Статья на скорую руку, подготовленная несколько лет назад для сборника студенческих, магистерских и аспирантских работ.
Чарльз Диккенс писал: «Трудолюбие — душа бизнеса и краеугольный камень процветания». В последнее время создается впечатление, что в нашем государстве ценность труда (трудолюбия как положительного свойства личности) резко снизилась! Нередко можно услышать горькую фразу: «Больше работаешь — меньше получаешь»; популярна и идея о некоем благословенном месте, где вознаграждение получают просто за должность, а не за вложенные усилия. У многих (инфантильных и не очень!) горожан карьерная мечта — именно такое место!
Встречается и бытовое противопоставление понятий «работа» и «труд», когда первое слово считается созвучным рабству, а второе — воспринимается как более благородное или хотя бы приемлемое. В одной московской компании руководитель ввел штрафы за произнесение слов «работа», «работник», заработная плата» и декларирует исключительно «Сотрудничество» (как некий высокий идеал).
Трудолюбие
При этом у ряда обывателей создается впечатление, что понятия «труд» и «работа» синонимичны. Подкрепляет эту мысль даже толковый словарь В.Даля, который определяет труд как «работу, занятие, упражненье, дело; все, что требует усилий, старанья и заботы; всякое напряженье телесных или умственных сил; все, что утомляет». Слово «работать» же, в свою очередь, толкуется как «трудиться, делать, производить что руками телесной силой и уменьем, а иногда умственно, упражняться, заниматься чем». Нетрудно заметить, что работа и труд перекрестно повторяются в словарных толкованиях.
Нам представляется важным внести терминологическую ясность, а также проследить в общих чертах изменение взглядов на полезность (ценность) труда в обществе.
С физической точки зрения термин «работа» связан с затратами энергии в ходе деятельности и выходом организма из состояния покоя. «Всякий труд – это работа, но не всякая работа – труд» [1], — бодро рапортует нам безымянный автор реферата, выложенного в свободный доступ. Но доказательства не выглядят убедительными.
И вновь смешение предлагается читателям интернет-ресурсов по психологии труда: работа – материально вознаграждаемая деятельность человека, направленная на создание определенных благ. Работа – это труд человека, а под трудом понимается сознательная, целенаправленная деятельность, приложение людьми умственных или физических усилий для создания полезных продуктов либо для достижения положительных результатов производства при условии удовлетворения человеком своих материальных и духовных потребностей [2].
Профессор Пачкория Д.С. предложил следующее определение: «Труд — это внешняя и целесообразная форма свободного проявления внутренних сущностных сил (рабочая сила) человека, благодаря которому создается производимое (искусственное) богатство». [3]
Его точку зрения развил Парцвания В.В.: «Труд — сущностное призвание человека, его субстанциональное могущество и наслаждение жизнью. Развлечения, игры, тренировки и тому подобное, разумеется, виды человеческого действия, однако, они не являются трудом, так как труд — субстанция человека, очевидно, он является предикатом человека и не характерен для других феноменов. Рабочий скот или станок могут не трудиться, а работать.
Гениальные Цитаты про Работу, Великие Люди о труде, успехе, бизнесе
Работа представляет собой животный, античеловеческий, принудительный (все равно внеэкономическое это принуждение или экономическое) вид труда. Поэтому раб, крепостной крестьянин, рабочий лишены труда как радости, как наслаждения жизнью, и они, в сущности, не трудятся, а работают (к сожалению, во многих языках и сегодня не подыскивается возможность адекватного отражения этих явлений). Более того, значительная часть творческой интеллигенции все еще в большей степени работает, а не трудится. Труд является принадлежностью царства свободы, а работа — царства необходимости. Труду соответствует понятие свободного времени, работе же — понятие рабочего времени». [4]
Учитывая размытость границ психологии труда и множества социально-экономических, педагогических дисциплин, исследователь непременно столкнётся с характерными понятиями, «ключевыми словами», которыми оперируют в разных областях знания и практики, так или иначе обслуживающих человека в труде и человека, входящего в мир труда. [5]
С обывательской точки зрения, вполне допустимо смешение понятий «труд» и «работа», их взаимозаменяемость в художественной и популярной литературе. В психологии труда именно труд выделяется как феномен исследования. В связи с этим остановимся на сугубо психологической трактовке понятия «труд»:
Труд — это целесообразная деятельность по преобразованию окружающего мира для удовлетворения потребностей человека. Труд является одним из основных видов осознанной активности человека, которая служит средством и способом его самореализации в личной и общественной жизни, общения, познания себя и окружающего мира, развития себя как личности, самоутверждения, создания материальных и духовных ценностей и личного достатка. [6]
Это современное научное представление о труде. А вот как обстояло дело в древности:
«Труд в античном мире предполагал лишь раба. Античный индивид — это, по мнению Гуревича, «личность, развивающая себя вне сферы материального производства». Её нормальный образ жизни — это досуг; участие в общественной, политической, культурной жизни, религиозных жертвоприношениях, спортивных состязаниях, театральных зрелищах. Поэтому для древних труд был «своего рода отклонением от нормального образа жизни». [7] Греческое слово «труд» (πσvoε) означает тягость, страдание, несчастье. Строго говоря, он был не имеющим никакого смысла, предельным по своей никчемности и пустоте занятием — это и породило образ Сизифа.
