Равочкин, Н. Н. Роль бизнес-школы в системе послевузовского образования / Н. Н. Равочкин. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 9 (89). — С. 1168-1173. — URL: https://moluch.ru/archive/89/17733/ (дата обращения: 26.05.2023).
Высококвалифицированный персонал, способный быстро и адекватно реагировать на изменения внешней среды, является залогом успеха развития любого субъекта хозяйствования, а, следовательно, и всей экономики. Этот факт обуславливает особую актуальность развития послевузовского образования в условиях необходимости развития экономики и стремления к глобализации. Данная статья посвящена рассмотрению роли и месту бизнес-школы в системе послевузовского образования.
Ключевые слова:бизнес-школа, послевузовское образование, глобализация, менеджмент, MBA.
Highly qualified personnel capable of quickly and adequately respond to changes in the external environment, is a key to success of any business entity, and therefore the entire economy. This fact causes the particular relevance of post-graduate education in the need for economic development and the pursuit of globalization.
DIR-2022. Панельная дискуссия. Может ли бизнес дополнительного образования быть антихрупким?
Keywords:business school, post-graduate education, globalization, management, MBA.
Во всем мире подготовка специалистов по управлению бизнесом высшего класса осуществляется через систему бизнес-школ, которые создаются при крупнейших мировых университетах. По сути, обучение в бизнес-школе является одним из многообразных направлений послевузовского образования.
В Российской Федерации, в рамках концепции непрерывного образования, делается акцент на том, что каждый гражданин в стремлении соответствовать запросам общества должен быть ориентирован на непрерывное образование даже после окончания высшего учебного заведения. В этом контексте послевузовское профессиональное образование — система повышения квалификации для людей, уже имеющих высшее образование, ориентированная на расширение знаний в определенной сфере либо на приобретение дополнительных специфических знаний. Послевузовское образование является элементом целостного Болонского процесса. Также одним из направлений послевузовского образования является получение ученой степени кандидата либо доктора наук.
Теоретические и методические аспекты развития послевузовского образования затронуты в работах таких исследователей, как Шевчук С. П., Руденко О.К, Зубкова Е. В., Евенко Л. И., Швалб Ю. М. Лайм Фаэй и др.
Однако, при таком значительном внимании исследователей к проблемам послевузовского образования, вопросы важности и перспектив развития бизнес-школ в системе послевузовского образования рассмотрены недостаточно детально. Именно вопросам важности и значимости бизнес-школ для развития экономики Российской Федерации и будет посвящена статья.
Развитие бизнес-образования как необходимость для развития экономики и адаптированности к вызовам глобализации. Важно отметить, что с развитием бизнеса значительно повышается спрос на предпринимателей и менеджеров на рынке труда, что и обуславливает развитие специального образования. Конкуренция на рынке труда обуславливает потребность создания системы непрерывной актуализации знаний, навыков и компетентностей для уже работающих специалистов. Именно эта потребность и рождает предложение, в виде бизнес-школ. Бизнес образование в первую очередь направлено на подготовку выпускников, имеющих квалификационную степень магистр бизнес-администрирования (МБА), подразумевающую способность выполнять обязанности менеджера высшего и среднего звена, т. е. осуществлять управление бизнесом.
Как открыть свою школу? Бизнес план. Точка безубыточности
Первый опыт развития бизнес-школ в России был получен в 1988 году с создания Московской международной высшей школы бизнеса (МИРБИС), в рамках межгосударственного сотрудничества СССР и Италии [2]. Однако история бизнес-образования в России началась еще в конце 19 века, когда появилась объективная необходимость подготовки управленческих кадров для промышленности и торговли [2].
После перехода к рыночной экономике бизнес-образование развивалось достаточно активно, практических при всех крупнейших экономических университетах были созданы бизнес-школы, имеющие возможность присваивать квалификацию МБА. Сегодня в России представлено 112 бизнес-школ [4].
Рассмотрим детальнее этапы создания и развития бизнес-образования в России, данный процесс целесообразно наглядно представить в виде рисунка 1.
Рис.1. Этапы создания и развития бизнес-образования в России
Несмотря на достаточно длительную историю бизнес образования, можно утверждать, что только с середины 2000-х годов сформировалась оформленная структура бизнес-школ, а развитие и достижение мировых требований продолжается и до сегодняшнего дня.
