1. Цель и задачи страхования
Защита является целью страхования. Основную цель страховой деятельности можно определить как удовлетворение общественной потребности в надежной страховой защите от случайных опасностей, соответствующей общепринятым требованиям по финансовой надежности. Не менее важной целью страхования с макроэкономической позиции является аккумуляция денежных средств, уплаченных множеством страхователей, и инвестирование их в экономику. Инвестиционная эффективность страховой деятельности гораздо выше банковской, поскольку страхование обеспечивает долговременные инвестиции.
Степень достижения основной цели и будет определять эффективность страховой деятельности. Для количественной оценки эффективности можно использовать степень охвата страховой защитой различных объектов, подверженных рискам, и уровень страхового обеспечения по каждому объекту.
Цели страхования достигаются посредством осуществления страховой деятельности: коммерческой, преследующей получение прибыли, и некоммерческой – как в социальном или взаимном страховании.
Сущность, принципы и роль страхования
Страхование защищает имущественные интересы граждан и предприятий от отрицательных последствий страховых событий, обеспечивает продолжение хозяйственной деятельности предприятий и непрерывность общественного воспроизводства. В этом и проявляется защитная роль страхования.
Если бы отсутствовало страхование, то все финансовые тяготы всевозможных бедствий возлагались на государство, так как именно оно является последней инстанцией, к которой обращается за помощью отчаявшийся человек. Существующая система коммерческого и взаимного страхования освобождает государство от значительных финансовых затрат. В этом проявляется сберегающая роль страхования.
Система страхования представляет собой организованную форму централизации и концентрации капитала, который складывается из страховых взносов (премий), уплачиваемых клиентами страховым компаниям. В этом проявляется инвестиционная роль страхования.
Согласно ФЗ «Об организации страхового дела в Российской Федерации» целью организации страхового дела является обеспечение защиты имущественных интересов физических и юридических лиц, РФ, субъектов РФ и муниципальных образований при наступлении страховых случаев.
Задачами организации страхового дела являются:
1) проведение единой государственной политики в сфере страхования;
2) установление принципов страхования и формирование механизмов страхования, обеспечивающих экономическую безопасность граждан и хозяйствующих субъектов на территории РФ.
- Альтернативная медицина
- Астрономия и Космос
- Биология
- Военная история
- Геология и география
- Государство и право
- Деловая литература
- Домашние животные
- Домоводство
- Здоровье
- История
- Компьютеры и Интернет
- Кулинария
- Культурология
- Литературоведение
- Математика
- Медицина
- Научная лит. — прочее
- Обществознание
- Педагогика
- Политика
- Психология
- Религиоведение
- Сад и огород
- Самосовершенствование
- Сделай сам
- Спорт
- Технические науки
- Транспорт и авиация
- Учебники
- Физика
- Философия
- Химия
- Хобби и ремесла
- Шпаргалки
- Эзотерика
- Юриспруденция
- Языкознание
Источник: www.razlib.ru
Что такое страхование и зачем оно нужно? | Moliyaviy savodxonlik | Молиявий саводхонлик
6.2. Цели страховой компании. Структура целей. Основные, вспомогательные, побочные цели.
Система целей страховой компании. Ориентация структуры на систему целей. С точки зрения оптимального построения структуры страховой компании, наиболее перспективным представляется метод структуризации предприятия в соответствии с системой его целей, который мы и будем использовать в дальнейшем. Как представляется, он является единственным по-настоящему универсальным, научно обоснованным и логически понятным методом правильного построения организационной структуры страховщика. Это связано с тем, что максимальную эффективность структуры компании можно обеспечить только в случае наибольшей ориентации ее структуры на достижение стоящих перед ней конечных, общих задач.
Выше уже упоминалось, что структура компании – это не более, чем инструмент, при помощи которого достигаются определенные цели. Поэтому структура страховщика должна быть в максимальной мере ориентирована на их достижение. В этом состоит основной секрет оптимального структурного управления страховой компанией. Все прочие методы и подходы, используемые в практике структурной оптимизации, которые основаны на эмпирическом исследовании организации предприятия, не содержат в себе универсального алгоритма построения оптимальной структуры страховой компании. Это объясняется тем, что данные методы лишены опоры на конечную цель фирмы, они также не содержат критерия повышения эффективности компании – максимально полного осуществления стоящих перед ней целей.