В сознании средневекового человека, в противоположность античному сознанию, трудовая (производственная) деятельность всегда двойственна, ибо двойственна и моральная оценка этого труда со стороны церкви. С одной стороны, труд как некое высшее и целое считается необходимым занятием человека, а с другой — он, напротив, как нечто низшее и часть целого выступает как наказание за грехопадение Адама и Евы. [8]
В эпоху средневековья труд перестали считать позорным занятием, так как созидание как бы объединило Бога и человека. В исламской традиции Аллаха отождествляют со строителем, Творца в образе работника изображают на христианских фресках. И в то же время в проповедях звучит библейское: «В трудах и муках зарабатывать хлеб свой насущный будешь».
Капиталистическое понимание труда нам предлагает Карл Маркс:
«Труд как созидатель потребительных стоимостей, как полезный труд, есть независимое от всяких общественных форм условие существования людей, вечная естественная необходимость: без него не был бы возможен обмен веществ между человеком и природой, т.е. не была бы возможна сама человеческая жизнь…
Труд есть, прежде всего, процесс, совершающийся между человеком и природой, процесс, в котором человек своей собственной деятельностью опосредует, регулирует и контролирует обмен веществ между собой и природой». [9]
Коммунистический режим объявлял труд высшей ценностью, творческим, созидательным наслаждением, наиболее полным проявлением жизнедеятельности личности.
Даже в рамках небольшого исторического обзора становится очевидным постоянное изменение общественных взглядов на труд, его ценность. Вероятно, можно выявить специфичность представлений о труде в различных регионах, культурах. При этом в современном российском обществе одновременно представлено многообразие взглядов и позиций. Некоторые авторы даже выделяют плюсы и минусы трудовой деятельности [2], оставляя за каждым право самостоятельно определять ценность труда в процессе собственной жизни.
Если в античном мире труд для личности, свободного гражданина ценностью не являлся, в средние века отношение к труду стало двойственным, а при капитализме – сугубо утилитарным, без ценностной окраски, то в настоящее время житейские представления о труде размыты: в обществе не сформировался единый социально одобряемый взгляд на труд. Как правило, мы встречаемся с ситуационной оценкой, зависящей от направленности, мотивации, удовлетворенности субъекта труда.
Источник: nialma.livejournal.com
10 мотивирующих цитат о бизнесе
1. Великие компании начинаются с желания изменить мир, а не заработать легкие деньги.
Гай Кавасаки
2. Где бы вы ни увидели успешный бизнес, это значит, что кто-то когда-то принял смелое решение.
Питер Друкер
3. Трудолюбие – душа бизнеса и краеугольный камень процветания.
Чарльз Диккенс
4. У крупных бизнесменов должно быть больше скрупулезной честности, чем обычно есть в других человеческих отношениях. Потому что большой бизнес требует командной работы в гигантских масштабах.
Генри Л. Дохерти
5. Бизнес — это всегда борьба. В нем всегда есть препятствия и конкуренты. В нем не найти открытых дорог, кроме той широкой, что ведет к провалу. Любой большой успех был достигнут за счет борьбы. Все победители покрыты шрамами.
Успеха добивается горстка самых эффективных. Это те немногие, у кого хватает амбиций и силы воли для того, чтобы развивать себя.
Герберт Н. Кассон
6. Любой, кто утверждает, что бизнесмены имеют дело только с фактами, а не с выдумкой, никогда не читал старые пятилетние планы.
Малькольм Форбс
7. Я не верю в то, что кто-то может выполнять сегодняшнюю работу вчерашними методами и остаться в бизнесе завтра.
Нельсон Джексон
8. Что бы вы ни делали, стремитесь делать это так, чтобы ни один из ныне живущих, ни один из умерших и ни один из ещё не родившихся не смог бы сделать это лучше.
Бенджамин Мэйс
9. Рискуй. Если ты выиграешь, сможешь управлять. Если проиграешь, сможешь направлять.
Свами Вивекананда
10. Инновации — это характерный инструмент предпринимателей, это то, что придает имеющимся ресурсам новые возможности создания стоимости.
Источник: dzen.ru
Если у меня есть тысяча идей, и только одна из них оказывается плодотворной, я доволен. Альфред Нобель
Шведский химик, инженер, изобретатель динамита. Завещал своё огромное состояние на учреждение премий, присуждаемых за наиболее важные достижения в физике, химии, медицине, литературе и за вклад в укрепление мира. В его честь назван синтезированный химический элемент нобелий.
В 1867 году Нобель получил патент на динамит — смесь нитроглицерина со способными впитывать его веществами. Рекламируя своё открытие, он проводил публичные демонстрации нового взрывчатого вещества и читал лекции о том, как оно работает. В результате к изобретению Нобеля начали проявлять интерес всё больше и больше людей.
От производства динамита, других взрывчатых веществ и от разработок нефтяных полей Баку (Товарищество «Бранобель»), в которых он и его братья Людвиг и Роберт играли весомую роль, Альфред Нобель накопил значительное состояние.
Деятельность Альфреда Нобеля в качестве драматурга — один из малоизвестных фактов его биографии. Его единственная пьеса, «Немезида», 4-х актная трагедия в прозе о Беатрисе Ченчи, была написана, когда он был при смерти.
В 1888 году по ошибке репортёров в газете опубликовали сообщение о смерти Нобеля, перепутав его с братом Людвигом, скончавшимся в Каннах. Это оказало на Альфреда серьёзное влияние. Когда о нём стали писать «миллионер на крови», «торговец взрывчатой смертью», «динамитный король», он решил сделать так, чтобы не остаться в памяти человечества «злодеем мирового масштаба».
27 ноября 1895 года в Шведско-норвежском клубе в Париже Нобель подписал своё завещание, согласно которому большая часть его состояния — около 31 миллиона шведских марок — должна была пойти на учреждение премий за достижения в физике, химии, медицине, литературе и за деятельность по укреплению мира.
Смотрите больше на Wikipedia
Источник: stosec.com