Рассмотрение сущности и особенностей бизнес-школы. Подготовка профессиональных менеджеров обладает отчетливой спецификой, поскольку, с одной стороны, она в большей степени ориентирована на получение практических навыков, а с другой стороны — в ней значительно больше элемент творчества, собственной ответственности за принимаемые управленческие решения, доля жизненного опыта.
Соответственно обучение менеджменту не может в той степени, как «чисто профессиональное», опираться на шаблоны (мы не придаем этому понятию негативного значения — обучение в значительной степени опирается на шаблоны, на воспроизведение существующих логических конструкций и практических процедур). Иногда указанную специфику обучения менеджменту абсолютизируют, утверждая, что менеджмент есть искусство, а не наука. Это не совсем точно. В менеджменте есть и научные элементы и поэтому можно говорить об образовании в области менеджмента (или о бизнес-образовании). На рисунке 2 приведена общая схема профессионального образования в сфере управления бизнесом с академической и деловой позиции.
Рис. 2. Общая схема профессионального образования в сфере управления бизнесом с академической и деловой позиции
Далее рассмотрим детальнее подходы, приводимые в современной отечественной и зарубежной литературе к пониманию сущности понятия бизнес-школы. А также, как отличаются взгляды на сущность данного понятия в российских источниках и у исследователей из-за рубежа. Детально эти взгляды приведены в таблице 1.
Обобщение сущности бизнес-школы
Определение
Ключевые слова
Бизнес-школа — это структурное подразделение крупных университетов, ориентированное на предоставление образовательных услуг по подготовке специалистов в бизнес-среде
Бизнес-школа — это организация, которая предлагает образование по управлению бизнесом
организация, управление бизнесом
Бизнес-школа — это учебное заведение для практикующих и будущих управленцев, которые хотят заниматься бизнесом на профессиональном уровне. По структуре бизнес-школы редко бывают самостоятельными автономными единицами, чаще всего эти учреждения основываются на базе какого-нибудь крупного действующего университета или другого высшего учебного заведения.
учебное заведение на базе крупного университета
Бизнес-школа — специализированное учебное заведение для подготовки лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью; обычно это центры при известных университетах
учебное заведение, предпринимательская деятельность,
Бизнес-школа — образовательное учреждение, осуществляющее регулярное образование в области бизнеса и менеджмента и действующее, как правило, на коммерческой основе
образовательное учреждение, бизнес, менеджмент
Бизнес-школа — образовательное учреждение, предоставляющее квалификационную степень МБА лицам, уже имеющим высшее образование
образовательное учреждение, МБА
По данным таблице 1, можно сделать вывод о том, что большинство исследователей делают акцент именно на организационной форме бизнес-школы, однако не уделяют достаточного внимания самой сущности и процессу подготовки специалистов и формированию у них тех компетентностей, которые позволят в дальнейшем высокоэффективно управлять бизнесом. Данные компетентности подтверждаются дипломом МБА.
Известно, что ежегодно в развитых странах диплом МБА получают десятки тысяч человек. Возможно, это и является одним из действенных факторов эффективного управления в сфере бизнеса и расцвета экономики и, соответственно, высокого уровня жизни, чего нельзя сказать об уровне жизни населения России, который не достигает до международных стандартов.
Кроме того, теоретический анализ научной литературы по проблемам менеджмента в экономически развитых странах позволяет сделать вывод о том, что понятие «менеджмент» очень часто учеными и практиками идентифицируется с понятием «бизнес». Менеджмент определяют как деятельность, направленную на получение прибыли путем создания и реализации определенной продукции или услуг. Поскольку доходность — главная цель любого предприятия, учреждения или организации, то термин «менеджмент» присущ всем этим типам организаций, неотъемлемым от них. Аналогично это касается и таких категорий, как менеджмент-образование и бизнес-образование.
Бизнес-школа сегодня должна восприниматься как стратегический фактор выживания цивилизации в условиях обострения глобальных проблем. Принципиально важные исходные понятия отражаются в их определениях.