Существует два основных подхода к структуризации страховой компании — «снизу вверх» и «сверху вниз» При проведении структурной оптимизации в качестве основного должен применяться подход “сверху вниз”. Выбор этого подхода определяется приоритетом целей более высокого иерархического уровня – т.е. тех, которые актуальны для компании в целом, над целями более низкого уровня (актуальными для отдельных подразделений фирмы). В то же время, нельзя игнорировать и подход «снизу вверх». Дело в том, что именно низовые структуры страховой компании заняты практической реализацией поставленных перед компанией целей, так как именно они работают с потребителями, обеспечивая сбыт страховой продукции, а также обслуживание страхователей на стадии прохождения договора и урегулирования страховых событий. В связи с этим их интересы должны достаточно полно учитываться при построении вышестоящей системы управления страховой компании, а также при структуризации подразделений, обслуживающих сбыт, что достигается использованием подхода «снизу вверх».
Организации можно рассматривать как группы людей, деятельность которых сознательно направляется и координируется для достижения общей цели. Предприятия, как правило, имеют целый набор взаимосвязанных целей. Так, все страховые компании ставят перед собой комплекс задач, к которым относятся в том числе максимизация прибыли для акционеров, эффективное инвестирование временно свободных средств, предоставление клиентам комплекса страховых услуг, повышение качества, а также снижение цен на свою страховую продукцию. Главной из них является максимизация финансового результата страховщика в явном, денежном или неденежном выражении.
Деление системы целей. Как правило, в системе целей можно выделить основную, вспомогательные, а также побочные цели. Основная цель организации — это главное заявленное устремление ее учредителей или акционеров. Вспомогательные цели — это составляющие, на которые распадается главная цель в процессе деятельности организации.
А побочные цели возникают в структуре организации как нежелательное, но неизбежное следствие ее функционирования. Применительно к страховой компании чаще всего основной заявленной целью совладельцев (акционеров) является получение максимально возможной долгосрочной прибыли путем предоставления страховых услуг физическим и юридическим лицам. Иногда цель фирмы определяется неприбыльной мотивацией. Это вовсе не означает, что фирму не интересуют ее финансовые дела. Любое коммерческое предприятие может существовать только в условиях его положительной или как минимум нулевой доходности. Только вместо максимизации дохода рост нормы прибыли выражен в других показателях, таких как
- удовлетворенность потребителя услуг;
- завоевание позиции на рынке и рыночного лидерства;
- условия благосостояния работающих;
- имидж организации;
- минимизация издержек производства и т.д.
Источник: studfile.net
Понятие страхования; Цель и задачи страхового дела
Страхование является самостоятельным звеном финансовой системы Российской Федерации. Страхование определяется как «обеспечение от возможного ущерба путем периодических взносов специальному учреждению, которое выплачивает денежное возмещение в случае такого ущерба».
В экономическом аспекте страхование представляет собой систему экономических отношений по поводу образования централизованных и децентрализованных резервов денежных и материальных средств, необходимых для покрытия непредвиденных нужд общества и его членов.
С материальной точки зрения в ходе страхования создаются денежные (материальные) фонды специализированных учреждений — страховщиков, используемые для возмещения ущерба, причиненного стихийными бедствиями, несчастными случаями, а также в связи с наступлением определенных событий.
Основой организации и правового регулирования страховых отношений и деятельности страховых предприятий в России стал Закон Российской Федерации от 27 ноября 1992 г. «О страховании»». В нем впервые дается правовое понятие страхования: это отношения по защите имущественных и личных интересов физических и юридических лиц при наступлении определенных событий (страховых случаев) за счет денежных фондов, формируемых из уплачиваемых ими страховых взносов (ст. 2).
