенно снизить себестоимость транспортировки. В свою очередь, транспортные схемы могут варьироваться в соответствии с типом ТС, видом тары и упаковки, условиями хранения и рядом других аспектов.
Категории грузов
При выборе схемы транспортной доставки следует учитывать разновидности грузов, которые бывают:
- длинномерными. Требуют повышенного внимания со стороны перевозчика, поскольку он должен обеспечить сохранность товара;
- скоропортящимися. Транспортировка выполняется с помощью холодильного оборудования;
- сыпучими. Предъявляет особые требования в отношении контейнеров;
- в цистернах. Выбор емкости должен осуществляться с учетом того, какие виды жидкости перевозятся;
- неделимыми. Предполагается транспортировка крупных конструкций;
- в контейнерах.
Плюсы и минусы различных видов перевозок
В настоящий момент это очень востребованный вид перевозок, что обусловлено рядом объективных причин. Использование автомобильного транспорта позволяет доставлять грузы со склада непосредственно потребителю. К достоинствам таких перевозок также относятся оперативность доставки и гибкость в выборе маршрута. К минусам — дорогое топливо, относительно ограниченную грузоподъемность, риск ДТП и угона ТС.
Их очевидный плюс заключается в том, что, в отличие от автомобильного транспорта, они не зависят от погодных условий. Кроме того, они позволяют быстро доставить любые виды груза в отдаленные пункты назначения. Железнодорожный транспорт имеет четкий график передвижений, характеризуется высоким уровнем безопасности и низкой себестоимостью. Однако с его помощью нельзя доставить груз прямо к потребителю.
Их достоинства — это высокая скорость доставки, использование самого короткого маршрута, надежность. Однако авиационные перевозки дорого стоят, что отражается на стоимости конечного продукта. Кроме того, сроки доставки напрямую зависят от погоды.
Перевозки по морю или реке позволяют переправлять практически любые виды грузов, при это они имеют небольшую стоимость. Главным недостатком этой категории транспорта можно назвать долгий срок доставки, его зависимость от погодных условий, а также наличия судоходных водных путей и инфраструктуры, обилия различных нормативов и стандартов, которые касаются упаковки и фиксации грузов.
г. Санкт-Петербург,
ул. Маршала Говорова, д. 35, к. 4
БЦ «Пропаганда»
г. Москва,
ул. Большая Академическая, д. 4
- Главная
- О компании
- О системе автоматизации
- Контакты
- Карта сайта
- Политика конфиденциальности
Источник: www.logismart.ru