Понятие «менеджмент-образование» в рамках бизнес-школ толкуется как достаточное, последовательное и предсказуемое формирование нового поколения специалистов в области управления, способных эффективно работать по новым социально-экономическим условиям. Ее главное назначение — обеспечить наличие в будущих руководителей таких качеств, которые отражают потребности и культуру страны, определяют эффективность их профессиональной деятельности в конкретных условиях развития.
Это не просто знания и навыки, хотя и они играют значительную роль в профессионализации менеджмента. Это еще и культура и потенциал саморазвития, и развитые творческие способности, и позиции нравственности, преданность общечеловеческим ценностям — то есть, полный комплекс тех черт личности, которые превращают профессиональную деятельность в общественное благо. А главное — это способность принимать обдуманные и обоснованные управленческие решения, нести за них ответственность. Важными также являются психологические характеристики, такие как стрессоустойчивость, коммуникабельность, целеустремленность.
Бизнес-образование должно помогать людям выполнять задачи, к которым они не были подготовлены изначально; готовить их к нелинейному течению карьеры, к работе в команде, к независимому использованию информации; развивать свои способности, и, наконец, к суровым реалиям практической жизни.
Исходя из этого автором предлагается собственное определение бизнес-школы, которое позволит учесть стратегическую важность данного вида послевузовского образования для отечественной и мировой экономики.
Итак, бизнес-школа — это система послевузовского образования, направленная на формирование у обучающихся стойких навыков и компетентностей управления бизнесом в условиях нестабильности внешней среды, подтвержденных присвоением квалификационного уровня МБА, с целью подготовки конкурентоспособных на рынке труда менеджеров среднего и высшего звена.
Данное определение позволяет учесть не только организационную составляющую бизнес-школы, но и делает акцент на качественные характеристики результатов получения бизнес образования и компетентности выпускников.
Заключение. Итак, в России чрезвычайно важна проблема развития бизнес-образования в структуре послевузовского образования, которая ориентирована на удовлетворение потребностей личности, общества и государства. Критериями качества такого образования должны быть практическая полезность и создаваемая прибавочная стоимость.
Становление и развитие бизнеса в России во многом зависит от качественного уровня бизнес-образования и эффективности ее воздействия на экономику. Совершенствование бизнес-образования в России достаточно сложный и длительный процесс. Социально-экономические условия сегодняшнего дня требуют от менеджеров, помимо профессиональных знаний и умений, деловых навыков решения нетипичных проблем, экономического склада мышления, лидерства и предприимчивости.
Сформулированное автором определение бизнес-школы соответствует потребностям современной экономики и вызовам глобализации. Автором предлагается определять бизнес-школу не как учебное заведение либо организационную составляющую, а как систему послевузовского образования, направленную на подготовку высококвалифицированных специалистов.
1. Евенко Л. И. Обучение в течении всей жизни в бизнес-образование: современные тенденции / Л. И. Евенко, С. Р. Филонович, В. В. Годин // Бизнес-образование. — 2010. — № 4 (14). — С. 9–11.
3. Лайм Фаэй. Курс МВА по стратегическому менеджменту / Лайм Фаэй, Роберт Рэндел; [пер. с англ.]. — М.: Альпина Бизнес Букс, 2014. — 608 с.
Основные термины (генерируются автоматически): послевузовское образование, Россия, MBA, образовательное учреждение, управление бизнесом, учебное заведение, бизнес, высшее образование, менеджмент, развитие бизнес-образования.
Источник: moluch.ru
Глава 16. Бизнес-школы в дополнительном профессиональном образовании
Бизнес-школы — это сравнительно новая для России организационная форма дополнительного образования взрослых. Ее цель — дать практические знания, навыки и умения в области управления бизнесом лицам, уже имеющим высшее образование.
Бизнес-школы стали возникать в США в конце XIX в. Первый выпуск по программе МВА со стоялся в 1901 г. в бизнес-школе Дортмутского колледжа штата Нью-Хэмпшир (США). В Европе первые две бизнес-школы были открыты в Великобритании — в Лондоне и Манчестере в 1967 г. Позднее они появились и в других странах Западной Европы. В последнее время наблюдается бурный рост бизнес-образования в Азии.