Характерными чертами страхования являются:
1. Не постоянный, а вероятностный характер отношений. При страховании нельзя заранее предусмотреть ни время наступления страхового случая (определенного события, с которым связано возмещение потерь страхователю), ни размер причиненных убытков.
2. Возвратность средств. Страховые платежи после объединения их в страховой фонд подлежат (за вычетом расходов за услуги страховой компании) выплате самим же страхователям. Размер выплат конкретному страхователю при данной форме страхования (в отличие от социального) может зависеть не только от величины потерь, но и от условий конкретного страхового договора, например от размера страховых платежей, срока договора и т.д. Возврат средств, согласно среднестатистическим данным, осуществляется, как правило, по истечении пяти — десяти лет после их внесения.
3. Строго очерченный (замкнутый) характер перераспределительных отношений. Перераспределительные отношения при страховании заключаются в том, что сумма ущерба, подлежащая возмещению при наступлении страхового случая, распределяется между всеми участниками этих отношений.
4. Целевое использование создаваемого фонда.
Предупредительная функция страхования заключается в том, что страховые компании вправе использовать временно свободные средства страхователей на проведение широкой системы профилактических мероприятий, направленных на предупреждение наступления возможных убытков страхователей.
Восстановительная (защитная) функция страхования проявляется в том, что в случае наступления страхового случая и выплаты определенной, обусловленной договором денежной суммы происходит полное или частичное погашение (восстановление) потерь, понесенных юридическими или физическими лицами.
Страхование может выполнять и сберегательную функцию. Это происходит тогда, когда оно используется как средство обеспечения защиты не только личных и имущественных потерь, но и самих денежных средств, вложенных в качестве страховых платежей.
Контрольная функция как основная функция финансов присуща и страхованию. Она проявляется в том, что страховые платежи аккумулируются в страховой фонд на строго определенные цели, используются в строго определенных случаях и строго определенным кругом субъектов.
По определению современного толкового словаря СТРАХОВАНИЕ определяется как «отношения по защите имущественных интересов физических и юридических лиц при наступлении определенных событий (страховых случаев) за счет денежных фондов, формируемых из уплачиваемых ими страховых взносов (страховых премий)». По российскому праву страхование может осуществляться в добровольной и обязательной формах. Добровольное страхование осуществляется на основе договора, обязательное — в силу закона. Страховщиками являются юридические лица любой организационно-правовой формы, предусмотренной законодательством РФ, созданные для осуществления страховой деятельности (страховые организации и общества взаимного страхования) и получившие соответствующую лицензию.
По определению, данному в ст. 2 Федерального закона Об организации страхового дела в РФ (с изменениями на 20 июля 2004 г.):
«Страхование — отношения по защите интересов физических и юридических лиц, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований при наступлении определенных страховых случаев за счет денежных фондов, формируемых страховщиками из уплаченных страховых премий (страховых взносов), а также за счет иных средств страховщиков».
Страховая деятельность (страховое дело) — сфера деятельности страховщиков по страхованию, перестрахованию, взаимному страхованию, а также страховых брокеров, страховых актуариев по оказанию услуг, связанных со страхованием, с перестрахованием.
Страхование осуществляется в форме добровольного страхования и обязательного страхования.
Добровольное страхование осуществляется на основании договора страхования и правил страхования, определяющих общие условия и порядок его осуществления. Правила страхования принимаются и утверждаются страховщиком или объединением страховщиков самостоятельно в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и Законом Об организации страхового дела в РФ и содержат положения о субъектах страхования, об объектах страхования, о страховых случаях, о страховых рисках, о порядке определения страховой суммы, страхового тарифа, страховой премии (страховых взносов), о порядке заключения, исполнения и прекращения договоров страхования, о правах и об обязанностях сторон, об определении размера убытков или ущерба, о порядке определения страховой выплаты, о случаях отказа в страховой выплате и иные положения.
Условия и порядок осуществления обязательного страхования определяются федеральными законами о конкретных видах обязательного страхования.
Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:
Источник: studopedia.ru