По рейтингу журнала «Businessweek» за 2001 г. бизнес-школа Китайского университета Гонконга вошла в число 35 лучших в мире. Однако лидирующее по-; ложение по числу бизнес-школ и программ МВА по-прежнему занимают США, за ними идет Западная Европа. В США аккредитацией прог-I рамм МВА (Master of Business Administration) занимается AACSB (American Assembly of Collegiate Schools of Business — Американская ас-| самблея университетских школ бизнеса). В Западной Европе — EFMD > (European Foundation for Management Development — Европейский фонд:’ развития менеджмента), а также действующая в основном* странах Цент- ральной и Восточной Европы CEEMAN (Central and East European Management Development Association — Ассоциация развития центрально- и восточноевропейского менеджмента).
В России первые две бизнес-школы возникли еще во времена Совет-
! ского Союза, в 1988 г. при Министерстве внешнеэкономических связей и
: в Академии народного хозяйства. К настоящему времени в России насчи-
тывается около 150 бизнес-школ. Российские бизнес-школы имеют свою
ассоциацию — РАБО (Российская ассоциация бизнес-образования).
Поскольку обучение в бизнес-школе ориентировано на практику в области бизнеса и управления им, то очень важно, чтобы I абитуриенты имели достаточный практический опыт и знания в I этой области. В развитых странах все бизнес-школы требуют наличия 2- или даже 3-летнего опыта работы, правда, не обязательно на управленческих должностях — можно иметь, например, опыт работы в области бухгалтерского учета.
Сегодня основной контингент российских бизнес-школ — взрослые люди с опытом работы в бизнесе, которым необходимо повысить квалификацию. Возраст их колеблется от 25 до 40 лет, и большую часть составляют те, кому 30 — 35 лет. В зарубежных бизнес-школах состав обучающихся несколько моложе, их средний возраст — 25 — 30 лет.
Для поступления в американскую или британскую бизнес-школу необходимо успешно сдать GMAT (Graduate Management Admission Test — общеобразовательный тест на математические, вербальные и аналитические способности, являющиеся базовыми для управленческих навыков). Абитуриентам-иностранцам, желающим поступать в американские и британские бизнес-школы, необходимо также успешно пройти TOEFL (Test of English as a Foreign Language — тест на знание английского языка как иностранного) либо сдать приравненный к нему экзамен. Бизнес-школы других развитых стран Европы и Азии предлагают для абитуриентов аналогичные тесты. Еще одно важное требование — предоставление абитуриентом рекомендательных писем от работодателей.
Абитуриентов отечественных и зарубежных бизнес-школ может порадовать то, что в перечень требований и ограничений не входит специфика полученного образования. В бизнес-школу можно поступать с любым образованием — от музыкального до технического, от естественно-научного до военного.
Самая распространенная программа обучения в бизнес-школах — программа МВА (магистр в области делового администрирования). Определенный круг дисциплин, изучаемых в ее рамках, является обязательным, другие выбираются обучающимся по желанию.
В типичный набор обязательных дисциплин входят экономика, корпоративные финансы, финансовый бухучет, менеджерский бухучет, статистика, анализ и принятие решений, стратегический менеджмент, операционный менеджмент, организационное поведение и проектирование, управление человеческими ресурсами, менеджмент и развитие карьеры, международный бизнес. К необязательным часто относят курсы, затрагивающие углубленное изучение отдельных сторон бизнеса, его окружения, менеджмента. Число дополнительных курсов, предлагаемых для изучения на выбор, так называемых элективных, значительно превышает число обязательных. Благодаря элективным курсам бизнес-школы быстрее адаптируются к изменениям, происходящим в сфере менеджмента и бизнеса. Так, в последнее время в состав элективных включаются курсы, связанные с электронным бизнесом, осуществляемым через Интернет.
В программы МВА зарубежных бизнес-школ включена обязательная 3-месячная, нередко заграничная, стажировка в крупной компании и 3-месячное обучение по обмену в бизнес-школе другой страны. Российские бизнес-школы по номенклатуре базовых курсов программы МВА не уступают зарубежным бизнес-школам. Однако число предлагаемых элективных курсов во многих отечественных бизнес-школах существенно меньше.
Общая продолжительность обучения по программе МВА и предлагаемые типы форм обучения в целом совпадают в российских и зарубежных бизнес-школах. Обучение на дневной форме (full-time), как правило, составляет 2 года, иногда 1,5. На вечерней форме (part-time) оно длится от 2,5 до 5 лет.
Существуют программы executive-MBA для топ-ме неджеров также продолжительностью от 2,5 го 5 лет, некоторые из них построены по модульному принципу ie только в отношении содержания, но и продолжительности ос-юения. Наряду с программами МВА бизнес-школы в России и за >убежом предлагают программы pre-МВА, которые являются под—отовительными и предназначены в основном для людей, имеющее значительный перерыв в обучении. В ряде отечественных и (арубежных школ введены программы дистанционного обучения. Я в России, и за рубежом появляются первые пилотные проекты, эсуществляющие бизнес-обучение через Интернет.
Утвержденная Министерством образования Российской Федерацации программа МВА составляет 1200 академических часов. Однако следует пояснить, что в отечественных бизнес-школах аудиторные занятия — это в основном лекции, читаемые преподавателями.
В западных бизнес-школах лекциям отводится незначительная часть времени, основное внимание уделяется дискуссиям, в годе которых преподаватель организует обмен мнениями между лудентами и только в некоторых случаях подводит итог. Индиви-туальная и групповая работа вне аудитории — это прежде всего разработка различных проектов с последующей их защитой. В зарубежных бизнес-школах, которые подготавливают студентов к интенсивному ритму жизни менеджера, учебные нагрузки очень высоки. К тому же большая часть работы по поиску информации выполняется самостоятельно. В круглосуточно открытых компьютерных классах студенты дневной формы обучения занимаются до 10— 11 часов вечера.
В зарубежных школах накоплен значительный опыт разработки Case-study. Издаются руководства, содержащие большое количество различных примеров из практики. В ряде зарубежных бизнес-школ имеются фонды Case-study, в которые могут обращаться другие школы. На начальном этапе становления отечественных бизнес-школ приходилось впрямую использовать зарубежные Case-study, изменяя лишь имена и названия. К настоящему времени уже разработаны солидные руководства, основанные на примерах из практики российских предприятий.
И зарубежные, и отечественные бизнес-школы в большинстве случаев создавались на базе университетов и лишь впоследствии выделились в самостоятельные учреждения. Зарубежные бизнес-школы успели пройти большой путь, и их кадры — это, в отличие от российских бизнес-школ, не университетские преподаватели, а люди с опытом работы в бизнесе.
Они не только преподают в бизнес-школах, но и консультируют, проводят исследования по заказу. Часто их лекции и книги построены на результатах подобных консультаций и исследований.
Кроме того, следует отметить, что финансирование западных бизнес-школ большей частью состоит из заказов на исследовательские разработки, тогда как бюджет российских бизнес-школ формируется главным образом из оплаты за обучение, что для западных бизнес-школ было характерно на начальном этапе их становления. Видимо, в будущем и в российских бизнес-школах основным источником финансирования станет их исследовательская и консультационная работа. Еще одна перспектива для растущего сообщества российских бизнес-школ — это появление корпоративных бизнес-школ крупных российских предприятий. Подобные объединения уже давно успешно работают в США.
Российские бизнес-школы еще очень молоды, но их развитие идет достаточно интенсивно и в качественном, и в количественном плане. Конечно, они являются частью рыночной экономики и не могут не испытывать ее кризисы, но практика показала, что многие из них научились успешно их преодолевать.
Задание и вопросы для самоконтроля
1. Опишите специфику бизнес-школы как организационной формы образования.
2. Какие требования выдвигаются российскими и западными бизнес-школами при приеме студентов?
3. На что ориентированы учебные программы бизнес-школ?
4. Что такое Case-study?
5. В чем различие форм работы со студентами в российских и западных бизнес-школах?
Источник: mydocx.ru
Бизнес-школы в дополнительном профессиональном образовании
Бизнес-школы — это сравнительно новая для России организационная форма дополнительного образования взрослых. Ее цель — дать практические знания, навыки и умения в области управления бизнесом лицам, уже имеющим высшее образование.
Бизнес-школы стали возникать в США в конце XIX в. Первый выпуск по программе МВА со стоялся в 1901 г. в бизнес-школе Дортмутского колледжа штата Нью-Хэмпшир (США). В Европе первые две бизнес-школы были открыты в Великобритании — в Лондоне и Манчестере в 1967 г. Позднее они появились и в других странах Западной Европы. В последнее время наблюдается бурный рост бизнес-образования в Азии.
По рейтингу журнала «Businessweek» за 2001 г. бизнес-школа Китайского университета Гонконга вошла в число 35 лучших в мире. Однако лидирующее положение по числу бизнес-школ и программ МВА по-прежнему занимают США, за ними идет Западная Европа.
В США аккредитацией программ МВА (Master of Business Administration) занимается AACSB (American Assembly of Collegiate Schools of Business — Американская ассамблея университетских школ бизнеса).
В Западной Европе — EFMD (European Foundation for Management Development — Европейский фонд: развития менеджмента, а также действующая в основном* странах Центральной и Восточной Европы CEEMAN (Central and East European Management Development Association — Ассоциация развития центрально- и восточноевропейского менеджмента).
В России первые две бизнес-школы возникли еще во времена Советского Союза, в 1988 г. при Министерстве внешнеэкономических связей и в Академии народного хозяйства. К настоящему времени в России насчитывается около 150 бизнес-школ. Российские бизнес-школы имеют свою ассоциацию — РАБО (Российская ассоциация бизнес-образования).
Поскольку обучение в бизнес-школе ориентировано на практику в области бизнеса и управления им, то очень важно, чтобы I абитуриенты имели достаточный практический опыт и знания в I этой области. В развитых странах все бизнес-школы требуют наличия 2- или даже 3-летнего опыта работы, правда, необязательно на управленческих должностях — можно иметь, например, опыт работы в области бухгалтерского учета.
Сегодня основной контингент российских бизнес-школ — взрослые люди с опытом работы в бизнесе, которым необходимо повысить квалификацию. Возраст их колеблется от 25 до 40 лет, и большую часть составляют те, кому 30 — 35 лет. В зарубежных бизнес-школах состав обучающихся несколько моложе, их средний возраст — 25 — 30 лет.
Для поступления в американскую или британскую бизнес-школу необходимо успешно сдать GMAT (Graduate Management Admission Test — общеобразовательный тест на математические, вербальные и аналитические способности, являющиеся базовыми для управленческих навыков).
Абитуриентам-иностранцам, желающим поступать в американские и британские бизнес-школы, необходимо также успешно пройти TOEFL (Test of English as a Foreign Language — тест на знание английского языка как иностранного) либо сдать приравненный к нему экзамен.
Бизнес-школы других развитых стран Европы и Азии предлагают для абитуриентов аналогичные тесты. Еще одно важное требование — предоставление абитуриентом рекомендательных писем от работодателей.
Абитуриентов отечественных и зарубежных бизнес-школ может порадовать то, что в перечень требований и ограничений не входит специфика полученного образования. В бизнес-школу можно поступать с любым образованием — от музыкального до технического, от естественно-научного до военного.
Самая распространенная программа обучения в бизнес-школах — программа МВА (магистр в области делового администрирования). Определенный круг дисциплин, изучаемых в ее рамках, является обязательным, другие выбираются обучающимся по желанию.
В типичный набор обязательных дисциплин входят экономика, корпоративные финансы, финансовый бухучет, менеджерский бухучет, статистика, анализ и принятие решений, стратегический менеджмент, операционный менеджмент, организационное поведение и проектирование, управление человеческими ресурсами, менеджмент и развитие карьеры, международный бизнес.
К необязательным часто относят курсы, затрагивающие углубленное изучение отдельных сторон бизнеса, его окружения, менеджмента. Число дополнительных курсов, предлагаемых для изучения на выбор, так называемых элективных, значительно превышает число обязательных.
Благодаря элективным курсам бизнес-школы быстрее адаптируются к изменениям, происходящим в сфере менеджмента и бизнеса. Так, в последнее время в состав элективных включаются курсы, связанные с электронным бизнесом, осуществляемым через Интернет.
В программы МВА зарубежных бизнес-школ включена обязательная 3-месячная, нередко заграничная, стажировка в крупной компании и 3-месячное обучение по обмену в бизнес-школе другой страны. Российские бизнес-школы по номенклатуре базовых курсов программы МВА не уступают зарубежным бизнес-школам. Однако число предлагаемых элективных курсов во многих отечественных бизнес-школах существенно меньше.
Общая продолжительность обучения по программе МВА и предлагаемые типы форм обучения в целом совпадают в российских и зарубежных бизнес-школах. Обучение на дневной форме (full-time), как правило, составляет 2 года, иногда 1,5. На вечерней форме (part-time) оно длится от 2,5 до 5 лет.
Существуют программы executive-MBA для топ-менеджеров также продолжительностью от 2,5 го 5 лет, некоторые из них построены по модульному принципу ie только в отношении содержания, но и продолжительности осения. Наряду с программами МВА бизнес-школы в России и зарубежом предлагают программы pre-МВА, которые являются подготовительными и предназначены в основном для людей, имеющее значительный перерыв в обучении.
В ряде отечественных и зарубежных школ введены программы дистанционного обучения. Я в России, и за рубежом появляются первые пилотные проекты, осуществляющие бизнес-обучение через Интернет.
Утвержденная Министерством образования Российской Федерацации программа МВА составляет 1200 академических часов. Однако следует пояснить, что в отечественных бизнес-школах аудиторные занятия — это в основном лекции, читаемые преподавателями. В западных бизнес-школах лекциям отводится незначительная часть времени, основное внимание уделяется дискуссиям, в годе которых преподаватель организует обмен мнениями между лудентами и только в некоторых случаях подводит итог.
Индивидуальная и групповая работа вне аудитории — это прежде всего разработка различных проектов с последующей их защитой. В зарубежных бизнес-школах, которые подготавливают студентов к интенсивному ритму жизни менеджера, учебные нагрузки очень высоки. К тому же большая часть работы по поиску информации выполняется самостоятельно. В круглосуточно открытых компьютерных классах студенты дневной формы обучения занимаются до 10— 11 часов вечера.
Case-study бывают одноэтапными и многоэтапными, с ясно прописанными вариантами действий и с неоконченными сценариями. Но все они — плод часто многодневной работы преподавателя бизнес-школы, связанной с анализом деятельности конкретного предприятия.
В зарубежных школах накоплен значительный опыт разработки Case-study. Издаются руководства, содержащие большое количество различных примеров из практики. В ряде зарубежных бизнес-школ имеются фонды Case-study, в которые могут обращаться другие школы.
На начальном этапе становления отечественных бизнес-школ приходилось впрямую использовать зарубежные Case-study, изменяя лишь имена и названия. К настоящему времени уже разработаны солидные руководства, основанные на примерах из практики российских предприятий.
И зарубежные, и отечественные бизнес-школы в большинстве случаев создавались на базе университетов и лишь впоследствии выделились в самостоятельные учреждения. Зарубежные бизнес-школы успели пройти большой путь, и их кадры — это, в отличие от российских бизнес-школ, не университетские преподаватели, а люди с опытом работы в бизнесе.
Они не только преподают в бизнес-школах, но и консультируют, проводят исследования по заказу. Часто их лекции и книги построены на результатах подобных консультаций и исследований. Кроме того, следует отметить, что финансирование западных бизнес-школ большей частью состоит из заказов на исследовательские разработки, тогда как бюджет российских бизнес-школ формируется главным образом из оплаты за обучение, что для западных бизнес-школ было характерно на начальном этапе их становления.
Видимо, в будущем и в российских бизнес-школах основным источником финансирования станет их исследовательская и консультационная работа. Еще одна перспектива для растущего сообщества российских бизнес-школ — это появление корпоративных бизнес-школ крупных российских предприятий. Подобные объединения уже давно успешно работают в США.
Российские бизнес-школы еще очень молоды, но их развитие идет достаточно интенсивно и в качественном, и в количественном плане. Конечно, они являются частью рыночной экономики и не могут не испытывать ее кризисы, но практика показала, что многие из них научились успешно их преодолевать.
Статьи по теме
- Профессия андрагог
- Музейная педагогика для взрослых
- Образовательный туризм
- Взрослый как читатель
- Образовательно-просветительские возможности досуга
- Семейное образование в России
- Народные университеты
- Возможности дистанционного обучения в образовании взрослых
- Модульное обучение как технология и форма образования взрослых
Источник: student-servis.ru